Урок русского языка по теме "Правописание производных предлогов". В продолжении романа появились новые герои новые сорта


Контрольная работа Вариант 1

Задание 1. Прочитайте следующий текст. Какому функциональному стилю он соответствует? Перепишите данный текст в официально-деловом стиле.

«Петербург, 13 августа, понедельник/73.

Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки запла­кали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров... Точно сон и дремота и меня все разбудить не могут. Отдох­нуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспре­рывной – вот что» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 1.М., 1986. С. 289).

Задание 2. Распределите слова по группам: /. [шн]булочник; 2. [шн]/[чн] копеечный; 3. [чн] задачник:

булочная, горчичник, Никитична, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, ночной, порядочный.

Задание 3. Расставьте ударение в словах. В затруд­нительных случаях обратитесь к словарям:

индустрия, каталог, озвучение, симметрия, процент, та­можня, щавель, электропривод, августовский, красивее, изба­лованный, премированный, вчистую, наверх, втридорога, зво­нить, принудить, убыстрить.

Задание 4. Перепишите предложения, вставляя про­пущенные буквы и раскрывая скобки:

1. Доклад не вызвал большого интереса (в) следстви... недостаточной подготовленности выступавшего. 2. (В) продол-жени... романа появились новые герои. 3. Новые сорта растений выводятся (в) течени... десятилетий. 4. (В) продолжени... учеб­ного года у нас проводились экскурсии по заводам города. 5. Сведения о личности автора мы нашли (в) заключени... статьи. 6. (В) течени... дороги мой спутник рассказывал о себе. 7. (В) те­чени... болезни наступил желанный перелом.

Задание 5. Просклоняйте числительные в сочетании с существительными:

шестьдесят пять процентов; сто сорок пять человек; тысяча двести пятьдесят килограмм; полтора килограмма; две пары сапог.

Задание 6. Образуйте родительный падеж множест­венного числа имен существительных:

ананасы, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины.

Задание 7. Объясните значение и употребление паро­нимов. Образуйте с каждым паронимом словосочетания:

Дипломник – дипломант. Жилищный – жилой. Реклама – рекламация. Ознакомить – познакомить. Сокрушенно – сокру­шительно. Понятный – понятливый.

Задание 8. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения иобразуйте словосочетания с данными словами:

аргументировать, бонус, грант, импульс, импонировать, паритет, ресурсы, трансформация, элементарный, эскалация.

Вариант 2

Задание 1. Прочитайте следующий текст. Какому функциональному стилю он соответствует? Перепишите данный текст в обиходно-разговорном стиле:

«С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот ин­формационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к издели­ям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно» (Официальное письмо-подтверждение).

Задание 2. Распределите слова по группам: 1. [шн] булочник; 2. [шн] /[чн] копеечный; 3. [чн] задачник:

Кузьминична, ночной, порядочный, пустячный, пушеч­ный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, ша­почный, яблочный, Саввична, яичница.

Задание 3. Расставьте ударение в словах. В затруд­нительных случаях обратитесь к словарям:

генезис, документ, заговор, квартал, крашение, марке­тинг, изведенный, одновременный, ремень, некролог, недоим­ка, обеспечение, новорожденный, никчемный, убеленный, ки­оскер, филер, филистер.

Задание 4. Перепишите предложения, вставляя про­пущенные буквы и раскрывая скобки:

1. (В) продолжени... часа не удалось пройти и километра. 2. Приходилось часто останавливаться (в) следстви... того, что мы заблудились. 3. (В) последстви... я часто вспоминал этот трудный путь. 4. (При) паличи... времени загляните ко мне. 5. (В) отличи... от предыдущего, этот студент говорил (на) протяжени... получаса живо и увлекательно. 6. (По) окончани,.. кон­ференции показали старый документальный фильм. 7. Имейте (в) виду, что практика продлится месяц.

Задание 5. Просклоняйте числительные в сочетании с именами существительными:

пятьдесят восемь процентов; сто шестьдесят три участ­ника; тысяча триста четыре килограмма; полторы тонны; две пары чулок.

Задание 6. Образуйте родительный надеж множест­венного числа имен существительных:

носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, иглы, карты, килограммы, яб­лони, ясли.

Задание 7. Объясните значение и употребление паро­нимов. Образуйте с каждым паронимом словосочетания:

Защитный – защитительный. Обосновать – основать. Поступок – проступок. Личный – личностный. Факт – фактор. Удачный – удачливый.

Задание 8. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения и образуйте словосочетания с данными словами:

агрессивный, холдинг, эквивалент, альтернатива, пари­ровать, автограф, адаптация, импозантный, дискуссия, имита­ция.

studfiles.net

Задание 13. Правописание производных предлогов, союзов, наречий

Формулировка задания: определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции. Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось. (И)ТАК, речевой этикет - явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения. В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ - в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения. В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.

Правильный ответ: итак, вместе.

Что следует знать для правильного выполнения задания

1. Правописание производных предлогов 2. Правописание союзов и омонимичных частей речи 3. Слитное и раздельное правописание наречий 4. Дефисное написание наречий 5. Правописание частиц

1. Правописание производных предлогов и омонимичных частей речи​

1) Различайте производные предлоги и существительные с непроизводным предлогом. Это просто - производный предлог можно заменить обычным (вследствие = из-за), существительное заменить предлогом невозможно (в следствие по делу вкралась ошибка).

В ТЕЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИИ
Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА? Идущее за ним существительное имеет значение времени. Между непроизводным предлогом В и именем существительным в предложном падеже ТЕЧЕНИИ можно вставить имя прилагательное или причастие. Как правило, речь идёт о воде или болезни.
(Как долго?) В течение всего года усердно занимался. (Когда?) В течение лета прочитал много книг. В течении реки много поворотов. - В нижнем (быстром) течении реки много поворотов. Неожиданные изменения произошли в течении болезни. - Неожиданные изменения произошли в пристально изучаемом течении болезни.

 

В ПРОДОЛЖЕНИЕ В ПРОДОЛЖЕНИИ
Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА? Идущее за ним существительное имеет значение времени. Между непроизводным предлогом В и существительным в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИ можно вставить имя прилагательное или причастие.
(Как долго?) В продолжение месяца ремонтировали дом. (Как долго?) В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара. Новые персонажи появились в продолжении романа. - Новые персонажи появились в долгожданном продолжении романа.

 

ВСЛЕДСТВИЕ, (= ИЗ-ЗА) В СЛЕДСТВИЕ, В СЛЕДСТВИИ
Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, его можно заменить непроизводным предлогом ИЗ-ЗА, он указывает на причину, отвечает на вопрос ПОЧЕМУ? Между непроизводным предлогом В и существительным СЛЕДСТВИЕ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное или причастие.
(Почему?) Вследствие (=ИЗ-ЗА) болезни остался дома. Запомните стихотворную подсказку: ВСЛЕДСТВИЕ - «из-за» — ясно вполне: Слитно всё напишем, конечная Е. В следствии по делу о хищении выяснилось много новых фактов. - В нашумевшем (небезызвестном) следствии по делу о хищении выяснилось много новых фактов. В вследствие по делу о хищении вкралась ошибка. - В проведенное следствие по делу о хищении вкралась ошибка.

Примечание:

Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ (пишется в одно слово, на конце Е) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ (пишется в одно слово, на конце ИИ): ВПОСЛЕДСТВИИ = ПОТОМ Впоследствии (=ПОТОМ) он не раз вспоминал о школе. - Вследствие (-из-за) сломанной руки я подолгу не мог посещать школу.

Подсказка:

Впоследствии словом «потом» замени: В - всегда слитно, конечная - И.  

НАВСТРЕЧУ (= К) НА ВСТРЕЧУ С
Производный предлог НАВСТРЕЧУ пишется в одно слово, имеет значение «в мою сторону», его можно заменить непроизводным предлогом К. Между непроизводным предлогом НА и существительным ВСТРЕЧУ можно вставить имя прилагательное, при этом при существительном ВСТРЕЧА обязательно должен быть ещё и непроизводный предлог С:
Навстречу мне (= ко мне; в мою сторону) шёл директор школы. Я решил выйти навстречу гостям (= к гостям). Я всё-таки решил пойти на встречу с друзьями. - Я всё-таки решил пойти на долгожданную (запланированную) встречу с друзьями.

 

ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ) ИМЕТЬ В ВИДУ
Производный предлог ВВИДУ пишется в одно слово, его можно заменить непроизводным предлогом ИЗ-ЗА или производным предлогом ПО ПРИЧИНЕ Устойчивое выражение ИМЕТЬ В ВИДУ пишется в три слова.
Ввиду (-из-за) дождя экскурсия не состоялась. Что ты имел в виду, говоря слово «завуалировано»?

Примечание: От производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и заменяется непроизводным предлогом ИЗ-ЗА, следует отличать производный предлог В ВИДЕ, который пишется в два слова: ВВИДУ (=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ чего-либо Примеры: Ей подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения.  

НАСЧЁТ (=0, ОБ) НА СЧЁТ
Производный предлог НАСЧЁТ пишется слитно и может быть заменён непроизводным предлогом ОБ (О). Между непроизводным предлогом НА и именем существительным СЧЁТ можно вставить имя прилагательное.
Мы договорились насчёт (=об) экскурсии. Деньги поступили на счёт Фонда мира. -Деньги поступили на всем известный счёт Фонда мира.

Примечание: От производного предлога НАСЧЁТ, который пишется в одно слово и заменяется непроизводным предлогом О, ОБ, следует отличать производный предлог ЗА СЧЁТ, который пишется в два слова и может быть заменён производным предлогом БЛАГОДАРЯ. НАСЧЁТ (= ОБ) - ЗА СЧЁТ (=БЛАГОДАРЯ) Примеры Если Вам необходимо позвонить, а на счету ноль, воспользуйтесь услугой «Звонок за счёт друга».  

НАПОДОБИЕ (= вроде) НА ПОДОБИЕ
Производный предлог НАПОДОБИЕ пишется в одно слово и может быть заменён производным предлогом ВРОДЕ. НА ПОДОБИЕ пишется в два слова, когда речь идёт о геометрическом термине.
Мы соорудили что-то наподобие (=вроде) шалаша.

На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольников (= на подобные треугольники).

 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце, когда имеет значение «ЗАВЕРШАЯ», «В ИТОГЕ», «ПОД КОНЕЦ». Между непроизводным предлогом В и именем существительным ЗАКЛЮЧЕНИИ можно вставить имя прилагательное.

В заключение (= под конец) своего трудового договора. В заключение я хочу сделать вывод.

В заключении он пробыл шесть лет. - В строгом заключении он пробыл шесть лет.

В заключении доклада хочется подытожить сказанное. - В долгожданном заключении доклада хочется подытожить сказанное.

В заключении работы я хочу сделать вывод. - В самом заключении работы я хочу сделать вывод.

Запомните:

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова: в связи с отъездом. 2. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце: В отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки. 3. Производный предлог ВСЛЕД пишется в одно слово и может быть заменён непроизводным предлогом ЗА: Вслед за мной шли мои одноклассники. 4. Запомни правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно: ПОСЕРЕДИНЕ комнаты ВБЛИЗИ памятника ВМЕСТО сестры 5. Производный предлог НА ПРОТЯЖЕНИИ пишется раздельно, в два слова: На протяжении всего пути молчали.

Различайте:

НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА (= хотя) НЕ СМОТРЯ, НЕ ВЗИРАЯ
производный предлог деепричастие 

Пошли в городу несмотря на дождь. - Пошли в город, хотя был дождь.

Несмотря на конец сентября, солнце жгло невыносимо. - Хотя был конец сентября, солнце жгло невыносимо.

Шел (как?), не смотря (=не глядя) на прохожих, и думал о чём-то своём.

Играл (как?), не смотря (— не глядя) на клавиши, и этим поражал всех присутствующих.

2. Правописание союзов и омонимичных частей речи

Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЁМ, И ТАК, ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место, либо между этими двумя компонентами вставить другое слово.  

ЧТОБЫ (союз)  ЧТО БЫ (местоимение с частицей)
Я зашёл, чтобы обсудить с тобой эту проблему. Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом
1) БЫ нельзя убрать из предложения или переставить в другую часть предложения. 2) Простой союз ЧТОБЫ можно заменить синонимичными составными союзами: ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ С ТЕМ ЧТОБЫ Я зашёл, чтобы обсудить с тобой эту проблему. = Я зашёл, для того чтобы обсудить с тобой эту проблему. 1) БЫ можно убрать из предложения или переставить в другую часть предложения: Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом. - Я спросил, что мне прочитать об этом. - Я спросил, что мне бы прочитать об этом.

2) Местоимение ЧТО можно наполнить содержанием, заменить именем сушествительным: Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом. - Я спросил, какую книгу (газету, журнал) мне ещё прочитать об этом.

 

ТОЖЕ, ТАКЖЕ (союзы) ТО ЖЕ (местоимение с частицей) ТАК ЖЕ (наречие с частицей)
Я тоже прочитал этот рассказ. Я также прочитал эту повесть. Я писал то же сочинение, что и она. Сегодня на улице так же ветрено, как и вчера.
1) ЖЕ нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. 2) Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, поставив этот союз в начало предложения: ТОЖЕ = И, ТАКЖЕ = И. Я тоже прочитал этот рассказ. - И я прочитал этот рассказ. Частицу ЖЕ можно отбросить или переставить в другое место без искажения смысла предложения: Я писал то же сочинение, что и она. - Я же писал то сочинение, что и она. - Я писал то сочинение, что и она.

Если присутствует слово «самое» или его можно подставить; То же самое сказал и преподаватель.

 Примечание:  К местоимению ТО и наречию ТАК можно задать вопрос: сочинение (какое?) то, ветрено (как?) так.  Местоимение ТО можно заменить местоимением ЭТО:  Я писал то же сочинение, что и она. - Я писал это же сочинение, что и она.

 Наречию ТАК обычно соответствует слово КАК в предложении:  ТАК ЖЕ...., КАК ...

Подсказка:ТАК ЖЕ раздельно пишет всяк, Если дальше слово КАК.

Запомните правописание следующих устойчивых сочетаний слов: ТО ЖЕ..., ЧТО  

ТО ЖЕ САМОЕ

ОДНО И ТО ЖЕ

ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК

ВСЁ ТАК ЖЕ

ВСЁ ТО ЖЕ

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ  

ЗАТО (союз)  ЗА ТО (местоимение с предлогом)
Встретиться никак не удавалось, зато письма писали часто. Благодарю вас за то любезное приглашение. Не берись за то, что тебе не по силам.
Союз ЗАТО можно заменить союзом НО: ЗАТО=НО Встретиться никак не удавалось, зато письма писали часто. - Встретиться никак не удавалось, но письма писали часто.

Местоимение ТО легко заменить именем существительным, прилагательным или наречием: 

Благодарю вас за то любезное приглашение. - Благодарю вас за слишком любезное приглашение.  Не берись за то, что тебе не по силам. = Не берись за дело, что тебе не по силам.

 

ПРИТОМ, ПРИЧЁМ (союзы)  ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЁМ (предлог с местоимением)
Союзы ПРИЧЁМ, ПРИТОМ имеют присоединительное значение «К ТОМУ ЖЕ», «ВМЕСТЕ С ТЕМ»

ПРИ ЧЁМ пишется раздельно в вопросе или в ответе.

ПРИ ТОМ пишется раздельно, если указательное местоимение ТОМ по смыслу можно заменить именем прилагательным.

Нам выдали новые пособия, причём (=вместе с тем) предупредили, что их надо возвратить в конце года.  Работа шла успешно, притом (= к тому же) быстро.

При чём здесь Петров? - Ни при чём.

При том доме есть пристройка. = При старом доме есть пристройка.

 

ИТАК (союз)  И ТАК (наречие с союзом)
Союз ИТАК пишется слитно, употребляется в качестве вводного слова в значении «ПОДВОДЯ ИТОГ», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО». Вводное слово ИТАК присоединяет предложение, которое содержит вывод, заключение. Наречие ТАК = очень, настолько
Итак (= следовательно), начнём урок. Итак (=подводя итог), какой вывод мы сделаем. Итак (= подводя итог), образ Кутузова является символом жизненной мудрости. Мы устали и так (как? в какой степени? = очень) замерзли, что решили вернуться.

 

ОТТОГО (союз) = так как, потому что  ОТ ТОГО (предлог с местоимением)
 Союз ОТТОГО имеет значение причины Местоимение с предлогом ОТ ТОГО легко заменяется сочетанием существительного с предлогом
Неудачи происходят оттого, что (= так как) не все достаточно серьёзно относятся к работе. От того (= от поступка), что он сделает, зависит многое.

 

www.tetradka.ru

как правильно пишется "в продолжении книги введены новые герои" или "в продолжение книги введены новые герои"?

Первый вариант

в продолжении книги

Мне кажется, тут можно по смыслу смотреть. 1) Введены во что? - в продолжениЕ. 2) Введены где? - в продолжениИ, а не где-то еще. Вопрос интересный:)

ух ты, все говорят разные варианты )) я думаю, что "Е"

touch.otvet.mail.ru

Урок русского языка по теме "Правописание производных предлогов"

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;
  • формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
  • работа по формированию речевой компетенции в употреблении произодных предлогов.

Оборудование: Используются таблица и рифмованные алгоритмы Т. Я. Фроловой г. Симферополь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати.

Итак, мы начинаем…

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

– Как звучит тема нашего урока? (Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие).

– А какие предлоги называются производными?

(Производными называются предлоги, от самостоятельных частей речи: наречий, существительных, деепричастий)

– Обратимся к таблице (рисунок 1). В чем, по-вашему мнению, заключается сложность в правописании данных производных предлогов?

(Нужно отличать производные предлоги от созвучных сочетаний существительных с предлогом)

– Это и есть основная цель сегодняшнего урока.

3. Объяснение нового материала.

Работа с таблицей.

– В чем отличие в написании предлогов и существительных?

(Производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение отличаются от созвучных сочетаний существительных с предлогом только конечной –е).

– Как же нам научиться различать эти омонимичные формы? Обратимся к сочетаниям существительных с предлогами. Какова начальная форма этого сочетания? Докажите, что перед нами именно существительные с предлогом.

(Течение реки. Можно задать смысловой вопрос и можно вставить между предлогом и существительным прилагательное. Например: в (быстром) течении (чего?) реки;

в (скором) продолжении (чего?) книги; в (квалифицированном) заключении (кого?) специалиста).

– Теперь обратимся к производным предлогам. Скажите, зачем здесь нарисован будильник? Может быть, затем, чтобы указать на то, что предлоги в течение, в продолжение, в заключение имеют временное значение и отвечают на вопросы как долго? когда?

Рисунок 1

  1. В течении… дня шел дождь. Образец рассуждения: можно задать вопрос как долго? Значит, в течение – производный предлог и на конце – Е

    Быстрая в течении… река. Образец рассуждения: быстрая (в чем?) в течении – это существительное и, значит, на конце – И.

  1. В заключени… выступления он привел важные факты. Образец рассуждения: он привел важные факты (когда?) в заключение выступления. Значит, в заключение – производный предлог и на конце пишем – Е

    В заключени… медицинской комиссии рекомендации по проведению лечения. Обр. рассуждения: (В чем?) в заключении (чего?) комиссии; В (окончательном) заключении комиссии. Следовательно, в данном предложении в заключении – существительное и конечное – И.

– Ребята, хорошим подспорьем вам послужит рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение Нам говорят о движении времени. Спроси: как долго? или когда? В конце пишем е и раздельно всегда.

– Ребята, обратимся снова к таблице. Какой производный предлог, заявленный в теме, мы обошли вниманием?

(предлог вследствие)

– Верно. Что вы можете сказать о значении этого предлога и его написании?

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вследствие непогоды (из-за непогоды)

– Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

(В)следствии… снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие- предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: (В)следствии… по делу допущено ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.

Вследствие – из-за, ясно вполне: слитно напишем, конечная – е.

4. Закрепление.

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим»

Задание: списать предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

  1. Шли по долине в течени… целого дня.
  2. В течении… реки следует опасаться водоворотов.
  3. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .
  4. Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
  5. В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
  6. В продолжени… романа появляются новые герои.
  7. В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
  8. В быстром течени… реки мелькнула лодка.
  9. (В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

Выборочное списывание

Задание:

  • I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.
  • II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.

Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания.

(Предложения можно спроецировать на доску с помощью графопроектора или учащиеся получают индивидуальную карточку)

  1. В продолжени… двух дней мои дела продвинулись (М. Лермонтов).
  2. (В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.
  3. Он участвовал (в)следтви… о подж…ге как свидетель.
  4. В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
  5. В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
  6. Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.

5. Употребление производных предлогов в речи

– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:Директору транспортной конторыПрошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

Корректировка текста.

– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?

(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).

Создание собственного текста.

(Работа в группах)

– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Январь в Белгороде»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Вариант созданного текста.

Из сводки погоды

В Белгороде в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

6. Итог урока:

– Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке и на карточках, которые лежат перед вами, написали примеры словосочетаний, где бы омонимичные словоформы являлись производными предлогами и сочетаниями существительных с предлогом.

Вы обратили внимание на то, что карточки у вас разных цветов (синие, зеленые, розовые), так что свои ответы можете написать на карточке понравившегося вам цвета.

7. Домашнее задание.

Литература:

  1. Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. Симферополь, 2005.
  2. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок II часть. Симферополь «Таврида», 2006.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка "Слитное и раздельное написание производных предлогов". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.

Задачи:

  • Обучающие:– научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; – научить правильно писать производные предлоги; – устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных; – обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
  • Развивающие:
  • Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
  • Воспитательные:
  • Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
  • Коррекционные:
  • Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Методы обучения:

Репродуктивный (для формирования ЗУН. Знать правила слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных.Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи. Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Организационный момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Вступительное слово учителя.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?

(Предл. пад.)

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

(Вин. пад.)

(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)

Предлагаю вам превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев выделенные слова, сопоставив их, сказать, что общего между ними и в чем разница.

Сущ. Вин. пад.

В течение реки попало бревно.

Предлог.

В течение часа мы с интересом слушали лекцию профессора.

В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.

Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Запишите тему урока: “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?

Вспомните, что такое предлог?

Какие бывают предлоги?

Какие предлоги мы называем производными?

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.

Различайте!

Производные предлоги Существительные

Вин. пад.

Попал (куда? во что?) в течение реки.

Изменения произошли (где? в чем?) в течении реки. (Обозначают место.)

Ввести новых героев (куда? во что?) в продолжение романа.

Мы узнаем о судьбе героя (где? в чем?) в продолжении романа. (Обозначают место.)

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.

Теперь потренируемся.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

  1. А там, (в)течени… реки, Где воды были глубоки, (В)течени… недели Образовались мели.
  2. А (в)продолжени… романа Пройдет рассказ о дальних странах, Где (в)продолжени… трех лет Скитался сосланный поэт.

А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.

Различайте!

Производный предлог Существительное
Вследствие – из-за

(обозначает причину)

Вследствие болезни.

Не пришел (почему? по какой причине?) вследствие болезни.

Предл. пад.

Допущена ошибка (в чем? где?) в следствии.

(Во что? куда?) В следствие включились самые опытные специалисты.

 

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.

Теперь потренируемся.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.

Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение, вследствие.

“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии”.

Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии.

Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)

1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель.

2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.

3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.

4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.

5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.

6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.

Ответ.

  1. Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
  2. Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.
  3. В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.
  4. Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
  5. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.
  6. Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.

I. Я вижу, что вы немного устали, сядьте поудобнее, закройте глазки, откройте, посмотрите вверх, вправо, влево, закройте, откройте, посмотрите на экран. Что вы видите на экране?

II. Отдохнули немного, а теперь поиграем в корректора.

Игра “Корректор”.

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)

Итоговое задание тест “Проверь себя”.

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

  1. На месте точек пишется и: А. идти в течени… дня Б. вследстви… невниманияВ. в течени… реки порогиГ. занимался в продолжени… года
  2. На месте точек пишется е: А. эти герои действуют в продолжени… романа Б. трудно отыскать ошибку в следстви… В. вспомнили об этом впоследстви…Г. смотрел на него в течени… минуты
  3. Пишется слитно: А. (в) течение получаса Б. (в) продолжение дняВ. (в)следствие засухиГ. (в)следствии допущена ошибка
  4. Пишется слитно:А. обнаружить (в)последствии недочетБ. включить (в)следствие В. (в)течение многих лет Г. (в)продолжении романа

1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.

Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?

Подведение итогов:

  1. О чем мы сегодня говорили?
  2. Что нового узнали?
  3. Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?
  4. Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с предлогом в следстви(е) и от наречия впоследствии?

Домашнее задание на выбор:

1-й вариант – списать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы:

1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша. 2. (В)продолжени… книги мы встречаемся со знакомыми героями. 3. Повторять изученное надо (в)продолжени… всего учебного года. 4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное течение. 5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки. 6. В своем течени… река Тьмака делает значительные изгибы.

2-й вариант – составить предложения, употребив слова в течение – в течении, вследствие – в следствии, в продолжение – в продолжении, впоследствии.

3-й вариант – творческое задание: написать эссе:

Вставьте пропущенные буквы в предложения и определите слитное или раздельное написание, объяснив свой выбор.

(В)течени… целого месяца они не разговаривали друг с другом. – (В)течени… реки много поворотов.

В первом предложении в течение – производный предлог с временным значением, поэтому на конце я пишу е.

Во втором предложении слово течение является существительным, которое употреблено в форме предложного падежа. Поэтому на конце я пишу и.

Напишите эссе по образцу на темы, данные ниже. Какие буквы надо вставить в данные блоки предложений? Аргументируйте свой ответ.

  1. В продолжени… лета шли дожди. – (В)продолжени.. романа появились новые герои. Есть необходимость (в)продолжени… этой повести.
  2. (В)следстви… по делу о краже появились новые свидетели. – (В)следстви… по делу об ограблении внесены новые факты. – (В)следстви… проливных дождей дорогу размыло.

Литература:

  1.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений, Москва “Просвещение”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

В ( во) Из –за

Правописание производных предлогов.

Простые Сложные Производные

Слитно

Производные

Раздельно

В ( во) Из –за Ввиду ( из- за) В виде
Для Из – под Вследствие В виду ( деревни )
До По – над Вроде В силу
За Наподобие В течение
Из Насчёт ( о ) В продолжение
К Вместо В заключение
На Наряду В отличие
Над Сверх Во избежание
О ( об ) Вблизи В соответствии
От Внизу По возвращении
Под Навстречу По завершении
Перед (передо) Сбоку По истечении
При Невзирая на За счёт
У Несмотря на За исключением
Без По мере
По На протяжении
через
№п\п Предлоги №п\п Существительные
1. В течение (=о времени)

В продолжение ( =о времени)

В течение ( в продолжение) недели он болел.

1. В течении реки много порогов.

В продолжении романа появились новые герои. В продолжение романа введены новые герои.

2. В заключение (= под конец ) доклада… (= в итоге) 2. Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости.
3. Вследствие ( =из-за) засухи река обмелела. 3. В следствии по делу о хищении вкралась ошибка. В следствие попали новые факты.
4. Соорудили что – то вроде плота.

Соорудили что – то наподобие плота.

Вроде = наподобие =типа

4. Согласовать в роде, числе и падеже.

Обратить внимание на подобие фигур.

5. Договорились насчёт похода.

Насчёт = о

5. Деньги поступили на счёт школы.
6. Ввиду дождливой погоды поход отменили. Ввиду = из - за 6. Иметь в виду -ВСЕГДА РАЗДЕЛЬНО!

Мы расположились в виду деревни.

7. Шёл навстречу (кому?) другу. 6. Шёл на встречу (с кем?) с другом.

Шёл (куда?) навстречу - наречие

Предлоги Деепричастия
1. Несмотря на

Пошли в поход, несмотря на непогоду.

( =хотя была непогода, =вопреки плохой погоде )

1. Не смотря = не смотрел

Шёл, не смотря себе под ноги.

(=и не смотрел)

2. Благодаря обилию дождей, рассада стала набирать силу.

Благодаря = из - за

2. Он встал, благодаря слушателей за внимание.

(встал и поблагодарил )

lib.znaimo.com.ua