определить стихотворный размер онлайн. Размер стихотворения определить онлайн


размер стиха онлайн — Как определить размер стихотворения? — 22 ответа



В разделе Литература на вопрос Как определить размер стихотворения? заданный автором Невропатолог лучший ответ это Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказатьо том, что этот размер вносит в стихотворение.Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорейнапевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати,вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночнойпейзаж) .Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорнойречи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов) .....Определяем стихотворный размер(звездочки**в ссылке убираем)....Техника определения стихотворных размеровссылка

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как определить размер стихотворения?

Ответ от силосовать[новичек]четырёхтактный ямб

Ответ от Ангелина Исаева[новичек]берешь линейку и измеряешь и всё!:DD

Ответ от Пространный[гуру]

Ответ от Дарья Мосунова[гуру]Расставить ударения в словах и проверить, какой из размеров подходит. Все ударные слоги должны попадать под ударение в размере; безударные слоги могут попадать под ударение в размере, это случается, хотя и не слишком часто./ - ударный слог в размере,_ - безударный.Ямб: _/ - "Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил" - четырёхстопный ямб, которым написан "Евгений Онегин", количество стоп определяется по количеству повторений комбинации в строке.Хорей: /_.Дактиль: /_ _ - "Юноша блЕдный со взОром горЯщим" Брюсова.Амфибрахий: _/_.Анапест: _ _/.

Ответ от Net met[гуру]Чтобы легко определять размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение. Только и всего.Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три.

Ответ от Александр Цапцын[гуру]скандируя, можно определить

Ответ от Владимир Чернов[гуру]Дорогие друзья!Стоп в русском силлабо-тоническом стихосложении девять, а не пять!1. 2 двухсложных - ямб - | поля, луга, поляхорей | - полем, лугом, полем2. 3 трехсложных - дактиль | - -сильная, мощная.амфибрахий - | - вершина, колоннаанапест - -| позади, уходи3. 4 четырехсложных - пеон первый | - --вЫхватила, вЫкатила (ударение на первом слоге)пеон второй - | - -нанИзано, накрУчено (ударение на втором слоге)пеон третий - -| - перехОды, перевОды (ударение ина третьем слоге)пеон четвертый - --| переходИ, переведИ (ударение на четвертом слоге)Пеоны очень редко используют современные поэты, поэтому о них (о пеонах) мало кто знает.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

что это такое и как называется стихотворный размер

Поэтические литературные произведения отличаются от прозаических наличием определённого ритма. Он возникает потому, что большинство стихотворений имеет размер и рифму. Определение стихотворных размеров нередко бывает связано с трудностями, но оно необходимо как при исследовании поэтических текстов, так и при их создании. Чтобы понять, как определить размер стихотворения, необходимо прежде разобраться, что понимается под этим названием.

Содержание статьи

Определение понятия

Что такое стихотворный классический размер. Ритмический рисунок стихотворения в современной русской литературе задаётся порядком чередования ударных слогов с безударными и их количеством в строке. Такая система стихосложения называется силлабо-тонической. В России она сложилась в первой половине XVIII века. Для более раннего времени была характерна силлабическая система, то есть такая, при которой значение имело только количество слогов в строке без учета ударений.

Пять основных стихотворных размеров, сейчас относящихся к классическим, возникли ещё в Древней Греции, только в греческой системе вместо ударных и безударных звуков использовались долгие и краткие.

Виры размеров стихов

Виды

Со времени перехода на силлабо-тоническое стихосложение на протяжении почти двух веков в русской поэзии использовались две разновидности стихотворных размеров: двусложные и трехсложные.

Виды двусложных размеров:

  • Хорей. Под ударением первый из двух слогов.
  • Ямб. Ударный второй слог каждой стопы.

Двусложными называются те размеры, в которых между двумя ударными слогами находится один безударный. Ударный и безударный слоги образуют единицу, называемую стопой. Под ударением в стопе из двух слогов может оказаться либо первый, либо второй слог.

Типы трёхсложных:

  • Дактиль. Первый слог ударный.
  • Амфибрахий. Второй слог.
  • Анапест. Третий попадает под ударение.

Здесь стопа содержит три слога. Соответственно возможны три варианта расположения ударений.

Таблица классических размеров стиха с примерами

Название Схема Примеры
Двусложные Хорей _́ _ Ве́тер, ве́тер! Ты́ могу́ч,

Ты́ гоня́ешь ста́и ту́ч…

(А.С. Пушкин)

Ямб _ _́ Встаё́т заря́ во мгле́ холо́дной,

На ни́вах шу́м рабо́т умо́лк.

(А.С. Пушкин)

Трёхсложные Дактиль _́ _ _ Ти́хое, до́лгое, кра́сное за́рево

Ка́ждую но́чь над стано́вьем твои́м…

(А.А. Блок)

Амфибрахий _ _́ _ Гляжу́, поднима́ется ме́дленно в го́ру

Лоша́дка, везу́щая хво́росту во́з.

(Н.А. Некрасов)

Анапест _ _ _́ Не гляди́ же с тоско́й на доро́гу

И за тро́йкой восле́д не спеши́…

(Н.А. Некрасов)

В поэзии XVIII и начала XIX века чаще использовался двусложный размер стиха. Примером тому может служить любимый стихотворный размер Пушкина – четырёхстопный ямб. Правда, поэму «Домик в Коломне» поэт начинает с признания: «Четырёхстопный ямб мне надоел». Однако поэт от ямба не отступает, хотя на этот раз использует пятистопный.

Важно! К XX веку возникли неклассические варианты, например, дольники. В них чередуются стопы, различные по числу слогов.

Определение размера

Узнать размер стиха можно несколькими способами:

  1. Скандирование.
  2. Отбивание ритма.
  3. Подсчёт ударных и безударных гласных.
  4. Составление схемы.
  5. Подстановка созвучного слова.

Как определить размер стихотворения

Скандирование

Способ подходит людям с преобладающим слуховым восприятием. Заключается он в прочтении стихотворения ритмично, тем же образом, каким дети произносят считалки. В этом случае даже при пропуске ударения, например, из-за длины слова, на этом месте появляется интонационное:

На́-ша Та́-ня гро́м-ко пла́-чет:

У́-ро-ни́-ла в ре́ч-ку мя́-чик.

Вторая строчка начинается с длинного слова, в котором при скандировании появляется второе, интонационное ударение на первом гласном звуке. В результате акцент и слабое звучание чётко чередуются, позволяя определить, что стихотворение написано хореем.

Скандирование

Отбивание ритма подсчет гласных

Находясь на экзамене, в читальном зале или в ином месте, где шум нежелателен, к скандированию прибегнуть невозможно, а мысленный вариант не всем помогает. В этой ситуации можно отбивать ритм сильными и слабыми ударами пальца или карандаша по ладони.

При наличии перед глазами текста есть возможность прибегнуть к подсчёту ударных и безударных гласных. Для этого расставляются ударения в нескольких строках стихотворения, а затем подсчитывается количество безударных слогов между ударными.

Подсчет гласных

Составление схемы

При преобладании зрительного восприятия и развитом абстрактном мышлении помогает составление схемы (примеры схем были приведены в таблице выше). Делается это следующим образом. Предположим, требуется повести анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…». Для этого рекомендуется исследовать не одну строчку, а больше из-за возможного выпадения или добавления ударений. При наличии опыта достаточно двустишия, но поначалу лучше лишний раз проверить на последующих строках.

Шё́пот, ро́бкое дыха́нье.

Тре́ли соловья́,

Серебро́ и колыха́нье

Со́нного ручья́.

Схематически обозначается количество слогов, отмечаются ударные:

_́ _ _́ _ _ _ _́ _

_́ _ _ _ _́

_ _ _́ _ _ _ _́ _

_́ _ _ _ _́

На схеме видно, что минимальное расстояние между ударными – один безударный. Следовательно, стопа состоит из двух слогов. При разделении на стопы схема выглядит так:

_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ /

_́ _ / _ _ / _́

_ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ /

_́ _ / _ _ / _́

Согласно таблице, стопа в стихотворении А.А. Фета соответствует схеме хорея. О пропущенных ударениях будет сказано ниже.

Подстановка созвучного слова

Способ заключается в том, что для каждого двусложного и трехсложного размера подбирается слово соответствующей длины и с ударением на нужном слоге.

Например:

  • мо́ре – хорей;
  • река́ – ямб;
  • о́зеро – дактиль;
  • боло́то – амфибрахий;
  • океа́н – анапест.

При подстановке нужного слова в строку и его повторении ритм стихотворения не изменяется.

Пример:

Ах, бы́-ли счаст-ли́-вы-е го́-ды! (Н.А. Некрасов)

Бо-ло́-то, бо-ло́-то, бо-ло́-то.

Ритмический рисунок совпадает с образцом амфибрахия.

Практика показывает, что труднее всего даётся различие между анапестом и амфибрахием, причём запомнить сложно не строение, а то, какой из них как называется.

Среди филологов бытует забавное двустишие, которое облегчает запоминание:

«Ана́пест, ана́пест, ана́пест!» –

Вот та́к амфибра́хий звучи́т.

Полезное видео: стихотворные размеры

Сложные случаи

Ритм поэтического произведения бывает трудно уловить из-за пропущенных ударений, что связано с длиной слов, превышающей стопу, или из-за добавления лишнего ударного гласного. То и другое может быть использовано автором в качестве литературного приёма.

Важно! Отсутствие ударения на ритмически заданном месте называется пиррихий, появление лишнего – спондей.

Примеры пиррихия уже встречались в приведённом выше фрагменте из стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье».

Спондей встречается, например, в последней строфе стихотворения А.К. Толстого «Благовест»:

И се́рдце ра́достно

Дрожи́т и та́ет,

Пока́ зво́н бла́гостный

Не замира́ет…

Стихотворение написано ямбом, но в трёх строчках из четырёх обнаруживается уже знакомый пиррихий, словно придающий повествованию плавность. А на этом фоне, будто имитируя удары церковного колокола, выделяется третья – с тремя ударениями подряд. Её схема выглядит так:

_ _́ / _́ _́ / _ _

Эффект колокольного звона создаётся спондеем во второй стопе.

Данный пример доказывает, что умение определять стихотворные размеры пригодится не только специалистам-литературоведам или тем, кто сам занимается поэтическим творчеством. Понимание законов поэзии даёт возможность глубже проникнуть в замысел автора, получить максимальное наслаждение от прочитанного стихотворения.

Полезное видео: как определить стихотворный размер

Вывод

С развитием интернета, во многом облегчающего жизнь тем, кто умеет его правильно использовать, появились и ресурсы, позволяющие определять размер онлайн. Услуга полезная, однако наиболее оправданно её использование в случае литературоведческого анализа достаточного количества текстов. Прочувствовать настроение, ритм, мелодию стихотворения с помощью подобных сервисов не удается. Чтобы всё богатство выразительных средств, заложенное поэтом в своё творение, не прошло мимо восприятия читателя, последнему лучше уметь разбираться в ритме стиха самостоятельно.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

znaniya.guru

Определить стихотворный размер онлайн — Как определять размер стихотворения? — 22 ответа

ямб хорей дактиль амфибрахий анапест как определить

В разделе Литература на вопрос Как определять размер стихотворения? заданный автором Катрин лучший ответ это Как определить размер в стихотворенииВ любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.Инструкция1В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.2Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы) , которые получились ударными. Например:мой дЯдя сАмых чЕстных прАвилкогдА не в шУтку зАнемОг…3Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.Пример хорея:мОй весЁлый звОнкий мЯчтЫ кудА помчАлся вскАчьНемного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.4Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.Пример дактиля:тУчки небЕсные, вЕчные стрАнникиПример амфибрахия:конЯ на скакУ останОвит,в горЯщую Избу войдЁтПример анапеста:Я люблЮ тебя жИзнь,что самО по себЕ и не нОво5Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение) , то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С. Маршака о мяче – четырехстопный хорей.Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О») , но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».Источник: ссылка

22oa.ru

Определить размер стиха онлайн — Как определить стихотворный размер? Только понятным языком. — 22 ответа

Как определить стихотворный размер онлайн

В разделе Литература на вопрос Как определить стихотворный размер? Только понятным языком. заданный автором Анна Андреева лучший ответ это Я уже несколько раз писал об этом здесь на "Ответах". Способ определения размера весьма прост. Попробуйте проскандировать, как на стадионе, знаменитый детский стишок Агнии Барто:"Наша Таня громко плачет,Уронила в речку мячик"А теперь столь же известные строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова:"Теперь один старик седой,Развалин страж полуживой.. ."Чувствуете разницу? Первое стихотворение написано четырёхстопнымхореем, а второе - четырёхстопным ямбом. И в хорее, и в ямбе чередуются ударный и безударный слог, но в хорее ударный первый (второй безударный) , а в ямбе - наоборот - первый безударный, а второй ударный. Вот это и есть СТОПА (то есть, какое количество безударных слогов соответствуют одному ударному В ИДЕАЛЕ и как они расположены относительно друг друга) .А как их легче отличить на практике? Ведь это так трудно - высчитывать слоги, да ещё слова в русском языке то слишком длинные (и из-за этого соседствуют рядом два безударных слога, хотя один из них обязан быть ударным - это называется "пиррихий"), а то, наоборот, короткие слова дают два ударных слога подряд, хотя один должен быть безударным (это спондей) , а "удобных" строк может в стихотворении не быть вовсе. Я предлагаю Вам воспользоваться способом, который я придумал для себя ещё школьником, и который весьма эффективен после нескольких тренировок. Наверняка, он был известен и до меня, так что на приоритет претендовать не могу. Но давайте вернёмся к стихам. Например, требуется определить, каким размером написана строка"Адмиралтейская игла".Не пытайтесь считать ударения - собьётесь и запутаетесь. Лучше обратим внимание на одну важную особенность: стопа хорея двусложная с ударением на первом слоге соответствует любому такому двусложному слову - например, слову "мама".Стопа ямба будет соответствовать двусложному слову с ударением на втором слоге - например, слову "Фома". Теперь давайте, не заботясь о смысле, подставим под строчку "Адмиралтейская игла" какое-то количество слов, соответствующих хорею, а потом - ямбу, и посмотрим, где совпадёт ритм.ИтакАдмиралтейская иглаМама Мама Мама МамаСовпадает ритм? Нет! Значит, это не хорей!Адмиралтейская иглаФома Фома Фома ФомаСовпадает ритм?Да! Значит, это ямб!А сколько в этой строке стоп? Считаем, сколько раз нам пришлось поставить слово "Фома"? Четыре! Значит, это ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙЯМБ!Такой же принцип и определения трёхсложных размеров ("бабушка" -для дактиля, "собака" - для амфибрахия, "молоко" - для анапеста). Если схема "не работает" - значит, это дольник или иной вид тонического стиха. Как видите, всё просто!

Ответ от Мэрлин Мурло[гуру]сипчавиhttp://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=41820&chapterid=3188

22oa.ru

Как определить размер стиха

Поиск Лекций

Художественная деталь в литературном произведении

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Функции детали \Выделительная С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных "И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")

Психологическая Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа "...Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека"

Фактографическая Деталь характеризует данный факт действительности "Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")

Натуралистическая Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление "Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")

Символическая Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни "Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")

Импрессионистическая Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны,

Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны,

Под тобою - глубь немая,

Без привета, без ответа,

Но скользишь ты, утопая,

В бездне воздуха и света.

(К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")

Стихосложение

СиллабическаяСистема стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма С одной страны гром,

С другой страны гром, Смутно в воздухе!

Ужасно в ухе! Набегли тучи

Воду несучи Небо закрыли,

В страх помутили! (В. К. Тредиаковский)

Силлабо-тоническая Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках

"Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья, в пляске круговой"

(М. Ю. Лермонтов)

ТоническаяСистема стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно Вьется

улица-змея. Дома

вдоль змеи. Улица -

моя. Дома - мои.

(В. В. Маяковский)

Стихотворные размеры

Хорей Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

(М. Ю. Лермонтов)

Ямб Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога...

(А. С. Пушкин)

Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Кто бы ни звал - не хочу

На суетливую нежность

Я променять безнадежность

И, замыкаясь, молчу.

(А. А. Блок)

Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи -

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н. А. Некрасов)

Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

(А. А. Фет)

 

Как определить размер стиха

Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.

Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

2-4-6-8 - ямб;

1-3-5-7 - хорей;

1-4-7-10 - дактиль;

2-5-8-11- амфибрахий;

3-6-9-12 - анапест.

 

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.

 

Рифма и тип рифмовки

Пора уже, думаю, внести ясность, что такое рифма, какая она бывает и какие существуют способы рифмовки. То есть, сразу важно уловить - рифма и тип рифмовки - это не одно и тоже.

 

Рифма у нас бывает двух видов: мужская и женская, очень редко встречается дактилическая и гипердактилическая.

Пример мужской рифмы:

И море, и буря качали наш че'лн;

Я, сонный, был предан всей прихоти во'лн.

Две беспредельности были во мне',

И мной своевольно играли оне'. (Ф.И. Тютчев "Сон на море").

 

Мужская рифма - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на последний слог.

 

У женской рифмы, следуя логике, ударение падает на предпоследний. Запомнить это можно так: мужики всегда последние, идут после дам.

Пример женской рифмы:

Есть речи значе'нье,

Темно иль ничто'жно,

Но им без волне'нья

Внимать невозмо'жно,

Как полны их зву'ки

Безумством жела'нья!

В них слезы разлу'ки,

В них трепет свида'нья. (М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье").

В дактилической рифме ударение падает на 3й слог с конца, в гипердактилической на 4й слог с конца. В ЕГЭ встречаются только мужская и женская.

 

Отчеркнули. Перейдем на тип рифмовки (система рифмовки, способ рифмовки, вид рифмовки - всё это одно и тоже). На самом деле, у нас уже есть материал на рифмовку, но повторим еще раз, не отходя от кассы.

В кимах встречаются следующие термины: смежная (парная), кольцевая (кольцо) и перекрёстная.

 

Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББ

По небу полуночи ангел летел (а)

И тихую песню он пел; (а)

И месяц, и звезды, и тучи толпой (Б)

Внимали той песне святой.; (Б)

 

Кольцевая - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа

Любовь и дружество до вас (a)

Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б)

Как в ваши каторжные норы (Б)

Доходит мой свободный глас. (a)

 

Перекрёстная - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ

О милых спутниках, которые наш свет (а)

Своим сопутствием для нас животворили, (Б)

Не говори с тоской: их нет; (а)

Но с благодарностию: были. (Б)

 

poisk-ru.ru

Как определить стихотворный размер. - Стихи - Популярные запросы - Каталог статей

Как определить стихотворный размер.

В двухсложных размерах стопа состоит из двух слогов одного ударного и безударного хорей, ямб, пиррихий, спондей. В трехсложных состоят из одного ударного и двух безударных; дактиль, амфибрахий, анапест, ассонанс, аллитерация.

Как определить стихотворный размер?

Чтобы определить стихотворный размер нужно четко выработать алгоритм который вы будите понимать. Ну и поучиться на примерах.

За основу определения стихотворного размера можно взять примерно такой алгоритм:

Выпишите или распечатайте стихотворение в котором вам нужно определить стихотворный размер.

1.Разделите строку стихотворения на слоги (все помнят, что такое слоги? - па, на, да, масс и т.д.).

2.Поставьте ударение на каждый слог.

3.Пронумеруйте использую простой карандаш все ударные слоги.

4. Если цифры только чётные или только нечётные - это двусложные размеры (ямб и хорей) , поэтому строку поделите по два слога. Каждые 2 слога - это стопа. В строке может быть несколько стоп.Формула ямба: 2-4-6-8 и т. д. (все ударные чётные)Формула хорея: 1-3-5-7-9...(все ударные нечётные)5. Если ударные слоги и чётные, и нечётные вперемешку, это трёхсложные размеры, поэтому делите строку по три слога в каждой стопе.Запоминайте следующие формулы:Дактиль: 1-4-7-10...Амфибрахий: 2-5-8-11...Анапест: 3-6-9-12...

Например:

В пОлном раз/гАре стра/дА дере/вЕнская _ здесь ударные 1- 4-7-10 (и чётные, и нечётные), поэтому делим стопы по 3 слога, это четырёхстопный дактиль.

Или еще пример определения стихотворного размера:

"Наша Таня громко плачет,Уронила в речку мячик"

Первое стихотворение написано четырёхстопным хореем

Строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова:"Теперь один старик седой,Развалин страж полуживой... "Второе написано - четырёхстопным ямбом.

По началу кажется все очень сложно, но стоит начать и с каждым стихотворением будет легче, пробуйте и у вас получиться!Вам понравилась статья, поделитесь с друзьями в вашей социальной сети, нажав на кнопку:

limonsu.ucoz.com

Определяем стихотворный размер

Определяем стихотворный размер

В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует. Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение. Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж). Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).

Ну, к делу. Чтобы легко определять размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение. Только и всего.Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три:Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге.Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.Введем следующие обозначения: ` - ударный слог, _ - безударный слог. Тогда хорей будет выглядеть так: | ` _ |, а ямб - вот так: | _ ` |.Дактиль - вот так: | ` _ _ |. Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого - "палец". Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением.Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ ` |.Амфибрахий ("окруженный") - | _ ` _ |.

Теперь, когда мы все знаем, предстоит самое простое и, как ни странно, самое для ребят трудное - каждый слог стихотворной строки обозначить черточкой. Удобнее, когда все черточки одинаковые, независимо от длины слога. (На всякий случай: количество слогов равно количеству гласных звуков). Служебные слова, как правило, не отмечаются ударением, если на них не падает логическое ударение при чтении стихотворения.Ну, например, возьмем первые две строки стихотворения Ахматовой "Родная земля".

В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем…

Получится так:

_ ` _ ` _ _ _ ` _ _ _ `

_ ` _ ` _ ` _ _ _ ` _

Теперь вот это надо разделить на группы слогов (стопы) так, чтобы внутри каждой был ударный слог… "Что-то тут не так", - скажете вы. Действительно, для двусложного русского стиха характерен пиррихий - пропуск ударения. И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Если бы таких пропусков не было, стихи были бы похожи на однообразный барабанный бой.Кстати, предложу изыск для вашего сочинения: если вы отметите, что звучание какого-то слова в стихе (стих - это стихотворная строка) подчеркивается, выделяется за счет пиррихия, это будет здорово. При условии, конечно, что ваш учитель знает, что такое пиррихий.Вернемся к нашему (т. е. ахматовскому) стихотворению:

| _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _ _ | _ ` |

| _ ` | _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _

Отметим, что "хвостик" (то, что осталось за пределами стопы) при определении размера не учитывается.

Итак, для первой строфы своего стихотворения Ахматова обращается к торжественному звучанию пятистопного ямба, - такой или близкий к этому вывод вы должны были бы сделать при анализе размера этого стихотворения. Но вот вторая строфа поднесет нам сюрпризы. Она настолько другая, что даже размер меняется:

Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах…

Как изменился размер - это вы определите сами. Важно еще и то, почему он так изменился, что отражает это изменение. Хотелось бы обратить ваше внимание вот на что: первое слово ("да") поэтесса подчеркивает внеметрическим ударением (т. е. лишним в стихе). Называется оно спондей и встречается довольно-таки редко. Например, в пушкинской "Полтаве" спондей передает громыханье, сумятицу боя:

Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон…

СТИХОТВОРНЫЙ РИТМДВУСЛОЖНЫЕ И ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

В задачу учителя не входит научить ребят писать стихи. Творчество – процесс интимный, требующий таланта и вдохновения. Но научить детей оценить стихотворение, увидеть его красоту, глубокий смысл, стройность формы или же, наоборот, помочь обнаружить убожество текста, примитивизм формы – в наших силах. Полагаю, что работа по анализу содержательной стороны текста (в том числе стихотворения) ведется учителем регулярно, поэтому в предлагаемом материале мы не рассматриваем средства художественной выразительности, а только -–формальную сторону стихотворения. Особенности рифмы, способы рифмовки, строфики не представляют для учащихся трудности. А вот почувствовать стихотворный ритм, определить метрический размер стиха им гораздо труднее. Я хочу поделиться с коллегами своими наработками в этом плане.В учебнике литературы для 6 класса есть темы «Двусложные размеры стиха», «Трехсложные размеры стиха», помещенные в разных разделах книги. Как мы с ними работаем? Во-первых, темы объединяем. Во-вторых, используем для полноценного усвоения темы следующие виды работ.

I. Лингвистический эксперимент.- Сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Первое чтение:Но только что сумрак на землю упал,По корням упругим топор застучал,И пали без жизни питомцы столетий.Одежду их сорвали малые дети,Изгублены были тела их потом,И медленно жгли их до утра огнем.- Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим?Второе чтение: (Ученик читает эту строфу, соблюдая нормативное ударение: «по корням», «сорвали», «до утра»).- Что изменилось? Стихотворение расползается, теряется его энергетика, ритм. Значит, ритм – важнейший атрибут стихотворения. (Мы не говорим здесь о свободном стихе, лишенном ритма).

II. Сопоставление ритмов окружающей жизни и стихотворного ритма- Окружающая жизнь, жизнь природы, людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна … Где мы еще встречаем ритмичные чередования?Ответы ребят: «В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, чередуются вдох-выдох. Ритм есть в музыке, в танцах».- Стихи тоже построены на ритме. Как, например, день чередуется с ночью, образуя сутки, так ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.

III. Алгоритм определения стихотворного размера.- Стихотворение мы стараемся читать выразительно, чтобы донести до слушателей его смысл. А вот маленькие дети, выучив свои первые в жизни стишки, читают их нараспев, скандируют (т.е. читают неправильно, «выпячивая» ударные слоги), но при этом доносят до слушателя четкий ритм стиха:1. Наша / Таня / громко / плачет/2. Уро / нила / в речку / мячик /3. Тише / Тане / чка не / плачь4. Не у / тонет / в речке / мяч.В строчке 4 стопы. Каждая стопа (кроме двух неполных в 3,4 строчках) представляет собой упорядоченное чередование двух слогов (двусложная стопа) ; первого ударного – второго безударного |-- --|. Ритмический рисунок строки такой:1. та-та /та-та / та-та/ та-та/ Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге – хорей. Запомнить легко. Если в строчку несколько раз укладывается ключевое слово – любое двусложное слово с ударением на первом слоге )например, ХОЛОД) – это хорей:2. холод / холод / холод / хо/тише / Тане/ чка не / плачь/Двусложных размеров два, трехсложных три. Все остальные стихотворные размеры так же определяем по данному алгоритму:- Прочтите стихотворную строфу выразительно.- Проскандируйте ее.- Дайте ее ритмический рисунок.- Заполните строфу ключевыми словами.- Укажите размер стиха.

IV. Опорная схемаКлючевые слова для каждого из пяти стихотворных размеров содержатся в такой таблице:

ОПОРНАЯ СХЕМАХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ

ЯНВАРЬ метет, ЯМБ

ДАШЕНЬКА ДАКТИЛЬ

В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ

АНАНАС берет АНАПЕСТ

Сразу же оговоримся, что ананасы в аптеке не продаются, но для опорной схемы важно не жизнеподобие, а удобство запоминания.На литературных курсах слушателей учат так:Анна Ахматова - дактильМарина Цветаева - амфибрахийНиколай Гумилев - анапестТакую опору тоже можно взять на вооружение.Для учеников предлагаемая мной опорная схема удобна тем, что ключевые слова уже подсказывают название стихотворного размера. Это проще, чем расставлять ударения, делить строку на стопы, тем более, что довольно часто ударение в стопе бывает не явное, а скрытое, дополнительное | --- ---|, например,Не жа/ ле-ю / не зо/ ву не/ пла-чу/Все про/ йдет как / с бе-лых/ яб-лонь/ дым/У-вя/ дань-я/ зо-ло/ том о/ хва-чен/ ный/Я не/ бу-ду/ боль-ше/ мо-ло/ дым/Традиционно явление пропуска схемного ударения называется пиррихием (Литературный энциклопедический словарь М, 1987 г., стр. 278). Постепенно термин «пиррихий» выходит их употребления.

По заданной ситуации с заданными рифмами сочинить четверостишия, использовав все стихотворные размеры (групповая работа).Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек. Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши.Рифмы: Саня – в карманеРаздался – осталсяВозможные варианты:Хорей: Умудрился в школу СаняПринести ужа в кармане.Страшный вопль вдруг раздался –Чуть живой герой остался.Ямб (пропеть): Решил сегодня СаняТаскать ужа в кармане,Ужонка настоящего,Красивого, блестящего,Такой тут вопль раздался –Едва живой остался!Дактиль: Странный такой человек этот Саня:Он умудрился ужонка в карманеВ класс принести. Крик истошный раздался.Чуть наш герой без ушей не остался.Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня:Ужа притащил он тихонько в кармане.Неистовый вопль по всей школе раздался,Чуть Санечка наш без волос не остался.Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня,Приносил он ужонка в кармане.Тут такой вопль истошный раздался –Чуть заикой Санек не остался.ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах.

Сфера применения алгоритма, определяющего стихотворный размерПо данному выше алгоритму легко определяется размер строк, написанных в силлабо-тонической (слогово-ударной) системе стихосложения, в том числе и размер так называемого «белого стиха» (нерифмованного), например, «Песня о Соколе» – ямб, «Песня о Буревестнике» – хорей.Естественно, не определить метрического размера (за неимением оного) в стихотворении А. Блока «Она пришла с мороза», написанном верлибром (свободный стих без ритма), в некоторых стихах А. Фета, Е. Винокурова, В. Солоухина и др.Интересно проследить за ритмическим рисунком в стихах, написанных дольником:Девушка/ пела/ в церковном/ хоре Дашенька/ холод/ аптека/ холодО всех/ усталых/ в чужом/ краю январь/ аптека/ январь/ январьО всех/ кораблях/ ушедших/ в море январь/ ананас/ аптека/ холодО всех/ забывших/ радость/ свою январь/ аптека/ холод/ январьМы видим здесь беспорядочное чередование трехсложных и двусложных стоп с одинаковым количеством ударений в каждой строке. Строго говоря, это не стопы, а сильные места (ударные слоги). Чередование сильных мест (иктов) и слабых мест (междуиктовых интервалов) дает долю (такт, крат) и обеспечивает стихотворению ощутимый внутренний ритм. (Литературный энциклопедический словарь, стр 87). Объем междуиктовых интервалов не постоянный, как в силлабо-тонических размерах, а колеблется в диапазоне 1-2 слогов (см. первую строку): -- -- -- -- -- -- -- -- --А вот ритмический рисунок другого блоковского стихотворения. Узнаете его первую строку?Та / та-та-та/ та-та/ та-та-таХо/ Дашенька/ январь/ аптека/Да, это всем известное «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Здесь тоже имеем дело с дольником. Вспомним и о большом значении пауз в подобных стихах (другое название дольника - паузник).

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0."Дней (0) бык (0) пег,Медленна (2) лет (1) арба,Наш (0) бог (0) бег,Сердце (1) наш (2) барабан.Владимир МаяковскийОбщая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе.В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой. По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который — за вычетом музыкальной его стороны — в основном подходит под формулу тактовика, а многие строки укладываются в ритм дольника (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к дольнику и трёхсложные размеры силлабо-тонического стихосложения, в которых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к дольнику (напр. русский гекзаметр).В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века (см. главы о дольнике во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие).Термин «дольник» ввёли в начале 1920-х В. Я. Брюсов и Г. А. Шенгели, но применительно к тому, что известно сейчас как акцентный стих. Первоначально дольник назывался в русском стиховедении паузник (термин, впервые отмеченный у С. П. Боброва), однако начиная с работ В. М. Жирмунского термины «дольник» и «паузник» используются как равнозначные.

irgali.narod.ru