Синквейн на уроках русского языка и литературы (5 класс). Синквейн литература


Синквейн на уроках русского языка и литературы (5 класс)

Синквейн

на уроках русского языка и литературы.

1. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»

(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

2. Параметры синквейна.

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

4. Синквейны на уроках литературы.

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 40 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Вспоминаются слова А.С. Пушкина «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».

Синквейн – один из способов метапредметных технологий в преподавании. Написание синквейна можно использовать на любом уроке, освещая в нем всевозможные темы.

Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках литературы:

Дюймовочка.

Страдает, любит, благодарит.

Много странствует.

Маленькая, нежная, смелая.

Красавица.

Иван – царевич.

Добрый, умный, находчивый.

Ищет, воюет, добивается.

Персонаж русских сказок.

Герой.

Снежная королева.

Хозяйка Медной горы.

Идеальная, фантастическая, красивая.

Колдует, дурманит, не отпускает.

Образ уральского фольклора.

Каменное сердце.

Холодная, бесчувственная, жестокая.

Мчится, леденит, сверкает.

Владычица холода и льдов.

Загадка.

5. Синквейны, написанные учениками на уроках русского языка.

Ноябрь.

Красочный и дождливый.

Осыпал, раскрасил, наступил.

Вложил в душу каплю грусти.

Осень.

Зима.

Спокойная и грустная.

Ударила, побелила, наступила

Подарила детям Новый год.

Веселье и подарки.

Имя существительное.

Одушевленное или неодушевленное.

Обозначает, отвечает, является.

Называет предметы.

Часть речи.

infourok.ru

Использование синквейна на уроках литературы

Разделы: Литература

Главной задачей школьного литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. Нельзя не согласиться с мнением академика В.В.Прозорова, что литература должна развивать и совершенствовать такие жизненно необходимые функции мозга, как его творческие комбинаторные готовности, способность к фантазии, к богатому и сложному ассоциативному мышлению.

ЕГЭ по литературе – один из самых спорных вопросов при переходе ЕГЭ в штатный режим, но это реалия сегодняшнего дня. При всех недостатках этой формы аттестации по литературе, при всей неоднозначности нашего к ней отношения задача учителя – не обсуждать это с учениками, не нагнетать обстановку, а готовить их к ЕГЭ, убеждая в том, что сдать ЕГЭ по литературе возможно.

Психологический настрой – это половина успеха на экзамене, большая часть которого – творческие задания различного объема. Как помочь выпускнику преодолеть страх, который мешает выразить мысли любому, даже самому талантливому ученику?

Уроки-диспуты, защита проектов, уроки-конференции помогают научить ребят не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой. Главное здесь - самостоятельность усилий учащихся, стремление выразить свое собственное мнение, а не искать подтверждения чужим мыслям.

Особое внимание хотелось бы уделить такой форме работы, как составление синквейна.

Безусловно, грамотные учителя знакомы с синквейном и используют его в своей работе.

Однако очень часто синквейн используется только в среднем звене как некая полуигровая форма работы по развитию речи. Даже в методической литературе дидактический синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Вместе с тем синквейн может помочь обучающимся 11 класса и подготовиться к ЕГЭ по литературе, и успешно сдать его. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Он требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

В связи с этим в своей педагогической деятельности я использую систему работы с синквейном на уроках литературы с 5 по 11 класс.

Уже в пятом классе я знакомлю учеников с литературным синквейном, его структурой.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово - существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пятиклассники с удовольствием пробуют писать стихи в форме синквейна, выкладывают на магнитной доске схему из отдельных фрагментов, заполняют готовый шаблон предложенными словами.

В 6–7 классах ученики могут работать с неполным синквейном для определения отсутствующей части. Например, задание “Угадай героя”: дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе данных других строк ее восстановить, то есть определить, о каком герое идет речь. Постепенно количество логических опор сокращается. Ученики учатся составлять индивидуальные и групповые синквейны по первой строке, сравнивать их и корректировать с целью совершенствования, составлять короткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).

Форма синквейна вариативна, что способствует разноплановому составлению заданий.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в литературном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

В 9–10 классах составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, а его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом – словом – сочинением, дает возможность сконцентрировать внимание на самом важном. Эффективно использование синквейнов на уроках литературы и для подведения промежуточных итогов по пройденному произведению.

Использование синквейна при подготовке к ЕГЭ по литературе

В 11 классе синквейн позволяет эффективно подготовиться к выполнению заданий КИМ ЕГЭ.

Так, при обобщении материала по теме “Мысль семейная в русской литературе” класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свое задание на основе составления синквейна.

1) Составление синквейна с целью актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала

Например, синквейн по комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” позволяет вспомнить самые существенные детали, образы, фразы, по-новому взглянуть на изученное ранее произведение, подготовить учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых русской литературой.

Учащимся предлагается система заданий:

1. Прочтите афоризмы Стародума. Как они помогают понять авторскую позицию в комедии?

  • Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
  • В большом свете водятся премелкие души.
  • Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
  • …Невежда без души зверь.
  • Наличные деньги – не наличные достоинства.
  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

2. Вспомните основные проблемы рассмотренные в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.

3. Письменно ответьте на один из предложенных вопросов (5–10 предложений):

С1. Как Вы понимаете смысл названия комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”?

С2. Почему в комедии “Недоросль” Фонвизин особое внимание уделяет вопросам воспитания?

С3. Д.И.Фонвизин считал, что воспитание зависит от среды и условий формирования молодого человека. Как эта мысль развивалась в дальнейшем в русской классической литературе?

4. Для подготовки к ответу на вопрос составьте синквейн по комедии.

Например, ученица 11 “А” класса Климова Мария составила синквейн:

Митрофанушка

глупый несчастный

подчиняется бездельничает предает

“Не хочу учиться – хочу жениться!”

Недоросль

На основе этого синквейна был дан развернутый ответ на вопрос “Как Вы понимаете смысл названия комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”?”

Другие учащиеся предложили свои варианты синквейна, используя прилагательные “ленивый”, “подобный матери”, “равнодушный”, “безвольный”, “грубый”, “необразованный”, глаголы “не учится”, “грубит”, “не уважает”, афоризмы Стародума “Невежда без души зверь” и “Глупому сыну не в помощь богатство”. Следует отметить, что на базе одного синквейна можно написать развернутые ответы на все три предложенных вопроса.

2) Составление синквейна в процессе анализа фрагмента текста при выполнении заданий КИМ ЕГЭ

Анализируя эпизод из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, учащиеся 11 класса составляют синквейн с опорой на приведенный в КИМах фрагмент текста и затем отвечают на один из предложенных вопросов:

С1. Какова роль данного эпизода в раскрытии характеров героев романа Л.Н.Толстого “Война и мир”?

С2. Какие качества героя подчеркивает автор в приведенном выше фрагменте?

С3. “Мысль семейная” - одна из самых важных в романе “Война и мир”. Кто из русских писателей поднимает вопрос семейного воспитания и в чем их позиция созвучна размышлениям Л.Толстого?

Анализируя эпизод “Князь Василий Курагин в салоне Шерер”, ученик 11 “А” класса Разумов Константин так охарактеризовал князя Василия: расчетливый, эгоистичный – ищет выгоду, самоустраняется, играет роль – “Мои дети – обуза моего существования” - бездуховность. Другие участники группы предложили прилагательные “бессердечный”, “равнодушный”, “корыстный”, “циничный”, фразы “Дети – это мой крест”. “Зачем родятся дети у людей, как Вы?”. В процессе обсуждения синквейнов ребята сделали верные выводы по предложенным вопросам, кратко их сформулировали, дали развернутые ответы с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3) Составление синквейна в процессе анализа самостоятельно прочитанного произведения

Третья группа, готовясь к уроку, читала и анализировала рассказ В.Астафьева “Людочка”. Им было предложено составить синквейн по рассказу, а затем ответить на один из предложенных вопросов:

С1. Как бы вы ответили на вопрос Виктора Астафьева, заданный в начале рассказа “Людочка”: “Зачем же история эта… живет во мне и жжет мое сердце?”

С2. Кто виновен в смерти Людочки?

С3. Что сближает позицию В.Астафьева с взглядами Л.Н.Толстого на воспитание молодого поколения?

Например, ученица Чугаева Екатерина составила синквейн: Людочка – одинокая, терпеливая – страдает, помогает, нуждается (в сострадании) – “Никому до меня нет дела…” - самоубийство. Другие ученики, прочитавшие рассказ, подобрали слова “трудолюбивая”, “решительная”, “беззащитная”, “ранимая”, “ненужная”, “непонятая”, “истерзанная”, глаголы “уезжает”, “терпит”, “отчаивается”, “ищет выхода”, “повесилась”, ключевую фразу “Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему” и сделали страшный вывод – “одиночество”, “равнодушие”, “обреченность”, “отчаяние”, “смерть”. Синквейн помог одиннадцатиклассникам понять глубину трагедии совсем юной девочки, их ровесницы, выразить свои чувства, эмоции после прочтения рассказа и связать воедино три произведения, написанные в разные века. Обсуждение синквейнов в группе позволило участникам двух других групп познакомиться с рассказом В.Астафьева, который они после урока все прочитали и еще раз обсудили.

После работы с синквейнами в группах учащиеся получили задание на дом – обобщить материалы урока и написать сочинение-рассуждение “Проблема воспитания молодого поколения в русской литературе 18-20 веков”.

Синквейн помог моим ученикам не только успешно сдать ЕГЭ по литературе, но и выдержать творческие испытания на филологические факультеты СГУ и МГУ.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Синквейны по русскому языку и литературе

Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель - учащийся, учащийся - преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний. Для нас важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Разумно и уместно использовать наряду с традиционными формами инновационные технологии мотивации, чтобы учитель мог увлечь детей, и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, создающего условия для формирования положительной учебной мотивации. Одним из моих любимых приемов или технологий, является синквейн.

Синквейн».     Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать , заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:

первая     строка – имя существительное  или местоимение,     обозначающее      предмет,    о котором пойдет речь;

вторая строка   –    два   прилагательных    или причастий, описывающих признаки предмета;

третья строка  –  три    глагола,   описывающие действия предмета;

четвертая   строка –  фраза  из   четырех   слов, выражающая отношение к предмету;

пятая строка - слово-синоним к первому.

____

____     ____

____    ____    ____

____    ____    ____    ____

____

Синквейны на уроках

Русского языка

Синквейн на тему Вводные слова

Вводные словаименные, глагольныене выступают, выражают, даютуказывают на способ выражения мыслислова

Синквейн на тему Время (глагола)

Время глагола

Меняющееся, непостоянное

Наступает, проходит, меняется

Изменяющее события по времени

Категория

Синквейн на тему Глагол

Глагол переходный, возвратныйобъединяет, выступает, употребляетсяобозначает действие или состояниечто делать?

Синквейн на тему Диалог

Диалог

Конструктивный, разговорный

Выражает, воспринимает, общается

Разговор двух лиц

Двойственность

Синквейн на тему Дополнение

Дополнение прямое, косвенноеотвечает, употребляется, обозначаетобъект, на который направлено действие

член предложения

Синквейн на тему Деепричастие

деепричастиенеизменяемое, самостоятельноепринадлежит, обозначает, примыкаетсоединяет в себе признаки глагола и наречияформа глагола

Синквейн на тему Заимствованные слова

Заимствованные слова

Иностранные, современные

Обогащают, помогают, расширяют

Взятые из других языков

Не славянские

Синквейн на тему Исконно русские слова

Исконно русские слова

Древние, аборигенные

Обозначают, хранят, выделяются

Древнеславянская лексика

Собственно русские

Синквейн на тему Книга

Книга

Интересная, фантастическая.

I Рассказывает, развлекает, воспитывает.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Учебник

книгабумажная, рукописнаяII наносят, брошюруют, печатаютподборка листов бумаги, содержащих текстпроизведение

Синквейн на тему Лексика

Лексика

Нормативная, богатая

Говорит, развивается, меняется

Лексика – раздел филологии

Слова

Синквейн на тему Наречие

Наречие

Приглагольное, изменяемое

Связывается, уточняет, обозначает

Изменяемая часть речи

Наглаголие (устар*.)

Синквейн на тему Неологизмы

Неологизмы

Новые, современные

Продуцируют, появляются, усовершенствуют

Слова, появляющиеся сейчас.

Прогрессивные

Синквейн на тему Обстоятельство

обстоятельствовторостепенный, зависящийобозначает, отвечает, зависитот сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признакачлен предложения

Синквейн на тему Предложение

Предложение

Простое, сложное

Излагает, побуждает, спрашивает

Предложение – основная единица синтаксиса.

Высказывание.

Синквейн на тему Префикс

Префикс

Впередистоящий, короткий

Образовывает, меняет, увеличивает

Часть слова перед корнем.

Приставка.

Синквейн на тему Корень

Корень

Главный, смысловой

Определяется, не меняется, чередуется

Основная смысловая часть слова

Главная часть

Синквейн на тему Суффикс

Суффикс

Короткий, двойной,

Изменяет, дополняет, образовывает

Часть слова после корня

Домик

Синквейн на тему Общение

Общение

Вербальное, невербальное

Связывает, изъявляет, помогает

Межчеловеческая связь

Язык

Синквейн на тему Окончание

Окончание

Конечное, нулевое

Завершает, отсутствует, меняется

Часть слова, меняющая его род и число

Конец

Синквейн на тему Основа слова

Основа

Ограниченная, конкретная.

Подчеркивает, не меняется, определяет

Часть слова без окончания

Линия

Синквейн та тему Простое предложение

Простое предложение

Односоставное, двусоставное

Высказывает, сокращает, упрощает

Одна грамматическая основа

Синтаксическая конструкция.

Синквейн та тему Сложное предложение

Сложное предложение

Бессоюзное, союзное.

Составляет, усложняет, распространяет

Имеет 2 или более грамматических основ

Законченная мысль

Синквейн та тему Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Соединительное, противительное

Противопоставляет, разделяет, сопоставляет

Имеет несколько вариантов связи

Сюзное

Синквейн та тему Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Союзное, подчинительное

Подчиняет, добавляет зависимое, распространяет

Имеет главную и придаточную часть

Непростое.

Синквейн на тему Причастие

причастиенастоящего, прошедшегообозначает, образует, переходитобладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательногочасть речи

Синквейн на тему Прилагательное

прилагательноекачественное, притяжательноеотносится, согласуются, склоняетсяпризнак предмета обозначаетсячасть речи

Синквейн на тему Подчинительные союзы. Подчинительные союзы. Короткие, емкие. Подчиняют, соединяют, связывают. Части предложения между собой. Речь.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык

I Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык.II Распространённый, сложный.Обучает, тренирует, развивает.Не каждый может его выучить.Россия.

Синквейн на тему Существительное

Существительное

Самостоятельное, предметное

Называет, уточняет, указывает

Главная часть речи, называющая предмет

Предмет.

Синквейн на тему Текст

текстнудный научныйнаписан напечатан прочитанписьменное сообщение из ряда высказыванийсвязь

Синквейн на тему Устаревшие слова

Устаревшие слова

Давние, неиспользуемые

Не употребляются, забываются, не применяются

Слова, вышедшие из ежедневной лексики.

Архаизмы.

Синквейн на тему Фразеологизм

фразеологизмустойчивый, неделимыйвыражает, соотносится, употребляетсявыполняет функцию отдельной лексемыцелостное словосочетание

Синквейны на уроках

Литературы

Синквейн на тему Античность

античностьклассическая, поздняязародилась, разрушили, угаслацивилизация древней Греции и древнего Римадревность

Синквейн на тему Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.

Синквейн на тему Баллада

Балладаисторическая, мифическаяпредставлено, заимствуется, сочиняетсярассказ, изложенный в поэтической формелироэпическое произведение

Синквейн на тему Басня

Басня

Мудрая, стихотворная

Поучает, наставляет, затрагивает

Поучительное стихотворное произведение

Мораль

Синквейн на тему Библия

Библия

Первозданная, всемирная

Объясняет, поучает, знакомит

Обращение Бога к людям

Книга книг

Синквейн на тему  Богатство

Богатствоматериальное, нематериальноеполучать, выиграть, заработатьбогатство – вода, пришла и ушлаизобилие

Синквейн на тему Богатырь

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

Синквейн на тему Былина

Былина

Древнерусская, историческая

Повествует, описывает, учит

Рассказ по реальным событиям

Быль

Синквейн на тему Война

война отечественная, мироваявзрывают, расстреливают, сдаютсявойна – величайшее горе человечества

разрушения

Синквейн на тему Восточные славяне

восточные славянерусские, украинцыохотились, выращивали, рыбачилинаселение средневекового государства киевская Русьдревнерусская народность

Синквейн на тему Время

времякалендарное, относительноеизмеряется, изменяется, движется из прошлого, через настоящее в будущеенеобратимое течение

Синквейн на тему Дворянство

дворянствожалованное, родовоезащищало, получало, владелопривилегированное сословие, возникшее в феодальном обществеаристократия

Синквейн на тему  Добро.

Добро Чистое, искреннее.Возвышает, наделяет, побеждает.Добро всегда побеждает зло.Любовь.

Синквейн на тему Дружба (I)

дружбавзаимная открытаядоверять терпеть помогатьбескорыстные личные взаимоотношения между людьмивзаимопонимание

Синквейн на тему Дружба (II)

дружбаискренняя мужскаяуважать, доверять, помогатьбескорыстная, позитивная связь между людьмимежличностные отношения

Синквейн на тему Дружба (III)

дружбаверная крепкаядоверять общаться симпатизироватьчеловеку, которому искренне веришьвзаимоотношения

Синквейн на тему Духовность

духовностьрелигиозный, внутреннийвоспитывается, определяется, открываетсято, что противоречит материальности, телесностипреобладание духовного

Синквейн на тему Душа

душачистая ранимаяболит радуется плачетто, что находится в сердцесущность

Синквейн на тему  Жизнь.

ЖизньПубличная, частная.Любить, верить, надеяться.Кто-то ее не ценит.Эпоха.

Синквейн на тему Зима

зимаснежная холоднаязаморозила запорошила охладиласпячка наступилавремя года

Синквейн на тему Зло

злострашное подлоеодолевает разрушает убиваетпонятие противоположное понятию добраотсутствие любви

Синквейн на тему Золото

золотомягкий, тяжёлыйдобывают, промывают, извлекаютблагородный металл жёлтого цветаAu

Синквейн на тему Илья Муромец

Илья Муромецизвестный загадочныйвоплощал служил освободилгерой древнерусского былинного эпосабогатырь

Синквейн на тему Казак

казаквоенный конныйзащищал гулял искалсвободный, ни от кого не зависящий человекгайдамак

Синквейн на тему Каникулы

каникулылетние, зимние отдыхать, гулять, бездельничать период, свободный от учёбы или основной деятельностиперерыв

Синквейн на тему Комедия

комедиявеселая, озорнаяподражать, высмеивать, обличатьхарактеризуется юмористическим или сатирическим подходомхудожественное произведение

Синквейн на тему Конфликт

конфликтнесовместимый, межличностныйбороться, сталкиваться, наноситьпротивоборство двух или нескольких людейстолкновение

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек ответственный грустныйворовал оберегал заботилсябыл настоящим братом для Марусинищий

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Васясмелый добрыйподружился сопереживал сочувствовалнищим друзьям из сырого подземельяглавный герой

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземельягрустная невеселаяраскрыто написано рассказано повесть о нелегкой жизни нищихВ дурном обществе

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Марусябледная нежнаяголодала заболела умерлане имела крова, еды, материчетырехлетняя девочка

Синквейн на тему Литература

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

Синквейн на тему Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевичгениальный насмешливыйсочинял творил изображалв нем каждый видел то, что ему позволялось видетьрусский поэт

Синквейн на тему Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»

Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»зеленые, роскошныеждали, роптали, убилитела их потом, изрублены былипусто кругом

Синквейн на тему Лирический герой

лирический геройхудожественный жизненныйвыступает наделяется изображаетобраз поэта в лирикеавтобиографический герой

Синквейн на тему  Литература.

ЛитератураХудожественная, научная.Описывает, хранит, обучает.Совокупность любых письменных текстов.Знания.

Синквейн на тему  Личность.

ЛичностьВажная, особая.Проявляется, отражает, приобретается.Личность ни духовна, ни телесная, но духовно-телесная.Человек.

Синквейн на тему Любовь

любовьглубокая, восторженнаядарят, прощают, обожаютвечное стремление любящего к любимомучувство

Синквейн на тему Мама

мамадобрая, милаялюбит, заботится, воспитываетсамый драгоценный человекродитель

Синквейн на тему Милосердие

милосердиенезаметно, безымяннотворить, любить, простить, 

начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на нейдобродетель

Синквейн на тему  Миф

Миф интересный, поучительный учит, развивает, удивляет, раскрывает историю. легенда. 

Синквейн на тему 9 мая

9 маярадостный, счастливыйпобеждать, праздновать, вспоминатьПобеду в Великой Отечественной войнепраздник

Синквейн на тему Мужественность

мужественностьцелеустремленный уверенныйпроявляет защищает воспитываетсовокупность черт характера, ожидаемых от мужчиныантипод женственности

Синквейн на тему Мцыри

Мцыри романтический, трагическийсконцентрировал, не променял, пронесмогучую страсть к свободе, к борьбеодинокий человек

Синквейн на тему Нравственность

Нравственность этичный моральныйразличать поступать действоватьсогласно своей совести и свободной волевнутренняя установка

Синквейн на тему Образование

Образование среднее высшееформировать познавать изучатьцеленаправленная познавательная деятельность людейпроцесс

Синквейн на тему Общение

Общение коммуникативное перцептивноепобуждает, планирует, устанавливаеткоммуникационное взаимодействие людейобмен

Синквейн на тему Одиночество

одиночестводобровольное болезненноеуединиться, изолироваться, переживатьсостояние человека, связанное с отсутствием близкихсоциально-психологическое явление

Синквейн на тему Осень

Осень златолистая, колосистаяопадает созревает поливаетприносящая дарывремя года

Синквейн на тему  Остап (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Остап

Мужественный, цельный,

Сражается, мучается, погибает,

Достойный сын своего отца.

Патриот.

Синквейн на тему Память

Память.Светлая, радостная.Помогает, присутствует, живет.Хорошего человека не забыть.Радость.

Синквейн на тему Печаль

печальугнетающая, пугающаядавит, ранит, зудитотрицательные эмоции вызывает онагрусть

Синквейн на тему Писатель

писательсовременный, любимыйпишет, сочиняет, придумываетчеловек, занимающийся созданием словесных текстовых произведенийписец

Синкейн на тему Поэзия

поэзиялиричная, мелодичнаяродить, создать, забытьза душу берущая, некому не нужнаясотворение

Синквейн на тему Правда

правдасубъективна, относительная получить, отразить, обличить полная и достоверная информациядействительность

Синквейн на тему Прометей

Прометеймыслящий, предвидящийвылепил, изменил, похителзащитник людей от произвола боговогонь

Синквейн на тему Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевичвеличайший русскийтворил, писал, восхищалеще при жизни стали именовать гениемпоэт

Синквейн на тему Рассказ

рассказнебольшой, повествовательныйсочиняют, пишут, читаютмалая форма эпической прозыпроизведение

Синквейн на тему Родители

родителизаботливые, ласковыевоспитывают, учат, помогаютродили меня на светкровинушка

Синквейн на тему Романтизм в литературе

романтизм в литературесвободный, фантастическийпротивопоставлял, отрицал, следовалнаправлению противоположному классицизмунаправление в 19 в.

Синквейн на тему Свобода

свободанеосознанная, непредсказуемаяналагает, вменяет, ограничиваетпроявление случайности, направляемой намерением воливыбор

Синквейн на тему  Семья. (I)

СемьяКрепкая, дружная.Сплачивает, объединяет, оберегает.Семья – лучшая школа дисциплины.Ребенок.

Синквейн на тему Семья (II)

семьядрагоценная роднаяживет здравствует процветаеттам где тебя понимаютячейка общества

Синквейн на тему Сказка

Сказка

Литературная, народная

Рассказывает, учит, объясняет

Жанр устного народного творчества

Волшебство

Синквейн на тему Смысл человеческой жизни

смысл человеческой жизни духовный философскийпредставлять размышлять определятьконечную цель существования человекау каждого свой

Синквейн на тему Совесть

совестьнравственная, человеческаяосуществляет, требует, контролируетзакон, живущий в насморальное сознание

Синквейн на тему Спасибо

спасибосердечное, душевноежелаем, выражаем, говоримвежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарностьСпаси Бог!

Синквейн на тему Cтрах

страхреальный, воображаемыймобилизует, избегает, убегаетотрицательно окрашенный эмоциональный процессужас

Синквейн на тему Судьба

судьбароковая предначертанная направляет предопределяет управляетцепь событий влияющих на бытиефатум

Синквейн на тему Счастье

счастьеразное, женскоевидеть, чувствовать, приниматьосознание позитивности контекста собственного существования.эмоция

Синквейн на тему Cтрах

страхреальный, воображаемыймобилизует, избегает, убегаетотрицательно окрашенный эмоциональный процессужас

Синквейн на тему Тарас Бульба (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Тарас Бульба

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Герой

Синквейн на тему Толерантность

толерантностьпонимающий, доверяющийтерпеть, принимать, уважатьготовность быть терпимымпринятие

Синквейн на тему Толстый

толстыйжирный упитанныйкушает, объедается, поправляется

человек, склонный к ожирениюсубъект

Синквейн на тему  Том Сойер.

Том СойерЭнергичный, остроумный.Воспитывался, наказывался, влюблялся.Персонаж романов Марка Твена.Приключения.

Синквейн на тему  Трус.

ТрусСлабый, нервный.Убегать, бояться, прятаться.Не может противостоять силе.Страх.

Синквейн на тему  Улыбка.

УлыбкаБеззаботная, счастливая.Дарить, узнавать, радоваться.Мысли о хорошем событии.Радость.

Синквейн на тему Улыбка

улыбкаприветливая, обольстительнаязадействует, растягивает, сокращает выражает удовольствие, доброжелательность либо иронию, насмешкудвижения мышц лица

Синквейн на тему Фамилия

фамилияраспространенная, двойнаянаследуется, принимается, меняетсяпринадлежность человека к одному родусемья

Синквейн на тему Человек (I)

человекразумный, чувствующийвладеет, развивается, побеждаетединственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечностьвысшее существо

Синквейн на тему Человек (III)

Человек.Красивый, стройный.Разговаривает, мыслит, рассуждает.Владеет силой менять мир.Венец природы.

Синквейн на тему Чехов Антон Павлович

Чехов Антон Павловичвеликий русскийсочинял, создавал, лечилоказал огромное влияние на литературу и театр 20 в.прозаик, драматург, писатель, врач

Синквейн на тему Чтение

чтениехудожественное, изучающеепользуемся, исполняем, произносимпроцесс, основанный на понимании смысла письменной речиречевая деятельность

Синквейн на тему  Школа.

Школа. Начальная средняя Проводят, оценивают, учат. Школа — это поле битвы за собственную душу. Учитель.

Синквейн на тему Эмоции

эмоцииположительные, отрицательныевызывают, побуждают, расслабляютотражают субъективное отношение к ситуациямволнение

                                       

Источники:

  1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.

  2. Макарова Т.И. Формирование   познавательного   интереса   на   уроках    русского   языка

  3. Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.

  4. Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/

5.      Как сделать урок русского языка интересным? http://www.neuch.ru/referat/5071.html

Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.

Автор и составитель:Губанова Елена Григорьевна учитель русского языка и литературы Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней№34 2016-2017уч. год.

Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.

(для 5-7 классов) МОШ I-IIIст.№34

intolimp.org

Роль синквейна на уроках литературы

Роль синквейна на уроках литературы

Главной задачей литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. Литература должна развивать и совершенствовать способность к фантазии, творчеству, к богатому и сложному ассоциативному мышлению.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение, оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Синквейн можно использовать на уроках литературы, русского языка.

Правила построения синквейна:

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.

Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово - существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например, дружба

крепкая верная

объединяет поддерживает лечит

дружба -великая сила

согласие

На мой взгляд синквейн - это не только способ проверки знаний. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, повторить, что находится у обучающегося на уровне ассоциаций. Когда я приступаю к изучению новой темы, в начале урока даю синквейн: "А что вы уже знаете об этом? Что думаете?" Анализируя полученные результаты, корректирую представления ребят о данном понятии в ходе изучения темы. Ведь на любом уроке обучающиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

В середине урока, когда ребята подустали или тема трудна для восприятия, предлагаю им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и узнаю, как идет восприятие обучающими нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы закончено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, можно увидеть, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учителя при этом не только экономят время, но и проверяют одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда я знакомлю обучающихся с синквейнами, сначала объясняю им, как пишутся такие стихотворения. Затем даю несколько примеров.

На житейскую тему:

Каникулы.

Светлые, весёлые.

Гуляем, расслабляемся, спим.

Отдыхать – не работать!

Счастье!

После этого предлагаю группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала это будет трудно. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Называю тему для синквейна. Каждому участнику даю 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает им возможность поговорить о том, почему они так написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудноуловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Синквейн – это не только способ проверки знаний ученика, у него есть и другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у обучающихся на уровне ассоциаций. Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Форма синквейна вариативна, что способствует разноплановому составлению заданий.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в литературном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. У обучающихся составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом – словом – сочинением, дает возможность сконцентрировать внимание на самом важном. Эффективно использование синквейнов на уроках литературы и для подведения промежуточных итогов по пройденному произведению.

Если же вдруг возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим: либо тема синквейна не близка (не понята или просто не интересна), либо же необходимо поработать над расширением словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если обучающиеся легко составили стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто каждый ученик вспомнинает свой синквейн. Вот примеры некоторых из них:

Петербург (по роману «Преступление и наказание»)

пьяный знойный

душит давит угнетает

здесь невозможно жить

безнадежность.

или

Обломовка

безжизненная вялая

спит ест бездельничает

всё словно умерло

смерть

Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Обучающиеся пробуют написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда подбирают для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то чувствуют, насколько ближе, понятнее и роднее стал тот или иной персонаж, словно пропускают искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

infourok.ru

Синквейны на уроках русского языка и литературы

Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель - учащийся, учащийся - преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний. Для нас важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Разумно и уместно использовать наряду с традиционными формами инновационные технологии мотивации, чтобы учитель мог увлечь детей, и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, создающего условия для формирования положительной учебной мотивации. Одним из моих любимых приемов или технологий, является синквейн.

Синквейн».     Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать , заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:

первая     строка – имя существительное  или местоимение,     обозначающее      предмет,    о котором пойдет речь;

вторая строка   –    два   прилагательных    или причастий, описывающих признаки предмета;

третья строка  –  три    глагола,   описывающие действия предмета;

четвертая   строка –  фраза  из   четырех   слов, выражающая отношение к предмету;

пятая строка - слово-синоним к первому.

____

____     ____

____    ____    ____

____    ____    ____    ____

____

Синквейны на уроках

Русского языка

Синквейн на тему Вводные слова

Вводные словаименные, глагольныене выступают, выражают, даютуказывают на способ выражения мыслислова

Синквейн на тему Время (глагола)

Время глагола

Меняющееся, непостоянное

Наступает, проходит, меняется

Изменяющее события по времени

Категория

Синквейн на тему Глагол

Глагол переходный, возвратныйобъединяет, выступает, употребляетсяобозначает действие или состояниечто делать?

Синквейн на тему Диалог

Диалог

Конструктивный, разговорный

Выражает, воспринимает, общается

Разговор двух лиц

Двойственность

Синквейн на тему Дополнение

Дополнение прямое, косвенноеотвечает, употребляется, обозначаетобъект, на который направлено действие

член предложения

Синквейн на тему Деепричастие

деепричастиенеизменяемое, самостоятельноепринадлежит, обозначает, примыкаетсоединяет в себе признаки глагола и наречияформа глагола

Синквейн на тему Заимствованные слова

Заимствованные слова

Иностранные, современные

Обогащают, помогают, расширяют

Взятые из других языков

Не славянские

Синквейн на тему Исконно русские слова

Исконно русские слова

Древние, аборигенные

Обозначают, хранят, выделяются

Древнеславянская лексика

Собственно русские

Синквейн на тему Книга

Книга

Интересная, фантастическая.

I Рассказывает, развлекает, воспитывает.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Учебник

книгабумажная, рукописнаяII наносят, брошюруют, печатаютподборка листов бумаги, содержащих текстпроизведение

Синквейн на тему Лексика

Лексика

Нормативная, богатая

Говорит, развивается, меняется

Лексика – раздел филологии

Слова

Синквейн на тему Наречие

Наречие

Приглагольное, изменяемое

Связывается, уточняет, обозначает

Изменяемая часть речи

Наглаголие (устар*.)

Синквейн на тему Неологизмы

Неологизмы

Новые, современные

Продуцируют, появляются, усовершенствуют

Слова, появляющиеся сейчас.

Прогрессивные

Синквейн на тему Обстоятельство

обстоятельствовторостепенный, зависящийобозначает, отвечает, зависитот сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признакачлен предложения

Синквейн на тему Предложение

Предложение

Простое, сложное

Излагает, побуждает, спрашивает

Предложение – основная единица синтаксиса.

Высказывание.

Синквейн на тему Префикс

Префикс

Впередистоящий, короткий

Образовывает, меняет, увеличивает

Часть слова перед корнем.

Приставка.

Синквейн на тему Корень

Корень

Главный, смысловой

Определяется, не меняется, чередуется

Основная смысловая часть слова

Главная часть

Синквейн на тему Суффикс

Суффикс

Короткий, двойной,

Изменяет, дополняет, образовывает

Часть слова после корня

Домик

Синквейн на тему Общение

Общение

Вербальное, невербальное

Связывает, изъявляет, помогает

Межчеловеческая связь

Язык

Синквейн на тему Окончание

Окончание

Конечное, нулевое

Завершает, отсутствует, меняется

Часть слова, меняющая его род и число

Конец

Синквейн на тему Основа слова

Основа

Ограниченная, конкретная.

Подчеркивает, не меняется, определяет

Часть слова без окончания

Линия

Синквейн та тему Простое предложение

Простое предложение

Односоставное, двусоставное

Высказывает, сокращает, упрощает

Одна грамматическая основа

Синтаксическая конструкция.

Синквейн та тему Сложное предложение

Сложное предложение

Бессоюзное, союзное.

Составляет, усложняет, распространяет

Имеет 2 или более грамматических основ

Законченная мысль

Синквейн та тему Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Соединительное, противительное

Противопоставляет, разделяет, сопоставляет

Имеет несколько вариантов связи

Сюзное

Синквейн та тему Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Союзное, подчинительное

Подчиняет, добавляет зависимое, распространяет

Имеет главную и придаточную часть

Непростое.

Синквейн на тему Причастие

причастиенастоящего, прошедшегообозначает, образует, переходитобладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательногочасть речи

Синквейн на тему Прилагательное

прилагательноекачественное, притяжательноеотносится, согласуются, склоняетсяпризнак предмета обозначаетсячасть речи

Синквейн на тему Подчинительные союзы. Подчинительные союзы.Короткие, емкие.Подчиняют, соединяют, связывают.Части предложения между собой.Речь.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык

I Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык.II Распространённый, сложный.Обучает, тренирует, развивает.Не каждый может его выучить.Россия.

Синквейн на тему Существительное

Существительное

Самостоятельное, предметное

Называет, уточняет, указывает

Главная часть речи, называющая предмет

Предмет.

Синквейн на тему Текст

текстнудный научныйнаписан напечатан прочитанписьменное сообщение из ряда высказыванийсвязь

Синквейн на тему Устаревшие слова

Устаревшие слова

Давние, неиспользуемые

Не употребляются, забываются, не применяются

Слова, вышедшие из ежедневной лексики.

Архаизмы.

Синквейн на тему Фразеологизм

фразеологизмустойчивый, неделимыйвыражает, соотносится, употребляетсявыполняет функцию отдельной лексемыцелостное словосочетание

Синквейны на уроках

Литературы

Синквейн на тему Античность

античностьклассическая, поздняязародилась, разрушили, угаслацивилизация древней Греции и древнего Римадревность

Синквейн на тему Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.

Синквейн на тему Баллада

Балладаисторическая, мифическаяпредставлено, заимствуется, сочиняетсярассказ, изложенный в поэтической формелироэпическое произведение

Синквейн на тему Басня

Басня

Мудрая, стихотворная

Поучает, наставляет, затрагивает

Поучительное стихотворное произведение

Мораль

Синквейн на тему Библия

Библия

Первозданная, всемирная

Объясняет, поучает, знакомит

Обращение Бога к людям

Книга книг

Синквейн на тему  Богатство

Богатствоматериальное, нематериальноеполучать, выиграть, заработатьбогатство – вода, пришла и ушлаизобилие

Синквейн на тему Богатырь

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

Синквейн на тему Былина

Былина

Древнерусская, историческая

Повествует, описывает, учит

Рассказ по реальным событиям

Быль

Синквейн на тему Война

война отечественная, мироваявзрывают, расстреливают, сдаютсявойна – величайшее горе человечества

разрушения

Синквейн на тему Восточные славяне

восточные славянерусские, украинцыохотились, выращивали, рыбачилинаселение средневекового государства киевская Русьдревнерусская народность

Синквейн на тему Время

времякалендарное, относительноеизмеряется, изменяется, движется из прошлого, через настоящее в будущеенеобратимое течение

Синквейн на тему Дворянство

дворянствожалованное, родовоезащищало, получало, владелопривилегированное сословие, возникшее в феодальном обществеаристократия

Синквейн на тему  Добро.

Добро Чистое, искреннее.Возвышает, наделяет, побеждает.Добро всегда побеждает зло.Любовь.

Синквейн на тему Дружба (I)

дружбавзаимная открытаядоверять терпеть помогатьбескорыстные личные взаимоотношения между людьмивзаимопонимание

Синквейн на тему Дружба (II)

дружбаискренняя мужскаяуважать, доверять, помогатьбескорыстная, позитивная связь между людьмимежличностные отношения

Синквейн на тему Дружба (III)

дружбаверная крепкаядоверять общаться симпатизироватьчеловеку, которому искренне веришьвзаимоотношения

Синквейн на тему Духовность

духовностьрелигиозный, внутреннийвоспитывается, определяется, открываетсято, что противоречит материальности, телесностипреобладание духовного

Синквейн на тему Душа

душачистая ранимаяболит радуется плачетто, что находится в сердцесущность

Синквейн на тему  Жизнь.

ЖизньПубличная, частная.Любить, верить, надеяться.Кто-то ее не ценит.Эпоха.

Синквейн на тему Зима

зимаснежная холоднаязаморозила запорошила охладиласпячка наступилавремя года

Синквейн на тему Зло

злострашное подлоеодолевает разрушает убиваетпонятие противоположное понятию добраотсутствие любви

Синквейн на тему Золото

золотомягкий, тяжёлыйдобывают, промывают, извлекаютблагородный металл жёлтого цветаAu

Синквейн на тему Илья Муромец

Илья Муромецизвестный загадочныйвоплощал служил освободилгерой древнерусского былинного эпосабогатырь

Синквейн на тему Казак

казаквоенный конныйзащищал гулял искалсвободный, ни от кого не зависящий человекгайдамак

Синквейн на тему Каникулы

каникулылетние, зимние отдыхать, гулять, бездельничать период, свободный от учёбы или основной деятельностиперерыв

Синквейн на тему Комедия

комедиявеселая, озорнаяподражать, высмеивать, обличатьхарактеризуется юмористическим или сатирическим подходомхудожественное произведение

Синквейн на тему Конфликт

конфликтнесовместимый, межличностныйбороться, сталкиваться, наноситьпротивоборство двух или нескольких людейстолкновение

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек ответственный грустныйворовал оберегал заботилсябыл настоящим братом для Марусинищий

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Васясмелый добрыйподружился сопереживал сочувствовалнищим друзьям из сырого подземельяглавный герой

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземельягрустная невеселаяраскрыто написано рассказано повесть о нелегкой жизни нищихВ дурном обществе

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Марусябледная нежнаяголодала заболела умерлане имела крова, еды, материчетырехлетняя девочка

Синквейн на тему Литература

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

Синквейн на тему Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевичгениальный насмешливыйсочинял творил изображалв нем каждый видел то, что ему позволялось видетьрусский поэт

Синквейн на тему Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»

Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»зеленые, роскошныеждали, роптали, убилитела их потом, изрублены былипусто кругом

Синквейн на тему Лирический герой

лирический геройхудожественный жизненныйвыступает наделяется изображаетобраз поэта в лирикеавтобиографический герой

Синквейн на тему  Литература.

ЛитератураХудожественная, научная.Описывает, хранит, обучает.Совокупность любых письменных текстов.Знания.

Синквейн на тему  Личность.

ЛичностьВажная, особая.Проявляется, отражает, приобретается.Личность ни духовна, ни телесная, но духовно-телесная.Человек.

Синквейн на тему Любовь

любовьглубокая, восторженнаядарят, прощают, обожаютвечное стремление любящего к любимомучувство

Синквейн на тему Мама

мамадобрая, милаялюбит, заботится, воспитываетсамый драгоценный человекродитель

Синквейн на тему Милосердие

милосердиенезаметно, безымяннотворить, любить, простить, 

начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на нейдобродетель

Синквейн на тему  Миф

Миф интересный, поучительныйучит, развивает, удивляет,раскрывает историю.легенда. 

Синквейн на тему 9 мая

9 маярадостный, счастливыйпобеждать, праздновать, вспоминатьПобеду в Великой Отечественной войнепраздник

Синквейн на тему Мужественность

мужественностьцелеустремленный уверенныйпроявляет защищает воспитываетсовокупность черт характера, ожидаемых от мужчиныантипод женственности

Синквейн на тему Мцыри

Мцыри романтический, трагическийсконцентрировал, не променял, пронесмогучую страсть к свободе, к борьбеодинокий человек

Синквейн на тему Нравственность

Нравственность этичный моральныйразличать поступать действоватьсогласно своей совести и свободной волевнутренняя установка

Синквейн на тему Образование

Образование среднее высшееформировать познавать изучатьцеленаправленная познавательная деятельность людейпроцесс

Синквейн на тему Общение

Общение коммуникативное перцептивноепобуждает, планирует, устанавливаеткоммуникационное взаимодействие людейобмен

Синквейн на тему Одиночество

одиночестводобровольное болезненноеуединиться, изолироваться, переживатьсостояние человека, связанное с отсутствием близкихсоциально-психологическое явление

Синквейн на тему Осень

Осень златолистая, колосистаяопадает созревает поливаетприносящая дарывремя года

Синквейн на тему  Остап (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Остап

Мужественный, цельный,

Сражается, мучается, погибает,

Достойный сын своего отца.

Патриот.

Синквейн на тему Память

Память.Светлая, радостная.Помогает, присутствует, живет.Хорошего человека не забыть.Радость.

Синквейн на тему Печаль

печальугнетающая, пугающаядавит, ранит, зудитотрицательные эмоции вызывает онагрусть

Синквейн на тему Писатель

писательсовременный, любимыйпишет, сочиняет, придумываетчеловек, занимающийся созданием словесных текстовых произведенийписец

Синкейн на тему Поэзия

поэзиялиричная, мелодичнаяродить, создать, забытьза душу берущая, некому не нужнаясотворение

Синквейн на тему Правда

правдасубъективна, относительная получить, отразить, обличить полная и достоверная информациядействительность

Синквейн на тему Прометей

Прометеймыслящий, предвидящийвылепил, изменил, похителзащитник людей от произвола боговогонь

Синквейн на тему Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевичвеличайший русскийтворил, писал, восхищалеще при жизни стали именовать гениемпоэт

Синквейн на тему Рассказ

рассказнебольшой, повествовательныйсочиняют, пишут, читаютмалая форма эпической прозыпроизведение

Синквейн на тему Родители

родителизаботливые, ласковыевоспитывают, учат, помогаютродили меня на светкровинушка

Синквейн на тему Романтизм в литературе

романтизм в литературесвободный, фантастическийпротивопоставлял, отрицал, следовалнаправлению противоположному классицизмунаправление в 19 в.

Синквейн на тему Свобода

свободанеосознанная, непредсказуемаяналагает, вменяет, ограничиваетпроявление случайности, направляемой намерением воливыбор

Синквейн на тему  Семья. (I)

СемьяКрепкая, дружная.Сплачивает, объединяет, оберегает.Семья – лучшая школа дисциплины.Ребенок.

Синквейн на тему Семья (II)

семьядрагоценная роднаяживет здравствует процветаеттам где тебя понимаютячейка общества

Синквейн на тему Сказка

Сказка

Литературная, народная

Рассказывает, учит, объясняет

Жанр устного народного творчества

Волшебство

Синквейн на тему Смысл человеческой жизни

смысл человеческой жизни духовный философскийпредставлять размышлять определятьконечную цель существования человекау каждого свой

Синквейн на тему Совесть

совестьнравственная, человеческаяосуществляет, требует, контролируетзакон, живущий в насморальное сознание

Синквейн на тему Спасибо

спасибосердечное, душевноежелаем, выражаем, говоримвежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарностьСпаси Бог!

Синквейн на тему Cтрах

страхреальный, воображаемыймобилизует, избегает, убегаетотрицательно окрашенный эмоциональный процессужас

Синквейн на тему Судьба

судьбароковая предначертанная направляет предопределяет управляетцепь событий влияющих на бытиефатум

Синквейн на тему Счастье

счастьеразное, женскоевидеть, чувствовать, приниматьосознание позитивности контекста собственного существования.эмоция

Синквейн на тему Cтрах

страхреальный, воображаемыймобилизует, избегает, убегаетотрицательно окрашенный эмоциональный процессужас

Синквейн на тему Тарас Бульба (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Тарас Бульба

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Герой

Синквейн на тему Толерантность

толерантностьпонимающий, доверяющийтерпеть, принимать, уважатьготовность быть терпимымпринятие

Синквейн на тему Толстый

толстыйжирный упитанныйкушает, объедается, поправляется

человек, склонный к ожирениюсубъект

Синквейн на тему  Том Сойер.

Том СойерЭнергичный, остроумный.Воспитывался, наказывался, влюблялся.Персонаж романов Марка Твена.Приключения.

Синквейн на тему  Трус.

ТрусСлабый, нервный.Убегать, бояться, прятаться.Не может противостоять силе.Страх.

Синквейн на тему  Улыбка.

УлыбкаБеззаботная, счастливая.Дарить, узнавать, радоваться.Мысли о хорошем событии.Радость.

Синквейн на тему Улыбка

улыбкаприветливая, обольстительнаязадействует, растягивает, сокращает выражает удовольствие, доброжелательность либо иронию, насмешкудвижения мышц лица

Синквейн на тему Фамилия

фамилияраспространенная, двойнаянаследуется, принимается, меняетсяпринадлежность человека к одному родусемья

Синквейн на тему Человек (I)

человекразумный, чувствующийвладеет, развивается, побеждаетединственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечностьвысшее существо

Синквейн на тему Человек (III)

Человек.Красивый, стройный.Разговаривает, мыслит, рассуждает.Владеет силой менять мир.Венец природы.

Синквейн на тему Чехов Антон Павлович

Чехов Антон Павловичвеликий русскийсочинял, создавал, лечилоказал огромное влияние на литературу и театр 20 в.прозаик, драматург, писатель, врач

Синквейн на тему Чтение

чтениехудожественное, изучающеепользуемся, исполняем, произносимпроцесс, основанный на понимании смысла письменной речиречевая деятельность

Синквейн на тему  Школа.

ШколаВысшая, частная.Проводят, оценивают, учат.Школа — это поле битвы за собственную душу.Учитель.

Синквейн на тему Эмоции

эмоцииположительные, отрицательныевызывают, побуждают, расслабляютотражают субъективное отношение к ситуациямволнение

                                       

Источники:

  1. http://aplik.ru/studentu/2-kurs/motivatciia-k-obucheniiu-na-urokakh-russkogo-iazyka/

  2. http://festival.1september.ru/articles/103873/

  3. http://www.myshared.ru/slide/610163/

  4. http://yandex.ua/yandsearch?rdrnd=894130&text=мотивация%20на%20уроках%20русского%20языка&clid=9582&lr=141&redircnt=1423511173.1

  5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.

  6. Макарова Т.И. Формирование   познавательного   интереса   на   уроках   русского   языка.http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc

  7. Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.

  8. Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/

  9. .      Как сделать урок русского языка интересным? http://www.neuch.ru/referat/5071.html

Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.

Автор и составитель:

Ушмодина Валентина Николаевна

учитель русского языка и литературы Володарской гимназии «София» с ООШI I ст. № 2 2014-2015 уч. год.

Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.

(для 5-7 классов)

Володарская гимназия «София»

2015 год

infourok.ru

Материал по литературе на тему "Технология синквейна"

Хочу рассказать о приеме, который нравится и мне, и моим ученикам больше всего. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на “5”.

Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный способ проверить знания.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

· Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

· Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

· Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

· Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

· Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…(в приложении (Приложение 1) дан урок с использованием синквейна). Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Я предлагаю примеры синквейнов, написанных учащимися моих классов:

Ася (И. С. Тургенева “Ася”)

· Скромная, беззащитная

· Любила, страдала, сбежала

· Готова пойти на все ради любимого человека.

· Загадочная.

Господин Н. (И. С. Тургенева “Ася”)

· Неискренний, холодный

· Не понял, не успел, полюбил

· Он расточал “люблю” на ветер, он твердил его среди пустых людей, но он не сказал его ей

· Безумец

Заяц (М. Е. Салтыков-Щедрин “Самоотверженный заяц”)

· Самоотверженный, честный

· Прощался, добивался, не предавал

· Не предал своего друга

· Герой

Маша (А. С. Пушкин “Дубровский”)

· Умная, красивая

· Любит, прощает, страдает

· Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе.

· Красота

Полную информацию смотрите в файле. 

videouroki.net

учитель моу «Средняя общеобразовательная школа №3»

Синквейн на уроке литературы(мастер-класс в рамках 2 тура конкурса «Педагог – 2012»)

Подготовила: учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» Новосёлова Л. В.

Слайд 1

1. Ведение. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов. Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.

Слайд 2

Синквейн - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Слайд 3

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»( в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слайд 4

^

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.

3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 

^

Слайд 5

Воскресенск

Большой, ухоженный,

Стоит, растёт, хорошеет.

Наш город очень красивый.

Родина.

Слайд 6

Русский язык

Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

Слайд 7

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

Слайд 8

Конкурс «Педагог – 2012»

Нужный, творческий,

Дисциплинирует, объединяет, поучает,

Смотр педагогического мастерства учителей.

Испытание.

^

При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Слайд 9

С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?

  1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.

2.Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.

3. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).

4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

5. Получается у всех.

Важно делать эти упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет.

^

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».

^

Как нельзя лучше эту форму урока можно использовать при изучении весьма скучной, с точки зрения учеников, темы «Создание характеристики героя».

Наличие плана-схемы характеристики, умение находить портретные особенности, объяснять поступки героев, конечно, помогает учащимся в определении характера героя, но в какой-то мере «убивает» творчество и интерес, превращая важную работу в рутинную.

Использование технологии синквейна помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления»)

Слайд 10

^

Теперь я попрошу Вас, уважаемые члены жюри, выразить своё отношение к героям повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Для этого я предлагаю разделиться на три группы и охарактеризовать:

группа №1 – Тарас Бульба;

группа №2 – Остап;

группа №3 – Андрий.

^

(Приложение1) и правила написания синквейна ( Приложение 2).

Слайд 11

А вот какие синквейны составили ученики 7б класса о героях повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

Тарас Бульба

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Герой.

Остап

Мужественный, цельный,

Сражается, мучается, погибает,

Достойный сын своего отца.

Патриот.

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.

8. Подведение итогов мастер-класса.

Итак, давайте подведём итоги мастер класса:

- что нового Вы узнали?

- чему научились?

- было ли Вам интересно?

Слайд 12

Закончить мастер-класс позвольте синквейном по поводу сегодняшнего конкурса:

Мастер-класс

Волнующий, интересный,

Учит, вдохновляет, показывает,

Мысли будоражит, уверенность пробуждает.

Полезно.

Слайд 13

Спасибо за внимание.

uch.znate.ru