21.Законодательство рф о недрах. Общая характеристика. Законодательство о недрах


Федеральное законодательство о недрах.

Базовым, системообразующим законом в области использования и охраны недр в настоящее время является Закон РФ «О недрах», принятый в 1992 г. Закон РФ «О недрах» закрепляет;

  • основные принципы недропользования;

  • право государственной собственности на недра;

  • основные виды права недропользования;

  • полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области недропользования;

  • разрешительный порядок предоставления прав недропользования;

  • единые правовые основания предоставления и прекращения прав недропользования и выдачи лицензий на всей территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе;

  • антимонопольные требования и государственные гарантии равного положения субъектов предпринимательской деятельности в качестве недропользователей;

  • пределы гражданского оборота прав недропользования и запрет на гражданский оборот участков недр;

  • основные требования по рациональному использованию и охране недр;

  • систему платежей за недропользование.

За истекшее с 1992 г. время закон не раз подвергался изменениям и дополнениям (в 1995 г., 1999-2004 г.г.). В 1995 г. была закреплена государственная форма собственности на недра, установлен единый перечень оснований предоставления права пользования недрами и случаи перехода этого права к другому лицу; в 2000 г. этот перечень был расширен. В 2002 г. в связи с принятием гл. 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» значительному реформированию подверглась система платежей за пользование недрами. Последние, наиболее значительные, изменения в Закон «О недрах» были внесены в августе 2004 г., когда было подвергнуто ревизии содержание основополагающего принципа недропользования – принципа совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, согласно которому все юридически значимые решения принимались либо совместно федеральными и региональными органами государственной власти, либо по согласованию друг с другом. Согласно внесенным в закон поправкам органы государственной власти субъектов РФ отныне лишены возможности совместно с Российской Федерацией принимать следующие решения:

определять перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

придавать участкам недр статус объектов федерального значения;

устанавливать конкретные размеры регулярных платежей за пользование недрами;

осуществлять лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения;

устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование;

принимать решение о проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, определять их условия;

определять порядок и условия пользования недрами;

принимать решение о предоставлении права пользования участками недр, расположенных в пределах территории субъекта РФ. Влиять на принятие такого рода решений субъект РФ может лишь через своих представителей в аукционных и конкурсных комиссиях. Исключение составляют участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участи недр местного значения, распоряжение ими, как и раньше, осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ.

Таким образом, произошла значительная централизация управления государственным фондом недр на федеральном уровне.

Несмотря на значительные изменения и дополнения действующий Закон РФ «О недрах по-прежнему имеет ряд значительных правовых пробелов в урегулировании отношений недропользования. В частности, специалисты указывают на отсутствие в Законе условий промышленной эксплуатации недр, требований по стандартизации проведения горных работ, квалификационных требований к претендентам на право пользование недрами, норм, позволяющих координировать деятельность различных недропользователей при разработке одного месторождения1. Закон «О недрах» до сих пор недостаточно учитывает положения нового гражданского законодательства, не определяет пределы гражданско-правового регулирования отношений недропользования, остаются неурегулированными договорные отношения между недропользователей и государством.

Помимо Закона РФ «О недрах» важнейшими федеральными законами в сфере недропользования, формирующими систему горного законодательства являются следующие:

  • Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. – устанавливает механизм предоставления лицензий на право пользования недрами, включая публикацию в печати информации о конкурсах и аукционах, порядок проведения конкурсов и аукционов, выдачу и регистрацию лицензий. В настоящее время действует в части. не противоречащей Закону РФ «О недрах».

  • Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 19-ФЗ, от 18.06.2001 N 75-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) - регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

  • Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 22.04.2003 N 50-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ) - определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление, порядок изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа.

  • Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» от 31 июля 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 49-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ) – регулирует исследование, разведку и охрану природных ресурсов этих территорий.

  • Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 30 марта 1999 г. - определяет статус Единой системы газоснабжения РФ, включая вопросы акционирования, антимонопольного регулирования, тарифной политики, строительства газопроводов.

  • Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года (в ред. Федеральных законов от 31.03.1999 N 66-ФЗ,от 10.01.2002 N 5-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ) - устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).

В развитие указанных федеральных законов принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов.

Помимо горного законодательства отношения в области использования и охраны недр также регулируются нормативно-правовыми актами иных отраслей законодательства: налогового, бюджетного, уголовного административного.

  • Налоговый кодекс РФ определяет основания и порядок взимания налога на добычу полезных ископаемых, а также особенности налогообложения при реализации соглашений о разделе продукции.

  • Бюджетный кодекс РФ и федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год определяют пропорции распределения налогов и платежей, взимаемых с недропользователей, между бюджетами различных уровней.

  • Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливают, соответственно, уголовную и административную ответственность за нарушения законодательства о недрах.

  1. Общая характеристика нормативных правовых актов субъектов федерации и органов местного самоуправления.

studfiles.net

21.Законодательство рф о недрах. Общая характеристика.

Система федерального законодательства о недропользовании состоит из Конституции РФ, федеральных законов по предметам ведения РФ, федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными федеральными органами государственной власти. .

В Конституции РФ недра рассматриваются как один из видов природных ресурсов, наряду с землей, водными и другими природными ресурсами.

Конституция РФ определила, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9). В то же время ФЗ «О недрах» установил исключительную государственную собственность на недра.

В главе II «Права и свободы человека и гражданина» Конституция РФ провозгласила, во-первых, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (п. 2 ст. 36), и, во-вторых, обязала каждого охранять природу и окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Касаясь территориального деления, Конституция РФ (ст. 67) и соответственно морское законодательство установили, что внутренние воды и территориальное море являются самостоятельными объектами права и не относятся к территории субъектов РФ

Важнейшими федеральными законами в сфере недропользования, формирующими по существу систему горного законодательства, являются законы: —

«О недрах» ;

Положение о порядке лицензирования пользования недрами ;

«О соглашениях о разделе продукции» ;

«О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ;

«О газоснабжении РФ» .

Кратко рассмотрим структуру этих законов.

ФЗ «О недрах». Преамбула содержит определение понятия «недра», а также характеристику предмета регулирования и сферы действия закона.

Раздел I. Общие положения - рассматриваются вопросы законодательства России о недрах (ст. 1) правового регулирования отношений недропользования (ст. 1.1), собственности на недра (ст. 1.2), государственного фонда недр (ст. 2), участков недр федерального значения (ст. 2.1), компетенции органов государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере недропользования (ст. ст. 3, 4, 5).

Раздел II. Пользование недрами - рассматриваются виды пользования недрами (, ограничения пользования недрами, основания получения права пользования участками недр , лицензия на пользование недрами, ее содержание и порядок выдачи, государственная система лицензирования, основания для прекращения права пользования недрами и порядок досрочного прекращения этого права , основные права и обязанности пользователя недр и др.

Раздел III. Рациональное использование и охрана недр - рассматриваются основные требования к рациональному использованию и охране недр, порядок разработки месторождений и пользования недрами в целях, не связанных с добычей, основные требования по безопасному ведению работ, государственный учет и регистрация, составление и ведение государственного кадастра месторождений и баланса запасов, охрана участков недр, представляющих особую ценность и др

Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования - определяются задачи государственного регулирования и управления отношениями недропользования, геологического изучения недр , контроля за рациональным использованием и охраной недр, надзором за безопасным ведением работ .

Раздел V. Платежи при пользовании недрами - рассматриваются система платежей , разовые платежи за пользовании недрами , плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензий , регулярные платежи за пользование недрами.

Раздел VI. Ответственность за нарушение закона – содержит статьи определяющие ответственность за нарушение закона , порядок разрешения споров, возмещение причиненного ущерба.

Раздел VII. Международные договоры.

Вторым по значимости федеральным законодательным актом в области недропользования является Закон РФ «О лицензировании пользования недрами». Он повторяет, дополняет и развивает положения Закона РФ «О недрах» в части формирования и функционирования системы лицензирования.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» регламентирует отношения, возникающие в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на условиях раздела продукции.

ФЗ «О СРП»

Глава 1. Общие положения.

Глава содержит нормы, устанавливающие сферу применения закона; понятие СРП; условия, регулирующие применение СРП; определение сторон соглашения; срок действия соглашения.

Глава 2. Заключение и исполнение соглашения.

Глава содержит нормы, регулирующие порядок заключения соглашения; условия выполнения работ; порядок раздела продукции; право собственности инвестора на произведенную продукцию, имущество и информацию; распределение и реализацию государственной доли произведенной продукции; прекращение действия соглашения; порядок разрешения споров и др

Глава 3. Заключительные положения.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения СРП, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются СРП, заключаемым в соответствии с ФЗ «О СРП».

Принятие ФЗ «О СРП» потребовало внесения изменений и дополнений в 10 законодательных актов, разработки и утверждения большого пакета специальных нормативов правовых актов.

Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» регулирует специфические отношения в сфере поиска, разведки, добычи, а также использования драгоценных металлов и драгоценных камней

Общие положения.

Государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения.

Государственная разрешительная система.

Использование и обращение драгоценных камней.

Международная и внешнеэкономическая деятельность РФ в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.

Ответственность организаций и должностных лиц.

Заключительные положения.

Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе: — область действия государственной монополии; — цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; — полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; — условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ; — статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, Государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ; — основные виды и основные формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.

Не является предметом регулирования этого закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).

Федеральный закон «О газоснабжении в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов Общие положения. 2.

Основы государственного регулирования газоснабжения. 3.

Особенности использования месторождений газа. 4.

Правовые основы функционирования и развития единой системы газоснабжения. 5.

Правовые основы развития единого рынка газа на территории РФ. 6.

Основы экономических отношений в области газоснабжения. 7.

Антимонопольное регулирование газоснабжения. 8.

Правовые основы взаимоотношений организаций-собственни- ков систем газоснабжения и организаций других отраслей экономики. 9.

Правовые основы промышленной безопасности системы газоснабжения. 10. Заключительное положение.

Гражданский кодекс РФ — закон, регулирующий правовое положение участников гражданского оборота, является очень важным для недропользования федеральным законом прямого действия.

К этой же группе законов следует отнести пакет федеральных «морских» законов, регулирующих, в частности, недропользование в экваториальных зонах: —

«О континентальном шельфе РФ» ; —«О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» ; — «Об исключительной экономической зоне» .

Наиболее подробно вопросы «морского» недропользования рассмотрены в ФЗ «О континентальном шельфе РФ». Закон определяет статус континентального шельфа, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, международным правом и международными договорами.

studfiles.net

Закон «О недрах» РФ - последняя редакция 2017

Законодательство РФ о недрах — это совокупность требований, которые регламентируют отношения, связанные с использованием земных глубин, а также с охраной труда. Недропользование предоставляется на основании специальной лицензии на срок от 5 до 25 лет, в зависимости от вида природного ископаемого. Система платежа подразделяется на:

  • платежи за право пользования;
  • расчет на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • сбор за выдачу лицензии;
  • акцизный сбор;
  • платежи за свободное пользование участками морского дня.

Описание закона

Правовые акты Российской Федерации о недропользовании основываются на Конституции РФ и состоят из Федерального закона «О недрах» №2395-1, в соответствии с которым принимаются другие федеральные документы и иные нормативно правовые акты.

Закон о недропользовании РФ был принят 21 февраля 1992 года. Занимается регулированием взаимоотношений, возникающих в связи с аэрогеологическим излучением, реализацией и охраной земли на территории России, а также ее материкового шельфа, использование отходов, сапропелей и других специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы, соленные озера и заливы морей. Последние поправки и изменения были одобрены 03 июля 2016 года.

Основные положения ФЗ «О недрах»

Согласно закону РФ, недра представляют собой часть земной коры, которая располагается ниже почвенного слоя, а если его нет, тогда ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков.

Документ включает в себя 7 разделов и 52 статьи:

  • 1 раздел (статьи 1-5). Основные положения;
  • 2 раздел (ст 6-22). Пользование недрами;
  • 3 раздел (ст 23-34). Пропорциональное использование и охрана земли;
  • 4 раздел (ст 35-38). Государственное регулирование отношений недропользования;
  • 5 раздел (ст 39-48). Плата при применении недрами;
  • 6 раздел (ст 49-51). Ответственность за нарушение;
  • 7 раздел (статья 52). Международные договоры.

Основные положения Федерального закона Российской Федерации №2395-1 подразделяются на 5 статей. В этом разделе подробно описаны:

  • юридические соглашения РФ о недропользовании;
  • правовое регулирование взаимоотношений недропользования;
  • государственный орган;
  • компетенция служб государственной власти РФ в области регулирования взаимоотношений недропользования;
  • полномочия служб государственной власти субъектов РФ;
  • права органов районного самоуправления районов и городов.

Глава рассматривает все юридические и экономические основы комплексного пропорционального использования и охраны земли, а также гарантирует защиту интересов государства и граждан России.

Скачать закон «О недрах»

Законы и другие нормативные акты не могут противоречить Федеральному закону «О недрах» №2395-1. Главная полезность земных глубин для человека и общества состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других полезных материалов. Они применяются для устройства подземных сооружений и коммуникаций (склады, линии метро, трубопроводы).

Особое внимание следует уделить правовому режиму подземных вод, так как согласно законодательству о недропользовании, подземные воды являются составной частью недр. Чтобы подробно ознакомиться со специфическими отношениями, связанными с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, следует скачать закон «О недрах» РФ в последней редакции по ссылке.

Последние изменения закона 2395-1

Последняя редакция от 29 декабря 2014 года Федерального закона «О недрах» №2395-1-ФЗ подвергалась некоторым изменениям и поправкам. Нововведения регулируют вопрос относительно эксплуатации водозаборных скважин и пошаговой инструкции добычи пресных подземных вод на территории России.

Главные изменения коснулись статьи 19 ФЗ «О недрах», которая определяет, в каких случаях собственник земельного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод без лицензии.

Во-первых, согласно новой редакции, если подземные воды добываются и применяются в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то содержатель скважины обязан оформить лицензию на пользование недрами. Полезные ископаемые не могут переходить от одного владельца к другому.

Во-вторых, общий объем теперь не может превышать 100 кубических метров в сутки.

В-третьих, добывать подземные воды без лицензии можно только из водоносных горизонтов, которые не являются источниками централизованного водоснабжения.

Отдельно следует отметить статью 10 закона РФ «О недрах», которая также претерпела изменения в 4 абзаце пункта 1. По нововведениям, захоронить радикальные отходы (1-5 классов опасности) можно в глубоких горизонтах, гарантирующих локализацию этих отходов. Поправки были одобрены и во второй части статьи 10. Без ограничения срока можно предоставлять участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, размещенных в пластах горных пород попутных вод и вод, применяемых пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Комментарии к закону «О недрах»

Комментарии к закону №2395-1 о недропользовании утверждаются с учетом внесенных всех изменений и поправок, в том числе Федеральными законами №118 от 21.02.1992 г., ФЗ №120 от 18.07.2008 г., и ФЗ №160 от 23.07.2008 г.

В комментариях подробно рассмотрены разные аспекты правового регулирования взаимоотношений недропользования, в частности права служб государственной власти и служб местного самоуправления, порядок лицензирования пользования недрами, то есть все разделы настоящего закона.

Требования закона проанализированы в их взаимосвязи с постановлениями целого ряда правовых актов. Рассмотрены рекомендации Министерства природных ресурсов РФ, Федерального органа по надзору в области природопользования, Федерального органа по экологическому, технологическому и атомному надзору. Также приведены законодательные позиции Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ. Утвержденные комментарии предназначены для руководителей и работников учреждений, то есть ее пользователей и индивидуальных предпринимателей. Ознакомиться с комментариями к закону «О недрах» №2395-1 можно по ссылке.

Похожие законы

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

210fz.ru

Законодательство РФ о недрах. Общая характеристика.

Система федерального законодательства о недропользовании состоит из Конституции РФ, федеральных законов по предметам ведения РФ, федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными федеральными органами государственной власти. .

В Конституции РФ недра рассматриваются как один из видов природных ресурсов, наряду с землей, водными и другими природными ресурсами.

Конституция РФ определила, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9). В то же время ФЗ «О недрах» установил исключительную государственную собственность на недра.

В главе II «Права и свободы человека и гражданина» Конституция РФ провозгласила, во-первых, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (п. 2 ст. 36), и, во-вторых, обязала каждого охранять природу и окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Касаясь территориального деления, Конституция РФ (ст. 67) и соответственно морское законодательство установили, что внутренние воды и территориальное море являются самостоятельными объектами права и не относятся к территории субъектов РФ

Важнейшими федеральными законами в сфере недропользования, формирующими по существу систему горного законодательства, являются законы: —

«О недрах» ;

Положение о порядке лицензирования пользования недрами ;

«О соглашениях о разделе продукции» ;

«О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ;

«О газоснабжении РФ» .

Кратко рассмотрим структуру этих законов.

ФЗ «О недрах». Преамбула содержит определение понятия «недра», а также характеристику предмета регулирования и сферы действия закона.

Раздел I. Общие положения - рассматриваются вопросы законодательства России о недрах (ст. 1) правового регулирования отношений недропользования (ст. 1.1), собственности на недра (ст. 1.2), государственного фонда недр (ст. 2), участков недр федерального значения (ст. 2.1), компетенции органов государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере недропользования (ст. ст. 3, 4, 5).

Раздел II. Пользование недрами - рассматриваются виды пользования недрами (, ограничения пользования недрами, основания получения права пользования участками недр , лицензия на пользование недрами, ее содержание и порядок выдачи, государственная система лицензирования, основания для прекращения права пользования недрами и порядок досрочного прекращения этого права , основные права и обязанности пользователя недр и др.

Раздел III. Рациональное использование и охрана недр - рассматриваются основные требования к рациональному использованию и охране недр, порядок разработки месторождений и пользования недрами в целях, не связанных с добычей, основные требования по безопасному ведению работ, государственный учет и регистрация, составление и ведение государственного кадастра месторождений и баланса запасов, охрана участков недр, представляющих особую ценность и др

Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования - определяются задачи государственного регулирования и управления отношениями недропользования, геологического изучения недр , контроля за рациональным использованием и охраной недр, надзором за безопасным ведением работ .

Раздел V. Платежи при пользовании недрами - рассматриваются система платежей , разовые платежи за пользовании недрами , плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензий , регулярные платежи за пользование недрами.

Раздел VI. Ответственность за нарушение закона – содержит статьи определяющие ответственность за нарушение закона , порядок разрешения споров, возмещение причиненного ущерба.

Раздел VII. Международные договоры.

Вторым по значимости федеральным законодательным актом в области недропользования является Закон РФ «О лицензировании пользования недрами». Он повторяет, дополняет и развивает положения Закона РФ «О недрах» в части формирования и функционирования системы лицензирования.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» регламентирует отношения, возникающие в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на условиях раздела продукции.

ФЗ «О СРП»

Глава 1. Общие положения.

Глава содержит нормы, устанавливающие сферу применения закона; понятие СРП; условия, регулирующие применение СРП; определение сторон соглашения; срок действия соглашения.

Глава 2. Заключение и исполнение соглашения.

Глава содержит нормы, регулирующие порядок заключения соглашения; условия выполнения работ; порядок раздела продукции; право собственности инвестора на произведенную продукцию, имущество и информацию; распределение и реализацию государственной доли произведенной продукции; прекращение действия соглашения; порядок разрешения споров и др

Глава 3. Заключительные положения.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения СРП, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются СРП, заключаемым в соответствии с ФЗ «О СРП».

Принятие ФЗ «О СРП» потребовало внесения изменений и дополнений в 10 законодательных актов, разработки и утверждения большого пакета специальных нормативов правовых актов.

Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» регулирует специфические отношения в сфере поиска, разведки, добычи, а также использования драгоценных металлов и драгоценных камней

Общие положения.

Государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения.

Государственная разрешительная система.

Использование и обращение драгоценных камней.

Международная и внешнеэкономическая деятельность РФ в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.

Ответственность организаций и должностных лиц.

Заключительные положения.

Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе: — область действия государственной монополии; — цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; — полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; — условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ; — статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, Государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ; — основные виды и основные формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.

Не является предметом регулирования этого закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).

Федеральный закон «О газоснабжении в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов Общие положения. 2.

Основы государственного регулирования газоснабжения. 3.

Особенности использования месторождений газа. 4.

Правовые основы функционирования и развития единой системы газоснабжения. 5.

Правовые основы развития единого рынка газа на территории РФ. 6.

Основы экономических отношений в области газоснабжения. 7.

Антимонопольное регулирование газоснабжения. 8.

Правовые основы взаимоотношений организаций-собственни- ков систем газоснабжения и организаций других отраслей экономики. 9.

Правовые основы промышленной безопасности системы газоснабжения. 10. Заключительное положение.

Гражданский кодекс РФ — закон, регулирующий правовое положение участников гражданского оборота, является очень важным для недропользования федеральным законом прямого действия.

К этой же группе законов следует отнести пакет федеральных «морских» законов, регулирующих, в частности, недропользование в экваториальных зонах: —

«О континентальном шельфе РФ» ; —«О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» ; — «Об исключительной экономической зоне» .

Наиболее подробно вопросы «морского» недропользования рассмотрены в ФЗ «О континентальном шельфе РФ». Закон определяет статус континентального шельфа, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, международным правом и международными договорами.

Глава 8. Особенности выполнения положений настоящего Федерального закона.

Другими федеральными законами, в той или иной мере регулирующими отношения в сфере недропользования, являются: —

«О естественных монополиях» [48]; —

«Уголовный кодекс РФ» [58]; —

«Налоговый кодекс РФ», ч. I [68]; ч. II [99]; —

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» [70]; —

«О несостоятельности (банкротстве)» [72]; —

«Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [85]; —

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК» [92]; —

«Об иностранных инвестициях в РФ» [93]; —

«О лицензировании отдельных видов деятельности» [106]; —

«Земельный кодекс РФ» [107]; —

«Кодекс РФ об административных правонарушениях» [110]; —

«Об охране окружающей среды» [111].

Помимо перечисленных был принят целый ряд федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других нормативных правовых актов по вопросам недропользования, которые в целом и формируют современную систему федерального законодательства о недрах. Система эта постоянно расширяется.

Система законодательства о недрах функционирует в тесной взаимосвязи с системами законодательства смежных отраслей права, в первую очередь, экологического, земельного, водного и ряда других.

Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 1249 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Понятие природоресурсных правоотношений. Юридическое определение объектов природоресурсных правоотношений. | Понятие и система источников природоресурсного права. | Федеральные законы как источник природоресурсного права. | Извлеченные из недр полезные ископаемые перестают быть составной частью недр. | В соответствии со статьей 8 ВК РФ водные объекты являются собственностью РФ. | Система и полномочия органов государственного управления в сфере использования и охраны природных ресурсов. | Государственный инспекционный контроль в сфере природопользования. Права государственных инспекторов. | Платность природопользования. Понятие и виды платежей. | Ответственность за преступления в сфере природопользования. | Административная ответственность за природоресурсные правонарушения. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.012 сек.)

mybiblioteka.su

Закон РФ о недрах. Актуально в 2018 году

Наименование документа:

ЗАКОН РФ от 21.02.92 N 2395-I (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 11.01.2013) "О НЕДРАХ"

Принявший орган

Номер документа

2395-1

Дата принятия

1992-04-16

Дата редакции

2012-12-30

Дата регистрации в Минюсте

Статус

Действует

Публикация

  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 03.03.95 - "Собрание законодательства РФ", 06.03.95, N 10, ст. 823;
  • "Российская газета", N 52, 15.03.95)

Российская Федерация

21 февраля 1992 года N 2395-1

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 219-ФЗ)

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

(в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 74-ФЗ)

www.zakonprost.ru

Закон РФ о недрах

Согласно преамбуле, Закон Российской Федерации № 2395-1 от 21.02.1992года «О недрах», недра являются частью земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя, земной поверхности или дна водотоков и водоемов, простирающейся до пределов глубины, доступной для освоения и геологического изучения. Закон не только дает определение понятию «недра», но и содержит экономические и правовые основы комплексного рационального использования и охраны недр, в том числе, обеспечивает защиту интересов граждан РФ и государства в целом, и защиту прав пользователей недр.

В своей структуре закон о недрах схож со многими нормативно-правовыми актами, например, закон о землеустройстве и закон о некоммерческих организациях, где идет подразделение на главы и статьи. Закон РФ о недрах содержит 7 разделов и 52 статьи, каждая из которых регулирует отношения в области геологического изучения, использования и охраны недр территории РФ. Раздел 1 закона представляет собой общие положения документа: статьями 1-5 регулируется законодательство, правовое регулирование отношений, собственность на недра, государственный фонд недр, участки недр федерального значения, резервные и местного значения. Кроме того, определены полномочия федеральных органов, органов субъектов РФ и местного самоуправления.

Пользование недрами осуществляет в соответствии с нормами статей 6-22.1 раздела 2 закона. Статьями фиксируются виды пользования и участки, предоставляемые в пользование, определяются пользователи недр, сроки пользования участниками и ограничение пользования. Кроме того, регламентируются основания возникновения права пользования, виды лицензий на пользования, их содержание и условия выдачи, установлены условия для проведения конкурсов и аукционов на право пользования, и, основания для отказа в приеме заявки на участие в аукционе или конкурсе. Также, статьями этого раздела регламентируются государственная система лицензирования, антимонопольные требования в этой сфере, переходы права пользования и переоформление лицензий, основания для прекращения права, основные права и обязанности пользователя недр и другое.

Разделы 3-4 устанавливают нормы для рационального использования и охраны недр, а также государственное регулирование в отношении недропользования. Здесь статьями 23-34 регулируются основные требования по рациональному использованию, порядок разработки месторождений полезных ископаемых, первичная переработка минерального сырья, основные требования по безопасности ведению работ, геологическая информация о недрах, государственный учет и регистрация, виды вознаграждения за выявление месторождения полезных ископаемых. Статьями 35-38 определены задачи государственного регулирования, государственное управление и геологическое изучение недр, а также мониторинг состояния, государственный надзор за геологическими изучениями, за безопасным ведением работ.

Платежи при пользовании недрами соответствуют нормам статей 39-43 раздела 5, ими устанавливаются система платежей, разовые платежи, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе и регулярные платежи за пользование. Статьями 49-51 раздела 6 определена ответственность за нарушение закона о недрах, в том числе порядок разрешения споров и возмещении причиненного вреда. Статья 52 раздела 7 регламентирует деятельность международных договоров в области изучения, использования и охраны недр земли.

Скачать закон РФ о недрах

mosadvokat.org

Закон о недрах в РФ

Недра – часть земной коры, которая располагается под почвенным слоем. Если таковой отсутствует, то месторасположение недр – ниже поверхности земли, а также ниже водотоков и дна водоемов, которые простираются до глубин, доступных для освоения и геологического изучения.

Действующий Закон о недрах контролирует отношения, которые возникают вследствие геологического изучения, охраны и использования недр на территории РФ, ее шельфа, а также в результате использования отходов горнодобывающего и связанных с ним  перерабатывающих производств (сапропелей, торфа и прочих ресурсов, включая рапу лиманов и озер, а также подземные воды).

В действующем законе содержатся экономические и правовые основы охраны недр и комплексного рационального их использования. Данный Закон о недрах обеспечивает как защиту граждан РФ, так и самого государства, включая права пользователей недр. Действие настоящего закона распространенно на всей территории РФ, а также на ее континентальном шельфе.

Закон о недрах РФ основан на Конституции и состоит как из действующего закона с принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, так и из прочих нормативных актов, а также из законов и других правовых актов субъектов нашей страны.

Право собственности на недра

Собственностью государства являются не только участки, располагающиеся на территории РФ и соответствующее им подземное пространство, но и находящиеся в недрах энергетические и прочие ресурсы, а также полезные ископаемые. Владение, распоряжение и пользование недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

Закон о недрах гласит, что участки недр нельзя продать, купить, подарить или передать по наследству, а также вкладывать или отчуждать каким-либо другим способом. Права на пользование недрами могут быть переданы от одного субъекта другому или отчуждаться исключительно в тех случаях, которые может позволить Федеральный закон о недрах.

Полезные ископаемые и другие ресурсы, которые были добыты из недр, по условиям лицензирования могут находиться как в собственности субъектов РФ, так и в частной, муниципальной, федеральной государственной собственности, а также в других возможных формах собственности.

Для чего необходим резервный фонд

Фонд резервных участков формируют с целью обеспечить в будущем потребности РФ как в стратегических, так и в дефицитных видах ископаемых из тех участков недр, которые еще не были предоставлены в пользование. Закон о недрах не позволяет предоставлять в пользование те участки, которые входят в резервный фонд, до того момента, пока не будет принято решение об исключении их из резервного фонда.

Решения о включении либо об исключении участков недр из федерального фонда принимаются Правительством РФ по представлению органа исполнительной власти  –  в случае, если другое не установлено федеральным законом.

Госнадзор по изучению, охране и рациональному использованию недр

Основной задачей государственного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователей недр, как того требуют международные договоры РФ и законодательство РФ о недрах, а также утвержденные законом РФ в установленном порядке правила, нормы, стандарты в сфере геологических изучений, охраны и рационального использования недр.

Госнадзор осуществляется исполнительной властью, а точнее уполномоченным федеральным органом – таким, как федеральный государственный надзор, а также региональным государственным надзором соответственно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта государственной власти нашей родины и ее Правительством.

fb.ru