Как определить витковое замыкание в обмотках? Замыкание витковое


Витковое замыкание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Витковое замыкание

Cтраница 1

Витковое замыкание обнаруживается по ненормальному и неравномерному нагреву катушки и уменьшению тягового усилия. Замыкание витков сопровождается также значительны; увеличением потребляемой мощности. Чтобы убедиться в наличии виткового замыкания, необходимо измерить омическое сопротивление катушки и сравнить его с данными аналогичной исправной катушки. Сопротивление обмотки, в которой есть замкнутые витки, всегда будет меньше ( иногда в несколько раз) сопротивления обмотки такой же исправной катушки.  [1]

Витковое замыкание, если оно произошло в верхних слоях, легко обнаружить после снятия наружной изоляции по обугленным и выгоревшим местам. Если выгорели только верхние слои обмотки, а внутренние не повреждены, то такую катушку можно отремонтировать. Для этого поврежденные верхние слои обмотки снимают и вместо них наматывают такое же количество витков нового провода. Если установлено, что замыкание витков находится во внутренних слоях, то искать место повреждения и ремонтировать такую катушку нецелесообр азно.  [2]

Витковые замыкания в обмотках, при которых возникают большие токи.  [3]

Витковые замыкания в обмотках, при которых в короткозамк-нутых витках протекают большие токи, создающие усиленные магнитные потоки.  [4]

Витковое замыкание в первичной обмотке катушки зажигания приводит к уменьшению ее сопротивления. В результате возрастает сила тока, проходящего через обмотку, отчего увеличивается нагрев катушки и может быть нарушена ее изоляция.  [5]

Витковые замыкания в обмотке ротора генератора также вызывают сильную вибрацию, которая зависит от числа выведенных из строя витков обмотки. Эту вибрацию легко отличить от вибрации механического характера, так как с увеличением тока возбуждения она усиливается, а при снятии возбуждения исчезает. Очень хорошим критерием является сравнение характеристик холостого хода до и после появления вибрации.  [6]

Витковые замыкания в обмотках чаще всего происходят при повреждении изоляции проводников во время рихтовки и осадки катушек, при укладке обмотки, в результате опрессовки пазовой части при неправильном положении витков, из-за попадания припоя или стружки между витками при пробое обмотки на корпус, вследствие перекрещивания проводников в пазовой части при всыпной обмотке.  [7]

Витковые замыкания в обмотках могут быть обнаружены при помощи аппаратов СМ ( см. гл.  [8]

Витковое замыкание в катушке повышает напряжение срабатывания электромагнита отключения. По этому признаку могут быть обнаружены дефектные катушки, которые должны быть заменены или перемотаны.  [9]

Витковые замыкания в полюсных катушках обнаруживаются путем измерения сопротивления отдельных катушек.  [10]

Витковые замыкания в обмотке ротора синхронных машин - обнаруживаются по сильным вибрациям машины вследствие того, что притяжение ротора к статору будет неодинаковым при различном числе действующих витков на разных полюсах.  [12]

Витковые замыкания в полюсных катушках обнаруживают путем измерения сопротивления отдельных катушек.  [14]

Витковое замыкание происходит, главным образом, из-за естественного старения и износа изоляции, а также вследствие перегрузки трансформаторов или же механического повреждения изоляции при сквозных коротких замыканиях.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Приспособление для определения виткового замыкания в обмотках

В процессе эксплуатации электрооборудование (в частности, рассмотрим асинхронные и коллекторные двигатели), к примеру, электродрели, имеет свойство ломаться. Конечно, если обслуживающий персонал свои обязанности исполняет добросовестно и своевременно реагирует даже на незначительные изменения или сбои в работе электрооборудования, то на таких «печальных» минут будет меньше. Но в жизни все бывает: не сработала защита, или автоматика по номиналам в порядке, а движок сгорел. К таким неисправностям обмоток статора или якоря относится витковое замыкание.

Схема дефектации электрооборудования.

От чего оно происходит? В большинстве случаев от перегрева. Слой лака, которым пропитывается обмоточный провод, имеет какие-то температурные пределы, выше которых он просто разрушается, после чего витки между собой соединяются. Достаточно одной такой спайки - и двигатель будет неисправен. Такая «болячка» лечится только хирургическим вмешательством, и двигатель надо отдавать на перемотку.

Чтобы сделать заключение о витковом замыкании, его нужно сначала определить. Способов этих не так уж и много.

Первый способ определения замыкания

Если у двигателя в барно выходит шесть проводов, то это поиск упрощает. Надо разобрать схему подключения, найти катушки фаз. Это делается тестером.

Межвитковое замыкание в катушке.

Теперь представим, что перед нами обыкновенный трансформатор с тремя одинаковыми обмотками. Подаем на одну обмотку напряжение 12, 24, 36 В, а на других катушках производим замеры. Если все нормально, то на двух других катушках будет такое же напряжение. Катушка с витковым замыканием напряжение показывать не будет.

Если у двигателя в барно только три конца (соединение звездой), то здесь определить витковое замыкание будет сложнее. Для проверки таким методом необходимо вывести общую точку из схемы. На сайте есть статья, где описано, как это делается. И когда у вас «звезда» будет доступна, проделываем вышеописанные манипуляции. Как вы поняли, для определения виткового замыкания таким методом нужен понижающий трансформатор (12, 24 или 36 В).

Второй способ определения замыкания

Можно сделать такое приспособление. Из полосок трансформаторного железа набирается пакет в виде подковы, зазор делается 5 мм, железо обматывается изолентой, на которую наматывается катушка. Расчет делается по типу намотки трансформаторов. Но питаться эта катушка будет от понижающего трансформатора 30 вольт. Провод можно использовать 0.3 мм2.

Приспособление для нахождения виткового замыкания.

Внизу я выставлю фотографии этого приспособления. Мы называли его «обезьянкой» (происхождение такого названия не знаю). Но для двигателей угол окончания железа другой. У меня на фото приспособление для проверки якорей. В общем, угол делается такой, чтобы железо «обезьянки» плотно прилегало к железу статора или якоря.

Проверяется следующим образом: подаете питание на эту катушку 30 В, прикладываете к пазу якоря, а к противоположной стороне, где уложена вторая половина тестируемой обмотки, прикладываете кусок полотна от ножовки по металлу. И так паз за пазом проверяете. В месте виткового замыкания полотно будет дребезжать.

Вот такие несложные методы можно применить для определения места виткового замыкания.

Вот что представляет собой это приспособление

Это приспособление для проверки небольших якорей. Для проверки двигателей ширину железа можно взять 50-60 мм.

Поделитесь полезной статьей:

Top

fazaa.ru

Витковое замыкание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Витковое замыкание

Cтраница 3

Почему витковые замыкания наиболее часто происходят во всыпных обмотках.  [31]

Отсутствие витковых замыканий в обмотках полюсов можно проверить в процессе измерения сопротивления обмоток постоянному току и, с большим эффектом, - при пропускании через обмотки переменного тока и измерении падения напряжения на каждой секции обмотки, которые при отсутствии витковых замыканий должны быть одинаковыми. В последнем случае полюса могут размагнититься, поэтому следует принять меры для последующего намагничивания МПТ с самовозбуждением.  [32]

Наличие виткового замыкания обычно определяется по появлению дыма или по местному нагреву в месте замыкания витков.  [33]

Признаками виткового замыкания могут быть у электрических машин постоянного тока ( обмотка якоря) сильное искрение щеток и значительное почернение коллекторных пластин, а также вращение ротора с отклонением от номинального числа оборотов, у корот-козамкнутых электродвигателей переменного тока - неравномерность показаний вольтметров отдельных фаз ( при равномерном воздушном зазоре), у электродвигателей переменного тока с фазным ротором - неравномерность напряжения на кольцах ротора и возможность холостого хода двигателя при разомкнутой обмотке ротора.  [34]

Наличие виткового замыкания определяют измерением сопротивления первичной обмотки.  [35]

Отсутствие витковых замыканий проверяют при разомкнутом роторе подачей на обмотку статора напряжения величиной 1 3 номинальной величины в течение 5 мин. После этого снижают напряжение до номинального значения и вторично производят проверку симметрии напряжений на кольцах ротора. Во время испытания необходимо следить за показаниями амперметра в обмотке статора.  [36]

Отсутствие виткового замыкания и замыкания пластин свидетельствует об исправном состоянии коллектора.  [37]

Признаками виткового замыкания могут также служить: у обмоток статоров двигателей переменного тока - неравномерность показаний амперметров отдельных фаз ( при равномерном воздушном зазоре), у обмоток роторов - вращение двигателя вхолостую при разомкнутой цепи ротора и неравномерность напряжения между кольцами, у обмоток якорей Двигателей постоянного тока - вращение с ненормальной скоростью, сильное искрение щеток и почернение коллекторных пластин, находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга, у обмоток индукторов - меньшее падение напряжения ( или сопротивление) на неисправных катушках, чем на исправных, усиленное искрение щеток под неисправным полюсом, повышенный ток и нагрев якоря.  [38]

При витковом замыкании часть обмотки одной из параллельных цепей оказывается закороченной. Симметрия двух параллельных цепей поврежденной фазы нарушается - по обмоткам данной фазы и нулевому проводу 0 - 0 проходит уравнительный ток.  [39]

При витковом замыкании в короткозамкнутых витках протекают токи больше номинального, однако ток трансформатора при этом возрастает в небольшой степени. В эксплуатации нередки случаи длительной работы сетевых трансформаторов небольшой мощности с неполным витковым замыканием. Признаками его являются: ненормальный нагрев, иногда с характерным бульканьем масла, некоторое увеличение тока на стороне питания, а также разница сопротивлений отдельных фаз обмоток трансформатора.  [40]

При витковом замыкании магнитные потоки обоих полюсов двухполюсной машины остаются равными друг другу, но распределение магнитной индукции станет несимметричным относительно поперечной оси ротора. На рис. 5 - 20 показано распределение индукции в зазоре прп двухполюсном роторе, обмотка которого условно состоит всего из шести витков.  [41]

При витковом замыкании в короткозамкнутых витках протекают токи больше номинального, однако ток трансформатора при этом возрастает в небольшой степени. В эксплуатации нередки случаи длительной работы сетевых трансформаторов небольшой мощности с неполным витковым замыканием.  [42]

При витковом замыкании сопротивление обмотки становится меньшим. Это приводит к увеличению тока в обмотке и перегреву проводов. Если же значительная часть обмотки будет отключена, то повышение температуры проводов может дойти до такой степени, что разрушит вини-флексовую изоляцию и вызовет подгорание масла. Таким образом, уменьшение сопротивления обмотки, а также потемнение масла и характерный запах подгоревшего масла свидетельствуют о наличии виткового замыкания.  [43]

При витковом замыкании в статорных катушках электробритва нагревается значительно быстрее, число оборотов двигателя сокращается и работа бритвы ухудшается. В этом случае заменяют статор.  [44]

При витковых замыканиях в большинстве случаев газовая защита оказывается более чувствительной, чем дифференциальная токовая. Кроме того, газовая защита практически единственная, реагирующая на пожар в стали магнитопровода.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Витковое замыкание - обмотка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Витковое замыкание - обмотка

Cтраница 1

Витковое замыкание обмоток реле определяется замером их сопротивления и сопоставлением полученных данных с заводскими.  [1]

Наиболее частым видом неисправности в МУ являются витковые замыкания обмоток или обрыв проводника обмотки в месте вывода.  [2]

Например, завышенный ток холостого хода может быть вызван витковым замыканием обмотки, замыканием контура тока через стяжные болты и прессующие плиты или неправильным включением параллельных обмоток.  [3]

Прибор конструкции Порозова широко применяется в ремонтной практике, так как позволяет быстро и безошибочно определить место витковых замыканий обмоток, что существенно облегчает дефектацию трансформаторов и способствует сокращению сроков пребывания их в ремонте.  [4]

Прибор конструкции Порозова широко применяется в ремонтной практике, так как позволяет быстро и безошибочно определить место витковых замыканий обмоток, что существенно облегчает де-фектацию трансформаторов и способствует сокращению сроков пребывания их в ремонте.  [5]

Они служат для защиты двух ( и более) параллельных линий, а также для защиты от витковых замыканий обмотки статора синхронного генератора, имеющей параллельные ветви.  [6]

Поперечная дифференциальная защита выполняется в виде трех схем: а) токовой; б) токовой направленной; в) токовой балансной и служит для защиты двух или более параллельных линий, а также для защиты от витковых замыканий обмотки статора генератора, имеющей параллельные ветви.  [7]

При малой доле замкнувшихся витков защита может отказывать в действии. Защита может срабатывать при витковых замыканиях обмотки возбуждения, так как при этом нарушается симметрия магнитного поля машины и может появиться уравнительный ток между нейтралями параллельных ветвей обмоток статора.  [9]

Двухслойные обмотки проверяют в той же последовательности, что и секционные. На рис. 146, г показано положение оператора во время работы с прибором, который широко применяют в ремонтной практике, так как о ним быстро и безошибочно определяют место витковых замыканий обмоток, что существенно облегчает дефектацию трансформаторов и способствует сокращению сроков пребывания их в ремонте.  [11]

Иногда определяют контрольную характеристику U - - / ( ошупр), где U - выпрямленное напряжение на нагрузке, которое не должно зависеть от его сопротивления. Знание этих характеристик позволяет согласовать параметры силовой и управляющей частей регулятора, а также определить неисправные элементы или витковые замыкания в схеме магнитного усилителя. Наиболее частым видом неисправности в магнитном усилителе являются витковые замыкания обмоток или обрыв проводника обмотки в месте вывода.  [12]

Защиты электродвигателей выполняются на основе отдельных электромеханических и полупроводниковых реле. В связи с этим разработаны многофункциональные устройства релейной защиты отдельных объектов, более точно учитывающие режимы работы и перегрузочные характеристики защищаемого оборудования. Оно предназначено для защиты при следующих аварийных и ненормальных режимах работы электродвигателя: междуфазных КЗ на выводах и в обмотке, замыканиях на землю, в том числе двойных замыканиях; витковых замыканиях обмоток статора, обрывах фазы статора; перегрузках; асинхронном режиме синхронного электродвигателя; снижениях напряжения питающей сети и потере питания.  [13]

Для защиты элементов электрических установок широко используется дифференциальный принцип, на котором осуществляются продольные и поперечные дифференциальные защиты с абсолютной селективностью. Продольные дифференциальные токовые защиты используются в основном для защиты элементов с сосредоточенными параметрами, например трансформаторов. Они могут применяться также для защиты линий небольшой длины. Поперечные дифференциальные защиты выполняются в виде дифференциальных токовой и токовой направленной, а также балансной защит. Они служат для защиты двух ( и более) параллельных линий, а также для защиты от витковых замыканий обмотки статора синхронного генератора, имеющей параллельные ветви.  [14]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Витковое замыкание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Витковое замыкание

Cтраница 2

Витковое замыкание в катушках обмотки возбуждения вследствие разрушения изоляции провода или перегрева уменьшает сопротивление цепи возбуждения; в результате работа генератора нарушается. Кроме того, при работе генератора вследствие увеличения тока возбуждения повышается температура катушек обмотки возбуждения, что еще больше разрушает изоляцию проводов и увеличивает количество замкнутых витков.  [16]

Витковое замыкание в катушках определяется измерением их сопротивления и сопоставлением полученной величины сопротивления с сопротирлением исправной катушки.  [17]

Витковое замыкание в секциях обмотки устраняется пропиткой изоляции обмотки лаками или перемоткой.  [18]

Витковое замыкание в катушках обмотки возбуждения возникает вследствие разрушения изоляции провода при перегреве или механическом повреждении. При этой неисправности увеличивается мощность на питание обмотки возбуждения, а поэтому снижается полезная мощность генератора РПол Рмакс - - Ров. Ввиду уменьшения сопротивления катушек увеличивается сила тока возбуждения и повышается температура катушек обмотки, что еще больше разрушает изоляцию проводов и увеличивает количество замкнутых витков. Кроме того, увеличивается искрение между контактами регулятора напряжения РН, что вызывает их окисление, поэтому напряжение генератора достигает номинальной величины только при повышенной скорости вращения якоря, а при сильном окислении контактов напряжение генератора будет малой величины.  [19]

Витковое замыкание в катушках определяют измерением сопротивления или на индукционном аппарате по нагреву катушек.  [20]

Витковое замыкание в катушке обмотки возбуждения вызывается теми же причинами и приводит к аналогичным последствиям, что и в генераторах постоянного тока.  [21]

Витковое замыкание в обмотках реле-регулятора возникает при тепловом разрушении изоляции проводов вследствие чрезмерного увеличения напряжения генератора.  [22]

Витковое замыкание у любых катушек полюсов электрической машины, аппарата, обмотки якоря с той или иной достоверностью можно определить путем измерения активного сопротивления проводников катушки и сравнения полученного значения с минимально допустимьш активным сопротивлением новой однотипной катушки.  [23]

Витковые замыкания в обмотке опасны для электродвигателя в связи с тем, что наведенные в замкнувшихся витках токи могут намного превышать номинальный ток. При этом из-за теплоты, выделяемой в замкнувшихся витках, происходит повышенный нагрев магнито-провода и неповрежденной части обмотки и, как следствие, дальнейшее разрушение изоляции. Ток в неповрежденной части обмотки при вит-ковых замыканиях изменяется незначительно, поэтому защиты, включенные на полные токи фаз, не могут использоваться для действия при таких повреждениях. Имеются и другие предложения. На этой основе разработано импульсное устройство защиты, измеряющее интервал между импульсами, сформированными в момент перехода токов через нулевое значение. Защита действует также при несимметричных КЗ. Однако в соответствии с [1] защита от витковых замыканий необязательна.  [24]

Витковое замыкание в обмотках машин переменного тока и обмотках якорей машин постоянного тока обнаруживается по наличию местного чрезмерного перегрева обмотки; при витковом замыкании в обмотках индукторов неисправные катушки нагреваются слабее исправных.  [25]

Витковые замыкания часто образуются вследствие замыкания между соседними пластинами коллектора. Поэтому после выемки из петушков верхнего слоя выводных концов следует снова проверить якорь на замыкания между пластинами коллектора. После бандажировки иногда наблюдается замыкание проводов проволочными бандажами из-за повреждения подбандаж-ной изоляции. Замыкание исчезает, когда бандажи сняты. Для облегчения ремонта место неисправности должно быть точно установлено при контрольных испытаниях якоря.  [26]

Витковое замыкание двигателя связано также с увеличением тока, поступающего из сети, так как коротко-замкнутые витки превращаются в короткозамкнутую вторичную обмотку трансформатора.  [27]

Витковое замыкание первичной обмотки катушки зажигания при ее перегреве уменьшает сопротивление первичной цепи, что вызывает увеличение тока в ней, а вместе с тем и возрастание нагрева катушки. Перегрев катушки понижает электрическую прочность изоляции вторичной обмотки и может повлечь за собой пробой. При пробое изоляции вторичной обмотки перебои в зажигании наблюдаются на любых оборотах вала двигателя.  [28]

Витковое замыкание первичной обмотки катушки зажигания из-за разрушения изоляции витков провода при перегреве уменьшает сопротивление первичной цепи, в результате чего увеличивается сила тока, а вместе с этим и нагрев первичной обмотки. Увеличение силы тока усиливает искрение на контактах прерывателя, особенно на малых оборотах, и вызывает нагрев катушки.  [29]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Отсутствие - витковое замыкание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Отсутствие - витковое замыкание

Cтраница 1

Отсутствие витковых замыканий в обмотках полюсов можно проверить в процессе измерения сопротивления обмоток постоянному току и, с большим эффектом, - при пропускании через обмотки переменного тока и измерении падения напряжения на каждой секции обмотки, которые при отсутствии витковых замыканий должны быть одинаковыми. В последнем случае полюса могут размагнититься, поэтому следует принять меры для последующего намагничивания МПТ с самовозбуждением.  [1]

Отсутствие витковых замыканий проверяют при разомкнутом роторе подачей на обмотку статора напряжения величиной 1 3 номинальной величины в течение 5 мин. После этого снижают напряжение до номинального значения и вторично производят проверку симметрии напряжений на кольцах ротора. Во время испытания необходимо следить за показаниями амперметра в обмотке статора.  [2]

Отсутствие виткового замыкания и замыкания пластин свидетельствует об исправном состоянии коллектора.  [3]

При отсутствии витковых замыканий, обрывов и постоянном отношении витков короткозамкнутой обмотки характеристики, снятые для одноименных отпаек ( А - А, Б - Б), должны совпадать. При разомкнутой цепи короткозамкнутой обмотки эти характеристики располагаются несколько выше, чем при замкнутой.  [4]

Для проверки реактора на отсутствие витковых замыканий производится пофазное измерение потерь. При этом суммарные потери не определяются, а производится только сравнение значений потерь каждой фазы между собой. Пофазное измерение потерь в реакторе производят также после второй сборки трансформатора и при его окончательном контрольном испытании, так как в процессе сборки возможно повреждение обмоток реактора и появление витковых замыканий. При окончательном испытании напряжение прикладывается между разомкнутыми контактами контактора.  [5]

Испытание якорной обмотки на отсутствие витковых замыканий производится при помощи электромагнита, питаемого переменным током повышенной частоты.  [7]

При этом убеждаются в отсутствии витковых замыканий после ремонта или после изготовления новой обложки до пайки схемы и в отсутствии обрывов провода уложенных секций и катушек. В процессе ремонта проверяют сопротивление изоляции обмоток между собой и на корпус, расстояния в местах пересечения лобовых частей катушек и секций, вылет лобовых частей обмотки, сечения и маркировку выводных концов.  [8]

В катушках переменного тока проверяется отсутствие витковых замыканий. Проверка ведется переменным током 50 Щ напряжением, равным номинальному напряжению катушки. Испытание на витковое замыкание выполняется при помощи трансформатора с разъемным маг-нитопроводом и вольтметра. Катушки, намотанные на металлический каркас или сердечник, испытанию на витковое замыкание не подвергаются. Катушки с наличием виткового замыкания идут в брак или возвращаются на повторную перемотку. Испытание на витковое замыкание делается первый раз после намотки к атушки ( до изолировки) и второй раз.  [9]

Для проверки правильности сборки схемы и отсутствия витковых замыканий в обмотках ремонтируемых машин применяют аппарат ЕЛ-1 ( рис; 148, а), который служит также для нахождения паза с короткозамкнутыми витками в обмотках статоров, роторов и якорей, проверки правильности соединения обмоток по схеме и маркировки выводных концов фазных обмоток машин. Он обладает высокой чувствительностью, позволяющей выявлять наличие одного короткозамкнутого витка на каждые 2000 витков.  [10]

На рис. 134 дана схема испытания обмотки якоря на отсутствие витковых замыканий, обрывов, правильность соединения катушек обмотки с пластинами коллектора и одинаковое число витков во всех катушках. При наличии какого-либо дефекта меняется форма кривой на экране аппарата СМ-1. Заметное раздвоение кривых получается при отклонениях числа витков на 4 - 5 % от номинального. Для каждого типа обмотки якоря необходимо предварительно установить, какая форма кривой соответствует тому или иному дефекту, так как при различных обмоточных данных формы кривых могут меняться.  [12]

В готовой катушке контролируют размеры, измеряют сопротивление провода и проверяют отсутствие витковых замыканий.  [14]

Снятие характеристик намагничивания сердечников, производимое с целью проверки обмоток на отсутствие витковых замыканий.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Как определить витковое замыкание в обмотках?

Вам понадобится

    — омметр;- амперметр;- вольтметр;- портативный дефектоскоп.

Инструкция

Замыкание витков в катушкеобмотки возбуждения определите, измерив сопротивление катушкиомметром или сняв показания амперметра (вольтметра) при питании обмотки от аккумулятора. Запишите показания измерительного прибора. Разделите величину напряжения на силу тока и вычислите сопротивление. Если сопротивление катушки стало меньше (по сравнению с номинальным), имеет место замыкание витков. Устраняют неисправность перемоткой катушки или ее заменой.

Для проверки катушки на наличие замыкания используйте также другой способ. Подключите ее через амперметр к аккумулятору.

Измерьте силу тока в цепи обмотки. Теперь замерьте силу тока в цепи обмотки другой аналогичной катушки, заведомо исправной. Если замыкание отсутствует, оба измерения покажут примерно одинаковую силу тока.

Для выявления межвиткового замыкания в обмотках электрических машиниспользуйте портативный дефектоскоп. Подключите приборк источнику питанияи поместите его в расточку статора, чтобы паз секции проверяемой обмотки располагался между воздушными зазорами стальных пакетов дефектоскопа. О межвитковом замыкании будет свидетельствовать загоревшаяся на приборе лампа.Для изготовления простейшего дефектоскопа соберите из электротехнической стали сердечник. Стяните пластины сердечника болтами, изолировав от стали прокладками. Намотайте на сердечник 800 витков провода маркиПЭВ сечением 0,8 мм.Для проверки обмотки уложите ее на «плечи» сердечника прибора. Положите на пластины стальную пластину из жести. Подключите катушкуприбора к сети. Теперь медленновращайте обмотку, придерживая пластину. Если в одной из пар витков изоляция повреждена, стальная пластина притягивается.При визуальном осмотре наличие межвиткового замыкания без специальной аппаратуры определите по локальному разрушению обмоток. Обратите внимание также на такой признаккак «закоксовывание» масла и внутренних поверхностей устройства. Нередко при межвитковом замыкании срабатывают автоматы защиты при пуске агрегата.

До 40 процентов случаев проблем с электродвигателем связано с межвитковым замыканием. Как правило, оно возникает в катушке обмотки возбуждения. Основные причины:

    Перегрузка двигателя из-за неправильной его эксплуатации либо механических повреждений. Вследствие этого происходит перегрев обмоток статора и повреждение или разрушение их изоляционного слоя. В результате уменьшается сопротивление цепи, и контакт витков катушки ведет к замыканию и выходу двигателя из строя.«Сухие» или заклинившие подшипники.Заводской брак обмоток (либо их неудачная перемотка).Попадание влаги внутрь агрегата из-за несоблюдения условий его хранения (например, во влажном месте).

Итак, причины более или менее понятны, теперь мы попытаемся разобраться: как определить межвитковое замыкание электродвигателя?

Способы определения межвиткового замыкания двигателя

Если какая-либо часть статора сильно нагревается, стоит прекратить работу и провести диагностику агрегата. Мы предлагаем следующие варианты:

Токовые клещи.

Измеряется нагрузка на каждую фазу, и, если на какой-либо из них она значительно увеличена, то это признак межвиткового замыкания. Однако чтобы избежать ошибки из-за, например, перекоса фаз на подстанции, стоит также измерить приходящее напряжение вольтметром.Прозвон обмоток тестером. Прозванивается каждая обмотка в отдельности, затем полученные результаты сопротивления сверяются.

Но следует учесть, что этот способ может оказаться неэффективным при замыкании 2-3 витков, т. к. в этом случае расхождение будет небольшим.Измерения мегомметром.

Чтобы обнаружить замыкание на корпус, один щуп прикладывается к корпусу двигателя, второй – к выходу обмоток в борно.Проверить межвитковое замыкание электродвигателя также можно визуально. Агрегат разбирается и тщательно осматривается на предмет наличия сгоревшей части обмотки.Проверка с помощью понижающего трехфазного трансформатора и шарика от подшипника или пластинки от трансформаторного железа. Этот способ считается самым надежным.

Предупреждение: ни в коем случае не используйте данный алгоритм при напряжении в 380 вольт, это опасно для жизни! Последовательность действий такова: три фазы с понижающего трансформатора подаются на статор предварительно разобранного двигателя. Туда кидается шарик. Если он движется внутри статора по кругу – аппарат в рабочем состоянии.

Если через несколько оборотов он «залипает» на одном месте – именно там и находится замыкание. Пластинка прикладывается к железу внутри статора. Если она «примагничивается», причин для беспокойства нет, а ее дребезжание указывает на межвитковое замыкание.

Следует также отметить, что все перечисленные выше способы проверки производятся исключительно с заземленным двигателем.

Таким образом, зная, как проверить обмотку электродвигателя на межвитковое замыкание, вы сможете самостоятельно выявить причину неисправности и принять решение о ее своевременном устранении.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам защиты силовых трансформаторов, и может быть использовано для определения витковых замыканий в обмотках силовых трансформаторов напряжением 10/0,4 кВ и 6/0,4 кВ с переключением без возбуждения.

Технический результат состоит в повышении чувствительности к межвитковым замыканиям и исключении влияния высших гармоник. Устройство содержит включенные в рассечку фаз силовой цепи трехфазной сети, подключенной к электроустановке, трансформаторы тока, соединенные между собой по схеме треугольника по числу сторон электроустановки, образующие дифференциальную схему защиты, токовые цепи и дифференциальное реле с первой и второй уравнительными и дифференциальной обмотками, расположенными на одном стержне магнитопровода и соединенными между собой. Полярные выводы трансформаторов тока разных фаз и сторон электроустановки подключены к одному дифференциальному реле.

Для определения межвиткового замыкания в обмотках на автотрансформаторе предусмотрены выводы обмотки, имеющие соответствующую цифровую маркировку по числу ступеней переключателя без возбуждения силового трансформатора и позволяющие увеличивать или уменьшать коэффициент трансформации автотрансформатора в зависимости от ступени переключателя без возбуждения силового трансформатора. На выводах по числу фаз трансформатора установлены накладки переключения витков регулируемой обмотки, каждая из которых представляет собой металлическую пластину сечением не менее 2,5 мм, прикрепленную одним концом к клемме диэлектрической пластины, а другим концом — к одному из выводов регулируемой обмотки автотрансформатора, расположенного на той же диэлектрической пластине. Фиксация накладки осуществляется на выводах автотрансформатора.

1 з. п. ф-лы, 1 ил.

Настоящее техническое решение относится к области электротехники, а именно к устройствам защиты силовых трансформаторов, и может быть использовано для определения витковых замыканий в обмотках силовых трансформаторов напряжением 10/0,4 кВ и 6/0,4 кВ с переключением без возбуждения (ПБВ).

Областью применения является защита силовых трансформаторов напряжением 10/0,4 и 6/0,4 кВ, эксплуатируемых в электрических сетях.

В качестве аналога, с точки зрения конструктивного исполнения, рассматривается электромагнитное реле дифференциальной защиты РНТ-565 [Н.В. Чернобровов., В.А. Семенов.

Релейная защита энергетических систем. – М.: Энергоатомиздат, 1998. — 800 с.].

Реле дифференциальное без торможения, серии РНТ-565, состоящее из трехстержневого с глубоким насыщением трансформатора и исполнительного органа (реле типа РТ-40/0,2). Трансформатор имеет три первичные обмотки (рабочую и две уравнительные обмотки), одну вторичную и одну короткозамкнутую обмотку. Первичные обмотки включаются в токовые цепи релейной защиты, а вторичная обмотка питает исполнительный орган.

Короткозамкнутая обмотка уменьшает трансформацию периодической составляющей тока в исполнительный орган. Ток срабатывания реле РНТ-565 регулируется изменением числа витков первичных обмоток. Токи, поступающие в первичные обмотки реле, трансформируются во вторичную обмотку, и при достижении уставки исполнительный орган срабатывает.

Основными недостатками аналога являются его узкое предназначение для дифференциальной защиты только одной фазы трансформатора; нечувствительность к межвитковым замыканиям в обмотках; при изменении коэффициента трансформации силового трансформатора (после переключения ступени ПБВ) отсутствие возможности осуществлять подстройку реле в процессе эксплуатации трансформатора.

Также из существующего уровня техники известно устройство — блок реле ДЗ-2, включающее в себя три реле сопротивления [А.П. Удрис.

Панель релейной защиты ЭПЗ-1636 для ВЛ-110-220 кВ. — М.: НТФ «Энергопрогресс, 2000. — 100 с.].

Реле сопротивления, состоящее из исполнительного органа, тормозного и рабочего контуров, трансформатора напряжения, трансреактора тормозного и рабочего контуров, трансреактора подпитки и контура подпитки. Трансреактор тормозного и рабочего контура имеет две первичные и две вторичные обмотки. Первичные обмотки подключаются к вторичным цепям трансформаторов тока.

Первичные обмотки имеют три отвода. Регулировка тока точной работы осуществляется ступенчато изменением числа витков первичных обмоток трансреактора тормозного и рабочего контура. Регулировка осуществляется путем соединения вторичной обмотки трансформаторов тока с одним из отводов с помощью металлической накладки.

Недостатком таких реле является их узкое предназначение для дистанционной защиты ВЛ-110-220 кВ и невозможность использования в схемах дифференциальных защит трансформаторов.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является устройство для дифференциального фильтра токов обратной последовательности трехфазной электрической установки (патент RU 2137277 МПК H02H 3/347, H02H 3/34). Дифференциальный фильтр токов обратной последовательности трехфазной электрической установки содержит включенные в рассечку фаз силовой цепи трехфазной сети, подключенной к электроустановке, трансформаторы тока, соединенные между собой по схеме треугольника по числу сторон электроустановки, образующие дифференциальную схему защиты, токовые цепи и дифференциальное реле с первой и второй уравнительными и дифференциальной обмотками, расположенными на одном стержне магнитопровода и соединенными между собой, при этом полярные выводы трансформаторов тока разных фаз и сторон электроустановки подключены к одному дифференциальному реле, причем дифференциальная токовая цепь первой фазы соединена с первым выводом первой уравнительной обмотки дифференциального реле, второй фазы — с третьим выводом второй уравнительной обмотки дифференциального реле, третьей фазы — с шестым выводом дифференциальной (рабочей) обмотки дифференциального реле.

Недостатком данного технического решения является отсутствие возможности выполнения оперативной подстройки реле при изменении коэффициента трансформации силового трансформатора (после переключения ступени ПБВ). Также недостатком является отсутствие отстройки устройства от тока небаланса, вызванного наличием высших гармоник тока, приводящих к ложному срабатыванию реле.

Задачами, на решение которых направлено заявляемое изобретение, являются:

1. Повышение чувствительности устройства к межвитковым замыканиям в силовых трансформаторах путем оперативной подстройки устройства после переключения ступени ПБВ и определение межвитковых замыканий в обмотках силового трансформатора на ранней стадии возникновения дефекта.

2. Исключение влияния высших гармоник на работу устройства при определении межвитковых замыканий.

Данная задача решается за счет того, что в заявляемом техническом решении, содержащем включенные в рассечку фаз силовой цепи трехфазной сети, подключенной к электроустановке, трансформаторы тока, соединенные между собой по схеме треугольника по числу сторон электроустановки, образующие дифференциальную схему защиты, токовые цепи и дифференциальное реле с первой и второй уравнительными и дифференциальной обмотками, расположенными на одном стержне магнитопровода и соединенными между собой, причем полярные выводы трансформаторов тока разных фаз и сторон электроустановки подключены к одному дифференциальному реле, в отличие от прототипа для определения межвиткового замыкания в обмотках силового трансформатора на автотрансформаторе предусмотрены выводы обмотки, имеющие соответствующую цифровую маркировку по числу ступеней ПБВ и позволяющие увеличивать или уменьшать коэффициент трансформации автотрансформатора в зависимости от ступени переключателя без возбуждения силового трансформатора, на которых по числу фаз трансформатора установлены накладки переключения витков регулируемой обмотки, каждая из которых представляет собой металлическую пластину сечением не менее 2,5 мм, прикрепленную одним концом к клемме диэлектрической пластины, а другим концом подключенную к одному из выводов регулируемой обмотки автотрансформатора, расположенного на той же диэлектрической пластине.

Фиксация накладки осуществляется на выводах автотрансформатора винтовым соединением. Для исключения возникновения токов небаланса, обусловленного воздействием высших гармоник, в цепи исполнительного органа может быть использован фильтр высших гармоник. Подключение фильтра высших гармоник выполняется параллельно исполнительному органу.

Новая совокупность признаков, с наличием накладок, на выводах обмоток автотрансформаторов, позволяющих осуществлять оперативную подстройку устройства после переключения ступени ПБВ, обеспечивает достижение нового технического результата — повышение чувствительности устройства к межвитковым замыканиям в обмотках трансформатора с ПБВ по току обратной последовательности и обнаружение их на ранних стадиях возникновения. Наличие фильтра высших гармоник позволяет также повысить чувствительность работы устройства за счет исключения ложного срабатывания устройства при появлении высших гармонических составляющих тока.

Сущность изобретения поясняется фигурой, на которой изображено устройство определения витковых замыканий в обмотках силового трансформатора с ПБВ.

Устройство (фигура) содержит: фильтр высших гармоник 1, установленный параллельно в цепи исполнительного органа 3; магнитопровод 2, на котором расположен исполнительный орган 3, передающий сигнал через контакт 12 о возникновении виткового замыкания; трансформаторы тока 4 на стороне высшего напряжения (ВН) трансформатора, соединенные с накладками 6 переключения витков регулируемых обмоток автотрансформаторов 7, имеющих соответствующую цифровую маркировку по числу ступеней переключателя и позволяющих увеличивать или уменьшать коэффициент трансформации автотрансформатора в зависимости от ступени переключателя без возбуждения силового трансформатора; трансформаторы тока 5 на стороне низшего напряжения (НН) трансформатора, соединенные с автотрансформаторами 8; первая уравнительная обмотка 9, вторая уравнительная обмотка 10 и дифференциальная обмотка 11, соединенные с автотрансформаторами 7 и 8. Каждая из накладок 6, установленных по числу фаз трансформатора (фазы А, В, С), на выводах обмоток автотрансформатора, представляет собой металлическую пластину сечением 2,5 мм, прикрепленную одним концом к клемме диэлектрической пластины, другим концом подключенную к одному из выводов регулируемой обмотки автотрансформатора, расположенного на той же диэлектрической пластине. Фиксация накладки на выводах автотрансформатора осуществляется винтовым соединением.

Устройство определения витковых замыканий в обмотках силового трансформатора переключением без возбуждения (фигура) работает следующим образом: токи, протекающие по вторичным обмоткам трансформаторов тока 5 стороны НН, соединенных в треугольник, поступают на автотрансформаторы 8.

Токи, протекающие по вторичным обмоткам трансформаторов тока 4 стороны ВН, соединенных в треугольник, поступают на накладки 6. Положение накладок выбирается в зависимости от ступени ПБВ силового трансформатора (на фигуре представлено пять ступеней с соответствующей маркировкой -+5; +2,5; 0; -2,5; -5). Затем токи поступают на регулируемые обмотки автотрансформаторов 7, где происходит компенсация токов, вносимых изменением ступени ПБВ, и выравнивание со вторичными токами трансформаторов тока стороны НН.

Вторичные токи на выходе с обмоток автотрансформаторов 7 и 8 равны между собой по амплитуде и направлены во встречном направлении. При этом токи основной частоты 50 Гц и часть высших гармоник тока, направленных встречно, подавляются, и результирующий ток небаланса каждой цепи поступает на уравнительные 9, 10 и дифференциальную 11 обмотки реле. Поскольку уравнительные 9, 10 и дифференциальная 11 обмотки расположены на одном среднем стержне магнитопровода 2 дифференциального реле, то суммарные токи в обмотках 9, 10, 11 и магнитные потоки от них в магнитопроводе реле при любых (симметричных и несимметричных) режимах равны нулю, при этом устройство не работает.

При возникновении межвиткового замыкания (замыкания двух и более витков) в одной из фаз обмоток ВН или НН силового трансформатора со стороны питаемой обмотки ВН возрастет ток обратной последовательности, в то время как на стороне НН ток останется без изменений.

Появившийся ток обратной последовательности будет трансформироваться во вторичные цепи трансформаторов тока 4 стороны ВН, последовательно поступая на регулируемые обмотки автотрансформаторов 7, через накладки переключения витков 6. Поступив на уравнительные обмотки 9, 10 и дифференциальную обмотку 11, ток будет трансформироваться в цепи исполнительного органа 3. Появившийся в исполнительном органе 3 ток будет являться током небаланса и, достигнув порога уставки, приведет к срабатыванию контакта 12 исполнительного органа 3, который передает сигнал о возникновении виткового замыкания в обмотке силового трансформатора.

В процессе эксплуатации в цепи измерения могут появиться токи высших гармоник, обусловленные работой силового трансформатора в режиме насыщения или возникающие от воздействия нелинейной нагрузки потребителей, которые могут иметь в одноименных обмотках ВН и НН силового трансформатора различную амплитуду и разное направление, что обуславливает появление тока небаланса и ложное срабатывание устройства. Для подавления токов высших гармоник параллельно исполнительному органу установлен фильтр высших гармоник 1. При изменении коэффициента трансформации силового трансформатора персонал, производящий переключения, должен накладки 6 подключить на выводы автотрансформатора 7, соответствующие положению ступени ПБВ трансформатора.

Использование устройства позволяет повысить чувствительность и выявлять витковые замыкания на ранней стадии развития дефекта, что, в свою очередь, повышает надежность электроснабжения потребителей и существенно снижает трудозатраты и затраты на материал при ремонте поврежденных обмоток.

1. Устройство определения витковых замыканий в обмотках силового трансформатора с переключением без возбуждения содержит включенные в рассечку фаз силовой цепи трехфазной сети, подключенной к электроустановке, трансформаторы тока, соединенные между собой по схеме треугольника по числу сторон электроустановки, образующие дифференциальную схему защиты, токовые цепи и дифференциальное реле с первой и второй уравнительными и дифференциальной обмотками, расположенными на одном стержне магнитопровода и соединенными между собой, причем полярные выводы трансформаторов тока разных фаз и сторон электроустановки подключены к одному дифференциальному реле, отличающееся тем, что для определения межвиткового замыкания в обмотках силового трансформатора на автотрансформаторе предусмотрены выводы обмотки, имеющие соответствующую цифровую маркировку по числу ступеней переключателя без возбуждения силового трансформатора и позволяющие увеличивать или уменьшать коэффициент трансформации автотрансформатора в зависимости от ступени переключателя без возбуждения силового трансформатора, на которых, по числу фаз трансформатора, установлены накладки переключения витков регулируемой обмотки, каждая из которых представляет собой металлическую пластину сечением не менее 2,5 мм, прикрепленную одним концом к клемме диэлектрической пластины, а другим концом подключенную к одному из выводов регулируемой обмотки автотрансформатора, расположенного на той же диэлектрической пластине.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что для исключения возникновения токов небаланса, обусловленного воздействием высших гармоник, в цепи исполнительного органа параллельно ему установлен фильтр высших гармоник.

Межвитковое замыкание электродвигателя

Причины  межвиткового замыкания

Если вы читали предыдущие статьи,  то знаете что межвитковое замыкание электродвигателя составляет 40%  неисправностей электродвигателей.  Причин для межвиткового замыкания может быть несколько.

Перегруз электродвигателя —  нагрузка на электроустановку превышает норму  вследствие чего обмотки статора нагреваются и изоляция обмоток разрушается что приводит к межвитковому замыканию. Нагрузка может возникнуть из за неправильной эксплуатации оборудования.

Номинальную нагрузку можно определить по паспорту электроустановки или прочитать на табличке электродвигателя. Также перегруз может возникнуть из за механических повреждений самого электродвигателя. Заклинившие или сухие подшипники тоже могут стать причиной межвиткового «коротыша».

Не исключена возможность  заводского брака обмоток, и если электродвигатель перематывался в кустарной мастерской, то большая вероятность что «межвитняк» уже стучится в ваши двери.

Также неправильная эксплуатация  и хранение электродвигателя может стать причиной попадания влаги внутрь двигателя  отсыревшие обмотки тоже весьма распространенная  причина межвиткового замыкания.

Как правило с таким замыканием электродвигатель уже не жилец, и работать будет весьма непродолжительное время.   Я думаю хватит разбирать причины давайте перейдем к вопросу « как определить межвитковое  замыкание».

Поиск межвиткового замыкания.

Определить межвитковое замыкание не слишком сложно, и для это есть несколько подручных способов.

Если при работе  электромотора  какая то  часть статора нагрелась больше чем весь двигатель, то вам стоит подумать  об остановке и точной диагностике.

Также помогут определить замыкание обыкновенные токовые клещи, меряем по очереди нагрузку на каждую фазу и если на одной из них она больше чем на других то это признак того что возможно есть межвитняк обмотки.  Но следует учитывать что может быть перекос фаз на подстанции для того что бы убедится мереям вольтметром приходящие напряжение.

Можно прозвонить обмотки тестером. Для этого  прозваниваем каждую обмотку в отдельности и сверяем полученные результаты сопротивления.

Этот способ может и не сработать если замыкают всего пару витков, то расхождение будет минимальным.Не будет лишним брякнуть электродвигатель мегомметром  в поиске замыкания на корпус, один щуп прикладываем к корпусу электродвигателя,  а второй к  по очереди к выходу обмоток в борно.Если у вас остались еще сомнения, то вам придется разобрать электромотор. Сняв крышки и ротор,  визуально рассматриваем обмотки. Вполне вероятно, что вы увидите сгоревшую часть.Ну и самый точный способ  проверки межвиткового замыкания это проверка при помощи трехфазного понижающего трансформатора (36-42 вольта) и шарика от подшипника.

На стартер разобранного электродвигателя подаем  три фазы с понижающего трансформатора.  С маленьким разгоном кидаем  туда шарик, если шарик начинает бегать по кругу внутри статора то все в порядке. Если он, сделав пару оборотов  прилип к одному месту, то значит там межвитковое замыкание.

Вместо шарика можно использовать пластинку от трансформаторного железа, прикладываем  внутри статора к железу и в том месте где межвитковое она начнет дребезжать, а там где все в порядке пластина будет примагничиваться.

Обязательно используйте все выше перечисленные способы с заземленным  электродвигателем и строго при помощи понижающего трансформатора.

Проверка  шариком и пластинкой  при напряжении в 380 вольт  запрещена и очень опасна для  вашей жизни.

Источники:

  • www.kakprosto.ru
  • www.szemo.ru
  • www.findpatent.ru
  • elektro-blog.ru

blog-potolok.ru