Глаголы совершенного вида. Вид совершенный несовершенный глагол


как определять вид глагола? соверш. или несоверш?

соверш-это то что уже сделано, не соверш-то что будет, например -строить

совершенный-прошедшее время, несовершенный-будующее)))

задай ему вопрос. Если он ответит на вопрос "что сделать" - совершенный. Если - "что делать" - несовершенный

Вид – это признак глагола, выражающий некоторые особенности протекания описываемого им действия, такие как наличие указания на предел действия, начало или окончание действия, ограниченность его во времени, прерывистость и другие особенности. Различаются два вида глаголов, совершенный и несовершенный. Глаголы несовершенного вида описывают действие в его течении, без указания на его предел: решал, толстел, шумел, в отличие от глаголов совершенного вида, содержащих указание на оконченность действия или его части: решил, растолстел, зашумел. Большинство русских глаголов образуют видовые пары: встречать – встретить, решать – решить, толкать – толкнуть, писать – написать, лелеять – взлелеять, ночевать – переночевать, толстеть – растолстеть, брать – взять, говорить – сказать, садиться – сесть, отрезáть – отрéзать. Кроме того, существуют глаголы одновидовые, у которых нет соответствий в другом виде (сожалеть, заискивать и др. – только несовершенного вида, грянуть, хлынуть и др. – только совершенного вида) и двувидовые, у которых формы видов совпадают (женить, казнить, информировать) . Внутри видов существуют также различные подвиды, но далеко не все глаголы имеют все подвидовые формы. Кратный и некратный подвиды несовершенного вида Среди глаголов несовершенного вида выделяются небольшое количество глаголов, имеющих два подвида, кратный и некратный. Некратные глаголы выражают действие непрерывное, однонаправленное, в отличие от кратных, обозначающих действие разнонаправленное, либо прерывающееся, повторяющееся: бежать – бегать, брести – бродить, везти – возить, вести – водить, гнать – гонять, ехать – ездить, идти – ходить, катить – катать, лезть – лазить, лететь – летать, нести – носить, плыть – плавать, ползти – ползать, тащить – таскать. Я отнёс бы сюда же пары быть – бывать, видеть – видать / видывать, слышать – слыхать / слыхивать (садить – сажать? ) У остальных глаголов формы кратного и некратного подвидов совпадают. В английском языке глаголам кратного подвида соответствуют глаголы из группы времён Indefinite, а некратным – из Continuous. Сравните: Катя ходит в школу. – Kate goes to school. и Катя идёт в школу. – Kate is going to school. (причём вторая пара предложений, как русское, так и английское, могут передавать два смысла: "сейчас идёт" и "скоро идёт"). Одновидовые глаголы * сожалеть, заискивать * грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, очутиться, понадобиться Двувидовые глаголы * женить, казнить, обещать, стартовать, информировать, телеграфировать

Если отвечает на вопрос что делать? то несовершенный, а если что сделать? то совершенный

совершенный отвечает на вопрос что сделать,, что сделал, что сделает ( сказать) а несовершенный что делать, что делал, что делает, что будет делать (говорить)

совершоный это бля

Лицо глагола Единственное число Множественное число первое -аю, -ую, -яю -ем, -им второе -ешь, -ишь -ете, -ите третье -ет, -ит -ют, -ут, -ят, -ат Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола. 4.Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи. 5.В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом. Как определить лицо глагола? Алгоритм Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом. 1.Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек. 2.Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу. 3.Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица. 4.Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола. 5.Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола. Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола. Лицо глагола Единственное число Множественное число первое -аю, -ую, -яю -ем, -им второе -ешь, -ишь -ете, -ите третье -ет, -ит -ют, -ут, -ят, -ат Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола. 4.Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи. 5.В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматическо

Что сделать? - совершенный. Что делать? - несовершенный

Суки все сосите и идите нах

Если у гагола нет приставки ( Что делать? что делают?), то это вид НЕсовершенный ( чатает, читать, играет, играть...) Если у глагола есть приставка ( Что сделать? что сделает?), то это СОвершенный ( прочитать, зачитать...)

Инструкция 1 Все глаголы делятся на два вида. Для начала следует дать определение термину «вид». Вид представляет собой глагольную категорию, которая показывает, как происходит действие во времени, выражает отношение действия к его результату. Категорию вида в любой форме, имеют все глаголы русского языка. Как правило, глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. 2 Определение глаголов совершенного видаГлаголами совершенного вида называют глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» и обозначающие действие предмета, ограниченное по времени, законченность. Глаголы совершенного вида также обозначают действие, ко¬торое уже закончилось (или закончится), действие, которое сообщает о достижении результата (запомнить, прибежать), действие, которое уже началось или скоро начнется, (заговорить, забежать), единичное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы имеющие суффикс -ну). 3 Определение глаголов несовершенного видаГлаголами несовершенного вида называют глаголы, отвечающие на вопрос "что делать?" и обозначающие действие без указания итога, а также без ограничения его по времени, действие длительное или повторяющееся (писать, смотреть, говорить, сидеть, стоять). 4 Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют пары по виду. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие, одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: смотреть — просмотреть, писать — написать, строить — построить, бежать — прибежать.

touch.otvet.mail.ru

Время говорить по-русски::Урок 08::Сцена 01::Грамматический комментарий

Грамматический справочник

Может быть, вы уже заметили, что в русском языке при описании действия используются очень похожие, но все же неодинаковые глаголы. Эти глаголы обозначают одно действие, имеют одно лексическое значение – но они разные. Например:

Я писал письмо. Я написал письмо.Вы начинали смотреть фильм? Вы начали смотреть фильм?Друзья пили пиво. Друзья выпили пиво.

Какое отличие между ними? Это глаголы разных видов. Обычно глагол с одним лексическим значением в русском языке имеет две формы – несовершенного или совершенного вида (хотя в русском языке есть и особые глаголы).

Теперь, когда вы знаете, что в русском языке существует совершенный и несовершенный вид глагола, нужно ответить на два самых важных вопроса:

  1. Какие формальные признаки у обоих видов? Другими словами, как понять, какой глагол перед вами – совершенного или несовершенного вида?
  2. Когда, в какой ситуации вам нужно выбрать глагол одного вида, а когда – другого? Какие правила существуют в русском языке при выборе вида глагола?

ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

Главной, базовой, формой считают форму несовершенного вида – её вы найдете и в словаре. Глагол несовершенного вида обозначает собственно действие. От этой формы образуется форма совершенного вида разными способами.

  1. При помощи различных приставок
  2. При помощи разных суффиксов
  3. Путем использования совершенно другого слова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДОВ.

Использование глаголов несовершенного и совершенного вида для выражения повторяющихся действий, однократного и результативного действия.

Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.

Обратите внимание, что когда мы хотим сказать о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, но и включаем дополнительную информацию – включаем в предложения слова (обычно наречия), которые обозначают эту повторяемость: иногда, часто, регулярно, днём и др.

Ирина не любит готовить, она редко готовит.

Словосочетания со словом «каждый» – каждый день, каждое утро, каждый год и др., выражающие повторяемость, должны всегда стоять в винительном падеже (4).

Мы завтракаем каждый день утром в 8 часов.Родители звонят мне каждую неделю.

Когда мы говорим о действии, которое произошло однажды или один раз, но результат которого нам важен, актуален, – мы используем глаголы совершенного вида.

Я купила вкусный торт – вот он, давай его съедим!Друзья посмотрели новый фильм вчера – фильм им очень понравился.

Сравните:

Марина обычно не покупает вещи в магазине, а покупает их на рынке. Но сегодня она увидела на рынке красивое пальто и шляпу и купила их.

Игорь редко звонит мне домой так поздно, а вчера вечером он почему-то мне позвонил.

Вы уже знаете, что когда мы хотим сказать о том, что какой-то предмет кому-то принадлежит, то мы в русском языке используем притяжательные местоимения: мой, твой, его и т. д., например:

Это я. Этой мой дом.

Вот мой друг. Мы давно знаем его жену.

Здесь учатся студенты. Я покажу тебе их аудиторию.

Наряду с этими притяжательными местоимениями для указания принадлежности предмета лицу, которое выступает в роли субъекта в предложении, используется возвратно-притяжательное местоимение свой.

Местоимение свой изменяется по родам, падежам и числам точно так же, как притяжательные местоимения:

Обратите внимание! В сочетании с существительным в именительном падеже используются только притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш и т.п.), местоимение свой – никогда:

Это я, это мой друг. – друг – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)

Вчера к нам пришли в гости наши друзья. – друзья – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)

Возвратно-притяжательное местоимение свой используется, только если в предложении субъект действия и обладатель предмета совпадают.

Обратите внимание на разницу в значении предложений с притяжательными местоимениями и с возвратно-притяжательным местоимением свой:

Это Ве́ра и её маши́на.Она е́здит на рабо́ту на свое́й маши́не.Это Кири́лл и его́ маши́на.Он е́здит на рабо́ту на свое́й маши́не.

speak-russian.cie.ru

Глаголы совершенного вида

Категория вида в современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида.

 

Глаголы совершенного вида обозначают действие, ограниченное внутренним пределом.

 

Глаголы совершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-фактическое значение.

Указывает на единичное действие в его целостности: вошёл, написал, закричал.

  • — Я вошёл, старик читал газету в кресле…
  • (А. Н. Толстой)

2. Суммарное значение.

Указывает на целостность действия, объединённого общим результатом или целью; используются лексические показатели типа два раза, трижды, несколько раз и др.

  • Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно.
  • (А. И. Куприн)
  • Мама напекла много блинов.

3. Налично-результативное значение.

Главное — конечный результат действия: школьник пришёл, отец вернулся.

  • — Ты, наверно, озяб в своих танцевальных туфлях.
  • (В. А. Солоухин)

 

Грамматические особенности глаголов совершенного вида

1. В изъявительном наклонении глаголы совершенного вида будут иметь две формы — прошедшего времени и будущего времени. Форм настоящего времени у них нет! Объясняется это несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени.

 

2. Глаголы совершенного вида образуют синтетические формы будущего времени: посмотреть — посмотрю, сшить — сошью.

 

  • написать — написавший, написанный
  • рассказать — рассказавший, рассказанный

 

5. Не сочетаются с фазовыми глаголами: нача́ть — начинать, продо́лжить — продолжа́ть, ко́нчить — конча́ть.

 

6. Сочетаются со словами внезапности, имеющими темпоральное значение: вдруг, внезапно, неожиданно.

  • Неожиданно налетел ветер.

 

Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Виды глаголов: совершенный и несовершенный вид

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов ВидНеопределённая формаПрошедшее времяНастоящее времяБудущее время
НесовершенныйЧто делать?игратьЧто делал?игралЧто делаю?играюЧто буду делать?буду играть
СовершенныйЧто сделать?поигратьЧто сделал?поиграл-Что сделаю?поиграю

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:

сидеть, говорить, играть

Глаголы несовершенного вида имееют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно действие повторялось несколько раз и неизвестно был ли достигнут нужный результат

(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится

(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца

Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов.

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:

присесть, поговорить, прочитать

Глаголы совершенного вида имееют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось

(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

заговорил, заговорю

Образование видов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

  • Добавление приставки:

    писать - подписать, сидеть - досидеть

  • Отбрасыванием суффиксов, например:

    давать - дать, спасать - спасти

  • Заменой суффиксов, например:

    удваивать - удвоить, решать - решить, прыгать - прыгнуть

  • Заменой суффиксов и чередованием звуков в корне:

    прощать - простить, засыхать - засохнуть

Видовые пары глаголов

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

говорить - поговорить

читать - дочитать

решать - решить

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и тоже действие:

Несовершенный видСовершенный вид
брать ловить класть искать говорить взять поймать положить найти сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

засыпа́ть - засы́пать

разреза́ть - разре́зать

отреза́ть - отре́зать

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

naobumium.info

чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что СДЕЛАТЬ? Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что ДЕЛАТЬ?

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать? . Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть. Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало? подбежали, увидела, нашел, взошло. Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д. выйдут, куплю, доплывет, посчитаем. Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует. Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать? . Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать. Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало? бежали, прыгал, искала, заходило. Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д. загорают, строим, подтягивается, покупаю. Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д. будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать. У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать, а несовершенного вида что делать

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну). Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать). Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: что сделать?, а не совершенного вида что делать?

touch.otvet.mail.ru

Совершенный и несовершенный вид глагола

Грамматика русского языка → Виды глагола

Глаголы в русском языке имеют два вида - совершенный и несовершенный. В предложениях "Отец писал письмо" и "Отец написал письмо" глаголы обозначают одно и то же действие, но "писал"просто указывает, что действие происходило, а "написал" — что действие закончено, доведено до результата.Таким образом, глаголы "писал" и "написал", совпадая по лексическому значению, различаются по виду: "писал" — глагол несовершенного вида, "написал" — совершенного.

Что означают глаголы совершенного и несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида обозначают действие длительное, постоянное или повторяющееся, например: Он долго молчал; Река течёт на сёвер; Он ходит на работу пешком. С глаголаминесовершенного вида свободно сочетаются такие наречия, как «всегда», «долго», «обычно», «постоянно», «часто», указывающие ка отсутствие ограничений во времени, повторяемость.

Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, доведённое до результата или какого-нибудь предела, например: Я прочитал эту книгу; Ученики решили задачу; Сестра уехала вдеревню. Глаголы совершенного вида могут обозначать также действие, которое совершается один раз (однократное) (крикнуть, прыгнуть, толкнуть), или действие, которое началось (заговорить, закричать, запеть), которое продолжалось некоторое время и закончилось (поговорить, поработать, посидеть).

Два глагола, совпадающие по лексическому значению и различающиеся только по виду, образуют видовую пару: давать — дать, делать — сдёлать, готовить — приготовить, начинать — начать, решать — решить, уходить - уйти.

Наряду с глаголами, образующими видовые пары, встречаются так называемые одновидовые глаголы, имеющие или только форму несовершенного вида (быть, присутствовать, участвовать...), или только форму совершенного вила (понадобиться, закричать...).

Различия между несовершенным и совершенным видом проявляются и грамматически. Этo видно из следующей таблицы:

  Вид

  Настоящее

  Прошедшее

  Будущее

  Причастие настоящего времени

  Несовершенный

+

+

Сложное

+

  Совершенный

-

+

Простое

-

 

Таким образом, глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое.

 

polyidioms.narod.ru

Совершенный и несовершенный вид глагола

Вид глагола в русском языке является постоянной его грамматической категорией, так как обнаруживается во всех формах этой части речи. Эта же причина позволяет не относить его к предикативным категориям, так как он может реализоваться не только в роли сказуемого.

Вид глагола – это его непременный признак. Он принимает прямое участие в словообразовании данной части речи. Все лексемы со значением действия эта категория делит на две группы: совершенный и несовершенный вид глагола. Средства их выражения имеют свою специфику. Заключается она в том, что вид глагола определяется его основой, а не флексией. А это, в свою очередь, обусловливает тесную взаимосвязь лексического значения части речи с данной категорией.

То есть вид глагола – категория семантическая, номинативная. Она указывает на то, как действие, которое называет глагол, проходит во времени. Также она помогает различать смысл тех высказываний, которые состоят из одинаковых словоформ. Например: Было утро. Солнце всходило и было утро. Солнце взошло. С помощью вида здесь отражаются различные ситуации. В то же время эта категория является интерпретирующей. Это означает, что с ее помощью одно и то же событие может по-разному изображаться субъектом речи. Например: Катя не выполняла упражнение. Катя не выполнила упражнение. Общая ситуация здесь одинакова: наличие невыполненного упражнения. Однако вид глагола объясняет ее по-разному. Несовершенный указывает на то, что Катя и не пыталась выполнять упражнение, а совершенный говорит о том, что она не смогла его выполнить.

В современной литературе языковеды грамматическое значение этой категории чаще всего определяют посредством различия между целостностью действия и его пределом.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, называют действие предельное. То есть во времени оно достигает такого предела, после которого или прекращается, или переходит в следующую фазу. Например: Малыш впервые пошел и продолжает ходить. Дерево сгорело. Действия, которые называет совершенный вид глагола, уже случились или могут произойти независимо от протекания их во времени. К нему нельзя поставить вопрос об актуальном, настоящем: что происходит сейчас? В этом смысле действие, которое он называет, нельзя поделить на части, на факты и события, оно представляется целостным.

Глаголы, относящиеся к несовершенному виду, называют или предельными, то есть теми, которые имеют предел, но еще продолжаются во времени (он читает книгу), или же непредельными (принадлежать). Для этого вида актуален вопрос: что происходит сейчас? Он обладает свойством обозначать действие, развивающееся во времени, но также может обозначать и то, которое завершившилось в реальности.

В структуре предложения вид глагола вместе с другими средствами служит для характеристики высказывания. Его контекстные значения еще называют частными.

Глаголы, принадлежащие к совершенному виду, обозначают:

1) Повторение нескольких действий в конкретной ситуации. Например: Котенок то придавит мышь, то отпустит, то снова поймает.

2) Конкретные факты, которые происходят единожды. Например: Он прибежал, запыхавшись, схватил забытые вещи и выскочил из комнаты.

Глаголы, принадлежащие к несовершенному виду, обозначают:

1) Ситуации, отношение к которым постоянно. Например: Люблю Отчизну я!

2) Ситуации, которые повторяются много раз. Например: Укладывая детей спать, мама поет им песни.

Учитывая все, сказанное выше, можно дать следующее определение виду: это морфологическая, двойная, номинативно-объяснительная категория, которая обозначает различия в протекании любого действия. Выражается она противопоставлением значений двух видов – совершенного и несовершенного.

загрузка...

fjord12.ru