Кринолин, пиджак и гигиена: российская мода середины XIX века. Женская мода 19 века в россии


Мода 19 века в России

Моду по праву можно назвать зеркалом эпохи. А особенностью моды 19 века стало то, что на протяжении столетия существенным изменениям подвергался именно женский костюм.

История моды 19 века

Из 18 столетия в новый, 19 век, перешла мода на платья прямоугольного силуэта с сильно завышенной линией талии в так называемом стиле ампир. Но уже в начале 20-х годов в моду опять возвращается жесткий корсет, а под платье надевают сильно накрахмаленные нижние юбки. Правда, платья становятся чуть короче и напоминают неширокий колокол. К началу 30-х годов 19 века женская мода вступает в эпоху романтизма. Появляются платья с опущенной линией плеча, объемными и сильно расширенными в верхней части рукавами и широкой юбкой длиной до косточек. Моду на тонкую талию поддерживали все теми же корсетами, а широкие рукава и юбка с несколькими накрахмаленными подъюбниками (иногда их количество доходило до 8) только усиливали эффект. Затем мода вступает в эпоху второго рококо, ориентируясь на стиль 18 века. Неимоверно широкие юбки носят на специальном каркасе – кринолине.

К середине 70-х годов 19 века в моду входят высокие, стройные фигуры и российская мода не стала исключением. Появляются платья, у которых юбка подбиралась назад и сильно драпировалась. А для достижения большего объема под юбкой крепились специальные валики из ваты или небольшие металлические каркасы. Это была эпоха турнюра.

Стоит отметить, что русская мода 19 века имела и свою отличительную черту. Где-то в середине столетия набрало силу движение славянофилов, критически относившихся к подражанию западным веяниям. Широко пропагандировалась допетровская русская одежда. Родился так называемый стиль «а-ля рюс». Женщины носят очень простые, без каких-либо дополнительных деталей платья. Турнюр заменяется бантом или небольшой драпировкой. Получают признание народные промыслы, и особая популярность приходит к Павлово-Посадским платкам.

 

womanadvice.ru

Мода 19 века: Европа и Россия

Многие люди могут рассказать о моде 18 века, а также о том, что было на пике популярности в начале 20 века. А вот мода 19 века по какой-то причине не слишком известна в широких массах.

Стили моды 19 века в Европе

Эпоха 19 века разделилась на несколько периодов.

Классицизм

Классицизм (характерен для конца 18 века). Направление содержит строгие линии кроя, четкие пропорции и довольно простые формы. Женский наряд — это широкая в боках юбка, украшенная множеством оборок и рюшек. И мужчины, и женщины начинают отказываться от сложных высоких причесок и париков. Прически 19 века выполняются из натурального волоса. Косметика также отходит на второй план, в основном, пудра. Отказ от этого средства объяснялся, в первую очередь, тем, что пудра производилась из пшеничного зерна, которое могло бы использоваться, как продукт питания.

Ампир

Ампир (19 век). Мода 19 века в Европе в этот период отличительна тем фактом, что наконец-то женский пол освобождается от корсетов. Красавицы 19 века носили платья, исполненные в легкой прозрачной ткани. Однако, платья были абсолютно не адаптированы к холодному европейскому климату, поэтому в дизайне появляется длинный рукав, а вырез наоборот уменьшился.

Легкий муслим заменился на шелковую и бархатную ткань. Наряды, предназначенные на выход в свет, украшались богатыми вышивками в египетском и греческом стиле.

Романтизм

Романтизм (19 век). Мода 19 века вносит коррективы в ткань, из которой шьются платья. Возвращается кринолин, пышный силуэт, под которым нельзя различить тело. Стиль — низко опущенные плечи, широкие рукава, узкая талия и декоративные украшения, выполненные из оборок, кружев и лент. Оборки присутствуют даже на шляпах.

Эпоха романтизма захлестнула и середину 19 века, добавив в женский образ оттенок некоторой сексуальности и мечтательности. Что касается самой одежды, стиль значительно меняется. Английская мода 19 века убирает платья в греческом стиле в прошлое, им на замену приходит классический крой. Линия талии возвращается на свое законное место, верх наряда подчеркивает изгибы груди, а юбка поднимается до линии щиколотки. Модельеры предпочитали подчеркивать тонкую талию, найдя решение в широких присборенных рукавах.

Деталям также уделялось огромное внимание. Образы создавались при помощи шалей, пелерин, муфточек и зонтиков. Появилась и новая часть гардероба — боа, выполненное из меха либо перьев.

Модерн

Модерн (конец 19 – начало 20 вв). Форма наряда вновь меняется, платья становятся тяжелыми, шьются из плотных тканей, добавляются турнюры, предназначенные для увеличения нижней части тела. Для этого периода женский наряд характерен значительной перегрузкой декора в платьях. Причиной является то, что детали могли подчеркнуть социальный статус обладательницы наряда. Кринолин из гардероба уходит, уступая место легкому и удобному турнюру.

Конец 19 века также ознаменован интересом к этническим платьям, дамский гардероб обогатился нарядами с деталями в индийском стиле. Силуэт также подвергся изменению. Платья стали более узкими, так же как и рукава. Становится модным жабо. Фасон не терял своей актуальности до начала 20 века.

Мода 19 века в России

Мода 19 века в России подвергалась неоднократным изменениям на протяжении всего времени. В начале столетия девушкам мода диктовала носить наряды без корсетов, а начиная с 20-х годов эта деталь гардероба стала обязательной. В обязательном порядке у дамы должны были присутствовать перчатки, сумочка и веер. Дамам не позволялось выходить в общество без прически и украшений. Женское платье в России в 19 веке было прямоугольного силуэта с завышенной талией. Под платьями были накрахмаленные юбки, придавая нижней части объема и пышности. Конец 19 века разрешает делать юбку короче, которая теперь напоминает колокол. Спустя какое-то время возвратилась мода допетровских времен, так называемый стиль «а-ля рюс». Женщины в этот период использовали простой наряд без добавления какого-либо декора.

Поделиться ссылкой:

makeupdesign.ru

Одежда 19 века: женская и мужская

Ни для кого не секрет, что мода крайне изменчива. Ведь даже сегодня постоянно появляются и исчезают те или иные модные тренды, и каждый дизайнер вносит свою лепту в развитие мировой моды. А какой была одежда 19 века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Как развивалась мода в те времена? Этими вопросами интересуются многие.

Мода — зеркало истории

Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.

Например, мужская одежда 19 века претерпела значительные изменения по сравнению с традиционными нарядами 18 века. В это время законодателем моды в Западной Европе (да и в России) был Наполеон Бонапарт. Если еще за двадцать лет до революции мужской костюм пестрил украшениями и драгоценными камнями, то теперь наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Ведь, как утверждал великий полководец, дело мужчины — война и освобождение. Простые, удобные костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость и энергичность своих обладателей.

В 19 веке на первый план вышла женская мода. Теперь женщина демонстрировала состоятельность своего мужа. Кстати, женский костюм на протяжении ста лет претерпел массу изменений.

Одежда дворян и крестьян: в чем отличия?

Многие люди интересуются вопросом о том, отличалась ли одежда дворян 19 века от нарядов простых крестьян. Ведь это период революций, когда границы между простым населением и аристократией начинали постепенно стираться.

Тем не менее разница в одежде была. Простые женщины, разумеется, тщательно следили за модой, но в их распоряжении не было дорогих, роскошных тканей, из которых шили платья знатным дамам. Кроме того, простолюдинку всегда можно было узнать по чепцу и фартуку.

Мода начала 19 века: общая характеристика

Как уже упоминалось, на развитие мужской моды влияла философия и стиль жизни Наполеона. В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир.

Это было своего рода возвращение к античности: платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, затем в Европе, а потом уж появились и на территории России.

Одежда в античном стиле постепенно приобретала популярность. Многие модницы, стремящиеся уподобиться Жозефине, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности. Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Кстати, ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером.

Кстати, для платьев в те времена выбирали мягкие, гладкие и тонкие ткани, в частности, батист, кисею, муслин, перкаль. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.

Что же касается верхней одежды, то женщины продолжали защищаться от холода с помощью пелерин и мантилий. Кстати, все более популярными становились большие платки, которые покрывали спину и затягивались узлами на плечах. Верхняя одежда 19 века в России представляла собой турецкие платки, без которых дамы просто не выходили из дома.

Естественно, одежда и ее оформление зависело от того, куда ее будут надевать. Бальные платья были более роскошными. В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д.

Мужская одежда 19 века

Мужская одежда девятнадцатого века нередко менялась. Например, в начале века считались модными сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Но в связи с популярностью стиля ампир представители сильного пола начинают отдавать предпочтение другой одежде.

Если говорить о повседневной одежде, то мужчина надевал светлые панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Как правило, фраки шили из тканей приглушенных темных тонов, в частности, модными были черный, синий и коричневый цвета. В качестве верхней одежды использовался двубортный сюртук. Одежду украшали однотонной симметричной вышивкой.

Как одевались во второй половине 19 века?

Если вам нравится одежда в стиле 19 века, то вы должны знать о том, что на протяжении всего столетия мода постоянно менялась, причем радикально. Если в начале века модным был стиль ампир, который проповедовал естественность и простоту, то ему на смену вновь пришли громоздкие платья, нижние юбки и прочие детали.

В частности, женщины опять начали носить тугие корсеты, которые делали талию более тонкой. Кроме того, популярным становился кринолин — металлическое кольцо, которое поддерживало нижние юбки, делая бедра более пышными. В некоторых странах юбки имели длинный подол, который скользил по полу.

В дальнейшем на смену кринолину пришел турнюр — металлический каркас особой формы, который изготавливали из металла или китового уса. Такое приспособление давало возможность собирать юбки сзади в пышный узел, который украшали большими бантами. Одновременно платье тесно облегало бедра спереди.

Украшения, головные уборы и прически 19 века

На самом деле шляпки и прочие аксессуары менялись вместе с платьями и другими предметами одежды. Мужчины в те времена носили короткие стрижки. Крайне популярными были высокие цилиндры. Что же касается украшений, то строгий костюм предусматривал минимальное количество декора. Мужчина мог носить лорнет, который крепился к одежде с помощью цепочки. К допустимым украшениям относились также часы, табакерка, а также цепочки и брелоки для ключей.

А вот женская мода менялась практически постоянно. В начале 19 века модными были высокие замысловатые прически. Женщины носили шляпки и капоры. В середине века женщины просто зачесывали волосы назад, завязывая узлом сзади, разрешалось выпускать лишь несколько завитков. Уже в 1870-х годах в моду снова вошли высокие прически, но теперь они были намного проще. В это же время появились маленькие шляпки, которые украшали искусственными цветами и перьями.

Реформа женской моды в США

Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасно пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограмм.

Именно в это время знаменитая суфражистка Е. Уайт подняла вопрос о непрактичности женского костюма. Ведь девушке постоянно приходилось одной рукой удерживать подол во время ходьбы, танца или даже домашней работы. Еще до ее выступления в Вашингтоне некоторые участницы феминистского движения начали носить одежду, похожую на традиционный мужской костюм. Тем не менее подобные привычки резко осуждались общественностью.

Именно тогда Е. Уайт предложила отказаться от кринолинов и корсетов, которые сильно сдавливали грудную клетку, укоротить юбку (или платье) хотя бы на 20–25 сантиметров, а под нее надевать брюки нового образца. Такой костюм был удобен и не нес угрозы для здоровья. Тем не менее подобная реформа вызвала массу споров. С другой стороны, именно благодаря мисс Уайт женские платья начали постепенно меняться.

fb.ru

Кринолин, пиджак и гигиена: российская мода середины XIX века

Юбки с кринолином и расширяющиеся книзу рукава женских платьев середины XIX века могли превратить почти любую даму в "воздушного мотылька", в то время как носить такое платье ей приходилось, как обычно, с жертвами моде. Духи в то время впервые разделили на мужские и женские.

Белла Адцеева, РИА Новости.

Мода середины XIX столетия не отличалась постоянством: фасон женского платья заметно менялся каждое десятилетие, а мужчины переодевались в костюм, все больше напоминавший современный. Именно в это время появились пиджаки и длинные прямые брюки, Тогда же из Франции в Россию пришли духи, лосьоны, порошки – и культ чистоты.

Кринолин, тюрбан и женщины-мотыльки

Женская мода в России XIX века менялась достаточно быстро, откликаясь на новшества европейских нарядов. Если в первые десятилетия было модным платье, подчеркивающее очертания фигуры при движении, то в середине столетия чрезвычайно популярными стали модели с пышными юбками и кринолином. Самая распространенная модель платья в 1850-е годы – узкий маленький верх в сочетании с необыкновенно широкой юбкой. Две части платья обычно были разделены баской, а достаточно узкие в плечах рукава становились шире к локтю, открывая кружево, оборки или второй рукав.

Несмотря на ширину и объем юбки, платья с кринолином были достаточно легкими – в отличие от пышных нарядов прежних времен. В таких платьях можно было свободно перемещаться и танцевать на балах. И все-таки подобный наряд обязывал к определенным правилам поведения. При ходьбе женщины держали руки на юбке, чтобы она не колебалась, а садясь, опускали обруч спереди, тем самым приподнимая его сзади. Для удобства женской половины общества второй половины XIX века почти в каждом доме тогда были низкие пуфики, которые дама, присаживаясь, целиком накрывала платьем.

Перов В. "Приезд гувернантки в купеческий дом", 1866

Но, к неудобству их обладательниц и всех окружающих, кринолины неумолимо росли вширь. Если в 50-е годы дамам удавалось с легкостью справляться с объемными нарядами, то в следующее десятилетие юбки достигли таких размеров, что в них было трудно пройти по лестнице или расположиться в ложе театра. Чтобы сделать платья хоть немного удобнее, поменяли конструкцию обруча: он стал овальной формы, а не круглой. Юбка нового фасона располагалась будто под углом к телу, а кринолин немного передвинулся назад, не уменьшаясь в объеме. В 1870-х годах каркасная основа платья снова изменилась, и распространение получили узкие в боках юбки с турнюром. Вместо баски теперь пришивалась верхняя юбка, которая была задрапирована на боках. Верхнюю юбку украшали вышивкой, бантами, кружевом.

Одним из ключевых элементов женского наряда были рукава, мода на которые менялась иногда вне зависимости от самого платья. Рукав "жиго" (в переводе с французского – "бараний окорок") был модным в 1830-х годах. Он обычно был длинным, прозрачным и кружевным. Под верхним рукавом часто скрывался еще и нижний. Жиго был плотно собран у плеча и обхватывал запястье. Сверху над рукавом пришивались кружевные эпольеры. Жиго подчеркивал хрупкость шеи и плеч, и вкупе с затянутой поясом узкой талией фигура женщины в таком платье напоминала силуэт воздушного мотылька или плывущего облака, как часто называли женщин той эпохи современники. Верх платья по-прежнему открывал руки, плечи, грудь и спину. Большое внимание женщины уделяли и аксессуарам.

Будкин Филипп Осипович. "Портрет великой княгини Анны Павловны". 1846 год

По-прежнему чрезвычайной популярностью пользовались шали, кроме того, неотъемлемой частью образа в то время были разнообразные шляпы. Дома обычно носили чепчики или кисеи, а на улицу надевали украшенные лентами чепцы.

Репин И.Е. "Женщина в чепце", 1870

Женщины, как и мужчины, обратили внимание на военную форму, позаимствовав у военных фуражки с козырьками и киверы. Для особо торжественных случаев – балов – многие дамы выбирали тюрбаны, на которых закрепляли бусы и перья.

В 1830-е годы идеалом женской красоты считалось лицо, обрамленное локонами. Локоны могли быть спиралеобразными, трубчатыми, ленточными. Женщины активно использовали шиньоны, накладные косы и пучки волос, перегружали прическу бантами и лентами, из-за чего волосы были приподняты, оставляя затылок открытым. Однако в середине века такую прическу сменили "английские локоны". Волосы, уложенные в таком стиле, были не приподняты, а, напротив, ниспадали на плечи. Прическу украшали не только декоративными лентами, но и живыми цветами. Часто девушки красили волосы в модный тогда каштановый цвет. А вот в макияже большинство женщин середины XIX века предпочитали естественность, лишь подчеркивая или оттеняя черты лица. Самой дорогой и престижной считалась косметика из Франции, то же касалось и парфюмерии. Примерно в это время духи впервые стали делить на мужские и женские. Кроме того, с появлением западных лосьонов и порошков в среду российских дворян пришел культ чистоты.

Армейская мода и современные "потомки" фрака

Главным предметом в мужском гардеробе по-прежнему был фрак – к середине века он стал универсальной одеждой, которую можно было носить и на улице, и на различных приемах. Как и в начале века, предпочтение отдавалось однотонному и преимущественно темному. Из-за дороговизны фрака для торжественных мероприятий многие брали его напрокат. С фраком обычно надевали жилет, самые популярные модели которого шили из ткани в полоску или крапинку. К костюму мужчины подбирали панталоны в обтяжку, доходившие лишь до колен. Для пешей прогулки или езды верхом панталоны надевали с высокими сапогами, для бала был предусмотрен более нарядный вариант – панталоны, чулки и туфли. Завершением наряда служили цилиндр, трость и шейный платок – белый либо пестрый, повязанный замысловатым узлом. Ближе к середине века этот аксессуар заменил черный галстук, который непременно дополняла бриллиантовая булавка.

Булавка для галстука из экспозиции "Новые сокровища Кремля"

В начале 1830-х годов в мужской моде произошло важное изменение – на смену коротким и узким панталонам пришли широкие и длинные брюки, напоминающие сегодняшние. Такую одежду надевали на выход и для прогулок по улицам; на балах же по-прежнему чаще встречалась короткая модель. Длинные брюки носили поверх обуви, что послужило причиной появления еще одной новинки – коротких сапог и полусапожек. Популярные в то время башмаки также стали отдаленно напоминать современные ботинки.

Одним из "потомков" фрака стал сюртук, по крою во многом похожий на своего предшественника. Главным отличием сюртука от фрака стало большее количество пуговиц и отсутствие выреза на передней части. Сюртук, как правило, шился двубортным, с отложным воротником. В качестве украшений на него нашивали кисти и петли. Самой распространенной тканью для сюртука стало сукно. Чаще такую одежду носили в качестве верхней, однако в сюртуке можно было находиться и в помещении. В отличие от фрака, сюртук носили представители разных сословий. Важнейший предмет сегодняшнего гардероба, появившийся благодаря фраку – это пиджак, который начал свою историю тогда же, в середине XIX века. Пиджак был непохожим на остальную мужскую одежду того времени – главным образом из-за отсутствия длинных фалд сзади. Поначалу пиджак считался домашней одеждой, но довольно быстро его стали надевать и на выход: на прогулку или прием.

По-прежнему в обиходе оставался шлафрок (халат), который шили из бархата или шелка и утепляли ватой или мехом. Самой яркой деталью шлафрока были обшлага – они обычно были выполнены из ткани другого цвета.

Владимир Табурин, Иллюстрация к книге И. Гончарова "Обломов"

В холодное время года поверх костюма мужчины надевали утепленный сюртук или шинель, вошедшую в обиход при Павле I. Наибольшей популярностью шинель пользовалась среди чиновников, но и не только, а иногда ее носили даже женщины. Распространенной верхней одеждой был длинный черный суконный плащ без рукавов, так называемый велингтон. Не выходили из моды и шубы, которые продолжали носить почти все.

Из головных уборов популярностью пользовались треуголки, однако вскоре их стали вытеснять фуражки, которые носили не только военные, но и студенты, гимназисты и служащие гражданских ведомств. В моде также был боливар – мужская шляпа с широкими полями. Однако главным головным убором на протяжении всего века оставался цилиндр, в разное время менявший свои размеры и форму.

ria.ru

Костюмы начала 19 века

«Античная мода», о которой речь шла выше, с 1794 года распространяется по всей Европе и, по сути говоря, открывает историю костюма XIX века.

Несмотря на то что европейских монархов ужасали события во Франции, мода перешагнула политические и географические границы и вместе со своей союзницей-торговлей беспрепятственно прошла по всем европейским странам. В Англии она проявилась несколько более сдержанно, не в таком откровенно оголенном виде; в Германии, наоборот, с некоторой нарочитой грубостью. В России поначалу, несмотря на суровый климат и длинную зиму, довольно точно скопировали эту моду.

Театральный художник хорошо знает, что простота костюма не есть его упрощение. Кажущаяся простота костюмов начала века обманчива. Она не дает права, хотя это часто, к сожалению, делают в театре и кино, собрать прямое полотнище под грудью на сборку и утверждать, что это костюм Татьяны Лариной. Современники этой моды апеллировали к прямым ассоциациям идеала легкости и грации, называя женщин «нимфами и богинями», хотя эта ассоциация достигалась не божественным преображением, а искусными руками и безупречным вкусом швей и портних.

Вигель, друг Пушкина, в своих воспоминаниях говорит, что на балы той эпохи можно было глядеть, как на великолепные древние барельефы или этрусские вазы.

Особенности женского костюма 19 века

«Московский меркурий» в 1803 году писал, что «в нынешнем костюме главным почитается обрисование тела. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться или хочет отличиться странностью. Когда нимфа идет, платье искусно подобраное и позади гладко обтянутое, показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге…».

Платья делались из гладких, тонких, преимущественно белых тканей: муслина, батиста, крепа, перкаля или кисеи (рис. 157). Они могли быть гладкими или с украшениями и каймой из лент и гирлянд цветов по подолу. Длина платья оставляла открытой ступню, обутую в сандалию (рис. 158). Движения в таких платьях приходилось делать плавные, не сутулиться, не горбиться и не размахивать руками, расслаблять кисти рук и округлять локти. На уроках танцев особое внимание уделялось походке, реверансам, постановке корпуса.

Рис.157

Особо надо было уметь драпироваться в шаль, которая стала неизменным спутником легкого туалета, особенно в России: перекинуть шаль на одно плечо, на оба, через плечо и закинуть на грудь, закинуть на спину, грациозно закутаться и выполнить много других движений вплоть до танца «па де-шаль», о котором упоминается в «Войне и мире».

«Наряду с “греческой” модой начинает появляться “римская”, “турецкая”. Роскошь и любовь к новому дошли до такой крайности, что женщина, одетая по-римски, стыдится принимать гостей своих в комнате, убранной во французском стиле; когда хозяйка одета гречанкою, тогда и мебель греческая, когда она в турецкой шали, тогда мягкие диваны покоят ее прелести и богатые восточные ковры лобызают ее ноги» («Московский меркурий», 1803 г.).

Рис.158

Начало века характеризуется господством моды во всех областях жизни — не только в костюме, но и в привязанностях, вкусах, обстановке, украшениях, литературе и театре. Приведем для примера модную страничку из «Вестника Европы»:

«О костюме: …косынки на груди перевязывают крест-накрест и употребительнейшие из них суть маленькие турецкие, кисейные или шелковые, с турецкими же каймами или бахромой; главные цвета лиловый, амарантовый, вишневый.

Украшения и аксессуары

Вышивки. На зимних платьях вышивают разными шелками пятнышки или цветы или же по этрусскому рисунку.

Ткани. Гладкие материи вообще посвящены утреннему туалету и употребляются для неглиже, когда не надевают вышитого платья.

Отделки. С некоторого времени вошли в моду стальные вещи. Шпажные эфесы, граненые перлы, часовые цепочки, банты на шляпах, пуговицы и пряжки по большей части делаются из стали…

Даже платья вышиваются серебром и сталью. Эта новая мода всем очень понравилась… и сталь с некоторого времени заняла место серебра и золота во многих купеческих лавках…

Музыкальные инструменты. Нынешние щеголихи полюбили старину, начиная от табуретов и даже музыкальных инструментов. Модница, которая на чем-нибудь играет, всячески старается остерегаться иметь у себя гитару, клавесин, пиано, арфу — все это слишком ново; надобно непременно, чтобы арфа была похожа на лиру, а вместо гитары стараются достать лютню…

Коляски. Мода произвела страшную революцию в одноколках и колясках: первые делаются чрезмерно высокими, а последние чрезмерно низкие».

В работе над историческим спектаклем очень важно проникнуть в атмосферу его времени, чему помогает изучение подобных текстов, раскрывающих подробности быта.

Рис.159

Очень хочется напомнить читателю, что даже среди рьяных последователей моды всегда были приверженцы той или иной ее крайности, приверженцы собственных проявлений фантазии и, наконец, люди пожилого возраста, стареющие вместе с костюмами, свидетелями их славы, красоты и молодости. Особенно это бросалось в глаза в многолюдных собраниях, на гуляньях и на балах, где бальные и парадные туалеты воплощали в себе как бы несколько исторических эпох. «Старики — отставные сановники екатерининского времени князья Юсупов, Куракин, Лобанов, Долгоруков, Лунин и другие — являлись в жабо, камзолах, чулках и башмаках, а которые и с красными каблуками как неоспоримой привилегией дворянства в XVIII веке. Княгиня Прасковья Михайловна Долгорукова одевалась до старости (ум. в 1844) как при Екатерине II» .

Помните, у Грибоедова: «…все девушкой, Минервой? Все фрейлиной Екатерины Первой?»

«…Второе поколение придерживалось моды начала столетия. Наконец, молодежь одевалась по последней парижской картинке…» (Журнал «Старые годы», 1908 г.).

Несомненно, эта историческая справка как нельзя лучше может иллюстрировать сцены бала у Лариных, у Фамусова, сцену бала в «Пиковой даме», в «Войне и мире». Соседство старого, среднего и молодого поколения всегда выглядит как наглядная иллюстрация бренности и недолговечности вкусов, увлечений и моды.

Рис.160

Для того чтобы внимательно проследить за всеми нюансами гибкого изменения моды, обратимся за справками к истории. Период Директории (1795—1799) знаменовал развитие классического костюма и шествие этой моды по всем странам Европы. Наступивший в 1799 году период Консульства, а с 1801 года — пожизненного консульства Наполеона резко изменил «демократические» свободы времени революции. Организация консульского двора вначале была чисто военной и грубоватой, но за очень короткий промежуток времени сабля и сапоги были вытеснены шпагой и шелковыми чулками. Вопрос о костюме стал важным. Кто хотел угодить первому консулу, тот носил волосы в сетке и пудрился. Сам Бонапарт избегал пудры и носил волосы, как раньше, «но он поощрял эти мелочи, все это обезьянье подражание старому порядку, вообще все то, что могло превратить его сановников и генералов в придворных…» (Лависс и Рембо. «История XIX века»).

Любопытным документом, опубликованным в «Вестнике Европы» за 1803 год, является следующее письмо из Парижа: «Вы уже знаете, что нас представили консулу в Тюильри… о чем скажу вам несколько слов… В середине зала стояли два ряда кресел, на которые садились иностранные дамы, приезжающие обыкновенно с женами послов своих. Все были отменно нарядны, а всех более русские и польки: в бархатных платьях фиолетового, темно-зеленого и лилового цветов с золотым широким шитьем… На девице Лористон и других придворных дамах были кисейные белые платья и богатые турецкие покрывала, это называется здесь утренним нарядом… » В дипломатическом и придворном мире очень строго придерживаются протокола об одежде парадной, приемной, для утренних приемов, вечерних приемов и балов. Представители каждой из стран одеваются соответственно. Вещественным подтверждением незыблемости монархической державы России и Польши был, по-видимому, женский персонал посольского корпуса в тяжелых бархатных платьях, хотя в самой России носили платья по моде «античной».

Тонкость и сложность такого рода официальных туалетов особенно важна в пьесах исторических («Война и мир», «Полководец Кутузов» и др.).

Французская мода начала 19 века

С провозглашением Наполеона императором, а Франции — империей искусство было поставлено в зависимость от нового порядка. Наполеон мнит себя тонким ценителем искусства, даже немного поэтом и рассматривает искусство прежде всего как средство прославления своих военных успехов и своей власти. Провозглашая Первую империю хранительницей завоеваний революции, военная диктатура Наполеона положила в основу искусства классическое наследие, но «влечение к прекрасному идеалу и к гармонической личности заглушается громом пушек, мыслями о славе римских цезарей. Искусство служит не пробуждению чувства свободы, оно призвано скорее подавлять человеческое сознание своим тяжеловесным величием…» .

Моде Франции перестали подходить простота и скромность «греческих» одежд. Величие монархии должно было освещаться блеском двора. Тяжелые шелка и бархат Лиона, слава отечественной промышленности, за восстановление которой так ратовал Наполеон, плотно укрыли недавних «нимф и богинь». Красный и синий, цвета царствования Людовика XIV, восстанавливались Наполеоном. Тяжелые ткани расшивались массивным античным орнаментом — пальметтами и меандром, и эта вышивка золотым каскадом окружала тяжелые трены и подолы придворных платьев. Головы венчались драгоценными диадемами, чалмами и тюрбанами из кисеи, бархата, газа или ярких турецких тканей. Бальные платья получили съемные шлейфы, которые можно быстро снимать, чтобы принять участие в танцах. Мужчинам полагались форменные мундиры, присвоенные тому или иному учреждению, где они служили; желавшие понравиться императору, любившему роскошные костюмы, надевали бархатные и атласные кафтаны, богато вышитые шелками.

Стиль ампир

Становление в костюме стиля ампир было безболезненным и компромиссным переходом от одной формы к другой: прочно установившиеся пропорции оставались незыблемыми, а сущность трактовки формы менялась. Исчезли легкость ткани и легкость силуэта, текучесть формы и мягкий трен, так украшавший стройные фигуры; платья и весь силуэт приобрели сухую четкую геометричность. Лиф делался жестким, высоко подымал грудь, затянутую в корсет. На подоле юбки располагались аппликационные украшения («гарнировка») из гирлянд цветов, листьев, колосьев, веточек ландыша, уже не плоских, как в 1800—1802 годах, а объемных, наложенных сверху. Очень короткие рукава платьев заставили прибегать не только к помощи шалей и шарфов, но и к более существенным утеплителям. Из Англии модницы получили и название, и сам туалет — спенсер (рис. 159), по имени министра, кутавшегося в короткий с обрезанными полами фрак на вате. Это была коротенькая жакетка, повторявшая размер лифа платья и утепленная мехом и подкладкой, из бархата, сукна, шелка и шерсти; отделывалась она шнурами, пуговицами, бейками и тесьмой с большим вкусом и разнообразием.

Рис.161

Глубокий вырез платья могли прикрывать шемизеткой — коротенькой манишкой (рис. 160). Надевали и канзу — накидку из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест-накрест на талии. У мужчин позаимствовали редингот. Затем в гардеробе верхних вещей стали появляться пальто: на меху — витшура и дульеты — на вате.

Употребление шемизеток и канзу — превосходная находка для костюмера. Этими маленькими, но кокетливыми и броскими деталями можно заменить переодевание. В одном акте платье надето с канзу, в другом без. Можно канзу делать из дешевого метрового кружева, из капрона гладкого, из капрона цветного, из тюля с аппликацией; можно наклеить кусочки накрахмаленной ткани, имитируя старинные тюли с аппликацией; можно канзу сделать одного цвета с платьем и можно контрастного, в тон и т. д.

С 1806 по 1809 год женщины света особенно злоупотребляли драгоценностями. Они носили кольца на всех пальцах, по нескольку часов с пестрыми эмалевыми крышками, обматывая их длинные цепочки несколько раз вокруг шеи. Тяжелые подвески массивных серег оттягивали уши, а масса браслетов различной формы охватывала руки. Но так же, как и весь костюм, ювелирные украшения видоизменялись в зависимости от моды, и манера их употребления согласовывалась с назначением костюма. В XIX веке драгоценности надевались главным образом к бальным или торжественным туалетам. Их количество и форма всегда отчетливо видны на портретах, ибо драгоценности являлись сословной, фамильной и личной гордостью богатых людей и предметом тщательного воспроизведения художниками.

Русская мода 19 века

В период Отечественной войны 1812 года в России начинается патриотическое движение: реабилитируется русская речь, изгнанная из дворянского обихода, вспоминаются за-бытые обычаи и обряды.

Европейская мода приобретает в России русский акцент, модные платья начинают носить на русский манер, подражая старинному сарафану и рубахе (рис. 161а). После того как пала империя Наполеона и союзные войска вошли в Париж, мода проявила «максимум патриотизма», и женские шляпы приобрели формы военных касок, русских киверов с маленькими полями и высокой тульей, украшенной белыми петушиными перьями и султанами, токов а-ля полонез, австрийских шляп, фуражек, шляп в виде рыцарских шлемов с забралами (рис. 1616).

Так, примерно к 1814 году исчезает последний намек на остатки классицизма и мода вступает в следующую фазу.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

www.thingshistory.com

Модный рубеж: освобождение от корсета и равнение на английского короля

Юбки прямые и свободные в стиле шаровар, шляпы с огромными полями и строгий английский "тайер" – такую одежду предпочли женщины на рубеже XIX и XX веков "старушечьему" платью с подушками и металлическими пластинами, на ношение которого даже предлагалось ввести налог.

Белла Адцеева, РИА Новости.

Женский костюм на рубеже XIX и XX веков менялся под влиянием разных направлений в искусстве. В гардероб вошли S-образные наряды в стиле модерн и прямые свободные "ампирные" платья, однако главная реформа – освобождение от корсета – произошла благодаря парижскому художнику Полю Пуаре, который задавал тон в женской моде в начале нового столетия. Изменения в мужском гардеробе пришли вместе с Первой мировой войной.

"Талии почти на месте, платья с плеч не валятся"

В конце 1860-х – начале 1870-х годов дамы устали от непрактичного и объемного кринолина, и на смену ему пришел более удобный, хотя и нелепый на современный взгляд турнюр. Турнюр – небольшую подушку с металлическими пластинами – прикрепляли под платье сзади, у талии. Ватная подушка, по мнению модниц того времени, придавала женскому силуэту особенно изысканные очертания. Однако подобная мода нравилась далеко не всем – в обществе даже поговаривали, что с целью искоренения модного женского увлечения турнюры будут облагаться налогом. "Мода капризна и причудлива. Мы не удивимся, если дамы начнут носить лошадиные хвосты на шляпах и буферные фонари вместо брошек", – писал Антон Павлович Чехов. К радости противников турнюров, мода на них прошла уже к концу 1880-х годов, когда в Петербурге девушки стали предпочитать платья с более плавными линиями. "Мы говорили уже много раз, что турнюры совсем выходят из моды и вполне элегантные женщины носят уже платья гладкие. Только весьма немногие носят еще маленькую подушечку и два ряда стали, один длиной в 25 см, другой 35 см", – писал журнал "Вестник моды" в 1888 году.

Более удобные и разнообразные по фасону платья вошли в моду в 1890-е годы, когда в Россию из Европы пришло влияние модерна. Платье в стиле модерн имело S-образный силуэт, часто в отделке использовался причудливый орнамент в виде изогнутых линий.

Мода в России конца 19 века

Шили такие наряды обычно из мягких тканей с гладкой фактурой. Теперь под юбкой не было металлических обручей, ткань плавно ниспадала от талии. Юбки были узкими в бедрах, а талии, наоборот, выглядели естественно благодаря отсутствию жесткого корсета. Платья отделывали кружевом и цветными вставками. В моду вошли комплекты из юбки и блузки. Легкие кофты из батиста и крепдешина, с вышивкой и аппликациями, стали пользоваться у столичных модниц огромной популярностью.

Самые прогрессивные дамы быстрее остальных стали носить английский костюм "тайер", состоявший из прямой или немного расклешенной книзу юбки и короткого жакета, надетого поверх блузки. Некоторые вместо женственной блузки предпочитали надевать мужскую рубашку с манжетами или галстуком.

Силуэты из русских журналов мод

Новая мода довольно быстро распространялась – именно в конце XIX века женщины стали активней участвовать в общественной жизни и получать образование, что требовало сдержанного и строгого внешнего вида.

Еще одно модное нововведение – "ампирные" платья с высокой талией и прямой узкой юбкой, получившие распространение в первое десятилетие XX века. Российские дамы, в отличие от парижских, откуда пришла мода, по старой привычке старались сделать декольте как можно более глубоким и открыть спину, что вызывало недовольство портных и издателей. "Мы рекомендуем вам зайти из любопытства к Виоле, в агентство парижской прессы, перелистать модные журналы за последние месяцы… Если там и нарисованы барыни в сорочках "империи" и барыни с "директорскими" талиями под мышкой, если вы заметите декольте, вызывающее улыбку, и платья, которые держатся на одних только помочах, если вы заметите все это, то дайте себе труд сосчитать много ли таковых. Счет сей же час обнаружит перед вами, что подобные модницы составляют ничтожное меньшинство; большинство же бальных нарядов – не говоря уже о концертных – отличается очень приличными вырезами, каковые делались и прежде; талии почти на месте, и платья с плеч не валятся", – так модный журнал укорял петербургских модниц.

Обложка журнала "Модный курьер" №9 за 1900 год

Впрочем, мода движется по спирали, что и тогда доказывали популярные в то время "исторические" воротники а-ля Медичи и "прабабушкино" рококо – юбки с оборками.

Самым модным аксессуаром в конце XIX и начале XX века были огромные шляпы с цветами и перьями, служившие гармоничным продолжением вычурных платьев S-образного силуэта.

Женские головные уборы

В начале XX века все большее влияние на всю европейскую моду начинает оказывать французский модельер Поль Пуаре, главный модный реформатор того времени.

Фотография "Эмануэль Булен и Поль Пуаре на парфюмерной фабрике "Розина"

С его подачи женские платья окончательно лишились корсетов. Увлекшись востоком, он ввел моду на просторные туники и простые изящные платья, позволявшие женщинам свободно двигаться. Восточные мотивы благодаря Пуаре проникли и в Россию. В моду вошли струящиеся вдоль бедер юбки, которые книзу стягивались на манер шаровар.

Смокинг, шубы и военные плащи

В отличие от женской моды, где все новые тенденции диктовал Париж, в мужском костюме было принято равняться на Лондон и Вену. Статус модной столицы Лондон приобрел благодаря королю Эдуарду VII.

Король Эдуард VII

Его нововведения в области одежде часто оцениваются выше, чем политические достижения. К примеру, однажды после обеда он расстегнул нижнюю пуговицу жилета, которую с тех пор не застегивают, а во время дождя подвернул штанины, после чего стали шить брюки с манжетами.

В конце XIX века мужской костюм выглядел примерно одинаково во всей Европе, а российские портные наряду с французами и англичанами считались одними из лучших. В моде были темные — черные, серые, синие, коричневые – костюмы с покатыми плечами и высоким воротником. По-прежнему парадной одеждой был черный фрак, в повседневной жизни мужчины носили сюртук и суконные и бархатные куртки. По случаю важных мероприятий мужчины надевали визитку, которая, в отличие от пиджака, была однобортной и чаще всего застегивалась на одну пуговицу. Большинство горожан предпочитало полосатые брюки, черные или чаще темно-серые. Хотя мужской костюм не отличался разнообразием, в ходу было множество видов головных уборов – котелки, кепи, цилиндры. Также важными аксессуарами оставались трости и зонты.

Репродукция фотопортрета, представленного на выставке "Мода в России: начало XX века"

В качестве зимней верхней одежды наибольшей популярностью по-прежнему пользовались шубы. Часто они доходили до земли, а самыми распространенными мехами были нутрия, белка, выдра, хорек и рыжая лиса. Также в обиход вошла бекеша – длинное пальто, напоминавшее сюртук, с отложным воротником и меховой отделкой.

В устоявшуюся мужскую моду внесла изменения приближавшаяся Первая мировая война. В обиход вошли закрытые пиджаки с поясом, брюки галифе, плащи покроя реглан и пальто на теплой подкладке, сделавшие мужской гардероб более практичным и все больше напоминающим современный.

В это же время фрак постепенно стал вытеснять смокинг, который шили из кастора или крепа. Вместе со смокингом надевали крахмальную белую рубашку с черными пуговицами, а также черный бантик и брюки, сшитые из той же ткани.

 

ria.ru

Мода XIX века - история развития модной одежды

В начале XIX века мужская одежда претерпела радикальные перемены. Хотя сюртуки оставались длинными сзади, спереди они заметно укоротились. Из-под сюртука был виден жилет длиной до талии. Портные шли на разнообразные ухищрения, чтобы сделать плечи визуально шире, а талию – уже. В начале века некоторые денди даже носили корсеты, чтобы сделать талию уже.

Постепенно мужчины стали носить длинные брюки вместо коротких бриджей. Длинные брюки вошли в моду в начале XIX века, сначала их носили только днем, но к 1820-м они стали частью вечернего гардероба. Бриджи носили только при дворе.

Высокие шляпы, ставшие популярными в конце XVIII века, оставались в моде, постепенно превращаясь в цилиндр. Цилиндры носили как днем, так и вечером на протяжении всего XIX века. Волосы либо тщательно укладывали, либо стригли и завивали.

Во второй половине XIX века мужчины для парадных случаев стали носить белые жилеты и черные фраки с брюками. Днем же носили прямые сюртуки, короткие и жилеты и рубашки со стоячим жестким воротничком. Сюртуки были однобортными или двубортными, обычно облегающими. Сзади полы заканчивались примерно на середине бедра, а спереди был квадратный вырез. Во второй половине XIX века мужчины обычно коротко стриглись, но многие носили бороды и усы.

Женская одежда

В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.

На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома – льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки. К 1870-м они еще уменьшились, зато прически стали очень сложными и объемными. В 1880-90-х прически оставались высокими, но стали проще. Вошли в моду небольшие шляпки с украшениями в виде перьев и искусственных цветов.

Модификации причесок и одежды

В 1860-х юбки были очень объемными, их носили с кринолином, который поддерживал их и позволял ходить, не путаясь в юбках. Поверх сорочки надевали жесткий корсет. Вместо верхней одежды иногда носили большие шали.

В 1870-80-е силуэты стали более естественными. Появились платья силуэта «принцесса», которые подчеркивали фигуру. Юбки и рукава стали более узкими, линии более прямыми. Из-за этого корсеты удлинились и стали жестче. В 1880-х вошли в моду турнюры – подушечки из конского волоса или складки ткани, придававшие объем юбкам сзади. К концу десятилетия турнюры вышли из моды. Волосы носили поднятыми наверх и собранными в узел, из прически иногда выпускали один локон, который падал на плечо.

В 1880-х годах некоторые женщины стали носить и пропагандировать более простую одежду, известную как «артистические» платья. Эти платья были намного свободнее и не требовали корсета.

В конце века стали носить широкополые шляпы, но для неформальных поводов носили и простые соломенные шляпки. Юбки достигали пола и даже имели шлейф. Талия оставалась узкой, что требовало корсета.

В 1890-х годах в моду вошли очень пышные рукава, которые называли «бараний окорок». Дневные платья имели высокий стоячий воротничок. Также в дневной женской одежде появились юбки, рубашки и жакеты, напоминающие строгую мужскую моду.

К концу XIX века изменения модного силуэта стали происходить чаще. Благодаря распространению бумажных выкроек и изданию модных журналов многие женщины шили платья самостоятельно.

К началу XX века скорость изменений женской моды, благодаря растущей модной индустрии и развитию средств массовой информации, возросла еще больше.

www.luxemag.ru