Понятие труда, предмет и метод трудового права. Труд понятие


Глава 2. Основные понятия о труде

2.1. Труд как целесообразная деятельность людей

Слово "труд" имеет несколько значений: "1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное на достижение чего-нибудь; 4) результат деятельности, работы, произведение".

В энциклопедическом определении труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей (каждого индивидуума) и общества в целом.

По определению К. Маркса, труд – "это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости". Это определение не утратило своего значения и сегодня, его и теперь используют большинство экономистов. Существуют также другие определения труда.

Человеческая целесообразная деятельность всегда планомерна. Планомерна и любая рыночная деятельность, ибо "самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально".

В современном обществе труд должен являться основой существования человека, определять его место в обществе, служить одной из важнейших форм самовыражения личности в обществе. В процессе труда формируется сложная система трудовых и социальных отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне экономики в целом, отдельных ее отраслей, различных регионов, различных трудовых коллективов, отдельных индивидов (участников труда).

Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой составляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Он является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, расширяют сферу своей трудовой деятельности.

Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной формы организации общественной жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.

"Труд" и "работа" не являются понятиями равнозначными или тождественными. Труд по своей природе есть труд общественный благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастности человека к общественным результатам. Ведь конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Поэтому труд присущ только человеку. "Работа" – понятие, имеющее физический смысл. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем, работа измеряется в натуральных единицах – килограммах, метрах, штуках и т.д.

studfiles.net

Понятие труда

Трудовое право

Миронова Тамара Карловна, профессор кафедры трудового права

Консультация: понедельник, к. 436

Литература:

Нормативный материал

Практикум

Можно пользоваться лекциями при ответе!!!

6 сентября 2011 г.

Консультация – понедельник, аудитория 431.

Литература:

  • ТК, комментарий под редакцией Гусова

  • Учебник Гусова

  • Орловский, Куринов, СПб университет

  • Практикум по Трудовому права под редакцией Гусова

Тема № 1:

Трудовое право – это самостоятельная отрасль права. Трудовое законодательство в России прошло несколько этапов.

1 этап – 19 начало 20 века. Время дореформенное до 1861 – в это время трудовое право регулировался всего 2 правовыми актами. Положение «О отношениями между хозяевами фабрик и рабочими людьми». В 1835 году издан другой акт – положение «О воспрещении фабрикантам назначать ночные работы малолетним детям, которым меньше 12 лет». В конце 19 и вначале 20 века приняты другие – еще 9 правовых актов. Все эти акты были направлены на регулирование труда детей малолетних и женщин. Например – закон, изданный в 1881 году, назывался – «О малолетних, работающих на заводах и фабриках». Закон 1885 года – «О запрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках и заводах». Закон от 1897 года «О продолжительности и распределения рабочего времени в заведениях фабрично-городской и игорной промышленности» Государство пыталось их кодифицировать. Было создано полное собрание законов российской империи, которое состояло из 45 томов. В это собрание входил и устав о промышленном труде. Он содержал 597 статей. В него включены все те нормативные акты.

2 этап – Советский периода 1917 год – 1985 год. В этот период были приняты следующие нормативные акты, которые регулировали труд рабочих: Декрет Совета народных комиссаров «О 8-ми часовом рабочем дне». Он был принят в 1917 году. В 1918 году принят первый Кодекс Законов о Труде и содержал 137 статей. В 1922 году принят Второй Кодекс законов о Труде, который содержал 192 статьи. Также был принят основной и нужный документ – Основы законодательства Союза ССР и союзных республик СССР. И в этот же период принят в 1971 году третий Кодекс Законов о Труде. В нем 256 статей.

3 этап – С 1986 по 2001 год. Когда действовал закон 1971, в него в 1992 были внесены очень существенные изменения – 28 изменений. С 1992 года до 2001 он так и действовал.

4 этап – с 2001 года по настоящее время. Принят уже Трудовой Кодекс. Декабрь 2001. В силу вступил с 1 февраля 2002 года. Принятие этого кодекса положило начало поэтапному приведению трудового законодательства в соответствии с требованиями изменяющейся рыночной экономики. Важнейшая задача трудового права – изучение трудовых отношений настоящего времени и повышение интересов работников, работодателей, профсоюзных органов, общественности. Все информация, которая нам дает изучение трудовых отношений, делает более эффективной политику нашего государства и международных отношений.

В гуманитарных науках оформилось 2 понятия смысла труда. Если говорить о ранних христианских доктринах, то труд определялся как проклятие человеческому роду, как наказание за грех. Позже христианские философы полагают, что человек трудится, чтобы существовать. В период развития капитализма широкое распространение получили теории, по которым труд понимается как способ выживания. Протестантская этика – труд – это способ достижения физического и морального здоровья. В науке Трудового права предпринимались попытки, чтобы объединить эти трактовки труда в одно целое. Но не всегда это удавалось. В современной науке трудового права труд рассматривается:

  1. Как процесс, который совершается между человеком и природой, ее материалами и представляет собой сознательную и волевую деятельность, которая направлена на создание потребительских ценностей.

  2. Как целесообразная деятельность человека, который реализует свои умственные и физические возможности для получения определенных материальных и духовных благ.

  3. Как соединение рабочей силы с вещественными элементами производства.

Труд – это целесообразная деятельность, предмет труда и средство труда.

Каждое из определений труда позволяет нам более глубоко изучить труд и его содержание. Труд – непременное условие человеческого бытия. Благодаря ему человек выделился из природы. В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, происходит удовлетворение потребностей членов общества. Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, а они возможны только благодаря целенаправленнойдеятельности людей. Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе???????

В результате трудовой деятельности происходит:

  1. Насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями

  2. Это прогресс науки, техники, производства. А научно-технический процесс обеспечивает рост производительности труда

Значение труда не исчерпывается его роль в общественном производстве. В процессе труда создаются духовные ценности. Труд выполняют функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества.

Понятие труда

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения материальных и духовных благ. Конкретный труд имеет множество разновидностей. И не все отношения, которые связаны с трудом, требуют его регулирования. Например, не регулируется нормами трудового права труд домохозяйки, индивидуальный труд на приусадебном участке. Не поддается правовому регулированию такая деятельность, как труд художника, который работает индивидуально.

Нас интересует труд в общественной организации труда. Общественная организация труда – это совместный труд в кооперации труда для получения определенного материального и духовного продукта. Любой совместный труд требует его организации. Любая организация труда имеет техническую и общественную стороны. Техническая организация труда – это связь между работником и непосредственно с орудиями труда (инструкции, положения), это те отношения, неодушевленные. Эти отношения с технической стороны не будут являться предметом трудового права. Связи между работником и работодателем - эти отношения попадают под наше изучение.

Не все отношения, связанные с трудом, регулируются нормами трудового права. Трудовое право не регулирует техническую сторону труда, т. е связь человека с техникой, с материалами. Трудовым правом не регулируется индивидуальный труд – домохозяйки, дача, художники. Предметом трудовых отношений является только труд в общественной организации труда, т.е связь между людьми в процессе совместного труда.

Понятие трудового права. Его место в общей системе права.

Первый Кодекс Законов о Труде принят в 1918 году. С этого момента данный кодекс закрепил трудовое право как самостоятельную отрасль права, которая регулирует поведение людей в процессе труда. До этого времени были некоторые акты, но главным образом труд регулировался гражданским законодательством. Трудовое право сегодня является одной из важнейших отраслей права, играет первостепенную роль в регулировании отношений между работниками и работодателями. Ст. 37 К РФ (Труд свободен.) (выучить наизусть), ст. 2 ТК – право на труд как свободное распоряжение своими способностями к труде и свободный выбор профессии и рода деятельности.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

studfiles.net

ТРУД - это... Что такое ТРУД?

        целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде Т. есть, как писал К. Маркс, «... вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 195).         Т. сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Ф. Энгельс подчёркивал, что благодаря Т. развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеч. мозг, усовершенствовались органы чувств человека. В процессе Т. у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся историч. отмечали классики марксизма, есть не что иное, как образование человека трудом.         Т. как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий Т. Постепенно Т. становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным (см. Разделение труда). Обязательными моментами процесса Т. являются целесообразная деятельность, или собственно Т., предметы Т. и средства Т. В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой — производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер Т., ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства.         При первобытнообщинном строе не было эксплуатации человека человеком, ибо уровень развития производит. сил был столь низок, что весь затрачиваемый в процессе производства Т. едва обеспечивал существование членов общины. При рабовладельческом строе путём внеэкономич. принуждения к Т. рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта, созданного рабом. При феодализме гл. формой принуждения к Т. оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к Т. на феодала в силу личной зависимости от него. Но Т. крепостного крестьянина в своём хозяйстве открывал некоторые возможности для личной заинтересованности в результатах этого Т. При капитализме работники производства — юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые средств производства, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам свою рабочую силу. Экономич. форма принуждения к Т. обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» вриток продавцов рабочей силы, которая становится то-паром. Т. рабочего создаёт сверх стоимости его рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства — капиталистом.         В условиях товарного производства Т. имеет двойственный характер. С одной стороны, он является Т. конкретным (напр., Т. слесаря, портного и т. д.) и создаёт потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий Т. вообще, независимо от качественных различий многообразных видов Т.,— абстрактный Т. В качестве абстрактного Т. образует стоимость товара. Двойственный характер Т. отражает объективно существующее противоречие между Т. частным и общественным. Т. каждого отд. производителя — его частное дело. Поэтому Т. отд. товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень обществ. разделения Т. объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но обществ. характер Т. при капитализме проявляется лишь на рынке, и в этом заключается одно из глубоких антагонистич. противоречий капиталистич. общества.         При социализме социалистич. производств. отношения обусловливают возникновение новых экономич. законов, определяющих характер, природу и организацию Т.: основного экономич. закона социализма, закона планомерного, пропорционального развития нар. хозяйства, закона распределения по труду и др. К осн. особенностям Т. в условиях первой фазы коммунизма относятся следующие: превращение Т. из подневольного бремени в свободный от эксплуатации Т., гармоничное сочетание Т. на себя и Т. на общество, новое, творческое отношение к Т.; социалистич. кооперация Т. Для социализма характерно обеспечение реального права на Т. и всеобщность Т.; сочетание материального и морального стимулирования Т.; повышение уровня жизни трудящихся и всего народа на основе роста производительности Т.; постепенное преодоление и разрешение неантагонистич. социальных различий и противоречий в обществ. Т.         Одна из важнейших особенностей Т. в условиях социализма — устранение эксплуатации человека человеком. Социалистич. государство определяет в плановом порядке оптимальное сочетание между Т. на себя и Т. на общество, устанавливая пропорции между необходимым и прибавочным Т., между потреблением и накоплением. Возникает и получает развитие социалистич. кооперация труда, принципиальная особенность которой — развитие самодеятельности и инициативы трудящихся, проявляющихся в различных формах социалистического соревнования.

        При социализме Т. постепенно становится непосредственно обществ. трудом. Однако непосредственно обществ. Т. находится лишь на первой ступени своего развития, ибо, во-первых, к нему не относится труд крестьян-единоличников, ремесленников, кустарей, а также Т. в личном подсобном хозяйстве колхозников, рабочих и служащих, в сфере обмена на неорганизованном рынке, в домашнем хозяйстве; во-вторых, обществ. Т. характеризуется социальной неоднородностью.

        Для социализма характерна всеобщность труда. В социалистич. обществе нет классов, слоев, обществ. групп, которые бы не принимали участия в общественно, полезном Т. Система социалистич. производств. отношений обеспечивает реальное право на Т. Социализм ликвидирует безработицу. Право на Т. законодательно закреплено конституциями социалистич. стран. Ст. 40 Конституции СССР гласит: «Граждане СССР имеют право на труд — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера,—включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей.

        Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства».

        Обществ. организация Т., её успешное развитие в условиях социалистич. экономики возможны только при разумном сочетании централизации с развитием демократии, демократич. форм и методов руководства обществ. Т. Важнейшая черта социалистич. организации Т.— использование материальной и моральной заинтересованности людей в результатах их труда, что обеспечивается распределением по количеству и качеству Т., а также моральным поощрением работников социалистич. производства.

        Для социалистич. Т. характерен неуклонный рост его производительности, повышение на этой основе уровня жизни трудящихся и всего народа. Производительность Т. в нар. хозяйстве растёт на основе совершенствования и внедрения новой техники и технологии, изменения структуры производства, улучшения организации производства, совершенствования организации Т. и т. д.

        Т. работников социалистич. общества различается по уровню квалификации, по степени тяжести, по условиям, в которых он протекает, по интересу, который он вызывает у исполнителей. Неравенство в обществ. Т. лежит в основе противоречий, связанных с распределением материальных благ по количеству и качеству Т.

        Некоторые противоречия между личными и обществ. интересами заложены в самих отношениях социалистич. распределения: каждый участник производства заинтересован в том, чтобы получить за свой Т. максимальную оплату, а интересы всего общества заключаются в том, чтобы строго и последовательно осуществлялся принцип оплаты по количеству и качеству Т. и обеспечивалось социалистич. накопление, необходимое для расширенного воспроизводства. В. И. Ленин придавал большое значение разрешению этого противоречия, и даже существование государства при социализме он связывал также с необходимостью обеспечить контроль над мерой Т. и мерой потребления, «...постольку остается еще необходимость в государстве, которое бы, охраняя общую собственность на средства производства, охраняло равенство труда и равенство дележа продукта» (ПСС, т. 33, с. 95). Противоречия между личными и обществ. интересами порождаются также нарушениями в использовании экономич. законов — закона распределения по Т., возмещения затрат рабочей силы, планомерного развития нар. хозяйства, высвобождения рабочей силы, закона стоимости и др.         На обществ. организации Т. в условиях развитого социализма отражаются противоречия, возникающие между быстро развивающимися производит. силами и устаревающими производств. отношениями. Совр. на-учно-технич. революция, сопровождаемая огромным ростом культуры, квалификации, уровня общего и спец. образования миллионов трудящихся, совершенствует производит. силы общества. Производственные же отношения не всегда своевременно приводятся в соответствие с изменениями в производит. силах.         В условиях развитого социализма происходит постепенное преодоление существующих на первой фазе коммунизма социально-экономич. различий (неантаго-нистич. противоречий) в общественном Т. Разрешение этих противоречий составляет важнейшую задачу экономич. и социальной политики КПСС и социалистич. государства, направленную на разумное сочетание централизованного руководства и самостоятельности, инициативы предприятий (объединений), расширение их прав и усиление материального стимулирования всех работников. Одной из важных задач коммунистич. партии и социалистич. государства является воспитание нового, коммунистич. отношения к Т. у всех граждан.         Т. на высшей фазе коммунизма будет значительно отличаться от Т. в условиях социализма: «...различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно...» (Ленин В. И., там же, с. 98). Перерастание социалистич. Т. в Т. коммунистический предполагает создание ма-териально-технич. базы коммунизма, достижение такого высокого уровня развития производит. сил, который обеспечит огромный рост производительности обществ. Т. и глубокие изменения в его характере: возникновение и развитие коммунистич. разделения Т.; ликвидацию неантагонистич. противоречий между умственным и физическим Т., между Т. в городе и деревне и, следовательно, преодоление социально-экономич. различий в Т. и его односторонности; дальнейшее обобществление Т., а также изменение масштабов и характера домашнего хозяйства, обеспечивающее фактическое равенство женщин в обществе и семье; превращение Т. в первую жизненную потребность каждого человека; наиболее полное развитие принципа «от каждого по способностям»; постепенный переход к коммунистич. принципу распределения «каждому по потребностям».         Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; его же, К критике политич. экономии, там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., Государство и революция, ПСС, т. 33; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его ж е, Великий почин, там же, т. 39; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Сов. власти», там же, т. 36; его же, Речь на III Всеросс. съезде проф. союзов, 7 апреля 1920 г., там же, т. 40; его же, К четырёхлетней годовщине Окт. революции, там же, т. 44; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Струмилин С. Г., Проблемы экономики Т., М., 1957; Маневич Е. Л., Проблемы обществ. Т. в СССР, М., 1966; его ж е, Вопросы Т. в СССР, М., 1980; Подмарков В. Г., Социальные проблемы организации Т., М., 1969; Социальноэкономич. вопросы организации Т., М., 1974; Т. в условиях развитого социализма, М., 1977; Система управления Т. в развитом социалистич. обществе, М., 1980.

        Е. Л. Маневич.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

1.1. Великие педагоги о труде.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.

«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека». К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании").

Великий педагог "В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

В.А Сухомлинский.

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

К. Ушинский.

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Н. К. Крупская.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

studfiles.net

Понятие труд. Здесь мы приведем основные подходы к определению труда

Понятие труд. Здесь мы приведем основные подходы к определению труда.

Карл Маркс определяет труд, как универсальную сознательную деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.

Также, Маркс определяет труд как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, собственно деятельностью, опосредует, контролирует и регулирует обмен между собой и природой.

Такое определение, скорее философского характера. нежели социологического.

Американский ученый Вотсон определяет труд, как выполнение задачи, которая позволяет людям производить средства к существованию, в пределах окружающей среды, в процессе которого люди самоосуществляют, саморегулируют себя.

Таким образом, труд понимается как процесс деятельности человека, направленный на самореализацию и получение определенной выгоды.

Отечественный социолог Верховин, дает определение трудовой деятельности.

Трудовая деятельность, в его понимании, это относительно жестко фиксированный в пространстве и времени, целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, как правило, в рамках производственных организаций. В результате трудовой деятельности осуществляется производство: 1) товаров, 2) оказание услуг, 3) разработка научных идей, 4) аккумуляция информации.

Любую трудовую деятельность, считает Верховин, можно разложить на следующие компоненты:

1) сам набор трудовых операций;

2) набор качеств субъекта труда;

3) нормативная структура трудовой деятельности.

Таким образом, труд - это процесс человеческой деятельности, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, и имеющий специфические компоненты и характеристики.

Карл Маркс определяет процесс труда, как процесс приложения к сырью и материалам человеческой рабочей силы, с целью создания продукта труда, который обладает определенными полезными свойствами.

Процесс труда имеет следующие компоненты:

1. Предмет труда - то, на что направлен процесс трудовой деятельности.

2. Средство труда - те инструменты, при помощи которых оказывается воздействие на предмет труда.

3. Результат (продукт) труда - оббъект, который обладает требуемыми полезными свойствами.

Характеристиками трудовой деятельности можно обозначить:

1. Содержание труда, те операции, которые человек выполняет в процессе трудовой деятельности. В них входит уровень сложности труда, степень самоорганизации человека, степень многообразия трудовых функций. Уровень сложности труда определяется уровнем образования и навыков, времени подготовки работников, необходимых для выполнения трудовых операций. Степень самоорганизации человека в процессе труда зависит от характера регламентированности его трудовой деятельности и степени его самостоятельности в процессе труда. Степень многообразия трудовых функций зависит от характера выполняемых функций - либо стереотипных, заданно повторяющихся, либо носящих творческий характер.

2. Условия труда - внешние факторы, оказывающие влияние на трудовую деятельность человека. Это технико-технологические условия труда, тяжесть труда, санитарно-гигиенические, материально-бытовые и социально-психологические условия труда.

3. Организация труда - система рационального соединения средств производства и рабочей силы, в целях производства определенной продукции. В нее входят степень кооперации в труде, подбор и расстановка кадров, форма оплаты и материального стимулирования труда, планирование и учет труда.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА.

Общественный труд выполняет следующие функции:

1. Производство общественного богатства.

2. Формирование и развитие общества.

3. Удовлетворени человеческих потребностей.

4. Формирование и развитие самого человека.

ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Под трудовым поведением понимается совокупность способов осуществления трудовых функций.

Каждый человек по-своему относится к выполнению своих трудовых функций.

Трудовое поведение регулируется действием определенных норм и ценностей. Работник может рассматривать свою трудовую деятельность, как самоценность и средство реализации ценностей.

Трудовое поведение регламентируется определенными нормами, такими как юридические нормы, технологические нормы и профессионально-должостные нормы. Юридические нормы закреплены в трудовом законодательстве,профессионально-должостные нормы записаны в должостных инструкциях.

Также, необходимо введения понятия имплицитного контракта. Это такое негласное соглашение между работником и работодателем, которое определяет тот вклад, который делает в него каждая из сторон. И та и другая сторона имеют свои ресурсы и мотивы. Так, со стороны работника, в качестве ресурсов выступают его знания и умения, а со стороны работодателя - капитал.

Со своей стороны, работник вкладывает в имплицитный контракт физические и интеллектуальные усилия. Также, работник может терпеть определенные издержки в процессе трудовой деятельности, такие как потрея времени, здоровья, потеря части своей автономии, всилу подчиненности работодателю и зависимости от него.

Кроме этого, работник претендует на определенное вознаграждение, в виде заработной платы, возможности получения удовлетворения в труде, самореализации, повышении статуса, а так же безопасности в виде стабильности трудоустройства.

Формы трудового поведения работника:

1) сопротивление изменениям и нововведениям - это рациональная форма реакции. Работник может сопротивляться каким либо нововведениям в трудовой процесс, сделанных работодателем, даже если эти нововведения направлены на улучшение условий труда и повышение эффективности труда. Это сопротивление обусловлено тем, что работник может воспринимать эти нововведения, как нарушение его определенных прав, закрепленных в имплицитном контракте.

Формы трудового поведения:

2) приспособление, защита: (уход с работы, отсутствие на рабочем месте, отчужденные формы активности)

3) Девиантное поведение (обман, жульничество, деструктивные психологические формы реакции, саботаж)

4)Манипуляция правилами - осуществляется уход от формальных правил, во имя достижения целей.

Трудовые ориентации - то значение, которое человек придает своей трудовой деятельности и, исходя из которого, он действует и думает, относительно своей трудовой деятельности.

Ценностное отношение к труду:

Определяется культурой, так, например, в Греции ценностью был отдых, безделье. В православной культуре труд понимается как средство отвлечения от греховных мыслей. В католичестве труд - кара за первородные грехи человека, а в протестантизме труд - необходимое условие земной жизни, а успех в труде - пропуск в жизнь загробную.

Карл Маркс предложил понятие отчужденног труда, которое наступает при условии отчуждения от продукта собственного труда, от сотрудников и от самого процесса труда.

Энтони предложил критический анализ марксистского понимания отчуждения, говоря, что Маркс рассматривал отчуждение труда, как абсолютный, объективный процесс, не задумываясь о том, как сам человек относится к своему труду, и вообще, вся идеология Маркса была трудоориентирована.

Отчуждения от труда можно замерить такими объективными критериями, как степень безвластия, внерабочее общение сотрудников.

Сейчас, труд разделился на работу, дающую человеку внутреннее удовлетворение и на ту, котороае дает удовлетворение внешнее. Первая обеспечивает выполнение сложных задач, человек самовыражается в труде. Вторая предполарает, что работа не является самоцелью, а лишь средством удовлетворения других потребностей и человек самореализуется вне работы.

Лохвуд и Гудтропп предлагают 4 вида трудовых ориентаций:

1) инструментальная

работа имеет значение, как средство получения дохода; четко разделены труд и досуг, работник включен в организацию исключительно по рассчету и характерно слабое личностное участие в труде.

2) бюрократическая

Труд производится во имя карьеры, нечетко разделены отношения работы и непроизводственной сферы, работник включен в организацию, на основании чувства долга, личностное же участие в труде зависит от статуса работника.

3) солидаристическая

Экономическое значение работы органичено групповой лояльностью, характерны взаимоотношения с коллегами и вне трудовой сферы, включенность в организацию идет на моральных основаниях, вследствие идентификации с фирмой, характерна сильная эмоциональная включенность в трудовой процесс.

4) профессиональная

человек ориентирован на сам процесс работы, и удовлетворен содержанием работы, глубоко включен в процесс труда.

В социологическом анализе трудовых ориентаций, результат зависит от характера социальной ситуации. Инструментальных ориентаций придерживаются работники ручного труда, бюрократических - т.н. "белые воротнички", солидаристических - работники традиционных профессий.

Удовлетворенность трудом - эмоциональное состояние, в котором выражается степень соответствия между теми требованиями, которые человек предъявляет к своей работе и ее объективными характеристиками. Выделяют общую и частную удовлетворенность трудом. Общая удовлетворенность характеризуется удовлетворенностью работой в целом, а частная - степенью удовлетворенности конкретными аспектами работы, например зарплатой.

Херцберг предложил двухфакторную теорию трудовой мотивации. В 60-е годы, эмпирические исследования инженеров и служащих промышленных предприятий показали, что удовлетворенность и неудовлетворенность трудом, имеют различные состояния. Неудовлетворенность вызывают "гигиенические факторы", такие как, политика компании, стиль руководства, зарплата, безопасность, наличие гарантий и страховок, отношения с коллегами. Состояние удовлетворенности вызывают "мотиваторы", такие как, содержание труда, сознание своих достижений, признание достижений окружающими, чвство ответственности, самоорганизация в труде, самореализация в труде. Эту теорию критикуют за абстрактный (общий) подход к работнику.

Удовлетворенность трудом формируется, в основном, под влиянием сознания. Но она рассматривается не только как индивидуальное явления, но, как зависимое от культуры общества, от тех требований, которые предъявляются к труду. На удовлетворенность работой у служащих оказывают влияние творческий характер труда, возможность использования своих умений и навыков, перстиж профессии, степень контролирования трудового процесса, возможность интегрирования в группе. Неудовлетворенность же вызывают частичность и бесполезность работы.

Взаимоотношние работы и непроизводственной сферы - важный аспект понимания трудового поведения. Непроизводственная сфера задает тот спектр потребностей в товарах и услугах, который реализуется в сфере труда. Это сфера формирования трудовых ориентаций, потребностей, это взаимодействие идет через мировоззрение человека.

Лохвуд и Гоулдпорт полагают, что у работников квалифицированного труда мировоззрение близко к мировоззрению среднего класса.

Стенли Паркер раскрывает связь труда с досуговой сферой: сущсетвует три типа взаимодействия работы и непроизводственной сферы:

1) расширение ( работа расширяет свои пределы в досуг), 2) нейтральное ( для рутинного, нефизического труда), оппозиция ( отдых, компенсация в досуговой сфере).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sociologia.iatp.by

www.coolreferat.com

Понятие труд. Здесь мы приведем основные подходы к определению труда

Понятие труд. Здесь мы приведем основные подходы к определению труда

Понятие труд. Здесь мы приведем основные подходы к определению труда.

Карл Маркс определяет труд, как универсальную сознательную деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.

Также, Маркс определяет труд как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, собственно деятельностью, опосредует, контролирует и регулирует обмен между собой и природой.

Такое определение, скорее философского характера. нежели социологического.

Американский ученый Вотсон определяет труд, как выполнение задачи, которая позволяет людям производить средства к существованию, в пределах окружающей среды, в процессе которого люди самоосуществляют, саморегулируют себя.

Таким образом, труд понимается как процесс деятельности человека, направленный на самореализацию и получение определенной выгоды.

Отечественный социолог Верховин, дает определение трудовой деятельности.

Трудовая деятельность, в его понимании, это относительно жестко фиксированный в пространстве и времени, целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, как правило, в рамках производственных организаций. В результате трудовой деятельности осуществляется производство: 1) товаров, 2) оказание услуг, 3) разработка научных идей, 4) аккумуляция информации.

Любую трудовую деятельность, считает Верховин, можно разложить на следующие компоненты:

1) сам набор трудовых операций;

2) набор качеств субъекта труда;

3) нормативная структура трудовой деятельности.

Таким образом, труд - это процесс человеческой деятельности, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, и имеющий специфические компоненты и характеристики.

Карл Маркс определяет процесс труда, как процесс приложения к сырью и материалам человеческой рабочей силы, с целью создания продукта труда, который обладает определенными полезными свойствами.

Процесс труда имеет следующие компоненты:

1. Предмет труда - то, на что направлен процесс трудовой деятельности.

2. Средство труда - те инструменты, при помощи которых оказывается воздействие на предмет труда.

3. Результат (продукт) труда - оббъект, который обладает требуемыми полезными свойствами.

Характеристиками трудовой деятельности можно обозначить:

1. Содержание труда, те операции, которые человек выполняет в процессе трудовой деятельности. В них входит уровень сложности труда, степень самоорганизации человека, степень многообразия трудовых функций. Уровень сложности труда определяется уровнем образования и навыков, времени подготовки работников, необходимых для выполнения трудовых операций. Степень самоорганизации человека в процессе труда зависит от характера регламентированности его трудовой деятельности и степени его самостоятельности в процессе труда. Степень многообразия трудовых функций зависит от характера выполняемых функций - либо стереотипных, заданно повторяющихся, либо носящих творческий характер.

2. Условия труда - внешние факторы, оказывающие влияние на трудовую деятельность человека. Это технико-технологические условия труда, тяжесть труда, санитарно-гигиенические, материально-бытовые и социально-психологические условия труда.

3. Организация труда - система рационального соединения средств производства и рабочей силы, в целях производства определенной продукции. В нее входят степень кооперации в труде, подбор и расстановка кадров, форма оплаты и материального стимулирования труда, планирование и учет труда.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА.

Общественный труд выполняет следующие функции:

1. Производство общественного богатства.

2. Формирование и развитие общества.

3. Удовлетворени человеческих потребностей.

4. Формирование и развитие самого человека.

ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Под трудовым поведением понимается совокупность способов осуществления трудовых функций.

Каждый человек по-своему относится к выполнению своих трудовых функций.

Трудовое поведение регулируется действием определенных норм и ценностей. Работник может рассматривать свою трудовую деятельность, как самоценность и средство реализации ценностей.

Трудовое поведение регламентируется определенными нормами, такими как юридические нормы, технологические нормы и профессионально-должостные нормы. Юридические нормы закреплены в трудовом законодательстве,профессионально-должостные нормы записаны в должостных инструкциях.

Также, необходимо введения понятия имплицитного контракта. Это такое негласное соглашение между работником и работодателем, которое определяет тот вклад, который делает в него каждая из сторон. И та и другая сторона имеют свои ресурсы и мотивы. Так, со стороны работника, в качестве ресурсов выступают его знания и умения, а со стороны работодателя - капитал.

Со своей стороны, работник вкладывает в имплицитный контракт физические и интеллектуальные усилия. Также, работник может терпеть определенные издержки в процессе трудовой деятельности, такие как потрея времени, здоровья, потеря части своей автономии, всилу подчиненности работодателю и зависимости от него.

Кроме этого, работник претендует на определенное вознаграждение, в виде заработной платы, возможности получения удовлетворения в труде, самореализации, повышении статуса, а так же безопасности в виде стабильности трудоустройства.

Формы трудового поведения работника:

1) сопротивление изменениям и нововведениям - это рациональная форма реакции. Работник может сопротивляться каким либо нововведениям в трудовой процесс, сделанных работодателем, даже если эти нововведения направлены на улучшение условий труда и повышение эффективности труда. Это сопротивление обусловлено тем, что работник может воспринимать эти нововведения, как нарушение его определенных прав, закрепленных в имплицитном контракте.

Формы трудового поведения:

2) приспособление, защита: (уход с работы, отсутствие на рабочем месте, отчужденные формы активности)

3) Девиантное поведение (обман, жульничество, деструктивные психологические формы реакции, саботаж)

4)Манипуляция правилами - осуществляется уход от формальных правил, во имя достижения целей.

Трудовые ориентации - то значение, которое человек придает своей трудовой деятельности и, исходя из которого, он действует и думает, относительно своей трудовой деятельности.

Ценностное отношение к труду:

Определяется культурой, так, например, в Греции ценностью был отдых, безделье. В православной культуре труд понимается как средство отвлечения от греховных мыслей. В католичестве труд - кара за первородные грехи человека, а в протестантизме труд - необходимое условие земной жизни, а успех в труде - пропуск в жизнь загробную.

Карл Маркс предложил понятие отчужденног труда, которое наступает при условии отчуждения от продукта собственного труда, от сотрудников и от самого процесса труда.

Энтони предложил критический анализ марксистского понимания отчуждения, говоря, что Маркс рассматривал отчуждение труда, как абсолютный, объективный процесс, не задумываясь о том, как сам человек относится к своему труду, и вообще, вся идеология Маркса была трудоориентирована.

Отчуждения от труда можно замерить такими объективными критериями, как степень безвластия, внерабочее общение сотрудников.

Сейчас, труд разделился на работу, дающую человеку внутреннее удовлетворение и на ту, котороае дает удовлетворение внешнее. Первая обеспечивает выполнение сложных задач, человек самовыражается в труде. Вторая предполарает, что работа не является самоцелью, а лишь средством удовлетворения других потребностей и человек самореализуется вне работы.

Лохвуд и Гудтропп предлагают 4 вида трудовых ориентаций:

1) инструментальная

работа имеет значение, как средство получения дохода; четко разделены труд и досуг, работник включен в организацию исключительно по рассчету и характерно слабое личностное участие в труде.

2) бюрократическая

Труд производится во имя карьеры, нечетко разделены отношения работы и непроизводственной сферы, работник включен в организацию, на основании чувства долга, личностное же участие в труде зависит от статуса работника.

3) солидаристическая

Экономическое значение работы органичено групповой лояльностью, характерны взаимоотношения с коллегами и вне трудовой сферы, включенность в организацию идет на моральных основаниях, вследствие идентификации с фирмой, характерна сильная эмоциональная включенность в трудовой процесс.

4) профессиональная

человек ориентирован на сам процесс работы, и удовлетворен содержанием работы, глубоко включен в процесс труда.

В социологическом анализе трудовых ориентаций, результат зависит от характера социальной ситуации. Инструментальных ориентаций придерживаются работники ручного труда, бюрократических - т.н. "белые воротнички", солидаристических - работники традиционных профессий.

Удовлетворенность трудом - эмоциональное состояние, в котором выражается степень соответствия между теми требованиями, которые человек предъявляет к своей работе и ее объективными характеристиками. Выделяют общую и частную удовлетворенность трудом. Общая удовлетворенность характеризуется удовлетворенностью работой в целом, а частная - степенью удовлетворенности конкретными аспектами работы, например зарплатой.

Херцберг предложил двухфакторную теорию трудовой мотивации. В 60-е годы, эмпирические исследования инженеров и служащих промышленных предприятий показали, что удовлетворенность и неудовлетворенность трудом, имеют различные состояния. Неудовлетворенность вызывают "гигиенические факторы", такие как, политика компании, стиль руководства, зарплата, безопасность, наличие гарантий и страховок, отношения с коллегами. Состояние удовлетворенности вызывают "мотиваторы", такие как, содержание труда, сознание своих достижений, признание достижений окружающими, чвство ответственности, самоорганизация в труде, самореализация в труде. Эту теорию критикуют за абстрактный (общий) подход к работнику.

Удовлетворенность трудом формируется, в основном, под влиянием сознания. Но она рассматривается не только как индивидуальное явления, но, как зависимое от культуры общества, от тех требований, которые предъявляются к труду. На удовлетворенность работой у служащих оказывают влияние творческий характер труда, возможность использования своих умений и навыков, перстиж профессии, степень контролирования трудового процесса, возможность интегрирования в группе. Неудовлетворенность же вызывают частичность и бесполезность работы.

Взаимоотношние работы и непроизводственной сферы - важный аспект понимания трудового поведения. Непроизводственная сфера задает тот спектр потребностей в товарах и услугах, который реализуется в сфере труда. Это сфера формирования трудовых ориентаций, потребностей, это взаимодействие идет через мировоззрение человека.

Лохвуд и Гоулдпорт полагают, что у работников квалифицированного труда мировоззрение близко к мировоззрению среднего класса.

Стенли Паркер раскрывает связь труда с досуговой сферой: сущсетвует три типа взаимодействия работы и непроизводственной сферы:

1) расширение ( работа расширяет свои пределы в досуг), 2) нейтральное ( для рутинного, нефизического труда), оппозиция ( отдых, компенсация в досуговой сфере).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sociologia.iatp.by

diplomba.ru

Понятие труда, предмет и метод трудового права

Понятие труда, предмет и метод трудового права

25.03.1926 г. в Женеве была подписана Конвенция, запрещающая рабство. СССР присоединился к Конвенции в 1956 г. В 1956 г. была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством и иного принудительного труда. Эта Конвенция основана на том, что свобода есть прирожденное право каждого человека.

Наиболее важные стороны трудовых отношений в обществе закрепляются в конституциях и иных нормативно-правовых актах наиболее развитых государств.

Конституция России 1993 г. (ст.37) установила право на труд и свободу его выбора. Этот принцип свободы труда соответствует ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Трудовой кодекс России от 21.12.2001 г. отразил принципы организации труда признанные международным сообществом.

Именно труд дал название данной отрасли российского права, выделившейся из гражданского права после принятия первого Кодекса законов о труде России в 1918 году.

Труд представляет собой целенаправленную деятельность человека, реализующего его физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ. Трудовое право регулирует отношения по труду в общественной организации труда. Правовое регулирование труда подразумевает регулирование отношений по труду, поведение людей в этих отношениях, а не процесс деятельности.

Вместе с тем, не всякий труд регулируется трудовым правом. Труд учащегося, военнослужащего, труд домохозяйки или на собственном огороде не является сферой регулирования трудового права, потому, что отсутствует общественная организация труда и трудовых отношений в общественной кооперации труда здесь не возникает.

Организация труда носит двойственный характер: общественный (социальный) и технический.

Общественная организация труда – это существующая в данном обществе связь между людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения по собственности к средствам производства и к продукту труда. Эти отношения людей, исторически характерные для каждого государства, и являются предметом регулирования трудового права.

Техническая организация труда это, во-первых, связь человека в процессе труда с орудиями труда (техникой, сырьем и материалами, технологическим процессом и т.п.), во-вторых, отражение отношения человека к природе, степени воздействия на нее при её использовании в трудовой деятельности. Техническая организация труда регулируется техническими правилами, инструкциями и т.п. и не подпадает под регулирующее воздействие трудового права.

Метод трудового права

Правовое регулирование общественных отношений в области труда осуществляется комплексом способов, называемых методом трудового права. К методу трудового права относятся следующие способы регулирования трудовых отношений:

o Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования труда.

o Договорный характер труда и установление его условий.

o Равноправие сторон трудового договора.

o Участие в правовом регулировании труда работодателей и работников.

o Защита трудовых прав в судебном и несудебном порядке.

o Единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство правового регулирования труда проявляется в общеобязательном характере принципов и норм трудового права, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральным законодательством как по субъектам, так и по территории. Дифференциация в регулировании трудовых отношений связана с шестью основными факторами, учитываемых при нормотворчестве: условия труда, климатические условия, физиологические (женщины) и психофизиологические (подростки) особенности организма работника, специфика и характер труда (сезонный, вахтовый, госслужба), отраслевые особенности.

Виды трудовых договоров

Все трудовые договоры классифицируются прежде всего по времени их действия, т.е. по сроку:

- на неопределенный срок;

- на определенный срок – срочные.

Срочные трудовые договоры заключаются в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения как по инициативе работника или работодателя.

Каждый из указанных видов трудовых договоров можно в свою очередь разделить по особенностям порядка заключения и по содержанию. Особенности отдельных видов договоров предусмотрены в разделе XII ТК РФ "«Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», а также федеральными законами, например, «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Особое место в системе трудовых договоров занимают трудовые договоры с молодыми рабочими, окончившими профессионально-технические училища, и молодыми специалистами, обучавшимися в учебных заведениях по направлению работодателя, когда они должны отработать определенное время в организации, откуда они были направлены на учебу.

Отличным от обычного трудового договора является трудовой договор, заключаемый с работником по результатам конкурса. Его особенностями является то, что он заключается только с лицами, избранными на должность в ходе конкурса по результатам предварительного тайного голосования. Так, все должности научно-педагогического состава вузов замещаются по трудовому договору после конкурсного отбора. Должности декана факультета т заведующего кафедрой являются выборными (ученый совет вуза).

Трудовые договоры молодых рабочих, окончивших профес­сионально-технические училища, и молодых специалистов, окон­чивших по направлению работодателя высшие и средние специ­альные учебные заведения, занимают особое место в системе трудовых договоров.

Трудовой договор по конкурсу заключают: а) лица, прошедшие конкурс на вакантные должности профессорско-преподавательского состава вузов и научных сотрудников научно-исследовательских институтов и лабораторий; б) артисты, режиссеры и другие театральные творческие работники, прошедшие очередной конкурс, ко­торый объявляется на эти должности; в) государственные служа­щие могут приниматься по конкурсу.

Трудовой договор с женщинами, лицами с семейными обя­занностями (в воспитании малолетних детей и уходе за больными, нетрудоспо­собными членами семьи). Его особенности основаны на физиоло­гических особенностях женского организма, требующих специ­альной защиты от производственных вредностей.

Трудовой договор с несовершеннолетним работником. Его особенности основаны на психофизиологических осо­бенностях неокрепшего организма, требующего специальной за­щиты от производственных вредностей.

Трудовой договор с руководителем организации и членами коллегиального исполнительного органа организации. Дифференциация их труда основана на особой роли и зна­чении труда руководителя организации для успешной работы всей организации и его особой ответственности за всю организа­цию труда и производства.

Трудовой договор с педагогическими работниками. Особенности этого договора связаны с таким основанием дифференциации, как воспитательный характер их труда.

Трудовой договор работников и священнослужителей с религиозными органи­зациями.

Трудовой договор с надомниками.

Трудовой договор для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Трудовой договор о работе по совместительству. Под совместительством следует понимать выполне­ние работником помимо основной другой регулярно оплачивае­мой работы на условиях трудового договора в свободное от ос­новной работы время.

Совместительство может быть двух видов: внутреннее (внут­ри данной организации) и внешнее (в другой организации). У совместителей, таким образом, имеются два трудовых догово­ра: один по основной работе, другой по совместительству.

Трудовой договор о сезонной работе. Сезонными признаются работы, которые в силу природных и иных климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев.

Трудовой договор с временным работником. Временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух ме­сяцев.

Трудовой договор работников организаций Вооруженных Сил РФ и работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу.

Меры поощрения

Поддержание и укрепление трудовой дисциплины осуществляется с помощью различных методов: убеждение, воспитание, принуждение, поощрение и др. Меры морального и материального стимулирования имеют целью обеспечение должной трудовой дисциплины, укрепление организованности и порядка. Целью поощрения является стимулирования как отличившегося работника, так и других на его примере.

В правовом смысле поощрением следует понимать публичное признание трудовых заслуг и оказание почета как отдельному работнику, так и коллективу в форме установленных трудовым законодательством и локальными нормативными актами мер поощрения. Меры поощрения носят правовой характер, поскольку установлены или санкционированы органами власти. Трудовое законодательство устанавливает два основания поощрения: за успехи в работе и за особые трудовые заслуги.

В статье 191 ТК РФ предусмотрен примерный перечень видов поощрений, применяемых работодателем в отношении работников за добросовестное исполнение трудовых обязанностей: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой (в том числе органа власти и управления Федерации и ее субъекта), предоставление к званию лучшего по профессии. Коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, уставами или положениями о дисциплине могут быть предусмотрены иные виды морального и материального поощрения работников: награждение нагрудным знаком, вручение личного клейма.

В отраслях экономики существует широкая система почетных званий, присваиваемых за особые заслуги: Почетный – Заслуженный химик, шахтер, врач, артист, связист, учитель, и т.п.

За особые заслуги перед обществом и государством работники могут быть награждены Президентом РФ государственными наградами – орденами и медалями.

Свои почетные звания есть в субъектах Федерации.

Своеобразным поощрением является досрочное снятие с работника дисциплинарного взыскания.

Исходя из перечня поощрений их можно разделить на два вида: моральные и материальные.

Поощрения оформляются приказом или распоряжением руководителя организации, который доводится до всех работников и сведения о нем заносятся в трудовую книжку работника.

Для каждого вида поощрений существует определенный порядок его применения, который определен в нормативном акте, которым устанавливается конкретный вид поощрения: представление, подготовка нормативного акта о поощрении (Указ, приказ, распоряжение) и собственно поощрение–награждение.

Виды дисциплинарной ответственности в трудовом праве

Дисциплинарная ответственность работников, наряду с уголовной, гражданско-правовой, административной является одним из видов юридической ответственности, регулируемых соответствующими отраслями права.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника претерпеть неблагоприятные для себя моральные и материальные последствия за виновное, противоправное неисполнение трудовых обязанностей. Юридическим основанием привлечения к этому виду ответственности является дисциплинарный проступок конкретного работника.

Дисциплинарным проступком признается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей в форме действия или бездействия. Не может считаться дисциплинарным проступком отказ от выполнения общественного поручения.

Дисциплинарный проступок как правонарушение обладает совокупностью признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Субъектом дисциплинарного проступка является только гражданин, состоящий в трудовых отношения по трудовому договору с конкретным работодателем и нарушивший трудовую дисциплину.

Основу субъективной стороны составляет вина работника в форме прямого или косвенного умысла или неосторожности, т.е. психическое отношение работника к своему противоправному деянию. При этом не будет правонарушением отказ работника от исполнения поручений, обусловленных изменением существенных условий трудового договора (труда).

Объектом дисциплинарного проступка выступает внутренний трудовой распорядок конкретной организации.

Объективную сторону составляют вредные последствия и причинная связь этих последствий с противоправным деянием работника.

Трудовое законодательство различает два вида дисциплинарной ответственности : общую и специальную.

Общая дисциплинарная ответственность предусмотрена правилами внутреннего трудового распорядка и распространяется на всех работников, кроме тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Этот вид ответственности предусматривает следующие виды наказания: замечание, выговор, увольнение. Указанный перечень взысканий является исчерпывающим и не может дополняться локальными нормативными актами.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются: вина работника, тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника. Определяющим моментом в оценке противоправности деяния работника является наличие его вины в неблагоприятных последствиях.

Специальная дисциплинарная ответственность в соответствии с трудовым законодательством установлена для отдельных категорий работником уставами и положениями о дисциплине. Этот вид ответственности от общей отличается:

- по кругу субъектов ответственности;

- по мерам (видам) дисциплинарного взыскания;

- по лицам, уполномоченным применять дисциплинарное взыскание;

- по порядку обжалования взысканий.

К специальной ответственности, например в сфере железнодорожного транспорта, относится: лишение свидетельства на право управления локомотивом, освобождение от должности по обеспечению безопасности движения, увольнение за совершение грубого нарушения, создавшего угрозу безопасности движения поездов и др.

Специальная ответственность предусмотрена в отношении государственных служащих. Среди видов взысканий – предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение за разглашение государственной и иной, охраняемой законом тайны, временное отстранение (до 1 месяца) от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о дисциплинарной ответственности.

Привлечение к дисциплинарной ответственности должно осуществляться с соблюдением установленного порядка. До применения взыскания от работника берется письменное объяснение, в случае отказа составляется акт. Взыскание должно быть применено к работнику непосредственно после проступка, не позднее 1 месяца со дня обнаружения, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске времени на учет мнения представительного органа работников. применение взыскания может быть не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а в случае обнаружения в результате проверки или ревизии не позднее 2 лет со дня его совершения. в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый проступок может быть применено только одно взыскание, которое объявляется приказом по организации с указанием мотивов его применения и доводится до сведения всех работников, а правонарушителю под расписку в течение трех рабочих дней с момента издания приказа. Отказ правонарушителя от подписи за ознакомление юридической силы не имеет.

В течение действия дисциплинарного взыскания (1 год) к работнику не применяются меры поощрения и ему может не выплачиваться премия.

Если в течение года работник не допустить нового дисциплинарного проступка взыскание считается снятым, а работник не имеющим взысканий. Взыскание может быть снято с работника досрочно при наличии к тому оснований:

·

o по инициативе лица применившего взыскание;

o по ходатайству непосредственного начальника;

o по ходатайству представительного органа

Дисциплинарные взыскания в трудовую книжку не заносятся.

Понятие труда, предмет и метод трудового права

25.03.1926 г. в Женеве была подписана Конвенция, запрещающая рабство. СССР присоединился к Конвенции в 1956 г. В 1956 г. была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством и иного принудительного труда. Эта Конвенция основана на том, что свобода есть прирожденное право каждого человека.

Наиболее важные стороны трудовых отношений в обществе закрепляются в конституциях и иных нормативно-правовых актах наиболее развитых государств.

Конституция России 1993 г. (ст.37) установила право на труд и свободу его выбора. Этот принцип свободы труда соответствует ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Трудовой кодекс России от 21.12.2001 г. отразил принципы организации труда признанные международным сообществом.

Именно труд дал название данной отрасли российского права, выделившейся из гражданского права после принятия первого Кодекса законов о труде России в 1918 году.

Труд представляет собой целенаправленную деятельность человека, реализующего его физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ. Трудовое право регулирует отношения по труду в общественной организации труда. Правовое регулирование труда подразумевает регулирование отношений по труду, поведение людей в этих отношениях, а не процесс деятельности.

Вместе с тем, не всякий труд регулируется трудовым правом. Труд учащегося, военнослужащего, труд домохозяйки или на собственном огороде не является сферой регулирования трудового права, потому, что отсутствует общественная организация труда и трудовых отношений в общественной кооперации труда здесь не возникает.

Организация труда носит двойственный характер: общественный (социальный) и технический.

Общественная организация труда – это существующая в данном обществе связь между людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения по собственности к средствам производства и к продукту труда. Эти отношения людей, исторически характерные для каждого государства, и являются предметом регулирования трудового права.

Техническая организация труда это, во-первых, связь человека в процессе труда с орудиями труда (техникой, сырьем и материалами, технологическим процессом и т.п.), во-вторых, отражение отношения человека к природе, степени воздействия на нее при её использовании в трудовой деятельности. Техническая организация труда регулируется техническими правилами, инструкциями и т.п. и не подпадает под регулирующее воздействие трудового права.



infopedia.su