Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Стихотворные размеры двусложные


Двусложные и трехсложные стихотворные размеры

Двусложные и трехсложные стихотворные размеры

Цели урока:
  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _. тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _. амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,Как мы ни бились, отличить:-

так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое - Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ВЕтер, вЕтер, ты могУчТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ )

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хор хореем распевает: Раз - удар, два - пропускает, - Третий, пятый слог - ударный, Безударен каждый парный.Чтоб услышать ритм хорея, Повторяй в уме скорее :"Воды - воды - воды лей", -Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".

Итак, уважаемый Автор, говорите, "не мог он ямба от хорея" отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. ". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв. комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

В России ямбами поэты Предпочитают сочинять.В стопе такой одна примета: Где чётный слог - там "ударять". Поможет выявить нам ямб Повтор: "ВодА - водА- водА, ВодА - водА - водА - водА", - Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжноюМчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль )

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото. А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных, Пальцем считать ударения можно. Первый, четвёртый, седьмой и десятый Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое Как ключик, Тартилы оно золотое."Золото - золото", - вы повторяйте И средь стихов всегда дактиль узнаете.

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам ):

На сЕвере дИком стоИт одинОкоНа гОлой вершИне соснАИ дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчимОдЕта, как рИзой, онА.(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий. Здесь в каждой стопе ударение в центре. Ударные слоги в кольце безударных Укрыты от зноя, дождя и от ветра.Секрет амфибрахия в слове "железо",Оно нам не менее злата полезно. "Железо - железо", - подряд повторяйте, И вы без труда амфибрахий узнаете.

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнныхРоковАя о гИбели вЕсть.Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,ПоругАние счАстия Есть.(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,И здесь слог каждый третий ударный в стопе, Он, как зеркало, дактиль он наоборот, Он протяжные песни обычно поёт.Ритм анапеста нам помогает узнать Колокольчика нежный серебряный звон. "Серебро - серебро", - надо вам повторять, Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет.

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных.

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щёки горят, Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая мояОдна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна,И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари,Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана, Лишь звёзды блеснут в небесах, Корабль одинокий несётся,Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

Прочитать статьи в учебнике "Двусложные размеры стиха", "Трёхсложные размеры стиха", выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
  1. Турьянская Б.И. Холодкова Л.А. Виноградова Е.А. Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М. "Русское слово", 2002, с.81.
  2. screen.ru/school/razmer/

velikiy-pushkin.ru

6-6 класс стихотворные размеры - двусложные

Стихотворные размеры. Двусложные размеры. ( 6-7 класс)

Цель:

  1. Изучение стихотворных размеров (ямб, хорей)

  2. развитие умения определять стихотворные размеры

  3. воспитание внимательного слушателя

Тип урока: изучение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный

Формы работы: фронтальные, самостоятельные

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово.

Стихи звучат по-особому. В этом вы уже неоднократно убеждались. Уже знаете, что особое звучание речи придают ритм и рифма.

Ритм - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов).

Рифма – Созвучие концов стихотворных строк (Толковый словарь С И Ожегов)

  1. Изучение нового материала.

Также многие стихотворения делятся на строфы, существуют различные типы строф

Сейчас мы научимся определять , чем же, помимо ритма и рифмы отличается одно стихотворение от другого. Это отличие определяется в метре.

Метр – поэтический размер. Таких размеров всего 5.

Стихосложение

Двусложные размеры Трёхсложные размеры

Ямб Хорей Амфибрахий анапест дактиль

Сегодня на уроке мы будем работать с двусложными размерами.

Для того чтобы научиться определять поэтический размер вам необходимо прежде всего усвоить несколько простых терминов.

Стих – это одна стихотворная строчка.

Стопа – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных , повторение которых определяет размер стиха. . Стопы могут быть двусложные и трёхсложные . Двусложные – это когда в стопе один ударный и один безударный слог. (__/; /__)

Трёхсложные -в них один слог ударный, 2 безударных (__/ __)

А сейчас подробнее остановимся на двусложном размере стиха.

Запишем два стиха из стихотворения А. С. Пушкина и попробуем определить тип стопы и размер стихотворения.

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет

Вих/ри снеж/ные /кру/тя

Перед нами двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.

Другой пример:

Зи/ма. /Кресть/я/нин/, тор/жест/ву/я,

На/ дров/нях/ об/нов/ля/ет путь.

Ямб – двусложный размер с ударением на 2-м слоге.

Задание по рядам:

1-й ряд определяет: Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман (ямб)

Мчатся тучи, вьются тучи (хорей)

2-й ряд: Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром (ямб)

Трещит затопленная печь,

Приятно думать у лежанки (ямб)

3-й ряд: Мороз и солнце! День чудесный… (ямб)

Тучки небесные, вечные странники (хорей)

Итог урока: продолжите предложения:

  1. Ямбом называется….

  2. Хореем называется…

infourok.ru

Практикум «Двусложные размеры стиха»

Двусложные размеры стиха

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(А.С. Пушкин)

Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)

Я Вам пишу письмо,

Чего ж мне написать?

Я к Вам пишу, чего же боле,

Что я могу ещё сказать?

Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,

И мне по-прежнему Вам нечего сказать...

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали...

(А.С. Пушкин)

О память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной.

(К. Н. Батюшков)

Аты-баты,

Шли солдаты,

Аты-баты

На базар..

(народн.)

Буря мглою небо/кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

(А.С. Пушкин)

Весна идёт.

Она поёт,

Журчит, жужжит,

Кружит, влечёт.

Спондей

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)Спондей

Константин Бальмонт посвятил всем стихотворным размерам целое произведение.

Хореи и ямбы, с их звуком коротким,

Я слышал в журчаньи ручьёв,

И голубь своим воркованием кротким

Учил меня музыке слов.

Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,

Плакучие ветви берёз

Мне дали певучий размер амфибрахий,

В нём вальс улетающих грёз.

И дактиль я в звоне ловил колокольном,

И в марше солдат – анапест.

Напевный мой опыт был с детства невольным,

Как нежность на лике невест.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,

Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!

(В.Я. Брюсов)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Двусложные размеры стиха.

Основные стихотворные размеры

Силлабо-тонической системы

 

Силлабо-тоническая система стихосложения - это такая система, когда стих организуется четким чередованием ударных и безударных слогов,и при этом играет роль также количество оных слогов в строке. Для справки: тоническая система - это когда важно только равное количество ударений и практически отсутствуют рифмы (см. фольклор), а силлабическая - когда важно только количество слогов, но рифмы таки есть (см. поэзя). Силлабо-тоническая система придумана Ломоносовым и Тредиаковским в 18 веке и здравствует в русскоязычном стихосложении по сей день, ибо очень органично вписывается в русский язык. Для любознательных: силлабика отмерла потому, что была заимствована из польского стихосложения, а в польском языке, в отличие от русского, фиксированное ударение на втором слоге от конца. В русском оно всегда было подвижным, а посему русские стихи, писанные польским образом, получались довольно-таки корявые. Вот и потрудились Тредиаковский с Ломоносовым над новой системой, а мы пользуемся. Не всегда правильно пользуемся, но это уже наши проблемы.

Стихи, если они суть силлабо-тонические (а у большинства начинающих авторов они, по крайней мере, на то претендуют), пишутся стихотворными размерами. Стихотворные размеры бывают двусложные, трехсложные, четырехсложные и даже пятисложные.

 

Размер стихотворения определяется видом стихотворной стопы.

Стопа - это группа из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов, которая регулярно повторяется в строке. Надо оговориться, что определяющим является не ударение каждого слова в отдельности - иначе будет каша. Определяющим является то, на какой слог падает логическое ударение, важное для восприятия строки в целом. Понятие стоп существовало еще в античной системе стихосложения (для справки, она называлась метрической). Названия стоп и названия определяемых ими размеров одинаковы.

 

Итак, в силлабо-тоническом стихосложении без отступлений существует по большому счету 14 видов стихотворных стоп и, соответственно, размеров. Оговорюсь, что 4 из них существуют если не теоретически, то очень хорошо прячутся. Но об этом дальше.

 

Двусложные размеры стиха.

Поскольку в двусложной стопе всего два слога, двусложных размеров, соответственно, тоже всего два: хорей и ямб.

Хорей - это стопа из двух слогов, в которой ударным является первый слог:

 

БУ-ря мглО-ю нЕ-бо крО-ет. (АСП)

Поскольку во всем хорее четыре стопы, размер данного стиха - хорей четырехстопный. Отступление по подсчету количества стоп: их столько, сколько ударных слогов. Если в строке n стоп и безударный "хвост" - размер будет n-стопный и ни стопой больше. Хвост называется, к слову сказать, неполной стопой. Если же в трех- и больше- сложном размере после последнего ударения меньше безударных, чем надо - это усеченная стопа, и она считается.

 

Тем не менее, совершенно не всегда хорей имеет строго вот такой четкий вид. Если б это было так, все хореи пришлось бы писать только двусложными словами, а это, согласитесь, обедняет язык. А теперь рассмотрим вот такой хорей:

 

Вот и всё, не обессудьте,

В гости не зову.

Будет время - нарисуйте,

Как я там живу.

(Хатуль)

 

Во-первых, хорей разностопный. Четыре стопы в нечетных строках, три в четных. Ничего, так тоже бывает, но это еще не отступление. Обратите внимание на пропущенные ударные слоги в некоторых стопах: третья стопа первой строки, третья стопа третьей строки, вторая стопа второй. Тем не менее это еще не пеон (о пеонах - четырехсложниках - позже), а хорей. Пропущенное ударение в двусложном размере носит название пиррихия. Такие стопы служат тому, чтоб делать стихотворную речь более плавной, приближать ее к живой речи. Хотите написать что-то для скандирования - чем меньше пиррихиев, тем лучше.

 

А теперь рассмотрим еще одну вообще-то хореическую строфу (кстати, не "куплет" - куплет в песне, а в стихе то же самое - это строфа).

Тут же дадим краткую формулировку строфы:

Строфа — организованное сочетание из 2-х и более стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.Каждое повторение является новой строфой.

Итак:

Взор, что факел из тьмы,

Свет Благой Земли - лик,

Всё, что ты святым мнил,

Рушится в один миг.

(Фирнвен)

 

Пиррихий в последней строке все уже заметили.

Но тут есть и еще кое-что. В конце 2 - 4 строк - стопы, которые состоят из двух ударных слогов подряд. Так вот, от этого хорей тоже не перестает быть хореем. Это отступление от системы называется спондей. Такие сверсхемные ударения служат тому, чтоб придавать стиху напряженность или акцентировать какое-то из слов. К слову, в первой строке любопытна последняя стопа, в некотором роде контаминация пиррихия и спондея. При чтении вслух, начинающему автору на заметку, это не очень воспринимается. Однако, это изначально песня, в песне это "из" по мелодии ударное и на месте, не будем из песни спондей выкидывать и Фирнвен обижать, она умница. Второй двусложный размер именуется ямбом. Как все уже догадались, это стопа, в которой ударный второй слог. "Мой дядя самых честных правил" - простейший пример, постройте сами схему сего четырехстопного ямба, который в конце концов Пушкину надоел. А еще:

 

Я все награды роздал,

Я все чины раздал.

(Щербаков) - трехстопный ямб.

В ямбе тоже возможны пиррихии и спондеи.

 

А ну-ка выпьем, храбрые вояки,

Друзья-сержанты, братья-денщики,

Не для тоски хмельной, не ради драки,

А для того, что пить не дураки.

(Щербаков) –

пятистопный ямб, осложненный стопами пиррихия

 

Пиррихии ищите сами, и стопы сами считайте, уже умеете. А Щербаков, к слову, для начинающего литературоведа лицо незаменимое - примеры искать. Правильного употребления чего бы то ни было, и двусложных размеров в том числе. Пример ямба со спондеем: "Швед, русский, - колет, рубит, режет" (АСП). Схему опять же сами построите. А я плавно перейду к более сложным стопам, то есть трехсложным. Это еще цветочки, дорогие господа начинающие авторы...

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.009 сек.)

mybiblioteka.su

стихотворные размеры

Стихотворные размеры (силлабо-тонические размеры) разделяются на две группы, отличаю­щиеся друг от друга по характеру стоп: двусложные и трех­сложные. В двухсложных размерах стопа состоит из одного удар­ного и одного безударного слога, в трехсложных — из одного ударного и двух безударных слогов. Надо оговориться, что определение это недостаточно точно для трехсложных размеров и очень неточно для двухсложных. В по­следних довольно часто на месте, где должен по метрической схеме стоять ударный слог, оказывается безударный.

Названия стоп заимствованы по аналогии из античного гре­ческого стиха. В двухсложных размерах стопа с первым удар­ным слогом называется хореем (—∩), со вторым ударным — ямбом (∩—). В трехсложных размерах стопа с первым ударным называется дактилем (—∩∩), со вторым ударным — амфибра­хием (∩—∩) и с третьим ударным — анапестом ∩∩—). Как видно из приведенной схемы, аналогия с античным метрическим стихом заключается в том, что расположение ударных и безударных слогов в тонической стопе сходно с расположением дол­гих и кратких слогов в соответственных метрических античных стопах. Но этим аналогия и исчерпывается, потому что качество чередующихся слогов и стоп в тонических правильных размерах совершенно иное, нежели в античных метрических. Различаются слоги не по долготе, а по энергии произношения, по ударению (акценту).

Двусложные размеры

Хорей — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —∩), а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах).

Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя—∩ —∩ —∩ —∩—∩ —∩ —∩ —

Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба ∩—), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог…∩— ∩— ∩— ∩—∩∩— ∩— ∩— ∩—

Школьникам трудно разобраться, какой размер называется ямбом, а какой хореем. Для двусложных размеров я рекомендую запомнить следующие строки:

Жили были брадобрей,Бабка, дед и внук хорей.

Мой дядя бедный так ослаб,Что не осилит даже ямб.

Трехсложные размеры

Дактиль — трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —∩∩), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Как хорошо ты, о море ночное,-Здесь лучезарно, там сизо-темно…—∩∩ —∩∩ —∩∩ —∩—∩∩ —∩∩ —∩∩ —

Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия ∩—∩), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли∩—∩∩—∩∩—∩∩—∩—∩∩—∩∩—∩∩—

Анапест — трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста ∩∩—), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

Прозвучало над ясной рекою,Прозвенело в померкшем лугу∩∩— ∩∩— ∩∩— ∩∩∩— ∩∩— ∩∩—

Признавая возможность применения различных размеров, поэты XVIII в. сами пользовались преимущественно двухслож­ными. Между Тредиаковским и Ломоносовым шли горячие спо­ры о том, какой размер лучше: хорей или ямб. Победил благо­даря своему таланту Ломоносов, и поэзия XVIII в. свидетель­ствует о явном преобладании ямба: в оде — четырехстопного, в трагедии и поэме — шестистопного. Поэты XIX и XX вв. свободно пользовались всеми размерами. Но Тредиаковский и Ломоносов находились у исто­ков нового стиха, и многие вопросы, для нас простые и очевид­ные, для них, естественно, были еще сложными и темными. Однако деление стиха на стопы, принятое теоретиками стиха в XVIII и XIX вв., в значительной мере условно). Очень редко де­ление стиха на стопы совпадает с делением на слова. Стопа не яв­ляется реальной словесной единицей — это условное, чисто рит­мическое понятие.

 

vodoleyehost.ru

Внеклассный урок - Стихотворные размеры

Стихотворные размеры

 

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Пример:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

 

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

Пример брахиколона:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел –

День

Свят!

Склеп

Слеп.

Тень –

В ад!

(В.Ходасевич)

 

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

- 4-стопный

- 6-стопный

- 5-стопный

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет     ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;      ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

(А.С.Пушкин)

 

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

- 4-стопный (лирика, эпос),

- 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

- 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

- вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,             __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,                          __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил                          __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г.                         __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

(А.С. Пушкин)

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,               __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть…       __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

(А.С.Пушкин)

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

- 2-стопный (в XVIII в.)

- 4-стопный (с XIX в.)

- 3-стопный (с XIX в.)

Пример:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!             ∩́ __ __ /∩́ __  __ / ∩́ __  __ / ∩́ __  __ /

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…      ∩́ __ __ /∩́ __  __ / ∩́ __  __ / ∩́ __  __ /

(М.Ю.Лермонтов)

 

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

- 4-стопный (начало XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,                   __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ли ручьи́ -                     __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ /

Моро́з-воево́да дозо́ром                          __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ __ /

Обхо́дит владе́нья свои́.                          __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ /

(Н.А.Некрасов)

 

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

- 4-стопный (с середины XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —       __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __Без конца́ и без кра́ю мечта́!               __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!         __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __И приве́тствую зво́ном щита́!             __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

(А.Блок)

 

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй! 

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

 

Хорей

хОдит

хо – значит хорей.

В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.

Ямб

домбАй

мб – значит ямб.

В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.

 

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

 

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Дактиль

вЕчером

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМфибрахий

калИтку

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

Анапест

запирАй

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

 

Можно еще так представить:

Дактиль

АМфибрахий

Анапест

в

Е

ч

е

р

о

м

к

а

л

И

т

к

у

з

а

п

и

р

А

й

 

 

raal100.narod.ru

Двусложные и четырехсложные размеры в силлабо-тоникеСатурния

Правильная последовательность ударных и безударных слогов называется размером. Обычно в классическом русском силлабо-тоническом стихосложении выделяют 5 размеров: два двусложных и три трехсложных. Помимо этого существует четыре четырехсложных, (теоретически) пять пятисложных, шесть шестисложных и т.д.

Сегодня на уроке попытаемся разобраться с двусложными и четырехсложными размерами. Запишем строку и составим ее схему:

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Пока нам не ясно, что это за размер. Мы не видим системы. Запишем другой пример, уже известный нам:

Буря мглою небо кроет

/ — / — / — / —

Здесь уже явно прослеживается чередование ударного и безударного слога. Этот размер называется хорей. Его название и графическую схему нужно запомнить.

Хорей называется двусложным размером потому, что в состав стопы входит 1 ударный и 1 безударный слог – всего 2 слога. Что такое стопа? Это ритмическая единица, в состав которой входит 1 ударный слог и некоторое количество безударных. Определив, сколько безударных слогов входит в стопу, вы сможете определиться с размером.

На практике это означает… зубрёжку. Вам придется выучить названия и графические схемы 5 «стандартных размеров» силлабо-тонического стихосложения и применять их к стихотворениям. Сразу предупрежу, что не все стихи можно «загнать» под эти пять размеров, так как количество комбинаций ударных и безударных слогов в принципе неограниченно, и не все из них вписываются в силлабо-тоническое стихосложение.

Итак, в строке «Буря мглою небо кроет» стопой является сочетание ударного и безударного слога:

(/ -) (/ -) (/ -) (/ -)[1]

Это, как уже говорилось, двухсложная стопа. Таких стоп в строке 4. Значит, строка написана 4-стопным хореем. Пока это кажется непонятным, но после выполнения упражнений все прояснится.

Вернемся к первому примеру.

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Эта строка тоже написана двусложным размером, но не хореем, а ямбом. Почему? Сравним с графической схемой ямба, хорея и любого трехсложного размера (например, анапеста):

/ / — — — / — / — — — / – оригинал

— / — / — / — / — / — / – ямб

/ — / — / — / — / — / — – хорей

— / — — / — — / — — / — – анапест

Как видим, совпадений больше всего всё-таки с ямбом.

«Нагромождение» ударных слогов в начале строки называется спондеем. Что такое спондей? Спондей – стопа, состоящая из 2 ударных слогов (/ /). В силлабо-тоническом стихосложении спондеем условно называют ударение на слабом месте в хорее или ямбе. В нашем примере местоимение «он» с фонетической точки зрения является слабым. «Он» словно примыкает к «смолоду»: он_смолоду, т.е. ударение на нем можно и не ставить.

Отсутствие ударений на 4 и 10 слоге (на 2 и 5 стопе) называется пиррихием. Пиррихием называется стопа, состоящая из 2 безударных слогов (- -). По сути пиррихий – отсутствие ударения там, где оно требуется «по схеме». Но творчество живее всякой схемы. К тому же в русском языке не так много двусложных слов, и писать «чистым» ямбом или хореем очень сложно (но возможно, см. М.Ломоносов «Ода на взятие Хотина»).

Посмотрим на пример еще раз:

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Теперь попробуем прочитать строку так, словно мы её поём, при этом выделяйте голосом те слоги, где по-вашему (и по схеме) должно быть ударение. Получится примерно так:

он смОлодУ одИн в темнИце ИзнывАл

Звучит странновато, но зато, если составить графическую схему, вы сможете убедиться, что перед вами – 6-стопный ямб. Явление, где ударения нет, но оно должно быть по схеме, можно условно называть сверхсистемным ударением. В данном случае сверхсистемное ударение располагается на месте пиррихиев[2].

Попробуйте определить размеры в следующих стихотворных строках (строки взяты из работ членов ЛПО «Сатурния»):

Порою больно за свершенья

Пойдем со мной бродить по облакам

Твой образ вновь в моих мечтах

Мне так хочется понять

Сердце сжалось черным вором

Теперь обратим внимание на еще одну строчку из «Corona Actralis» М. Волошина:

О темные восторги расставаний

— / — — — / — — — / —

С одной стороны, это 5-стопный ямб с двумя пиррихиями, но с другой – это четырехсложный размер, одна стопа которого насчитывает 1 ударный и 3 безударных строки:

(- / — -) (- / — — ) (- / — )

Размер называется 3-стопный пеон II: 3 стопы и ударение на 2 слог (пеон I – ударение на 1 слог, пеон III и пеон IV – соответственно, на 3 и 4). Обычно пеон чередуется с двусложными размерами – ямбом или хореем:

А темные восторги расставанья,

А пепел грез и боль свиданий – нам.

Нам не ступать по синим лунным льнам,

Нам не хранить стыдливого молчанья.

Здесь пеон II в 1 и 4 строке чередуется с ямбом во 2 и 3 строках. Еще пример пеона, также пеона II из к/ф про всемирно известного разведчика на стихи Р. Рождественского:

Не думай о секундах свысока,

Наступит время, сам поймёшь, наверное.

Свистят они как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения.

Здесь пеон II в 1, 2 и 4 строке чередуется с ямбом во 2. «Чистым» пеоном писать можно, но сложно.

Когда вы будете писать новые или править старые стихи, размер необходимо учитывать. Возможно, на первых порах будет сложно, мысль будет путаться, не сможет вкладываться в прокрустово ложе размера. Но достаточно быстро это пройдёт. И мысль, как прекрасный алмаз, засверкает ярким светом в огранке размера.

У кого-то есть чувство ритма, и над размером думать не надо. Но всё равно после написания не мешает «проверить алгеброй гармонию», расставить ударения в стихотворении и ликвидировать «сбитый» ритм. О том, как это сделать, поговорим на следующих уроках.

Практика:

Определить размер, если это возможно, в стихотворениях, которые вы графически разобрали, выполняя предыдущее домашнее задание.

Также определить размер в строках, приводимых в лекции, если вы этого не сделали:

Порою больно за свершенья

Пойдем со мной бродить по облакам

Твой образ вновь в моих мечтах

Мне так хочется понять

Сердце сжалось черным вором

[1] Скобками выделены стопы. В рукописном оформлении обычно стопы выделяют фигурной скобкой }, но у нас нет технической возможности это выполнить.

[2] Сверхсистемное ударение в данном контексте – условный авторский термин. В литературоведческой терминологии сверхсистемным ударением называется первый ударный слог в амфибрахии.

Вы можете вернуться к оглавлению, ознакомиться с теорией ритма, либо читать далее.

nsaturnia.ru