Глаголы несовершенного вида. Совершенные и несовершенные глаголы в русском языке


Глаголы совершенного вида

Категория вида в современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида.

 

Глаголы совершенного вида обозначают действие, ограниченное внутренним пределом.

 

Глаголы совершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-фактическое значение.

Указывает на единичное действие в его целостности: вошёл, написал, закричал.

  • — Я вошёл, старик читал газету в кресле…
  • (А. Н. Толстой)

2. Суммарное значение.

Указывает на целостность действия, объединённого общим результатом или целью; используются лексические показатели типа два раза, трижды, несколько раз и др.

  • Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно.
  • (А. И. Куприн)
  • Мама напекла много блинов.

3. Налично-результативное значение.

Главное — конечный результат действия: школьник пришёл, отец вернулся.

  • — Ты, наверно, озяб в своих танцевальных туфлях.
  • (В. А. Солоухин)

 

Грамматические особенности глаголов совершенного вида

1. В изъявительном наклонении глаголы совершенного вида будут иметь две формы — прошедшего времени и будущего времени. Форм настоящего времени у них нет! Объясняется это несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени.

 

2. Глаголы совершенного вида образуют синтетические формы будущего времени: посмотреть — посмотрю, сшить — сошью.

 

  • написать — написавший, написанный
  • рассказать — рассказавший, рассказанный

 

5. Не сочетаются с фазовыми глаголами: нача́ть — начинать, продо́лжить — продолжа́ть, ко́нчить — конча́ть.

 

6. Сочетаются со словами внезапности, имеющими темпоральное значение: вдруг, внезапно, неожиданно.

  • Неожиданно налетел ветер.

 

Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Глаголы несовершенного вида

Категория вида в современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление глаголов совершенного вида и несовершенного.

 

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом.

 

Глаголы несовершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-процессное значение. Указывает на единичное действие в его процессном осуществлении субъектом.

  • Спит или читает.

Конкретно-процессное значение имеет следующие оттенки:

а). подчёркнутой длительности (используются лексические показатели типа долго, всю ночь, целый месяц):

  • — Вот мы от этой сопки, значит, поплывём, будем плыть весь день...
  • (В. Я. Шишков)
  • Ты слишком долго рассказываешь об этом.

б). попытка осуществления действия:

в). безуспешные попытки достичь желаемого результата:

  • Убеждал, убеждал, но так и не убедил.

г). незавершённость действия:

  • Здесь что-то строили.

2. Неограниченно-длительное значение.

  • Земля вращается вокруг Солнца, Луна вращается вокруг Земли.

3. Потенциально-постоянное значение.

  • Он говорит по-немецки.

 

Грамматические особенности глаголов несовершенного вида

1. В изъявительном наклонении имеют формы всех трёх времён (настоящего, прошедшего и будущего времени):

  • писать — пишу, писал, буду писать
  • читать — читаю, читал, буду читать

 

3. Образуют причастия настоящего времени (могут образовывать причастия прошедшего времени): читать — читающий (действительное, наст. вр.), читаемый (страдательное, наст. вр.), читавший (действительное, прош. вр.), читанный (страдательное, прош. вр.).

 

4. Образуют деепричастия несовершенного вида: читать — читая, говорить — говоря, рассказывать — рассказывая, работать — работая, строиться — строясь, волноваться — волнуясь.

 

5. Глаголы несовершенного вида сочетаются с фазовыми глаголами (начал, продолжал, закончил): начал говорить, продолжал работать, закончил строить.

 

6. Сочетаются со словами, указывающими на длительность, повторяемость действия: без конца считал ворон, регулярно пропускал занятия, ежедневно занимался спортом.

 

 

Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Видовые пары глаголов - Идиомы на пяти языках с переводом и толкованием

Грамматика русского языка → Образование видов глагола 

При образовании видов глагола возможны два пути:

  1. исходным является глагол несовершенного вида, от которого образуется глагол совершенного вида;
  2. исходным является глагол совершенного вида, от которого образуется глагол несовершенного вида.

Иногда несовершенный и совершенный вид выражаются словами с разным корнем: орать — взять, говорить — сказать, класть — положить, зажиться — лечь, садиться — сесть.

Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида

1. С помощью приставок: делать — сделать, мерить - измерить, писать — написать, строить — построить, читать — прочитать. Наиболее употребительны приставки по-, с- (со-).

Видовые пары (бесприставочный глагол несовершенного вида — приставочный глагол совершенного вида) образуются только в том случае, если приставка не меняет лексического значения глагола: пример, строить — построить.Глаголы строить — перестроить, строить — достроить, строить — пристроить не образуют видовых пар, так как приставка меняет лексическое значение глагола: перестроить — построить по-другому.достроить — довести строительство до конца, пристроить — построить в дополнение к тому, что уже построено.

2. С помощью суффикса -ну-, который указывает на законченность действия или его однократность: двигать — двинуть, исчезать — исчезнуть, кричать — крикнуть, прыгать — прыгнуть.Примечание. Некоторые глаголы с суффиксом -ну- относятся к несовершенному виду, и совершенный вид от них образуется с помощью приставок: гибнуть — погибнуть, мёрзнуть — замёрзнуть.

3. С помощью суффикса -и-, которому в несовершенном виде соответствует суффикс -а-/-я- : бросать - бросить, выполнять — выполнить, решать — решить. В этом случае возможно чередование конечного согласного основы: возвращать — возвратить, встречать — встрётить, объявлять — объявить.

4. С помощью ударения: насыпать — насыпать, отрезать - отрезать. 

Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида

1. С помощью суффиксов -ыва- / -ива, -ва- (при этом возможны чередования гласных и согласных): записать — записывать, перестроить — пепрестраивать, вылить — выливать, отдать — отдавать, ходить — выхаживать.

2. Чередованием звуков в корне (часто в сочетании с суффиксацией): выбрать — выбирать, послать — посылать, смять — сминать, съесть — съедать.

Немногочисленные глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида: атаковать, велетъ, жениться, обещать, организовать, образовать.  В современном разговорном языке заметно стремление подчеркнуть в таких глаголал видовые pазличия формальными способами (появляются формы образовывать, организовывать, где суффикс -ыва- указывает на несовершенный вид, или пообещать, где приставка по- указывает на совершенный вид).

Особое место в видовой системе занимают глаголы движения, обозначающие перемещение в пространстве. Они имеют две формы несовершенного вида и распадаются на дне соотносительные группы: 

   бежать – бегать

   везти – возить

   вести – водить

   ехать - ездить

   идти – ходить

   лететь – летать

   нести – носит

   плыть - плавать

Глаголы бежать, везти, вести и т. д. обозначают движение, которое совершается в одном направлении, в определённый момент, непрерывно. Глаголы бегать, возить, водить и т. д. обозначают движение, которое совершается не в одном направлении, не один раз, с перерывами. Ср.: Он идёт в театр (в данный момент, в определённом направлении) — Он ходит в театр (не один раз. в разное время), Он ходит по городу (в разных направлениях).

Путём прибавления приставок, обозначающих направление движения, от глаголов первой группы образуются глаголы совершенного вида, но всегда с дополнительным лексическим значением, вносимым приставкой: бежать — прибежать, везти — увезти, вести — перевести, ехать — проехать и т.д. От приставочных глаголов совершенного вида могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида: прибежать (сов.) — прибегать (несов.), приехать — приезжать, уехать — уезжать и т. д.

 

 

polyidioms.narod.ru

Русский язык. Возвратные. невозвратные. формы глагола и совершенные. и несовершенные.

К возвратным глаголам относятся глаголы с постфиксом -ся, -сь. Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать — различаться, радовать — радоваться, одевать — одеваться) , так и от непереходных (стучать — стучаться, чернеть — чернеться) . От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глагольным формам после окончаний (стучится, стучавшийся) . Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь — после гласных (учился — училась) ; в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: различающийся — различающиеся. Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные: одевает кого? /что? — одевается. Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет — белеется. Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я не сплю — Мне не спится, Я хочу — Мне хочется. Среди глаголов с суффиксом -ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться и др. ============================================ Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному. Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнётся) , причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну) . Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) . Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить. Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) . Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают? ) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю? ) подать коврик? (Н. Гоголь).

Совершенный отвечают на вопросы что сделать, а несовершенный что делать))) А вот про возвратные и невозвратные я ничего не помню)

Возвратные глаголы имеют суффикс -ся (-сь) : учился, учиться, училась и т. д. Невозвратные - все остальные. Совершенные глаголы отвечают на вопрос что сделать? (выучит, написать) Несовершенные - что делать? (учить, писать)

несовершенный вид - что делать? , а совершенный вид - что сделать? Глаголы, у которых есть суффикс -ся (-сь) , называются возвратными, а невозвратные все остальные.

Возвратность / невозвратность Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом -ся: учиться, смеяться. Подробнее смотрите на <a rel="nofollow" href="http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7" target="_blank">http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7</a>

Возвратные имеют постфикс "ся" "сь" учиться, резвиться и т. д. Невозвратные, собственно, не имеют постфикса учить, тупить, убить) ---------------------------------------- Совершенные глаголы отвечают на вопросы инфинитива "что Сделать" Несовершенные не имеют букву С в вопросе "что делать"

спасибо вам огромное

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

рлолоолллрлрлорролрролролллролллллллллллллллллллллллллллллллллррррррррррррррррррррррррррррррррррррроллооооооооооооооооооооооооооолооооооооооорррррррррррррррррррроооооооооооооллорджбтлоиоррнеекеываысапмторрлдодлд

не совсем но сайдёт

touch.otvet.mail.ru