План-конспект урока музыки на тему "Три кита в музыке". Три кита нарисовать по музыке


Презентация по музыке "Три кита в музыке" (2 класс)

Инфоурок › Музыка › Презентации › Презентация по музыке "Три кита в музыке" (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Три кита в музыке

2 слайд Описание слайда:

Легенда о трёх китах

3 слайд Описание слайда:

Танец Песня Марш Жанры

4 слайд Описание слайда:

Песня ♪ Песня звучит напевно, с широким дыханием. ♪ Мелодия в песне должна быть удобна для пения. ♪ Песней мы называем музыку, которую поем со словами.

5 слайд Описание слайда:

Виды песен Народная песня Эстрадная песня Авторская песня Опера

6 слайд Описание слайда:

Танец ♪ Мелодия танца может быть любой – ровной или со скачками. ♪ Ритм у танцев может быть острым или спокойным. Но ♪ Под музыку танца нам всегда хочется танцевать, т.е. выполнять разные движения – прыгать, кружиться и т.д.

7 слайд Описание слайда:

Виды танцев Бальный танец Народный танец Спортивный танец Балет

8 слайд Описание слайда:

Марш ♪ Марш может звучать громко или тихо. ♪ Мелодия марша может быть ровной или со скачками. ♪ Исполнять марш может один инструмент или целый оркестр, но ♪ Нам всегда хочется маршировать под эту музыку.

9 слайд Описание слайда:

Виды маршей Торжественный (военный)марш Спортивный марш Траурный марш Карнавальный марш Детский марш Встречный марш

10 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Эта презентация поможет учителю ярче раскрыть тему. решится проблема с наглядностью. Раскрывается понятие термина жанр, существование трёх жанров в музыке: песня, танец, марш.

 

Говоря о видах песни, танца и марша перед учителем открывается огромное поле творческой деятельности. Можно выбрать совершенно разные музыкальные фрагменты. А ещё лучше привлечь к этой работе самих учеников, дать им задание самим или с родителями найти музыкальный материал по теме. Такое задание несомненно повысит и творческий потенциал, и познавательную активность учащихся. Позволит проявить себя как грамотного пользователя Интернет.

Общая информация

Номер материала: 414186

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Три кита в музыке (марш, танец, песня). Рисование бабочки (эстамп)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Цель: познакомить учащихся с тремя китами музыки, повторить изученную песню, закрепить знания нотной грамоты, используя эстамп нарисовать бабочку, расширить кругозор, развивать внимание, память, речь, воспитывать любовь к искусству (к музыке и живописи).

Оборудование: магнитофон, диски, альбом, гуашь или краски ,скрипичный ключ.

Ход урока

1. Организационный момент. (Створки доски закрыты, цепочка)

2. Сообщение темы урока.

У. Я приглашаю вас в путешествие в необычную страну.(На доске висит записка) Ой! Здесь написано: "Просьба не звонить и не стучать! Может это особенный мир, куда не должны доноситься ни звука? Нет! Полной тишины в том мире куда мы попадем никогда не бывает, там живут звуки, но не простые, а музыкальные, и если ты с ними подружишься, они сделают твою жизнь намного интереснее. Они научат тебя петь, танцевать и принесут тебе много радости. Но иногда в этом мире нельзя ни петь, ни танцевать, а только слушать музыку. Ой, как же открыть, если стучать и звонить нельзя. А очень просто ключом. А может кто-то знает как он называется? (Ответы детей) Да! Этот ключ называется скрипичным. (Звучит музыка, Моцарт "Маленькая Ночная Серенада" 1 часть).

У. Мы должны на уроке узнать на каких трех китах держится музыка.

3. Работа по теме урока.

У. Утро. Прозвенел будильник, но вставать ой как не хочется. Но вдруг в голове включается музыка бодрая и веселая , Ты встаешь и делаешь зарядку! А потом ты маршируешь в школу т. е. идешь в школу . Под какую музыку это тебе было приятнее , веселее, легче делать? (Ответы детей). Да! Это марш. Марш- жанр музыки, он по-французски означает ходить, маршировать, это 1 кит на котором держится музыка .

(Прослушивание "Марш Ракоци")

4. Физ.минутка, Дети маршируют под музыку.

У. Весело шагая мы пришли в школу. В школе конечно не до песен и музыки, но вот уроки закончились и ты спешишь домой.

У. Что вы делаете после уроков?

Д. Идем на каток!

У. Под какую музыку удобнее кататься, кружиться на коньках?

Д. Под вальс.

У. Слово " вальс" произошло от немецкого "вальцен" кружить, катать. очень давно, чуть ли не двести лет назад, в столице Австрии Вене начали танцевать новый бальный танец, сначала он не понравился баронам и их женам, но вскоре вальс танцевали и на площадях и во дворцах. Композиторы начали сочинять вальсы- их нужно было много- красивых, легких, мелодичных. Королем вальсов является австрийский композитор Иоганн Штраус. (Прослушивание вальса "Сказки Венского леса", подготовленные дети исполняют танец-вальс.)

У. А еще под какую музыку легко танцевать?

Д. Под польку.

У. Да она более быстрая .Послушаем "Неаполитанская Песенка" полька, ее написал русский композитор П. И. Чайковский.

И вальс и полька объединяются словом танец, это 2 кит на котором держится музыка.

Скоро праздник "День Защитника Отечества" и мы исполним русскую народную песню "Солдатушки". (Дети исполняют песню).

У. Сейчас мы послушаем песню " Жил- был у бабушки серенький козлик" музыка Моцарта, исполнит Баязитова Дина и сама сыграет на музыкальном инструменте.

(Прослушивание) У. мы исполнили 2 песни. И 3 кит на котором держится музыка называется -песня. (Прослушивание)

У. Звуки - это то ,что мы слышим , музыка это тоже звуки и я предлагаю самим сочинить музыку, задание такое, хлопни в ладоши, постучи, прибавь шелест страниц книги и из этих звуков сочини музыку. Д. (Не получается.)

У. А почему? Какие звуки нужны , чтобы получилась музыка? (Музыкальные.) А как поймать музыкальный звук? Речевые звуки поймали - их записали буквами. Музыкальные звуки мы записываем нотами и живут ноты на 5 лесенках.

А сейчас послушаем музыку П. И. Чайковского.

-Что вы представили? (Ответы детей. Лето , бабочки.)

Правильно. Эта классическая музыка называется "Июнь" из альбома "Времена Года".

5. Изобразительное искусство.

У. Сейчас мы нарисуем бабочку. Сколько крыльев у бабочки? ( 4) А на контуре только 2 крыла. (Учитель раздал детям контуры в половину бабочки).

-Что надо сделать, чтобы получилось еще 2 крыла? (Ответы детей).

Д. Обвести контур, разукрасить гуашью или красками, согнуть лист пополам, аккуратно прижать и открыть лист, и на половине листа отпечатается другая половина бабочки) Да этот прием называется печатаньем или эстампом.

-Разукрашиваем бабочку по желанию.(Под музыку.)

6. Выставка работ учащихся.

7. Обобщение. Вам урок понравился? Что нового вы узнали? Чему научились?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Три кита в музыке | Музыкальный класс

Песня, марш, танец очень прочно вошли и обосновались в нашей жизни, порою этого даже невозможно заметить и уж тем более связать с искусством. К примеру, идёт рота солдат с маршем, естественно они не занимаются искусством, но оно вошло в их жизнь в форме марша, без которого они уже не могут существовать.

Таких примеров существует бесчисленное количество, так что рассмотрим эти три кита в музыке более подробно.

Первый кит: Песня

Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.

Второй кит: Танец

Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений – танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чётче передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам. Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие.

Третий кит: Марш

Наряду с песней и танцем, марш также является основой музыки. Имеет ярко-выраженный ритмический аккомпанемент. Впервые встречается в трагедиях древней Греции в качестве аккомпанемента сопровождающего выход на сцену актёров. С маршами, различными по настроению: весёлыми и бодрыми, праздничными и походными, траурными и печальными связаны многие моменты из жизни человека. Из беседы композитора Д. Д. Кабалевского «О трёх китах в музыке» можно сделать вывод по поводу характера марша, а именно, у каждого отдельного произведения этого жанра абсолютно свой характер, не похожий на другие.

Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: в симфонии и опере, в хоровой кантате и в балете, в джазовой и народной музыке, в струнном квартете и фортепьянной сонате. Даже в повседневной жизни «три кита» постоянно рядом с нами, не зависимо от того, обращаем мы на это внимание или нет.

Автор – Станислав Колесник

И напоследок, посмотрите клип группы “Яхонт” на замечательную русскую народную песню “Чёрный ворон”:

music-education.ru

"Три кита в музыке" - музыка, презентации

Цель:  формирование у детей представление о музыкальных жанрах

Задачи: - познакомить учащихся с простыми и доступными музыкальными жанрами:          « Песня, Танец, Марш»

- развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, мышление, память, воображение и фантазию;

- воспитывать интерес и любовь к музыки, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся.  

Просмотр содержимого документа «"Три кита в музыке"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Дом детского творчества №1» г. Мариинска

Три кита в музыке

Занятие музыка для детей 5-6 лет

Автор: Шанда Марина Александровна,

Педагог дополнительного образования

Три кита в

музыке

Особо одарённый природой человек, который может и любит сочинять музыку ?

КОМПОЗИТОР

Как называют людей, которые поют или играют на музыкальных инструментах?

ИСПОЛНИТЕЛИ

Найдите на картинках того, кто сочиняет музыку? (правильный ответ- аплодисменты)

Найдите на картинках того, кто исполняет музыку? (правильный ответ- аплодисменты)

Найдите на картинках того, кто слушает музыку? (правильный ответ- аплодисменты)

“ Земля стоит на трех китах ” – считали раньше люди. Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим! На марше, танце, и на песне. Она стоит века, И мы с мелодиями вместе, Идем в руке рука”.

«Три кита»

в музыке –

- песня,

- танец,

- марш.

МАРШ

Что такое марш?

Марш – это

ходьба под музыку,

четкие движения…

Давайте вспомним какие марши вы знаете?

Детский

Военный

Спортивный

Праздничный

ТАНЕЦ

Что такое танец?

Танец – это

движение

под музыку…

Как можно танцевать?

Парами

Ансамблем

Солистом

Назови какие виды танца ты знаешь?

ВАЛЬС

Ча ча ча

Танго

ПОЛЬКА

Галоп

Песня

Что такое песня?

Песня – это

звучание музыки

и слов…

Песни делятся на две категории:

Народные песни

Композиторские

песни

Характер у песен бывает разный:

Грустный

Задумчивый

Добрый

Шутливый

Веселый

Злой

Послушай внимательно и угадай, где звучит «кит марш», «кит танец» и «кит песня»?

Что такое три «кита» в музыке?

Это три основы, на которых строится вся музыка:

Песня ,

Танец

и Марш .

Список используемых источников

Литература

  • Бочкова И.В., Использование ИКТ на уроках музыки. 2011 г.

Интернет-источники:

  • Три кита в музыке http:// www.ikt.oblcit.ru/205/Maikovskaya/p3aa1.html
  • Уроки музыки http:// festival.1september.ru/articles/subjects/14

Источники иллюстраций:

  • Картинки из личного архива

kopilkaurokov.ru

Презентация «Три кита музыки»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Три кита музыкиМузыкальный руководитель ГБДОУ Д/С №37 Маханькова Л.Б.

Слайд 2

Задачи: Познакомить детей с музыкальными жанрами Узнать о значении этих жанров в музыкальном мире Узнать о разновидностях каждого жанра Прослушать несколько музыкальных произведений соответствующих этим жанрам Вызвать эмоциональный отклик Расширить кругозор детей

Слайд 3

Содержание работы: 1. Оснащение предметно-развивающей среды материалами по соответствующей теме. 2. Посещение какого-либо концерта, для прослушивания в живую хотя бы одного жанра (на выбор) 3. Проведение конкурса рисунков на тему «Три кита музыки» 4. Данная презентация это виртуальная экскурсия, которая представлена детям, в качестве досуга. Рекомендуется для старшей и подготовительной группы

Слайд 4

Ребята, сегодня я вам расскажу про трёх китов, которые живут в мире музыки

Слайд 5

Давным-давно люди считали, что земля стоит на трёх китах, которые держат землю на своих могучих спинах.

Слайд 6

Но потом человек полетел в космос и люди узнали, что земля круглая и она вращается вокруг солнца. Но в музыке всё совсем по другому. Давайте познакомимся с этими китами.

Слайд 7

Этих китов зовутПесняТанецМарш

Слайд 8

ПесняРебята, скажите пожалуйста, что такое песня? (ответы детей) Вы правильно говорите. Песней, мы называем музыку, которую поём со словами. А давайте подумаем, какие бывают песни? (ответы детей)

Слайд 9

Песня бываетнароднаяопераэстрадная

Слайд 10

ТанецА теперь давайте подумаем, что такое танец? (ответы детей) Танец-ритмичные, выразительные движения исполняемые с музыкальным сопровождением. Под музыку танца нам всегда хочется выполнять какие-то движения – кружится, прыгать, приседать и т.д.

Слайд 11

Танец бываетнародныйбалет

Слайд 12

спортивныйбальный

Слайд 13

МаршМарш — это музыка имеющая четкий ритм, которая сопровождает чёткие движения человека. Марш — один из главных элементов военной музыки. Марши тоже бывают разные.

Слайд 14

Марш бываетдетскийторжественныйкарнавальный

Слайд 15

Ребята, сегодня мы познакомились с тремя китами музыки. Давайте вспомним как их зовут? (ответы детей)

Слайд 16

Я надеюсь что вам понравилось наше путешествие в мир музыки и вы будете узнавать о нём всё больше и больше от родителей, друзей, с помощью телевизора, походов в театр и конечно же на наших музыкальных занятиях. Спасибо вам большое за внимание!

lusana.ru

Три кита в музыке - музыка, уроки

Урок музыки. Три кита в музыке: песня, танец, марш

Музыкальный материал:

Песни: М.Л.Лазарев, "Катерок", Р.н.п. "Во поле берёза стояла", М.Л.Лазарев, "Барабан".

Музыкальные произведения для слушания: С.В.Рахманинов "Итальянская полька", П.И.Чайковский "Вальс" из балета "Спящая красавица".

Музыкальные произведения для игры на музыкальных инструментах: С.С.Прокофьев "Марш".

Мультимедийное оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

- Ребята, уже традиционно, встретила нас на уроке...? (дети договаривают - "музыка"). И сегодня мы вновь отправимся в путешествие по океану музыки. С чего же всё начиналось?

- Давайте вспомним легенду о сотворении нашей земли и о трёх китах. В старину люди думали, что наша земля плавает в огромном океане и держат её три кита. Сегодня даже маленький ребёнок знает, что наша земля имеет форму шара, немного вытянутого по бокам. Этот шар находится, как и многие звезды, в космосе. Но легенда о том, что в музыке существуют Три кита, и они  находятся на музыкальном острове, который расположен в огромном океане волшебных звуков существует до сих пор. Эти киты имеют музыкальные имена, а какие мы это сейчас узнаем.

Мы вновь отправляемся в гости к королеве Музыке. Послушайте три мелодии и определите, к какому киту относится каждая из этих мелодий.

♫ Звучит Марш С. Прокофьева

- Что удобно делать под эту музыку?

Маршеровать.

                                   ***Кит Марш – строевой, боевой, озорной,С ним легче шагать нам дорогой прямой.С ним легче в походы с друзьями ходить,С ним праздник светлее, с ним радостней жить.

- Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие по океану музыки. А сейчас мы отправимся в сказку. А вы должны угадать, какой кит приведёт нас туда? Слушайте внимательно. И все вместе будем передавать настроение музыки движениями рук и корпусом тела в такт звучащей музыки.

♫ Звучит "Вальс" из балета "Спящая красавица"

- Как красиво получилось! Молодцы, все старались. Какие движения у нас были? Как мы их исполняли? (дети отвечают - "движения были плавными, исполняли мы их легко").

- Правильно, ребята. А какой кит помогал нам исполнить эту музыку? (дети отвечают - "кит танец").

- Молодцы. Такой плавный, лёгкий и кружащийся танец называется - вальс.

А что мы можем делать под третью мелодию?

♫ Звучит Колыбельная Медведицы

Петь.

***Расскажет кит Песня о странах волшебных,Об осени, лете, зиме и весне,О том, как чудесно жить детям на свете,О дружбе и мире на нашей земле.О том, как по рельсам бегут поезда,О том, как прекрасны луга и леса.Кит Песня расскажет о школе родной,О нашей учебе и дружбе большой.

- Ребята, художник пишет картины, писатель пишет для вас сказки и рассказы, поэт сочиняет стихи, а как называется музыкант, который сочиняет музыку? Композитор.

- Что же с ней происходит дальше? Что нужно сделать, чтобы музыка ожила? (дети отвечают - "её нужно исполнить, нужен исполнитель").

- А исполняется музыка для тех, кто её будет...? (дети договаривают - "слушать", нужны слушатели).

- Как мы называем таких людей? (дети отвечают - "слушатели").

- Итак, ребята, без кого не может музыка жить? (дети отвечают - "без композитора, исполнителя, слушателя").

- Молодцы! Вы уже много знаете о музыке. Ну а сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по океану музыки. Вы готовы? (дети отвечают - "да").

- Тогда садитесь поудобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и своё настроение движениями рук, корпусом тела в такт звучащей музыки. Итак, в путь!

♫ Звучит музыкальная заставка телепередачи "В мире животных", дети выполняют плавные движения руками и телом.

- Ребята, чтобы наше путешествие было приятным и интересным, давайте споём песенку "Веселые путешественники"

- Ребята, какой это кит – ПЕСНЯ. А какая по характеру эта песенка? Как мы её исполнили? (дети отвечают - "весело, легко").

- Молодцы, ребята, вы настоящие артисты!

- Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось?

- А кто помогал нам путешествовать? (дети отвечают - "музыкальные киты: песня, танец и марш").

- Вы все сегодня очень хорошо работали и получили оценку "5". Спасибо за урок.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока музыки на тему "Три кита в музыке"

ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ

Таблица 1

Усвоение новых знаний

Вид урока

Комбинированный

ТЕМА УРОКА

«ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ – МАРШ, ТАНЕЦ, ПЕСНЯ

цель урока

показать связь основных жанров музыки с жизнью;

планируемые личностные результаты образования

– проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при исполнении и восприятии музыкальных произведений;

– самооценка;– проявлять интерес к материалу урока.

планируемые универсальные учебные действия

Регулятивные

– формулировать и удерживать учебную задачу, оценивать качество и уровень собственной деятельности.

. -развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия.

Познавательные

– понимать заданный вопрос,

в соответствии с ним строить

ответ;

- развивать слух, память, чувство ритма, вырабатывать исполнительские навыки.

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение

Коммуникативные

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач (понимать точку зрения собеседника, уважать и принимать иное мнение),

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,

-умение выявлять выраженные в музыке настроения и характера и передавать свои чувства и эмоции с помощью творческого самовыражения,

- формировать умения перерабатывать информацию.

планируемые

предметные результаты

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой деятельности;

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения музыкального искусства, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- формулирование собственного мнения и позиции.

оборудование для проведения урока

компьютер, проектор, презентация, фонограммы песен.

использованные образовательные ресурсы для проведения урока

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? /Д. Б. Кабалевский. – Москва,1977.–256 с.

http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/tri-kita-v-muzyke/001-tri-kita-v-muzyke.html

Таблица 2

Содержание деятельности учителя и учеников

1.Организационный этап

2 мин.

Приветствие учителя с учениками. Организация рабочего места, создание положительного эмоционального настроя учащихся.

2 этап. Определение темы урока и ее формулировка

7 мин.

Беседа учителя о процессе появления музыки (композитор – исполнитель – слушатель).

3 этап. Актуализация и коррекция опорных знаний

2 мин.

Разговор с детьми о том, что они уже знают по данной теме. Подведение к выводу, что «три кита» уже встречались им.

4 этап. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся

«Три кита» Д. Кабалевский (01.00)

2 мин.

Музыкальная загадка. Детям предлагается угадать, какой кит звучит.

5 этап. Открытие нового знания

5.1. Первичное усвоение новых знаний

Марш «Рондо-марш» Д. Кабалевский (00.40)

Танец «Маленькая полька» Д. Кабалевский (00.32)

Песня «Во пале берёза стояла» (00.48)

10 мин.

Звучат произведения. После каждого прослушивания музыкального произведения проходит небольшой анализ о характере музыки, что удобно делать под мелодию, называют имена китов, высказывают своё мнение. Подтверждают свои выводы движениями и голосом.

5.2. Первичная проверка понимания

2 мин.

Ученики делают вывод о том, что они уже знакомы со всеми тремя музыкальными «китами».

- делают оценку своих выводов, решений;

-выполняют самопроверку, самооценку результатов; .

5.3. Первичное закрепление

«Маленькая полька»

10 мин.

Разучивание танца.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление

Пляцковский М. « Песня от улыбки» (02.06)

5 мин.

Ученики:

- повторяют и закрепляют учебный материал,

- устанавливают связи между новым и ранее изученным материалом.

7 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Нарисовать один из «китов» музыки

2 мин

Учитель:

- сообщает детым о домашнем задании, подробно объясняет, что необходимо будет сделать.

8 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

3 мин.

Ученики:

- оценивают свою деятельность,

- выделяют фрагменты урока, вызвавшие затруднения,

- отмечают понравившиеся моменты,

- делают выводы.

Ход урока

У: Прозвенел звонок на наш урок. Здравствуйте, ребята! Встали, выровнялись. У нас сегодня гости, давайте посмотрим на них, улыбнёмся им. Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь соседу справа, соседу слева, садитесь. Все ли готовы к уроку?

Д: Да

У: Тогда начнем.

У: Ребята, как вы думаете, как появляется музыка?

Д: Музыка появляется из различных звуков.

У: А как вы думается, что необходимо, чтобы получилась музыка?

Д: Нужен такой человек, который сможет сочинить музыку и ее сыграть.

У: Правильно, ребята, сначала нужно музыку сочинить, написать. А теперь представьте, что бы было, если бы музыки не существовала, какой унылой стала бы наша жизнь! Мамы больше не пели детям колыбельные песни, по радио и телевидению не услышали бы мы ни песен, ни музыки к кинофильмам, все театры были бы закрыты. Не было бы музыкальных школ, в детском саду и в школе не было бы праздников. Никто не примирился бы с такой потерей. Музыка нужна всем людям, без нее не смогли бы жить даже те, кто думает, что не любит музыку. А многие сделали музыку своей профессией. Есть особо одаренные природой люди, которые могут и любят сочинять музыку. Может кто-то из вас знает, как их называют?

Д: Композиторами.

У: Молодцы! А вот представим, написал композитор музыку и положил на книжную полку, тогда будет музыка?

Д: Нет, Мы же не можем ее услышать.

У: Конечно, надо, чтобы ее кто-то исполнил — сыграл или спел. А как называют человека, который исполняет музыку?

Д: Исполнитель.

У: Всё верно, таких людей называют исполнителями. Вот у нас музыка написана композитором, исполнитель спел или сыграл, а ее никто не услышал. Это будет музыка?

Д: Нет

У: Не вполне. Настоящей музыкой (искусством) она становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет. А как называют людей, которые слушают музыку?

Д: Слушатели.

У: Ребята, как вы думаете, на композитора надо учиться?

Д: Да, чтобы уметь сочинять музыку.

У: Конечно. Ведь, чтобы написать музыку, композитору нужно знать ноты, нотную грамоту, гармонию, играть на каком-то музыкальном инструменте. А на исполнителя надо учиться?

Д: Да, чтобы красиво исполнять музыку.

У: И исполнителю нужно обязательно учиться. Для этого существуют музыкальные школы, колледжи, консерватории. А на слушателя надо учиться?

Д: Нет

У: Может кто-то думает по-другому?

Д: На слушателя надо учиться, чтобы понимать музыку

У: Чтобы стать хорошим слушателем, тоже надо учиться только, конечно, не так как учатся будущие композиторы и исполнители.

У: Давайте сейчас и начнем учиться быть хорошими слушателями. Сядьте прямо, руки сложите на парте, корпус не напряжен. Думаем только о музыке.

У: Ребята, а кто знает, какой формы наша планета Земля?

Д: Круглая.

У: Верно, наша Земля круглая. А вот раньше все считали, что Земля плоская и стоит на трех китах, которые держат Землю, чтобы она не утонула. Но сейчас мы с вами знаем, что Земля круглая, но выражение «3 кита - три основы» до сих пор существует. В музыке тоже есть свои «три кита», три основы, три музыкальных жанра, на которых держится МУЗЫКА. Я думаю, что вы с ними давно уже знакомы.

У: Давайте прослушаем произведения, и, может быть, кто-нибудь из вас сразу догадается, к какому «киту» относится то или иное произведение.

Звучит «Три кита»

У: Кто-нибудь догадался к какому «киту» относятся эти произведения? Вижу, у некоторых это вызвало затруднение. Теперь давайте разберем каждого «кита» в отдельности.

Звучит марш «Рондо - марш»

У: Ребята, как вы думаете, что это за «кит»?

Д: Марш

У: Почему вы так решили? Что удобно делать под такую музыку?

Д: Потому что под марш можно маршировать и ходить.

У: Раз это марш, давайте промаршируем так, как подсказывает характер музыки (четко, легко, озорно). Я попрошу вас подняться из-за парт и выстроиться в проходах в шеренги, и встать так, чтобы никому не помешать маршировать.

Звучит марш «Рондо - марш»

Д: (Маршируют под музыку).

У: Хорошо. Итак, мы с вами познакомились с первым китом, который как называется? Скажем хором.

Д: Марш (хором)

У: А теперь давайте познакомимся еще со вторым музыкальным «китом».

Звучит танец «Маленькая полька»

У: Как вы думает, что это за «кит» сейчас прозвучал?

Д: Танец.

У: Правильно. Какое настроение создает такая музыка?

Д: Легкое, веселое, игривое.

У: А кто тогда мне скажет, в чем различие танца и марша?

Д: Под танец неудобно маршировать.

У: Танец подвижный, легкий, с яркими ударениями. А теперь приготовьте ваши ладоши. Сейчас мы прослушаем его еще раз и легкими хлопками будем отбивать ритм нашего танца.

Звучит танец «Маленькая полька»

У: Молодцы. Вот мы уже с вами успели познакомиться с двумя китами. Какими? Скажем хором.

Д: (хором) Кит-марш, и кит-танец.

У: А теперь мы с вами познакомимся с последним третьим «китом».

Звучит песня «Во пале береза стояла»

У: Что же это за музыкальный «кит» мы с вами прослушали?

Д: Песня.

У: Верно, это кит-песня. Можно заметить, что под пеню неудобно танцевать и маршировать. Песня мелодичное произведения. А знаете, ребята, ее можно сыграть с помощью любом музыкальном инструменте: и на скрипке, и на баяне, и на фортепиано, и на трубе.

У: Вот мы и познакомились с тремя музыкальными «китами», с которыми мы будем постоянно сталкиваться. Вместе с ними мы с вами окунемся в невероятный мир музыки

Звучит песня «Маленькая полька»

У: Ребята, мы с вами говорили, что одним из трех китов является полька. Давайте послушаем её.

Показ танца

У: Как вы считаете, в каком случае люди могли исполнять эту песню?

Д: На праздниках

У: Верно, её танцевали на праздниках. Молодцы. А теперь давайте ее вместе разучим.

Разучивание танцы «Маленькая полька»

У: Ребята, в начале урока мы с вами говорили, о композиторах, исполнителях и слушателях. Как вы думаете, кем мы были, когда танцевали?

Д: Исполнителями.

У: Верно. Потом мы с вами познакомились с «тремя китами» музыки. Давайте еще раз их хором назовем.

Д: Марш, танец и песня.

У: Молодцы. А теперь давайте с вами еще раз прослушаем мелодии и определим, что из них является маршем, танцем и песней.

Пляцковский М. « Песня от улыбки»

У: И с какими же «китами» музыки мы познакомились?

Д: Марш, танец и песня.

У: Таким образом, мы с вами еще раз убедились, что уже хорошо знакомы с «тремя китами», с тремя основными жанрами музыки. Музыка окружает нас везде. Невозможно представить мир без музыки. Невозможно на земле найти такого человека, который не знаком с музыкой, который ни разу не танцевал, не маршировал и даже не пел. И получается, что без «трех китов» ни один человек: ни взрослый, ни ребенок, никак не может обойтись.

У: Хорошо. Тогда вашим домашним задание будет нарисовать один из «китов» музыки на листочке.

У: Урок окончен. Спасибо, до свидания.

infourok.ru