400 лет подвигу Ивана Сусанина (2 фото). Рисунки сусанина ивана


400 лет подвигу Ивана Сусанина

Что сподвигло меня на этот пост: Еду не так давно в метро и за спинй слышу женский голос, который вещает што НЕМЦЫ убили Сусанина! якобы за неверно предоставленные навигационные данные... Я оборачиваюсь и спрашиваю у врослой тёти, (которая явно училась в школьные годы ещё в СССР, где образование таки было) - госпожа Псаки, не Ваша сестра случайно? Народ вокруг притих и уже улыбается (тоже, наверное слушали), а тиотка спрашивает меня - А с чего бы это вдруг? Я отвечаю, что Иван Сусанин не немцев завёл в болота, а поляков. На что получаю потрясающий своим идиотзмом ответ: - Вы не знаете, о чём я говорила, вот и не лезьте ! Дальше было много текста не очень красивого с её стороны =) Но я даже не разозлился - слабоумие это болезнь. Мне не приятно, когда люди плюют в свою собственную историю. Это стыдно, не знать своих корней, и позор, перевирать факты. Вот собственно и сами факты:

В начале XVII века в пределы русских земель вторглись польские и шведские феодалы, стремившиеся подчинить себе Московское государство. Захватив Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля. Русский народ поднялся на борьбу. Иностранных поработителей встречали кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение. Народ выдвинул из своей среды Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили борьбу против интервентов. 27 сентября 1612 года русские ополченцы, разгромив врага, освободили Москву. В то время избранный 21 февраля 1613 года Земским собором на престол молодой шестнадцатилетний русский царь Михаил Романов находился в своей костромской вотчине селе Домнино. Польские феодалы были недовольны этим решением Земского собора, так как они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Иноземцев поддерживали и некоторые русские бояре. Изгнанные из Москвы иностранные захватчики небольшими отрядами рассеялись по стране. Они грабили население, разоряли целые уезды. Польский король Сигизмунд и феодальная знать стремились внести замешательство в деятельность Земского собора, усилить в нем раздоры, воспрепятствовать восстановлению центрального правительства и укреплению государственного аппарата. Если бы Сигизмунду и шляхте удалось осуществить свой коварный замысел, Русское государство лишилось бы своей национальной независимости. Одному из вражеских отрядов удалось прорваться на север, в Костромской уезд. На своем пути интервенты опустошали села и деревни, старались разыскать царя, чтобы убить его. В марте того же года совершил свой подвиг костромской крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин, более 20 лет бывший сельским старостой. Большинство документов о легендарном русском патриоте не сохранилось; одни погибли в огне во время Московского пожара 1812 года, другие – по вине невежественных чиновников, ведавших архивами, но некоторая информация все же «дошла» до наших дней. Тщательное изучение и сопоставление различных источников позволяет осветить жизнь и героическую гибель Ивана Сусанина. Отряд, численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрел на Деревнищи, что в трех километрах от Домнина. Пьяные, оборванные и голодные паны ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника. Ворвавшись в избу, шляхтичи потребовали, чтобы Сусанин повел их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Согласившись быть проводником, он предложил «гостям» обождать до утра. Те согласились, всю ночь они пили вино в предвкушении скорой победы. Когда рассвело, старик повел незваных «гостей» по замерзшей, но имевшей много прорубей – «окон“ речке Корбе, оставив в стороне за лесом Домнино. Затем он повернул к деревне Перевоз. За ней-то и находились непроходимые места. В это время к деревне Перевоз с запада и северо-запада стали подходить толпы возмущенных крестьян, вооруженных вилами, косами и кольями. Перепуганные шляхтичи стали просить Сусанина вывести их кружным путем на Ярославскую дорогу, предлагали за это деньги. Крестьянин отказался. Тогда паны подожгли деревню, привязали Сусанина веревкой к двум лошадям и спустились в долину реки Шачи. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся убежать на другой берег, но никак не мог выбрать момента. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шляхтич, державший веревку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними паны. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его. Выбившиеся из сил, обледеневшие паны просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Враги яростно набросились на него и изрубили саблями. К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замерзших панов, а затем обнаружил и тело Сусанина. Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила – основателя династии Романовых. В 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность» в истории очень много людей повторили подвиг Ивана Осиповича. И во время Великой Отечественной войны их тоже, было не мало. На станции Московского метро «Измайловский парк» установлена скульптура Матвея Кузьмича Кузьмина, чей подвиг вошел в историю наравне с подвигом Ивана Сусанина. Немцы, под угрозой расстрела, заставили Кузьмина стать их проводником. Собираясь в дорогу, старику удалось, незаметно, поручить своему сыну Василию, пробраться к советским войскам и предупредить, что утром приведет к их позициям вражеский отряд. Долго водил Кузьмин фашистов по заснеженным полям и оврагам, кружил по кустарникам и перелескам, а на рассвете вывел на поляну перед расположением наших войск. Шквальным огнем гитлеровский отряд был уничтожен. Когда немцы поняли, что их привели в засаду, они застрелили старика. P.S. Простите многословие, но иначе никак не получалось

ФАЮСТОВ Максим. Иван Сусанин. 2002. Памятник Ивану Сусанину в г. Костроме (1967 г.)

fishki.net

Иван Сусанин - сообщение доклад

Иван Сусанин – это простой русский мужик, ставший героем в глазах всего народа после спасения Романова Михаила от поляков во время их войны с русскими.

К сожалению, о самом Иване Сусанине и его жизни известно не так много. Он был из простого крестьянского рода, родился и жил в деревне под названием Домнино. На сегодняшний день это место находится в Костромской области Сусанинском районе. В некоторых своих записях историки отмечали то, что Иван был в своей деревне старостой. По неподтвержденным данным Сусанин был вдовцом и имел взрослую дочь по имени Антонида.

О героическом поступке простого крестьянина Ивана Сусанина стало известно народу в 1613 году. В это время только что взошедший на царский престол Михаил Романов находился со своей матерью в городе Кострома. Поляки, пробравшись в город, пытались отыскать и захватить их в плен. Но на их беду у них на пути появился Иван Сусанин. Поймав крестьянина, они стали силой и пытками добиваться того, чтобы мужчина выдал им тайну местонахождения новоиспеченного царя. Но Иван оказался преданным человеком, и ни под каким предлогом не выдал им, где спрятался Михаил.

Позднее в 1619 году родственникам Ивана Сусанина выдали царскую грамоту, в которой говорилось о том, что царь дарует им во владение половину деревни и освобождает от податей и уплаты налогов. Затем по истечении еще времени такие же грамоты пыли написаны и выданы потомкам крестьянина-героя с теми же словами благодарностями и освобождением от податей.

Исторические источники и летописи 17 века мало могли рассказать о геройском поступке Ивана Сусанина. Люди создали небольшое предание и передавали его из уст в уста новому поколению. Но визит императрицы Екатерины Второй в Кострому положил начало новой правдоподобной истории о русском крестьянине Иване Сусанине.

Постепенно исторический подвиг Ивана Сусанина стал описываться в школьных учебниках по истории. Но самый большой интерес к этому подвигу возник во времена правления царя Николая Первого. Ивана Сусанина официально провозгласили героем, стали посвящать ему большое количество стихов, песен, а так же писали оперу.

Чтобы навсегда запечатлеть в памяти будущих потомков образ обычного крестьянина, настоящего героя и бесстрашного человека, в 1838 году по царскому указу было велено установить на центральной площади в Костроме памятник Ивану Сусанину.

Но были и те, кто отрицал подвиг Ивана Сусанина. Некоторые ученые историки сходились во мнении, что мужчина стал очередной жертвой разбойников, орудующих в то время вблизи Костромы.

В период октябрьской революции памятник был частично разрушен, так как Сусанин считался слугой царя. Но в 1938 году его вновь признали героем, но уже на более высоком политическом уровне. Его имя сало новым названием райцентра, в котором он проживал – Сусанин.

Вариант 2

Иван Сусанин считается русским героем, который спас Михаила Романова. Это произошло во времена войны между русскими и поляками.

О биографии Ивана Сусанина мало данных. Он был крестьянином, родом из деревни Домнино (в настоящее время это Сусанинский район, Костромской области). По некоторым историческим данным он был старостой в деревне и принадлежал ко двору Шестовых. О семейном положение тоже не указано. Известно, что была дочь Антонида. Вероятнее всего крестьянин был вдовец.

Свой геройский поступок он совершил в 1613 году. В эти времена новонареченный царь Михаил Романов и его мама Марфа укрывались в Костроме. Поляки хотели отыскать их и захватить. На пути им встретился Иван Сусанин. Они пытались выпытать где прячется царь. Вотчинного старосту жестоко пытали, но он был предан царю, и не рассказал его местонахождения.

Доказательством героического подвига крестьянина служит царская грамота от 1619 года. В ней указано о даровании родственникам крестьянина пол деревни с освобождением от податей «за службу у нам и за кровь...».

Позже еще были изданы грамоты потомкам Ивана Сусанина. Все они повторяли слова жалованной грамоты 1619 года.

В летописных книгах и других исторических источниках 17 века очень мало говорили о подвиге русского крестьянина. Лишь из рода в род рассказывались предания. А вот начиная с визита императрицы Екатерины II в Кострому было положено официальное начало упоминания Ивана Сусанина как спасителя рода Романовых.

Со временем подвиг крестьянина стал известен. О нем упоминалось в учебниках истории. Еще больший интерес о Иване Сусанине появился при царе Николае I. Подвиг получил официальный характер. Герою были посвящены стихи, литературные произведения, несколько опер, художественные произведения другое.

В качестве памяти потомкам в 1838 году был издан царский указ об установке памятника главной площади Костромы.

В истории так же были указаны случаи критики о достоверности подвига Сусанина. Многие ученые комментировали, что крестьянин всего лишь был одним из очередных жертв рук поляков. Так же подвергалось сомнению кто именно погубил крестьянина. Считалось, что в то время, вблизи Костромы могли разбойничать казаки или даже русские разбойники.

Во времена Октябрьской революции памятник подвергся разрушению. Это было связано с тем, что крестьянин попал в разряд «слуг царей». Позже, в 1938 году, Ивана Сусанина признали героем, отдавшим жизнь за царя. Это решение приняли на высшем политическом уровне. В честь героя даже были переименованы райцентр где проживал Сусанин.

3, 4, 7 класс

Иван Сусанин

Интересные ответы

  • Животные океана - сообщение доклад

    Жизнь на нашей планете вышла из воды, которая покрывает 70 процентов Земли. Океанские глубины таят в себе множество секретов и самых разнообразных видов животных.

  • История любви Александра Блока и Любови Менделеевой кратко

    Известный писатель Александр Блок всегда тепло отзывался о своей жене Любови Менделеевой. Молодые люди знали друг друга с детства. Отец Менделеевой Дмитрий очень хорошо знал деда Александра знаменитого профессора Бекетова

  • Степь - сообщение доклад (3, 4, 5 класс. Окружающий мир. Биология)

    Степь – равнинная зона, она присутствует на всех континентах, кроме Антарктиды. Расположена она в умеренных и субтропических поясах Земли.

  • Город Париж - сообщение доклад

    Париж – столица Франции. Основан аж в 3 веке до нашей эры! Его размеры составляют 105,4 км2. Число обитателей составляет 2 196 936 человек, а плотность населения – 21 283 человека/км2.

  • Сказка Эгля об Алых парусых

    Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль.

sochinite.ru

Смутное время в 15 картинах русских художников

История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями. Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться. Как видели русские художники те события? В праздник, приуроченный к изгнанию захватчиков из Кремля – пятнадцать картин о Смутном времени.

1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862

Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»

Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.

2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874

В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.

Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.

Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.

3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».

Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией. Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.

4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908

Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.

5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003

Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:

«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.

Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».

6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913

Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.

7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.

Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.

На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.

9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841

Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.

По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».

Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.

10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896

Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:

«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».

Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.

Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».

11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882

Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине – переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.

12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008

Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.

Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.

13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.

14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.

Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.

15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880

За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.

21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.

Читайте также:

www.pravmir.ru

День подвига Ивана Сусанина - Удачи и свободы Вашему Я!

30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг...

Сусанин был воспет историками, поэтами и стал центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки – оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти… но не Сусанина ))) потому что подвиг его на слуху и оброс легендами и мифами, анекдотами и "фактами" в которых разобраться очень сложно ))

Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы – начале весны 1613 года наречённый царём юный Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда в марте 1613 года подошёл военный польско-литовский отряд с целью разыскать молодого царя (и либо пленить его, либо убить, что представляется более вероятным для того исторического момента).

Нельзя забывать о том тяжёлом периоде Русской истории, не зря названном Смутным временем, когда на карту был поставлен вопрос о независимости и самом дальнейшем существовании Московского государства. Русь стояла на пороге национальной катастрофы: конец династии Рюриковичей, гибель семьи Годуновых, самозванцы у власти, боярская грызня за престол или за место возле него, крестьянские бунты, польско-литовская интервенция и сопутствовавший ей беспредел, чинимый интервентами, шведская интервенция и захват ключевых городов-крепостей северо-западной Руси, набеги Крымских татар…

Вот в таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнину вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать – инокиню Марфу.

Поляки долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся бежать, но, привязанный веревками к двум лошадям, никак не мог выбрать момент. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за- ним шляхтич, державший веревку. Вдруг, старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними подоспело несколько поляков. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.

— Ты обманул нас! — кричали они, окружив проводника.— Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете,— сказал Сусанин.

Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Шляхтичи набросились на него и изрубили саблями.

К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Через некоторое время Богдан Сабинин с соседями набрел на двух убитых дубиной захватчиков, а затем обнаружили и изрубленное тело Сусанина. Других поляков видно не было, отряд не вернулся - значит утонули.

Сам же царь Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.

Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —Сусанину с сердцем вскричали враги…Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!Предателя, мнили, во мне вы нашли:Их нет и не будет на Русской земли!В ней каждый отчизну с младенчества любит,И душу изменой свою не погубит»...

«Злодей !», закричали враги закипев:«Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!Кто русский по сердцу, то бодро и смелоИ радостно гибнет за правое дело!Ни казни, ни смерти и я не боюсь:Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —И сабли над старцем, свистя, засверкали!

«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —И твердый Сусанин весь в язвах упал!Снег чистый чистейшая кровь обагрила:Она для России спасла Михаила!

Это строчки из поэмы Кондратия Рылеева "Иван Сусанин".

Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото, пересохшее к настоящему времени. Основными спорными моментами, связанными с жизнью и смертью Ивана Сусанина, были для историков следующие.

Первый – это насколько тесно был связан с семьёй Романовых их вотчинный староста (отсюда – мог ли он знать об избрании Михаила царём, или о том, что Михаил – претендент на царский престол; знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнине на момент встречи его с поляками). Если они были в Домнине, вопросов нет.

Второй – действительно ли Михаил и его мать были в Домнине, находились где-то поблизости или же были в безопасности (отсюда – целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вёл просто в труднопроходимые и удалённые от дорог места).

Третий – где истинное место смерти – болото или само село Исупово.

Четвёртый – где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий).

Ну и, наконец, пятый вопрос – когда был совершён подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года.

Историки спорят, приводят аргументы в пользу своих гипотез. Однако, сам факт свершения подвига Иваном Сусаниным остаётся неоспоримым. Даже если подвиг был совершён осенью 1612 года, когда Михаил Романов ещё не был избран царём, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин всё равно спас царя, а самопожертвование по отношению к барину лишний факт, подтверждающий незыблемость патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни.

Это же относится и к вопросу о том, где находился Михаил Романов с матерью на момент встречи Сусанина с поляками.

Поляков увели от Домнина – факт, увели в район труднопроходимого болота или села (Исупова) в противоположной стороне от Домнина и в стороне от направления Домнино-Кострома – факт.

Сусанин был зверски убит – факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся.

Да и сама грамота, мало того, что подтверждала жертвенную гибель Ивана Сусанина, освобождала от податей его зятя и всех потомков, что также было большой редкостью для того времени.

В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, воздвигнутый в 1967 году напротив спуска к Волге. Он стал вторым в Костроме после снесённого в 1918 году памятника, воздвигнутого по проекту В.И. Демут-Малиновского.

Существует еще одна версия подвига Сусанина (которая выглядит вполне реальной и не делает поляков идиотами). Именно на ней воспитывали всех Романовых, передавая ее из уст в уста.

"В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы.

Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. Будущий царь с матерью и (возможно с небольшой охраной), узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал их хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки вычислили где обрываются следы, вышли на дом Сусанина, все обыскали, но никого не нашли и принялись пытать старика. Сусанин своего царя не выдал. Найти его с собакам не удалось, т.к. головешки перебивали человеческий запах. Озверевшие враги изрубили Сусанина и ускакали в лес на поиски в направлении опасного болота. А Михаил выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь."

Так или иначе, но подвиг Сусанина был, хотя, конечно, спасение государя и одновременное утопление поляков выглядит более патриотично и полезно для Руси.

Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино.

Неподалёку от этого посёлка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги – часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом – знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень.

А в советское время у нас был назван ледокол названный в его честь )))))) настоящий креатив. Он до сих пор в сторою - Ледокол Иван Сусанин

Основа инфы © Calend.ru

pantv.livejournal.com

по следам Ивана Сусанина: skitalets

Сегодня наступил великодержавный праздник 4 ноября, который, как известно, связан с окончанием в России Смутного Времени и победой русского ополчения над ненавистными ляхами в 1612 году. В результате этих событий на российский престол взошла династия Романовых, а первого ее представителя, Михаила Федоровича, своей жертвой спас простой костромской крестьянин Иван Сусанин.

Когда мы ездили отдыхать под Кострому месяц назад, сложно было не проехаться по местам, связанным с этим фольклорным персонажем, а заодно и посмотреть город, который оказался одним из наиболее сохранившихся и красивых купеческих городов России. Так что сегодня готовьтесь к большому количеству картинок и массе исторических параллелей.

Исторически получилось так, что все города, которые находятся к западу от Москвы, практически не сохранились, и представляют из себя бесформенную свалку панельных домов. А вот Кострома находится на востоке, и поэтому ей повезло - война до нее не дошла, и город очень хорошо сохранился. Даже в самом центре можно встретить массу старых деревянных домов.

Эта улица с частным сектором - одно из "колец" города. Можно сказать, аналог московского Садового.

Главные улицы города расходятся веером от площади Ивана Сусанина, центральной в городе (в народе ласково прозванной "Сковородка" за свою форму). Удивительно, как она полностью сохранила свой дореволюционный облик.

Здание в центре - это бывшая гауптвахта, а слева символ города - пожарная каланча 1825 года. До сих пор используется по прямому назначению - хорошо видны ворота для пожарных машин.

Дом, где жил Островский, когда писал "Бесприданницу".

Слева так называемый Дом Борщова, участника войны 1812 года. Во второй половине 19 века в ней находилась гостиница "Лондон", в которой останавливался Некрасов. Сейчас это областной суд.

В самом центре площади до 1918 года стоял памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину. Был разрушем в рамках борьбы с проявлениями царизма. Сзади, кстати, Дом Борщова - сравните с верхней фотографией.

К 400-летию династии Романовых в 2013 г. памятник собираются восстановить и уже даже поставили в центре площади макет.

Не очень, правда, понятно, что делать с советским памятником "патриоту земли русской", который смотрит на ту же самую площадь. А то так даже с Лениным в советское время не было, чтобы два памятника в одном месте.

За спиной "современного" Сусанина находятся торговые ряды, которые напоминают о торговом прошлом Костромы. Где-то среди них было снято множество эпизодов фильма Рязанова "Жестокий романс", основанного на уже упомянутой "Бесприданнице" Островского.

Каждый ряд имеет свое историческое название: "пряничный", "молочный" и т.д.

Традиция не нарушена - там и сейчас находятся всякие магазины.

Идем дальше. Сразу за рядами начинается городской парк. Когда-то здесь находился Костромской кремль (как полагается, в самом высоком месте над Волгой), но в советское время он был снесен. Остались лишь несколько старых зданий на кромке старого городища.

Там же - циклопический памятник Ленину

Ленин стоит на постаменте, который готовили для большого памятника в честь 300-летия династии Романовых, но не успели достроить из-за революции. Кстати, умирающая фигура у самого основания памятника (ближайшая к зрителю) - это тоже Иван Сусанин.

Странно выглядит не только сочетание имперского постамента и Ильича, но и его поза.

На этой фотографии 1930-х годов хорошо виден Кремль, который был разрушен. Памятник по центру, торговые ряды слева.

Вид от самого правого дома.

А это - "беседка Островского", в которой сам Островский ни разу не был, так как построена она была в 1957 г.

Вид от беседки на набережную

...и на одну из улиц. Они там почти все такие.

Напротив города, за Волгой, находится Ипатьевский монастырь, где как раз находились палаты Михаила Романова, когда "за ним пришли" поляки.

Собственно говоря, сами палаты. На стенах не рельеф, а хитрый рисунок-имитация.

В центре - Троицкий собор.

Фрески внутри поражают. Фотографировать внутри небесная канцелярия традиционно не позволяет, поэтому можно запечатлеть только часть внешнего рисунка.

И масонский знак на въездных воротах.

Чуть за монастырем находится очень интересный музей деревянного зодчества, где еще несколько десятилетий назад начали собирать замечательные архитектурные образцы.

Музей выносит мозг английскими переводами.

Но зато в нем работают замечательные бабушки-смотрительницы, которые рассказывают про каждый дом, предмет интерьера, убранство. И еще у них замечательный северорусский говор с прОтяжным сильным "О" в слОвах.

"Обычная" изба

А это - двухэтажная зажиточного крестьянина-лесопромышленника. Большевики называли таких кулаками и всячески с ними боролись.

Свадебный интерьер.

Естественно, есть там и деревянная церковь. 1712 год.

А это уже языческий экспонат, еще более древний.

По Костроме можно гулять довольно долго - город тихий, размеренный и спокойный. Но лучше еще съездить и по окрестностям. В первую очередь интересно село Сусанино, которое находится неподалеку от совершенного Иваном Осиповичем подвига. До нынешнего столетия село называлось Молвитино и принаджелало царскому постельничему Константину Михалкову. Говорят, что известный усатый режиссер, который любит ездить с мигалкой и снимался в том же "Жестоком романсе" - это его потомок.

Сусанино/Молвитино известно в том числе и церковью, которая знакома нам по картине Саврасова "Грачи прилетели":

Мы сломали голову, пытаясь найти подобный ракурс, но его не существует в природе - потому что церкви всегда ставили на самом высоком месте. Так что Саврасов немного домыслил. На этой фотографии октябрь, и грачи уже улетели.

Церковь недействующая, в ней сейчас находится местный музей.

Половина экспозиции отдана под описание подвига Сусанина, половина - дому Романовых. Вот как представляли подвиг художники прошлого:

А вот так - современные дети:

Отдельная стена посвящена героям, повторившим подвиг Сусанина в ходы различный войн - например, в ВОВ таких было больше 20.

Рисунки дочерей Николая Второго:

Старинный патефон, на котором можно послушать арию Сусанина из оперы "Жизнь за царя" в исполнении Федора Шаляпина:

Едем дальше. Осенние краски сгущаются, погода ужасна.

Уже сами чувствуем себя в роли поляков, но неожиданно спасает огромный указатель.

Вид на Сусанинское болото сумасшедший. Где-то там покоятся поляки, которые хотели убить молодого царя и тем самым не допустить вставания России с колен.

А рядом стоит каменная глыба, к которой возят иностранных туристов и как бы намекают, что так будет с каждым.

Недалеко, на месте бывшей деревни Деревеньки, где жил Сусанин, на средства крестьян была построена часовня.

До сих пор неизвестно, существовал ли в истории такой персонаж и реален ли подвиг (и кто о нем рассказал, если все погибли), но чаще мифы сами по себе становятся чистой правдой.

Помимо самой Костромы и Сусанино, в области есть еще куча всего древнего и интересного. Маленькие города Нерехта, Плес, Судиславль, тоже прекрасно сохранились, чего не скажешь о большинстве деревень. Одинокая церковь в полях, раздолбанные дороги и заброшенные черные дома - это стандартная картина.

Просто находка для любителей дореволюционной церковной архитектуры и жестокого оффроада.

Вот и все, что я хотел сказать про Кострому. В этом краю живет настоящая русская тоска и беспросветность, замешанная с размеренным течением Волги.

Если ты неожиданно утратишь чувство Родины - поезжай в Кострому, и оно непременно вернется. Ведь это и есть Россия.

skitalets.livejournal.com