Основные положения коммунистической идеологии. (Коммунизм в теории и практике). Разновидностью какой политической системы является коммунизм


2. Коммунизм как политическая идеология и практика

Коммунизм (лат.) дословно означает общий. Это одно из крупнейших идеологических учений 19-20 в, оказавшее не меньшее влияние на ход мировой, особенно – российской истории, чем либерализм. В основе коммунистической идеологии лежит внешне очень простая и очевидная для трудящегося большинства идея – идея социального равенства и справедливости. Суть этой идеи: распоряжаться материальными благами должны те, кто их производит, т.е. трудящиеся, а не те, кто владеет средствами производства, т.е. собственники. Но для этого собственность на средства производства должна стать общественной, а не частной. Вслед за этим и государство станет выражать не частные, а общественные, народные интересы, т.е. станет подлинно (а не мнимо) демократическим – властью самого народа и тем самым отомрет за ненужностью. Его место займет общественное самоуправление, руководствующееся не формальным правом, не юридически обязывающими законами, а принципами новой, коммунистической морали и нравственности.

Когда, почему и кем была разработана эта идеология, считающая себя единственно научной теорией общественного развития? Как она развивалась и каково ее состояние сегодня?

Характеристику коммунистической идеологии будет, наверное, правильным дать её собственным языком, а не языком её критиков.

Сформирована в 40-е годы 19 в. Основоположники – немецкие теоретики: философ и экономист К. Маркс (1818-1883) (отсюда – «марксизм») и потомственный предприниматель, фабрикант Ф. Энгельс (1820-1895). Основные труды – «Капитал», «Немецкая идеология», «Коммунистический манифест», «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и мн. др.

Социальные предпосылки марксизма – появление на исторической арене (вместе с буржуазией) качественно нового класса – рабочих пролетариев (пролетариат, дословно, – лишенный собственности). Как и буржуазия, пролетариат на начальных этапах своей истории находился под властью феодальной монархии – оба были угнетаемыми ею классами, оба жаждали свободы и равенства, хотя по-разному их понимали. Тем не менее, вместе осуществляли буржуазные революции (вспомним баррикады в Париже и Парижскую коммуну). И у (пролетарского) коммунизма, и у (буржуазного) либерализма сходные по форме базовые требования и политические лозунги – Свобода, Равенство, Братство. Отсюда и положения марксизма, под которыми подпишется любой либерал: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»; «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган этому обществу всецело подчинённый».

Но на самом деле, как считает марксизм, – это были противоположные и непримиримые классы и идеологии. Если до 18 в. угнетателями были феодалы, от которых страдали и нарождавшаяся буржуазия, и пролетариат, то затем место угнетателей заняла буржуазия, отобравшая экономическую и политическую власть у феодалов. Кроме того, либерализм защищал капитализм (частную собственность), а марксизм боролся против капитализма и обосновывал его неизбежную гибель вместе с ликвидацией частной собственности на средства производства.

Направленность коммунистической идеологии – против буржуазии, а также либерализма, консерватизма и религии как идеологий, оправдывающих, с марксистской точки зрения, экономическое, политическое и духовное господство эксплуататорских классов.

Классовый характер – единственная идеология, открыто провозгласившая себя идеологией трудящихся классов, и, прежде всего – пролетариата – нового класса, не имеющего собственности на орудия и средства производства, отстранённого, «отчуждённого» от них.

Во второй половине 19 в. сторонники марксизма, разделились на два основных течения или крыла:

Реформистское, социал-демократическое направление, отколовшееся от марксизма ещё в конце 19 века. Основоположник – Эдуард Бернштейн. В настоящее время это одна из наиболее влиятельных в мире левых идеологий. (О ней речь пойдёт в 4-м вопросе данной лекции).

Радикальное, революционное последовательно коммунистическое. Его возглавил и развил В.И. Ленин (1870-1924). Отсюда понятие «марксизм-ленинизм». Наиболее существенная для политологии книга Ленина «Государство и революция».

В 20 в. эта ветвь коммунизма в лице марксистско-ленинской идеологии была реализована в политической практике ряда крупнейших государств мира: с октября 1917 г. – в бывшей Российской империи, а после Второй мировой войны – в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии, в Монголии и ряде других государств. В модифицированных формах сегодня сохранилась в современном Китае, Вьетнаме, Северной Корее, на Кубе. В последние годы идеи социализма становятся «модными» в Латинской Америке (Венесуэла и др.).

Однако в целом уже в конце 20 в. мировая коммунистическая система («система социализма») потерпела крах и разрушилась. Большинство бывших соцстран, в том числе и Россия, отказались от марксистско-ленинской коммунистической идеологии и взяли на вооружение преимущественно либеральную идеологию.

Основные идеи коммунистической (марксистско-ленинской) идеологии разобьём на две группы. Первая группа – философско-экономические идеи или – «материалистическое понимание истории», представляющие развитие общества как объективный, естественноисторический процесс, независимый от сознания и воли людей. Вторая группа – собственно политические идеи, раскрывающие содержание сознательной деятельности людей.

Основные положения материалистического понимания истории

1. Общество, с точки зрения марксизма, в своём развитии проходит несколько ступеней роста. В основе каждой ступени лежит способ производства, представляющий единство производительных сил (собственно работников, орудий и средств производства) и производственных отношений (отношений собственности, распределения и потребления материальных благ между участниками производства). Производственные отношения (главным вопросом которых является – «Кому принадлежит собственность»?) – есть «базис общества», его, образно выражаясь, фундамент. Над ним возвышается и им определяется «политическая надстройка» – всё остальное общественное и государственное устройство, сознание и мораль людей.

2. На определённом этапе развития производительным силам становится «тесно» в рамках старых производственных отношений. Происходит социальный взрыв. На смену старым, отжившим приходят новые, более прогрессивные производственные отношения и общество переходит на новую ступень развития, называемую общественно-экономической формацией (ОЭФ).

3. Каждой ОЭФ (типу производственных отношений) соответствует свой тип общественного и государственного устройства, свои политическое сознание и моральные ценности (надстройка).

Человеческая история по мере развития производственных отношений проходит пять таких ступеней, пять ОЭФ. Первобытно-общинная, в её основе неразвитая форма общественной собственности, соответствующее ей общественное самоуправление и общинная мораль при отсутствии государства. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая ОЭФ. В основе всех трёх – частная собственность и соответствующие ей типы государства, обслуживающего интересы экономически господствующих классов, соответственно – рабовладельцев, феодалов и капиталистов. На каждом историческом этапе частная собственность, являясь мощным стимулом развития материального производства, несёт в себе экономическое, социальное и политическое неравенство, несправедливость, вражду, войны, кризисы, двойную мораль и другие проблемы для общества и личности. Будущая коммунистическая ОЭФ будет основываться на развитой (в отличие от первобытной) общественной собственности на средства производства. На её основе сформируется подлинное, а не мнимое социальное равенство людей, сотрудничество и взаимопомощь, а не вражда и зависть, социальная справедливость и подлинная общечеловеческая мораль (в отличие от двух моралей: одной для бедных и другой для богатых). Не будет классов, государств, политических партий, социальных различий между умственным и физическим трудом, мужчиной и женщиной, городом и деревней. Коммунистическая ОЭФ в своём развитии пройдёт две фазы роста: социализм и коммунизм, различающиеся степенью зрелости производительных сил, обобществления собственности, уровнем социального единства, сознания и культуры общества и личности.

Политические идеи коммунистической идеологии

Вторая группа коммунистических идей раскрывает роль сознательной деятельности людей, то есть собственно политики в процессе перехода общества от капитализма к социализму, а затем – и к коммунизму. Среди них:

1. Идея классовой борьбы и революции как единственно возможного способа перехода от капитализма к социализму. Переход от капиталистического к социалистическому обществу возможен только через социалистическую революцию. Добровольно собственность и власть никто и никогда не отдаст. Вообще же революция в марксизме – это «локомотив истории», «повивальная бабка всякого старого общества, когда оно беременно новым». Однако революции не происходят по заказу или чьему бы то ни было желанию. В недрах старого строя для них должны созреть экономические и политические предпосылки. А для социалистической революции, как наиболее радикальной во всей человеческой истории, еще и благоприятные международные условия: такая революция может быть успешной только при условии, если она произойдёт одновременно во всех или хотя в большинстве наиболее развитых стран мира. Социалистическая революция в одной стране неизбежно будет подавлена объединившейся буржуазией других государств.

2. Отсюда еще одна идея – обязательность всемирной социалистической революции.

3. Идея пролетариата как «могильщика буржуазии», строителя социализма и его политической партии. Осуществить социалистическую революцию может только пролетариат, руководимый своей политической партией. Это единственный класс, которому, в отличие от других классов, «нечего терять, кроме своих цепей; приобретет же он весь мир», так как положение пролетариата во всех странах одинаковое – он лишён собственности.

4. Идея диктатуры пролетариата. Новое, социалистическое государство вначале будет государством диктатуры пролетариата, которое постепенно перерастёт в общенародное, а при полном коммунизме – отомрёт. Отмирание государства будет происходить по мере уничтожения остатков буржуазии, обобществления собственности и преодоления различий между рабочим классом и трудовым крестьянством, городом и деревней, умственным и физическим трудом, по мере формирования «нового человека», для которого нормы морали будут иметь силу закона.

Почему диктатуры пролетариата? Потому что в любом классовом обществе, с точки зрения марксизма, государство является государством диктатуры экономически господствующего класса: в рабовладельческом – рабовладельцев, в феодальном – феодалов, в буржуазном – буржуазии, а в социалистическом – пролетариата.

Логически стройные и привлекательные для людей труда идеи. Не случайно в 20 в. ими «заболела» добрая половина, если не большая часть человечества. Но что произошло на практике?

Ни Маркс, ни Энгельс не оставили после себя описания ни общественной собственности, ни пролетарского государства: как оно должно быть устроено, как «работать», как распределять власть по вертикали и по горизонтали. Да они и не могли этого сделать – как и Ленин, они были чистыми теоретиками. А пролетарии, на которых делалась ставка, вообще не представляли себе ни теории, ни практики государственного строительства, не имели опыта управления экономикой. Иными словами, ни теоретической, ни организационно-профессиональной базы для решения этой грандиозной, но, как считают критики марксизма, утопической задачи, не существовало.

Тем не менее, В. Ленин, большевики, победив в революции 1917 года, обобществили, как смогли, средства производства, силой отобрав их у буржуазии и помещиков. Заводы, фабрики, земля, банковская система стали государственной (а не общественной!) собственностью. Под руководством коммунистической партии, сросшейся с государственным аппаратом, начали строить и построили на «пустом месте» методом проб, ошибок и репрессий невиданное в истории государство. В результате было создано могучее, но авторитарное государство, которое по критериям свободы, прав человека, демократии и благосостояния людей отставало от западных стандартов, и с течением времени всё более проигрывало в соревновании с капитализмом. Благая идея, оформленная в строгую теорию, обратилась в гоббсовского Левиафана, в государство – чудовище.

Конечно, были и позитивные моменты, особенно на фоне того, что Россия пережила в 90-е годы. Это и дружба народов многонационального государства, и индустриализация страны, и грандиозная победа над фашизмом, и мировое лидерство в космосе, и патриотизм, и противостояние мировому капитализму более 70 лет. Но по большому счёту, если бы всё было хорошо, не было бы ни 1991 года, ни последующих лет, в ходе которых модель социализма, реализованная в СССР на основе коммунистической марксистско-ленинской идеологии, равно как и в большинстве других стран мира, рухнула.

О причинах краха «реального социализма» люди будут спорить ещё долго. Но какую роль сыграла в крушении социализма коммунистическая идеология? Существует три точки зрения (для размышления):

1. Коммунистическая идеология ложная и потому нежизнеспособна, ущербна в самой своей основе. Возражая сторонникам этой точки зрения, современные защитники марксизма указывают на положительный исторический опыт социал-демократической идеологии, родственной по ряду своих оснований с коммунистической.

2. Для практической реализации коммунистических идей не созрели необходимые экономические, политические и международные условия и предпосылки. Капитализм, как сказали бы основоположники марксизма, ещё не полностью исчерпал своих возможностей развития.

3. Коммунистическая идеология трактовалась и применялась коммунистами догматично, прямолинейно, не гибко. Не так, как это делают либералы и консерваторы, реализуя свои идеи в практической политике. Продвигаясь к теоретически сформулированной цели, они постоянно совершенствуют, корректируют и модифицируют содержание своих социально-политических доктрин, приспосабливая их к конкретно-историческим условиям и обстоятельствам.

В каком состоянии находится коммунистическая идеология сегодня? Она пребывает в глубоком кризисе, пытается извлечь уроки из исторического опыта, отказалась от ряда не подтвердивших свою жизненность принципов. Но осталась достаточно влиятельной и продолжает быть востребованной в обществе, в том числе в России. Об этом свидетельствуют результаты выборов разных уровней, в которых КПРФ – одна из самых многочисленных массовая партия России прочно держит второе место, получая до 20 и более процентов голосов избирателей на выборах в Государственную Думу, а также в представительные органы власти регионов и муниципалитетов. Существуют в современной России и более мелкие партии и ассоциации, в той или форме придерживающиеся коммунистических принципов и идей в своей общественно-политической деятельности.

Не отказались от коммунистической идеологии и политической практики и отдельные страны бывшего социалистического содружества. Весьма показательной в этом отношении является уже упоминавшаяся в начале данной лекции Китайская Народная Республика. Китайские коммунисты сумели соединить коммунистическую идеологию и однопартийную политическую систему с лучшими достижениями либеральной рыночной экономики. И пока идейные противники коммунизма предрекают недолговечность столь «противоестественного союза», Китай буквально на глазах превращается из третьестепенной страны в могучую мировую державу с завидными для современных либеральных демократий темпами роста производства и благосостояния населения.

Таким образом, огульно и полностью списывать, отправлять в отставку коммунистическую идеологию как таковую, видимо, не стоит. Тем более, что близкой, родственной ей по духу (а не по сути) является процветающая сегодня во многих, в том числе развитых странах мира – социал-демократическая идеология.

studfiles.net

Политические идеологии - Обществознание

Политическая идеология - это система концептуально-оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы и настроения людей, а так же наций, политических партий и других субъектов политики.

Виды политических идеологий

В науке существует множество политических идеологий. 

Традиционно выделяют 5 основных идеологий: 

консерватизм, 

либерализм, 

социал-демократия,

коммунизм,

национализм.

Социал-демократия 

Понятие идеологии :социал-демократия -политическая идеология, основы которой были заложены Эдуардом Бернштейном.
Основные принципы :
1 Всеобщее бесцензовое (за исключением возрастного ) избирательное право , прямые выборы, с тайной подачей голосов.

.2. Расширение участия народа в формировании органов государственной власти и принятии политических решений.

3.Расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами, всей системой конституционных отношений.

4.На людей богатых,обладающих значительным доходом,должны быть наложены прогрессивные налоги.

5. Создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Так же необходимо развитое социальное законодательство,гарантирующее право на труд ,отдых,охрану здоровья, социальное страхование по болезни,старости ,безработице.

История идеологи:
Идеология социал-демократия была основана Эдуардом Берштейном в 19 веке и в скором времени стала очень популярна среди многих людей и известных политических деятелей .(была позаимствована многими странами ) Одной из распространенных в мире политических доктрин можно назвать марксизм . Его основоположниками стали в середине 19 века Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистская идеология провозглашала неизбежность крушения капиталистической системы и вступление человека в коммунистическую эпоху.Принципы Коммунизма предполагают расширение участков политической жизни , приобщение народа к участию во власти. К этим доктринам добавились многие страны 20 века (такие как Куба,Кндр, Китай, в прошлом СССР ).

Либерализм

Понятие идеологии:

Либерализм - идеология зародившаяся в западной Европе на рубеже 18-19 веков,основными ценностями которой является человек, его права и свободы, а также наибольшая свобода людей от государства и полная свобода предпринимательской деятельности

Основные ценности:
1.Свобода и независимость человека в экономической и политической области 2.Свободная конкуренция и предпринимательская инициатива.

3. Права и свободы личности гарантируются государством с момента рождения (право на жизнь,безопасность,предпринимательскую деятельность ....).

4.Равенство возможностей, равенство перед судом, отрицание равенства в экономике.

История возникновения
Идеология либерализм зародилась в западной Европе на рубеже18-19 веков и впервые была сформулирована англичанином Адамом Смитом . Возникновение либерализма тесно связывают с эпохой посвящения. К известным деятелем либерализма так же можно отнести Бенджамина Константа -французского мыслителя первой половины 19 века.

Коммунизм                          

Понятие идеологии:

Коммунизм .. бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям".
Основные ценности :

1.Отсутствие частной собственности

2.Всеобщее равенство на средства производства.

3. Реализация принципа- "от каждого по способностям-каждому по потребностям"

4.Бесклассовое общество.

5.Средство достижения-революция

История идеологии

На ранних ступенях развития человечества первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя  и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе В 40-х годах XIX века классовая борьба  между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (Лионские восстания в 1831 и 1834  подъём движения английских чартистов  в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии  в 1844).

В этот период немецкие мыслители К Маркс  и Ф Энгельс  весной 1847  примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов », организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне . По поручению общества они составили знаменитый 

"Манифест коммунистической партии", опубликованный 21 февраля  1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма  от рук пролетариата  и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Национали́зм 

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики , основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе.
Основные ценности:
1«Нация — первична, государство — вторично

2«национальные ценности»

3«национальные интересы»,

4«национальная безопасность»,

5. «национальная независимость»,

6.«национальное самосознание»

История возникновения

Национализм зародился в конце XVII века и противопоставил феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности. Дальнейшее распространение этой идеологии было тесно связано с подъёмом освободительных движений. Вначале в Англии, затем (в конце XVIII века) в Америке и во Франции, произошли значительные изменения в политическом устройстве государства, которые воспринимались как общенародное завоевание. Каждая из этих наций рассматривала себя как источник идеи свободы для всего мира, что до сих пор является важным элементом в их национальных самоидентификациях. Согласно принятой западными историками точке зрения, национализм сыграл ключевую роль в развитии либерализма. 

Консервати́зм

Понятие идеологии:

Консервати́зм- идеологическая  приверженность традиционным ценностям  и порядкам, социальным или религиозным доктринам.
Основные ценности:
1 Сохранение традиций

2 Сохранение норм 

3 Естественное право 

4 Теория социальной стратификации 

5 Частная собственность 

История:
В качестве идеологии консерватизм сформировался , как реакция на «ужасы Французской революции » (знаменитый памфлет Эдмунда Берка , 1790).Консерватизм противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства. Помимо Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753—1821) и австрийский канцлер Клемент (1773—1859).

Идеологии в современном обществе, статистика

В большинстве демократических стран мира люди имеют право голосовать за различные партии, представляющие те или иные идеологии. Однако в мире так же есть несвободные страны, где отсутствует многопартийность и конкуренция между различными политическими идеологиями. В странах такого типа, как правило, у власти находится одна политическая партия, а в государстве принята одна единственная политическая идеология. Если в пример брать Кубу и КНДР, то, в этих странах у власти находится коммунистическая партия, проповедующая коммунистическую идеологию и социалистическое устройство общества. Во многих странах арабского мира так же реальное политическое разнообразие. Особенность власти в этих странах заключается в том, что политическая идеология и общественное устройство тесно связано с религией - Исламом. Такая идеология, как либерализм имеет большую поддержку в развитых странах мира, таких как США, страны Европы и с недавних пор Россия. Основные идеи и принципы этой идеологии заключаются в формировании свободного общества, в защите прав человека и рассмотрении его в качестве наивысшей ценности. Эта идеология поддерживается различными партиями, которые путем голосования имеют возможность придти к власти .

www.studysocial.ru

КОММУНИЗМ это что такое КОММУНИЗМ: определение — Политика.НЭС

Коммунизм

принцип коллективной собственности; к понятию «коммунизм» также относятся движения и политические режимы, основанные на учении Маркса.

Оцените определение:

Источник: Политология: глоссарий по книге

Коммунизм

политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства, общественным самоуправлением и принципом распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Оцените определение:

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Коммунизм

доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.

Оцените определение:

Источник: Политико-терминологический словарь

КОММУНИЗМ

от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии

Коммунизм

политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью, политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.

Оцените определение:

Источник: Политическая философия: глоссарий

Коммунизм

от лат. communis общий)

1) общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом;

2) политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства и принципом распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Оцените определение:

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Коммунизм

от лат. communis - общий) - политическая теория, в основе которой заложена идея общественного строя, позволяющего всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений. Коммунизм - это "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (К. Маркс, Ф. Энгельс), и осуществляется принцип общественного производства и распределения: "каждый - по способностям, каждому - по потребностям". С позиций некоммунистических идеологий коммунизм (в том числе Маркса, Энгельса, Ленина) является утопией, т.е. учением, пытающимся обосновать принципиально нереализуемые исторические цели и средства их достижения.

Оцените определение:

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

КОММУНИЗМ

лат. communis — общий) — 1) политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на основе ликвидации частной собственности, обобществления средств производства, реализации принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. К теоретикам коммунистической идеологии относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и др.; 2) разновидность тоталитарного политического режима. Коммунистический (левый) тоталитаризм, впервые возникший как политический режим советского типа в 1917 г., основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждавшей возможность построения коммунистического бесклассового общества, необходимость отмены частной собственности, введения плановой экономики, установления диктатуры пролетариата и пр.

Оцените определение:

Источник: Политологический словарь-справочник

КОММУНИЗМ

лат. communis) - политическая идеология, пре полагающая устройство общества основе принципов коллективизма, ее социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Стержнем марксистской концепции выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. Анализ общественного положения классов, слоев, I социальных групп в марксизме является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов.

Оцените определение:

Источник: Политология: Словарь-справочник

Коммунизм

- это общественно-экономический строй, в котором средства производства и предметы потребления обобществлены. Экономическим базисом коммунизма является целостная система отношений общенародной собственности на прибавочный труд трудящихся, на средства производства и на предметы потребления. Это единая коммунистическая собственность.

При коммунизме производство должно стать единым, полностью обобществленным и нетоварным, и тем самым будут разрешены все основные экономические противоречия общества. Поэтому коммунизм является не общественно-экономической формацией, а общественным строем. Экономическое развитие человечества заканчивается при полном обобществлении производства. К.Маркс полагал, что с наступлением коммунизма кончится период предистории человечества и наступит эпоха его подлинной истории. Развитие человечества будет происходить вечно, но уже по направлению преодоления противоречий с природой. Противоречие "человек - природа" является источником неограниченного развития человеческого общества.

Оцените определение:

Источник: Краткий политологический толковый словарь

Коммунизм

общественно-экономическая формация, вырастающая на базе построенного социализма, который является первой, или низшей/ фазой коммунизма. Коммунизм, — отмечается в Программе КПСС, принятой XXII съездом, — «это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком, и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа». Теорию коммунизма и закономерности его прихода на смену эксплуататорскому обществу разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. В. И. Ленин развил эту теорию дальше, разработал в основных чертах план построения коммунистического общества в нашей стране. Теория коммунизма получила дальнейшую разработку в решениях КПСС и братских коммунистических и рабочих партий. В Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, намечен грандиозный план построения коммунистического общества. Партия торжественно провозгласила в Программе: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Оцените определение:

Источник: Политология: понятия и дефиниции

КОММУНИЗМ

от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой категории: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превращения труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлагаются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереализуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический коммунизм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением.

Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-ленинизм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основана на принципе материалистического понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетариата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реальное воплощение данная теория получила в России и других странах социализма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожидаемого результата.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

КОММУНИЗМ

Коммунизм представляет собой политическую систему, основанную на идеях Карла Маркса (1818–1883). Согласно марксистской теории, коммунизм возникает вследствие свержения капитализма, развиваясь через промежуточную фазу (именуемую социализмом), в период которой коммунистическая партия выполняет роль авангарда пролетариата, правит от его имени, прокладывая путь к конечной победе коммунизма. Коммунизм отличает отсутствие частной собственности и классового деления общества, господство равенства, обеспечивающего гражданам возможность жить в гармонии и согласии. В такой ситуации потребность в государстве исчезает, и оно «отмирает».

Между коммунистическими государствами[3] наблюдались существенные различия (в особенности между бывшим СССР и Китаем, где использовались разные подходы, в частности, к проблеме социального равенства), хотя в целом для этих стран было характерно отсутствие или существенная ограниченность прав частной собственности, плановость экономики (что рассматривалось как непременное условие достижения равенства и ликвидации классов) и всеобщая социальная защищенность.

Наиболее примечательной особенностью коммунистических государств является безраздельное господство официальной социалистической идеологии и доминирование или полностью монопольное положение официальной коммунистической партии в принятии политических решений. Инакомыслие подавляется, о чем ярко свидетельствует расстрел в 1989 г. в Китае противников коммунистического режима на площади Тяньаньмэнь. Контроль, осуществляемый коммунистической партией над общей системой государственного управления, означает меньшую, чем при либерально-демократическом устройстве государства, способность судебной системы защищать гражданские и политические свободы.

К коммунистическим государствам относились бывший Советский Союз и его восточно-европейские соседи. После краха коммунизма в Восточной Европе в период 1989–1991 гг. система продолжает господствовать в гораздо меньшем количестве стран, включая Китайскую Народную Республику, Вьетнам, Кубу и Северную Корею.

См. также статьи «Гражданские права», «Капитализм», «Либеральная демократия», «Марксизм-ленинизм», «Политическая система», «Социализм», «Тоталитаризм».

Оцените определение:

Источник: 101 ключевая идея политика

КОММУНИЗМ

от лат. commи—nis — общий) — 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.

Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.

Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе — как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII — нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).

Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм — это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, — писал К. Маркс, — после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.

После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации — социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.

К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества — по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.

Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений — не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.

Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.

Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну — все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.

Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.

Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее — К. Каутский (1854–1938).

В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.

Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха — наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике — абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).

С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.

Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.

Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.

Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.

На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.

Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ — одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.

Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.

В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) — «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».

Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.

Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.

В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.

Оцените определение:

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

КОММУНИЗМ

(communism) В общепринятом понимании, это результат классовых конфликтов и революционной борьбы, оканчивающейся победой пролетариата (proletariat) и установлением бесклассового социалистического общества, в котором ликвидирована частная собственность, а средства производства принадлежат обществу. Идея коммунизма имеет длинную историю. Иногда коммунистами считают таких авторов, как Бабеф (Babeuf) и Оуэн (Owen) (см. также первобытный коммунизм), хотя в английском языке слово "коммунист" появилось лишь в 1841-м, а "коммунизм" – в 1843 г. В настоящее время под коммунизмом понимают либо конец истории, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. И хотя до сих пор все еще можно слышать, как приверженцы коммунизма, несмотря на опыт Восточной Европы, отстаивают его возможность, политическая практика свидетельствует о том, что коммунизм скорее всего так и останется утопией. Марксистская аргументация в пользу коммунизма содержит как нормативный, так и позитивный компоненты. Главной характеристикой человеческой жизни является отчуждение (alienation). К коммунизму следует стремиться, т. к. он ведет к полной свободе человека. Здесь Маркс следует за Гегелем (Hegel), понимая под свободой не просто отсутствие принуждения, но деятельность, имеющую нравственное содержание. Коммунизм дает людям возможность делать то, что они хотят, но он ставит их в такие условия и такие отношения друг с другом, что у них не должно быть ни желания, ни необходимости совершать правонарушения или грешить. Но если для Гегеля развитие нравственной жизни (sittlichkeit) имеет главным образом познавательную мотивацию (отсюда важное значение философов), то по мнению Маркса, коммунизм является результатом материального и особенно производственного развития. Поэтому он настаивает на том, что философы стремились лишь объяснить мир, тогда как вопрос состоит в том, чтобы изменить его. Сам Маркс мало говорит о неотчужденном мире коммунизма. Ясно, что коммунизм ведет к сверхизобилию, при котором нет ограничений человеческим возможностям; можно быть утром художником, днем – рыбаком, вечером – писателем, а ночью – любовником. Согласно лозунгу, взятому на вооружение коммунистическим движением, коммунизм – это мир, живущий по принципу "от каждого по способностям, каждому по потребностям". А т.к. вместе с нуждой исчезает и мораль, то при выборе жизненного пути главными становятся эстетический и научный критерии; предполагается, что коммунистическое общество не будет потребительским. Коммунизм объединяет не только борющихся с нуждой бедняков, но и интеллектуалов, видящих с своей работе трансцендентальную ценность. Однако достижением Маркса, имеющим непреходящее значение, было добавление к этой утопии позитивной научной теории, объясняющей закономерное движение общества к коммунизму, и – с некоторой натяжкой – политической теории, обосновавшей необходимость революционной деятельности для построения коммунизма. Эти теоретические посылы, особенно в том виде, в каком они были развиты Лениным (Lenin) стали основой как догматических, так и творческих характеристик коммунистических партий ХХ в. В "Капитале" и других научных работах Маркс претендует на открытие законов капиталистического развития. Любое общество решает проблему воспроизводства человеческой жизни, но на каждом историческом этапе модель общественной организации определяет уровень развития производительных сил. Последние в сочетании с общественными отношениями составляют "способы производства", каждый из которых имеет собственные, отличные от других законы, вытекающие из уровня развития производства и из отношений между его социальными элементами, – исторически таковыми в основном были классы. Капитализм характеризуется производством предметов потребления или товаров, имеющих меновую стоимость. Прибыль создается в результате использования владельцами средств производства рабочей силы как товара, имеющего большую стоимость, чем выплачиваемая заработная плата. Между капиталистами идет постоянная конкуренция за увеличение прибавочной стоимости. Из этих предпосылок выводится целый ряд законов: постоянное перепроизводство и недостаточное потребление периодически приводят к экономическим кризисам, в результате чего производительные потенциалы капитала и рабочей силы остаются неиспользованными; развитие техники и сокращение доли труда в производственном процессе; долговременная тенденция к снижению нормы прибыли; относительное обнищание рабочего класса в сравнении с производимой им прибавочной стоимостью; появление доведенного до крайней нищеты люмпен-пролетариата. Здесь происходит стыковка нормативных и позитивных моментов. Огромный, небывалый в человеческой истории производительный потенциал капитализма, способный избавить людей от нужды, все больше вступает в конфликт с реальностью растущего отчуждения. В то же время особенности производственных отношений к укреплению социального взаимодействия и ко все большему сближению интересов эксплуатируемых во всемирном масштабе. Поэтому капитализм сам порождает своего "могильщика" в лице рабочего класса, который "не имеет родины" и которому "нечего терять, кроме своих цепей". Свержение капитализма возможно потому, что процесс производства уже обобществлен. Однако, экспроприировав капиталистов, солидарный в своих устремлениях международный рабочий класс не будет иметь оснований и не будет заинтересован в установлении нового эксплуататорского строя. Таким образом, производительный потенциал передовой техники может быть объединен с неэксплуататорскими общественными отношениями – одним словом, с коммунизмом. Маркс и Энгельс, несомненно, полагали, что, давая научное объяснение возможности, более того, необходимости коммунизма, они выделились из числа социалистов-утопистов. Однако, несмотря на периодические экономические кризисы с колоссальными потерями человеческого и иного капитала, во всех секторах промышленности так и не произошло ни снижения нормы прибыли, ни неуклонного сокращения доли труда на фоне технического прогресса. В действительности капитализм оказался в высшей степени революционным и способным к обновлению (сам Маркс очень высоко оценивал его возможности). Более того, не состоялось и обнищание рабочего класса, по крайней мере в развитых капиталистических странах, где Маркс предсказывал революцию; факты говорят о том, что численность деклассированных элементов скорее является производной политических и институциональных факторов, чем неизбежным следствием самого капитализма. Пожалуй, самые крупные спорные вопросы в марксовой теории были выявлены Лениным. Он доказывал, что рабочие не идут дальше своих узкоэкономических требований (повышение заработной платы и улучшение жизненных условий) и потому не в состоянии выдвинуть политические требования свержения капитализма. Только интеллигенция способна в должной мере оценить возможности, которые дает коммунизм, поэтому для обретения предоставляемой им свободы нужна стойкая, решительная и хорошо организованная партия интеллигентов, выступающая в качестве авангарда рабочих и вооруженная знанием марксистской теории. Ленин писал также, что рабочие, конечно, требуют улучшения экономического положения, но и капиталисты, по крайней мере при определенных обстоятельствах, идут на уступки. Поэтому обнищание и – что было еще более важно для Ленина – единство интересов рабочего класса совсем не являются стихийными следствиями капиталистического производства. Империализм предоставил капиталистам особенно благоприятные возможности для повышения оплаты труда рабочих в метрополиях за счет средств, получаемых путем сверхэксплуатации в колониях. Более того, объединение "рабочей аристократии" и отдельных частей империалистического капитала(imperialist capital) привело к развитию национализма среди рабочих, что, с точки зрения Ленина, и стало причиной развала международного социалистического движения в начале 1-й мировой войны. Вследствие этого к коммунизму следует идти другим путем; сначала от капитализма должны отколоться "слабые звенья цепи империализма"; первым из них и стала Россия 1917 г., потерпевшая поражение в войне. Попытка построения коммунизма в России подняла новые важные теоретические и практические проблемы. Согласно теории, революция должна совершиться в стране, где уже обобществлено производство, рабочий класс многочисленен и существует возможность изобилия. Россия была самой бедной страной Европы, в которой огромную массу населения составляли неграмотные крестьянства и объем промышленного производства был не большим. В этих условиях партии приходилось не только воспитывать рабочих в духе, выходящем за рамки узкого экономизма, но и создавать рабочий класс. Это послужило причиной того, что социалисты-меньшевики (Mensheviks) – выступили против коммунистов-большевиков (Bolsheviks), требовавших социалистической революции до "построения" капитализма. Захватив власть, большевики оказались без программы, если не считать их прагматического и политически успешного лозунга "мира, хлеба и земли", сыгравшего на стремлении широких масс покончить с войной и лишениями, а также на требованиях крестьянами передела земли. Как любил говорить Ленин, на пути к коммунизму не было плана социализма. Естественно, его и не могло быть, т.к., по образному выражению Маркса, коммунизму следовало созреть в утробе капиталистического общества и быть готовым к появлению на свет если и не полностью сформировавшимся, то способным после короткого переходного периода встать на ноги и двинутся вперед. Подобно первым христианам, большевики действовали так, словно приближалось второе пришествие. В годы военного коммунизма (1918–20) и в разгар Гражданской войны вся собственность была национализирована, а деньги временно отменены. Когда в результате последовали мятежи и крестьянские волнения, Ленин объявил (1921) короткую передышку (нэп) (NEP) перед новым штурмом коммунистического "рая". Однако в последние три года жизни Ленин все более осознавал все трудности построения коммунизма в России, требовавшего длительного переходного периода, в течение которого сохранялись – под бдительным и направляющим присмотром партии – как антагонистические общественные классы, так и товарные отношения. Для сокращения этого переходного периода использовались политические и институциональные методы. Если в годы военного коммунизма ответственность за положение дел в стране несли коммунистическая партия и Высший Совет Народного Хозяйства, то нэп проводили в основном специалисты, многие буржуазного происхождения, меньшевики или правые. Когда нэп столкнулся с трудностями, партии и другим органам было нелегко противостоять утверждению, что отмена рыночных отношений и ликвидация таких "эксплуататорских" классов, как кулачество (kulaks) или мелкие торговцы (нэпманы), были бы лучшей стратегией. Поскольку политическая власть по-прежнему находилась в руках партии, которой едва ли нравилось быть не у дел, пока капиталистическим отношениям позволено развиваться, было маловероятно, что нэп продолжит свое существование. Политические и институциональные преграды нэпу усугублялись личным соперничеством в руководстве, ставшем свидетелем того, как Сталин использовал свою власть над кадрами, чтобы в 1929 г. повернуть влево. Сталинский вариант социализма, с некоторыми существенными изменениями, господствовал в СССР в течение 56 лет. Он начинался в духе невиданного оптимизма и веры в возможность построения коммунизма путем всеобщей индустриализации и коллективизации. Быстрое развитие промышленности и, главное, победа СССР во 2-й мировой войне способствовали тому, что этот оптимизм сохранялся еще и в хрущевский (Khrushchev) период (1953–64), когда партия приняла программу, обещавшую построить коммунизм за 30 лет. Однако становились очевидными все новые факты, которые в конце концов окончательно подорвали веру в возможность и желательность коммунизма. Во-первых, сам Хрущев сделал достоянием гласности масштабы репрессий. Во-вторых, экономическим развитием руководили консервативные государственные учреждения. По мере сокращения промышленного роста росли взяточничество (rent-seeking) и коррупция государственных чиновников, подтачивавшие легитимность системы. В-третьих, союзники СССР в Восточной Европе после 2-й мировой войны и в Азии и Африке после крушения империализма стали для него финансовой и военной обузой. Наконец, в то время, как развитие СССР замедлялось, западный капиталистический мир "набирал обороты", создавал новые технологии, состязаться с которыми советская экономика уже не могла. В основных капиталистических странах Запада не происходило никаких коммунистических революций. Поэтому к 1980-м гг. вера в способность СССР осуществить переход к коммунизму растаяла без следа.

Оцените определение:

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

politike.ru

Коммунистическая политическая система

Коммунистическая политическая система, прежде всего, приоб­рела тоталитарные формы, несмотря на то, что после 1956 г. можно было наблюдать систематическую эволюцию некоторых стран Цен­тральной и Восточной Европы в сторону авторитаризма. Было бы заманчиво заняться различными интерпретациями коммунизма, однако отсутствие места не позволяет ничего иного, как просто оха­рактеризовать эту систему. Воспользуемся определением Уильяма Корнхаузера (William Kornhauser): «Тоталитарная диктатура тре­бует тотального господства, которое не ограничивается ни правом, ни кодексом законов (как в традиционных системах авторитаризма), ни даже границами правительственных функций (как в классических тираниях), когда она стирает грани между государством и обще­ством. Тоталитаризм ограничивается лишь потребностью удержа­ния большого количества людей в государстве в состоянии полной активности, контролируемой элитой».

Что приводит к тому, что мы можем говорить о коммунисти­ческом политическом строе как о тоталитаризме? Для выяснения сущности тоталитарной власти среди прочего будут пригодны рас­суждения Бжезинского и Фридриха:

(1)Официальная идеология — называемая марксизмом-ленинизмом или маоизмом, которая охватывает все жизненные аспекты человеческого существования. Указанное проникновение идеологии видно на каждом уровне общественной жизни — она проникает в жизнь семьи, школы, работы.

(2)Однопартийность или партия-гегемон — одна массовая партия, организованная иерархически, с одним лидером во главе; могут существовать так называемые партии-сателлиты, но они безо­говорочно подчиняются коммунистической партии. Ханна Арендт замечает, что структура власти в тоталитарной системе имеет форму луковицы. Ее сердцевина— это партия, которая окружена «организациями-ширмами»: молодежными, культурными, спортивными организациями, чтобы простой человек имел слабое представление о том, что делается в «сердце тьмы». Описанный контроль партии распространяется также на средства массовой информации и на во­оруженные силы.

(3)Центральное планирование экономики, частная собствен­ность отсутствует или слаба; контроль экономики партией или ее органами.

(4)Ограничение свободы объединений и слова с помощью формального контроля организаций и цензуры.

(5)Отсутствие разделения властей, и, следовательно, незави­симости судов. Суды осуществляют принцип Ленина о том, что го­сударство является «репрессивным аппаратом», и являются частью централизованного органа власти.

(6)Политический контроль основан на терроре по отношению к классовым и социальным врагам. Указанный элемент политиче­ского террора проявляется на каждом шагу и часто приобретает формы человекоубийства. Британский историк Роберт Конквест (Robert Conquest) рассчитал, что в ходе «раскулачивания» на Украине умерли от голода свыше четырех миллионов человек (одна десятая людских потерь эпохи сталинизма). На страже строя стоит разрос­шийся аппарат политической полиции.

То, что самое существенное в этой системе, так это, как на­поминает Лешек Колаковский (Leszek Kolakowski), употребление лжи. Ложь была как институциональной, так и групповой. Она воплощалась в жизнь, как активным образом, так и посредством цензуры, которая изымала из обращения информацию, несогласную с «линией партии».

До 1989 г. так называемый, блок коммунистических государств (официально они назывались «социалистическими» или странами «народной демократии», для стран Третьего мира использовался эвфемизм «некапиталистический путь развития» — прим. перев.) был вторым по величине политическим конгломератом. К нему принадлежали СССР и страны Центральной и Восточной Европы,

Афганистан, Китай, Северная Корея, Камбоджа, Лаос, Ангола, Эфиопия, Куба. События 1989 г. значительно сократили диапазон действия коммунистической идеологии. «Осень народов», или мир­ные революции в Центральной и Восточной Европе, распад Совет­ского Союза, гражданская война в Афганистане, гражданская война в бывшей Югославии привели к распаду всей этой идеологической и политической альтернативы Западу.

Различия в рамках коммунистической системы перед ее распа­дом были существенными. В Польше существовала мелкая частная собственность (в том числе, значительная часть земель крестьян). В Польше и Восточной Германии функционировали, так называе­мые, партии-сателлиты коммунистической партии. Отдельные по­литические системы различались также по области автономности профсоюзов и церкви. Более того, что во временной перспективе представляется самым важным, так это то, что проявлялись значи­тельные различия в уровне экономического отставания (в рамках социалистического лагеря) от Запада. Быстро оказалось, что затраты на модернизационный скачок в коммунистических странах были слишком велики, обрекая политическую систему на постоянное балансирование на грани стабильности. Часть представителей поли­тических наук допускала, что коммунистическая система в странах Центральной и Восточной Европы после 1956 г. могла эволюциони­ровать в сторону авторитарной системы правления.

all-politologija.ru

Основные положения коммунистической идеологии. (Коммунизм в теории и практике)

Коммунизм - это революционная, экономическая и социальная теория. Основан К. Марксом (1818 - 1883) и Ф. Энгельсом (1820 - 1895) в 40-х гг. XIX в. Впоследствии развит Г.В. Плехановым (1856 - 1918), В.И. Лениным (1870 -1924) и другими последователями.

Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных (насильственных) методах построения нового общества.

Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, самореализации человека.

Основные положения, относящиеся к политической сфере: на определенном этапе своего развития производительные силы вступают в противоречия с существующей экономикой и политической организацией общества, вследствие чего наступает эпоха социальных революций. В результате устанавливаются новые политические и экономические отношения, соответствующие достигнутому уровню развития производительных сил. Отсюда - сменяющие друг друга способы производства (рабовладельческий, феодальный и капиталистический) означают неуклонное движение человечества по пути прогресса. Однако господствующие классы, используя свою экономическую и политическую власть, эксплуатируют большую часть населения, присваивая прибавочные продукты (прибыль) для своей выгоды. Продолжается классовая борьба, ведущаяся эксплуатируемыми массами ради справедливого распределения собственности и политической власти; анализ и критика предшествующих капитализму обществ, в особенности буржуазного общества; раскрытие роли производительных сил и производственных отношений как определяющих содержание политической и идеологической надстройки.

С победой Октябрьской революции (1917 г.) в России идеи коммунизма пытались реализовать русские большевики. В начале - в форме политики военного коммунизма. Переход к нэпу по существу означал отказ от теории коммунизма в пользу социал-демократизма. Затем этот отказ проявился в установлении и укреплении государственной системы (социализма) и завершился перестройкой М.С. Горбачева. В конечном итоге выявилась неэффективность коммунистической теории, в результате чего последовал ее крах.

Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом. Важной сущностной характеристикой коммунизма является исчезновение государства и государственной власти. Идеалом коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и буржуазии, бедных и богатых.

Политические идеологии в постсоветской Беларуси, Кристаллизация идеологических предпочтений.

16……….ж

функции

Понятие «идеология»

Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.

Идеологические представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, формируют отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции.

По мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

megaobuchalka.ru

23.Политическая идеология. Коммунизм и социал-демократия. Происхождение, виды, отличительные черты, принципы.

Коммунизм и социал-демократия: общее и различное

 Разница между социал-демократами и коммунистами, по мнению политолога С. Кара-Мурзы, состоит в том, что первое понятие значит общественный (от слова социум - общество), а второе - общинный (от слова коммуна - община). 

 Коммунизм по своему характеру понятие мессианское, означающее завершение огромного цикла цивилизации, в известном смысле конец «этого» света, «возврат» человечества к коммуне, где преодолено отчуждение, порожденное собственностью. Социализм же - всего лишь экономическая формация, где разумно, с большой долей солидарности устроена совместная жизнь людей. Но не как в семье. «Каждому по труду» - принцип не семьи, а весьма справедливого общества.

 Рациональный Запад не погнался за призраком, которым окрестил коммунизм Маркс, подчеркивая этим его трансцендентный характер, а ограничил себя социал-демократией, взяв себе лозунг: «движение - все, цель - ничто!». В соответствии с этим история для социал-демократии стала не движением к идеалу, а уходом от дикости, от жестокости родовых травм цивилизации капитализма - но без отрицания самой этой цивилизации. Это - постепенная гуманизация, окультуривание капитализма без его отказа от самого себя. Человек в таком понимании – всего лишь товар на рынке, имеющий цену в зависимости от спроса и предложения. А значит, не имеющий ценности (святости), т.е. не являющийся носителем искры Божьей. Человек сам по себе не имеет права на жизнь, это право ему дает или не дает рынок.

Можно сказать, что социал-демократов толкает в спину прошлое , а коммунистов притягивает будущее .

Термин социал-демократия . Демократия на Западе означала превращение общинного человека в индивидов, каждый из которых имел равное право голоса («один человек - один голос»). Власть устанавливалась снизу, этими голосами. Но индивидуум не имел никаких социальных прав. Он имел право опустить в урну свой бюллетень, лечь и умереть с голоду. Социал-демократия - движение к обществу, в котором индивидуум наделяется и социальными правами.

Время коммунистов - цикличное, мессианское.

Время социал-демократов - линейное , рациональное: «цель - ничто». Здесь - мир Ньютона, бесконечный и холодный.

В религиозном аспекте социал-демократия уходит корнями в протестантизм, а коммунизм - в раннее христианство (к которому ближе всего Православие).

 

«Большевизм в своем чистом виде сформировался под заметным влиянием русского космизма и нес в себе космическое чувство, уходящее корнями в крестьянское мироощущение. Социал-демократия в своей философии сильно сдвинулась к механицизму, к ньютоновской картине мира».

24. Политический процесс. Сущность, формы, типы, особенности.

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом

Общий политический процесс протекает в 3-х известных формах: эволюция, революция и кризис. Эволюция – форма, означающая постепенные изменения политической системы страны. Революция – это коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. Политический кризис – потеря властными структурами контроля над развитием оострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д.Элементы структуры частного политического процесса:• причина (или причины) его возникновения• объект• субъект• цель• средства, методы, ресурсы, исполнители процессаПричина возникновения частного политического процесса – появление противоречия, требующих разрешения. Объект частного политического процесса – конкретная полит. проблема, которая стала его причиной. Субъект часного полит. процесса – это его инициатор, т.е. какой-либо орган власти, партия, движение или какой-либо индивид. Цель частного полит. процесса – это то, ради чего начинается и развивается полит. процесс.Все частные полит. процессы, несмотря на их многообразие, проходят через несколько этапов. Стадии политического процесса:1. Формирование политических приоритетов2. Выдвижение приоритетов на авансцену политического процесса3. Формулирование политических проблем и принятие по ним политических решений4. Реализация принятых решений5. Осмысление и оценка результатов политический решенийСогласно второй точки зрения, выделяют 3 этапа в развитии частного политического процесса:1. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в решении возникшей проблемы, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы.2. Второй этап – мобилизация сил для поддержки намеченного пути и решения проблемы или различных вариантов решения.3. Третий этап – принятие политическими структурами мер по решению проблемы.

Типология политических процессов:По масштабу распространения различают:• глобальный• региональный• локальный• макромасштабный (общий)• микромасштабный (частный)По объектам политического воздействия:• внешнеполитические (двухсторонние и многосторонние)• внутриполитические (базовые и локальные)По характеру взаимосвязи общества и властных структур:• стабильные• нестабильныеС точки зрения сферы действия:• экономико-политические• структурообразующие• идеологически-политические• процессы формирования общественного мненияПо форме протекания:• явные (открытые) процессы• теневые процессыС точки зрения системной организации политической власти:• демократические процессы• недемократические процессы

studfiles.net

Научный коммунизм

← Политика социальная ← | ↑ К оглавлению ↑ | → «Постиндустриального общества» теория →

Политическая система социализма —

социальный механизм, посредством которого трудящиеся, возглавляемые рабочим классом и его партией, осуществляют свою власть в обществе. Она охватывает и регулирует все отношения, складывающиеся между классами, социальными слоями, нациями и народностями, обществом, коллективом и личностью по поводу власти, в связи с выработкой и проведением в жизнь политики, которая определяет направление, содержание и цели развития социалистического общества. «Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения» (Конституция СССР, ст. 9).

П. с. с. создается под руководством марксистско-ленинской партии еще в ходе социалистической революции и утверждается сразу же после ее победы. Основу ее с самого начала составляет механизм диктатуры пролетариата. Для развития П. с. с. в целом типично укрепление и расширение ее социалистического характера. Вместе с тем в ее состав на начальном этапе социалистического строительства, и даже когда основы социализма уже заложены, могут входить и такие общественно-политические институты, которые связаны с прошлым как в социально-политическом и идеологическом, так и в экономическом отношениях. Эти институты, отдельные элементы и отношения устраняются со вступлением в этап развитого социалистического общества. С перерастанием диктатуры пролетариата во власть всего народа, возглавляемого рабочим классом, П. с. с. становится в социальном плане однородной и монолитной, отражающей зрелость социалистических общественных отношений.

Политическая власть при социализме — это прежде всего власть общенародного государства, являющегося носителем и выразителем народного суверенитета, основным инструментом общественных преобразований. «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР» (Конституция СССР, ст. 2). С повышением роли Советов тесно связано совершенствование организации и деятельности аппарата государственного управления, развитие его демократических основ.

Особенность социализма состоит в том, что, осуществляя власть, трудящиеся широко используют негосударственные общественно-политические институты, организации. В СССР «профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов» (Конституция СССР, ст. 7). В ряде стран социализма существуют широкие общественно-политические объединения и движения типа национального фронта. В П. с. с., однако, входят не все имеющиеся в стране общественные организации и движения, а только те из них, для которых участие в политической жизни — одна из основных целей и сторон деятельности. За последние годы значение негосударственных общественно-политических институтов в странах социализма заметно возросло. Отношения между государственными органами и общественными организациями и движениями — это отношения сотрудничества, взаимодействия, помощи и поддержки. В некоторых странах социализма существуют общественно-государственные органы, которые создаются общественностью и в значительной мере действуют на общественных началах, но вместе с тем наделены полномочиями государственных органов. Постепенно по мере созревания социальных предпосылок к общественным организациям будут переходить отдельные функции, выполнявшиеся ранее государственными органами.

Составной частью механизма руководства развитием экономики и всего общества являются трудовые коллективы. Функции советских трудовых коллективов всесторонне отражены в Конституции СССР (см. ст. 8), а также в Законе о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, принятом в 1983 году. За последние годы в странах социализма сложились многообразные формы вовлечения трудящихся в управление делами предприятий и их объединений. Это постоянно действующие производственные совещания, общие собрания, хозяйственные комитеты и т. п. Опыт мирового социализма показывает несостоятельность анархо-синдикалистских лозунгов «производственной демократии», ибо, вырванная из единого механизма социалистической демократии, демократия в сфере производства становится неспособной решать задачи управления хозяйством в интересах как отдельных коллективов и отраслей, так и всего общества.

В ряде социалистических страд в П. с. с. входят некоммунистические политические партии, которые представляют интересы определенных непролетарских слоев населения, принявших программу построения и развития социализма, руководство обществом со стороны рабочего класса и его партии. Многопартийность в условиях социализма — результат традиций, специфики исторического развития. Некоммунистические партии представлены в государственных органах, активно участвуют во всей общественно-политической жизни страны (см. Народная демократия).

Руководящим ядром П. с. с. выступает коммунистическая партия. При социализме она стоит у власти, является правящей партией. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу», — записано в ст. 6 Конституции СССР. Без партии как направляющей силы П. с. с. борьба за социализм не может быть успешной. Партия координирует деятельность всех других институтов П. с. с., обеспечивает комплексность в управлении общественными делами. Она определяет политический курс всего общества, направленный на достижение главных целей его развития, основные задачи общественного развития. Она способствует повышению самостоятельности и ответственности в деятельности всех институтов П. с. с. В условиях, когда существенно повышается значение каждого из общественно-политических институтов, входящих в П. с. с., расширяются рамки их самостоятельности, повышается их инициатива и активность, особенно важно усиление координирующих и направляющих начал, носителем которых является партия. Благодаря этому обеспечивается внутренняя согласованность и гармоничность в развитии П. с. с., усиливается ее единый характер. П. с. с. — это не механическая сумма различных общественно-политических институтов, а целостный комплекс, характеризующийся своими, только ему присущими чертами.

Взаимосвязь и взаимообусловленность институтов П. с. с., ее единство и целостность обеспечиваются связями и отношениями, существующими внутри нее. Это отношения политического руководства — между партией и государственными, общественными организациями, сотрудничества и взаимодействия — между государственными органами и общественными организациями и т. п. Они определяются нормами и традициями общественно-политической жизни. Важную роль в развитии П. с. с. играет политическая культура широких масс, укрепление социалистической демократии (см. Демократия социалистическая).

П. с. с. отличается стабильностью, устойчивостью своих основ, что определяется однотипностью социалистического общества на всех этапах его развития, научной обоснованностью марксистско-ленинской теории управления обществом. Вместе с тем П. с. с. свойствен и динамизм, что особенно наглядно проявляется в условиях развитого социализма. Она непрерывно совершенствуется, отражая изменения, происходящие в жизни общества, достижения марксистско-ленинской теории. Ее развитие — закономерное следствие возрастания объема и усложнения задач общественных преобразований, все более активного и сознательного приобщения трудящихся к выработке и проведению внутренней и внешней политики.

← Политика социальная ← | ↑ К оглавлению ↑ | → «Постиндустриального общества» теория →

tapemark.narod.ru