Что такое умение, навык. Формирование умений. Знание умение навык


Знания, умения, навыки

Для тренера жизненно важно разбираться в особенностях самого процесса обучения. В частности – понимать разницу между знаниями, умениями и навыками.

Знания

Чтобы что-то сделать, человеку нужно знать с чего начинать, куда продолжать и как заканчивать. Это и есть знания – сведения о предметах и процессах.

Причём, чем сложнее дело, тем больше знаний нужно. Чтобы выкопать канаву, знаний нужно мало. А вот сделать сайт – это уже серьёзная задача.

При освоении знаний в работе тренеру важно:

 

  1. Начинать с общей картины. Помогите участнику увидеть сначала всю структуру целиком и укажите, что на ней главное.
  2. Углубляться постепенно. От общего переходите к частному, от структуры к элементам.
  3. Применять обобщающие схемы. Схемы, обобщения в красивых метафорах («уверенность похожа на дом: в ней есть фундамент – положительная самооценка» и так далее) помогают участникам лучше запоминать.

Выполнять эти правила не просто, но зато тренинги, построенные с их учётом, выглядят серьёзнее и оказываются полезнее для участников.

НАВЫКИ

Навыки – это автоматическое выполнение действия для достижения определённой цели.

Между навыком и простым автоматизмом есть существенная разница – навык всегда сознательное действие. Например, когда человек незаметно для себя начинает грызть ногти – это автоматизм. А вот езда на автомобиле – навык (невозможно поехать на автомобиле без участия сознания; а ногти грызть – можно).

Навыки формируются относительно долго и – это очень важно! – только если внимание человека направлено на цель, ради которой навыки формируются.

Возьмём пример с вождением машины. Если человек садится в машину и начинает просто крутить руль, у него навык не сформируется. А вот если он крутит руль, чтобы поворачивать и доехать, куда надо, вот тогда навык будет формироваться.

Любопытно, что навык развивается бесконечно. Всегда можно что-то улучшить, всегда есть, куда расти.

При этом рост навыка – скачкообразен. Изменения накапливаются незаметно, а потом р-раз – и выход на новый уровень. И бывает, что перед скачком случается ухудшение. Это – верный признак, что скоро будет быстрый рост.

Ну и конечно, большинство навыков формируются не за один день. Требуется иногда несколько месяцев упорной работы, чтобы навык появился.

УМЕНИЯ

Умение — это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Обычно говорят, что умение – это начальная стадия навыка, но это не так. Наоборот, умения образуются на базе навыков (и, конечно, знаний). Навык – составная часть умения.

Сложно выполнить работу в новых условиях, если не обладать навыками. Представьте человека, который только-только сел за руль и научился ездить по пустому автодрому. Если его выпустить на улицу с оживлённым движением (новые условия), сколько он проедет без аварии?

Другое дело, если он уже наловчился ездить по автодрому. Теперь можно отправляться в новые условия (лучше, конечно, на дорогу с минимальным движением).

Важно помнить, вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут. См. выше пример про обучение вождению.

Высший уровень развития умения – это мастерство. Когда человек легко, быстро и качественно выполняет сложную работу, мы понимаем – он мастер. Чтобы стать мастером, нужно много трудиться, но результат себя, безусловно, окупает.

 

Автор статьи: Павел Зыгмантович -  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Читайте новую статью Павла Зыгмантовича "Игры для тренинга, игровые методы в тренинге".

Вам понравилась статья? Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!   

  • Успех

    Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"

    Мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

    Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

    Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

    Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин. ) и подробный блок теории к упражнению.

  • trenerskaya.ru

    1.3. Знания, умения, навыки (зун)

    Знания и их классификация. Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.

    По локализации отражения выделяют:

    индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

    общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

    Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

    По форме отражения ЗУН выделяют:

    -   знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

    -   образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

    -   вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;

    -   процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

    Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

    По психологическому уровню выделяют: знание - узнавание, - воспроизведение, - понимание, — применение, - автоматические действия, — отношение и знание - потребность.

    По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, связи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.

    Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти - фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).

    Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.

    Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие — не то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.

    Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности - умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.

    Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык -это автоматизированное умение.

    Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).

    ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности - способам умственных действий.

    studfiles.net

    Знания, умения, навыки, в чем разница?

    Любой процесс обучения направлен на усвоение какой-то информации, которая в итоге станет умением, навыком или знанием. Какая разница между такими понятиями как знания, умения и навыки? Понятие навыки чаще всего ассоциируется у людей с физической работой. Например, если нужны натяжные потолки г чехов, то навыки не помогут, если вы не специалист в этой области, но помогут знания, которые помогут найти специалиста.

    Знания, умения и навыки тесно между собой связаны и в принципе можно было их отнести к одной единой категории по смыслу, если бы не отличия. Эти понятия отличаются по смыслу. Знания это информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Наличие каких-то теоретических знаний это еще не показатель, что человек сможет олицетворять это на практике. Навыки это способность человека осуществлять определенные действия почти на подсознательном уровне, то есть, не особо задумываясь. Для того, чтобы получить какие-то навыки необходимо повторить действие большое количество раз, что сформирует привычку осуществления действия.

    Умения это более сложное понятие, которое указывает на совместное применение знаний и навыков для реализации конкретной задачи. Умения приобретаются тоже со временем и подразумевают применение теоретических знаний на практике при уже выработанных навыках. Можно рассмотреть навык как подкатегорию умения. Какая все же связь между этими понятиями? Эти понятия частично зависимы друг от друга и могут порождать друг друга.

    Таким образом, если отработать некое действие до уровня навыков, можно механически осуществлять действие, а при этом работать над получением новых знаний, которые потом превратятся в навыки и умения. Навыки приобретаются только путем постоянного применения каких-то знаний на практике, то есть навыки порождаются действиями. Польза навыков заключается в том, что они ускоряют процесс достижения цели, за счет чего освобождают время для дальнейшего развития и формирования.

    Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

    reshit.ru

    Знание, умение и навыки - Общая психология Библиотека русских учебников

    Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное назначение знаний - организовывать и регулировать практическую ди ияльнистть.

    Знание - это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания

    Знание и действие тесно переплетены. Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде вс это получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать. Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде знакомимся с инструкцией по его использованию. На основании ин рукции движения откладываются в виде двигательных представлений. Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом. Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним. Эти знания можно получить из специальной литературы и использовать их, работая с устройствомистроєм.

    Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Выполнение деятельности невозможно без знаний

    Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности является умение и навыки. Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие вв полагают, что умение возникают раньше навичок.

    Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умение. Так, умение иногда сводят к знанию определенного дела, понимание последовательности ее выполнения. Однако это еще не умение, а лишь предпосылка для его возникнут ние. Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой. Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым д освидом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка. Элементарные умения - это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обхождении с предметом. Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний. Умение - мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широ кого круга знаний. Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельностьяльність.

    Итак, умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в главных промежуточных п пунктах и ??конечной целейі.

    Существование большого количества видов деятельности обусловливает существование соответствующего количества умений. Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, плана. Уват и контролировать деятельность и т.п.), так и отличительные особенности, которые обуславливаются содержанием того или иного вида деятельностиі.

    Поскольку деятельность состоит из разнообразных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений. Чем сложнее деятельность, чем совершеннее есть механизмы и устройства, которыми необходимо в управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человеки.

    Навык - это действие, сформирована путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля

    навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать и автоматизированный компонент диї.

    В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для н нее способы ее выполнения, не сосредотачивая специально внимания на выполнении отдельных операции.

    Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а сп прямовуеться на выполнение сложных задач.

    При автоматизации действий и операций их превращения в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, который называю ют умением (например, сложная система движений пишущего текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные и движения исчезают, а количество ошибочных резко падаетає.

    Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивной. Скорость выполнения д действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной. Все это происходит в результате упражнений и тренировокнь.

    Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал. НО. Бернштейн переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизмму.

    Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от уз згоджености к противодействию, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, принадлежащих к одной навыки, отвечает знает системе движений, принадлежащих к другой навыки б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец ь одной навыки являются фактическим началом другой и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, принадлежащих к одной навыки, супер чить, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыки б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, принадлежащих к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении новой навыки автоматически возникают движения, характерн и для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для новой навыки) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом. При полном автоматы зации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезаетикає.

    Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того в, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизму.

    Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем за регуляцию таких действий осуществляется оптим минимальной управление умениями. Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, т.е. получение в результате надежного итоге действия. Само действие в структуре умения контролируется за ее целью. Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держание карандаша в руке и выполнение элементарных движений ру кой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, которые меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы. Так, умение делать что-либо руками означ ае, что человек, имеющий такие умения, будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет са вміє сам.

    Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохранил теряя при этом неизменным конечный результат. Умелая человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими учеб ними средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуацииї.

    Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль-это главное, что отличает умение в от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозгазку.

    Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть спе ециальни виды деятельности (например, спортивные), вполне построены на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информ ацию. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они проявляются в способности человека анализировать и, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки всего проявляются в творческой работе, связанной с оде ржание идеального продукта мысли. Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. Именно на их примере можно продемонстрировать формирование и проявление умений ь в чистом видеу вигляді.

    Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки. ВМИ инь и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качествасті.

    Еще один элемент деятельности - привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какого-либо ь задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка есть негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения. В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не завж ди является разумной и полезной (вредные привычки). Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, имеющими положительное влияние на фо рмування личности в целомагалом.

    uchebnikirus.com

    Что такое умение, навык. Формирование умений :: SYL.ru

    Мы часто сталкиваемся с такими терминами, как «знание», «умение», «навыки». Но никто не задумывался о том, что они имеют разное значение, хотя имеют тесную взаимосвязь между собой. Поговорим о них, о формировании умений и многом другом.

    Что такое умение?

    Это реализация на практике какого-либо действия в новых условиях, на основе полученных знаний и приобретенных навыков, как правило, с эффективным результатом.

    Что такое умение? Обычно считают начальным этапом навыка. Но это заблуждение, безусловно, навык является его частью, и именно на нем и на знании базируется умение.

    Невозможно качественно выполнить работу без определенных навыков и знаний. К примеру, взять десятилетнего юношу, который никогда не занимался профессионально хоккеем, а только играл с мальчишками на озере, но выпусти его на ледовую арену на настоящий матч, сможет ли играть в новых условиях? Конечно, нет. Не хватает опыта.

    Если же начнет посещать секцию и наловчится, тренер сможет его выпускать на лед во время игры. Тут, главное, запомнить, что без целенаправленной работы ни знания, ни тем более навыки не будут формироваться.

    Вершиной развития умения является мастерство. В продолжение нашего примера, мастер – это человек, который качественно выполняет свою работу на высшем уровне. Чтобы стать таким выдающимся хоккеистом, как Александр Овечкин, нужно трудиться упорно и до изнеможения.

    Итак, теперь мы знаем, что такое умение. Оно формируется только в процессе деятельности, целенаправленной с применением усердия. Чтобы развить умение плавать, необходимо идти в бассейн и учиться этому.

    Плавно переходим к тандему навыка и умения

    Навык – это действие, которое выполняется в автоматическом режиме, для достижения поставленной цели. Тут следует отметить, что навыки и умение выступают в тандеме.

    Умение отличается способностью при помощи знания обдумывать конкретную ситуацию, продумывать дальнейший план действий для достижения цели, координировать и следить за процессом выполнения. Умение подключает в работу все относящиеся сюда навыки индивида.

    Простые умения за счет качественных тренировок превращаются в автоматизированные действия, и плавно переходят в навыки. А последние, в свою очередь, это машинально выполняемые действия без детального контроля. В связи с этим бытует мнение, что навык – это автоматически воспроизводимое умение. Поговорим о создании последнего.

    Этапы развития

    Формирование умений и навыков – процедура длительная, занимает много времени. Понадобится не год, самосовершенствоваться можно в течение всей жизни.

    Определить уровень владения какого-либо действия учеником можно при помощи следующей классификации:

    · Нулевая ступень. Обучающийся, вообще, не владеет действием. Умения также отсутствуют.

    · Первая. Имеет понятие о характере действия, но без помощи учителя его не выполнит.

    · Вторая. В состоянии выполнить самостоятельно, но только по образцу, подражая преподавателю и коллегам.

    · Третья. Уже без посторонней помощи выполняет действие осознанно.

    · Четвертая завершающая. Произошло удачное формирование навыков, действие осуществляется на автоматическом уровне.

    Итак, мы рассмотрели этапы развития навыков и умений.

    А что такое знание?

    Навыки, знания и умения – тесно взаимосвязанная троица. Все логично, чтобы осуществить игровой, трудовой или учебный процесс необходимо обладать определенными знаниями в соответствующей области. Это информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Но имея определенный умственный багаж, не значит, что его с легкостью можно реализовать на практике. К примеру, первоклашки к концу учебного года знают как, и могут писать, но не владеют навыком письма. Как уже говорили выше, навыки и умение тесно взаимосвязаны. Для формирования последнего, нужно знать, каким способом действовать и понимать, что для этого необходимо.

    Теперь мы знаем, что такое умение и знание, а навыки – это действия, которые выполняются на подсознательном уровне, то есть автоматически. Для этого нужно много раз повторять одно и то же упражнение, чтобы сформировать привычку осуществления данного действия.

    Напоследок поговорим о саморазвитии

    Люди обучаются в процессе всей жизни. Но как оказалось, большинство владеют знаниями без понимания. Оценить уровень навыков, знаний и умений можно только по результатам совершенного действия.

    Допустим, знания учеников посредством тестов-опросов, рефератов и докладов проверяется поверхностно. В отличие от профессиональных знаний и умений, потому что в этом случае, их качество будет влиять на результат работы. Допустим, медики, авиаконструкторы, сварщики, инженеры-атомщики и другие специалисты, в руках которых оказываются судьбы живых людей, должны владеть мастерством безупречно и многократно проверяться экзаменаторами дол начала профессиональной деятельности.

    Итак, еще раз поговорим об отличиях понятий. Знание – это просто информация, которая получена человеком без осознания, куда ее применить, без глубинного понимания процессов, которые происходят с применением этих знаний. Мы можем много знать, но не все уметь.

    Знания необходимо научиться применять. И чем больше будет умений приобретено, тем лучше человек станет проявлять свою приспособленность в любой ситуации. А навыки – это другой более качественный уровень знаний и умений. Добиться мастерства можно только при помощи упорного труда. И еще, важно не сколькими умениями ты обладаешь, а какие в состоянии применить.

    www.syl.ru

    Чем отличается навык от умения и как они формируются

    Ученые до сих пор не договорились о том, что первично: навыки формируются на основе умений или, наоборот — умения на основе навыков. Пока спорят ученые-теоретики, мы попробуем усвоить, чем отличается навык от умения на практике. А для тех, кто занимается воспитанием детей, обучением специалистов в любой области деятельности, важно знать, как же быстро и правильно сформировать у них жизненные и трудовые навыки и умения.

    Умения — это…

    Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.

    Чем отличается навык от умения? Умение требует:

    • сознательного отношения к планированию своих действий для достижения результата;
    • знаний о свойствах, качествах объекта труда и приемов работы с ним;
    • навыков работы с инструментом, вспомогательными материалами.

    То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки - основа формирования умений.

    Что такое навыки

    Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

    Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

    Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

    Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке.

    Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

    Виды навыков и умений

    Определение вида навыка связано с деятельностью человека. Из четырех видов навыков (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные) наибольшим и частым изменениям подвергаются коммуникативные, поскольку правила общественной жизни быстро меняются самими людьми в соответствии с социально-историческими изменениями в стране и в мире.

    Смешанные навыки сочетают в себе несколько видов: работа на компьютере требует сочетания интеллектуальных навыков (чтение и запись текста), двигательных (печатание). Особо выделяются общеучебные.

    Сначала они вырабатываются в процессе обучения какому-либо предмету, но затем используются во многих сферах деятельности. В быту, например, мы свободно пользуемся вычислительными действиями, сформированными на уроках математики.

    Ряд умений используется в узких сферах деятельности (специализированные умения): в медицине, в научной работе.

    Умения могут быть:

    • простыми физическими, то есть такие несложные действия человека, как одевание, уборка в доме;
    • сложными, связанными, например, со взаимодействием с другими людьми для достижения каких-то целей — умение пропагандировать, писать статьи;
    • системными — способность различать настроения, психологические состояния людей, реагировать на них, ощущать собственные как физические, так и душевные состояния.

    Список навыков и умений, необходимых современному человеку, обширен. Он отличается от тех, которые необходимы были, например, современникам Пушкина.

    Зачем их формировать

    Внимательный анализ любого вида деятельности показывает, что он представляет собой сумму разных видов умений и навыков — отсутствие одного из них не позволяет человеку получить желаемый результат. Это влечет за собой ухудшение качества жизни, душевный дискомфорт.

    Несформированность двигательных навыков лишает человека свободы передвижений и действий, общения, вызывает излишнюю затрату сил, времени и материальных средств.

    Умственная деятельность невозможна без наблюдения и запоминания информации, сравнения, анализа, без управления собственным вниманием, состоянием. Она тесно связана с развитием сенсорных навыков восприятия информации на слух, зрительно, осязательно. Чувствительность к запахам необходима химику, повару, врачу и многим другим специалистам.

    Коммуникативные навыки считаются особо важными и формируются на основе знания правил поведения в различных ситуациях, позволяют человеку занять достойное место в обществе, стать его полноправным членом.

    Как формируются навыки и умения

    Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.

    Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.

    То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.

    Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных функций личности влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.

    Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.

    fb.ru

    Что такое знание, умение, навык? - ARTICLE - Lingvomap - Английский - легко!

    Вы постоянно слышите и читаете слова "знание, умение, навык". А что это такое? И в чем разница? Это очень важный момент. Если в этом не разобраться, можно очень долго заниматься не тем, чем надо, и удивляться, почему результат совершенно не такой, как планировался. Если Вам не хочется исследовать научную аргументацию - просто посмотрите "Волшебную таблицу" и перестройте свои занятия! Если хотите разобраться поглубже - пойдём дальше. Для начала посмотрим на классические определения и согласуем терминологию. Потому что даже в среде профессиональных психологов, педагогов и методистов не всегда имеется общее мнение по этому поводу. Например, одни считают умение недотренированным навыком, каким-то промежуточным звеном на пути к навыку. Другие считают умение высшей стадией, объединяющей несколько простых навыков под управлением знания. Третьи такой  уровень просто называют знанием... А в английском языке вообще нет такого слова, как "умею" и "умение"... Кто же прав? А все по-своему правы, это достаточно близкие слова, многозначные и многоуровневые, и нужно просто точно договориться о смыслах. Информация —
    1. любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов;
    2. уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений.
    Знание –
    1. обладание информацией;
    2. форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Творческое, динамическое измерение сознания.
    Умение -
    1. способность выполнять какое либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности;
    2. освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
    Навык -
    • действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
    Мастерство -
    • способность качественно выполнять работу в определенной сфере деятельности. Высший уровень профессиональных умений в какой-либо области.
    Вооружившись определениями, начнем наше исследование. И, как обычно, применим Визуальную модель. Любое действие человека, начиная от почесывания носа и заканчивая сложнейшей операцией хирурга, с точки зрения физиологии это серия нейронных импульсов в мозгу, вызвавшая движения, из которых сложилось это действие. И языковое действие ничем не отличается от других.  Это программа движения органов речи, закодированная в нейронных импульсах. Эти импульсы приводят к рефлекторным сокращениям мышщ, (уровень Р0 на модели), из которых складываются микродвижения органов речи (уровень Н1). Различные сочетания микродвижений приводят к произношению звуков  и звукосочетаний(уровень Н2). Звуков в английском языке около 50 (44-52 по разным классификациям), а возможных сочетаний около 1000. Из звуков складываются слова (уровень Н3). Слов в английском языке около миллиона, а с учетом морфологии - десятки миллионов словоформ. Из слов складываются фразы или предложения - основные носители смыслов (уровень Н4). Их количество по сути бесконечно, но все они укладываются в несколько тысяч стандартных грамматических конструкций. Наборы всех возможных фраз, которые человек может понять, сказать, прочитать, написать, и составляют основные языковые навыки. (уровень Н5) Эти навыки образуют главные практические умения - мыслить и общаться (уровень Н6). Т.е. превращать смыслы, находящиеся в сознании, в языковые знаки, для себя и для других. Еще раз внимательно посмотрим на модель. Мы видим, что каждый навык всегда состоит из навыков более низкого уровня. На самом нижнем уровне находятся элементарные двигательные рефлексы, на верхнем - высокоорганизованные формы поведения. На многие навыки может быть направлено сознательное внимание, и некоторые из них могут быть поставлены под сознательный контроль. Такое объединение называется умением и может быть изменено и подстроено под конкретную ситуацию. Многократное повторение этого умения снова превращает его в навык, но уже следующего уровня, более сложный.   Начальную свернутую форму такого умения и будем называть знанием. Итак, договоримся называть знанием - усвоенную информацию о способе выполнении действия, образовавшуюся в результате как минимум одного успешного выполнения этого действия. Если человек получил информацию, но не усвоил ее путем практического применения, её так и нужно называть - информация. Но не знание. Если Вы узнали, как что-то делать, но не попробовали это сделать - это не знание, это иллюзия. В большинстве случаев эта информация неполная, не усвоенная и не понятая до конца.   Кроме того, информация очень неустойчива и очень быстро забывается. По данным Эбингауза, через час в памяти остается меньше половины запомненной информации (а запомнить можно очень мало - объем оперативной памяти подчиняется числу Миллера 7+/-2) Момент истины наступает при попытке выполнить действие. Если действие получилось правильно - значит информация усвоена и у Вас есть настоящее знание. Если не получается - нужно искать пропущенное или не понятое звено. Причем оно может быть далеко на нижних уровнях навыка. Выполнение на уровне тела подкрепляет информацию движением и укрепляет знание. Время хранения знания - это уже дни, а не часы. Многократное повторение действия улучшает и тренирует умение согласно теории обучаемости (Learning curve) <Как измерить навык? Кривая обучаемости.> (статья under construction) И в конце концов умение автоматизируется и превращается в навык - то, что представляет главную ценность и к чему нужно стремиться. Почему навык так ценен? Потому что только навыки можно объединять в умения следующего уровня. Сознание в нас только одно, и в один момент времени можно  пользоваться только одним умением. Чем больше у Вас знаний и умений, тем тяжелее ими пользоваться, тем медленнее и труднее Ваши действия. И только навыки могут объединяться в любом  количестве в умение самого высокого уровня и дают возможность пользоваться им свободно и легко! Если есть навык, все делается легко, быстро и красиво. Если хотя бы одно умение недотренировано - оно требует внимания, и всё действие разваливается. Теперь у Вас в сознании не цель действия, а контроль за умением. Когда Вы думаете, как произнести звук, какое подобрать слово, по какому правилу их сложить - Вы не можете думать о том, что сказать и что это значит. А значит не можете ни думать, ни говорить на языке! Сознание только одно! Поэтому если внимание на нижнем уровне - умение более высокого уровня принципиально недоступно! Это очень важно! Хотите превратить свои знания и умения в устойчивые навыки - подключайтесь к нашей системе!

     

    filolingvia.ru