Что такое СНГ? Страны СНГ - список. Карта СНГ. Снг это россия


СНГ - расшифровка, История создания СНГ, Члены СНГ

СНГ. Красивая эмблема

СНГ — Содружество Независимых Государств — аббревиатура названия нового объединения бывших союзных республик СССР, ставших независимыми государствами после распада в 1991 году Советского Союза

Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) произошло 8 декабря 1991 года в результате подписания в Вискулях (Бресткая область, Белоруссия) главами России, Украины и Белоруссии соответствующего соглашения

Список стран-членов СНГ (2016 год)

  • Азербайджан
  • Армения
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Молдавия
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан

    Членами СНГ являются те государства, которые в течение 1 года (с 22 января 1993 по 22 января 1994 года) приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, принятого 22 января 1993 года Советом глав государств. Украиной и Туркменией Устав не подписан

    Кроме того, в Уставе СНГ существует понятие государства-учредителя СНГ. Государством-учредителем СНГ считается то государство, праламент которого ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Туркмения эти документы ратифицировала. Украина ратифицировала только Соглашение. Таким образом, Украина и Туркмения являются учредителями СНГ, но не его членами

    Протокол от 21 декабря 1991 года не ратифицирован так же парламентами России и Украины и 5 марта 2003 года комитет Госдумы Федерального собрания РФ по делам СНГ пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством — учредителем СНГ и государством — членом

История создания СНГ

  • 1991, 8 декабря — главами Украины, России и Белоруссии Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем подписано соглашение о роспуске Советского Союза и создании СНГ (Беловешское Соглашение)
  • 1991, 10 декабря — Соглашение ратифицировано парламентами Белоруссии и Украины

Ратификация — это придание юридической силы документу (например, договору) утверждением его соответствующим органом каждой из сторон. То есть ратификация — это согласие государства выполнять условия договора

  • 1991, 12 декабря — Соглашение ратифицировано Верховным Советом РФ
  • 1991, 13 декабря — встреча в Ашхабаде (Туркмения) глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. которые выразили согласие на вхождение их стран в СНГ
  • 1991, 21 декабря — в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины приняли Декларацию о целях и принципах СНГ и подписали Протокол к соглашению о создании СНГ

    Протоколк Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), УкраинойАзербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола

  • 1991, 30 декабря — в Минске на ещё одной встрече глав государств СНГ учрежден высший орган СНГ — Совет глав государств
  • 1992, 9 октября — создан телеканал СНГ «Мир»
  • 1993, 22 января — в Минске принят Устав СНГ
  • 1993, 15 марта — Казахстан первым из пост-советских республик ратифицировал Устав СНГ
  • 1993, 9 декабря — Устав СНГ ратифицировала Грузия
  • 1994, 26 апреля — Молдавия последней из пост-советских республик ратифицировала Устав СНГ
  • 1999, 2 апреля — создан Исполнительный комитет СНГ
  • 2000, 21 июня — создан Антитеррористический центр СНГ
  • 2008, 14 августа — Парламент Грузии принял решение о выходе страны из СНГ
  • 2009, 18 августа — Грузия официально перестала быть членом СНГ

Цели СНГ

  • Сотрудничество в экономике
  • Сотрудничество в сфере экологии
  • Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод граждан СНГ
  • Сотрудничество в военной области

Сохранилось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, сообща решаются вопросы обороны и охраны внешних границ

  • Сотрудничество в развитии систем транспорта, связи, энергетики
  • Сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Сотрудничество в миграционной политике

Руководящие органы СНГ

  • Совет глав государств СНГ
  • Совет глав правительств СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел стран СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Межпарламентская ассамблея СНГ

    28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»

Ещё статьи

Что означает выражение Гол как соколЧто означает выражение «Непутевый человек»Что означает выражение волосы дыбом

chtooznachaet.ru

как разшыфровуется "страны СНГ" Что значит ето СНГ

Союз независимых государств.

Содружество Независимых Государств! Темнота!..

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и др. областях. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 к СНГ присоединилась Грузия. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.<br>

А ты обратись к профессионалам РАЗШЫФРОВКИ ..Помогут...

Союз Независимых Государств, тебе лет сколько?

Эссен г.(essen г.) есть г...Жванецкий.

Блин глупо повторяться, ну ладно Содружество Независимых Государств

СНГ - Союз Независимых Госссударств, после распада СССР большинство стран, которые в него входили, образовали СНГ.

Союз независимых государств. Ничего не значит. Пропили мозги в Беловежской пуще, вот и придумали красивое название для ничего не значащего союза.

СНГ-это Содружество Независимых Государств<br>Вообще у людей очень часто возникают вопросы касательно абревиатур, быть может стоит как то упростить чтобы каждому было доступно для понимания то или иное выражение, а может наоборот нам стоит стремиться быть более образованными, эрудированнными...

ты ещё расскажи им, что данная организация себя изжила и нашему панибратству уже никто не верит.

СНГ-это Содружество Независимых Государств

Привет! Я из 2К! 8

touch.otvet.mail.ru

Что такое СНГ? Страны СНГ

СНГ – бывшее ранее Союзом ССР международное объединение, задачи которого предполагали регулирование сотрудничества между республиками, составлявшими Советский Союз. Это не надгосударственное образование. Взаимодействие субъектов и функционирование объединения предусматривало добровольную основу. Что такое СНГ и какова его роль в международных отношениях? Как происходило формирование Содружества? Какова роль тех или иных субъектов в его развитии? Об этом далее в статье. Ниже будет также приведена карта СНГ.

Образование организации

В создании организации принимали участие УССР, РСФСР и БССР. В 1991-м году, 8 декабря, в Беловежской пуще было подписано соответствующее соглашение. В документе, который состоял из 14 статей и Преамбулы, говорилось о том, что СССР перестал существовать в качестве субъекта геополитической реальности и международного права. Но на основании исторической общности и связей народов, с учетом двусторонних договоров, стремления к созданию демократического правового государства, а также при наличии намерений развивать свои отношения друг с другом на основе взаимного уважения и признания суверенитета, присутствовавшие стороны договорились о формировании международного объединения.

Ратификация соглашения

Уже десятого декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии придали документу юридическую силу. 12 декабря соглашение было ратифицировано в российском Парламенте. Подавляющее большинство (188) голосов было "за", "воздержалось" – 7, "против" – 6. На следующий день, 13-го числа, встретились главы центральных азиатских республик, входивших в СССР. Это были представители Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана. В результате этой встречи было составлено Заявление. В нем главы выразили свое согласие на вступление в СНГ (расшифровка аббревиатуры – Содружество Независимых Государств).

Неотъемлемым условием формирования объединения стало обеспечение равноправия субъектов, ранее входивших в Советский Союз, и признание их всех в качестве учредителей. Позже Назарбаев (глава Казахстана) выдвинул предложение об организации встречи в Алма-Ате, где страны СНГ, список которых будет приведен ниже, продолжат дальнейшее обсуждение вопросов и принятие совместных решений.

Встреча в Алма-Ате

В столицу Казахстана прибыло 11 представителей республик, входивших раньше в СССР. Ими были главы Украины, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, России, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Армении, Азербайджана и Белоруссии. Отсутствовали представители Грузии, Эстонии, Литвы и Латвии. В результате встречи была подписана декларация. В ней были изложены принципы и цели нового Содружества.

Кроме того, в документе закреплялось положение о том, что все государства СНГ будут осуществлять свое взаимодействие в равноправных условиях через координирующие институты. Последние, в свою очередь, формировались на паритетной основе. Действовать эти координирующие институты должны были в соответствии с соглашением между субъектами СНГ (расшифровка указана выше). При этом сохранялся объединенный контроль над военно-стратегическими объектами, ядерным оружием.

Говоря о том, что такое СНГ, следует сказать, что это объединение не предполагало единой границы – каждая республика, входившая ранее в СССР, сохраняла свой суверенитет, правительство, правовое устройство. Вместе с этим создание Содружества являлось воплощением приверженности к формированию и развитию общей экономической зоны.

Карта СНГ

Территорирально Содружество стало меньше, чем СССР. Некоторые бывшие республики не изъявили желания вступить в СНГ. Тем не менее объединение в целом заняло достаточно большое геополитическое пространство. Большинство субъектов стремились к взаимовыгодному сотрудничеству на условиях равноправия при сохранении своей целостности.

Следует отметить, что встреча 21 декабря способствовала завершению преобразования республик СССР в страны СНГ. Список пополнился Молдавией и Азербайджаном, ставшими последними ратифицировавшими документ о создании Содружества. До этого момента они были лишь ассоциированными членами объединения. Это была важная веха в государственном строительстве всего постсоветского пространства. В 1993-м году в список СНГ была включена Грузия. Среди крупнейших городов Содружества следует назвать Минск, Санкт-Петербург, Киев, Ташкент, Алма-Ату, Москву.

Организационные вопросы

В Минске на встрече 30 декабря государства-участники СНГ подписали Временное Соглашение. В соответствии с ним был учрежден высший орган Содружества. В Совет входили главы субъектов организации.

Говоря о том, что такое СНГ, следует сказать о том, как регламентировалось принятие решений. Каждый субъект Содружества обладал одним голосом. При этом общее решение принималось на основании консенсуса.

На встрече в Минске также было подписано Соглашение, регулирующее контроль над Вооруженными Силами и Пограничными войсками. В соответствии с ним каждый субъект обладал правом создать свою собственную армию. В 1993-м году завершился организационный этап.

22 января указанного года в Минске же был принят Устав. Этот документ стал основополагающим для организации. В 1996-м, 15 марта, на заседании Госдумы РФ было принято Постановление 157-II ГД. Оно определяло юридическую силу результатов референдума, состоявшегося в 1991-м году, 17 марта, по поводу сохранения СССР. В третьем пункте говорилось о подтверждении того, что Соглашение о формировании Содружества, не утвержденное на Съезде народных депутатов – высшего органа госвласти в РСФСР – не обладало и не обладает юридической силой по отношению к прекращению дальнейшего существования СССР.

Роль РФ в Содружестве

На заседании Совета по безопасности РФ выступал президент В. Путин. Владимир Владимирович признал, что Россия и СНГ подошли к определенному рубежу в своем развитии. В связи с этим, как отмечал президент, необходимо или добиться качественного укрепления Содружества и формирования на его основе действительно работающей, обладающей определенным влиянием в мире региональной структуры, или в противном случае геополитическое пространство ждет "размытие", вследствие чего интерес к Содружеству среди его субъектов будет безвозвратно потерян.

После того как в марте 2005-го российское правительство потерпело несколько существенных провалов в политических отношениях между республиками, ранее составлявшими СССР (Молдавией, Грузией и Украиной), в самый разгар Киргизского кризиса власти Путин высказался весьма категорично. Он отметил, что все разочарования явились следствием избытка ожиданий. Кратко говоря, президент РФ признал, что программировались одни цели, но в действительности весь процесс проходил совершенно по-другому.

Вопросы устойчивости Содружества

Из-з нарастающих центробежных процессов, происходивших внутри СНГ, неоднократно поднимался вопрос о необходимости реформирования объединения. Однако единства мнений о вероятных направлениях этого движения нет. На июльском неформальном саммите в 2006-м году, где собирались главы субъектов Содружества, Назарбаев предложил несколько ориентиров, на которых следует сосредоточить работу.

В первую очередь президент Казахстана считал, что необходимо согласовать миграционную политику. Необходимым, по его мнению, является и развитие общих транспортных коммуникаций, сотрудничество в борьбе против трансграничной преступности, а также взаимодействие в культурно-гуманитарной и научно-образовательной сферах.

Как отмечалось в ряде СМИ, скептицизм относительно эффективности и жизнеспособности Содружества связывали и с рядом торговых войн. В этих кризисах РФ противостояли Молдавия, Грузия и Украина. СНГ, по мнению некоторых наблюдателей, стоял на грани выживания. Этому способствовали последние события – торговые конфликты между Грузией и РФ. По мнению ряда аналитиков, санкции России против субъекта Содружества оказались беспрецедентными. Более того, как отмечали многие обозреватели, политика РФ к концу 2005-го года в отношении постсоветских государств в целом и входящих в СНГ в частности формировалась "Газпромом" (газовой монополией РФ). Стоимость поставляемого топлива, по мнению ряда авторов, явилась неким средством наказания и поощрения субъектов Содружества в зависимости от их политического взаимодействия с РФ.

"Нефтегазовые отношения"

Говоря о том, что такое СНГ, нельзя не упомянуть об объединяющем все субъекты факторе. Им являлась низкая стоимость топлива, поставляемого с территории РФ. Однако в 2005-м году, в июле, было объявлено о постепенном повышении цен на газ для стран Прибалтики. Стоимость была увеличена до общеевропейского уровня по 120-125 $/тыс.м3. В сентябре того же года было объявлено о повышении стоимости топлива для Грузии с 2006-го года до 110 $, а с 2007-го – до 235 $.

В ноябре 2005-го была увеличена цена на газ для Армении. Стоимость поставок должна была составить 110 $. Однако руководство Армении высказало опасение о том, что республика не сможет приобретать топливо по таким ценам. Россия предложила беспроцентный кредит, который смог бы компенсировать выросшую стоимость. Однако Армения предложила РФ другой вариант – в качестве альтернативы передать в собственность один из блоков принадлежавшей ей Разданской ТЭС, а также всю газотранспортную сеть в республике. Тем не менее, несмотря даже на предупреждения с армянской стороны о вероятных негативных последствиях дальнейшего повышения цен, республике удалось лишь отсрочить увеличение стоимости.

Для Молдавии повышение цен было объявлено в 2005-м году. К 2007-му была согласована новая стоимость поставок. Цена на топливо составила 170 $. К декабрю была достигнута договоренность о поставках топлива Азербайджану по рыночной стоимости. В 2006-м цена составляла 110 $, а к 2007-му были запланированы поставки по 235 $.

К декабрю 2005-го разгорелся конфликт между РФ и Украиной. С первого января 2006-го года было объявлено о повышении цен до 160 $. Поскольку дальнейшие переговоры оказались безрезультатными, то Россия повысила цену до 230 $. В некотором роде привилегированное положение в газовом вопросе было у Белоруссии. К марту 2005-го года РФ объявила об увеличении цен на поставки. Однако уже к 4 апреля Путин пообещал оставить стоимость на прежнем уровне. Но после президентских выборов для Белоруссии вновь было объявлено о повышении цен. После продолжительных переговоров стоимость на 2007-2011 была установлена в размере 100 $.

Роль субъектов Содружества в нефтегазовых отношениях

Необходимо отметить, что наряду с прочим, в течение 2006-го года правительство России предпринимало усилия по образованию на основе СНГ некоторого союза. Предполагалось, что членами его должны были стать субъекты Содружества, так или иначе связанные системой газо- и нефтепроводов, признающих, кроме того, лидирующую роль РФ как монопольного поставщика энергетического топлива в Европу с постсоветского пространства. При этом сопредельные страны должны были либо выполнять задачи поставщиков собственного газа в российские трубопроводы, либо стать транзитной территорией. В качестве залога этого энергетического союза предполагался обмен либо продажа энерготранспортных и энергетических активов.

Таким образом, например, с Туркменией было достигнуто соглашение об экспортных поставках ее газа по трубопроводу "Газпрома". На территории Узбекистана происходит освоение российскими компаниями местных месторождений. В Армении в собственности "Газпрома" находится магистральный газопровод со стороны Ирана. Также достигнута договоренность с Молдавией о том, что местная газовая компания "Молдовгаз", половина которой принадлежит "Газпрому", осуществит дополнительно эмиссию акций, внеся в качестве оплаты газораспределительные сети.

Критические мнения

Что такое СНГ сегодня? Анализируя новейшую историю субъектов Содружества, нельзя не обратить внимания на обилие конфликтов различного уровня. Известны даже и военные столкновения - как меж-, так и внутригосударственные. По сей день неразрешенной остается проблема проявления национальной нетерпимости, нелегальной иммиграции. Кроме того, до сих пор имеют место и экономические конфликты между РФ с одной стороны и Украиной и Белоруссией с другой.

Главной проблемой, требующей разрешения, является вопрос о сырьевых тарифах. Неоднократно РФ как наиболее крупный субъект Содружества (карта России и СНГ, показывающая это, представлена ниже), имеющий самый высокий экономический и военный потенциал, обвиняли в нарушениях фундаментального соглашения, в частности, договоренности о ведении разведдеятельности внутри территории. С геополитической точки зрения, СНГ сегодня формально не имеет цели вернуться каким-либо образом в прошлое, во времена, когда все существующие на данный момент суверенные государства относились сначала к Российской Империи, а затем и к СССР. Между тем в действительности официальное руководство РФ как в своих речах, так и посредством СМИ зачастую озвучивает критику власти прочих субъектов Содружества. Чаще всего члены Международного объединения обвиняются в неуважении к прошлому, которое является общим, в действиях под влиянием развитых западных стран (США главным образом), а также реваншистских настроениях (в частности, представление событий 2-й Мировой войны в свете, противоречащем как общепризнанной мировой, так и советско-российской историографии).

fb.ru

СНГ (Содружество Независимых Государств) это что такое СНГ (Содружество Независимых Государств): определение — Политика.НЭС

СНГ (Содружество Независимых Государств)

политический союз (межгосударственное объединение) большинства стран, до 1991 г. являвшихся республиками в составе СССР.

Участники СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (до августа 2009 г.), Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Туркмения, вышедшая из действительных членов СНГ в августе 2005 г., имеет статус ассоциированного члена-наблюдателя.

В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия. Соглашение об образовании СНГ (известно также как «Беловежское соглашение») было подписано 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули под Брестом (Белоруссия) высшими руководителями России (Б. Ельцин), Белоруссии (С. Шушкевич) и Украины (Л. Кравчук).

«Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины, — говорилось в заявлении руководителей трех стран, — является открытым для присоединения всех государств — членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего соглашения».

В обращении провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик как субъект международного права прекращает свое существование.

21 декабря на встрече в Алма-Ате к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, приняв Декларацию о целях и принципах СНГ, которая констатировала прекращение существования СССР и необходимость урегулирования связанных с этим проблем.

В октябре 1993 г. действительным членом СНГ стала Грузия (14 августа 2008 г. грузинским парламентом было принято единогласное решение о выходе Грузии из организации, 9 октября 2008 г. Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 г.).

22 января 1993 г. принят Устав СНГ, предусматривающий следующие сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ (ст. 4 Устава).

Устав не был ратифицирован Украиной, Туркменией и Молдавией, что формально не позволяет считать их членами Содружества, однако Украина принимала активное участие в СНГ.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями (ст. 1 Устава), но, скорее, представляет собой тип «мягкой» конфедерации. По мнению инициаторов его провозглашения, Содружество стало вариантом мирного «развода» бывших республик Советского Союза и предотвратило развитие событий по кровавому «югославскому сценарию».

О намерении войти в СНГ в разные годы заявляли как непризнанные самопровозглашенные республики, так и самостоятельные государства (в 1991, 1992, 1996, 2006 гг. — Абхазия, в 1993 г. — Нагорный Карабах, в 1991–94, 2006 гг. — Приднестровье, в 1992, 1994 гг. — Крым, в феврале 1995 г. — Республика Сербская Краина в Хорватии, в апреле 1999 г. — Югославия). Однако подобные декларации не имели практического продолжения.

Высшим органом власти СНГ является ежегодная встреча глав странучастниц. Для решения вопросов экономического взаимодействия регулярно созываются встречи глав правительств стран СНГ. Парламентская ассамблея СНГ (штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге) объединяет усилия законодательных органов государств-участников в создании правовых механизмов для экономической и политической интеграции в рамках Содружества. Исполнительный орган СНГ расположен в столице Беларуси Минске, руководителем его является исполнительный секретарь СНГ, назначаемый по согласованию всех участников Содружества (с 2007 г. — Сергей Лебедев).

В рамках СНГ была создана Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), в которую вошли Россия, Белоруссия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Армения. На некоторое время Узбекистан приостанавливал свое членство в этом военно-политическом союзе, но впоследствии возобновил.

Одним из инструментов экономической интеграции является созданный рядом государств СНГ ЕвразЭС — Евразийский экономический союз. Еще одна структура, созданная в рамках СНГ — Союзное государство Беларуси и России.

16-летний опыт существования Содружества Независимых Государств до сих пор является предметом оживленных дискуссий как в общественном мнении стран-участниц, так и за пределами СНГ.

У государств — участников СНГ до сих пор существуют между собой серьезные территориальные проблемы. Азербайджан настаивает на возвращении незаконно, с его точки зрения, оккупированного Арменией Нагорного Карабаха, у Молдавии остаются серьезные проблемы с Приднестровьем, объявившим о своей самостоятельности.

То, что у Содружества нет реальных механизмов урегулирования территориальных конфликтов, убеждает противников СНГ в его неэффективности. С другой стороны, именно СНГ стало тем институтом, который смог остановить кровопролитие в Абхазии и Южной Осетии, когда ввел туда миротворческие силы.

Благодаря Содружеству, регулярным контактам руководителей государств, глав правительств, парламентариев, военных в значительной степени удалось сохранить и даже восстановить существовавшие во времена СССР хозяйственные, транспортные связи, согласовать позиции в энергетике, промышленной и сельскохозяйственной политике, в социальной и культурной сферах.

Значительную роль в интеграционных процессах в странах СНГ играют Россия и Казахстан. Именно они стали инициаторами создания Евразийского экономического союза и Евроазиатского банка.

Помимо официальных встреч глав стран СНГ, поочередно проводимых в столицах государств, председательствующих в Содружестве (последняя прошла в 2007 г. в Душанбе), практикуются и неформальные саммиты лидеров республик. 22 февраля 2008 г. по инициативе президента РФ В. Путина такая встреча состоялась в Москве.

Оцените определение:

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

politike.ru

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) - это... Что такое СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)?

 СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик СССР - РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР. Устав СНГ, принятый в Минске 22 января 1993 г., ратифицирован Верховным Советом РФ 12 апреля 1993 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. В СНГ участвуют 12 бывших республик СССР - РФ, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан. Официальное место пребывания органов СНГ - Минск. Основными институтами (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет. Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАТНОМ ВЫКУПЕ (репо)
  • СОЕДИНЕНИЕ СПИСКОВ

Смотреть что такое "СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)" в других словарях:

  • Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Образовано 8 декабря 1991 года руководителями Белоруссии, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. 21 декабря 1991 года к Соглашению… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения об образовании дружества Независимых Государств (подписан в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик бывшего СССР Республики Беларусь, РСФСР и Украины). Устав СНГ… …   Политология: словарь-справочник

  • содружество независимых государств (снг) — межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик СССР РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Соглашение… …   Большой юридический словарь

  • Содружество независимых государств (СНГ) — международная межправительственная организация субрегионального характера, в которую входит большинство стран бывшего СССР. Образование СНГ связано с подписанием и ратификацией 8 декабря 1991 г. Соглашения о создании СНГ и Протокола к нему, а… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СНГ — объединение 12 бывших республик СССР: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, созданное в декабре 1991 г. в целях сотрудничества в политической,… …   Внешнеэкономический толковый словарь

  • III.9. Содружество независимых государств (СНГ) — ⇑ III. РОССИЯ. СССР. СНГ …   Правители Мира

  • СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ — (СНГ) межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик СССР РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Соглашение… …   Юридический словарь

  • Содружество Независимых Государств — СНГ межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое… …   Политология. Словарь.

  • СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ — (СНГ), межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое …   Современная энциклопедия

  • СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ — (СНГ) межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Содружество Независимых Государств. Портрет на фоне перемен, А. Белько, Е. Горелик, Э. Мельников. О чем эта книга? Самый простой и, пожалуй, самый точный ответ - о Содружестве Независимых Государств. О первых пяти годах его непростой и весьма поучительной истории. О трудностях переходного… Подробнее  Купить за 900 руб
  • Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза, Бекяшев Дамир Камильевич, Бекяшев Камиль Абдулович, Моисеев Евгений Григорьевич, Кашкин Сергей Юрьевич. В монографии речь идет о международно-правовой основе создания и деятельности различных экономических интеграционных образований на постсоветском пространстве, конечной целью которых должно… Подробнее  Купить за 480 руб
  • Содружество Независимых Государств (СНГ), Вячеслав Пинкин. Учебно-методическое пособие призвано дать целостное представление как о функционировании Содружества Независимых Государств и отношениях внутри Содружества, так и об особенностях… Подробнее  Купить за 170 руб электронная книга
Другие книги по запросу «СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)» >>

dic.academic.ru

СНГ и Россия

Особый интерес вызывает сейчас социально-экономическое положение, в том числе и демографическая ситуация, в СНГ и особенно в России.

В странах СНГ проживает более 100 наций и народностей, из которых более 50 традиционно исповедуют христианство, а около 40 — ислам. Самые многочисленные из них — русские, украинцы, узбеки, белорусы, казахи, татары, азербайджанцы, армяне, грузины, молдаване, таджики, туркмены, киргизы, народности Дагестана, чуваши, немцы, башкиры, евреи, мордва.

В большинстве стран СНГ в 90-е гг. XX в. рождаемость и естественный прирост существенно снизились и продолжают снижаться. В то же время существенно возросла смертность. Уменьшается население отдельных республик, в особенности Украины (за 1991-1996 гг. почти на 1,5 млн человек) и России (за те же годы на 1,44 млн человек). Сократилось население Грузии, Казахстана, Белоруссии, Молдавии. Если в России, на Украине и частично в Белоруссии сокращение вызвано естественной убылью населения, то в других республиках — миграцией из них. Однако общая численность населения СНГ за эти годы все же выросла (на 2,5 млн человек).

Рассмотрим подробнее демографическую ситуацию в России.

Для демографического развития России важны не только сами тенденции изменения рождаемости, но и вызываемые ими последствия. Во-первых, произошел слом стереотипа демографического поведения, возобладала ориентация на однодетную семью. Во-вторых, депопуляция охватывает не только центральноевропейские, уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток и ряд автономий. В-третьих, наиболее сильно депопуляционные процессы захватывают коренное население страны, что вызывает обеспокоенность судьбой русского этноса. В-четвертых, быстрее протекают процессы старения населения, создающие угрозу репродуктивному потенциалу нации. В-пятых, демографические проблемы породили и породят в скором будущем ряд социально-экономических проблем, связанных с потребностью в детских дошкольных учреждениях и образовательных школах, соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Попутно отметим, что возрастание смертности и ухудшение здоровья — отнюдь не параллельные процессы, но в России снижение продолжительности жизни сопровождается ухудшением здоровья.

Известно, что заболеваемость такими болезнями, как туберкулез, сифилис, дифтерия, связана в большей мере с действием факторов социального порядка. И никому не надо доказывать, что рост инфекционных заболеваний является важнейшим индикатором социального неблагополучия в стране. Отметим, что при этом по большинству болезней также сложилась устойчивая тенденция роста, в особенности заболеваний крови, кроветворных органов, эндокринной системы и т.д.

В России смертность превышает рождаемость в 1,6-1,8 раза. Это означает массовую депопуляцию. В 1997 г. среднероссийский показатель суммарной рождаемости, отражающий уровень воспроизводства населения, составил на 100 женщин 123 родившихся против 215, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми.

Разрабатывая демографическую политику для России, необходимо культивировать среди молодежи представление о предпочтительности среднедетной семьи (не менее трех детей), поскольку бездетность ныне как норма неприемлема, а многодетность, как правило, нереальна. Иначе Россия как нация обречена на вымирание.

geographyofrussia.com

Роль России в СНГ и перспективы развития Содружества Независимых Государств

Курсовая работа

РОЛЬ РОССИИ В СНГ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СНГ

2005 г

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение.. 2

Глава I. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы... 5

1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств. 5

1.2. Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ. 8

Глава 2. Россия в составе СНГ: степень участия и влияния.. 11

2.1. Стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ. 11

2.2. Оценка деятельности России в составе СНГ. 14

Глава 3. СНГ: итоги деятельности и перспектива развития СНГ.. 18

3.1. Анализ основных проблем СНГ. 18

3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ. 24

Заключение.. 27

Список использованных источников.. 29

Участие в процессах региональной интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном мире. Выбор направления интеграции означает не только определение четкой геополитической стратегии, но и экономической модели развития.

Анализ роли России в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения. Нередко доминирует обвинительный уклон по отношению к России, недооцениваются ее усилия по созданию нового формата отношений между бывшими республиками СССР на новых принципах регионального и международного сотрудничества.

Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Не мало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.

Вместе с тем в базисных сферах взаимодействия - политической и экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не создано полноценного общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, не обеспечено свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. В первые годы после распада СССР были быстро ликвидированы все признаки единого союзного экономического пространства, бывшие республики разделили союзную собственность, задействовали разные системы ценообразования, ввели самостоятельные денежные единицы, установили таможенные границы. В результате национальные интересы стран-участниц Содружества оказывались зачастую противоположными. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялся и Платежный союз - полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют.

Серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют.

Большинство экспертов оценивают функционирование СНГ как межгосударственного образования, негативно и предрекают ему недолгую жизнь.

Цель данной работы состоит в анализе роли России в составе Содружества Независимых Государств и перспективах развития Содружества, и предусматривает выполнение следующих задач :

1. Рассмотреть особенности трансформации государственных институтов на постсоветском пространстве, историю образования и становление Содружества Независимых Государств.

2. Проанализировать организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.

3. Дать оценку деятельности России в составе СНГ и перспективам дальнейшего развития Содружества как межгосударственного образования.

Теоретической и информационной базой курсовой работы послужили публикации ученых по вопросам истории и проблем развития СНГ, в числе которых такие авторы, как: Андрианов В., Арцишевский Л., Бляхман Л., Гринберг Р., Домбровски М., Дробышевский С., Зиядуллаев Н., Исингарин Н., Мальгин А., Рыбалкин В., Семенов К.; а также документы Содружества, журналы «Бюллетень развития интеграции», «Дипломатический вестник», «Международная жизнь», «Общество и экономика», «Экономист».

После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Гагаузская Республика, Республика Абхазия.

Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Непризнанные государства включились в процесс отстаивания своих территориальных и политических интересов, что привело к серьезным вооруженным конфликтам, ставшим неотъемлемым фоном постсоветского размежевания на протяжении последнего десятилетия ХХ века, незаконченного до настоящего времени.

Под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это - совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой.[1]

Договорную основу Содружества Независимых Государств составляют Устав[2] , принятый 22 января 1993 года и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г. Минск)[3] , подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.[4] ), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.[5]

Международной юридической основой формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик стал Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993 г. Он включил в себя 7 глав и 34 статьи, в рамках которых предполагалось:

- сформировать условия стабильного развития национальных экономик Договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- обеспечить поэтапное создание общего экономического пространства на основе рыночных отношений;

- создать равные возможности и гарантии для всех хозяйствующих субъектов;

- осуществить совместные экономические проекты, представляющие общий интерес;

- решать совместными усилиями экологические проблемы, а также проводить ликвидацию последствий стихийных бедствий и катастроф.

Таким образом, СНГ обеспечило институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства.

Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

Следует отметить, что государства-преемники, возникшие в связи с разделением СССР, коллективно согласились на обязательность для себя всех договоров и соглашений, подписанных СССР. Статья 12 Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР».[6] В Минском заявлении от 8 декабря 1991 г. и в Алма-Атинском заявлении от 21 декабря 1991 г. содержатся подобные положения.

Государства-члены СНГ приняли в качестве отправной точки своеобразную доктрину универсального правопреемства. Согласно этой теории вся совокупность прав и обязанностей одного государства переходит к другому или некоторым государствам без каких-либо исключений и изменений. Все государства, образовавшие СНГ, утверждали, что равным образом несут обязательства Советского Союза. Все они в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако в дальнейшем члены СНГ не придерживались этого принципа последовательно и применяли его по-разному.

22 января 1993 года был подписан важнейший из документов Содружества - Устав Содружества Независимых Государств[7] , который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.

mirznanii.com