Как беречь органы чувств? Памятка школьникам и взрослым. Составить памятку как беречь органы чувств 4 класс


Как беречь органы чувств? Памятка школьникам и взрослым

Система органов чувств человека – это часть нервной системы. Именно органы чувств или, как принято их называть, сенсоры способны воспринимать информацию, которая нас окружает. Они же с помощью нервных импульсов передают информацию в мозг, где происходит ее анализ. Зачем все это нужно?

Органы чувств крайне необходимы живым существам, мы без них просто не могли выжить. Как достать себе еду, если нет глаз? Как отличить запах уксуса от запаха воды, если нет органов обоняния? И как мы поймем, что нездоровы (ударились, порезались или обожглись), если нет тактильного восприятия? Человек без сенсорных систем однозначно существовать не может. Именно поэтому мы будем обсуждать довольно важную проблему - как беречь органы чувств.

Памятки такого рода должны присутствовать в школах, университетах и даже в детских садах. Очень важно ребенку с самого раннего возраста донести то, что сенсорные системы своего организма нужно обязательно беречь.

Первое, что необходимо знать, – это то, что органов чувств у человека всего пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если говорить совсем уж просто, то мы способны видеть, чувствовать запах и вкус, слышать и ощущать тактильно. Каждый орган чувств имеет свои определенные особенности, поэтому мы рассмотрим каждый в отдельности.

Зрение и его защита

Когда же человек впервые узнает такой термин, как органы чувств? 4 класс начальной школы дает такую информацию, но родители должны побеспокоиться об этой проблеме намного раньше, чем детям проведут короткий урок биологии по этой теме.

С самых первых дней жизни именно глаза дают возможность ребенку изучать пока неизвестный ему окружающий мир. С помощью зрения мы не только видим предметы, цвета и формы, но и определяем пространственное положение объекта. Благодаря этому органу чувств человек способен писать, читать, знакомиться с шедеврами литературы и искусства, а это немаловажно для развития и становления личности.

Нас окружает большое количество различных раздражителей, но особое значение имеют зрительные, потому что 90 процентов информации мы получаем именно благодаря зрению. Именно по этой причине мы разберемся, как беречь органы чувств, а конкретнее - зрение. Необходимо выполнять некоторые правила:

  • Хорошее освещение во время чтения.
  • Запрет на курение.
  • Питание, полезное для зрения.
  • Если вы носите очки или линзы, то обязательно ухаживайте за ними.
  • Меняйте линзы и очки вовремя.
  • Если врач прописал очки, то их надо носить.
  • Посещайте врача.
  • Правильно обращайтесь с компьютером, телевизором, телефоном и так далее.
  • Делайте простую гимнастику во время дня.

Эти простые действия помогут сохранить вам зрение или даже улучшить, если вы не запустили данную проблему. Помните, что зрение может испортиться и по причине механической травмы, поэтому защищайте их специальными очками или маской во время опасной работы. Не смотрите на яркие источники света (лазер или сварка).

Вкус

Все знают, что органом вкуса является язык. Это подвижная мышца, одна из самых сильных в человеческом организме. Поверхность нашего языка не гладкая, а шершавая, это можно объяснить наличием большого количества маленьких сосочков, которые и помогают нам определять вкус пищи. Все сосочки можно разделить на такие группы:

  • Нитевидные.
  • Конические.
  • Грибовидные.
  • Желобовидные.
  • Листовидные.

Исходя из формы, они выполняют какие-либо определенные функции. Теперь небольшой список правил, как беречь органы чувств (вкусовые рецепторы):

  • Нельзя есть сильно горячую еду или пить кипяток.
  • Обязательно необходимо перед едой мыть руки.
  • Нельзя брать в рот неизвестные препараты, растения и другие предметы.
  • Помните золотое правило: «когда я ем – я глух и нем». Не разговаривайте во время еды, это поможет вам не поперхнуться.

Обоняние

Органом чувств здесь выступает нос. Благодаря ему мы не только можем чувствовать прекрасные ароматы, но он нас предупреждает о многих опасностях, таких как пожар или утечка газа. Очень важно знать, как беречь органы чувств, в том числе и обонятельные рецепторы.

  • Не вдыхайте непосредственно из емкости неизвестную жидкость, направляйте воздух к носу с помощью движений руки.
  • Для органа обоняния очень вредна пыль, делайте ежедневные влажные уборки и проветривания.
  • Курение или вдыхание табачного дыма также способны ухудшить ваше обоняние.

Слух

Органы слуха – это наши уши, которыми мы воспринимаем различные звуки. Последние представляют собой колебания, распространяемые с помощью звуковой волны. Не все звуки слышны человеку, есть определенные пределы, а выходящие за их границы звуки - это инфразвук или ультразвук. Слух беречь необходимо, а как это делать, мы рассмотрим прямо сейчас. Памятка, как беречь органы чувств (слух):

  • Нельзя кричать на ухо и слушать громкую музыку.
  • Нельзя чистить уши с помощью острых предметов, иначе можно повредить перепонку.
  • Ежедневно мойте или чистите уши.

Осязание

У нас остался последний орган чувств – кожа, именно она участвует в процессе осязания. Она имеет главную функцию – защиту организма от внешнего воздействия. Кожа помогает нам различать тепло, холод, боль и так далее. Переходим к главному вопросу. Итак, памятка, как беречь органы чувств:

  • Ежедневно принимайте ванну или душ.
  • Носите чистую и качественную одежду.
  • Избегайте ожогов, порезов, обморожений и так далее.
  • Нельзя трогать незнакомые растения и уличных животных.

Соблюдая эти простые правила можно надолго сохранить здоровыми свои органы чувств.

fb.ru

Как беречь органы чувств? Памятка школьникам и взрослым

Образование 14 января 2017

Система органов чувств человека – это часть нервной системы. Именно органы чувств или, как принято их называть, сенсоры способны воспринимать информацию, которая нас окружает. Они же с помощью нервных импульсов передают информацию в мозг, где происходит ее анализ. Зачем все это нужно?

Органы чувств крайне необходимы живым существам, мы без них просто не могли выжить. Как достать себе еду, если нет глаз? Как отличить запах уксуса от запаха воды, если нет органов обоняния? И как мы поймем, что нездоровы (ударились, порезались или обожглись), если нет тактильного восприятия? Человек без сенсорных систем однозначно существовать не может. Именно поэтому мы будем обсуждать довольно важную проблему - как беречь органы чувств.

Памятки такого рода должны присутствовать в школах, университетах и даже в детских садах. Очень важно ребенку с самого раннего возраста донести то, что сенсорные системы своего организма нужно обязательно беречь.

Первое, что необходимо знать, – это то, что органов чувств у человека всего пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если говорить совсем уж просто, то мы способны видеть, чувствовать запах и вкус, слышать и ощущать тактильно. Каждый орган чувств имеет свои определенные особенности, поэтому мы рассмотрим каждый в отдельности.

Зрение и его защита

Когда же человек впервые узнает такой термин, как органы чувств? 4 класс начальной школы дает такую информацию, но родители должны побеспокоиться об этой проблеме намного раньше, чем детям проведут короткий урок биологии по этой теме.

С самых первых дней жизни именно глаза дают возможность ребенку изучать пока неизвестный ему окружающий мир. С помощью зрения мы не только видим предметы, цвета и формы, но и определяем пространственное положение объекта. Благодаря этому органу чувств человек способен писать, читать, знакомиться с шедеврами литературы и искусства, а это немаловажно для развития и становления личности.

Нас окружает большое количество различных раздражителей, но особое значение имеют зрительные, потому что 90 процентов информации мы получаем именно благодаря зрению. Именно по этой причине мы разберемся, как беречь органы чувств, а конкретнее - зрение. Необходимо выполнять некоторые правила:

  • Хорошее освещение во время чтения.
  • Запрет на курение.
  • Питание, полезное для зрения.
  • Если вы носите очки или линзы, то обязательно ухаживайте за ними.
  • Меняйте линзы и очки вовремя.
  • Если врач прописал очки, то их надо носить.
  • Посещайте врача.
  • Правильно обращайтесь с компьютером, телевизором, телефоном и так далее.
  • Делайте простую гимнастику во время дня.

Эти простые действия помогут сохранить вам зрение или даже улучшить, если вы не запустили данную проблему. Помните, что зрение может испортиться и по причине механической травмы, поэтому защищайте их специальными очками или маской во время опасной работы. Не смотрите на яркие источники света (лазер или сварка).

Вкус

Все знают, что органом вкуса является язык. Это подвижная мышца, одна из самых сильных в человеческом организме. Поверхность нашего языка не гладкая, а шершавая, это можно объяснить наличием большого количества маленьких сосочков, которые и помогают нам определять вкус пищи. Все сосочки можно разделить на такие группы:

  • Нитевидные.
  • Конические.
  • Грибовидные.
  • Желобовидные.
  • Листовидные.

Исходя из формы, они выполняют какие-либо определенные функции. Теперь небольшой список правил, как беречь органы чувств (вкусовые рецепторы):

  • Нельзя есть сильно горячую еду или пить кипяток.
  • Обязательно необходимо перед едой мыть руки.
  • Нельзя брать в рот неизвестные препараты, растения и другие предметы.
  • Помните золотое правило: «когда я ем – я глух и нем». Не разговаривайте во время еды, это поможет вам не поперхнуться.

Обоняние

Органом чувств здесь выступает нос. Благодаря ему мы не только можем чувствовать прекрасные ароматы, но он нас предупреждает о многих опасностях, таких как пожар или утечка газа. Очень важно знать, как беречь органы чувств, в том числе и обонятельные рецепторы.

  • Не вдыхайте непосредственно из емкости неизвестную жидкость, направляйте воздух к носу с помощью движений руки.
  • Для органа обоняния очень вредна пыль, делайте ежедневные влажные уборки и проветривания.
  • Курение или вдыхание табачного дыма также способны ухудшить ваше обоняние.

Слух

Органы слуха – это наши уши, которыми мы воспринимаем различные звуки. Последние представляют собой колебания, распространяемые с помощью звуковой волны. Не все звуки слышны человеку, есть определенные пределы, а выходящие за их границы звуки - это инфразвук или ультразвук. Слух беречь необходимо, а как это делать, мы рассмотрим прямо сейчас. Памятка, как беречь органы чувств (слух):

  • Нельзя кричать на ухо и слушать громкую музыку.
  • Нельзя чистить уши с помощью острых предметов, иначе можно повредить перепонку.
  • Ежедневно мойте или чистите уши.

Осязание

У нас остался последний орган чувств – кожа, именно она участвует в процессе осязания. Она имеет главную функцию – защиту организма от внешнего воздействия. Кожа помогает нам различать тепло, холод, боль и так далее. Переходим к главному вопросу. Итак, памятка, как беречь органы чувств:

  • Ежедневно принимайте ванну или душ.
  • Носите чистую и качественную одежду.
  • Избегайте ожогов, порезов, обморожений и так далее.
  • Нельзя трогать незнакомые растения и уличных животных.

Соблюдая эти простые правила можно надолго сохранить здоровыми свои органы чувств.

Источник: fb.ru Образование Как составить пропорцию? Поймет любой школьник и взрослый

Для решения большинства задач в математике средней школы необходимо знание по составлению пропорций. Это несложное умение поможет не только выполнять сложные упражнения из учебника, но и углубиться в саму суть математ...

Здоровье Как беречь дыхательную систему. Памятка для детей и взрослых

Дыхательная система организма непрерывно снабжает нас кислородом. Он нужен каждой клеточке нашего организма для жизнедеятельности. Хватит ли организму кислорода, зависит от работы и состояния дыхательной системы. Впол...

Дом и семья Упражнения для развития речи дошкольников, школьников и взрослых

Активное нервно-психическое развитие у ребенка происходит на третий год жизни. Очень заметно развивается формирование речи. Используются практически все части речи, ребенок перестает пользоваться облегченными формами ...

Домашний уют Как бороться с белокрылками на рассаде и взрослом растении?

Белокрылка - вредитель садовых растений, может поражать как взрослые экземпляры, так и молодую рассаду. Питается эта вредная маленькая бабочка их соком. Внешне насекомое похоже на белую моль, но намного меньше. Взросл...

Еда и напитки Омлет как в детском саду – для детей и взрослых

Омлет как в детском саду – само по себе очень вкусное и легкое в приготовлении блюдо, но почему-то многие думают, что готовить его долго и сложно. На самом деле приготовить это блюдо из яиц сможет каждый, для эт...

Здоровье Как беречь орган чувства: инструкция к применению

Благодаря органам чувств человек способен воспринимать различную информацию из окружающей среды и анализировать ее. Это обеспечивает его полноценное существование. Как надо беречь органы чувств, чтобы они эффективно в...

Здоровье Как лечить ротавирусную инфекцию у детей и взрослых

Ротавирусный гастроэнтерит - вирусное заболевание, протекающее в острой форме. Чаще всего ему подвержены дети. Пик заболеваемости приходится на период с января по март. Это связано с тем, что вирус особенно хорошо себ...

Искусство и развлечения Как нарисовать профиль лица девушки, ребёнка и взрослого мужчины

Профиль лица – удивительные очертания, способные передать всю сущность индивидуума, создать эскиз всего человеческого облика. Но дело это кропотливое и сложное. Поэтому чтобы нарисовать профиль лица, начинающему...

Мода Как определить размер очков для детей и взрослых?

Сейчас очки стали выполнять не только защитную или корректирующую функцию, но и служить модным аксессуаром, который способен изменить внешний вид человека и дополнить стильный образ. Существует несколько функциональны...

Образование "Как беречь природу" - сочинение для школьников разных возрастов

В школе нередко задают работу о том, как беречь природу. Сочинение вполне может быть написано детьми разных возрастов. Мамам и папам стоит помочь любимому чаду справиться с заданием. На самом деле, информации о том, к...

monateka.com

Презентация «Как беречь органы чувств?»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Как беречь зрение? Читать и писать при хорошем освещении Свет должен падать слева Читать и писать на расстоянии 30-35 см Нельзя читать лёжа и в транспорте Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров Не сидеть долго за компьютером Нельзя тереть глаза руками Делать зарядку для глаз Глазам нужен отдых Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо

Слайд 2

Как беречь слух?Содержать уши в чистоте. Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно  потерять слух. Сильный шум портит слух. Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

Слайд 3

V эту информацию знал, знаю, вспомнил; + это новая для меня информация;  ? эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы;

Слайд 4

Как беречь обоняние?Нужно беречь себя от простуды. Содержать нос в чистоте. Если есть насморк, то необходимо его лечить. Закаляться. Не засовывать в нос мелкие предметы. Пользоваться личным носовым платком.

Слайд 5

Как беречь орган вкуса?После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык. Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки. Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм.

Слайд 6

Как беречь орган осязания?Кожу надо содержать в чистоте. Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой.     Умываться то холодной, то горячей водой. Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу.

Слайд 7

Ученые говорят: Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!

lusana.ru

Урок окружающего мира "Органы чувств" (4 класс) - Окружающий мир - Предметы - Каталог статей

Тема урока: «Органы чувств»

Цель:  углубить и расширить знания  детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир.

Задачи:

1.      уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеет зрение;

2.     расширить знания учащихся об укреплении своего здоровья;

3.     ознакомить с профилактическими мероприятиями по сохранению и улучшению зрения;

4.      прививать навыки сохранения здоровья;

5.      развивать умение работать с учебным текстом;

6.      воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

- Что приводит в движение организм? (скелет и мышцы)

-Какие органы составляют нервную систему?(чувствительные клетки, головной и спинной мозг, нервы)

-Какая система очищает кровь от отходов жизнедеятельности организма и выводит избыток воды? (выделительная)

-Из каких органов она состоит?( почки, мочеточники, мочевой пузырь)

-Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?(органам пищеварения)

- Перечислите органы пищеварения(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Какую функцию выполняют органы кровообращения?(кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов)

- Перечислите органы кровообращения?(сердце и кровеносные сосуды)

- При помощи, каких органов происходит дыхание?(при помощи органов дыхания)

- Перечислите органы дыхания.(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)

2. Сообщение темы и целей.

- А наш урок мы начнём со стихотворения.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик - запах различать,

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

- О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием.(органы чувств)

- Хотите познакомиться с ними поближе? Этим мы и будем заниматься сегодня на уроке..

3. Изучение нового материала.

- Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (глаза)

Задание 1.

- Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)

- За то, что глаз круглый и плотный его назвали "глазным яблоком".

- Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка. А середина глаза не белая, а окрашенная - это радужка.)

- Какого цвета радужка у Светы? У Насти?

- Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?

- Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Что ещё вы видите? (зрачок)

Глаз подобен фотоаппарату, который постоянно фиксирует окружающий нас мир. Когда мы смотрим на какой- нибудь предмет, через зрачок в глаз попадает свет. Количество света регулируется радужной оболочкой (это цветная часть глаза).

За зрачком расположен хрусталик. Всё, на что мы смотрим, хрусталик проецирует на сетчатку внутренней стенки глаза. Поскольку световые лучи в глазе пересекаются, изображение получается перевернутым. Зрительный нерв передаёт увиденное в твой мозг. Как предмет выглядит в действительности помогает понять мозг.

Задание 2.

- Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза и мозг. Что я вам показываю?

- Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке?   (мяч)

- Какой он формы?- Какого размера?- Какого цвета?

- Какой орган вам помог в данном опыте?     (глаза)

- Подведём итог: что могут видеть (определять) глаза? Цвет, форму предмета, расстояние, размер.

Задание 3.

- Вернёмся к нашим зеркалам. Чем защищены глаза? (подвижными веками - верхним и нижним, ресницами, бровями)

Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.

-" Глаза, словно окна в мир". Почему так говорят?

- Какие правила мы должны выполнять, чтобы наши глаза были всегда здоровы?

Памятка "Береги зрение”

1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут надо давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана   телевизора не ближе чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуясь чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

Зарядка для глаз.

1. "Движение глазами за полётом бабочки".

К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняем медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. Повторяется 3 раза.

2."Моргание".

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться.

 

 

Уши - орган слуха.

Один говорит,

Двое глядят,

А они слушают. (Уши)

- На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Задание 1.

- Проведём следующий опыт: закройте глаза.(учитель хлопает в ладоши)

- Что произошло?

- Продолжаем опыт.(учитель рвёт бумагу)

- Что произошло сейчас?- Как вы догадались?   (услышали)

- Какой орган вам в этом помог?   (уши)

- Завяжем Наташе глаза. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Наташа должна определить, кто её позвал.

Памятка "Береги слух”

1. Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку, и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Кожа- орган осязания.

 

Зимой бывает вся в мурашках,

А летом загаром бронзовым покрыта. (кожа)

Задание 1. (рассматривание кожи)

- Какого цвета наша кожа?

- Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)

- Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (На коже есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки)

- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

Задание 2.

- Что можно "увидеть" с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать.

Игра "Волшебный мешочек".

- Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).

Кожа — это наружный покров тела, который защищает человека от внешних воздействий и участвует в процессе осязания. Кожей мы можем почувствовать форму, гладкость, ребристость поверхности, к которой прикоснулись и угадать, что перед нами

находится. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, удар или жжение. Это свойство коже придают пролегающие в ней маленькие нервные окончания - волосяные луковицы из которых растут волосы. Важная задача кожи — противостоять угрозе для нашего тела. Для этого кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость.

- Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган - кожа.

- Как нужно заботиться о коже? (старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания)

- Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)

Нос- орган обоняния.

- Что значит "обонять"? (чувствовать запах)

- Проведём эксперимент.

Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели).

- Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)

 ( Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, сигнал передаётся в головной мозг и человек чувствует запахи.)

- О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)

- Чем важен для человека орган обоняния?

Правила охраны органа обоняния

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.          

  Орган вкуса

Всегда он в работе,

Когда говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык)

- Как назвать по- научному этот орган? (орган вкуса) Эксперименты с языком, как с органом вкуса, вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.

- Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)

Поверхность нашего языка покрыта маленькими бугорками. Есть свои бугорки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг.

- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

 Опыт

(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов?

- Какие ещё качества пищи различает язык?(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

- Давайте проведём простой опыт:

представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

- Что происходит? (мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

- Почему так произошло?

- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Игра "Угадай по вкусу".

- А сейчас самая "вкусная" игра. Определи на вкус, что это за фрукт. (Пробуя кусочек фрукта с завязанными глазами, дети описывают словами его вкусовые качества и называют).

- Для чего служит язык, как орган чувств? (для определения вкуса пищи; пища должна быть не очень горячей - обжигая язык - мы почти не чувствуем её вкуса)

5. Закрепление пройденного.

Природоведческий диктант

–  Ребята, я буду читать вам определения, а вы молча запишите название органа, к которому подходит это определение.

 1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?

5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза). (кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств) (Слайд 12.)

Проверочный тест: «Органы чувств»

ГЛАЗА                     ОРГАН ОБОНЯНИЯ

УШИ                       ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

6. Итог урока.

- Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.

7. Домашнее задание.

Стр. 132-135, пересказ;  памятки прочитать ещё и пользоваться правилами в своей жизни; рабочая тетрадь.       

 

05-04-1959.ucoz.ru

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств



40. Задание. Подпиши названия органов чувств, обозначенных на рисунке цифрами.

Ответ.

1. Орган слуха (ухо)

2. Орган зрения (глаз)

3. Орган обоняния (нос)

4. Орган вкуса (язык)

5. Орган осязания (кожа)

С. 16

Задание 41. Запиши оттенки красного и синего цветов.

Ответ.

42. Задание. Приведите примеры предметов салатового, лимонного, вишневого, розового, бордового, коричневого цветов.

Ответ.

Салатовый - салат;

Лимонный – лимон;

Вишневый – вишня;

Бордовый – свекла;

Коричневый – древесина.

Задание 43. Объясни, почему у хищных животных обоняние лучше развито, чем у травоядных?

Ответ. Для того чтобы добыть себе пищу хищникам приходится либо отыскивать ее по следу, либо находится в засаде. Поэтому обоняние становится важнейшим из органов чувств. У травоядных животных на первое место выходит орган зрения.

Практическая работа

Завяжи глаза и попробуй походить по классу. Что ты ощущаешь? Трудно ли тебе ориентироваться? Выскажи свое предположение: как слепые люди ориентируются в окружающем мире?

Я ощущаю большие трудности при передвижении, так как на своем пути встречаю постоянные предметы. Ориентироваться очень трудно.

С помощью слуха слепой от рождения человек получает самую большую по объему информацию о мире. Живя, он не обращает внимания на формы, но может узнать знакомого по шагам, по звукам его голоса. Он узнает о том, с чем ему предстоит иметь дело с помощью звуков.

Пример. Напротив слепого остановился человек. С помощью слуха он определяет, что тот сел на стул, устроился на нем удобнее, вздохнул, переставил ноги. Вот он слышит, как сидящий стал наливать воду в стакан: о его наполненности слепой узнает по звуку переливаемой жидкости.

У него поразительно развита память на звуки. Он находит в голосах бесконечное множество оттенков. И каждый звук, каждая интонация для него имеет огромное значение!

Слепорожденный знаком с предметами лишь благодаря осязанию. Трогая руками предметы, он не может представить, как они выглядят — он может только понять, мягкое это или колючее, сухое или мокрое. С помощью пальцев он отмечает все неровности предмета, шероховатости, запоминает их. Потому среди всех чашек чайного сервиза он безошибочно определяет свою.

Мир слепого с рождения человека состоит из звуков, запахов и намеков на очертания. Не подходя к букету, не трогая его руками, слепой может по запаху определить, из каких цветов он составлен. Запах дает название цветам: розой он называет запах розы, ромашкой – запах ромашки.

Сидя за обеденным столом, слепорожденный может точно сказать, какие перед ним блюда: его обоняние развито так же исключительно, как и его слух, как и его осязание.

Благодаря тому, что слепым трудно отыскивать затерявшиеся вещи, они становятся друзьями порядка. У слепого человека чрезвычайно сильно развита память.

Слепорожденный видит при помощи кожи. Эта оболочка обладает у него исключительной чувствительностью. Слепой судит о близости огня по степени теплоты; о соседстве тел — по действию воздуха на его лицо.

С. 17

Задание 44. Запиши, какой вкус имеют эти продукты.

Ответ.

Лимон – кислый;

Хрен – горький и жгучий;

Яблоко – сладкое;

Горчица – горькая;

Капуста квашенная – кислая;

Сахар – сладкий;

Селедка – соленая;

Виноград – сладкий;

Шоколад – сладкий;

Чеснок – горький.

Практическая работа

1. Возьми половину чайной ложки раствора сахара и подержи некоторое время во рту. Есть ли разница в твоих ощущениях в начале и в конце опыта?

На несколько секунд завяжи глаза, зажми нос и попробуй какую-нибудь известную тебе еду. Узнаешь ли ты вкус данного продукта? Опиши и объясни свои ощущения.

Ответ. Разница есть. Сначала вкус ощущается гораздо острее, затем менее остро. Это происходит потому, что нервные сигналы начинают ослабевать, и органы вкуса как бы «привыкают» к новому ощущению.

Я узнаю вкус предмета. Но с зажатым носом сделать это труднее, потому что обычно человек запоминает сразу несколько ощущений – вкус, запах, цвет и другие. А когда человек использует ограниченное количество органов чувств, то узнавание происходит медленнее.

2. Узнаем предмет на ощупь. Закрой глаза, возьми в руку предмет. Определи, что это, из какого материала этот предмет сделан.

Ответ. Я узнаю предметы на ощупь по поверхности, объему, форме – всему тому, что воспринимают органы осязания.

Задание 45. Запиши, какие звуки производят эти объекты.

Ответ.

Дверь – скрипит;

Гром – гремит;

Дождь – стучит;

Дети – кричат;

Мышь – пищит;

Ребенок – плачет;

Ветер – свистит;

Кот – мяукает.

Задание 46. Отметь правильное высказывание.

Ответ.

Шум приводит к быстрой утомляемости, нарушает сон и ухудшает самочувствие.

С. 18

Задание 47. Составьте памятку «Как беречь органы чувств».

Ответ. Чтобы сберечь органы чувств необходимо соблюдать следующие правила.

resheba.com