1.что вы знаете о морфемике? 2. перечислите морфемы. что они обозначают? 3. могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы, окончания? а омонимичными? докажите. Суффиксы синонимичные и омонимичные


Фрагмент изучения нового по теме "Словообразовательная синонимия и омонимия"

Изучение суффиксов-синонимов и суффиксов-омонимов

Фрагмент изучения нового

Этапы, время,

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

Здравствуйте ребята, садитесь

Изучение нового.

Предъявление – восприятие

1минута

Осознание

5 минут

Предъявление-восприятие 1 минута

Осознание

5 минут

Запоминание+ воспроизведение

1 минута

На слайде 1 представлены слова в два столбика:

  1. учительвоспитатель

строитель

спасатель

  1. распылитель

разрыхлитель

двигатель

проигрыватель

  • Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков?

  • Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования.

  • Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно.

  • Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ.

На слайде 2 представлены слова в два столбика:1) учительвоспитательстроительспасатель

2)грузчиклетчикпереводчикразносчик

  • Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков?

  • Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования.

  • Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно.

  • Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ.

  • Сформулируйте самостоятельно определение синонимичных и омонимичных суффиксов. Пожалуйста, Оля. Ребята, внимательно послушайте Олю.

В чем согласны с Олей?

  • Суффиксы в словах 1го и 2о столбиков суффиксы по написанию одинаковые «тель», а по значению разные: «лицо по роду деятельности» и «неодушевленный предмет (орудие, машина, устройство, приспособление),

  • Учитель- тот, кто учить. Образовано от слова учить с помощью суффикса -тель.

  • Записывают в тетради.

  • Это явление напоминает явление лексической омонимии. При лексической омонимии слова по звучанию и написанию одинаковые, но совершенно разные по значению. В данном случае такая же ситуация, но не в отношении слов, а в отношении морфем, а именно суффиксов.

  • Суффиксы в словах 1го и 2го столбиков по написанию разные, а по значению одинаковые: «лицо по роду деятельности»

  • Грузчик- тот, кто грузит, образовано от слова грузить с помощью суффикса –чик.

  • Записывают пример в тетрадь

  • Явление лексической синонимии. При лексической синонимии слова различны по написанию, но тождественны или близки по значению. В данном случае мы наблюдаем такое явление в отношении суффиксов.

  • Один ученик проговаривает определения вслух, остальные слушают.

  • Синонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по значению тождественны или близки, но разные по написанию.

  • Омонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по написанию и звучанию одинаковые, но совершенно разные по своему значению.

Первичное закрепление+ элемент нового знания

Выборочный диктант «третий лишний»

4 минуты

Фронтальная проверка

7 минут

Ребята, давайте теперь выполним упражнение, с помощью которого закрепим наши знания об омонимичных и синонимичных суффиксах.

Я продиктую вам ряды слов, из которых вы должны выписать только те слова, которые считаете лишними в ряду. Слова записывайте в строчку, первое с большой буквы, остальные через запятую.

Учитель диктует ряды слов:

1.Преподаватель, выпрямитель, нагреватель.

2. борец, новосибирец, исландец.

3.Грибник, градусник, угольник.

4.Диванчик, коридорчик, докладчик.

5.Сибиряк, пермяк, рыбак.

6.Словарь, букварь, пахарь.

  • Какие слова выписали?

  • (На слайде 3 выведены эти слова после ответов учеников). Сформулируйте значения данных слов. Назовите суффиксы (учитель выделяет суффиксы на слайде под диктовку учеников) Как мы можем назвать такие суффиксы?

  • Хорошо. Ребята, скажите, а какие оттенки значений нам встречаются в словах из нашего упражнения. (Сравните: учитель и грибник)

  • Дополните этот ряд своими примерами слов со значением «профессии» и «любимого занятия». Называйте:

  • 1) слово 2) слово, от которого оно образовано 3) суффикс

  • (Фронтальный устный опрос)

  • Какие выводы мы можем сделать о суффиксах со значением «лицо по роду деятельности»? (Какие еще значения могут приобретать эти суффиксы?)

  • Преподаватель, борец, грибник, докладчик, рыбак, пахарь.

-ец, -ник, -чик, -к-,

-ак, -арь.

Мы можем назвать эти суффиксы синонимичными, так как по написанию они различны, но близки по значению.

Например, учитель- профессия, грибник- любимое занятие.

  • Гитарист, упаковщик, хоккеист, писатель, машинист, уборщик, мясник…

  • Суффиксы со значением «лицо по роду деятельности» могут приобретать и другие значения. Например, учиТЕЛЬ и нагреваТЕЛЬ: «профессия» и «предмет, устройство для…»;

грибНИК и модНИК- лицо по роду занятий (любимое занятие) и характеристика лица.

infourok.ru

Системные отношения в морфемике.

Подобно словам, морфемы вступают в определенные системные отношения: они могут быть по отношению друг к другу синонимами, антонимами, омонимами. Это касается аффиксов, так как корни выражают лексическое значение и определяют названные отношения между словами (лексемами).

Синонимичными могут быть морфемы всех видов:

префиксы в значении:

а) удаления: выгнать, изгнать; начала действия: закричать, побежать;

б) отрицания признака: аморальный, безнравственный, непорядочный;

в) высшей степени проявления признака: развеселый, премилый;

г) противоположности: антитела, противодействие;

суффиксы в значении:

а) лица: мучитель, дворник, намотчик, поилец, вратарь, экзаменатор, дипломант;

б) женскости: модистка, портниха, царица, маникюрша, сватьjа, директриса, поэтесса;

в) опредмеченного действия: прополка, борьба, возня, пениjэ, дремота, дежурство;

г) опредмеченного признака: глупость, равенство, краснота, белизна, синева, крутизна;

д) принадлежности: отцов, мамин, лисий;

постфиксы: кто-то, кто-либо, кто-нибудь;

флексии со значением:

а) множественного числа существительных: столы, книги, дома, поля, крестьяне;

б) именительного падежа существительных разного рода: столø, книга, земля, окно, поле;

в) третьего лица мн. ч. настоящего времени глаголов: читают, гребут, молчат, гладят.

Антонимичными также могут быть все виды морфем:

префиксы (чаще): предвоенный – послевоенный, надводный – подводный, приехать – уехать, зайти – выйти;

суффиксы: глазик – глазище, домик – домина, киевлянин – киевлянка;

флексии со значением единственного и множественного числа

имени существительного: книга – книги, столø – столы, поле – поля;

прилагательного: красная, красное, красный – красные.

Омонимия даже на уровне корней проявляется специфично.

Омонимичными могут быть корни в словах, в которых остальные морфемы различаются: перенос – переносица, гора – загорать, мельница – мель.

Префиксы могут быть омонимичными у слов разных частей речи:

у существительных и глаголов – префиксы со-: соавтор, соврать; про-: проректор – проехать;

у существительных, прилагательных и глаголов префикс раз-/рас-: раскрасавица – рассказать – распрекрасный.

К разным частям речи относятся и слова с омонимичными суффиксами: у существительных и прилагательных – -ин-: виноградина, мамина, домина; -ист-: журналист, жилистый.

Но омонимичные суффиксы могут быть и у слов одной части речи:

-ин-: горошина, глубина, свинина;

-к-: читка, шейка;

-еж- и -ёжь-: галдеж и молодежь.

Возможны омонимичные суффиксы и у слов с одинаковой основой:

псина (собака и ее мясо), топорище (большой топор и его рукоятка).

Много омонимов среди флексий, например, в системе падежных форм имен существительных выступают омонимами окончания -а, -у, -и: мáма (И.п. ед.ч.), столá (Р.п.), домá (И.п. мн.ч.) ; столу (Д.п.), маму (В. п.), в дому (Пр.п.); книги (И. п.), книги (Р. п.), ночи (Д. п.).

Омонимичные отношения возможны и между морфемами разных видов: между корнем и суффиксом: возить, возвестить, разок, разрезать.

studfiles.net

1.что вы знаете о морфемике? 2. перечислите морфемы. что...

1.Морфемика– это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.2.Любое слово разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами. Морфемы, это:корни (главная морфема в слове),суффиксы,приставки,окончания.Корень - это значимая часть слова. Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Суффикс - морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых словПриста́вка, или префикс — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл словаОкончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении3.Необходимо различать омонимичные корни — совпадающие по звучанию (и написанию) , но разные по значению: носить – переносить – выносить – корень НОС; нос – носовой – носоглотка – корень НОС. Эти корни разные по лексическому значению, и поэтому слова из разных групп однокоренными не являются.

Синонимичные приставки близки по значению, употребляются в одинаковых по смыслу словах и различаются оттенками значений: побить - избить; пошить – зашить; беспорядок – непорядок.

Антонимичные приставки имеют противоположные значения в однокоренных словах: входить – выходить, приехать – уехать, надчелюстной – подчелюстной.

Омонимичные приставки, имея одинаковое буквенное оформление, различаются по значению, а иногда и по функции: 1)сбежать, скатиться (с горы) – движение вниз; 2) сбегать, сходить (в магазин) – движение в пространстве туда-обратно; 3) сделать, сшить – законченное действие.

По значению суффиксы могут быть

·синонимичными — различаются сферой употребления: волч-иц-а – волч-их-а, герой-ств-о – геро-изм; · ·антонимичными — указывают на субъективную оценку: руч-к-а – руч-ищ-а, нос-ик – нос-ищ-е; · омонимичными — при одинаковом произношении и написании имеют разное значение: артист-к-а, гимнаст-к-а — голов-к-а, кроват-к-а .

Оцени ответ

nebotan.com

Омонимия суффиксов слово- и формообразования

Суффикс Его использование
    в словообразовании в формообразовании
-er Суффикс имени существительного, обозначающего деятеля: teacher, singer Суффикс сравнительной степени имен прилагательных: longer, shorter
-ing Суффикс имени существительного: farthing, herring, building Суффикс причастия I и герундия: standing, breaking
-ed Суффикс имен прилагательных, главным образом сложных: long-legged, knot-ted, black-haired Суффикс прошедшего времени и причастия II стандартных глаголов: loved
-en Суффикс прилагательных, обозначающих материал: wooden, golden и каузативных глаголов: strengthen, lengthen Суффикс причастия II: taken, broken Суффикс множественного числа: oxen

§ 14. Иногда случается, что форма, которая сначала была только выразителем грамматического значения, а затем послужила базой возникновения у слова нового грамматически связанного значения, закрепляется в этой новой номинативной функции как отдельное слово, в конце концов как бы отрывается от той системы грамматических форм, в которую входила, и передает уже только лексическое значение. Такие новые значения развились в форме множественного числа некоторых существительных. Например: arm рука, arms оружие; authority авторитет; authorities власти; board доска, boards подмостки, сцена; boot сапог, boots коридорный; class класс, classes занятия; custom обычай, customs таможня; look взгляд, looks внешность; manner способ, manners поведение, нравы; picture картина, pictures кино; work работа, works завод.

«And even the Boots was not up when our alarm went. The shoes stood on parade all down the corridor...» (Gr. Greene) - «Даже коридорный еще не встал, когда прозвонил наш будильник. Башмаки стояли вдоль всего коридора». Коридорный в английских гостиницах называется метонимически Boots потому, что на его обязанности лежит чистка сапог постояльцев. Суффикс -s связывается уже не с грамматическим различием в формах одного и того же слова boot, а выражает лексическое значение, создает другое, новое слово, омонимичное форме множественного числа. Одна из словоформ отрывается и обособляется таким образом в самостоятельную лексическую единицу т.е. происходит лексикализация словоизменительного суффикса.

В других случаях к размежеванию лексических значений или размежеванию стилистическому приводит наличие двух форм для выражения одного грамматического значения, например: параллельное существование архаической и новой форм множественного числа существительных, как в brothers и brethren.

Две формы множественного числа у слова genius означают: geniuses гениальные люди, genii гении (добрые духи). Antenna (множ. antennae) является естественно-научным термином и означает усики у насекомых, antennas радио-антенны.

§ 15. Связь грамматического строя и словарного состава языка выступает особенно ярко, если рассматривать их в процессе развития.

Каждый язык обладает собственной системой средств для выражения грамматических категорий, и средства эти частично восходят к лексическим единицам. Происходит это потому, что в поисках способов своего выражения новая нарождающаяся грамматическая категория иногда обращается к лексике.

Так, например, именно лексическое значение глаголов sculan (shall) долженствовать и willan (will) хотеть позволило им сделаться вспомогательными глаголами, выражающими будущее время, после чего они взначительной степени утратили свое первоначальное лексическое значение.

Чрезвычайная обобщенность лексического значения глагола do позволила ему стать вспомогательным глаголом, участвующим в образовании вопросительной и отрицательной форм простых времен.

Становление в ранненовоанглийский период многих глаголов как связочных, т.е. переход их из разряда знаменательных слов в разряд служебных, также связан с обобщенностью их значений. Такие глаголы, как fall, get, grow, keep и т.п., сочетаясь с прилагательными, причастиями, герундием и инфинитивами, благодаря неопределенности своего лексического значения, прочно семантически объединяются со вторым элементом словосочетания, который их уточняет. Естественно при этом, что глаголы, обозначающие перемену места fall, turn и т.п. становятся выразителями зачинательного вида: to fall to talking - заговорить. to fall lame захромать, to turn pale побледнеть, а глаголы, выражающие сохранение какого-то состояния, такие как keep, remain начинают передавать значение «длительного вида»: to keep coming постоянно приходить; to remain sitting продолжать сидеть.

В каждом языке встречаются слова, которые используются то для выражения лексических, то для выражения грамматических значений, т.е. то как знаменательные, то как служебные.

Например:

«You have no enemies, you say? Alas, my friend, the boast is poor; He who has mingled in the fray Of Duty, Must have made foes!» (Charles Mackay.) Ты говоришь, что не имеешь врагов? Увы, мой друг, тут нечем хвастать; Тот, кто боролся как велит долг, Должен нажить себе врагов.

Здесь глагол have один раз фигурирует в своем лексическом значении иметь и два раза только как вспомогательный глагол для образования перфекта.

§ 16. Связь лексикологии с фонетикой. Без звуков языка не существует. Поэтому фонетика, как учение о звуковой системе и звуковых изменениях языка, тесно связана с лексикологией. Выражение значения в слове осуществляется с помощью звуковых средств благодаря членораздельности речи, зависит от фонемного состава слова, последовательности фонем и от ударения: ср. ten, name, ´present, и men, mane, pre´sent.

Смыслоразличительный эффект долготы, краткости и качества звука нетрудно показать в следующих фразеологизмах: a sheep among wolves овечка среди волков (о доверчивом человеке, оказавшемся среди опасных людей), и a great ship asks deep waters большой корабль требует глубоких вод, т.е. большому кораблю большое плавание. Легко себе представить, как исказится смысл обоих образных выражений, если в первом случае произнести гласный № 2, а во втором № 1: [∫p], [∫i:p]

§ 17. Каждый язык имеет свои особенности выделимости слова по фонетическим признакам. Начало и, в особенности, конец слова могут характеризоваться определенными чертами, например, употреблением, или наоборот, неупотреблением каких-либо звуков или звукосочетаний. Так, в английском языке [ŋ] не может встретиться в начале слова, a [h], [w], [r] в конце. Английское слово не может начинаться сочетаниями: [dl], [tl], [∫l], [θl], [sr] и вообще сочетаться сочетаниями сонорный плюс шумный.[10] Поскольку эти особенности имеют прямое отношение к определению границ слова, они не могут не заинтересовать лексиколога.

§ 18. Связь лексикологии с исторической фонетикой и историей языка. Хотя словарный состав современного языка является продуктом ряда эпох, в то же время, как уже указывалось выше, это наиболее подвижный и изменчивый элемент языка, быстрее всего отражающий изменения, происходящие в истории народа. История словарного состава является одновременно важной частью истории языка и основой лексикологии. Регулярные или закономерные звуковые соответствия между отдельными этапами развития каждого языка позволяют восстановить те элементы или слова, из которых слово исторически возникло, а исследование памятников языка и сопоставление контекстов, в которых исследуемое слово встречается, помогают восстановить историю значений слова.

Из истории языка, например, мы узнаем, что coup. англ. teach учить восходит к др.-англ, tæcan указывать, руководить, откуда как производное значение возникает обучать[11]. Историческая фонетика подтверждает эту этимологию, указывая, что одним из источников современной английской фонемы [i:] является среднеанглийское долгое открытое [ё], которое также имеет несколько источников и, в частности, долгое открытое древнеанглийское [æ], которое сузилось в [ё] в среднеанглийский период. Именно эти гласные мы и находим в последовательных изменениях слова teach.

Рассматривая эволюцию согласных, необходимо принять во внимание, что шипящие в древнеанглийском языке отсутствовали. Процесс их формирования закончился только в XI веке. Шипящая фонема [t∫] возникла из находившегося в определенных позиционных условиях среднеязычного [k'l. Новую согласную стали изображать по образцу старофранцузского письма, где фонема [t∫] изображалась диграфом ch. Следовательно: teach <techen<tæcan.

§ 19. Фонетические изменения в словах часто приводят к морфологической их перестройке. Так, например, ряд фонетических процессов вызвал коренные изменении в особенностях структуры английского слова. Фонетические разрушения окончаний привели к тому, что основа и даже корень английского слова совпадают по звуковой форме с самим словом и, что слова, образованные от одного корня и принадлежащие к различным частям речи, могут совпадать по звуковой форме. Ср. англ. саге, п. саге, с. и русск.: забота, заботиться.

Многие явления в словарном составе современного английского языка могут быть разъяснены только с помощью фактов истории языка. Например, изменение корневой гласной при образовании глаголов от прилагательных и существительных: full, а. - fill, v.; food, п. - feed, v.

§ 20. Связь со стилистикой. Лексикология тесно связана со стилистикой. Одна и та же мысль может быть выражена по-разному и получить разные оттенки значения в зависимости от условий общения, от отношения говорящего к предмету высказывания и к собеседнику, от того, какую реакцию хотят вызвать у слушателя. Приподнятое поэтическое farewell, ранее торжественное, а теперь только шутливое adieu, нейтральное good-bye, фамильярно-разговорное ta-ta и разговорное so-long значат одно и то же, т.е. все они являются выражением прощального привета, но они совершенно неравноправны стилистически.

Стилистика, как наука о способах и путях отбора и использования выразительных средств языка, которые могут быть лексическими, грамматическими и фонетическими должна опираться на науки, специально занимающиеся изучением самих этих средств, т.е. на лексикологию, грамматику и фонетику.

Как лексикология, так и стилистика уделяют много внимания переносному употреблению слов (метафоре, метонимии и т.д.). Но лексикология заинтересована в подобных явлениях как в средстве образования новых слов и причине развития многозначности, а стилистика изучает переносные употребления как образные употребления слов при анализе формы художественного произведения.

Раздел лексики издавна занимает в стилистике одно из первых мест и подобно тому, как некоторые части лексикологии составляли раньше часть грамматики, другие ее разделы, в частности учение о синонимах, выделились именно из стилистики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Фрагмент изучения нового по теме Словообразовательная синонимия и омонимия

Изучение суффиксов-синонимов и суффиксов-омонимов Фрагмент изучения нового Этапы, время, Вид работы Деятельность учителя Деятельность учеников Орг. момент Здравствуйте ребята, садитесь Изучение нового. Предъявление – восприятие 1минута Осознание 5 минут Предъявление-восприятие 1 минута Осознание 5 минут Запоминание+ воспроизведение 1 минута На слайде 1 представлены слова в два столбика: учительвоспитатель строитель спасатель распылитель разрыхлитель двигатель проигрыватель Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков? Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования. Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно. Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ. Спасибо. Теперь рассмотрим другой пример. На слайде 2 представлены слова в два столбика:1) учительвоспитательстроительспасатель 2)грузчиклетчикпереводчикразносчик Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков? Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования. Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно. Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ. Сформулируйте самостоятельно определение синонимичных и омонимичных суффиксов. Пожалуйста, Оля. Ребята, внимательно послушайте Олю. В чем согласны с Олей? Суффиксы в словах 1го и 2о столбиков суффиксы по написанию одинаковые «тель», а по значению разные: «лицо по роду деятельности» и «неодушевленный предмет (орудие, машина, устройство, приспособление), Учитель- тот, кто учить. Образовано от слова учить с помощью суффикса -тель. Записывают в тетради. Это явление напоминает явление лексической омонимии. При лексической омонимии слова по звучанию и написанию одинаковые, но совершенно разные по значению. В данном случае такая же ситуация, но не в отношении слов, а в отношении морфем, а именно суффиксов. Суффиксы в словах 1го и 2го столбиков по написанию разные, а по значению одинаковые: «лицо по роду деятельности» Грузчик- тот, кто грузит, образовано от слова грузить с помощью суффикса –чик. Записывают пример в тетрадь Явление лексической синонимии. При лексической синонимии слова различны по написанию, но тождественны или близки по значению. В данном случае мы наблюдаем такое явление в отношении суффиксов. Один ученик проговаривает определения вслух, остальные слушают. Синонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по значению тождественны или близки, но разные по написанию. Омонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по написанию и звучанию одинаковые, но совершенно разные по своему значению. Первичное закрепление+ элемент нового знания Выборочный диктант «третий лишний» 4 минуты Фронтальная проверка 7 минут Ребята, давайте теперь выполним упражнение, с помощью которого закрепим наши знания об омонимичных и синонимичных суффиксах. Я продиктую вам ряды слов, из которых вы должны выписать только те слова, которые считаете лишними в ряду. Слова записывайте в строчку, первое с большой буквы, остальные через запятую. Учитель диктует ряды слов: 1.Преподаватель, выпрямитель, нагреватель. 2. борец, новосибирец, исландец. 3.Грибник, градусник, угольник. 4.Диванчик, коридорчик, докладчик. 5.Сибиряк, пермяк, рыбак. 6.Словарь, букварь, пахарь. Какие слова выписали? (На слайде 3 выведены эти слова после ответов учеников). Сформулируйте значения данных слов. Назовите суффиксы (учитель выделяет суффиксы на слайде под диктовку учеников) Как мы можем назвать такие суффиксы? Хорошо. Ребята, ск

weburok.com

Вопрос: 1.что вы знаете о морфемике? 2. перечислите морфемы. что они обозначают? 3. могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы, окончания? а омонимичными? докажите.

1.что вы знаете о морфемике? 2. перечислите морфемы. что они обозначают? 3. могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы, окончания? а омонимичными? докажите.

Ответы:

1.Морфемика– это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. 2.Любое слово разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами. Морфемы, это: корни (главная морфема в слове), суффиксы, приставки, окончания. Корень - это значимая часть слова. Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова.  Суффикс - морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов Приста́вка, или префикс — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении 3.Необходимо различать омонимичные корни — совпадающие по звучанию (и написанию) , но разные по значению: носить – переносить – выносить – корень НОС; нос – носовой – носоглотка – корень НОС. Эти корни разные по лексическому значению, и поэтому слова из разных групп однокоренными не являются. Синонимичные приставки близки по значению, употребляются в одинаковых по смыслу словах и различаются оттенками значений: побить - избить; пошить – зашить; беспорядок – непорядок. Антонимичные приставки имеют противоположные значения в однокоренных словах: входить – выходить, приехать – уехать, надчелюстной – подчелюстной. Омонимичные приставки, имея одинаковое буквенное оформление, различаются по значению, а иногда и по функции: 1)сбежать, скатиться (с горы) – движение вниз; 2) сбегать, сходить (в магазин) – движение в пространстве туда-обратно; 3) сделать, сшить – законченное действие. По значению суффиксы могут быть ·синонимичными — различаются сферой употребления: волч-иц-а – волч-их-а, герой-ств-о – геро-изм; · ·антонимичными — указывают на субъективную оценку: руч-к-а – руч-ищ-а, нос-ик – нос-ищ-е; · омонимичными — при одинаковом произношении и написании имеют разное значение: артист-к-а, гимнаст-к-а — голов-к-а, кроват-к-а .

cwetochki.ru

Синонимия морфем.

Количество просмотров публикации Синонимия морфем. - 162

Среди морфем, кроме омонимии, широко наблюдается и противоположное явление - синонимия. В первую очередь крайне важно отметить синонимические суффиксы и суффиксальные образования. Особенно велико в современном языке количество синонимов, образованных на базе одного и того же корня при помощи разных суффиксов.

1) К примеру, в языке бытует немало однокоренных образований с суффиксами -н- и -ов-типа абрикосный - абрикосовый, ананасный - ананасовый. В ряде случаев эти формы имеют различные оттенки в значении и в особенности в употреблении. При этом твердых норм и правил нет, и часто прилагательные с тем и другим суффиксом употребляются недифференцированно.

2)Еще примеры параллельных вариантных образований: кофейня - кофейная; красильня - красильная; учеба- учение; волчица - волчиха, медведица – медведиха; носатый - носастый, губатый - губастый, зубатый - зубастый, усатый – усастый; вражий - вражеский, княжий - княжеский, человечий –человеческий; любопытствовать - любопытничать, лакействовать - лакейничать, роскошествовать - роскошничать.

Как видно из примеров, в большинстве случаев однокоренные слова, оформляясь различными словообразовательными аффиксами, не дублируют друг друга, а в большей или меньшей степени дифференцируются в семантическом или стилистическом отношениях.

Необходимо четко различать варианты морфем и синонимы морфем. Варианты представляют из себямодификацию, которая обусловлена историческим развитием языка. Варьирование связано с языковой нормой, с выявлением тенденций в развитии тех или иных языковых явлений. Иное дело синонимы.

Для образования отвлеченных имен существительных в языке имеются следующие суффиксы: -ство(-ество) (авторство, творчество), -изм (авантюризм, капитализм), -ние (-нье), -ение (овладение, свиданье, увлеченье), -тие (-тье) (закрытие, бритье), -ификация- (газификация), -знь- (жизнь, болезнь) и т. п. Все эти суффиксы синонимичны, так как они, являясь совершенно самостоятельными морфемами, имеют общее значение

referatwork.ru