танец гопак. Танец гопака


Пируэт Инфо - Информационный портал для артистов

Естественно любой танец не обходится без специальной обуви для народного и бального танца которую можно приобрести в интернет магазине dance1.com.ua

Танец «Гопак» — излюбленный и самый популярный танец Украины. Гопак пляшут все, от мала до велика. Это танец непосредственного веселья, в нем чувствуются широта, размах, задор. По построению «Гопак» — танец парный или парно-массовый, определенной композиции не имеет. Обычно начинается танец появлением пар, быстро мчащихся друг за другом по кругу против часовой стрелки. Во время стремительного хода «бигунец» исполнители как бы пролетают по кругу, мелькая красненькими сапожками, чуть отделяющимися отполз.

После массового танцевального куска возможны выступления отдельно юношей и отдельно девушек. Сначала легко, весело и задорно пляшут девушки. Затем на середину сцены выходят парубки, в их танце чувствуется сила и вместе с тем легкость. Юноша то как бы стелется по земле во время низкого «голубца», то взлетает вверх, как бы повисая в воздухе, на большом «тынке» и т. д. Во время присядочных движений, которых в украинском танце очень много, темп убыстряется — исполнители лихо выделывают простые присядки, «ползунки», «подсечку», «метелочку» и т. д.

Возможны в «Гопаке» также индивидуальные выступления: трое дивчин проходят танцевальным движением мимо парубков, кто-нибудь из парубков их сопровождает присядоч-ным движением. Затем на центр полукруга выскакивают двое или трое парубков и выполняют виртуозные присядочные и прыжковые движения, показывая свою ловкость и умение.

Танец обычно заканчивается общей пляской: дивчины пританцовывают, выстроившись в полукруг, парубки выполняют труднейшие присядочные и прыжковые движения. После этого исполнители или остаются на сцене, или пара за парой весело убегают за кулисы.

Предлагаемая композиция рассчитана на восемь пар.

Готовясь к танцу гопаку, все пары выстраиваются в затылок одна за другой в последней кулисе справа. В каждой паре юноша стоит слева, девушка справа, исполнители держатся за руки, скрещенные перед собой: левой за левую, правой за правую (положение № 12).

1-я фигура. Вы ход и ход по кругу. 16 тактов.

1-й- 4-й такты Все пары в затылок одна за другой живо и весело выбегают на сцену движением № 1 «бигунец» в гопаке, начиная с правой ноги, и двигаются по прямой вдоль задника сцены. Положение рук № 12.

5-й—8-й Пара за парой этим же движением «бигунец» заворачивают по кругу против хода часовой стрелки. На счет «раз» 5-го такта положение рук меняется:

соединенные левые руки поднимаются вперед по ходу движения, правые руки свободно открыты в сторону (положение № 14).

9-й—12-й Продолжая ход по кругу против часовой стрелки, пары тем же ходом двига ются мимо зрителя. На счет «раз» 9-го такта юноша каждой пары поворачивается и двигается спиной по ходу движения, ведя за собой девушку, двигающуюся лицом (положение рук № 19).

13-й—14-й Все пары продолжают двигаться по кругу против часовой стрелки тем же ходом № 1 - «бигунец». На «раз» 13-го такта юноши поворачиваются лицом по ходу движения и правой рукой берут правые руки девушек, поднимая их вверх, левые руки, не разъединяясь, отводятся влево (положение рук № 16).

15-й такт К концу 15-го такта первая пара приходит к левому углу сцены, последняя пара останавливается у правого угла сцены. Получается полукруг лицом к зрителю (см. чертеж № 2).

16-й такт Девушки этим же движением делают полный поворот на месте влево, проходя под поднятыми правыми руками. Левые руки опускаются вниз.

2-я фигура. «Г о л у б ц ы» и присядки в гопаке. 16 т а к т о в.

1-й—2-й т. Все исполнители делают «голубцы» с тремя притопами (движение № 13). Полукруг девушек лицом к центру двигается перед юношами влево, начиная «голубец» с левой ноги. Полукруг юношей двигается позади девушек вправо, начиная «голубец» с правой ноги. Руки во время исполнения «голубцов» открываются невысоко в стороны, при выполнении трех притопов кладутся сбоку на талию. Головы повернуты в сторону, противоположную ходу движения, каждый юноша поглядывает на девушку своей пары.

3-й—4-й То же движение № 13 - «голубцы» с тремя притопами повторяются с другой ноги: девушки полукругом двигаются вправо, делая «голубцы» с правой ноги,

юноши двигаются полукругом позади девушек влево, делая «голубцы» с левой ноги.

5-й—8-й такты Повторение движений 1-го - 4-го тактов.

9-й—15-й такты Юноши, оставаясь лицом к зрителю, делают на месте присядку (движение № 21), начиная с правой ноги. Каждая девушка обегает юношу своей пары против хода часовой стрелки движением № 1 — «бигунец». Юноша правой рукой держит левую руку девушки, подняв ее над своей головой, левая рука юноши лежит сбоку на талии, правая рука девушки во время бега то раскрывается вправо, то приближается к корпусу.

16-й такт Юноши, поднявшись с глубокого приседания, делают два притопа: сначала правой, затем левой ногой. Девушки, остановившись справа около юноши, делают два притопа: сначала левой, затем правой ногой. Руки у всех лежат сбоку на талии (положение № 1). Перед следующей фигурой небольшая пауза.

3-я фигура. Пляска девушек. 32 такта.

Юноши, оставаясь на месте, на «раз» каждого такта хлопают в ладоши.

1-й - 4-й Девушки движением № 1—«бигунец», начиная с правой ноги, собираются в круг.

5-й—8-й Взявшись за руки, девушки тем же ходом быстро двигаются по кругу против часовой стрелки.

9-й—12-й Разорвав круг, девушки тем же ходом № 1 выстраиваются на середине сцены

в линию лицом к зрителю.

13-й—16-й Обняв друг друга сзади за талию, девушки, сохраняя линию, почти на месте делают небольшой «тынок» (движение № 2), начиная с правой ноги. Головы поворачиваются то вправо, то влево. На конец 16-го такта девушки, сохраняя линию, расходятся чуть шире друг от друга и кладут руки себе сбоку на талию.

17-й—24-й такты Девушки, оставаясь в линии лицом к зрителю, делают «выхилясник с угинанием» (движение № 10), начиная с правой ноги. Правую руку девушки кладут на грудь, придерживая бусы (положение № 7).

25-й—27-й такты После «угинания» левая нога находится впереди, С нее девушки начинают делать «веревочку» на месте (движение № 7), повторяя движение шесть раз. Руки лежат сбоку на талии.

28-й такт Девушки делают три притопа: левой, правой и опять левой ногой (движение № 8), чуть продвигаясь напритопах вперед. Корпус слегка наклоняется вперед. Руки в положении № 3.

29-й—31-й такты Девушки делают «кружальце» с правой ноги (движение № 5), быстро вращаясь вправо. На этом движении девушки, стоящие на четных местах, выходят вперед, стоящие на нечетных местах отступают назад, чтобы свободнее было-вращаться на месте. Руки в положении №3.

32-й такт Девушки делают два притопа правой, затем левой ногой и останавливаются левым плечом к зрителю, как бы вызывая юношей на танец. Положение рук №1.

Перед следующей фигурой небольшая пауза.

4 – я фигура . Пляска парубков. 32 такта..

Темп замедленный.

1-й—6-й такты Юноши двигаются по кругу против часовой стрелки движением № 17 (низкий-«голубец» и большой «тынок» с поворотом корпуса), начиная с правой ноги. Корпус во время исполнения «голубца» сильно наклоняется вперед, при выполнении «тынка» выпрямляется и чуть откидывается в сторону. Во время «тынка» то одна, то другая рука поднимается вверх и раскрывается в сторону. Девушки спиной отбегают в центр круга.

7-й—8-й такты Обойдя круг, юноши тем же движением выстраиваются в одну линию или в. две линии в шахматном порядке лицом к зрителю. Девушки, разделившись, поровну, разбегаются в правый и левый нижний угол сценй.

9-й—11-й такты Юноши делают высокий «голубец» (движение № 14) с левой ноги, затем с правой и опять с левой ноги, раскрывая то одну, то другую руку в сторону.

12-й такт Юноши делают три притопа: левой, правой и опять левой ногой (движение № 8), слегка наклоняя корпус вперед. Руки лежат сбоку на талии.

13-й—14-й такты Юноши два раза выполняют высокий «голубец», начиная с левой ноги, как в-9-м — 10-м тактах.

15-й—16-й такты Юноши, сохраняя линию, отходят спиной назад движением «веревочки», начиная с правой ноги.

17-й—24-й такты Юноши делают присядку (движение № 21), начиная с правой ноги, причем: невысоко поднимаются с глубокого приседания. Руки скрещены на груди, (положение № 2в).

Девушки четверками с разных сторон движением № 5 — «дорижка», одни с правой, другие с левой ноги, идут к заднику сцены и выстраиваются за юношами в одну линию лицом к зрителю.

25-й—32-й такты Линия юношей делится пополам посередине. Каждая четверка обходит небольшой круг движением № 25 — «метелочка», двигаясь в затылок за крайними юношами справа и слева. Четверка справа двигается по часовой стрелке,, слева — против часовой стрелки. Обойдя полный круг, юноши выстраиваются в линию, каждый правым плечом около девушки своей пары. В каждой паре исполнители берутся за руки, скрещенные перед собой.

5-я фигура. Ход по кругу р гопаке (повторением фигуры). 16 тактов.

1-й—4-й такты Повернувшись лицом по ходу движения, все пары одна за другой двигаются по кругу против часовой стрелки. Положение рук № 12.

5-й—8-й такты Ход по кругу продолжается. Положение рук № 14.

9-й—12-й Положение рук № 19.

13-й—14-й Положение рук № 16.

15-й—16-й Закончив ход по кругу, пары выстраиваются опять в полукруг лицом к зрителю.

На ходу девушки делают под поднятыми руками полный поворот в сторону юноши.

6-я фигура. Пляска трех девушек и юноши. 16 тактов.

1-й—8-й Три девушки с левой стороны, выйдя из полукруга, кладут друг другу руки сзади на талию и движением № 2 (небольшой «тынок») весело двигаются по кругу против часовой стрелки. Один из юношей, проскочив вперед девушек, спиной отступает от них движением № 1 — «бигунец», также двигаясь по кругу против часовой стрелки. Корпус наклонен вперед, руки подняты вперед и слегка раскрыты в стороны.

9-й—12-й Пройдя полкруга, девушки, не разъединяясь, останавливаются посередине сцены, левым плечом к зрителю и делают на месте движение № 2 - «тынок», весело поглядывая на юношу. Юноша лицом к девушкам делает на месте «ползунок» (движение № 24), руки скрещены на груди (положение № 2в).

13-й—14-й Юноша, поднявшись с глубокого приседания, движением № 1 - «бигунец» спиной двигается в направлении левого нижнего угла сцены и возвращается в полукруг. Девушки движением № 2 — «тынок» лицом к парубку двигаются за ним и возвращаются на свои места в полукруг.

15-й—16-й Трое юношей из середины полукруга четырьмя беглыми шагами, начиная с правой ноги выбегают на центр сцены и останавливаются треугольником лицом к зрителю (см. чертеж № 8).

7-я фигура. Пляска трех парубков. 16 тактов. Темп слегка замедляется.

1-й—8-й Трое юношей в центре сцены делают четыре раза «упадание» и большой «тынок» в повороте (движение № 16), начиная с правой ноги.

9-й—10-й Юноша, находящийся в центре, делает две растяжки в воздухе (движение № 18). Двое юношей справа и слева делают «веревочку» (движение № 7) с двумя переступаниями, начиная с правой ноги и круто поворачивая корпус сначала левым плечом, затем правым плечом вперед.

11-й—12-й Двое юношей справа и слева делают растяжку в воздухе (движение № 18). Юноша, находящийся в центре, делает присядку (движение № 21), начиная с

правой ноги.

13-й—14-й Все трое юношей делают присядку (движение № 21), начиная с правой

ноги.

15-й—16-й Движением № 7 «веревочка» в гопаке, начиная с левой ноги, трое юношей спиной воз вращаются назад на свои места, к девушкам своей пары.

8-я фигура. Ход по кругу. 16 тактов.

1-й—14-й Повернувшись лицом по ходу движения, исполнители пара за парой движением№ 1 — «бигунец» двигаются по кругу против часовой стрелки, положение рук № 12.

15-й—16-й Юноши выбегают вперед, двое останавливаются в центре сцены, двое — на авансцене справа и слева, двое — по бокам со стороны правых и левых кулис и двое - позади. Девушки выстраиваются в полукруг лицом к центру.

9-я фигура. Общая пляска в гопаке. 16 тактов. Темп более быстрый.

1-й—16-й Двое юношей в центре полукруга делают «мельницу» (движение № 26). Двое юношей на авансцене справа и слева делают «подсечку» (движение № 27). Двое у правых и левых кулис делают «ползунок» (движение № 24) и, наконец, двое юношей, стоящих позади, взяв бубны, выбивают ритм танца, то наклоняя корпус, то делая поворот на месте.

Девушки, расположенные в полукруг, делают движение № 5 «кружальце»: восемь тактов вправо, восемь тактов влево. К концу 16-го такта все останавливаются на своих местах лицом к зрителю.

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «ГОПАК» - СХЕМА  

http://piruet.info/

Следующая страница.

piruet.info

Боевой гопак как разновидность боевых танцев

Можно ли сказать, что танец – боевое искусство? Многие сразу вспомнят бразильскую капоэйру, но далеко не все знают, что это не единственный танец с элементами борьбы. Существует еще так называемый боевой гопак. Его очень часто сравнивают с капоэйрой, на самом деле по философии он находится ближе к такому стилю, как кунг-фу.

Боевой гопак – это искусство боя, объединяющее в себе броски и удары с пластикой танца гопак. Очень часто в этой технике используются захваты и блоки, удары наносятся и ногами, и руками.

Не все знают, что гопак как воинская философия и национальное боевое искусство развивается уже в течение 20 лет. На сегодняшний день боевые танцы очень популярны среди молодежи, занимающейся спортом. Около 7 тысяч ребят регулярно занимаются в школах боевого гопака в Украине. Тренеры очень надеются, что из них в будущем получится прекрасное поколение защитников отечества.

Взгляды на это боевое искусство

Первый говорит о том, что боевой гопак – это украинская система боя, которая возникла в Запорожской Сечи, где в школах обучали этому искусству боя вместе с грамотой и игрой на музыкальных инструментах. Но революция оборвала традицию боевого гопака, и только в 1985 году Владимир Пилат из Львова решил восстановить ее. Есть сведения о том, что мужчина долгие годы проживал на Востоке и, вернувшись в Украину, был уже мастером спорта по карате. У Пилата, имевшего большой опыт за плечами, возникло желание основать собственную школу боевых искусств. Однако ему посоветовали вернуться домой и попытаться сделать это именно в Украине. Для основы будущего искусства боя Владимир решил взять движения такого народного танца, как гопак. Он и придумал термин «боевой гопак». Итак, первая версия гласит, что это украинское древнее боевое искусство, которое было возрождено при поддержке государства энтузиастами своего дела. Он является неотъемлемой частью национальной культуры Украины. В. Пилат, основатель школы, говорит о боевом гопаке как об авторском стиле.

Второй взгляд на гопак, окрашенный в ультранационалистические тона, предполагает, что корни боевого искусства уходят к ариям или древним украм. Но следует сказать, что некоторые современные русские боевые искусства также считают произошедшими от ариев или гипербореев. Во всех этих доводах мало спорта, но много патриотизма.

Последний взгляд представляет украинский боевой гопак как современную компиляцию разных элементов восточных искусств боя с движениями танца гопак и фольклора Украины. В тоже время философия восточных боевых искусств очень схожа с философией боевого украинского танца, но включает в себя немного национальной добавки. Жизнь, воспринимаемая как поле боя, дается ради борьбы за справедливость, идеалы чести, украинское государство.

Боевой поединок

Поединок обычно проводится в очерченном круге при определенном музыкальном сопровождении, задающем общий эмоциональный фон соревнования. Только тот, кто уже обладает мастерскими степенями, может воспользоваться оружием в танце-поединке (это может быть серп, двуручный меч и др.). Как правило, все состязания проводятся в национальных костюмах козаков. Таким образом, они приобретают огромную зрелищность и популярность среди простых людей, даже не знакомых с техникой боя.

Типы

Боевой гопак имеет несколько типов. Есть возможность выходить на спарринг или показывать одиночные упражнения. Когда спортсмен выступает один, то это больше похоже на танец под музыку, в котором делают большой акцент на демонстрирование боевых приемов. Спарринг может проходить как в легкой форме, когда удары только подразумеваются, так и в более рискованной, при которой бой идет в полную силу.

Уровни мастерства

Все боевые искусства имеют степени мастерства. У боевого гопака их семь. Три ученические — начинающий (Желтяк), третий разряд (Сокол), второй разряд (Ястреб). Есть промежуточная степень — Джура (первый разряд). И три мастерские — Козак (МС), Характерник (МСМК) и Волхв (заслуженный МС). Каждая степень имеет свой герб.

Развитие боевого гопака в столице Украины

В Киеве становление боевого гопака начинается в середине 90-х гг. При активном содействии студентов в 1997 году начала работать Школа Боевого Гопака, базой которой стал Киевский Национальный Университет им. Т. Г. Шевченко.

Впервые в Киеве в начале 2001 года провели Всеукраинский образовательно-воспитательный семинар Боевого Гопака.

В том же году в Южной Корее состоялась презентация Украины при помощи представителей киевской школы, которые были включены в состав сборной команды Международной Федерации Боевого Гопака. Они вошли в тройку призеров и получили медаль за третье место. Также в 2001 году в Киеве было организовано показательное выступление учащихся Школы Боевого Гопака, которое поразило всех зрителей.

Давнее козацкое боевое искусство все больше набирало популярность среди молодежи. Поэтому весной 2002 года для совсем маленьких учеников открывается филиал при школе им. Чорновола.

С 2004 года в учебной программе университета «Украина» был введен боевой гопак. Этот же год стал годом организации Художественного центра Арт-шоу «Гопак», действующего совместно с Киевской Федерации Боевого Гопака. Он занимается организацией и проведением шоу-программ, а также показательных выступлений, и не только в своей стране, но и за границей.

Направления развития

В зависимости от характера и индивидуальных способностей, каждый желающий обучиться боевому гопаку может попробовать свои силы в различных направлениях боевого искусства. Рассмотрим их подробнее.

• Оздоровительное. Это направление очень хорошо подходит для спокойных и миролюбивых людей или для тех, кто имеет недостатки здоровья, желает прийти к гармонии духа и тела.

• Фольклорно-художественное. Имеет ориентацию на людей, которые любят творчество, хотят принимать активное участие в презентациях, фестивалях, прочих показательных выступлениях.

• Спортивное. Являясь направлением настойчивых и активных людей, стремится утвердить и возродить на различных соревнованиях козацкую удаль, утвердить славу украинского рыцарства и благородства.

Вообще, каждое из направлений дает своему последователю хорошую физическую подготовку, знание боевой техники, умение вести себя в любых ситуациях. Рост мастерства повышает требования к целеустремленности, самодисциплине и настойчивости ученика. Только единицы из сотни обычно переходят на боевой уровень.

При обучении боевому гопаку огромное внимание уделяется всестороннему развитию личности. Вместе с техникой боя гопаковцы изучают музыку и пение, традиции и истории украинского народа, основы рыцарства.

fb.ru

танец гопак Видео

6 г. назад

Юбилейный концерт 28.04.12г. Народный ансамбль танца "Барвы"

4 г. назад

Про український народний танець гопак давно ходять чутки, що в ньому закодовані ударні прийоми бойового...

5 г. назад

Гопак считается национальным украинским танцем и является воплощением силы, удали, героизма и благородств...

1 г. назад

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Украинский танец "Гопак"...

6 г. назад

Издревна - гопак считался народным боевым исскуством.Со временем произошла его "танцевальная модификация"....

3 г. назад

Национальный Украинский танец детей Гопак на утреннике 8 марта в детском саду Золотая рыбка г. Угледар гр...

5 г. назад

Насладитесь искусством танца, погрузитесь в волшебный мир музыки, пластики, грации, изящества, красоты...

2 г. назад

ПЕРВЫЙ сольный выход на сцену, не судите строго!

8 г. назад

Украинский народный танец в постановке Л.Куликова 23/02/2010 КЗЧ.

5 г. назад

Много интересного на http://uainfo.org.

1 г. назад

Танец гопак на свадьбе в исполнении жениха и свидетеля. Тамада на свадьбу, юбилей, корпоратив : http://www.veselo-tamad...

5 мес. назад

FORTNITE Русский танец #2 10 лучших танцев из Фортните, которые вы можете имитировать дома. https://youtu.be/1dqs6CpAj4c Ваш...

3 г. назад

Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. П. П.Вирского Украинский народный танец...

4 г. назад

У першій половині цього невеличкого відео https://www.youtube.com/watch?v=eoE6n2biJws з назвою { Гопак - український танець...

9 г. назад

Тренировки для кшатриев.

6 мес. назад

Новый прикольный танец в фортнайт.

videohot.ru

Гопак Википедия

Гопа́к (укр. гопак, гоцак, козак, козачок, тропак[1], от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать) — национальный украинский танец-пляска[2][3]. Существуют различные варианты танца: сольный, парный, групповой[4]. Музыкальный размер гопака — 2/4.

Бытовой вариант[ | код]

Танец возник в быту Войска Запорожского в XVI—XVIII веках)[5] и вначале был преимущественно сольным[6]. Гопак позволял казакам продемонстрировать своё мужество, силу, удаль, ловкость и боевые навыки. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец[7].

В народном быту танец видоизменялся и позднее стал по преимуществу парным танцем. Исполняется он, как и прежде, импровизированно, без определенной композиции. Юноша, обойдя круг, останавливается перед избранной им девушкой и вызывает ее на танец. Затем начинается танец, содержащий обычно несколько «колен». Девушка, пляшет скромно, соблюдая достоинство, но с лёгкой иронией и озорством по отношению к парню. Парень вьётся возле неё, стараясь блеснуть удалью и мастерством «колен». Девушка старается перехитрить партнёра, ускользая от него, но парень не сдаётся и старается преградить ей дорогу[8].

По мнению исследователя казацких танцев Вадима Купленика предшественником гопака был танец «Козак», и только вследствие запрета Екатериной II самого названия казаков танец изменил название.

Сценический вариант[ | код]

Создание сценического танца связывают с деятельностью П. П. Вирского, создавшего в 1937 году ансамбль народного танца УССР и бывшего с 1955 по 1975 годы художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца Украинской ССР. На основе классики и традиционного фольклора он поставил, ставший академическим, тот гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени. В сценическом исполнении «Гопак» строится обычно как парно-массовый танец, хотя и сохраняет характерные черты народной пляски. Считается, что спользуемые для гопака мужские костюмы (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути казачьей формой того времени, а женские сценические костюмы напоминают исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные сапожки, венок с лентами)[9]. Однако, по мнению Николая Савойского, на танцорах обычно «такое одеяние,

ru-wiki.ru