Вопрос: Сущность сословно-представительной монархии и причины ее складывания на Руси. Сущность сословно представительной монархии


Вопрос 1. Образование сословно-представительной монархии: причины, сущность, значение

СЕМИНАР 5-6

,

Экономические и политические предпосылки образования

сословно-представительной монархии в России, её характерные черты

 Сословно-представительная монархия — это важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

Сословно-представительная монархия — форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами (Земскими соборами). В России такая форма правления являлась неограниченно-монархической. Иван Грозный провозгласил себя царем, этот титул отражает действительное возрастание силы монарха.

Экономические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:

- разделение труда между отдельными районами;

- специализация ремесленного и мануфактурного производства;

- расширение торговых отношений с Западом.

В это время расширяется бюрократический аппарат, увеличиваются государственные расходы на его содержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований. С этой целью государь находит выход в представительстве торговых людей в Земских соборах, обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества для организации ополчения.

Политические предпосылки:

- внешнеполитические: появились Земские соборы — новый высший орган государства, посредством которого царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы (ведение войны, торговые отношения с иностранными государствами). Значение Боярской думы постепенно снижалось. Но, тем не менее, она пока еше ограничивала монарха; - внутригосударственные — первым толчком к созыву Земского собора послужило восстание горожан в Москве в 1549 г. Монархия рассчитывала на разрешение конфликта, привлекая к управлению государством не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. В состав Земских соборов входили государь, Боярская дума. Освященный собор. Государь, Дума и представители духовенства были верхней палатой Земского собора, члены которой не избирались, а участвовали в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России:

- кратковременность этого периода;

- это не самостоятельная форма правления, а переход от раннефеодальной монархии к абсолютной;

-отсутствие законодательства по разграничению полномочий Земских соборов и государя;

- органы местного самоуправления формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

- одновременно с системой сословного представительства присутствовала опричнина Ивана IV для подавления сопротивления и подрыва экономической основы княжеско-боярской знати.

Образование сословно-представительной монархии

studfiles.net

Сословно-представительная монархия как форма государственного управления

Монархия относится к числу древних форм правления. Ее особенность заключается в том, что власть над всеми сферами государства принадлежит одному лицу на праве престолонаследования. В древние времена считалось, что монарх – помазанник Божий. Однако во многих случаях власть добывалась не совсем мирными процедурами. Иногда это были выборы, иногда насилие, приглашение. До начала 19 века монархия была главенствующей формой правления во всех развитых государствах. Даже сегодня, несмотря на то, что республика как форма правления считается более прогрессивной, данный вид государственного управления успешно существует во многих странах.

Сущность монархии

Одним словом, данный тип государственного правления можно охарактеризовать как власть одного человека. Право управлять страной передается по принципу престолонаследия. Существует 3 системы передачи династии: салическая (женщина не может наследовать престол), кастильская (женщина может наследовать престол в случае, когда в династии нет мужчин), австрийская (отдается преимущество всем мужским линиям).

Сословно-представительная монархия

Исследование феодального общества невозможно без понимания формы государственного развития. Нельзя забывать о том, что каждый период истории характеризуется определенными режимами.

В условиях феодальных отношений самой лучшей формой правления считалась сословно-представительная монархия. Эта форма представляет собой такой принцип организации власти, при котором в управлении государством участвуют социально-закрытые группы. Благодаря делению на сословья, правящий монарх мог регулировать конфликты, возникающие даже среди высочайшей знати. Это значительно облегчало решение многих междоусобных вопросов.

Сословно-представительная монархия подразумевала деление страны на социальные группы. Из каждого такого сословия выбирались депутаты, которые представляли ту или иную территорию государства. Именно данная форма правления считается первой системой правительства. Таким образом, можно утверждать, что сословно-представительная монархия представляет собой составную политическую организацию власти. Это значит, что власть одного лица в определенной степени ограничивалась правительственным органом.

Сословно-представительная монархия в России

Предпосылок для установления данной формы государственного правления на Руси было множество. Это было связано с раздробленностью государства. Князья, бояре не хотели подчиняться друг другу, возникали разногласия. Кроме внутренних причин существовали внешние. Частые войны привели к тому, что Русь становилась уязвимой. Учитывая эти факты, государство нуждалось в сильной власти.

Еще при Дмитрии Донском было положено начало образованию сословно-представительной монархии. Однако лишь Иван IV смог официально завершить этот процесс.

Сословно-представительная монархия в России характеризовалась Земским советом. Этот орган управления собирался нерегулярно, но решал весьма значительные вопросы в государственном управлении.

Сословно-представительная монархия в Англии

Установление данного режима правления происходило с 13 по 15 вв. Оно характеризовалось победой парламента над королем.

Глава государства долгое время, пользуясь своим положением, требовал большие налоги не только с горожан и рыцарей, но и с аристократии. Это вызывало большое негодование, после чего последовали восстания. В итоге в Англии установилась сословно-представительная монархия.

По существу, в условиях данного режима власть все равно принадлежала королю, однако, парламент также принимал важные решения в руководстве страной.

Сегодня монархия не является лидирующей формой государственного управления, но отрицать ее большое значение в истории нельзя.

fb.ru

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.

Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

1) появились мануфактуры;

2) расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2. Политические предпосылки:

1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;

2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России:

1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;

2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;

3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;

4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Сущность сословно-представительной монархии и причины ее складывания на Руси. — КиберПедия

Она складывается в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период ещё недостаточна сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), которая противодействовала централизаторской политике московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан.

В период сословно-представительной монархии произошло значительное расширение территории России. Нижнее и Среднее Поволжье, Сибирь вошли в её состав, на западе к ней была присоединена Украина.

Сословно-представительная монархия - это такая форма государства, когда монарх правит, опираясь на более или менее широкое представительство сословий: боярство, духовенство, дворянство, посадское население (т.е. горожане). Процесс формирования сословного строя начался ещё во времена Киевской Руси, завершился он во II половине XVII века

Сословия - это такие большие социальные группы, т.е. слои населения, которые отличаются друг от друга по правовому статусу(совокупности прав и обязанностей).

Классы - это тоже большие социальные группы, но они отличаются по другим, не юридическим, а социально-экономическим категориям: по отношению к собственности и т.д. Иногда класс и сословие совпадают, иногда нет. Так, крестьянство - это и класс, и сословие одновременно.

Духовенство + дворянство = феодалы (это один класс), но это разные сословия.Сословно-представительным учреждением, в котором были представлены боярство, духовенство, дворянство, посадское население, стали в России Земские Соборы. Именно опираясь на них, правили в России цари с середины XVI по середину XVII века. И этот период вошёл в историю как период сословно-представительной монархии.

Первый Земский Собор был созван в 1549 г., последний в 1653 г.

Земские Соборы - главный институт сословно-представительной монархии постепенно отмирал, не успев окрепнуть.Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался ни перед чем. Он был не просто жестоким правителем, его деспотизм не знал границ. Кстати, некоторые историки отрицают наличие сословно-представительной монархии в России, утверждая, что в это время в стране была деспотия или даже восточная деспотия.

Большинство историков считает, что в течение столетия (с середины XVI до середины XVII вв.) важнейшие государственные вопросы решались только после одобрения Соборов, а потому о России этого периода можно говорить как о сословно-представительной монархии.В середине XVI в. в Русском государстве резко обострились классовые и внутриклассовые противоречия. Это привело к ряду восстаний: восстание в Москве в 1547 г., в Пскове и Устюге.

1. Одной из причин волнений в стране был все усиливающийся крепостной гнет основной массы населения – крестьянства. Феодалы не ограничиваются барщиной и натуральным оброком. Они облагают крестьян денежным оброком. Крестьяне ищут облегчения своей участи и нередко бегут на окраины, к новым владельцам.Прежние владельцы силой возвращают крестьян обратно, требуют отмены Юрьева дня.Напряжение нарастает и выливается в повсеместное крестьянское неповиновение своим господам – феодалам.

2. Светские и духовные феодалы создавали в городах белые слободы, свободные от налогов и городских сборов. Так как сами феодалы были освобождены от государственного тягла, то они зазывали к себе посадских людей, создавали так называемые «белые слободы», вызывая тем самым конкуренцию остальному посадскому люду, продолжавшему нести на себе податное тягло. Это приводило к непрекращающейся борьбе посада с феодалами.

3. Серьезные противоречия были и в среде самого господствующего класса. Нуждаясь в землях для обеспечения воинов-дворян, московские государи повели наступление на церковные земли и боярские владения, что вызвало недовольство и более того серьезное сопротивление церкви и крупного боярства.Итак, мы видим, что в стране налицо три линии конфликта:

1. крестьянство против феодалов,

2. посадское население против феодалов,

3. в среде самих феодалов конфликт между царем и дворянами, с одной стороны, и боярством, с другой стороны.

Стремясь консолидировать все слои феодалов, расширить социальную базу монархии, правительство пошло на созыв в 1549 году (под непосредственным воздействием восстаний середины века) Земского Собора. Он вошел в историю под названием «Собор примирения». Дворянство и верхушка посадских людей играли в то время большую роль! Они были оплотом царской власти в борьбе против мятежного крестьянства и родовитого боярства.

Именно возрастание роли дворянства и посада в условиях обострившейся борьбы определило образование сословно-представительной монархии! Власть на местах также передается из рук поместников и волостелей в руки выборных земских и губных учреждений.

Расширив в условиях обострения классовой борьбы свою социальную базу, царская власть тем самым укрепила себя. Но одновременно она же оказалась и ограниченной в своей политике решениями Собора.

 

16 вопрос: Государственный строй. Реформы Ивана IV.

В середине XVI века при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на централизацию, на укрепление государства. К ним относятся:1. Введение Земских Соборов;

2. Введение опричнины;3. Отмена кормлений, реформа местного управления, т.е. введение губных и земских изб;4. Реорганизация вооруженных сил;

Гос.строй.Главой государства с 1547 становится царь.

Принятие этого титула призвано было возвысить положение государя над бывшими удельными князьями. Иван Грозный был сторонником неограниченной власти царя. Но он вынужден был разделять власть с Боярской Думой и Земскими Соборами.

Боярская дума.В период сословно-представительной монархии значение Боярской думы стало падать. Иван Грозный начинает свои реформы по управлению государством с того, что пытается уменьшить всесилие Боярской думы. В 1549 году он учреждает Избранную Раду, т.е. Ближнюю Думу (в нее входили особо доверенные лица, назначенные царем).Этот орган на время оттеснил Боярскую Думу. Сильный удар по Боярской думе был нанесен в годы опричнины, когда многие бояре были казнены. Наиболее важные вопросы теперь рассматривали Земские Соборы. Но Боярская дума, однако, еще долгое время оставалась влиятельным органом.Ядро Боярской Думы составляла боярская аристократия, с которой царю.Со временем состав Думы численно возрастал .В ее состав были введены думные дворяне и дьяки.

В компетенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений – приказов и органов местного управления. Поэтому в ней решались дела особой трудности, которые по каким-то причинам не могли быть решены в приказах. По существу Боярская дума была совещательным органом при государе.

Земские Соборы.Земские Соборы собирались в наиболее важные для страны моменты. Первый Собор был созван в 1549 году (Собор примирения), а последний – в 1653 году.этот орган просуществовал более 100 лет. Каждое сословие земского собора заседало отдельно.

В своего рода «верхней палате» Собора вместе с царем заседали Освещенный Собор (высшее духовенство) и Боярская Дума. Они входили в Собор не по избранию, а по положению. «Нижнюю палату» составляли представители дворянства и посадских людей.

Выборы представителей от дворянства и посадских людей производились отдельно, что и характеризует сословный характер Земских Соборов. На места рассылались грамоты, в которых предлагалось прислать по одному или по два человека от дворян и от посадских людей.

Земские Соборы рассматривали важнейшие государственные вопросы:

1) Устанавливали формы правления

2) Избирали царей

3) Решали вопросы войны и мира

4) Принимали законы

5) Объявляли сбор чрезвычайных налогов со всего населения.

В первые годы его правления Земские Соборы заседали почти непрерывно.С 1653 года деятельность Соборов стала носить формальный характер. Собор 1653 года был последним Собором полного состава.

Решения Соборов нельзя было игнорировать, и не было случаев, чтобы царь пошел наперекор мнению Собора.На Земских Соборах обнаруживались те противоречия, которые имели место как внутри сословий, так и между сословиями. Борьба между сословиями и рознь внутри каждого из них создавали условия для роста независимости царской власти, у которой все искали защиты против своих врагов. Именно эта рознь способствовала тому, что царь перестал созывать Соборы. После 1653 года он проводил в нужных случаях совещания с представителями какого-либо одного из сословий.

Приказы. К середине 17 века уже существовало около 50 приказов. Приказы были подчинены царю и Боярской Думе. В приказах сложился обширный и влиятельный слой приказных дьяков и подьячих – дворянской бюрократии. Приказы можно разделить на З группы:

1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;

2) ведавшие определенными территориями;

3) приказы дворцового управления;

Надо отметить, что четкого разграничения в деятельности приказов не было, часто функции приказов совпадали.Военными делами занимались 9 приказов (Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский и т.д.). Несколько приказов занимались финансовыми вопросами: Приказ большой казны, Приказ большого прихода, Посольский приказ ведал иностранными делами. Большое значение имел Поместный приказ. Он решал вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведал учетом земельного фонда, раздачей земли дворянам. Полицейские функции осуществлял Разбойный приказ.

Имелись приказы с узкой компетенцией. Аптекарский приказ, приказ книгопечатного делаНеобходимо отметить, что приказы были не только органами управления, но почти все они осуществляли судебные функции. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды, доходы с которых поступали в данный приказ. Приказ был для этих приписанных местностей судебным органом

Приказ Большого дворца (управлял дворцовым хозяйством), казенный приказ (ведал царской казной и хранением царских драгоценностей).

Особое место среди всех приказов занимал Приказ тайных дел (образован в 1654 году). Он был своеобразным ведомством государственной безопасности, надзирал за деятельностью всех других приказов, выполнял особые царские поручения.следует отметить, что приказы были бюрократическими учреждениями, в них процветала волокита, взяточничество. Серьезным недостатком было также нечеткое разделение функций приказов.

Реформа местного управления. Для сословно-представительной монархии характерно широкое развитие местного самоуправления. На местах произошла передача управления из рук наместников и волостелей в руки дворянства и посадских людей. Существовавшая ранее система кормления была постепенно отменена и заменена органами губного и земского самоуправления.

Еще в конце XV века в ответ на жалобы дворянства, что наместники не справляются с «лихими людьми», на местах начали создавать губные избы. Это были первоначально карательные органы, которые занимались борьбой с разбойниками, убийцами, ведали сыском беглых крестьян. Позднее на них были возложены и управленческие функции: сбор податей, перепись населения, контроль за питейными заведениями. В первое время губные избы действовали параллельно с органами кормления. Система кормления была отменена в1556 году!Губные избы занимались теперь всеми делами местного управления. Термин «губа» не имеет четкого объяснения. Он понимается как округ, определенная административная единица, в которой создана губная изба.

Во главе губных изб стояли губные старосты, избираемые из дворян. Губные грамоты, которые составлялись от имени царя, требовали, чтобы губные старосты были состоятельными и были грамотными. Губные старосты избирались из дворян. Их помощники - целовальники избирались из посадских людей.

Кроме губной реформы в середине XVI века была проведена земская реформа. Согласно этой реформе были созданы земские избы – органы земского самоуправления. Они выбирались из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. Их компетенция распространялась только на посадских и черносошных крестьян, бояре и дворяне не были в их компетенции. Первоначально земские избы занимались в основном финансовыми вопросами. Позже в их компетенцию вошли и другие вопросы управления (контроль за промыслами, торговлей, исполнение полицейских функций).

Земские избы состояли из «излюбленных голов» (позднее старост) и выборных «лутчих» людей.

При земской избе был земский дьяк.Порядок организации и компетенцию земских органов управления определяли земские уставные грамоты, которые издавал царь.

Грамоты предписывали, что избрание земских старост – не только право населения, но и обязанность. Избранные старосты утверждались царской грамотой. Грамоты угрожали наказанием тем, кто будет пользоваться властью в своих корыстных целях.

За предоставление самоуправления население должно было платить в казну так называемый «кормленый откуп» - своего рода налог за самоуправление.

В пограничных уездах самоуправление не вводилось, там хозяйничали управители- воеводы. В отличие от наместников они получали жалованье, им запрещено было брать поборы с населения.

Военная реформа.В правление Ивана Грозного много было сделано по укреплению вооруженных сил страны. Главную роль по-прежнему играла дворянская конница. После принятии в 1556 году Уложения о службе вотчинники обязаны были нести службу наравне с дворянами. Кроме личного участия и те, и другие должны были выставлять с каждых 150 десятин земли одного вооруженного конного человека.

В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско.Стрельцы вербовались из посадского населения и вольных охочих людей всякого чина. Они были единообразно одеты и вооружены, время от времени проходили военное обучение.В начале XVII века начали создаваться «полки нового строя» (рейтарские, драгунские). Они были постоянными, регулярно пополняемыми. Комплектовались они из вольных и даточных людей (с 20-25 дворов крестьянских брали понабору принудительному 1 человека).

Стрельцы набирались из вольных людей, они получали казенное оружие и хлебное жалование.

Стрельцы, казаки, пушкари, драгуны – все это служилые люди «по прибору». Служилые люди «по отечеству» – это бояре и дворяне.

Реформа системы финансов.Реорганизация вооруженных сил, а также создание чиновничье- бюрократического аппарата централизованного государства потребовали усиления налового бремени. В конце XVI века было проведено повсеместное описание земель. Составленные писцовые книги определяли число облагаемых единиц, т.е. сох. В «соху» входило разное количество земли в зависимости от качества. Уверждается новая единица налогового обложения - соха.В XVII веке вводится целый ряд новых прямых и косвенных налогов: пищальное (на приобретение оружия), стрелецкий «корм», кабацкий и т.д.

Церковь.В рассматриваемый период продолжалась борьба церкви с государством за политическую власть. В 1589 году в России было учреждено патриаршество (московский митрополит был возведен в сан патриарха, по своему сану он стал равен константинопольскому патриарху). Учреждение патриаршества усилило притязание церкви на верховную власть в стране. Но цари ревниво оберегали свою власть от вмешательства церкви.

Последняя попытка поставить власть патриарха выше царской власти была предпринята патриархом Никоном. В середине XVII века Никон провел церковные реформы с целью унифицировать церковные книги и обряды (это было необходимо сделать после присоединения Украины к России). Не все с этим согласились. В церкви произошел раскол. Царь поддержал реформы Никона, а Никон, воспользовавшись этой поддержкой, пытался поставить власть патриарха выше царской. За это он был смещен царем, лишен сана и отправлен в ссылку.

Вселенский Собор патриархов в 1666 году принял решение, по которому царь не вмешивался в дела церкви и не мог судить священников (кроме случаев душегубства и (разбоя). Так конфликт церковной и светской власти закончился признанием независимости каждой из них и разграничением компетенции.

 

17 Общественный строй государства во время сословно-представительной монархии

Господствующий класс - класс феодалов. Основными группами класса были боярство и дворянство, между кот во 2половине 16 в. развернулась драматическая борьба за власть, землю и за крестьян. Боярство состояло из 2-х групп:1. бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии.2. крупные и средние бояре. Все боярство настаивало на сохранении местничества. Местничество – это система, при которой должности занимают в зависимости от знатности происхождения. Опричнина сильно подорвала господство феодальной аристократии.Разорившиеся бояре нередко обращались к царю с просьбой дать им поместье, обязываясь за него служить наравне с дворянами. «Порода», знатность уступали место чину, жалуемому государем. Стало чином и боярство. Боярином мог стать и человек незнатного происхождения, если получал это звание от царя.Ведущая сила - дворянство. (выделялись московские дворяне.)Дворяне делились в зависимости от служебной годности на: 1) выборных (ядро войска), 2) городовых (гарнизонная служба), 3)дворовых(находились при дворе). Феодалы были освобождены от платежа податей и несения повинностей. Честь феодалов охранялась повышенными наказаниями. В конце 16века происходит сближение правового положения дворян и бояр. Уложение о службе 1556 г.уравняло службу с вотчин и поместий: каждый землевладелец обязан был выставлять со 150 десятин земли одного воина на коне. Итак, исчезают различия между дворянами и боярами, растет сословная обособленность феодалов. Крестьяне: черносошных (государственных) , владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих и т.д.). Черносошные платили повышенные по сравнению с владельческими крестьянами подати в пользу феодального государства, выполняли различные повинности (дорожную, подводную и т.д), были прикреплены к сельской общине без права перехода. Владельческие крестьяне кроме общегосударственных податей платили феодалам оброк, обрабатывали их поля (барщина) и несли др. повинности. Усиление эксплуатации крестьян вело к их массовому бегству на юг. Между различными группами феодалов разгорается острая борьба за крестьян. Дворяне были заинтересованы в прекращении выхода и вывоза крестьян, в их полном закрепощении. ( достигли в Соборном Уложении 1649 ).Полному запрету предшествовал ряд мероприятий, проводимых с целью затруднить переход крестьян.( Судебник 1550 года увеличил размер пожилого, который крестьянин обязан был заплатить, прежде чем он мог покинуть своего феодала и перейти к другому.) Это побудило правительство объявить в 1581 «заповедные лета», в течение которых переход крестьянина от одного феодала к другому был запрещен.В 80-90 составлены писцовые книги, кот. стали основанием закрепощения крестьянства.В 1597 установлен 5-ти летний срок давности («урочные лета») на иски о беглых крестьянах. В 1607 срок увеличен до 15 лет. В 1649 году Соборное Уложение отменило «урочные лета». Сыск стал бессрочным. Таким образом, крестьян не только прикрепили к земле, но и к личности владельца, они стали его собственностью. Холопы.Большое распространение получило кабальное холопство. Кабала - письменное долговое обязательство.должник обязан либо выплачивать проценты, либо погашать их службой.Отдать долг невозможно. Кабальные люди -разновидностьхолопов.В 1597 Уложение о холопах, по которому кабальным холопам запрещалось уходить от хозяина даже после уплаты долга. ( после смерти владельца кабалы холоп подлежал освобождению, долг аннулировался.) Полное холопство постепенно отмирает, холопы начинают сближаться с крестьянством. Посадские люди.городское население кот. включало: гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и белые слободы. делились на 3 группы: 1) большие(верхушка посада) 2) средние 3) молодшие. Основную массу посадского населения составляли ремесленники, мелкие торговцы и другие. несли посадское тягло, различные повинности, платили таможенные и др. пошлины.Входили и служилые люди«по прибору»: стрельцы, пушкари, казаки. Они были освобождены от платежа податей и от посадского тягла.Духовные и светские феодалы (беломестцы). Они не платили податей, не несли тягло. По Соборному Уложению люди, входившие в состав посадской общины, могли владеть дворами и лавками, заниматься торговлей и промыслами. Исключение делалось только для низших разрядов служилых людей. Им разрешалось заниматься торговлей и ремеслом, но с уплатой податей за свои промыслы. Соборное Уложение 1649 года вместе с тем запретило переход из посада в посад, прикрепив, таким образом, посадских людей к месту их жительства.

18 вопрос: Источники русского феодального права

были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.Создаются новые сложные формы законодательства: общерусские кодексы — судебники, Соборное Уложение, (уставные) книги,в кот. систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст , акты, закрепляющие собственность на землю, и др. Классификация грамот, издаваемых московскими государями включает следующие их виды: жалованные, уставные,судные, таможенные. 1. Жалованными грамотами верховная власть предоставляла льготы и привилегии физическим и юридическим .Каждая жалованная грамота содержала исключительные права и была частичным законом.

По предмету пожалования подразделялись на вотчинные,жалованные, льготные (иммунитетные), делившиеся на обельные (освобождающие от податей и повинностей) и несудимые (освобождающие от суда местных властей). Грамоты, предоставлявшие полное освобождение от общих «тягостей суда и дани» назывались тарханными. Лицам,аходившимся под особой княжеской защитой выдавались охранительные или заповедные грамоты.В вотчинных грамотах говорилось о размерах, характере земли и угодий, пожалованных данному лицу. В льготных — указывались финансовые и судебные привилегии и изъятия. В охранительных — перечислялись последствия, которые повлечет нарушение защищаемых прав данного лица.Ограничение иммунитетов, отразилось в положении Судебника 1550 г. о запрете выдавать тарханные грамоты и об изъятии ранее выданных грамот (ст. 43). особо образованный Сыскной приказ осуществлял общий пересмотр выданных жалованных грамот, Стоглавый Собор (1551) запретил выдачу «несудимых грамот» духовенству. унифицированы условия выдачи, содержание и объем прав, заключенных в вотчинных грамотах — из частных актов они превращались в общую нормативную форму уже в начале XVII в.

2. Уставные грамоты определяли порядок местного управления,подробно его регламентируя. давались населению отдельных территорий, жаловались ему для защиты его прав от беззакония наместников и волостелей.В них содержались указания об организации местного управления, о мерах обеспечения прав населения, о нормах и т.п. Уставные грамоты выдавались местностям, где (наместники и волостели) были заменены выборными от населения старостами и головами. грамоты подразделялись на уставные земские и уставные губные, они явл правовой базой для деятельности земских и губных изб. Земскими грамотами устанавливались размер и порядок раскладки оброка (платы за введение самоуправления) сроки и места его сбора,порядок доставки собранных денег в Москву. определялся ряд мер полицейского, уголовного и гражданско-правового характера, а также процессуальные процедуры, которые оказали заметное влияние на последующее развитие права в Судебнике 1550 г. и Соборном Уложении 1649 г. Устанавливался порядок надзора за проезжими и приезжими людьми, порядок проведения «обыска лихих людей», их поимки, суда и казни, определялись размеры судебных пошлин, порядок взаимодействия губных судов с судами наместников и волостелей и центральными судами.

3. Судные грамоты : постановления о судоустройстве и судопроизводстве, нормы гражданского и уголовного права. Они давались отдельным местностям и были там основным источником процессуального права.

4. Таможенные грамоты определяли порядок таможенно-финансового управления и регламентировали деятельность как внешних, так и внутренних таможен, собиравших таможенные сборы. ( устанавливались размеры пошлин, местности, предметы и лица).

 

cyberpedia.su

Реферат учащихся "Сущность сословно-представительской монархии" - Мои файлы - Каталог файлов

Использован материал с сайта http://revolution.allbest.ru/law/00247069_0.html 

Введение

 

Сословная монархия представляет одну из известных феодализму форм государства, сложившуюся в условиях политической централизации. Политическая эволюция государства на этом этапе особенно отчетливо, по сравнению с предшествующим периодом, обнаруживает такие своеобразные социальные структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не только классовых, но и сословных различий.

Отечественная медиевистика внесла большой вклад в изучение проблемы сословной монархии, в том числе ее теоретическую разработку. Решающим в становлении этой формы феодального государства отечественные исследователи считают изменения в социально-экономической жизни, связанные с развитием в первую очередь городов и товарно-денежных отношений. Оценка ограничительной роли представительных собраний дается или в тесной связи с определением классовой природы этой государственной формы. Изучение общих черт и особенностей становления сословно-представительской монархии в Европе и России дает возможность для типологического анализа сословной монархии, так как многие стороны феодальной формации в Европе получили предельную форму выражения. Этим и определяется актуальность курсовой работы. Изучение сословной монархии в Европе и России ставит определенные задачи. К их числу относится задача теоретического рассмотрения проблемы сословной монархии как особой формы феодального государства, сложившихся в странах Западной Европы и России в условиях развитого феодализма и процесса централизации. Вторую задачу составит характеристика особенностей процесса формирования сословной монархии и ее раннего этапа.

Таким образом, целью данной работы является изучение общих черт и отличий сословно-представительской монархии в Европе и России.

 

1. Сущность сословно-представительской монархии

 

Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии обретая с их помощью плоть и кровь.

Монархия – в переводе с греческого языка означает единовластие. Она является одной самых древних форм правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия [8, с. 27]. Хотя в современном мире - это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх - помазанник Божий). Однако, из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего государства.

Монархия - это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением [8, с. 29]. Во всех монархических странах монарх является неприкосновенной особой. С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе - империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически - декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании), продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны – гибель династии и, скорее всего, личная гибель монарха.

При этом главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Наглядным примером является царствование Екатерины II и ее сына Павла.

Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами – аристократией или демократией.

Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством представляет одну из известных феодализму форм государства, сложившуюся в условиях политической централизации. Политическая эволюция государства на этом этапе обнаруживает такие своеобразные социальные структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не только классовых, но и сословных различий. Такая форма монархии в истории встречается чаще всего.

Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

Сословно-представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий.

В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.

В западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

Точно так же в традиции Руси до монгольского нашествия князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.

Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать надсословным, а следовательно, сделать его судьей в случае межсословных конфликтов.

С созданием единой России, был осуществлен переход к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).

Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности.

Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров). В истории России тоже можно проследить такие тенденции. Становление сословно-представительской монархии в нашей истории пришлось как раз на становление Руси, как единого государства, что только способствовало укреплению. Она уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляет собой принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству.

Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв.

 

2. Сословно-представительская монархия во Франции

сословный представительский монархия политический

Приход к власти Людовика IX обусловил коренные перемены на территории феодальной Франции. Его реформы сыграли большую роль в укреплении королевской власти. Важное место среди них занимала военная реформа, создание городской милиции и отрядов наемников.

Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военных действий. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган - Парламент, который собирался в Париже 4 раза в год и стал высшим судом Франции. Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег выпущенных другими феодалами. На остальной территории королевская монета ходила наряду с местными и постоянно вытесняла ее. Таким образом, изменения, произошедшие в XIII веке заложили основу для возникновения во Франции сословно-представительской монархии [1, с. 125].

Дальнейший рост городов вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства. В XIV веке во Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту ценз. В XIV-XV веках во Франции завершилась перестройка сословного строя. Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV веку одержала победу в борьбе с папством. Было признано, что Французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации. При этом ограничивались некоторые церковные прерогативы, был сокращен круг лиц, попадающих под церковную юрисдикцию. Однако сохранились некоторые привилегии духовенства. Оно, как и ранее имело право на церковную десятину, различные пожертвования, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно высвобождалось от любых государственных служб и повинностей.

Вторым сословием было дворянство. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное сословие. Первоначально доступ в сословие был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали землю у разорившихся дворян. Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестало давать им дворянские звания.

Важнейшей привилегией дворянства было их право на землю с передачей по наследству всех не движимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. Единственной обязанностью дворянина остается служба королю, а не частному сеньору, как было раньше.

К XIV­XV векам в основном завершилось формирование третьего сословия, которое пополнялось за счет быстро растущего городского населения и крестьян цензитариев. Это сословие объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как неблагородные, не имели каких-либо особых личных и имущественных прав. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции и на него ложилось бремя уплаты государственных налогов.

Сеньориальная власть феодалов утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV веке было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти.

В XV веке Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV веке в обращении во Франции была лишь единая монета.

Короли лишили феодалов и их традиционной привилегии, вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).

Постепенная ликвидация сеньориальных прав феодалов сопровождалась возрастанием авторитета королевской власти. Большую роль в этом сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной.

В 1303 году была выдвинута формула: король является императором в своем королевстве. Она подчеркивала полную независимость Французского короля в международных отношениях. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле.

Сословно представительская монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д.

Королевская власть постепенно ломала политическую структуру характерную для сеньориальной монархии.

К началу XV века оформляется союз и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза стали генеральные и провинциальные штаты.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, это решал сам король. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство, а также крупные светские феодалы приглашались лично. Вопросы, выносимые на рассмотрение генеральных штатов так же определялись королем. Король запрашивал мнение генеральных штатов, хотя формально их согласие на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва были финансовые вопросы. Ведь если речь шла об установлении каких либо новых налогов, то требовалось согласие Генеральных штатов.

Важное место в системе центрального управления занял Большой совет. В этот совет входили легисты, а так же 24 представителя высшей светской и духовой знати. Совет собирался один раз в месяц и его полномочия носили чисто совещательный характер.

Прево и бальи теряют ряд своих функций, в частности военную, а с конца XV века короли назначают в бальяжи лейтенантов.

Короли вводят новую должность - губернатор. К XIV веку появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты. Обычно они управляли группой бальяжей или провинцией.

Продолжает сохраняться феодальное ополчение, но с XIV века король требует непосредственной базы короля позволило ему создать наемную вооруженную силу из немцев и шотландцев. В 1445 году Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой.

Мелкие судебные дела решал Прево, но дела о серьезных преступлениях рассматривались в суде бальи, а с XV века в суде под председательством лейтенанта. Выросла роль парижского парламента, парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати.

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ТЕКСТА ВО ВЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ

molodaya-strana.ucoz.ru

Тема №4: «Сословно-представительная монархия в России

(сер. XVI - сер. XVII вв.)»

/4 часа/

План:

Введение.

 

1.Возникновение сословно-представительной монархии в России. Ее сущность.

2. Введение Иваном Грозным опричнины, ее суть. Различные оценки личности Грозного.

3. Расширение территории Великорусского государства. Воссоединение Украины с Россией.

4. Общественный строй государства.

5. Государственный строй. Реформы Ивана Грозного.

Заключение.

Учебники и учебные пособия:

1. История государства и права России / Под редакцией Ю.П. Титова. - М., 1998.

2. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М., 1992.

 

Специальная литература:

1. Беляев И.Д. Земские Соборы на Руси. - М., 1962.

2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. - М., 1960.

3. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М., 1964.

4. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М., 1992.

5. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.

6. Платонов Иван Грозный. - М., 1991.

7. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М., 1983.

8. Скрынников Р.Г. Царство террора. / Спб, 1992.

9. Скрынников Р.Г. Далёкий век. - М., 1989.

 

Введение.

Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период ещё недостаточна сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), которая противодействовала централизаторской политике московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан.

В период сословно-представительной монархии произошло значительное расширение территории России. Нижнее и Среднее Поволжье, Сибирь вошли в её состав, на западе к ней была присоединена Украина.

Сегодня мы разберём, как возникла сословно-представительная монархия, в чём её сущность, что представляла собой опричнина, которую ввёл Иван Грозный, каково отношение историков к ней и к личности царя.

Итак, сословно-представительная монархия - это такая форма государства, когда монарх правит, опираясь на более или менее широкое представительство сословий: боярство, духовенство, дворянство, посадское население (т.е. горожане). Процесс формирования сословного строя начался ещё во времена Киевской Руси, завершился он во II половине XVII века. Что же представляет собой сословный строй и что такое сословие? Каково отличие понятия сословия от понятия класс?

Сословия - это такие большие социальные группы, т.е. слои населения, которые отличаются друг от друга по правовому статусу(совокупности прав и обязанностей).

Классы - это тоже большие социальные группы, но они отличаются по другим, не

юридическим, а социально-экономическим категориям: по отношению к собственности и т.д. Иногда класс и сословие совпадают, иногда нет. Так, крестьянство - это и класс, и сословие одновременно.

Духовенство + дворянство = феодалы (это один класс), но это разные сословия.

Сословно-представительным учреждением, в котором были представлены боярство, духовенство, дворянство, посадское население, стали в России Земские Соборы. Именно опираясь на них, правили в России цари с середины XVI по середину XVII века. И этот период вошёл в историю как период сословно-представительной монархии.

Первый Земский Собор был созван в 1549 г., последний в 1653 г. Иван Грозный предпринял также попытку передать областное управление в руки самого общества (выборные губные, земские старосты, «излюбленные головы» в городах). Однако земство тогда не утвердилось из-за полной неподготовленности к нему крепостного общества.

Земские Соборы - главный институт сословно-представительной монархии постепенно отмирал, не успев окрепнуть. Структурные преобразования, начатые при Иване Грозном, могли сделать Россию сословно-представительной монархией «с человеческим лицом», но Иван IV повёл борьбу с удельной стариной чисто феодальными методами. Введение опричнины - тому подтверждение. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался ни перед чем. Он был не просто жестоким правителем, его деспотизм не знал границ. Кстати, некоторые историки отрицают наличие сословно-представительной монархии в России, утверждая, что в это время в стране была деспотия[2] или даже восточная деспотия[3]. Есть также точка зрения, что Земские Соборы не ограничивали власть царя.

Однако большинство историков считает, что в течение столетия (с середины XVI до середины XVII вв.) важнейшие государственные вопросы решались только после одобрения Соборов, а потому о России этого периода можно говорить как о сословно-представительной монархии. Как же складывалась сословно-представительная монархия, и какие причины способствовали этому? В середине XVI в. в Русском государстве резко обострились классовые и внутриклассовые противоречия. Это привело к ряду восстаний: восстание в Москве в 1547 г., в Пскове и Устюге.

1. Одной из причин волнений в стране был все усиливающийся крепостной гнет основной массы населения – крестьянства. К середине 16 века натуральное сельское хозяйство начинает втягиваться в товарный оборот. Феодалы уже не ограничиваются барщиной и натуральным оброком. Они облагают крестьян денежным оброком. Крестьяне ищут облегчения своей участи и нередко бегут на окраины, к новым владельцам (в Юрьев день они еще имели такое право перехода). Прежние владельцы силой возвращают крестьян обратно, требуют отмены Юрьева дня. Напряжение нарастает и выливается в повсеместное крестьянское неповиновение своим господам – феодалам.

2. Светские и духовные феодалы создавали в городах белые слободы, свободные от налогов и городских сборов. Так как сами феодалы были освобождены от государственного тягла, то они зазывали к себе посадских людей, создавали так называемые «белые слободы», вызывая тем самым конкуренцию остальному посадскому люду, продолжавшему нести на себе податное тягло. Это приводило к непрекращающейся борьбе посада с феодалами.

3. Серьезные противоречия были и в среде самого господствующего класса. Нуждаясь

в землях для обеспечения воинов-дворян, московские государи повели наступление на церковные земли и боярские владения, что вызвало недовольство и более того серьезное сопротивление церкви и крупного боярства.

Итак, мы видим, что в стране налицо три линии конфликта:

1. крестьянство против феодалов,

2. посадское население против феодалов,

3. в среде самих феодалов конфликт между царем и дворянами, с одной стороны, и боярством, с другой стороны.

Стремясь консолидировать все слои феодалов, расширить социальную базу монархии, правительство пошло на созыв в 1549 году (под непосредственным воздействием восстаний середины века) Земского Собора. Он вошел в историю под названием «Собор примирения». В Земских соборах наряду с боярской аристократией и церковными деятелями принимали участие представители дворянства и посадских людей. Дворянство и верхушка посадских людей играли в то время большую роль! Они были оплотом царской власти в борьбе против мятежного крестьянства и родовитого боярства. Без них царь не мог справиться с ситуацией в стране.

Именно возрастание роли дворянства и посада в условиях обострившейся борьбы определило образование сословно-представительной монархии! Власть на местах также передается из рук поместников и волостелей в руки выборных земских и губных учреждений.

Расширив в условиях обострения классовой борьбы свою социальную базу, царская власть тем самым укрепила себя. Но одновременно она же оказалась и ограниченной в своей политике решениями Собора.

 

Как уже было сказано выше, некоторые историки отрицают наличие сословно-представительной монархии на том основании, что введенная в 1565 году Иваном Грозным опричнина была ни чем иным, как деспотией.

Похожие статьи:

poznayka.org

Основные черты сословно представительной монархии

Основные  черты сословно-представительной монархии.

  Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной  опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали  центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных  сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического  процесса объединения Руси. Тогда  при государе всея Руси Иване III в  системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.  Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев и выполняла две функции: она обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси и способствовала преодолению элементов и тенденций феодальной-раздробленности,сепаратизма.  В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура. Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами,серединыXVIв.  Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.  Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:  - царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.  Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:    1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере-надобности;  2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;  3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин – сельские-старосты.    Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.  Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.  К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром1. В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались. Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.  Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России.

  С середины XVI в. до конца XVII в. политическим строем России являлась сословно-представительная монархия. Это закономерный этап в  развитии государства, через который  в XII - XVI вв. прошли Англия, Франция, Испания, германские княжества, Польша, Венгрия  и другие европейские страны. Сословно-представительная монархия утверждалась после преодоления  феодальной раздробленности, создания централизованного государства  и формирования общегосударственных  сословий. Отличительной чертой такой  формы правления являлось наличие  центральных и местных представительных учреждений: парламента в Англии, Генеральных  и провинциальных штатов во Франции  и Нидерландах, кортесов в Испании, лантагов в германских княжествах, сейма и воеводских сеймиков в  Польше. Как правило, в деятельности представительных учреждений принимали  участие привилегированные сословия: дворянство, духовенство, городская  верхушка, в редких случаях зажиточное крестьянство и никогда не звучал голос феодально-зависимого населения. Как правило, сословно-представительные учреждения имели совещательный  характер. В их функции входило  рассмотрение важнейших государственных  вопросов, одобрение законов, утверждение  налогов. В большинстве европейских  стран, включая Россию, сословно-представительная монархия стала переходным этапом к  абсолютистской форме правления. До этого верховная власть осуществляла правление совместно с феодальными  сословиями.

  В сословно-представительной монархии XVII в. сложилась сложная система  центральных и местных учреждений. Центральные учреждения Московского  государства могут быть представлены в следующем виде.

       Центральные государственные  учреждения России  XVII в.   
  

 Органы сословно-представительной монархии в России. В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательныхактов: судебника1550 года сборник церковного законодательства 1551 года Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ (?) России. Другие авторы относят конец этого периода на 70-е годыXVIIвека. Особенность периода сословно-представительной монархии – сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана-4. Опричнина – особый период его правления - террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения мешавшие монарху либо распускались, либо уничтожались (например: избранная рада). Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства. Царь – сохранил функции высшего органа власти. Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период “семибоярщины”, когда бояре опираясь на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава. Земский собор – в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности. Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались: состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников)  регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила , так как материальных стимулов не было. Функции Земского собора: внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира, …) налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе) после 80-х XV века избирали царя (так избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов избранный в 1613 году) принятие законов, также их обсуждение. Например Соборное Уложение 1649 года фактически было принято на соборе. Но Земский собор не был законодательным органом. Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих их Земского собора, выступивших против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят не нет. Приказы – целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца) . Законодательством их создание закреплено не было, поэтому они появлялись по мере необходимости. К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были и судебными и административными органами (земский приказ). Считалось, что деятельность приказов не следует ограничивать какими-либо законодательными рамками. Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед. Сословные органы самоуправления: губные или “губные избы” (губа – административно-территориальная единица). Начали создаваться в 30-е годы правления Ивана Грозного. Возникли в противовес сращиванию аппарата государства с разбойниками, то есть функции борьбы с разбойниками передали самому населению земские избы – первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи Судебник 1550 года – царский судебник, который был издан Иваном-4. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов разбитый на статьи (количеством около 100). После принятия судебника право продолжало развиваться. Стала вестись определенная кодефикационная работа, которая заключалась в том, что начались вести приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности. Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя. Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания – отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу. Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей. Это уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века (с поправками).

stud24.ru