Что такое сжатое изложение? Сжатое изложение —. Сжатое изложение что это такое


Виды изложения. Как написать сжатое изложение

По способу передачи содержания текста различают три вида изложений: подробное (развёрнутое, близкое к тексту), сжатое и выборочное.

Подробное изложение текста предполагает последовательный его пересказ с сохранением языковых особенностей автора: характерных изобразительных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

При написании выборочного изложения необходимо пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а только выбранную часть, то есть воспроизвести какую-нибудь выбранную тему исходного текста: материал, связанный с определённым персонажем, событием, явлением.

При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.

C1 ГИА 2012 – сжатое изложение

В настоящее время в контрольные измерительные материалы экзамена за курс основной школы включено задание С1, которое предполагает написание сжатого изложения содержания прослушанного текста. Экзаменуемые слушают аудиозапись прочтения текста (количество слов и в исходном тексте около 130). Объём сжатого изложения – не менее 70 слов. На выполнение данной работы, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут. Из них 2,5-3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи) выделяется на первое чтение и прослушивание текста, 3-4 минуты – на осмысление выпускниками текста, 2,5-3 минуты – на второе чтение и слушание текста. Остальное время даётся на написание сжатого изложения. Рекомендуется оставить 15-20 минут отведённого времени на переписывание изложения в чистовик с черновика. За 10 минут до завершения работы напоминается о необходимости завершения написания изложения. По истечении 90 минут все выпускники сдают отдельные подписанные листы.

Как написать сжатое изложение

Выпускникам необходимо передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность.

Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Количество микротем в задании С1 ГИА по русскому языку – три. Важно помнить, что число микротем в исходном тексте должно совпадать с их количеством в сжатом изложении. Чтобы успешно справиться с заданием С1 ГИА по русскому языку, выполняйте следующие требования.

Как слушать текст первый раз

Во время первого чтения внимательно и сосредоточенно слушайте текст, выделяйте самое важное, мысленно делите его на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них. Определить общий тему текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем он написан.

Обратите внимание на опорные слова, обратите внимание на особенности повествования автора: какие слова являются определяющими, как в них отражается индивидуальный стиль автора.

Писать во время первого прослушивания текста не рекомендуется.

После первого чтения текста

После прочтения можно записать на черновике ключевые слова, оставляя между ними большие расстояния, чтобы позже дополнить свои записи.

Определите стиль текста и тип речи, обратите внимание на особенности построения текста, выделите его композиционный части: для повествования – начало событий, кульминацию, развязку; для описания – предмет речи и его значимые, существенные признаки; для рассуждения – тезис, доказательства, вывод.  

Составьте подробный план текста. Необходимо выделить микротемы каждой части и озаглавить их. Запишите названия пунктов плана, оставляя место для записи опорных слов.

Как слушать текст второй раз

Во время второго слушания конкретизируйте первые впечатления от текста, по возможности внесите письменные исправления и дополнения в составленную схему текста. Определитесь с количеством абзацев в будущем тексте: необходимо соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания целого текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её с составленным планом текста.

После второго чтения текста

Напишите черновой вариант сжатого изложения в соответствии с выделенными микротемами по отработанной схеме. Проверьте взаимосвязь микротем в частях текста.

Перечитайте текст, при необходимости подумайте над тем, что можно ещё сократить. Сделайте окончательные исправления и дополнения. Проверьте черновик два раза.

Перепишите сжатое изложение в чистовик. Проверьте не менее двух раз.

Краткий алгоритм написания сжатого изложения выглядит так:

1) делим текст на части;

2) выделяем те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию;

3) опускаем несущественный материал, без которого можно обойтись, отсутствие которого не отразится на понимании смысла текста;

4) при необходимости перестраиваем некоторые предложения: из нескольких предложений составляем одно (то есть сжать их).

Существует несколько способов сжатия текста:  

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.   

Для сжатия текста обычно используются следующие приёмы:

1) исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

2) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;

3) замена однородных членов обобщающим словом;

3) замена прямой речи косвенной;

4) разделение сложного предложения на сокращенные простые;

5) замена предложения или его части указательным местоимением;

6) образование сложного предложения путем слияния семантически схожих простых предложений.

Итак, главное, чему должен научится выпускник для успешного написания сжатого изложения, – кратко, в обобщенной форме пересказывать описанные в тексте факты, явления или события, глубоко вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Остались вопросы? Необходима помощь при подготовке к ГИА?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Сжатое изложение по русскому языку с примером. Подготовка к ОГЭ.

Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.

Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста,  умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

Основные требования к сжатому изложению:

  • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
  • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
  • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
  • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

Виды компрессии текста

При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

Исключение.

В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

Замена.

Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

Слияние.

Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

Основные принципы сжатия текста:

Рекомендации для работы с текстом, воспринимаемым на слух:

  1. При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

  2. Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

  3. При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

  4. Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

  5. После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Исходный текст:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Оценивание результата

Содержание изложения оценивается от 0 до 2 баллов в зависимости от количества переданных микротем: если все микротемы отражены, то 2 балла, если же ученик упустил или добавил более одной микротемы, то это 0 баллов.

Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.

Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической  и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.

В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.

olgadyachenko.ru

Что такое сжатое изложение по русскому языку :: SYL.ru

Сжатое изложение – часть выпускного экзамена, который сдают учащиеся девятых классов. От него во многом зависит итоговое количество баллов, а следовательно, и общая оценка. У многих выпускников оно вызывает мелкую дрожь, но на самом деле, все не так страшно. Сжатое изложение может написать каждый. Достаточно знать, что требуется и какие критерии оценивания. Об этом и поговорим в данной статье.

Изложение в 9 классе: основные принципы

Сжатое изложение по русскому языку – это особый вид речевой работы. Здесь выпускник должен показать свое умение вычленять главное, синтезировать и составлять из всего этого связный текст.

Как правило, необходимо убирать из текста несущественные детали, какие-либо неинформативные факты. Сокращенный текст должен содержать от семидесяти до девяноста слов. Таким образом, он должен быть сокращен на треть.

На первый взгляд кажется очень простое задание, однако не нужно забывать, что сжатое изложение – это своего рода очень хороший конспект того, что выпускник воспринял на слух. Читается текст всего два раза. Это в значительной мере усложняет задачу.

Требования к сжатому изложению

Экзамен по русскому языку, включающий в себя сжатое изложение (9 класс), может быть максимально оценен в 39 баллов, причем значительная часть из них ставится именно за речевую работу. Поэтому нелишним будет разобраться с требованиями, которые предъявляются к данной работе.

Для наглядности разберем критерии к выставлению баллов за сжатое изложение. Их можно разделить на две группы: одна касается сугубо данной речевой работы, другая совмещает в себе баллы за изложение и сочинение-рассуждение (задание 15). Итак, к критериям за изложение относятся следующие:

  • ИК1 определяет умение выделять микротемы и передавать основную суть текста. Если работа с этой позиции написана корректно, то выпускник получает 2 балла. При допущении ошибок (например, вместо четырех микротем выделено только три или две) ставится один балл, либо работа по данному параметру не оценивается вовсе.
  • ИК2 определяет умение выпускника применять приемы сжатия текста. Максимальный балл, который можно получить – 3. Ставится он при условии, что в каждой микротеме хотя бы один раз применялась компрессия.
  • ИК3 определяет показатели грамотной письменной речи выпускника: стройность, логичность, последовательность. По данному критерию можно получить максимум 2 балла.

Критерии, общие для речевых работ

Максимальное количество баллов, которое может принести сжатое изложение – семь. Однако, к ним приплюсовывают баллы, так называемые ГК, касающиеся орфографических, пунктуационных, грамматических, логических и фактических ошибок. Они выставляются за все речевые работы: изложение и сочинение. Разберем максимальные показатели по этим критериям:

  • ГК1 указывает на отсутствие орфографических ошибок. В работах можно допустить не больше одной.
  • ГК2 указывает на отсутствие ошибок в пунктуации. Максимальные два балла прибавят, если выпускник допустил не более двух подобных недочетов.
  • ГК3 определяет правильность грамматического содержания. Два балла принесет не более одной подобной ошибки.
  • ГК4 учитывает речевые ошибки. Их может быть не более двух.
  • ГК5 - по данному критерию выставят максимальные два балла, если соблюдена фактическая точность.

Кроме того, эксперты обращают внимание на то, как стилистически верно написано сжатое изложение: язык повествовательной речи не подойдет для текста рассуждения. Выпускнику необходимо оставить авторский стиль и манеру передачи.

Правильная тактика написания

Каких же правил следует придерживаться, чтобы сжатое изложение по русскому языку было написано удачно? Необходимо серьезно подойти ко всем этапам работы.

Первое прочтение – очень важная часть. Здесь необходимо сосредоточиться на понимании смысла текста, определить для себя микротемы и по возможности записать ключевые слова. Не следует на этом этапе пытаться быстро стенографировать текст. Важно вникнуть в смысл.

Практикующие педагоги на этом этапе рекомендуют после определения микротемы (несколько предложений, которые объединяет одна основная мысль) составить подробный план, в котором необходимо оставить значительное место между пунктами для внесения ключевых слов. Причем это можно сделать после прослушивания в те 3-4 минуты, которые будут между прочтениями.

Во время второго чтения можно записывать ключевые слова, не забывая, что необходимо указывать только важные, существенные детали. После этого составить связный пересказ каждой микротемы, а потом и полностью всего текста. На это эксперты обращают особое внимание.

После написания рекомендуется прочитать получившееся изложение минимум два раза, лучше шепотом (но не мешая остальным). Так можно легко заметить речевые и грамматические ошибки.

Способы сжатия

Из критериев к изложению видно, что максимальное количество баллов получает тот выпускник, который умеет хорошо сжимать текст. Этому помогают особые способы компрессии. Рассмотрим кратко каждый из них.

  1. Исключение. Подразумевает вычленение неинформативных конструкций: причастных и деепричастных оборотов, вводных слов и конструкций, ряда однородных членов (достаточно оставить только один, наиболее емкий), уточняющих и сравнительных оборотов.
  2. Обобщение. Как правило, применяется с однородными членами. Заключается в том, чтобы ряд одинаковых слов заменить одним, обобщающим словом. "Кругом щебетали стрижи, скворцы, сойки, ласточки" можно заменить на "Кругом щебетали птицы".
  3. Упрощение. Употребляется, когда сложные синтаксические конструкции превращаются в простые (сложноподчиненное предложение заменяется простым с причастным оборотом ) или два или несколько предложений перефразированы в одно.

www.syl.ru

Что такое изложение и как его писать?

Изучение литературы в школе – это очень увлекательно и познавательно. Именно на этом предмете мы знакомимся с творчеством великих авторов, с шедеврами русской и зарубежной литературы. Но бывают и сложности в изучении. Преподаватели требуют учить стихотворения, писать сочинения и другие творческие работы. Сегодня мы разберем, что такое изложение, научимся правильно его писать, а также рассмотрим некоторые хитрости, которые намного облегчат вам работу.

Начнем мы с самого понятия того, что такое изложение. Приведем настоящий пример работы пятиклассника и разберем все ошибки, которые допускать не стоит. Попробуем написать идеальное изложение, учитывая поправки педагога. Предлагаем приступить незамедлительно.

Что это?

Итак, что такое изложение? Это один из видов творческой работы по литературе. Преподаватели очень часто используют изложение для контроля знаний учеников. Чтобы получить высокую оценку за четверть, необходимо изрядно постараться и довести качество своих творческих работ до идеального состояния.

В чем заключается смысл изложения? Вы читаете, или вам зачитывают небольшой текст, как правило, из классической литературы. Далее необходимо проанализировать прочитанное или услышанное и написать краткий пересказ, сохранив основную мысль произведения или его отрывка. Есть и такой вид работы, как устное изложение. Для чего его применяют? Изложение (устное и письменное) позволяет формировать навыки правописания и стилистики, что очень необходимо для выживания в нашем обществе. После окончания школы ученик должен представлять собой сформированную личность, которая может красиво и гладко излагать свои мысли, имеет определенные цели в жизни.

Сначала преподаватель читает текст. Задача ученика заключается в фиксировании необходимых данных (числа, имена, последовательность событий и так далее). Учитель дает некоторое время для написания чернового варианта, ученик должен оставлять пустые места там, где это необходимо (что-то забыл, не успел записать). Далее текст читается повторно. Это последний шанс что-то дополнить в своем изложении. Дополняется черновой вариант, проверяется орфография, пунктуация, стилистика. Следующий этап – написание чистового варианта.

Часто встречается такая практика: совместно с изложением необходимо выполнить небольшое творческое задание (озаглавить текст, написать развернутый вывод, то есть свое отношение к проблеме, дополнить незаконченную мысль и так далее).

План

Когда преподаватель первый раз читает текст, необходимо делать некоторые наброски. Очень важно на этом этапе сформировать план изложения. Одна часть – это отдельный абзац. Необходимо внимательно слушать и делить весь текст на смысловые части. Записывайте их, так и получится план. Он позволяет написать красивый и стройный текст, не запутаться в последовательности происходящих в тексте событий.

Написание

Что такое изложение и зачем его применяют, мы разобрались, а теперь перейдем к краткой памятке, помогающей написать качественную работу:

  • Внимательно слушайте текст, выявите главную проблему.
  • При первом прочтении старайтесь делать небольшие пометки (план, имена, даты, яркие выражения, которые необходимо включить в изложение).
  • Уточните у преподавателя значения слов, которые вам непонятны.
  • При повторном чтении составьте подробный план.
  • Далее идет работа над текстом, удалите из плана пункты, которые не несут смысловой нагрузки.
  • Напишите черновой вариант, проверьте орфографию, пунктуацию и стилистику.
  • Приступайте к написанию чистового варианта.

Пример

Приведем в пример изложение 5 класса. Здесь же мы рассмотрим и ошибки.

"В избу поставили новую хорошую дверь, все ее хвалили".

Правильно: в избу поставили новую дверь.

"Она не пропускала зимнюю стужу и летний зной, о ней перестали говорить, потому что упрекнуть ее было не в чем".

Правильно: она хорошо закрывалась и открывалась, не в чем было ее упрекнуть.

"Зато все очень много говорили о рамах, да и как о них можно было не говорить, когда они скрипели, пропускали мороз и набухали".

Правильно: все говорили о рамах, потому что они были плохими.

И так далее.

Принцип написания сжатого изложения даже в этом небольшом отрывке понятен. Нужно исключать информацию, которая не несет смысловой нагрузки, убирать повторы и описания.

fb.ru

Сжатое изложение

 Как писать сжатое изложение?

 

Во-первых, вспомним, что такое изложение.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение – это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста.

В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

Сжатое изложение – это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку. Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения,

необходимо выполнить следующие задачи:

     1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;

     2) Применить не менее одного способа сжатия текста;

     3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

Прослушивание текста

    Самая сложная задача — запомнить и записать текст.

    Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

    При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

    Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

    При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Микротемы

    В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

    Микротема — содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Способы сжатия (компрессии) текста

    Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную.

Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и упрощение (замена).

1. Исключение

•   вводных слов;

•   однородных членов предложения;

•   повторов;

•   однотипных примеров;

•   риторических вопросов и восклицаний;

•   цитат;

•   деталей, содержащих второстепенную, несущественную информацию;

•   пояснений;

•   рассуждений;

•   описаний;

•   слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

• ряда предложений, связанных одной мыслью;

• частей предложений;

• конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

• ряда предложений, связанных одной мыслью;

• частей предложений;

• конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3. Упрощение (замена)

• однородных членов обобщающим словом;

• сложного предложения – простым;

• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

• прямой речи – косвенной;

• части текста одним предложением;

• части предложения местоимением и т.д.

 

 

 

 

cabinet305.umi.ru

Что такое сжатое изложение? Сжатое изложение —

Что такое сжатое изложение? Сжатое изложение — текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что- то вроде грамотно составленного конспекта. Оптимальное количество слов в сжатом изложении - 70 -90 (служебные слова и междометия входят в подсчёт).

Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ? Писать изложение нужно в соответствии с критериями оценивания, поскольку именно по ним эксперты проверяют работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ.

Критерий 1. Содержание.

Что такое микротема? Большая тема, как правило, раскрывается с помощью нескольких микротем. Не случайно и текст обычно делится на несколько частей — абзацев. Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. В изложении ОГЭ три микротемы.

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл. Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, Рассмотрим пример прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей (текст для прослушивания № 1) пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, Слушая текст, постарайтесь записать три среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, ключевые выражения, которые лежат в основе благосостояние и другие. миротем. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для Проверим, что получилось: себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, А вот так выглядит этот текст. самостоятельный выбор человека. Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте тремя микротемами: 1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности. 2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей. 3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

Критерий 2. Сжатие текста

Что такое приёмы сжатия текста? При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное. Если вы владеете приёмами сжатия, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме. Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста: ИСКЛЮЧЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ УПРОЩЕНИЕ

Исключаем повторы: Исключение Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. - Отсекается только второстепенная информация! Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию. Можно исключить синонимы (один или несколько): Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Ни в коем случае нельзя исключать главную Глаза мальчика засияли. информацию – рискуете потерять баллы. Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.

Обобщение Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов). Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным выражением: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

Упрощение Объединить несколько предложений в одно: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют. Замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях. Прямую речь заменить косвенной: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут» . – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

Друзья! т ь текст ать ь записа ше запис Не ста райтес ите: луч н ь каждой досло вно. Пом ловить мысл у немн ого, но . микр отемы ч ерновик л ьзуйте Всег да испо венные и ь сущест не забывая а зличат робности, Уч итесь р нные под е нес уществ о гл авном.

present5.com

сжатое изложение - это... Что такое сжатое изложение?

 сжатое изложение

 

сжатое изложение (напр. доклада) [А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]

Тематики

  • энергетика в целом

Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.

  • сжатое видеоизображение
  • сжатое изображение

Смотреть что такое "сжатое изложение" в других словарях:

  • Сжатое изложение (компрессия текста) — особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания (см. изложение). Известны разные способы сжатия текста: 1) исключение подробностей,… …   Педагогическое речеведение

  • Изложение (пересказ) — вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится …   Педагогическое речеведение

  • изложение сжатое — Один из видов репродуктивных письменных работ обучающего или контрольного характера. Так же, как и сжатый пересказ, сжатое изложение передает по возможности всю информацию в краткой форме. Подобный вид работы создает базу для обучения… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Изложение — Изложение  творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста. Изложение применяется в общеобразовательной школе и служит для развития навыков правописания и стилистики.… …   Википедия

  • ИЗЛОЖЕНИЕ — пepeсказ, вид самостоят, уч. работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). И. одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя проверки усвоения уч …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ИЗЛОЖЕНИЕ, пEPEсказ — вид самостоят. уч. работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). И. одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя проверки усвоения уч.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Резюме — сжатое изложение сущности доклада, речи, статьи, заключительное слово председателя суда после прений сторон, перед вынесением приговора …   Популярный политический словарь

  • ЭКСТРАКТ — (лат. extractum, от extrahere вытягивать). 1) извлечение, выдержка, краткое изложение книги, статьи, судьбы, дела и проч. 2) в фармацевтике: извлечение из растительных веществ, получаемое путем выжимания или выпаривания. Словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • компендиум — а; м. [лат. compendium сокращение] Книжн. Сжатое изложение основ какой л. науки, исследования и т.п. * * * компендиум (от лат. compendium  сбережение, выгода, сокращение), 1) устройство, состоящее из противосолнечной бленды и держателя. Позволяет …   Энциклопедический словарь

  • КОМПЕНДИЙ — КОМПЕНДИУМ, КОМПЕНДИЙ [лат. compendium сокращение] сокращенное изложение положений какой л. науки, исследования и т.п. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. КОМПЕНДИЙ (лат. compendium, от compendere взвешивать вместе). Сокращение, очерк… …   Словарь иностранных слов русского языка

technical_translator_dictionary.academic.ru