Metodika_1-50 / 31. Изложение, виды изложений, методика их проведений. В изложение


Как написать изложение по русскому языку? Как написать сжатое изложение?

В принципе, о том, как написать изложение, весьма подробно рассказывают ученикам в школе, на уроках, перед тем как дать такое задание. Но не всем бывает понятно объяснение с первого раза. Так что следует рассказать обо всех принципах написания сжатого изложения во всех подробностях.

Суть работы

Начать стоит с определения. Изложение – это, по сути, письменный пересказ определенного текста своими словами. Сейчас это уже называется рерайтом (и многим школьникам, к сожалению, ближе именно это слово). Оно бывает повествовательным, описательным и рассудительным. В принципе, классификация здесь такая же, как и в случае с сочинением. И основная суть работы – передать смысл текста, пусть и в сокращенном варианте. Наоборот, сжатые тексты очень ценятся. Но главное, чтобы суть изначального произведения не изменилась. И именно это у многих вызывает сложность. Из-за такой проблемы многие и задумываются: а как написать изложение? 9 класс, 11-й или 7-й - где бы ни учился школьник, у него может возникнуть данный вопрос. К сожалению, немалое количество школьников страдает невнимательностью и плохой памятью. Они могут не уловить каких-то важных деталей, наличие которых в тексте необходимо. Или, что ещё хуже, не понять смысл произведения в принципе. Но это всё не страшно: с каждой проблемой можно справиться, и написание изложения перестанет казаться чем-то сложным.

Как написать изложение повествовательного характера?

Этот тип работы называется еще сюжетным изложением. И он считается наиболее простым. Потому что в качестве базы для изложения используется текст, в котором рассказывается о каких-то событиях, о городах, странах или о жизни определенной личности. Может, об отдельном роде деятельности. Например, в качестве диктуемого текста преподаватель имеет право выбрать рассказ о профессии инженера. Или историю Москвы, Севастополя, Мюнхена, Рима, да вообще любого города.

Итак, первое, что нужно усвоить любому школьнику, – во время прослушивания текста надо быть максимально сосредоточенным. И пока педагог зачитывает произведение, ученик должен определить его характер. Текст может быть как чисто информативным, так и художественным. Соответственно, заданному стилю и нужно будет следовать при написании своего пересказа.

Второе – надо запоминать события. Что произошло, где, при каких обстоятельствах, почему – на все это в тексте есть ответы. И нужно во время прослушивания, в уме, подставлять эти вопросы под зачитываемое произведение. Так намного проще усваивается текст. К тому же так получается выстроить у себя в голове последовательность, цепочку, которой и будет следовать ученик во время написания пересказа.

Типичные ошибки

Многие школьники, задумываясь о том, как написать изложение, на самом деле размышляют немного о другом. Если быть точнее, о том, как бы не допустить ошибку. И правильно. Потому что ошибки допускают многие.

Одна из наиболее распространенных заключается в следующем: ученик цепляется за единственный запомнившийся факт из озвученного текста и пытается, как говорится, раздуть из этого свой пересказ. И пока он сосредоточенно пишет, всё остальное запомнившееся медленно растворяется в памяти. Лучше делать так: сделать наброски в виде плана, в которых будут основные ключевые слова или фразы, по которым потом ученик спокойно восстановит весь текст.

Еще одна ошибка – многие, набрасывая план, стараются сразу придать тексту художественности, вписывая красивые речевые обороты, цитаты и т. д. Это можно отложить на потом – лучше в это время выписать имена действующих героев, даты, точные названия мест действий и другие важные нюансы. Это будет более практично.

Описание

Теперь – пара слов о том, как написать изложение описательного характера. Большинству данный тип работы кажется наиболее сложным. И в принципе, можно понять почему. Потому что в тексте описательного характера кроется огромное количество деталей. Если ученикам предстоит пересказать портретное эссе, то им нужно запомнить практически все: цвет глаз главного героя, их прищур, оттенок волос, а также какие они – кудрявые, прямые или, может, слегка вьющиеся? Родинка на правой щеке, шрам, добавляющий оригинальности и загадочности, горделивая осанка, задумчивый взгляд – именно такими оборотами любят “сыпать” авторы подобных текстов. И всё это предстоит пересказать в своем изложении ученику.

И как написать изложение по русскому языку такого характера? Многие советуют по ходу прочтения текста представлять у себя в уме портрет (пейзаж, обстановку, смотря что будет в центре сюжета), а потом описывать это в пересказе. Своеобразная визуализация, можно сказать.

Кстати, иногда ученика может выручить его же эрудиция. К примеру, если в тексте речь шла про коллекцию книг, марок или про какой-либо город, об истории которого он неплохо осведомлен, а память подвела, то можно просто вставить несколько предложений, выбрав информацию из копилки собственных знаний.

Рассуждение

Последний тип, о котором стоит рассказать. Как хорошо написать изложение-рассуждение? В принципе, просто. Главное - соблюдать несколько простых правил. Во-первых, надо уметь думать. Слушая текст, надо задавать по ходу его озвучивания вопросы себе самому. Почему это происходит? Где? Что может произойти? По каким причинам? Каково будет следствие? Вопросов может быть неограниченное количество. Тем более лучше, если их будет больше. Ученик сам себя сильнее заинтересует и настроится искать ответы на заданные себе же вопросы.

Еще желательно успевать по ходу прослушивания выделять в самом тексте определенные компоненты рассуждения. И обязательно уточнить основную мысль, которую хотел передать автор. Даже если в процессе написания ученик забудет часть деталей, но будет помнить главную суть, завершить изложение получится. Ведь, как говорится, главное - начать и закончить, а в остальном можно и импровизировать.

А еще стоит постараться запомнить несколько аргументов, которые привел сам автор текста. Потом ученик либо впишет их в свой пересказ, либо они станут основой для его рассуждений. Вот что нужно обязательно запомнить школьнику, если он задумывается о том, как хорошо написать изложение.

Краткость – сестра таланта

И это верное утверждение. Потому что не у всех получается коротко, но ёмко передать суть чего-либо. А это надо бы уметь. Потому что в школах часто дают задание, суть которого заключается в написании сжатого изложения.

Если ученик умеет расставлять логические акценты, неплохо рассуждает и употребляет различные речевые фигуры, это хорошо. Но как написать сжатое изложение, если программа того требует?

Тут существует только одно правило - надо выделить самое главное в тексте и отбросить второстепенное. Не стоит перенасыщать свой пересказ ненужными деталями и подробностями. Только основная суть. Ученик может представить, что он пишет не пересказ, а новость, как публицист. А каково её главное предназначение? Чтобы человек быстро прочитал её и понял, что случилось. Тут то же самое. Вот, в принципе, и ответ на вопрос о том, как написать сжатое изложение.

Как слушать текст в первый раз?

Пожалуй, об этом тоже стоит сказать пару слов. Эта тема имеет непосредственное отношение к советам касательно того, как написать изложение по русскому языку грамотно.

Во время первого прочтения необходимо сконцентрироваться на содержании и постараться выделить из услышанного все самое главное. И желательно поделить текст на логические части. Еще важно определить смысл и тему произведения.

Как только педагог закончит читать, стоит набросать в черновике план. И определить специфические особенности структуры текста и его композиции. Если это повествование, например, важно уловить, где начинается завязка, где – кульминация и в каком месте развязка.

Второе прослушивание

Слушать второй раз текст надо не менее внимательно. Следует конкретизировать свои первые впечатления и исправить самого себя. Если недочетов нет, то можно почерпнуть ещё несколько подробностей. И уже после второго прослушивания можно приступать к набрасыванию чернового варианта пересказа. В ходе этого процесса ученик уже поймет, что ему стоит писать в чистовом варианте и как. Написать изложение по русскому несложно, только надо следовать этим рекомендациям. Ведь они действительно всё упрощают.

Работа с чистовым вариантом

Самый последний этап – это чистка черновика. Из набросков нужно полностью убрать несущественную информацию. То есть ту, без которой текст не потеряет своего смысла. Также стоит перечитать написанное от начала до конца и, если требуется, перестроить предложения. И заменить повторяющиеся часто слова на синонимы. Так текст не будет выглядеть перегруженным. А если изложение должно быть сжатым, а не стандартным, то придется еще исключить из текста детали с подробностями. Единичные и конкретные явления – обобщить, в свою очередь.

В принципе, это всё, что нужно знать ученику, которого волнует вопрос о том, как правильно написать изложение. Достаточно следовать вышеупомянутым рекомендациям, и все получится.

fb.ru

чем отличается от сочинения, как составлять план

Изложение – наиболее частая форма тестирования по русскому языку. О том, что такое изложение и как его писать, мы подробно расскажем в статье.

Перед переходом к практической части необходимо определиться с тем, что значит излагать. Излагать – это объяснять, толковать как устно, так и письменно информацию, которая была прочитана или услышана.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Что такое изложение

Изложение – это пересказ текста, прочитанного или прослушанного при помощи аудиозаписи. Наиболее распространенная форма – письменное изложение, так как она позволяет проверить не только степень натренированности памяти, но и правильность написания (без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

Изложение – это не только воспроизведение текста, но и тренировка стиля речи, правильности изложения событий, понимание главной мысли автора, которую он хотел донести до читателя.

Какие существуют виды?

Краткое изложение – такая форма, которая предусматривает наиболее краткий пересказ, но в то же время с сохранением основных мыслей.

Подробное требует от ученика описания всего того, что он запомнил, до мельчайших подробностей. Это вид помогает развивать красоту речи и ее полноту. Повествование – главная роль заключается в описании событий в том порядке, который был в источнике.

Чем отличается изложение от сочинения?

Часто путают этот вид работы и сочинение. Запомните: это два различных способа написания мыслей. Первый вид направлен на грамотный и полноценный пересказ прочитанного или прослушанного текста. Сочинение – это лично ваши мысли и мысли ребенка, его видение той или иной проблемы. Оно не имеет ограничений по количеству слов, да и форма письма разнообразна.

Важно! Памятка, разработанная специально для облегчения написания, поможет гораздо быстрее научиться грамотно излагать содержание.

Если ваш ребенок готовится впервые писать такую работу, прежде чем начать, убедите его в том, что он сможет справиться со всеми поставленными задачами. Как показывает практика, школьники получают отрицательные оценки по данному типу работ именно по причине рассеянности.

Затем начинайте прочтение или прослушивание текста и приступайте к составлению плана.

Как составить план

После того как текст будет прочитан или прослушан ребенком, ему понадобится систематизировать свои воспоминания, которые касаются текста. План поможет справиться с этим.Он выступает в качестве основного элемента.

Мысленно разбейте услышанное на три части:

  • вступительную;
  • основную;
  • заключительную.

Это поможет правильно выстроить события и быстрее вспомнить текст. В ходе повторного прочтения или прослушивания определите для себя наиболее запоминающие слова (например на границе взаимодействия составляющих частей), которые также могут указывать на героев, их поступки и главную идею.

Дальнейшие действия

После того, как план изложения составлен, будет дано время на повторное прочтение. Поясните ребенку, что необходимо выделить опорные словосочетания. Они освежат воспоминания.

Попросите ребенка придумать ассоциацию к каждой части плана, а также представить себя на месте главного героя, прочувствовать личное отношение к ситуации,о которой пишется в отрывке.

Только после этих манипуляций можно начинать письменное изложение. Для облегчения задачи предложите школьнику разбить будущую работу на части и написать сначала вступительную, а затем и все остальные.

Именно раздельное написание всех составляющих поможет сократить количество грамматических ошибок, а самое главное, освежит воспоминания и передаст главную идею автора.

После того как все абзацы будут написаны, школьник должен соединить их в единое целое. Повторно перечитать их, определить соответствие плану, а также обратить внимание на все ошибка, как пунктуационные, грамматические, так и орфографические, и исправить их. Это необходимо не только для красоты воссозданного отрывка, но и для высокой оценки.

Это интересно: Как правильно писать сочинение: Цель и средства

Как правило, первая оценка (за пересказ текста) – всегда положительна, а за правильность написания нередко не превышает тройки по причине невнимательности детей школьного возраста, рассеянного внимания и незнания правил русского языка. От какого лица писать изложение? Писать необходимо с заменой первого лица на третье.

Стоит помнить и о том, что изложение – это воспроизведение своими словами мыслей автора, а не придумывание своих.

Как писать сжатое изложение

Простое письменное изложение, правила написания которого мы рассмотрели выше, отличается от сжатого тем, что краткое изложение не терпит полного описания всех происходящих событий в отрывке текста. Для того чтобы получить наивысший балл за краткое изложение, необходимо применить способы сжатия текста.

Далее следуйте действиям в памятке:

  1. В ходе первого прослушивания отрывка предельно внимательно обращайте внимание на отличительные детали каждого из абзацев. Ассоциируйте менее запоминающие предложения и мысли картинками. Ассоциативное мышление гораздо быстрее поможет вспомнить написанное.
  2. Определите микротемы каждого абзаца, так будет проще вспомнить не только о чем был отрывок, но и главную идею, которую хотел передать автор. Как правило, выделяется после первого прочтения текста.
  3. Рядом с определенными микротемами напишите слова-опоры, которые сориентируют вас и помогут правильно изложить мысли. Определите стиль и тип произведения.
  4. Второе прочтение дает возможность зафиксировать впечатления и подкорректировать микротемы. На этом этапе определитесь с количеством абзацев.
  5. Приступайте к написанию работы.

Важно! Начинать стоит с написания абзацев по раздельности, а уже после соединять их вместе. Так ученику будет проще заметить ошибки и исправить до сдачи работы преподавателю.

В ходе сжатия не допустите искажения смысла. Несмотря на то, что применяются принципы исключения и замещения, логическая структура мыслей автора в вашей работе не должна быть нарушена.

Это интересно: Описание осеннего пейзажа: сочинение по картине Левитана Золотая осень

Как начать пересказ, зависит от индивидуальности текста. Главное, не потеряйте основную мысль и не начните писать сочинение. В качестве слов-связок можно использовать: из этого следует, вот. Допускается использование вводных слов и всех конструкций, которые есть в русском языке. Ваша задача – излагать мысль, не отступая от смысла, передавая главную идею автора, при этом не допуская ошибок, как при написании слов, так и при расстановке знаков препинания.

Пример того, как писать изложение

Как научиться писать изложение

Вывод

Помогите подготовиться к школьнику к письменному пересказу, несколько раз попробовав написать его вместе с ним. Примеры достойных работ можно без труда найти в Сети. Достаточно усвоить алгоритм действий, вспомнить правила языка, и тогда «пятерка» будет гарантирована.

uchim.guru

Что такое изложение: как научиться его писать?

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

  1. Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
  2. После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
  3. Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
  4. В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.
  5. В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
  6. Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
  7. Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
  8. Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
  9. Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
  10. Гордо несём учителю на проверку!

Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

shkolala.ru

Как пишут изложение. Как научиться писать изложение

Перед выпускными экзаменами многие ученики испытывают стресс. Одной из причин является необходимость написания изложения. Причина - неумение формулировать свою мысль. Можно ли этому научиться? Да, и в этой статье мы рассмотрим, что такое сжатое изложение ГИА, как писать его и при этом избежать типичных ошибок.

Что такое изложение?

Изложением называется творческий вид работы, в котором ученикам читают текст и они, в зависимости от задания, должны его пересказать в письменной форме.

Основная цель изложения - развить навыки правописания и стилистики.

Как пишут изложение? Вся работа делится на 4 этапа:

  • учитель дважды зачитывает текст;

  • ученики делают наброски в черновике;

  • после второго зачитывания они пишут черновой вариант изложения;

  • учащиеся проверяют текст на ошибки, и если все верно, переписывают все в беловик.

Каким бывает изложение?

Прежде чем узнать как писать правильно изложение, нужно выяснить, каким оно бывает.

  • подробное - текст пересказывается с сохранением последовательности событий и действий.

  • сжатое - пересказ основных моментов текста.

  • выборочное - изложение определенных моментов в тексте, связанных с определенным персонажем или действием.

Как писать изложение?

В зависимости от вида, будет отличаться подход к написанию изложения. Итак, как пишут изложение?

В подробном письменном пересказе следует придерживаться следующих шагов:

  • выделить из текста основную мысль;

  • определить стиль написания - художественный, публицистический, разговорный, научный.

  • продумать жанр будущего изложения - описание, рассуждение, повествование.

  • продумать последовательность пересказа и написать его от одного лица.

При написании сжатого изложения следует придерживаться следующих шагов:

  • разделить текст на несколько частей;

  • выделить из них предложения со смысловой нагрузкой;

  • исключить материал, не влияющий на общий смысл повествования.

При написании выборочных изложений нужно пересказать текст по заданию.

Во всех вариантах возможно использование приёмов замены, исключения и слияния, но больше всего они применяются при написании сжатого изложения. Как пишут изложение в сжатой форме?

Замена предполагает замену отдельных слов общими словами. Например, "мужчины и женщины" - на "люди", "ученики и учениц" - на "дети" или "школьники".

Исключение предполагает сжатие текста за счёт избавления от лексических повторов, однородных членов и предложений, которые несут меньшую смысловую нагрузку. Например, предложение “Каждый преданный и любящий житель города вышел на защиту родных стен” можно сократить до такого предложения: “Каждый житель вышел на защиту города”.

Слияние предполагает объединение двух сложных предложений в одно сложное. Например, эти два сложных предложения можно объединить в одно: “Человек, работающий долго и упорно над своей целью, рано или поздно добьется её, несмотря на мнения окружающих. Для этого он должен верить в себя и идти к мечте, несмотря на преграды”. Результат объединения: “Только вера в себя и упорная работа приведёт человека к цели, несмотря на мнения окружающих и преграды.”

Написание изложения требуется на выпускном экзамене в 9 классе. Оно отличается от обычного изложения тем, что ученики прослушивают аудиозапись. Такое новшество появилось в 2014 году. Данный факт повлиял на качество работ, которые заметно ухудшились. Ухудшение качества работ объяснялось тем, что учитель, зачитывая текст, ориентировался на среднего ученика и делал акценты на важных моментах, а в записи диктор очень быстро читает текст, обезличивая его. Итак, как писать изложение ГИА 2014 года? Можно ориентироваться на следующие советы:

  • при первом прослушивании текста постарайтесь понять его главную мысль, одновременно делая заметки для тезисов и будущего плана.

  • попробуйте мысленно пересказать текст по плану;

  • во время второго прослушивания добавляйте к записям недостающую информацию;

  • начинайте писать черновой вариант изложения;

  • разбейте написанный текст на абзацы и сосчитайте количество слов в каждом;

  • посчитайте количество полученных слов и, если их меньше 70, то увеличьте текст, добавив прилагательные, деепричастия, причастия, заменив местоимения на существительные;

  • проверьте текст на наличие ошибок и при их отсутствии внимательно перепишите текст на контрольный лист.

Как пишут изложение ГИА? Основные требования к нему - минимум 70 слов, оно должно состоять из 3 абзацев.

Как избежать типичных ошибок?

При написании изложения у школьника могут возникнуть типичные ошибки:

  • в речи, грамматике и синтаксисе;

  • в передаче материала;

  • логического характера.

Как писать изложение по русскому языку, чтобы избежать указанных ошибок?

Речевые ошибки делятся на механические (опечатки) и нормативные. С первыми нужно просто быть внимательным и проверять текст перед сдачей. Здесь поможет приём, используемый в типографском деле: читать текст снизу вверх - так мысли сосредоточатся на ошибках, а не на содержании. С вторым типом ошибок сложнее, так как здесь нужно знать нормы языка.

Орфографические ошибки возникают если ученик не знает правильного написания слова. Например, “извЕни” вместо “извИни”. Чтобы их избежать, нужно сформировать богатый словарный запас, читая как можно больше художественной литературы и периодических изданий, и писать словарные диктанты. Для этого можно записать на диктофон ряд слов с паузами и писать их, а слова с ошибками выписывать в ряд.

Причиной синтаксических ошибок является употребление слов в несвойственном им значении и при несогласовании. Например, предложение “Мы часто видели Светлану и каждый раз разговаривали со Светланой” можно заменить на “Мы часто видели Светлану и разговаривали с ней.”

Под стилистическими ошибками понимают искажение смысла текста. Чтобы этого избежать, нужно соблюдать порядок слов в предложении и согласуйте второстепенные члены предложения с зависимыми от них словами.

Под неправильной передачей материала и логическими ошибками понимают искажение смысла текста и неправильную аргументацию. Причиной является непонимание учеником текста. Чтобы избежать этой ошибки, нужно задавать вопросы: о чем текст, что хотел сказать автор, какие аргументы в тексте подтверждают эту догадку, согласен ли ученик с мыслью автора.

Как научить ребенка писать изложение: рекомендации

Навык написания изложения не формируется накануне экзамена. Подготовку к нему нужно начать заранее - за месяц, полгода или раньше, в зависимости от уровня подготовки ребёнка. Тогда на экзамене у ученика не возникнет вопроса, как писать изложения по русскому.

  • научите ребёнка сокращать слова и пользоваться стенографическими знаками;

  • найдите примеры аудиотекстов ГИА и пишите по ним изложения из представленного выше плана;

  • пишите словарные диктанты.

Как писать правильно изложение? Ответ на вопрос - периодическая практика, и даже самое сложное задание можно будет выполнить без проблем.

fb.ru

Как писать изложение: полезные советы и рекомендации

Изложение – это творческая работа, которая подразумевает краткий письменный пересказ прочитанного или прослушанного материала. Такой вид деятельности проверяет память человека, умение правильно формулировать мысли, грамотность и уровень умственной подготовки. Именно поэтому вопрос о том, как писать изложение, интересует как школьников, так и студентов.

Можно ли научить ребенка писать изложение

Бесспорно, научить младшего школьника писать изложение можно, но вам придется найти для него подходящую мотивацию. Если ребенок хочет освоить этот навык, то вы быстро найдете подход к обучению.

Чтобы вам было проще научить школьника писать изложение, развивайте его память с самого детства. Для этого вместе читайте книги, играйте в познавательные игры и работайте над логическим мышлением. Если в дошкольном возрасте малыш будет активно развиваться умственно, то объяснить ему, как писать изложение, не составит для вас труда.

Когда пришло время осваивать этот навык, запаситесь терпением. Регулярные тренировки приведут к успеху достаточно быстро. Занимайтесь с ребенком, чтобы уже через несколько дней он без труда смог написать работу в школе на высокую оценку. Дети быстро запоминают новый материал, поэтому не беспокойтесь, что вам придется потратить много времени.

Как научить ребенка писать изложение

Чтобы объяснить ребенку, как писать изложение, запаситесь терпением. Чтобы добиться быстрого результата, следуйте инструкции:

  • Объясните ребенку, что вы сейчас зачитаете текст, а он должен постараться запомнить его суть.
  • Прочитайте текст выразительно, соблюдая паузы и интонационно выделяя важные моменты.
  • Прочитайте текст еще раз, но уже более быстро.
  • Пока вы читаете, ребенок должен записывать для себя главные моменты из текста.
  • Попросите ребенка написать текст своими словами, пользуясь набросками, которые он сделал самостоятельно.

Как писать сжатое изложение, ребенок поймет с первого раза. Но ему понадобится время, чтобы он освоил технику написания и приспособился к новому для него занятию. Поэтому занимайтесь вместе с малышом несколько раз в неделю. Начинать нужно с коротких и простых текстов, постепенно переходя к более сложным.

Таков план работы с детьми, но как научиться писать изложение взрослому человеку? Если вам нужно сдать экзамен, тест или контрольную работу, в которую будет входить этот вид проверки, то вам придется научиться пересказывать текст.

Учимся писать изложение: советы для взрослых

Если вы хотите научиться писать изложение, поймите, что нет более быстрого и качественного способа обучения, чем постоянные тренировки. Попросите близкого человека или друга диктовать вам текст, который вы будете пересказывать в письменном виде. Помните о таких правилах:

  • Изначально определите тему текста и выделите его главную мысль.
  • Определите стиль текста.
  • Мысленно разбейте текст на вступление, основную часть и заключение.
  • Составьте план текста, если вам разрешается пользоваться своими черновиками.
  • Когда вы слушаете текст второй раз, выделяйте для себя некоторые детали, которые помогут вам восстановить в памяти определенные моменты из повествования.
  • Напишите пересказ каждой части на черновике, после чего свяжите их между собой.
  • Когда вы будете готовы, перепишите изложение на чистовик.

Если вы попрактикуетесь несколько раз, то уже через 3-4 дня вы сможете без труда писать изложение любой сложности. Не бойтесь допустить ошибку в повествовании или слишком сильно перефразировать текст. Изложение не требует точного пересказа. Вам поставят высокую оценку, если вы сможете выразить основную мысль своими словами.

Полезные советы

Как писать изложение, мы разобрали. Теперь перейдем к особым моментам, которые значительно облегчат вам процесс написания:

  • Когда составляете план или выписываете важные моменты, сокращайте слова, чтобы не тратить время на записи.
  • Сосредоточьтесь на том, что вы должны запомнить основную мысль, не рассеивайте внимание на весь текст.
  • Следите за грамотностью, ваша оценка будет зависеть и от нее тоже.

Теперь вы знаете, что делать, если вам предстоит срочно подготовиться к экзамену или контрольной работе. Но помните, что вряд ли вам удастся быстро вникнуть в суть этого метода проверки знаний, если ранее вы никак не развивали свою память.

Тренируем память

Только человек с хорошей памятью сможет написать грамотное изложение. Чтобы ее тренировать, читайте книги, решайте логические задачи, смотрите познавательные фильмы и обсуждайте их с друзьями. Кроме того, помните о том, что нужно работать над собой не только перед проверочной работой, но и на протяжении всей жизни.

Таким образом, написать изложение – нетрудная задача. Подойдите к ее решению со всей ответственностью, чтобы через небольшой отрезок времени уметь применять свои навыки на практике.

fb.ru

Изложение - это просто!

Практически с начальной школы ученики выполняют на уроках русского языка такую творческую работу, как изложение. Изложение - это передача информации, содержащейся в тексте, который ученик читает или слушает. Это работа направлена на осмысление текста, услышанного или прочитанного учащимися, и передачу его содержания и смысла. В изложении школьник должен сохранить и стиль первоисточника, и его особенности. Такая работа нужна для того, чтобы развить навыки правописания и стилистики.

Как нужно работать над изложением

Обычно учитель два-три раза читает текст для изложения или дает его на некоторое время в печатном виде. При работе над текстом нужно выделить основную мысль, зафиксировать ключевые слова, определить микротемы и количество абзацев. После первого прочтения следует обдумать тему текста и основную мысль, которую хотел донести до нас автор. Также определяем стиль и средства языка, которые были использованы. После этого учитель читает текст второй раз, и учащиеся начинают работать над пересказом. Сначала напишите черновой вариант, потом его нужно будет откорректировать и проверить свою работу на орфографические и пунктуационные ошибки. После этого можно работать над чистовым вариантом. Изложение - это творческая работа, которая бывает иногда с творческим заданием: нужно или дать название тексту, то есть озаглавить его, или ответить на вопрос и написать свое отношение к проблемному вопросу, поднятому автором в нем.

Какие бывают виды изложений

Изложение может быть сжатым, подробным или выборочным. Подробное помогает учащимся в тренировке памяти, учит обращать внимание на детали и запоминать последовательность изложения. Сжатое изложение учит выделять важные моменты в тексте, кратко конспектировать и уметь сокращать текст. В выборочном не нужно пересказывать весь текст. Язык изложения проще, чем в описательном. Обычно требуется найти информацию, связанную с одним из героев или с определенной темой.

Деление изложений по типу речи

Изложение также делится на разные виды по типу речи. В повествовательном прежде всего необходимо правильно изложить последовательность событий. В описательном, которое является более сложным, труднее усваивается смысл текста. К тому же, при работе с ним требуется активно использовать при пересказе художественно-выразительные средства. В рассуждении нужно суметь вычленить главные тезисы текста для изложения и передать их при пересказе, аргументируя и логично выстраивая предложения.

На что стоит обращать особое внимание

Если работа идет над изложением повествовательного типа, то, как правило, это сюжет, и в нем содержится информация о событиях, которые происходят в определенной последовательности. Основные ошибки в изложении - это одинаковая информация, повторяющаяся несколько раз, и частое использование синонимов. Хороший текст не требует лишних повторов и нуждается в правильном использовании глагольных форм. В сюжетном тексте главное - найти основную мысль, для чего следует обратить внимание на заглавие. Потом прочитанный материал разбейте на микротемы, и в каждой из них найдите основную мысль.

Подумайте, содержит ли этот текст информацию, которую нельзя опустить? Без каких деталей можно обойтись? Как кратко сформулировать основную мысль каждого абзаца? Как относится к персонажам автор, и в каких словах это проявляется? Работа над описательным текстом считается наиболее сложной. От учащегося требуется представить картину в своем воображении, мысленно нарисовать портрет человека или предмета. В таком изложении важно обращать внимание на каждую мелочь. Обратите внимание на то, какие именно детали и нюансы дает вам автор для описания предмета, как элементы описания связаны между собой, какие художественные и языковые средства он использует, чтобы добиться точного описания.

Как работать над изложением-рассуждением

Для того чтобы качественно выполнить подобную работу, важно суметь понять и передать не только мысли автора, но и проанализировать их и выразить свое мнение. При работе над изложением первым делом уточните основную мысль, выделите абзацы, подумайте над своим отношением к проблемному вопросу, поднятому автором в тексте, выразите свое отношение к нему и аргументируйте его. Изложение - это работа, дающая возможность выразить свои мысли.

Изложение в ОГЭ по русскому языку

Работа над изложением очень важна, и внедрять ее нужно с начальных классов. Программа государственной итоговой аттестации по русскому языку девятиклассникам предлагает в качестве первой части экзамена написать изложение по услышанному тексту и продемонстрировать тем самым свое умение сжимать информацию, не упуская важных моментов. Работу над сжатым изложением многие считают сложной. Но на самом деле, научившись приемам сжатия текста, можно выполнить ее на высший балл. Тексты для изложений ОГЭ можно найти на сайте ФИПИ, куда их специально выкладывают для подготовки к экзамену.

Как проходит изложение на ОГЭ по русскому языку? Учитель, который координирует экзамен, включает аудиозапись, на которой хорошо поставленным голосом диктор читает текст. Через 3-5 минут учитель включает его повторно. Каковы должны быть действия ученика при первом прослушивании? Выделите основную мысль, запишите ключевые слова и попробуйте сразу разбить текст на абзацы. В перерыве между прослушиваниями запишите все, что отложилось у вас в памяти. В текстах для ОГЭ обычно бывает 3-4 абзаца. В каждом есть своя микротема и законченная мысль. Самое главное - правильно их определить, опустив ненужные детали. После того как текст записан, можно приступать к приемам сжатия. В требованиях записано, что достаточно применить два приема, чтобы получить высший балл. Самые простые способы сократить текст: обобщение однородных членов одним словом, сокращение простых предложений путем превращения их в сложное, удаление вводных слов и конструкций.

fb.ru

31. Изложение, виды изложений, методика их проведений

31. Изложение, виды изложений, методика их проведений.

Воспроизведение текста имеет устную форму — пересказ и письменную форму — изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемыслительных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков.

Классификация изложений происходит по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные(выбирается одна из микротем текста) или дополняющие(учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения) исходный текст.

Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или творческое) может заключаться в замене лица рассказчика.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По характеру текста изложения делятся изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

Как следует проводить обучающее изложение?

Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель

—выразительно читает текст;

—объясняет непонятные слова и выражения;

—проводит беседу с классом по содержанию.

В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы:

1) В чем заключается основная мысль текста?

2) На какие части делится текст?

3) Какова связь между частями?

4) Какими художественными средствами раскрывается главная мысль?

Далее учитель просит дать устный пересказ текста по частям и в целом. После чего учитель повторно читает текст, и учащиеся приступают к работе.

Изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания.

Оценка изложений

Примерный объем текста для подробного изложения — изложения, близкого к тексту, — определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса — 150–200, для 7 класса — в 200–250, для 8 класса — в 250–350, для 9 класса — в 350–450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Дополнительно:

Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, целесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду письменной работы, в виде памятки.

Памятка

Не стремиться воспроизвести текст дословно!

Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

Правильно употреблять личные местоимения.

Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы, б) снять логические противоречия, в) исправить неточное употребление какого-то слова.

Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значительную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам восприятия и переработки текста.

studfiles.net