Презентация - Рисунки Александра Сергеевича Пушкина. Рисовать пушкина


Как нарисовать Пушкина карандашом поэтапно

Искусство и развлечения 11 января 2018

Думаете о том, как нарисовать Пушкина, и не знаете с чего начать? Тогда эта статья для вас. Мы подробно и в картинках изложим весь процесс создания портрета от начала и до конца. Следуя советам и рекомендациям, вы сможете нарисовать великого писателя, а по аналогии и других известных людей.

Изучаем материал

Прежде чем узнать, как нарисовать Пушкина, нужно изучить его лицо. Как же это сделать? Следует внимательно рассмотреть все портреты, написанные при его жизни художниками. Пушкин и сам неплохо рисовал, да и себя он любил и, как следствие, частенько появлялся на полях своих тетрадей. Поэтому о внешности великого поэта люди сегодня знают не понаслышке. Благодаря изучению внешности человека можно понять много его особенностей. Но анализ будет неполным, если ничего о персонаже не узнать. Ведь даже уличные художники всегда разговаривают с портретируемыми. Это делается не для того, чтобы чем-то занять заказчика, а для того, чтобы увидеть не только внешние особенности человека, но и внутренние. Поговорить с Пушкиным возможности нет, а вот почитать о нем можно. Сохранилось немало воспоминаний современников поэта, в которых можно почерпнуть много интересного. Поэтому, отвечая на вопрос: "Как нарисовать Пушкина поэтапно", можно сказать, что сперва нужно внимательно рассмотреть как внешность поэта, так и познакомиться его характером.

Подготавливаем материал

После того, как внешность поэта изучена, можно приступать к работе. Итак, как нарисовать Пушкина? Для начала нужно подготовить материал. Если вы хотите сделать хорошую художественную работу, следует подобрать качественные инструменты. Для создания портрета потребуется плотная бумага, желательно ватман. Не стоит брать акварельные листы, они фактурные и грифель будет сильно забиваться в структуру бумаги. Также стоит подобрать карандаши. Каждый, даже начинающий художник, должен понимать, что портрет следует рисовать минимум тремя карандашами разной степени твердости. Обязательно в процессе работы пригодится мягкая стиралка. Ее нужно обрезать так, чтобы у куска резины появился острый угол. Этим срезом удобно делать блики, а главное - стиралка не будет создавать на листе грязь.

Видео по теме

Эскизы

Как поэтапно нарисовать Пушкина карандашом? Начать нужно с эскизов. Это обязательно. Следует найти наиболее подходящий ракурс, поворот головы и положение рук. Также для разогрева, следует порисовать небольшие портретные скетчи. Они помогут настроиться на рабочий лад, а заодно художник сможет лучше понять форму головы поэта. На эскизе следует определиться не только с передним, но и с задним планом. Немногие из тех, кто задаются вопросом: "Как нарисовать Пушкина", задумываются о том, что поэта следует изображать в подходящем окружении. Это могут быть книги или стены кабинета.

Не стоит просто изображать одинокую фигуру на листе. Такая композиция не будет смотреться закончено.

Приступаем к работе

Как нарисовать Пушкина карандашом? Эскиз готов, теперь следует перенести его на чистовик. Первым делом намечаем общую форму. Сначала делаем это овалом, а затем выстраиваем фигуру. Что значит выстраивать? Любой человек – существо пропорциональное, и если не соблюдать эти установленные природой параметры, то рисунок не получится реалистичным. Следует помнить основные правила:

  • размер головы вмещается в плечи два раза;
  • раскрытая ладонь должна быть одного размера с лицом;
  • талия должна быть уже, чем плечи.

Когда конструктивно все выстроено, можно намечать контур поэта. Желательно это делать тонкими линиями, чтобы в случае необходимости их можно было стереть. В процессе от работы следует отходить и делать перерывы. Это нужно для того, чтобы «замыленный глаз» немного отдохнул и мог увидеть ошибки, которые допущены в рисунке.

Проработка деталей

Как нарисовать Александра Пушкина? Когда общая форма готова, можно переходить к детализации. Сейчас следует особое внимание уделить портретному сходству. На прошлом этапе нужно было выстроить фигуру, теперь следует построить лицо. Обязательно нужно провести осевые линии, чтобы глаза, нос и рот находились пропорционально относительно друг друга. Начинать портрет следует с носа, затем переходить к глазам и только потом к губам. Когда лицо будет намечено, можно начинать детализировать одежду. На этом этапе следует прорисовать отвороты на рубашке, пуговицы на сюртуке, нашейный платок. Можно также наметить пальцы, волосы и складки на одежде. В общем, заложить основу мелких элементов, но не углубляться в них.

Полная детализация

Как нарисовать Александра Сергеевича Пушкина, мы выяснили, а теперь займемся предпоследним этапом работы. Сейчас нужно дорисовать все детали. Как и на предыдущем этапе работы, снова нужно уделить внимание лицу. Следует проложить тени на носу, глазах, придать объем губам. Также нужно нарисовать щетину, наметить кудри, затемнить брови и придать объем ушным раковинам. Теперь можно переходить к проработке одежды. Здесь ей следует придать помятость. Но не следует создавать писателю небрежный вид, а просто сделать складки и конструктивные заломы. Они добавят портрету живости. Следует наметить объем на рукавах, пуговицах и воротнике.

Завершение работы

Теперь следует выяснить светотеневое отношение. Нужно помнить, что падающая тень всегда будет самой темной. Поэтому, если в вашем рисунке она присутствует, учтите это. На втором месте по насыщенности будут тени на пиджаке и волосах. В этих местах штриховку следует наносить мягким карандашом. Но не стоит затирать линии, так как может образоваться грязь. Тени на лице и руках следует прокладывать твердым карандашом. Это следует делать для того, чтобы усилить контраст с одеждой. А вот пиджак на свету можно заштриховать карандашом средней мягкости.

Когда портрет будет готов, следует приступить ко второму плану. Контур фигуры всегда должен выделяться. Так что если у вас Пушкин получился светлым, то фон следует сделать интенсивным, а вот если фигура и без того темная, значит, второй план следует слегка наметить. Не стоит резко обрывать границы рисунка. Нижняя часть поэта не должна заканчиваться четкой прямой линией. Фигуре следует как бы плавно растворяться. То же самое касается и фона. Помните, задний план нужен для того, чтобы дополнить рисунок, а не для того, чтобы отвлекать внимание от портрета.

В самом конце работы, когда все светотеневые отношения выяснены, нужно расставить акценты. Их следует делать с помощью стиралки. Острым концом резинки нужно пройтись по самым светлым местам. Это будут выпуклые части складок, скулы, нос. Обязательно следует поставить блик на глазах. Но не стоит увлекаться. Акцентов должно быть немного, иначе фигура потеряет цельность. Когда рисунок готов, обязательно подумайте о его оформлении. С паспарту любой, даже не очень профессионально выполненный эскиз, всегда смотрится выигрышней.

Источник: fb.ru Искусство и развлечения Как нарисовать лису карандашом поэтапно на разном уровне подготовки

Тем, кто интересуется изобразительным искусством, было бы полезно узнать, как нарисовать лису карандашом поэтапно. Для создания рисунка потребуются простой карандаш, стиральная резинка, оранжевый и черный фломастер ли...

Искусство и развлечения Как нарисовать куст карандашом поэтапно

Одним из направлений в искусстве является пейзажная живопись. Этот вид искусства включает в себя отображение всевозможных природных объектов. В настоящее время существует очень большое количество инструментов и стилей...

Искусство и развлечения Как нарисовать волны карандашом поэтапно?

В детском садике наш морской пейзаж заканчивался на голубой воде и ярком солнышке в углу листа. Но теперь нас вряд ли кто-нибудь похвалит за такой "примитивизм". Пришло время научиться, как нарисовать волны карандашом...

Искусство и развлечения Как нарисовать улыбку карандашом поэтапно?

Губы – одна из самых красивых частей лица, особенного женского. Что может быть привлекательнее приветливой улыбки? Разве что искрящиеся глаза! Начинающие художники сталкиваются с рядом вопросов, когда хотят изоб...

Искусство и развлечения Как нарисовать глобус карандашом поэтапно?

Некоторые говорят, что искусство рисования постепенно отходит в прошлое. Виной тому - компьютерные технологии, благодаря которым можно создавать картины с малым набором навыков.Но это не так, существует много с...

Искусство и развлечения Как нарисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих: советы и рекомендации

Не знаете, как нарисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих? С этой задачей вполне сможет справиться даже юный художник. Читайте полезные советы и рекомендации, которые помогут вам правильно определиться как ...

Искусство и развлечения Как нарисовать платье карандашом поэтапно: сложности изображения одежды

Рисование одежды – сложная и кропотливая работа, которая предстоит каждому художнику. Изображая людей, хочется придумать им наиболее интересные наряды или просто реалистично срисовать с натуры. Как и любую другу...

Искусство и развлечения Как нарисовать кенгуру карандашом поэтапно?

Кенгуру – это уникальное животное, считающееся одним из главных символов Австралии. В мультфильмах можно увидеть этого интересного зверя довольно часто, а дети любят рисовать то, что им нравится. Как нарисовать ...

Искусство и развлечения Как нарисовать сирень карандашом: поэтапный мастер-класс

Сирень – очень красивое растение. Но, к сожалению, любоваться букетом можно недолго – она достаточно быстро отцветает. Чтобы увековечить цветы, их можно сфотографировать. Но куда приятнее самому их нарисов...

Искусство и развлечения Как нарисовать бегемота: карандашом, поэтапно, для детей

«Ох, нелегкая это работа / Из болота тащить бегемота!» — в русскоязычных странах все это хорошо знают. Трудно поспорить, ведь бегемот весит от 1,5 до 4,5 тонны. Но мы его будем не вытаскивать из беды...

monateka.com

Рисунки А.С.Пушкина

Рисунки А.С.Пушкина

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: "...Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях".

"...некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках". (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: "Советская Россия", 1988)

Среди бессвязного мараньяМелькали мысли, замечанья,Портреты, числа, именаДа буквы, тайны письмена... А.С.Пушкин "Альбом Онегина" *

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

1. Большой автопортрет из Ушаковского альбома. 1829 г.

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим ("потомок негров безобразный", "мой арапский профиль... его освищет Мефистофель"). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. "Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым".

2. Два автопортрета. Сентябрь – начало октября 1826 г.

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. "...Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям", – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

3. Последний автопортрет. Февраль 1836 г.

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. "Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал - случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни..."

4. Портрет Е.К.Воронцовой. Ушаковский альбом. Сентябрь – октябрь 1829 г.

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении "К морю":Могучей страстью очарован,У берегов остался я.Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

5. Портрет Н.Н.Пушкиной. Октябрь 1833 г. Болдино.

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

6. Титульный лист поэмы "Кавказский пленник".

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. "Кавказский пленник". Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии ("Кавказ" – название поэмы в первой редакции).

7. Титульный лист "Сказки о золотом петушке".

Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.

8. Черновик стихотворения "Странник".

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти "иллюстрации" интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения "Странник", сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи:Тогда: "Не видишь ли, скажи, чего-нибудь",-Сказал мне юноша, даль указуя перстом.Я оком стал глядеть болезненно-отверстым... – поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

9. Рисунок к трагедии "Каменный гость".

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция "Каменного гостя". Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы "Усы плащом закрыв, а брови шляпой...", войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании "Каменного гостя".

Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина.

*Об "Альбоме Онегина" на feb-web: Иезуитова Р.В. "Альбом Онегина" (Материалы к творческой ист.)

literatura5.narod.ru

Детские рисунки с тегом сказки Пушкина

Мария Деордица - 11 лет
Царевна Лебедь

1846 50 0

Александр Аникин - 9 лет
Князь Гвидон и молодая княгиня

799 49 1

Ирина Иотка - 12 лет
Лукоморье

678 57 0

Маша Круглова - 6 лет
Золотая рыбка

549 42 0

Анастасия Соколова - 10 лет
Кот Учёный

1309 53 0

Лея Кирпичникова - 8 лет
Там чудеса, там ЛЕШИЙ бродит......

528 33 0

Полина Махнёва - 14 лет
Сказка о золотом петушке

2897 59 0

Вера Козлова - 11 лет
У Лукоморья

369 22 0

Катя Мушинская - 14 лет
Сказки Пушкина

531 44 0

Валентина Шевченко - 12 лет
"Отравленное яблоко"

727 42 0

Анастасия Деркач - 12 лет
"Рыбка золотая"

866 60 0

Екатерина Бабаева - 12 лет
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

2795 55 0

Сабрина Аметова - 10 лет
Иллюстрация к "Сказке про рыбака и рыбку"

716 46 0

Даниил Габриелян - 7 лет
Золотой петушок

1649 164 0

Екатерина Немцева - 6 лет
Сказки Пушкина

689 48 0

Екатерина Карепина - 9 лет
Сказка о мёртвой царевне

1980 61 0

Кристина Курбатова - 10 лет
Сказка о царе Салтане...

2087 60 0

Данила Киритов - 11 лет
Королевич Елисей

1294 77 0

Злата Куличенко - 12 лет
У Лукоморья

738 68 0

Анна Краевая - 11 лет
Царевна-лебедь

1340 88 0

Андрей Бондарьков - 7 лет
Гвидон

719 59 0

Артём Товарищев - 7 лет
Кот учёный.

939 58 0

Алексей Андреев - 11 лет
Кот ученый

2154 80 0

youpainter.ru

Галина Кичигина. Рисунки поэта Пушкина к его роману - Электронная версия - Публикации - «Новый Карфаген»

При анализе произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» для полноты понимания цели написания, характеров героев произведения важно использовать рисунки, появившиеся в черновых листах романа, сделанные рукою Пушкина. Изображения, выполняемые от руки, – один из древнейших видов искусства. В XV-XVI вв. появился карандашный портрет. Все они были живым непосредственным восприятием действительности, внутренне глубокими по замыслу, смелые и свободные по манере, полные жизни, энергичные, острогротескные. «Рисовать было живейшей потребностью Александра Сергеевича Пушкина…любитель этот был гений...»,- так пишет пушкинист - исследователь Татьяна

Григорьевна Цявловская в своей книге «Рисунки Пушкина» в 1970 году. Первое упоминание о пушкинских рисунках в пушкиноведческой лите-ратуре мы встречаем у Павла Васильевича Анненкова (1813 – 1887). Русский литературный критик, мемуарист был близок с Виссарионом Григорьевичем Белинским, Николаем Васильевичем Гоголем, Александром Ивановичем Герценом, Иваном Сергеевичем Тургеневым; лично знал Карла Маркса перепи -

В сафьяне, по краям окован, Замкнут серебряным замком, Он был исписан, изрисован Рукой Онегина кругом. Меж непонятного маранья Мелькали мысли, замечанья, Портреты, числа, имена, Да буквы, тайны письмена, Отрывки, письма черновые, И, словом, искренний журнал, В который душу изливал Онегин в дни младые ...33

В этом отрывке Пушкин довольно точно изобразил особенности своих рукописей. Анненков считает, что источник появления Пушкинских рисунков «…возникал не как самоцель, но в результате бокового хода той же мысли и того же душевного состояния, которые создавали пушкинский стих". Исследователь рисунков А..С. Пушкина - русский советский искусствовед, литературовед, театровед и переводчик Абрам Маркович Эфрос (1888 - 1954гг): писал о пушкинских рисунках:

 

 

 

 

                                                                                 

Художник Мартирос Сарьян. «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса», 1944г.

 

 

 

«Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях». . Большое значение придаётся лицейскому преподаванию рисунка русским художником Добужинским Мстиславом Валериановичем. Автор пишет: «Лицеисты рисовали не только с антиков, но и копировали с гравюр, иллюстраций, народных картинок…. Что эти рисунки: действительность или фантазия?.. Каждый рисунок есть отражение жизни его, его героев. Рисунки его очень ценны. По ним можно разгадать его думы, сомненья, случаи из его жизни, по которым нетрудно восстановить его биографию или выяснить, что в тот момент его интересовало или беспокоило. В его рисунках целая эпоха: в них жизнь в усадьбе, светский Петербург, спокойный Кишинев, Кавказ, Крым….

Лицейские рисунки соучеников Пушкина.

 

 

 

 

Рисунков Александра Сергеевича множество – несколько сот портретов близких людей, знакомых, друзей, государственных и исторических деятелей, литераторов, автопортретов, иллюстраций к собственным произведениям; есть пейзажные зарисовки, наброски птиц, лошадей, деревьев…. Зато «Евгений Онегин» с его лирическими отступлениями, раздумьями о себе, свободно уводящими поэта от плавного течения романа, давал простор Пушкину-графику. Рукописи «Онегина» покрыты рисунками, и больше даже сторонними роману, нежели связанными с ним. В 1837 году в 5-ом томе журнала «Современник» напечатан первый рисунок Александра Сергеевича Пушкина, который поэт нарисовал в 1818 году. Он хотел означить титульный лист своего первого издания «Стихотворения Александра Пушкина».. Предполагают, что «на листе бумаги этот рисунок был у лицеиста 23 курса Ольхина в «Тетради А. Всеволожского» (А.М. Эфрос). 1817-1818 год. Царское Село или Петербург «…отмечен первым настоящим, по-пушкински сделанным автопортретом… Он зарисовал себя в полу - фигуру и тщательно прочертил всё: и голову, и туловище, и детали костюма. Более того, он заключил своё изображение в медальон и живописным штрихом затушевал фон…» (Адам Маркович Эфрос). Александр Сергеевич Пушкин над романом «Евгений Онегин» работал более восьми лет: с 9 мая 1823 года до осени 1831 года.

 

 

 

 

 

Титульный лист к «Евгению Онегину». 1830 год.

 

 

В первой главе своего романа Александр Сергеевич пишет:

Иди же к невским берегам,

Новорождённое творенье, И заслужи мне славы дань:   Кривые толки, шум и брань!

Новую главу нового произведения «Евгений Онегин» Пушкин начал писать, находясь в псковской деревне на положении ссыльного, и об этом было известно достаточно широкому кругу людей: в Кишинёве, затем в Одессе легли на бумагу онегинские строфы. Работал Пушкин серьёзно, и написанное ему нравилось. В письмах к брату Льву Сергеевичу поэт писал об этом, как о лучшем своём произведении. Серьёзно обдумывает Пушкин и иллюстрации к роману Он просит брата подыскать хорошего художника, и, посылая свой рисунок, изображающий Онегина и Пушкина на набережной Невы, говорит, что надо поместить «картинку для Онегина…чтоб всё в том же местоположении». Художник Львом не найден, но пушкинский рисунок сохранился. Поэт хочет рисунком подчеркнуть «щегольской, модный вид собеседников», что слегка утрировано на рисунке. Это, скорее всего для того, чтобы художник знал о том, что Онегин «очень тщательно следил за своей внешностью» (Н. Павловская).

 

 

 

 

 

 

 

В 1829 году в «Невском альманахе» печатались отдельные главы из романа.

 

Вот перешедши мост Кокушкин,

Опершись………..о гранит, Сам Александр Сергеич Пушкин С мосье Онегиным стоит. Не удостоивая взглядом Твердыню власти роковой, Он к крепости стал гордо задом: Не плюй в колодец, милый мой!

 

Художник А.Нотбек по предложенной Пушкиным картине сделал свой рисунок. Поэт остался недоволен рисунком. Этим рисунком, где поэт и герой стоят рядом, Пушкин хотел подчеркнуть, что Онегин это не Пушкин, а что он «добрый приятель» поэта, который говорит:

 

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

 

Поэт реалистического метода изображения действительности, А.С.Пушкин «не случайно заботился, чтобы читатель не ставил знак равенства между ним и Онегиным…, а по романтической традиции, склонен был отождествлять автора с героем…» («Московский вестник» 1828). Это подтверждается строфами поэта:

 

Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет, Как Байрон, гордости поэт, Как будто нам уж невозможно Писать поэмы о другом, Как только о себе самом.

В 1823 году у правого края листа I-й главы романа «Евгений Онегин» рядом со строфами XLV, где поэт говорит о хандре Онегина, о его чертах:

 

С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность И резкий охлаждённый ум Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба….

 

 

 

 

Когда Пушкин пишет строки о герое «Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину,/ и ночь, и звёзды, и луну», то располагает в черновых бумагах автопортрет с короткой стрижкой и открытыми ушами. Таких стрижек мы не видим больше в автопортретах. А вот характер поэтом в рисунке намечен верно: мечтательность, но и утомление, готовое «к шутке, с желчью пополам». На рисунке – юноша, но в образе Поэта, многие черты которого присущи главному герою – Евгению Онегину. На титульном листе 1830 года мы видим Онегина: напряжённый взгляд, поджатые губы, человека, способного к «язвительному спору, и к шутке, с желчью пополам и злости мрачных эпиграмм...», ведь «рано чувства в нём остыли; ему наскучил света шум» Всё это можно с полной уверенностью отнести к Веневитинову, изображённому поэтом (см. 6 стр.) Ведь, по словам современников, Веневитинов - «самый красивый поэт своего времени», умён, увлечён вопросами нахождения своего места на земле и отстаивания мысли о человеке, нужном обществу, о человеке «в дружеском кругу, среди людей, понимавших и любивших его». О Веневитинове Герцен писал: «Едва успев промолвить несколько благородных слов, он увял словно цветок, убитый леденящим дыханием Балтики". Веневитинов был арестован в заговоре декабристов, выдержал допрос, заболел и умер в 22 года, оставив после себя стихи гражданского звучания. Дмитрий Владимирович Веневитинов - поэт, критик, в доме которого Пушкин читал свою трагедию «Борис Годунов 25 сентября и 12 октября 1826 года в Москве. Отзывы на роман «Евгений Онегин» разных людей были очень разные, и поэт на статью Веневитинова о романе «Евгений Онегин» пишет: «Это единственная статья, которую я прочёл с любовью и вниманием. Всё остальное или брань или переслащённая дичь». Т.Г. Цявловская делает вывод, что это изображение не Онегина, а Веневитинова. «Поэт воскрешает черты умершего рано своего друга, рисует по памяти тонкий профиль того, кто сейчас стоит перед ним как живой». Вывод Цявловской столь же неожидан, сколь и убедителен: профиль изображает не Онегина, а Дмитрия Веневитинова - молодого поэта, которому глубоко симпатизировал Пушкин. В дни, когда "Онегин" подвергался грубой критике, прозвучал в памяти Пушкина голос Веневитинова, его умные слова о романе. И благодарный Пушкин, не избалованный мудрой критикой, уставший от "брани или переслащенной дичи", рисует на страницах черновика Д.В. Веневитинова. Октябрь - декабрь 1823 г. в Одессе - это очень важная пора в личной жизни Пушкина. Наступил кризис в личных делах и в служебном положении. В эти месяцы, с одной стороны, дело подошло к разрыву с Амалией Ризнич, и вместе с тем начиналось новое, еще более осложнявшее положение Пушкина, увлечение Е.К. Воронцовой.

Набросок на листе черновой тетради: Елизавета Воронцова, а рядом - ее супруг, М. С. Воронцов.

 

 

 

 

Рисунок А.С. Пушкина.

 

Первый портрет графини Елизаветы Воронцовой, а рядом с ним - портретный набросок ее супруга появился на листе черновика XXXIII строфы 1-й главы "Евгения Онегина". А так как Пушкин мог увидеть Воронцову не ранее ее приезда в Одессу 6 сентября, то, естественно, и это ее изображение следует датировать сентябрем.

 

 

 

Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина, который находился под командованием Воронцова в Бессарабии. С Воронцовым «карьеристом и высокомерным аристократом-англоманом»(А.С. Пушкин) ещё в Одессе осложнена жизнь поэта. Врагам поэта помог случай: «В руки правительства попало перехваченное полицией письмо, в котором Пушкин отрицал «бессмертие души» и одобрял атеизм как «систему…более всего правдоподобную». Старший Раевский в письме к царю писал: «Граф Воронцов потерял в публике жену, себя безвозвратно; все в Одессе знают всю истину». Царь, под воздействием Воронцова, сослал А.С. Пушкина в его родовое имение Михайловское. На черновике 30-й строфы этой же главы профиль свой Пушкин расположил рядом со строчками о семействе Лариных, где мать « …любила Ричардсона не потому, чтобы прочла», а потому, что её кузина твердила ей о том, что герой Ричардсона «…был славный франт, игрок и гвардии сержант». Рисунок интересен.. Это найдено в первой рабочей масонской тетради. 1823 год. Одесса. Пушкин совершает частые прогулки к морю с Каролиной Собаньской.

Розалия –Текла Адамовна Собаньская изображена А.С. Пушкиным на черновиках II-й главы «Евгения Онегина» вместе с изображениями героини романа Татьяны, в левой части листа и автопортретом около слов, где говорится о произведениях, читаемых молодёжью XIX века. Муж Каролины, киевский помещик Вацлав Ганский, и сама Каролина были знакомы с семьёй Раевского. Даже Александр Раевский был влюблён в Каролину Собаньскую, как и Пушкин, хотя неискренне писал Раевскому о Собаньской: «Моя страсть в значительной степени ослабела». В 1830 году, почти накануне своей свадьбы, поэт писал Каролине: «Сегодня 9-я годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни…я рождён любить вас и следовать за вами - всякая другая забота с моей стороны- заблуждение или безрассудство». Нарисованная Пушкиным - «…красавица полька из образованной и знатной семьи. Получившая блестящее воспитание, воспетая Адамом Мицкевичем, безумно в неё влюблённым, и Пушкиным, который был ей обязан «опьянением любви, самой конвульсивной и самой мучительной», она, Каролина Собаньская, состояла любовницей и ПОЛИТИЧЕСКИМ АГЕНТОМ начальника Южных военных поселений генерала И.О. Витта (грязной личности во всех отношениях)… «Он по собственной инициативе шпионил за А.Н. и Н.Н. Раевскими, М.Ф. Орловым, В.Л. Давыдовым и в решительную минуту их всех продал». (Ю.М. Лотман). Именно здесь, в Одессе, «открылось сердце Пушкина большой любви…подлинно высокое, живое, исполненное горечи, страдания и красоты чувство…» , как пишет Г. Макогоненко во вступительной статье I-го тома собраний сочинений поэта в 1978 году. В черновиках I главы «Евгения Онегина» находим два автопортрета: один — совсем молодой облик, возможно, лицейский; другой — старый лысый человек, несомненно, вымышленный образ каких-то отдаленных лет. Эти размышления поэта о будущем и стремление увидеть там себя знакомы нам по его стихам. Эти раздумья не раз запечатлены и в его зарисовках.

 

 

 

 

На одном листе два портрета, один над другим. Пушкин вернулся из ссылки. Рисунки эти найдены в альбоме сестёр Ушаковых, с которыми после ссылки в Михайловском А.С. Пушкин, перед Болдинской осенью, проводил время в Москве. Первый портрет - юный Пушкин: облик не омрачён, на жизнь он смотрит без озабоченности… На втором рисунке юношеское выражение исчезло: черты слегка заострились, взгляд приобрёл настороженность, твёрже подбородок, появилась складочка у губ: «Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», писала Татьяна Григорьевна Цявловская. Сколько тяжёлых минут испытал поэт с 1825 года!

 

 

 

 

 

 

В 6-ой строфе II – ой главы, где слова: «в свою деревню в ту же пору / помещик новый прискакал», нарисован Пушкиным в предполагаемом изображении Владимира Ленского Василий Туманский. Пушкин с ним познакомиться мог в Одессе, где Василий служил, «…давал ему читать «Бахчисарайский фонтан», знакомил с записями молдавских преданий. …Туманского Василия рекомендовали в тайное общество декабристов, как человека «горячих чувств и пылкого ума», и он был единомышленником Бестужева, Рылеева, Кюхельбекера» (В. Молчанов). Василий Туманский ( 1800 – 1860 ) – поэт, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, приговорен к 20-летней каторге. В 1829 г. он переведен рядовым на Кавказ, где был убит при занятии мыса Адлер. Это Василий Туманский через месяц после казни декабристов «тайно распространял их предсмертные письма» (В. Молчанов). Туманский очень ценил А.С. Пушкина, признавал в нём человека, которому «…на Руси предназначено играть роль Вольтера (разумеется, в отношении к истинному просвещению)». В 1826 году «Пушкин намеревался объединить вокруг «Московского вестника» все лучшие силы русской литературы, уцелевшие от декабрьского разгрома. Он привлёк к сотрудничеству в журнале В.И. Туманского и писал, что его стихи «отличаются гармонией, точностью слога и обличают решительный талант». (М. Ерёмин. «Пушкин – публицист». 1963). Конечно, есть подтверждения: «…кудри чёрные до плеч», «округлые черты юношеского лица, в котором не видно никакой проницательности, никакого жизненного опыта» (Н. Петропавловская), но, по некоторым исследованиям пушкинистов, в частности Т.Г. Цявловской, можно предположить, что Пушкиным изображён именно Василий Иванович Туманский. О Туманском-поэте, написавшем стихотворение «Одесса», есть строчки в отрывках «Путешествий Онегина» («…Я жил тогда в Одессе…Одессу звучными стихами /Наш друг Туманский описал/ …Очаровательным пером сады одесские прославил..»). «Евгений Онегин» с его лирическими отступлениями, раздумьями о себе, свободно уводящими поэта от плавного течения романа, давал простор Пушкину-графику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 А. С. Пушкин. Автопортрет на рукописи «Евгения Онегина» (1823г.).

 

newkarfagen.ru

Как рисовать Пушкина

Проще всего нарисовать портрет Пушкина в стиле, характерном для самого писателя, в виде наброска на полях. Но если Пушкин рисовал такие наброски буквально росчерком пера, когда искал рифму, человеку неподготовленному для этого потребуется чуть больше времени.

Вам понадобится

бумага, линейка, простой карандаш, ластик, кисть, черная краска.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как рисовать Пушкина" Как научиться рисовать портреты карандашом Как научиться рисовать лицо человека карандашом Как нарисовать девушку поэтапно

Инструкция

1

Первое, что нужно сделать – заготовка. В правой части листа вертикально проводится прямая. Перпендикулярно ей чертится другая прямая, и строятся две трапеции, у которых одно общее основания. Высота верхней трапеции примерно в два раза выше нижней. Важно, чтобы у верхней трапеции угол основания был острее, чем у нижней.

2

Чтобы нарисовать лоб и нос Пушкина, необходимо от тупого угла верхней трапеции провести линию, которая немного отходит от наклонной стороны к середине и устремляется в острый угол, который будет носом. Там нужно сгладить угол и линией очертить ноздрю. Затем надо отступить от края носа и нарисовать верхнюю губу, на которую уйдет примерно треть высоты нижней трапеции. Остальные две трети – это подбородок.

3

Примерно на уровне того места, где нос Пушкина переходит в лоб, немного отступив, нужно нарисовать глаз. Две наклонные черты сверху символизируют верхнее веко. Ниже наклонная прямая одна – линия роста нижних ресниц. Несколькими штрихами можно обозначить радужную оболочку глаза. На том же уровне нужно нарисовать сдвинутую бровь поэта и обозначить несколько морщинок. Не отрывая карандаш от бумаги, нужно нарисовать кустистые бакенбарды Пушкина, они рисуются по принципу «елочка», как в детском саду. Линией необходимо отделить зону роста волос от шеи.

4

Осталось нарисовать кудри. На лбу они приподняты вверх, сзади образуют завитки. Пушкин гордился своей шевелюрой, поэтому не следует оставлять его с двумя-тремя кудряшками.

5

Теперь необходимо удалить лишние карандашные линии и тонкой кистью провести все линии портрета черной краской. Область бакенбард закрасить полностью. Когда краска высохнет до конца, еще раз пройтись по рисунку ластиком.

Как просто

masterotvetov.com

Презентация «Рисунки Александра Сергеевича Пушкина»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Рисунки Александра Сергеевича ПушкинаПодготовила Алёхина Алёна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области»

Слайд 2

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим ("потомок негров безобразный", "мой арапский профиль... его освищет Мефистофель"). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность.

Слайд 3

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. "...Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям", – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей.

Слайд 4

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. "Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал - случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни..."

Слайд 5

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении "К морю": Могучей страстью очарован, У берегов остался я. Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

Слайд 6

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

Слайд 7

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. "Кавказский пленник". Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии ("Кавказ" – название поэмы в первой редакции).

Слайд 8

Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.

Слайд 9

Рисунки на полях стихотворения "Странник", сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи: Тогда: "Не видишь ли, скажи, чего-нибудь",- Сказал мне юноша, даль указуя перстом. Я оком стал глядеть болезненно-отверстым...  – поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

Слайд 10

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция "Каменного гостя". Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы "Усы плащом закрыв, а брови шляпой...", войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы.

Слайд 11

Источники: http://literatura5.narod.ru/pushkin_onegin_s.html

lusana.ru

Рисуем Пушкина | Страна Мастеров



Поделиться:

Два Артёма и ... Пушкин

Блишун Артём

Корсаков Артём

Назарова Алина

Алексеева Алина

Фещенко Алиса

Зайцева Кристина

Буравцова Лена

Левко Настя

Нисанова Элина

Труфанова Полина

На последних двух уроках рисования учительница предложила моим третьеклассникам нарисовать портрет А.С. Пушкина или его жены. На мой взгляд получилось неплохо, учитывая то, что никто из ребят в художественной школе не заниамется; учатся рисовать только на уроках.

stranamasterov.ru