Как сформулировать объект и предмет в научном проекте. Вы приступаете к собственному проекту и уже определили область и предмет


Как сформулировать объект и предмет в проекте|nikbokarev.ru

Как сформулировать объект и предмет в научном проекте? Нужно чётко понимать, что является объектом и предметом Вашего исследования.Объект исследования – это факты, области, некие реальные явления или процессы, на которых будет сосредоточено Ваше внимание как исследователя. Нужно понимать, что объект — это то, что существует независимо от нашего восприятия, сознания, мнения. Это тот материал, который мы будем исследовать, анализировать в своей работе. Чаще всего, это определённый процесс (развитие, управление, обучение и т. д.).Предмет исследования – это уже конкретные особенности, отдельные, частные свойства процесса внутри объекта исследования. Предмет исследования лишь сторона, компонент объекта исследования. Как правило, объект больше предмета или, крайне редко, может быть равен ему, но никогда не бывает меньше предмета.Например,

«Объект исследования: процесс актуализации математики для музыкантов. Предмет исследования: некоторые темы математики, понимание которых необходимо любому музыканту».Или «Объект исследования: процесс выявления наличия или отсутствия мистических свойств чисел с использованием статистических методов исследования. Предмет исследования: сбор и исследование информации и статистических данных на предмет наличия корреляции между качеством событий, происходящих 7 и 13 и данными числами».Или «Объект исследования: некоторые диофантовы уравнения второй степени с тремя переменными. Предмет исследования: процесс нахождения общего решения уравнения Пифагора и рассмотрение задач, связанных с уравнением Пифагора».

Если у Вас есть ещё какие-то соображения по этому поводу, срочно поделитесь!!!

Также по этой теме:

nikbokarev.ru

Как написать дипломную работу. Часть 3. Проблема, цель, объект исследования и предмет исследования | "Всё могу

Часто в процессе написания дипломной работы у студентов возникает проблема, как выделить  объект исследования и предмет исследования. В самом деле в этом нет большой трудности, читайте эту статью, анализируйте примеры и следуйте нашим советам!

И так, вы уже выбрали тему, определили актуальность темы и противоречия в исследовании. Следующий шаг — описание проблемы исследования.

Проблема исследования

В процессе поиска и отбора информации мы приходим к выводу, что в данной области исследования есть проблема. Она следует из противоречия и показывает, что устранить это противоречие хотя и очень важно для нас в нашей работе, но это будет совсем не просто. Вот она — проблема! Иными словами, вы не можете сразу, сходу  ответить на вопрос, как эффективно устранить противоречие.

Формулировка противоречия представляет собой вопрос. Вот примеры:

«Каковы условия формирования нравственных качеств при обучении шестиклассников математике?»

«Выполнение каких требований приведет к снижению уровня загрязнения окружающей среды…?»

«Каковы методы снижения себестоимости продукции…?»

Всегда при описании проблемы максимально конкретизируйте ее, обращаясь к теме работы. Помните, как формулируется противоречие? В примерах вместо многоточия вы поставите расширенный до темы вариант.

Из написанной проблемы рождается цель исследования.

Цель работы, исследования

Здесь все проще простого. Ловите логику! Если проблема исследования написана в форме вопроса, то цель будет иметь тот же смысл, только в форме утверждения, как будто ответ на вопрос проблемы.

К примеру, в работе мы обозначили проблему: «Каковы методы устранения такого-то противоречия?», тогда цель будет такой: «Определить (выявить, найти и т.п.) методы устранения такого-то противоречия».

Цель может начинаться с глагола (выявить, определить, сформировать, разработать, найти решение, найти подход, спроектировать) или существительного от этого глагола (выявление, определение, формирование, разработка, решение, нахождение, проектирование). Обо случая будут верными и приемлемыми. Гораздо важнее при написании цели работы следовать заявленной теме и четко осознавать, что вы собираетесь делать и может ли быть указанная цель достигнута при ваших возможностях.

Само собой цель работы должна быть какой-то новой, что, в общем-то диктует актуальность. Вывод таков: если вы все шаги — от выбора темы до постановки проблемы -выполнили правильно, то описание цели исследования не должно стать для вас проблемой.

Определяем объект исследования и предмет исследования

Это, пожалуй, самые важные и самые сложные для понимания слова, которые необходимо вписать во введении в дипломе.

Разграничить их можно так. Объект исследования — это ваша тема в широком смысле, а предмет — в узком.

Объектом считаются обычно условия, процессы, которые могут изучаться не только конкретно вашей наукой, но и другими областями. Объект всегда берется из темы. Приведу пример.

Тема: «Формирование предпринимательских умений у  младших школьников на уроках музыки»

Объект: Процесс обучения младших школьников на уроках музыки

Данный объект (процесс обучения) может изучаться не только педагогами, но и психологами, медиками (не говоря уже об узко специализированных областях). Таким же образом объектами могут стать:

  • технологии,
  • теория,
  • практика,
  • проектирование,
  • способы,
  • устройства,
  • условия,
  • процессы.

Обратите внимание, объект исследования  зарыт в самой теме. Помните, мы рассуждали, как выбрать тему? Так вот, после первых слов, связанных в направленностью исследования («разработка», «оптимизация», «обоснование» и т.п.) как раз идут слова, прямо указывающие ваш объект.

Предмет исследования написать проще простого. Как уже было сказано, предмет — это узкая область исследования. В большинстве случаев вместо предмета можно смело вписывать всю тему от начала и до конца. Хотя нередко в работах бакалаврского уровня могут требовать формулировку предмета сокращенную. В таком случае можете записать в качестве предмета первые слова из названия ВКР. Если взять наш последний пример, то

Предмет: формирование предпринимательских умений.

Надеюсь, теперь всё ясно, а если не совсем, тогда смело делитесь своими проблемами в комментариях, задавайте конкретные вопросы vsemogu-vseznayu.ru , буду рада помочь каждому.

 

 

Читайте также на эту тему:

Присоединяйтесь к автору проекта

vsemogu-vseznayu.ru

Объектная область, объект и предмет

Поиск Лекций

Подготовка к проведению научного исследования

 

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов. Специалисты предлагают различные варианты методических рекомендаций. Однако заметим, что существующие рекомендации касаются в основном не наличия либо отсутствия того или иного этапа, а их последовательности. В связи с этим предлагаемые в наших методических рекомендациях этапы проведения исследования, включают в себя все элементы, признанные наукой как необходимые составляющие исследовательской деятельности, и предлагают лишь особую, возможно, отличную от прочих рекомендации их последовательность, которая представляется наиболее удобной для практического применения. В предварительной схеме предложена последовательность действий и далее подробно рассматривается каждый из ее этапов.

Объектная область, объект и предмет

 

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

 

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

 

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.

Например, если объектом одного исследования стали творческие связи русской и французской литератур XIX в., то в качестве предмета изучения здесь могут быть выделены особенности межкультурных заимствований. В работе иного характера, напротив, объектом могут стать межкультурные связи, а предметом - особенности взаимодействий русской и французской словесности.

Тема, проблема и актуальность исследования

 

Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

 

Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:

 

* желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

* очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;

* тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

 

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Сразу оговоримся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

 

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

 

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь учащемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.

Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

 

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

 

Когда и почему возникает проблема?

 

Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.

Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в ис­следовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, на­правление научного поиска.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

 

Определение гипотезы

 

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых от­ветственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

 

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

* быть проверяемой;

* содержать предположение;

* быть логически непротиворечивой;

* соответствовать фактам.

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

 

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

«если..., то...»;

«так..., как ...»;

«при условии, что...»,

 

т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности. Именно этим оправдывается предпринятое нами структурирование. Но вернемся к определению понятий целей и задач в контексте подготовки к исследованию.

Цель и задачи исследования

 

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

выявить...;

установить...;

обосновать...;

уточнить...;

разработать...

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Определение методов

 

Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, математические.

 

Теоретические методы:

 

• моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;

• абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;

• анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.

• восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется в два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется на части, описывается при помощи понятий и суждений; а на втором этапе восстанавливается исходная целостность предмета. Эмпирические методы:

• наблюдение;

• сравнение;

• эксперимент. Экспериментальное изучение объекта имеет ряд преимуществ по сравнению с др. методами.

Математические методы:

• статистические методы;

• методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

• методы и модели динамического программирования;

• методы и модели массового обслуживания;

• метод визуализации данных (функции, графики и др.) Отбор методов совершается при обязательном руководстве педагога.

Проведение научного исследования

 

Проведение научного исследования включает в себя два этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.

Составляется рабочий план.

 

В рабочем плане выделяют три части:

• необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для проведения эксперимента инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план включается так же первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. План должен предусматривать всё, что можно предвидеть уже на первом этапе. Определить объект, предмет исследования, методы;

• описание экспериментальной части работы. Содержание экспериментальной части зависит от темы работы, объектной области, в соответствие с чем определяется его специфика. Необходимо проанализировать насколько выбранные методы помогут подтвердить гипотезу, уточнить соответствие целям исследования;

• оформление результатов исследования. Прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции. Чем чаще результаты подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для её автора. На завершающем этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.

 

Составляется план-проспект

План-проспект – это такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым будет систематизироваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем учащегося соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объёмов отдельных её частей. Практически план-проспект – это черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания её глав и параграфов. Наличие плана-проспекта позволит анализировать её результаты, проверить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррективы.

poisk-ru.ru

Что такое объект и предмет исследования в дипломной работе

Мы уже много рассуждали на темы того, как написать введение или заключение к дипломному проекту. Но никто из нас не задумывался о том, что такое объект и предмет исследования в дипломной работе. Мы уже знаем, что следует максимально соблюдать установленные правила во время написания работы, но тогда возникает вопрос о том, откуда берутся те студенты, которые не могут сдать свой дипломный проект. По аналитическим данным можно отметить, что само распространенной проблемой во время написания работы является то, что уже начиная с введения студенты не могут передать смысл работы на более-менее научном языке, а говорить о грамматико-стилистических нормах уже вообще не стоит, так как они могут отсутствовать совершенно. Эту проблему мы и постараемся решить в рамках данного материала.

На самом деле, по ряду проведенных исследований, стало доказано, что грамотное написание введения обеспечивает более половины успеха всей научной работы. Даже члены аттестационной комиссии нередко не вникают в смысл основной части работы, так как они хотят получить четкую структуру введения, которое и так сможет ответить на интересующие вопросы. К ним относится постановка цели, описание задач, рассмотрение объекта изучения и предмета исследования.

То есть мы делаем вывод, что в большинстве случаев комиссия заинтересуется формальной стороной вопроса, а не его обоснованием. Более того, если во введении будут найдены некие прорехи и несоответствия нормам, то члены комиссии будут предполагать, что вся работа написана на таком уровне и будут рассматривать ее целиком, задавая дополнительные вопросы по материалам всего проекта. В большей степени самой основной претензией комиссии считается тот факт, что во введении студент не показал, что такое объект и предмет исследования в дипломной работе.

Если мы начнем искать, что же это такое – предмет и объект исследования. То мы рискуем наткнуться на множество непонятных формулировок, которыми принято удивлять студентов. Намного проще давать более субъективное описание этих понятий, чтобы студент не только смог понять, что это такое, но и выстроить в соответствии в этими определениями объектную и предметную область в своей работе.

Например, если взять за основу методические указания, принятые Министерством образования, то в качестве объекта понимается заранее выбранная область реального мира, обладающая ярко выраженными ограничениями, существующими в автономном спектре и отделенными от окружающей среды. Если сказать более сжато. То объект исследования – это объемное психологическое или педагогическое явление, которое является частью предмета для исследования.

Более того, методические указания дают описания предмета изучения. А именно, предмет наиболее приближен к структуре описания определенного процесса, но в отличие от цели, предмет описывается и сопоставляется с профессиональными терминами именно того образа, который рассматривает автор.

Наверняка, многие читатели этой статьи мало что поняли из написанного выше повествования. На самом деле эти определения являются научно утвержденными многими кафедрами. Но здесь возникает вопрос: «Как студент сможет правильно поставить цель, определить предмет и объект работы, если он не поймет определения этих понятий?». Многие пытаются вникнуть в суть данных обоснований и проявить собственное видение этих вопросов. Только результат в большинстве случаев точно такой же, как если бы студент не рассматривал объект и предмет вообще. Неспроста эти понятия должны быть рассмотрены во введении, так как они считаются достаточно серьезными для их рассмотрения.

На самом деле, не стоит ломать себе голову заумными понятиями, а следует рассудить проще:

  • Объектом исследования является тот факт, событие или явление, которое будет рассматриваться в дипломном проекте.
  • Предметом является то, что необходимо сделать, чтобы рассмотреть объект.

Чтобы стало еще больше понятно, что имеется ввиду под этими понятиями, следует привести несколько примеров, которые, наверняка, раскроют глаза на понимание всей сути вопроса.

Итак, объектом могут выступать общественные отношения, возникающие в рамках кадрового отдела предприятия. В качестве предмета в данном случае будет выступать правовая база, основанная на работе кадрового отдела.

Есть еще один пример. Объектом будет являться определенная сфера бизнеса, а предметом в данном случае будет считаться либо правовая основа поддержки бизнеса, либо системы экономического регулирования предпринимательства.

Как только мы разобрались в общих принципах отличия объекта от предмета исследования, то наверняка многие проблемы с написанием готовой работы исчезнут сами собой.

xn--d1acynfdde.xn--p1ai

Объект исследования - это... Определение, примеры :: BusinessMan.ru

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является...

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».

Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

businessman.ru

Объект и предмет курсовой работы

Доброго времени суток, уважаемый читатель! У многих студентов, особенно у студентов-первокурсников, возникает масса вопросов при написании курсовой работы. Большинство учащихся просто не понимают, что такое объект и предмет курсовой работы. А это одни из основополагающих вещей, без знания и, главное, понимания которых качественно написать курсовую работу невозможно. Поэтому мы решили, раз и навсегда устранить этот пробел в ваших знаниях, написав данную статью, посвящённую объекту и предмету курсовой работы.

Объект и предмет курсовой работы

Перед тем, как объяснить вам с научной точки зрения, что такое объект и предмет курсовой работы, давайте посмотрим пример из реальной жизни. Предположим, вы студент. Вы учитесь в университете, ходите в ночные клубы, живёте в общежитии и питаетесь в местной кафешке. Короче говоря, вы живёте – это ваша обычная студенческая жизнь. Вся совокупность ваших действий, событий, происходящих с вами – это ваш «объект».

Представьте, вы переехали учиться в другой город. Естественно, там будет всё по-другому. Другой ВУЗ, другое общежитие, другие друзья, знакомые… Однако, набор ваших повседневных действий (поход в университет, питание в кафе) никуда не денется. Ведь, вы по прежнему будете учиться (хоть и в другом месте), питаться (хоть и в другом кафе), ходить развлекаться (хоть и в другие ночные клубы). Получается, что ваш «объект» — ваша студенческая жизнь — как бы переехала вместе с вами на другое место.

Не понятно? Попробуем объяснить по-другому. Представьте, что вы учитесь на старом месте. Ваша трудовая неделя расписана практически всегда по стандартному графику. Если представить карту и на ней отмечать ваши передвижения по городу, то получиться некая фигура с замысловатой формой. Эта форма есть графическое отображение вашей жизни (вашего «объекта»).

Дак вот, если вы переедите на учёбу в другой город, то вместе с вами также переедет и эта форма. Но ей придётся трансформироваться под новые реалии другого места, ведь в каждом городе свои расстояния, это понятно.

К чему мы всё это? На этом примере мы хотели продемонстрировать несколько вещей:

а) объект может быть абстрактным, т.е. только в наших мыслях (наша замысловатая форма)

б) объект – это нечто большое, включающее в себя различные части (в нашем случае, студенческая жизнь включала поход в университет, жизнь в общежитии и т.д.)

Поэтому, когда вам даётся тема курсовой работы, вы, прежде всего, должны понимать, что является её объектом (большой абстрактной формой). Мы ещё научимся «вычленять» объект из различных тем курсовых работ, а пока давайте поговорим о предмете.

Что такое предмет курсовой работы?

Возвращаемся к нашему примеру. Как вы помните, наша студенческая жизнь состоит  из нескольких вещей и действий. Это поход в университет, прослушивание лекций в аудиториях, затем питание в студенческом кафе и т.д. Дак вот, предметом курсовой работы чаще всего (но не всегда!) является некоторая часть или отдельная единица объекта курсовой работы.

Объектом у нас была студенческая жизнь, а предметом может быть:

а) транспорт, на котором вы добираетесь до учёбы.

б) ваши тетради и ручки.

в) еда в студенческом кафе.

г) ваш отдых в ночных клубах

и т.д. и т.п.

Проще говоря, предметом курсовой может стать любая часть, любая составляющая вашего объекта. Объект как бы очерчивает зону для выбора предмета исследования. Вот почему очень важно правильно выбрать объект работы. Если вы не там «огородите территорию» (неправильно выберете объект), то и «добывать нефть» (находить предмет) вам может быть очень проблематично.

Объект всегда больше предмета исследования.

Всегда помните, что объект шире предмета курсовой работы. Это критически важно понимать, т.к. если вы изначально неправильно определили объект и предмет, то, как бы вы не старались, сколько бы вы не сидели над своей курсовой работой, всё равно вы, в итоге, получите максимум 3 балла, и то вряд ли.

Надеемся, что пример из реальной жизни помог вам лучше понять, что есть предмет, а что есть объект курсовой работы.

Двигаемся дальше. Теперь поговорим о научной составляющей, т.е. зачем вообще нужен объект и предмет в исследовании. Ведь вам дана тема, зачем ещё «громоздить» лишние вещи. Всё, что вы делаете в университете, появилось не с бухты – барахты. Не забывайте, что курсовая работа – это разновидность научного труда студента, поэтому здесь вступают в силу законы и принципы написания научных работ.

Объект и предмет исследования нужны для того, чтобы любой учёный, который захочет ознакомиться с вашим трудом, прочитав объект и предмет исследования, сразу же понял, о чём пойдёт речь в вашей работе. По названию порой очень трудно так, с ходу, сказать, о чём данная курсовая работа. Выделение же объекта и предмета позволяет сориентировать вашего потенциального читателя в правильном направлении.

Да и вам самим будет легче искать литературу, если вы чётко знаете и понимаете, что является вашим объектом и предметом курсовой работы. Поэтому, если у вас ещё остались сомнения насчёт того, сможете ли вы самостоятельно правильно или нет определить предмет и объект курсовой работы, тогда мы вам предлагаем небольшую тренировку.

Для практикования навыков мы предлагаем 3 потенциальные темы курсовых работ.

Тема 1. «Валютная система в Российской Федерации»

Тема 2. «Управление человеческими ресурсами: современные тенденции»

Тема 3. «Современные языки веб-программирования»

Итак, давайте разбираться с темой 1. Что здесь может быть объектом, а что предметом? Сразу же хотим вам сказать, что объект и предмет исследование – это не жестко заданные догмы. Каждый студент или другой исследователь вправе выбирать свой собственный объект и предмет исходя из личных побуждений. Поэтому вам никто не может «навязать» какой-то определённый объект или предмет. Такие действия со стороны ваших преподавателей противоречат свободе в научных изысканиях! Ваши учителя могут лишь посоветовать что-то, но окончательный выбор всегда должен оставаться за вами. Но это так, к слову.

Вернёмся к определению объекта и предмета курсовой работы. В связи с тем, что тема 1 носит название «Валютная система в Российской Федерации», то мы смело можем взять в качестве объекта исследования финансовые отношения в стране. Ведь, деньги, как и вы, постоянно куда-то «ходят»: из одного здания в другое, из рук в руки. Помните ещё нашу замысловатую форму? Мы не зря дали вам тот пример. Теперь вы всегда при нахождении объекта курсовой работы будете вспоминать, что он, объект – это нечто большое, и, скорее всего, абстрактное.

Так, объект мы нашли, теперь давайте разберёмся с предметом. Как мы уже писали выше, предметом может быть любая часть рассматриваемого объекта. Поэтому, в качестве предмета мы можем выбрать всё, что нам пожелается (в пределах «забора» — объекта исследования). Давайте возьмём в качестве предмета роль Центрального Банка РФ.

Тема 2. «Управление человеческими ресурсами: современные тенденции». Объектом данной курсовой работы может являться функциональная специфика отдела кадров в фирме. Под этим «страшным», на первый взгляд, объектом скрывается вполне обоснованная логика. Смотрите, фирма – это совокупность разных отделов (маркетинга, производства, логистики, отдела кадров).

Каждый отдел имеет какие-то свои особенности, правила, ценности. Дак, почему бы эти особенности работы отдела кадров (человеческих ресурсов, HR-отдела) не взять в качестве объекта исследования. Под этим мы и понимаем функциональные особенности. Всё просто, нужно только привыкнуть к «опасным» научным формулировкам. Без них не обойтись при написании курсовой

В соответствии с выбранным объектом курсовой работы, предметом будет являться стимулирование персонала фирмы. Ведь задачи любого специалиста отдела человеческих ресурсов – это побуждение работников к более продуктивным действиям посредством различных стимулирующих факторов (денег, грамот и т.д.) Только не забывайте, что тема заканчивается  словами «современные тенденции». Вот и пишите в своей работе именно о современных стимулах, а не обо всех подряд. Будьте внимательны!

Тема 3. «Современные языки веб-программирования». На «сладкое» мы попытаемся выделить объект и предмет исследования в потенциальной теме курсовой работы технарей. Эх, программисты! Ну да ладно

Объектом исследования мы будем считать семейства объектно-ориентированных языков (ОПП). Кто не в курсе, что такое ОПП – лучше и не вникайте, крепче спать будете

Предметом же этой курсовой работы будет являться упрощение решений задач javascript с помощью jquery (опять же, для тех, кто не понимает, о чём это мы, есть более понятные темы 1 и 2).

Ведь не только люди гуманитарных специальностей  пишут курсовые работы. На технических специальностях люди также пишут курсовые, и им тоже хочется правильно находить объект и предмет в курсовой работе.

Если у вас есть собственные мысли по поводу объектов и предметов курсовых работ, то просим поделиться ими ниже в комментариях.

Вывод: Правильное определение объекта и предмета – это залог успешного написания любой научной работы, в т.ч. и курсовой. Мы вместе с вами разобрали наглядный пример из жизни и потренировались на трёх темах как правильно находить объект и предмет курсовой работы.

Надеемся, что теперь у вас не возникнет вопросов, касающихся определению объекта и предмета.

Правильно находите объект и предмет курсовой работы и пишите свои курсовые работы только на пятёрки.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

P.S. Вот небольшое видео из нового видеокурса «Мой первый курсовик!», где я на конкретных примерах показываю, как определить объект и предмет курсовой работы.

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Объект и предмет исследования в дипломной работе

Предмет и объект исследования являются обязательными составляющими любой дипломной работы.

Именно на формулировку этих двух понятий члены аттестационной комиссии всегда обращают внимание. Студенту придется четко разграничить и обозначить эти два понятия во введении.  Как правильно писать введение к диплому читайте здесь.

Что является объектом исследования в дипломной работе?    

Объект диплома обычно охватывает более широкую область изучения, нежели предмет. Он обозначает область науки или сферу знаний, без которых невозможно будет реализовать тему. Для того, чтобы четко сформулировать данное определение, нужно будет понимать, что именно изучает интересующая вас наука, какого научного направления она касается.

Что такое предмет исследования в дипломной работе?

Если объект имеет более широкое значение, то предмет уже исследует конкретную область. Он может касаться даже просто определенных свойств, характеристик и качеств того, что исследуется.

Как определить предмет и объект  исследования в дипломной работе?   

Понятно, что легче всего научиться определять предмет и объект можно будет, если воспользоваться конкретным примером. Например, объектом исследования дипломной работы может быть какое-либо конкретное предприятие. Далее вы конкретизируете, что именно будете изучать, какие сферы деятельности рассматривать. Если объектом будет вся деятельность предприятия, то предметом уже более конкретные ее проявления. Это может быть, например, изучение кадровых вопросов, финансовых, юридических аспектов деятельности.

Следует отметить, что предмет и объект должны быть не просто грамотно и четко сформулированными, но еще и актуальными. Они должны представлять интерес для научного мира, вносить что-то новое, а не просто служить подтверждением уже общеизвестных истин. Дипломная работа должна иметь научную ценность, именно тогда она будет удостоена высокого балла. Если у вас не получается самостоятельно справиться с подготовкой, то в этом случае вам всегда поможет наш учебный центр Питер Диплом.

Примеры объекта и предмета исследования в дипломной работе

Дипломная работа  по праву.

Объект исследования это общественные отношения в сфере государственного права.  

Предметом исследования являются проблемы и перспективы противодействия коррупции на или региональном  уровне государственной власти в Российской Федерации.

Диплом по менеджменту.

Объект исследования диплома - риски мини-отеля «Мечта».

Предмет исследования – система страхования рисков мини-отеля «Мечта».

Дипломная работа по экономике.

Объектом  исследования является ЗАО «Строительный трест».

Предметом исследования в  работе определено управление прибылью и рентабельность строительной организации  по данным формы бухгалтерской отчетности о финансовых результатах ЗАО «Строительный трест».

В качестве объекта исследования выбрано ООО «ГидроДетель».

Предмет исследования дипломного проекта – системный анализ капитала предприятия и мероприятия по формированию его рациональной структуры.

Диплом по психологии.

Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации людей, живущих с ВИЧ.

Объект исследования: люди, живущие с ВИЧ.

В следующей статье вы можете узнать как правильно определять цели и задачи диплома.

 

Похожие статьи:

LBL_NEWERNAME

Предыдущие статьи:

piterdiplom.com