Как записывать лекции по методу Корнелла? Записи лекции


Как записывать лекции по методу Корнелла

Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.

Основы метода Корнелла

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  1. Правая — для заметок.
  2. Левая — для основных мыслей и вопросов.
  3. Нижняя часть — резюме.

Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла для записи лекций

Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.

Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.

Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.

Резюме в нижней части листа — главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.

Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.

По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное — понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа («Заметки») — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме — итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.

Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.

Резюме — главная мысль доклада.

Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.

Правая графа («Заметки») — разбивка планов на мелкие дела.

Резюме — главная цель недели.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!

Скачать лист для заметок по методу Корнелла.

lifehacker.ru

Как записывать лекции, способы конспектирования и записи лекций

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций. Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний. Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Способы и технологии эффективного конспектирования лекций

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом. Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей. Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе. Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день. Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция. Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре. Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других. Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования. Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется. Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений. Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой. Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах. Помните: все приходит с опытом!

www.alto-lab.ru

Как записывать лекции в университете

Готовьтесь к лекции. Перед тем, как идти на лекцию, необходимо изучить в интернете на официальном сайте вашего факультета, темы лекционных занятий и что именно на них будет рассматриваться, тем самым подготовиться к занятию. Также рекомендуется занимать первые места в аудитории, чтобы вам легче было воспринимать информацию от лектора. Приходите на пары раньше, так вы успеете завоевать лучшее место и сконцентрироваться на работе. 

Проверьте принадлежности. Убедитесь, что у вас есть все необходимые принадлежности для ведения конспектов. Следует помнить, что вам могут пригодиться не только простые шариковые ручки, но и гелевые, а также маркеры и карандаши для выделения важных моментов лекции.

Указывайте дату и тему лекции. Это очень важная часть, так как в любой момент вам может понадобиться информация о том, когда проходила лекция и что на ней изучалось. Также в том случае, если вы пишите лекции на отдельных листах тетради, следует обязательно нумеровать их. Это поможет вам держать конспекты в порядке.

Подумайте над форматом. Перед тем, как идти на занятия, прикиньте, в какой форме вам было бы легче запоминать информацию. Может быть, для вас окажет приемлимым распределение информации по мини-блокам или же составление схем и таблиц. Все зависит от вашей фантазии и личных предпочтений.

Фиксируйте самое главное. Помните, что вы должны записывать лишь самую ценную информацию, которая пригодится вам в будущем. Сконцентрируйтесь на том, что все, что вы пишите в тетради нужно не для того, чтобы сдать зачет или экзамен, а для вашего личного развития и улучшения профессиональных навыков.

Используйте стенографию. Разработайте систему сокращений или выберете те, которые уже существуют в языке и активно используйте их при записи своих конспектов. Это существенно сократит механическую работу и позволит вам постоянно быть вовлеченным в речь спикера.

Расставляйте красные флажки. Сигнализируйте там, где не до конца разобрались с тезисами, чтобы потом в домашней обстановке разобраться с непонятой информацией.

Перерабатывайте знания. После того, как вы вернулись домой с университа, немного отдохните и вернитесь к записям. Сделать это нужно не больше, чем через сутки после лекции, так как позднее материал может забыться. 

Хорошо слушайте. Будьте внимательным на лекции, не отвлекайтесь на посторонние предметы и разговаривающих студентов, вы поступили в университет для того, чтобы получать знания. Поэтому будьте в теме и не позволяйте другим отвлекать вас.

 

www.kakprosto.ru

Как записывать лекции Как? Так!

Содержимое:

4 части:

Эффективное конспектирование – это не просто запись и воспроизведение. Это важная часть учебного процесса, которая помогает вам быстрее усваивать лекционный материал и записывать ключевые моменты в таком виде, который является для вас более удобным. После того как вы правильно подготовились к лекции, приготовьтесь делать заметки. Представленные ниже шаги направлены не только на эффективную организацию учебного процесса, но и на более удобную запись лекций и конспектов.

Шаги

Часть 1 Подготовьтесь к лекции

  1. 1 Прочтите тему перед лекцией или занятием. Преподаватель задает тему на дом, чтобы вы знали, о чем он будет рассказывать на занятии. Если перед занятием вы прочитаете заданную тему, вы уже будете знать не только общие понятия, но и некоторые детали. В этом случае вы сможете сосредоточить внимание на ключевых моментах лекции и составить хороший конспект.
    • Прямо перед занятием быстро перечитайте свои записи по этой теме. Таким образом, вы будете иметь представление о том, на чем вы остановились на прошлом занятии.
  2. 2 Попробуйте найти учебные материалы и лекции онлайн. Если ваш преподаватель дает какой-то материал в виде презентаций PowerPoint или сам делает краткие конспекты предстоящих лекций, извлеките из этого максимум пользы! Представьте, что эти лекции – каркас для вашего дома, который вы обставите и заполните собственными конспектами.
    • Конечно, очень заманчиво просто сфотографировать или распечатать эти презентации, лекции и конспекты, ничего не записывая на занятии, или сделать для себя несколько пометок на этих распечатках. Но гораздо полезнее использовать эти материалы для написания собственных конспектов. Это лучший способ обработки информации, в этом и есть цель конспектирования.
  3. 3 Теперь давайте обсудим плюсы и минусы составления конспекта во время лекции. Многим студентам намного удобнее печатать, чем писать от руки, но все же есть некоторые причины, по которым рекомендуется писать заметки от руки. Результаты некоторых исследований показывают, что студенты, которые пишут от руки, намного лучше понимают и запоминают лекционный материал, чем те, кто набирает его на клавиатуре. К тому же, на ноутбуке легко автоматической записи текста лекции. Это значит, что вы пытаетесь успеть напечатать все сказанное лектором, вместо того чтобы выделить из его речи самое главное и записать это в конспект. Поэтому написание текста вручную лучше концентрирует внимание.
    • С другой стороны, использование электронных технологий дает возможность форматировать, сохранять, редактировать, использовать и читать файлы совместно, не заботясь о неразборчивом почерке и помарках.
    • На ноутбуке есть множество вспомогательных программ и приложений, которые можно скачать даже на планшет: «ноутбук маркет», форматирование в «Microsoft Word», другие программы, с помощью которых можно записывать лекции и делать заметки. Есть программы, которые помогут вам организовать ваши записи, объединить материалы разных разделов и форматов (например, документ электронной почты и PDF файл). Есть программы, в которых можно конспектировать совместно с кем-то, делиться конспектами, делать заметки в режиме реального времени. Такие программы могут стать для вас спасительными или отвлекающими. Только вам судить, что вам удобнее всего.
    • Некоторые преподаватели запрещают пользоваться на занятиях электронными гаджетами (или это может быть запрещено учебным заведением), поэтому не стоит пренебрегать советами о том, как правильно записывать конспекты от руки.
  4. 4 Садитесь впереди. Выберите место в классе, где вас ничего не будет отвлекать. Тогда у вас будет возможность лучше сосредоточить внимание и составить хороший конспект. Выберите место, откуда вы сможете хорошо видеть и слышать преподавателя. К тому же, вы должны хорошо видеть доску. Заходите в класс раньше остальных, чтобы иметь возможность занять самое удобное место.
    • Если вас вдруг начнут отвлекать шумные приятели, кондиционер, блики на экране проектора, аккуратно пересядьте на другое место, если это возможно сделать, не поднимая при этом шум и не отвлекая других. В противном случае постарайтесь сделать все возможное, чтобы уменьшить дискомфорт, а в следующий раз сядьте на другое место.
  5. 5 Обязательно проверьте, есть ли у вас все необходимые принадлежности для составления конспекта. Если вы пишите конспекты от руки, обязательно берите с собой запасную ручку с карандашом и дополнительные листы бумаги (или тетрадь). Если вы печатаете конспекты на ноутбуке или другом электронном гаджете, проверьте перед занятием, полностью ли он заряжен.
    • Некоторым студентам больше нравится писать конспекты на отдельных листах, которые можно будет потом вставить в тетрадь-блок или в папке, другим больше нравятся обычные тетради, которые, по их мнению, выглядят более аккуратно.
  6. 6 Вверху на листочке напишите дату и тему лекции. Убедитесь в том, что лекции и конспекты подписаны, чтобы их было потом удобно организовать и использовать при подготовке. Пишите дату и название лекции наверху на каждой странице.
    • Если ваш конспект состоит из нескольких страниц, лучше всего обозначить эти страницы номерами. Это очень полезная вещь, которая позволит хранить конспекты в правильном порядке.
  7. 7 Теперь вернемся к формату конспекта. Чем больше внимания вы уделяете порядку написания конспекта, тем легче его будет понять и выучить. Один из возможных вариантов – , особенно если лекция четко структурирована или представлена таким образом. Придерживаясь такого формата, вы будете писать каждый раздел под новым заголовком. Под каждым заголовком раздела запишите главную мысль (в виде подтемы) и дополнительную мысль (в виде вспомогательной темы). Это намного лучше, чем записывать каждую мысль, как новую тему.
    • Имейте в виду, что не всегда лекции построены так, что предусмотрена главная тема и подтема. Возможно, после лекции вам придется пересмотреть и немного изменить формат конспекта.

Часть 2 Улучшите конспект

  1. 1 Помните, что лучше делать заметки, а не переписывать всю лекцию под диктовку целиком (или на диктофон). Чтобы , вам нужно стать «активным слушателем». Это значит, что вы не просто должны переписывать все сказанное лектором или записывать его речь на диктофон. Вместо этого вам нужно обработать материал и записать только главную мысль того, что было сказано.
    • Например, вместо того, чтобы тратить кучу времени, записывая каждую особенность различных действий того или иного правителя, постарайтесь определить ключевые моменты его общей политики и запишите пару ситуаций в качестве примеров. Таким образом, вы уже начали запоминать и обдумывать учебный материла (другими словами, начали процесс изучения).
    • Очень важно перерабатывать материал, именно по этой причине многие специалисты не рекомендуют записывать лекции на диктофон.,
    • Если вам очень хочется записывать лекции на диктофон (или это необходимо по каким-то обстоятельствам) – запишите. Спросите лектора, можно ли записать его речь на диктофон. Лекция – это своего рода собственность того человека, который ее читает. Кроме того, в некоторых учебных учреждениях существуют определенные правила касательно записи лекций на диктофон.
  2. 2 Отнеситесь внимательно к введению лекции. Не тратьте время в самом начале лекции на оформление конспекта для более легкой организации заметок. Всегда будьте готовы записать какую-то важную мысль.
    • Обычно лекцию начинают с краткого перечисления того, о чем будет идти речь, по крайней мере, обязательно следует краткое введение. Внимательно слушайте вводную часть, потому что она подскажет, как организовать свои записи и какие мысли и идеи будут самыми важными.
    • Не обращайте внимания на опоздавших и болтающих студентов, которые еще не готовы конспектировать лекцию.
  3. 3 Переписывайте в тетрадь все, что лектор пишет на доске. Каждый лектор по-своему организовывает ход лекции, составляя при этом какие-то записи и наброски, даже если эти записи не очень вам понятны.
  4. 4 Научитесь следовать плану лектора и понимать его записи и разные подсказки. Преподаватель будет выделять голосом важные моменты лекции, жестикулировать и, возможно, какими-то другими мелочами показывать, что сейчас речь пойдет о важной части лекции. Научитесь распознавать эти подсказки и жесты для того, чтобы было легче уловить главную мысль темы.
    • Постарайтесь понять, какие из фраз лектора указывают на важную мысль, которая раскрывает тему. Поймите, что лектор не начнет вам специально сигналить, чтобы вы поняли, что сейчас будет сказана важная мысль или какой-то пример. Но лектор обязательно постарается выделить эту мысль голосом или жестикуляцией. Во всяком случае, так обычно делают все хорошие лекторы, так что вам нужно быть готовым распознать эти сигналы. Например:
      • Есть три причины, по которым…
      • Во-первых… Во-вторых… В третьих…
      • Смысл этого в том, что…
      • Последствием может быть…
      • Таким образом, становится понятно, что…
    • Научитесь обращать внимание и на другие мелочи. Перед важной мыслью или фразой лектор может начать говорить чуть медленнее или громче, повторить слово и фразу, выдержать паузу, а затем продолжить речь (преподаватель так же может сделать глоток воды), начать более демонстративно жестикулировать руками, перестать ходить по аудитории и начать смотреть в одну точку и так далее.
  5. 5 Попробуйте составить собственную систему сокращений. Это значит, что вы можете придумать знаки и обозначения, чтобы вам не пришлось переписывать каждое слово. Этот полезный навык поможет намного быстрее составлять конспекты, не упустив ничего важного. Делая записи, не стоит увлекаться и рисовать какие-то особенные схемы и значки, потому что их долго рисовать и не так уж просто расшифровать. Поэтому придумайте собственную систему сокращений, значков, символов и так далее. Даже если никто не знает, что обозначают ваши знаки, вы все равно поймете, что имелось в виду.
    • Пользуйтесь сокращениями, пропускайте несущественную информацию, чтобы сделать конспект более полным и полезным. Записывайте только ключевые слова, по которым можно воспроизвести смысл материала лекции. Пропускайте разные предлоги и союзы, которые не придают особого смысла лекции. Примерами сокращений, которые сэкономят вам время, являются стрелки «вверх» и «вниз» для обозначения увеличения/уменьшения, обычные стрелки, которые показывают причинно-следственную связь, сокращений по первым буквам (например, МО для международных отношений).
    • Старайтесь перефразировать все, кроме точных определений и формул, а также фактов, которые придется заучивать дословно для экзамена.
    • Вы можете подчеркивать, обводить, помечать звездочками или любым другим образом выделять ключевые моменты, примеры, определения и другие важные моменты. Придумайте свою систему обозначений для выделения тем и ключевых моментов лекции.
    • Нарисуйте схемы, рисунки или диаграммы для понятий и вещей, которые вы не успеваете или не можете сразу объяснить и переписать. Например, вы можете нарисовать круговую диаграмму, чтобы указать примерное соотношение политических партий в выборах, вместо того, чтобы описывать детали по каждой партии.
  6. 6 Старайтесь писать разборчивым почерком. Обязательно разделяйте слова и предложения, чтобы слова были понятными, и вы могли бы прочитать свои записи позже. Одна из самых неприятных вещей – невозможность разобрать свои собственные записи, особенно если вы пытаетесь подготовиться к экзамену по биологии.
  7. 7 Оставьте немного места, чтобы позже дописать пропущенный материал. Не жадничайте и не пытайтесь втиснуть все в один маленький лист. Оставьте на странице немного пустого места. Чем просторнее ваши записи, тем легче будет потом перечитать их и вставить какие-то заметки и аннотации. К тому же, в таком формате намного легче усваивать и запоминать информацию.
  8. 8 Будьте внимательны на протяжении всей лекции, даже в конце. Конечно, когда лекция приходит к концу, очень просто отвлечься на что-то. Другие студенты наверняка начнут собирать вещи, шептаться и обсуждать обед. Тем не менее, заключение лекции так же важно, как и введение, потому что обычно в конце лекции подводятся итоги темы и делаются выводы.
    • Если в конце лекции преподаватель начинает подводить итоги, обязательно внимательно вслушайтесь. Вы можете записать это заключение, чтобы проверить организацию своих записей и дополнить их. Если вам кажется, что ваши записи не имеют четкой систематизации, постарайтесь успеть записать основные моменты из заключения лекции. Это будет очень полезно, когда вы будете пересматривать записи.
  9. 9 Задавайте вопросы. Во время лекции не стесняйтесь задать вопросы о каких-то пунктах и понятиях, которые вы не поняли. Если другие студенты задают вопросы, запишите себе в конспект вопрос и ответ лектора. Эта дополнительная информация также может помочь вам найти ответы на свои вопросы.
    • Если вы стесняетесь задавать вопросы в конце лекции (и раздражать студентов, которые уже одной ногой за дверью), подойдите к лектору лично после лекции. Скорее всего, вы встретите студентов, которые делают так же, и сможете послушать их вопросы и ответы на них.
    • Вы также можете составить список вопросов и подойти с ним к преподавателю в другое рабочее время.

Часть 3 Перечитайте свои записи

  1. 1 Перечитайте свой конспект как можно скорее после лекции. Лучше всего сделать это в тот же день. Может оказаться, что за это время вы уже забыли 80% материала. Вместо того чтобы потом повторно изучать материал с нуля, основывайтесь на тех записях, которые вы сделали.
  2. 2 Перечитайте, а не просто перепишите свои записи. Скажите себе, что ваш конспект – это черновик, и подумайте, как его можно отредактировать и дополнить. Создайте новый конспект на основе своих переработанных записей. Это очень полезно, особенно если ваши записи неорганизованны и неразборчивы. Именно поэтому нельзя просто переписывать сделанные на лекции записи, сначала нужно их пересмотреть и дополнить.
    • Используйте свои записи, которые вы сделали на лекции, как ключевые моменты и опорные слова для нового конспекта, в котором вы организуете все, что записали, в нормальном виде.
    • Пропущенные моменты уточните в учебнике и обязательно допишите пропущенный материал.
  3. 3 Выделите важные части лекции. Когда вы перечитываете свои записи, потратьте немного времени, чтобы выделить или подчеркнуть важные моменты в лекции. Для этого вы можете купить разноцветные ручки или маркеры, придумав себе цветовой код для каждого раздела лекции. Размеченная и организованная таким образом лекция будет очень полезна, когда вы будете готовиться по ней к занятиям и экзамену. Такой способ систематизации позволяет быстрее запомнить ключевые моменты каждой лекции.
  4. 4 Обязательно конспектируйте пропущенные занятия. Если вы пропустили лекции из-за того, что болели (или по другой причине), обязательно возьмите пропущенный материал у одногруппников. Чтобы лучше понять материал, поговорите с профессором.
    • Не стоит полагаться на уже готовые конспекты, которые можно купить в некоторых университетах. К тому же, в некоторых учебных заведениях есть свои правила на этот счет. Помните, что покупной конспект не является формой «активного обучения», поэтому не так эффективен в процессе усваивания информации.
    • Если у вас есть есть официально установленная инвалидность (физическая или психическая), из-за которой вам сложно делать записи, обсудите эту проблему с лектором и администрацией вашего учебного заведения. Возможно, вы сможете организовать дополнительные занятия, найти людей, которые помогут вам делать записи, получите официальное разрешение записывать учебный материал на диктофон или найдете другие способы зафиксировать учебный материал.

Часть 4 Попробуйте конспектировать по метод Корнелла

  1. 1 Разделите лист бумаги на три части. Метод Корнелла предполагает не только составление конспекта, но и составление вопросов к этому конспекту. Теперь разделите лист бумаги на две части, нарисовав вертикальную линию на расстоянии 6 см от левого края. Продолжите эту линию, не доходя до нижнего края листа 5 см. Затем проведите горизонтальную линию на расстоянии 5 см от нижнего края.
    • Если вы пользуетесь ноутбуком, то есть программы, в которых можно преобразовать ваши текстовые файлы в конспекты по методу Корнелла.
  2. 2 Запишите основные мысли лекции. В самом большом разделе вашего листка бумаги делайте заметки, помечайте главные мысли и опорные слова. Оставьте достаточно места для поправок.
    • Добавьте примеры, схемы, диаграммы, другие дополнительные материалы, которые соответствуют лекции.
  3. 3 После лекции задайте себе несколько вопросов. Чтобы придумать и записать эти вопросы, используйте левую сторону страницы. Эти вопросы помогут вам понять некоторые определения, ключевые моменты и так далее. В течение одного-двух дней просматривайте свои записи по лекциям. Таким образом, ваше восприятие информации будет намного более эффективным.
    • Опираясь на этот материал, вы можете придумать для себя несколько вопросов. Как вы думаете, какие вопросы будут задавать на экзамене?
    • Когда вы учите свои конспекты к экзамену, накройте чем-нибудь правую часть листа. Посмотрите, сможете ли вы ответить на вопросы, которые вы написали на левой стороне листа.
  4. 4 В нижней части страницы подытожьте материал лекции. В этой части страницы должны быть выводы (или краткое резюме) содержания лекции. Это поможет вам вспомнить ключевые моменты учебного материала.

Советы

  • Если вы отсутствовали на лекции, обязательно сделайте себе пометку, чтобы не забыть о пропущенном материале. Таким образом, вы обязательно вспомните, что нужно взять конспект у одногруппника, а не забыть про пропущенную лекцию, не ознакомившись с материалом.
  • Правильно настройтесь. Чтобы слушать и запоминать, нужно сконцентрировать на этом все внимание. Будьте готовы слушать преподавателя и воспринимать то, что он говорит, даже если вы в какой-то степени с этим не согласны.
  • Сохраняйте конспекты по каждому предмету, храните их в одном месте (например в тетради-блоке или обычной тетрадке). Проверьте, в правильном ли порядке лежат ваши конспекты, на всех ли лекциях написано название и номер. Лучше всего пользоваться тетрадью-блоком со сменными листками, чем обычной тетрадью, потому что в ней вы сможете разложить свои конспекты так, как вам удобнее, когда придет время готовиться к экзамену.

Предупреждения

  • Постарайтесь избегать любых действий и моментов, которые могут отвлечь вас или других от конспектирования (например, не стоит рисовать каракули на полях и щелкать ручкой). Подобные действия обрывают зрительный контакт и снижают концентрацию внимания, к тому же, скорее всего, они раздражают окружающих. Поэтому если вы можете сосредоточиться только притопывая ногой или щелкая ручкой, сядьте с теми, кто делает так же, либо найдите более уединенное место.

Прислал: Гусева Кира . 2017-11-06 14:21:18

kak-otvet.imysite.ru

Как записывать лекции по методу Корнелла?

В школе нас всех учили писать под диктовку. Но это не имеет никакого отношения к конспектированию лекций. Метод Корнелла наводит порядок в хаотичных студенческих записях и позволяет легко подготовиться к экзаменам. Кстати, этот метод пригодится вам и на работе во время встреч и совещаний.

Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.

Основы метода Корнелла

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  1. Правая — для заметок.
  2. Левая — для основных мыслей и вопросов.
  3. Нижняя часть — резюме.

Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла для записи лекций

Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.

Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.

Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.

Резюме в нижней части листа — главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.

Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.

По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное — понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа («Заметки») — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме — итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.

Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.

Резюме — главная мысль доклада.

Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.

Правая графа («Заметки») — разбивка планов на мелкие дела.

Резюме — главная цель недели.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!

Скачать лист для заметок по методу Корнелла.

razlich.ru

Лекции устные и под запись

Перед чтением лекции – в процессе подготовки или непосредственно в аудитории – возникает неизбежный вопрос о форме подачи лекционного материала. Как он должен быть представлен: в виде вольного рассказа, в устной передаче, или же под запись, с обязательной фиксацией в конспекте всего продиктованного лектором. Возможен и комбинированный вариант, когда часть учебного материала проговаривается преподавателем устно, а часть даётся под запись.

У каждой из упомянутых выше форм есть свои достоинства и недостатки.

Устный рассказ позволяет дать слушателям значительно больший объём учебного материала. Поскольку лектор не ограничен скоростью записи его слов, он может дать в 2-3 раза больше полезной информации, нежели при способе «под запись». Кроме того, слушатели не устают от непрерывной писанины, когда после первой пары лекций авторучки студентов дымятся, а кисти рук сводит судорога.

Однако ещё древние римляне говорили: «Verba volant, scripta manent» — «Слова улетают, написанное остаётся». Если студенты слушали лекцию невнимательно, не делали для себя пометок в конспектах, то остаточные знания обычно небольшие. Как правило, на следующий день слушатели могут вспомнить лишь половину учебного материала (правда, это в значительной мере зависит от личности и талантов лектора, наглядных пособий, диалоговых конструкций и специальных мнемонических схем, используемых преподавателем). Но мы для простоты берём некий усреднённый уровень, характерный для разных учебных дисциплин, возрастных групп, степени образованности, способностей и интеллекта обучающихся.

В целом метод чтения устной лекции весьма хорош, но требует от преподавателя высокой квалификации, умения работать без постоянного подглядывания в заготовленный текст, без сбоев и забывчивости. Любые инциденты в аудитории, намеренные или случайные помехи со стороны слушателей, могут сбить лектора с мысли, увести повествование в незапланированное русло импровизаций.

Применение устных лекций может быть полностью оправдано в том случае, если лектор предлагает раздаточные материалы с конспектами лекций (или цифровые копии на флэш-картах, или же рекомендует скачать бесплатно полные тексты со своего персонального вебсайта). Тогда преимущества подачи более полной учебной информации сочетается с наличием бумажного или цифрового варианта (в том числе видеолекций).

Надо сказать, что выше описанная форма проведения лекции нехарактерна для большинства российских вузов, институтов повышения квалификации, колледжей и иных учебных заведений. Пока ещё там превалирует форма чтения лекций под запись. Лектор в буквальном смысле диктует учебный материал, а слушатели стараются успеть записать за ним всё правильно, без ошибок и пропусков фрагментов текста.

Данная форма почти не требует от лектора высокой квалификации и обширных профессиональных знаний (что в сценарии устного изложения совершенно необходимо). Текст может читать любой грамотный человек. Обычно необходимость всё тщательно записывать лектор мотивирует тем, что даваемый им материал уникален, «такого вы нигде не найдёте», в случае самоподготовки вам придётся проштудировать десятки учебников и пособий и т.п. доводы.

Кроме того, лекторы, дающие учебные материалы под запись, используют конспекты как некий пропуск на зачёт или экзамен, выступая в роли табельщиков (иногда полный конспект лекций является необходимым и достаточным условием для выставления оценки «автоматом»). Если студент или слушатель пропускал занятия, значит он должен «отработать» лекцию, то есть переписать её у того, кто был на лекции и располагает текстом.

Поскольку в последние 10-15 лет в нашем высшем образовании наблюдается всё большая бюрократизация, часть лекторов использует конспекты лекций как доказательство соблюдения учебного плана, соответствию образовательным стандартам и тематике курса. Естественно, в лекциях данного типа отсутствует творческий компонент, вопросы из аудитории не поощряются, а студенты и слушатели, не записывающие слова лектора, записываются в нарушители.

Конечно, было бы неправильно отвергать данный тип лекций как исключительно принудительный и скучный. Он, несомненно, хорош для неподготовленной аудитории, когда слушатели не располагают иными источниками информации. Кроме того, метод «под запись» дисциплинирует студентов и тренирует моторную память. Но многие его достоинства нивелирует утомительность непрерывной записи и ограниченность объёмов передачи информации скоростью записывания студентов.

После нашего краткого описания мы можем понять негативную мотивацию студентов, которые стараются не ходить на нудные и выматывающие лекции, берущих у своих прилежных товарищей конспекты. Ведь имея конспект за семестр в 20-30 тетрадных листов, материал к экзамену можно освоить за 2-3 дня. Таким образом, скорость обучения ускоряется во много раз.

Из сказанного можно понять, что комбинированный метод чтения лекций, когда часть материала проговаривается, а часть даётся под запись, также весьма распространён. В настоящее время слушатели всё больше практикуют способ электронной фиксации (видео и звук) материалов лекции, записывая их на диктофоны, смартфоны и планшетники. Но здесь есть свои особенности, о которых мы поговорим ниже.

vadim-galkin.ru

Запись - лекция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Запись - лекция

Cтраница 1

Запись лекций и демонстрационного материала в электронном виде снимает также проблемы тиражирования. Обучаемые не только избавляются от необходимости конспектирования, но и снимается вопрос посещаемости. Лекции могут быть воспроизведены в любое время и при наличии средств коммуникации, позволяющих это - в любом месте. Применение компьютера для чтения и демонстрации материала дает возможность вести обучение дистанционно и непрерывно с повышением качества и созданием новой системы знаний.  [1]

Запись лекций Д. И. Менделеева 1870 / 71 учебного года представляет исключительный интерес. Если периодический закон в Основах химии стал путеводной нитью изложения всего фактического материала лишь начиная с третьего издания ( 1877 г.), то, как видно из настоящей публикации, на лекциях Д. И. Менделеев ввел периодический закон в качестве основного принципа значительно ранее, практически сразу же после его открытия. Этим еще раз подчеркивается замечательная особенность Д. И. Менделеева как педагога - теснейшая связь преподавания с научной деятельностью.  [2]

Записи лекций Бутлерова были изданы студентом Н. Ф. Шиленковым, которому по гогпоминаниям С. Ф. Глинки ( Тр. Бутлерова по преподаванию в Петербургском университете. Однако курс был издан все же плохо отредактированным; в него перешли многочисленные ошибки, допущенные при стенографировании, иногда серьезно искажающие смысл. Кроме тою, литографированное издание лекций Бутлерова не имеет ни рубрикации, ни таблиц, о которых упоминается в приведенном выше черновом наброске его программы. Поэтому при подготовке Историческою очерка Бутлерова для настоящего издания его текст, в огличие от текстов остальных работ, не рассматривался в качестве канонического и подвергся некоторой переработке. Исправления в цитатах, произведенные большею частью в результате сравнения с указанными в сносках оригинальными источниками, а также стилистическая правка, не меняющая смысла, ни - чем не отмечены. Слова, вновь добавленные или вставленные взамен других, заключены в угловые скобки ( и), причем замененные слова приведены в примечаниях. В тексте в нескольких местах опущены слова и отдельные фразы, которые, как можно подозревать по их неясному или неверному содержанию, носят следы каких-то ошибок в запи-си.  [3]

На записи лекций студентами существует четыре точки зрения: записывать материал в краткой, свободной форме, главным образом выводы, правила, законы, формулы; записывать лекционный материал в тезисной форме; вести подробную запись лекции, вплоть до диктовки или стенографирования; ничего не записывать, но по приходе домой вспомнить все, что сохранилось в памяти от лекции.  [4]

Публикуя запись лекций Фейнмана, мы хотели осуществить нечто большее, нежели просто переложить на бумагу то, что было им сказано устно. Мы хотели, чтобы на бумагу как можно более ясно легли те идеи, на которых основывались лекции. Для некоторых лекций этого удалось добиться, пришлось внести лишь небольшую правку в стенографические записи, другие же потребовали значительной работы и довольно серьезного редактирования. Иногда мы чувствовали, что для большей ясности нужно включить добавочный материал. При этом мы прибегали постоянно к помощи и советам самого Фейнмана.  [5]

Материалы: записи лекций 1822 - 1831 гг. Рукопись Гегеля до стр.  [6]

Волковым в записи лекций, по-видимому, воспроизведена с таблицы, которую Д. И. Менделеев демонстрировал в 1870 / 71 учебном году на занятиях. Эта таблица не повторяет ни один из известных вариантов периодической системы и поэтому представляет самостоятельный интерес.  [7]

Извлечено из записей лекций профессора Максвелла мистером Дж.  [8]

Книга представляет собой записи лекций, прочитанных мною в Миннесотском университете осенью 1980 г. в качестве приглашенного профессора.  [9]

Правильна ли такая запись лекции.  [10]

Подлинность их как записей лекций Лобачевского вызывает сомненигг.  [11]

Однако на основании записи лекций можно сравнительно точно передать структуру курса, научные концепции автора и методы рассмотрения задач гидроаэромеханики.  [12]

Большинство статей является записью лекций и написано в соответствующем духе - с множеством примеров, порой юмористических, с вопросами для самопроверки, с отступлениями.  [13]

Как уже сказано, запись лекции является только одним из учебных пособий. Студенту предстоит после лекции изучать учебник, а на старших курсах и другую более сложную литературу. Преподаватели обязаны внимательно подбирать дополнительную литературу и рекомендовать ее слушателям. Студентов старших курсов следует приучать к чтению специальной технической литературы и технических журналов, таких, как Электричество, Вестник электропромышленности, Автоматика и телемеханика, Электрические станции, Измерительная техника и др. Кроме того, надо советовать читать зарубежные журналы по этой тематике; для этого студенты и изучают иностранные языки.  [14]

Эта книга возникла из записи лекций и сохранила их свободный стиль. То, что научная книга столь радикально отступает от пресловутого Введения в теорию слонов ( Einfuhrung in die Elephantenlehre), произошло в значительной степени из-за отвращения автора к увесистым заумным трактатам. Если я слишком перегнул в другую сторону, то надеюсь, что читателю по крайней мере будет все понятно.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru