Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Сообщение в прокуратуру о преступлении


Порядок приема и рассмотрения заявлений о преступлениях

ПОРЯДОК ПРИЕМА И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Порядок приема и рассмотрения заявлений о преступлениях в органах прокуратуры регулируется приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

Органами прокуратуры организован учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и указанным приказом.

При осуществлении этой деятельности прокуроры исходят из того, что они не вправе разрешать сообщения о преступлениях.

Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144-151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъясняется порядок подачи заявления, сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, об этом немедленно уведомляются заинтересованные лица и компетентные органы предварительного следствия или дознания.

Поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступлений, разрешаются в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, безотлагательно направляется заявителю письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в которой сообщение о преступлении передано для проверки.

Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, направляются в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок в порядке, установленном п.2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, выносятся мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, которое фиксируется в Книге учета сообщений о преступлениях.

За результатами рассмотрения постановления прокурора осуществляется дальнейший надзор, своевременно изучается законность вынесенных по материалам решений.

mosoblproc.ru

Рассмотрение сообщений о преступлении

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ разрешение сообщений о преступлении отнесено к компетенции дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, которые обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не наделяет прокуроров правом разрешать сообщения о преступлениях.

Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. ст. 144, 151 УПК РФ.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъясняется порядок подачи заявления, сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, прокурор немедленно уведомляет об этом заинтересованных лиц и компетентный орган предварительного следствия или дознания.

Поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступления разрешать в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, заявителю безотлагательно направляется письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проведения проверки.

Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, направляются в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок в порядке, установлено п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФУПК РФ, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

www.prokamur.ru

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

В соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) органы дознания и предварительного следствия обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему в срок не позднее трех суток предусмотренное законом решение.

Порядок приема, регистрации и проверки поступивших сообщений о преступлениях регламентируется внутриведомственными нормативными правовыми актами, а именно:

- инструкцией о прядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.08.2014 № 736;

- инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72;

- инструкцией о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, утвержденной Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 09.03.2006 № 75;

- инструкцией о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской федерации от 02.05.2006 № 139;

- инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.05.2006 № 270;

- инструкцией по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16.05.2006 № 205.

В соответствии с требованиями вышеуказанных документов должностное лицо, принявшее лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и своих данных.

 

Необоснованный отказ правомочного должностного лица принять заявление о преступлении, невнесение в установленном порядке сообщения о преступлении в книгу регистрации сообщений о преступлении, а также невыдача заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления недопустимы.

Сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае поступления сообщения, заявления, обращения от гражданина лично дежурному уполномоченному должностному лицу в ходе личного приема, оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Подлежат приему и регистрации все заявления о любом совершенном или готовящемся преступлении, а не только о преступлениях, отнесенных к компетенции конкретного правоохранительного органа, куда обращается заявитель. Если информация, содержащаяся в сообщении, относится к подследственности другого органа расследования, то должностные лица, принявшие информацию, обязаны принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности.

Должностное лицо, принявшее устное заявление, обязано разъяснить заявителю ответственность за заведомо ложный донос и сделать в протоколе соответствующую отметку, удостоверенную подписью заявителя. Явка с повинной оформляется в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку законодательством органы прокуратуры не наделены полномочиями самостоятельно проводить проверки и принимать решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ, то в случае поступления сообщения о преступлении в органы прокуратуры они подлежат направлению по подследственности в соответствующие правоохранительные органы.

Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях. При регистрации информации о преступлениях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию.

Информация о признаках преступления, содержащаяся в сообщении или заявлении о преступлении, часто нуждается в проверке. Возможность проведения проверочных действий прямо предусмотрена законом и закреплена в ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, а также проводить иные поверочные мероприятия.

Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена в течение трех суток. Руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а орган дознания по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении уполномоченные субъекты (к которым закон относит дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа,) вправе принять одно из трех предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации решений:

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК Российской Федерации, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК Российской Федерации.

Указанный перечень решений является исчерпывающим.

Принимаемые решения должны быть мотивированными, и из них должно быть понятно, в связи с какими обстоятельствами они принимаются.

О принятом решении должно быть сообщено заявителю. Принятое решение может быть обжаловано в соответствии со ст. ст. 124 и 125 УПК Российской Федерации прокурору, руководителю следственного органа и в суд.

sevproc.ru

Сообщение и заявление о преступлении          — Прокуратура Камчатского края

Соблюдение прав и законных интересов граждан на доступ к своевременному и законному правосудию является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов и прокуратуры. С целью более эффективной защиты прав в уголовном судопроизводстве и недопущения нарушений законодательства, гражданам необходимо знать свои права и обязанности должностных лиц правоохранительных органов, принимающих и рассматривающих заявления и сообщения о преступлениях.

Заявления о преступлении в правоохранительные органы могут быть поданы в устном и письменном виде.

Письменное заявление должно быть подписано заявителем, анонимное заявление не рассматривается. За заведомо ложный донос о совершенном преступлении законом предусмотрена уголовная ответственность (ст. 306 УК РФ).

Лицу, непосредственно заявившему о преступлении в правоохранительный орган, выдается талон-уведомление о получении данного сообщения, который подписывается лицом, принявшим данное сообщение.

Отказ в приеме сообщения о любом преступлении не допускается. За совершение данного деяния, а также иных действий, направленных на укрытие преступлений, для должностных лиц правоохранительных органов законом предусмотрена строгая ответственность, вплоть до уголовной.

В соответствии счастью 1 статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой статьи 144 УПК РФ. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;2) об отказе в возбуждении уголовного дела;3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

 

Прокурор города Петропавловска-Камчатского

старший советник юстиции                  А.И. Янин

 

www.kamprok.ru

Порядок учета и рассмотрения сообщений о преступлениях в органах прокуратуры

 Порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также приказом Генерального прокурора РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».  

При обращении с сообщением о преступлении гражданам, представителям коммерческих и общественных организаций необходимо знать о том, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях.  

Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами подлежат безотлагательной передаче в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144 и 151 УПК РФ. О принятом решении прокурором безотлагательно направляется заявителю письменное  уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проведения проверки.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурор обязан разъяснить заявителю порядок подачи заявления, сообщить наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

Заявителям необходимо помнить о том, что в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное сообщение о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Подобные заявления, поступающие в органы прокуратуры и содержащие сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, подлежат направлению прокурорами в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

Также заявителям необходимо обратить внимание на то, что поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых выражается несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступления разрешаются прокурорами в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

При непосредственном обращении с сообщением о преступлении в правоохранительные органы, наделенные полномочиями по их проверке и принятию решения в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК РФ, заявителям следует знать, что должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено почтовой, факсимильной связью или из иных источников, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

Прием информации о незарегистрированных по различным причинам сотрудниками правоохранительных органов преступлениях осуществляется территориальными прокурорами в рабочее время, а также прокуратурой республики круглосуточно, в том числе в вечернее и ночное время по телефону доверия (347) 272-54-12 и дежурного прокурора (347) 272-71-42.

версия для печати

bashprok.ru

Рассмотрение сообщений о преступлениях - Прокуратура города Севастополь, Россия

В соответствии с требованиями действующего уголовно - процессуального законодательства прокуроры не вправе разрешать сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях. 

Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144-151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъясняется порядок подачи заявления, сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, об этом немедленно уведомляются заинтересованные лица и компетентные органы предварительного следствия или дознания.

Поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступлений, разрешаются в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, безотлагательно направляется заявителю письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проверки.

Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, направляются в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок в порядке, установленном п.2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, выносятся мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, которое фиксируется в Книге учета сообщений о преступлениях. За результатами рассмотрения постановления прокурора осуществляется дальнейший надзор, своевременно изучается законность вынесенных по материалам решений.

sevproc.ru

Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

17.12.2012

Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях регулируется главами 19 и 20 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям уголовного процессуального законодательства должностными лицами, обязанными принимать заявления и сообщения о преступлениях являются, в том числе:

- сотрудники прокуратуры;

- сотрудники органов внутренних дел;

- сотрудники Следственного комитета России;

- сотрудники органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России;

- сотрудники службы судебных приставов России;

- сотрудники министерства чрезвычайных ситуаций России.

Заявления о преступлении могут быть поданы в устной и письменной форме. Письменное заявление должно быть подписано заявителем, анонимное заявление не рассматривается. Устные заявления заносятся в протокол должностным лицом правоохранительного органа. За заведомо ложный донос о совершенном преступлении законом предусмотрена уголовная ответственность (ст. 306 УК РФ).

Лицу, непосредственно подавшему сообщение о преступлении в правоохранительный орган, выдается талон - уведомление о получении данного сообщения, который подписывается лицом, принявшим данное сообщение.

Отказ в приеме сообщений о любом преступлении является недопустимым. За совершение данного деяния, а также иных действий, направленных на укрытие преступлений, для должностных лиц правоохранительных органов законом установлена соответствующая ответственность, в том числе, уголовная.

Должностные лица правоохранительных органов обязаны рассмотреть, и провести доследственную проверку по заявлению или сообщению о преступлении в установленный законом трехдневный срок. При необходимости указанный срок, может быть продлен руководителем правоохранительного органа до 10 суток. Если для полной и объективной проверки сообщения или заявления требуется проведение документальных проверок или ревизий, а также по материалам по фактам смерти граждан данный срок может быть продлен прокурором, руководителем следственного органа до 30 суток. Проведение проверки свыше указанного срока, не допускается.

По результатам проведенной доследственной проверки должностным лицом правоохранительного органа должно быть принято одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче сообщения по подследственности (в другой правоохранительный орган, или в мировой суд по делам частного обвинения)

При вынесении решения об отказе в возбуждении уголовного дела, в соответствии с требованиями законодательства, заявителю в течении 24 часов с момента вынесения данного решения, направляется его копия и разъясняется право его обжалования.

При вынесении решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд, заявителю сообщается наименование органа, в который было направлено сообщение.

Законом предусмотрено два варианта обжалования решений, принятых должностными лицами правоохранительных органов по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.

Первый вариант предусматривает обращение граждан с жалобой на решения или действия должностных лиц в органы прокуратуры или руководителю следственного органа должностное лицо, которого приняло решение по сообщению или заявлению о преступлении.

Второй вариант предусматривает обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, в районный суд по месту производства предварительного расследования.

 

 

prokuror-kaluga.ru