3 класс. Русский язык. Урок 13. ТЕМА. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Распространенные и нераспространенные предложения 3 класс правило примеры


Примеры распространенных предложений в русском языке

В русском языке примеры распространенных предложений встречаются гораздо чаще, чем нераспространенных. Это связано тем, что первые предлагают пишущему гораздо больший простор для детализации: разные способы распространить предложение открывают новые грани художественного богатства, позволяют вплетать в текст метафоры и интересные подробности. В этой статье будут рассмотрены примеры распространенных предложений, отличающихся по способу распространения, составу, осложненности и другим критериям.

Предложения, распространенные определениями

Определения – это инструменты исключительно описательные. С их помощью нельзя наполнить предложение какой бы то ни было определенностью или конкретикой, но можно сделать их более красочными. Вот несколько примеров распространенных предложений, в которых используются определения:

Нераспространенное предложение Распространенное предложение
Наступил вечер.

Наступил тихий, спокойный, уютный вечер.

Показались лучи.

Показались неяркие, блеклые, но теплые и приятные солнечные лучи.

Мужчина поздоровался и представился.

Высокий, сухой, седой и бледный мужчина поздоровался и представился.

Нетрудно заметить, что предложения из второй колонки более яркие, красочные, интересные.

Предложения, распространенные обстоятельствами

Обстоятельства – это своего рода инструменты художника, способные охарактеризовать и украсить действия, добавить им конкретики и полностью изменить тон предложения. Сравните:

Нераспространенное предложение Распространенное предложение (вариант 1) Распространенное предложение (вариант 2)
Он улыбнулся, кивнул и поздоровался. Он тепло и добродушно улыбнулся, приветливо кивнул и вежливо поздоровался. Он саркастично улыбнулся, пренебрежительно кивнул и холодно, равнодушно поздоровался.
Девушка расхохоталась. Девушка звонко, мило и искренне расхохоталась. Девушка фальшиво, едко и грубо расхохоталась.

Как показывают примеры распространенных предложений, обстоятельства могут значительно изменить, исказить смысл и наполнить его яркими красками.

Предложения, распространенные дополнениями

Этот способ распространения эффективно работает лишь в сочетании с остальными, но в итоге можно получить весьма убедительный результат. Например:

Нераспространенное предложение Распространенное предложение
Гость улыбнулся. Гость тепло улыбнулся хозяйке дома – молодой и весьма привлекательной девушке.
Наступила осень. В городе наступила самая настоящая осень: с падающими листьями, долгими дождями, мягким ветром и всеобщей уютной меланхолией.

Примеры распространенных предложений и нераспространенных отрывков, из которых они были образованны, доказывают, что дополнения, обстоятельства и определения являются ключевым средством художественной выразительности.

Осложненные предложения

Отдельная группа распространенных предложений – осложненные. Осложнить предложение можно однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами. Вот пример такого предложения:

  • Коллега, я видел заинтересовавшее Вас дело. (Обращение – "коллега", причастный оборот – "заинтересовавшее Вас").

Односоставные предложения

Односоставные предложения тоже могут быть распространенными. Например:

  • Сегодня утром светало медленно, размеренно, постепенно.
  • Шумный, веселый вечер в хорошей компании.

В первом случае в предложении нет подлежащего, во втором – сказуемого, но это все еще полноценные распространенные предложения.

Сложные предложения

Сами по себе сложные предложения не могут заведомо считаться распространенными, но их можно распространить так же, как и простые. Например:

  • Дождь лил с самого утра, прохожие не выпускали из рук зонты, а автомобилисты злились, потому что из-за луж на дорогах невозможно было понять, где именно ямы.

fb.ru

Карточка по русскому языку 3 класс "Распространённые и нераспространённые предложения. Главные члены предложения

Урок 14. Распространённые

и нераспространённые предложения.

Главные члены предложения

Упражнения

1. Допиши.

Нераспространёнными называются предло-

жения, в которых есть только ... ... .

2. Допиши.

Распространёнными называются предложе-

ния, которые кроме ... ... имеют хотя бы один

... ... .

3. Вместо нераспространённых предложений

запиши распространённые и подчеркни главные

члены.

А) Дует ветер.

Б) Корабль плывёт.

В) Синица села.

Г) Ручей бежит.

4. Составь и запиши предложения по вопросам.

А) Где? Что делает? Какой? Что?

Б) Какой? Кто? Что делает? Кому? Что?

В) Когда? Кто? Как? Что сделал? Что?

5. Составь предложения со второстепенными

членами.

А) Интересную книгу.

Б) Старшему брату.

В) Из другого города.

Г) Утром, быстро.

Урок 14. Распространённые

и нераспространённые предложения.

Главные члены предложения

Упражнения

1. Допиши.

Нераспространёнными называются предло-

жения, в которых есть только ... ... .

2. Допиши.

Распространёнными называются предложе-

ния, которые кроме ... ... имеют хотя бы один

... ... .

3. Вместо нераспространённых предложений

запиши распространённые и подчеркни главные

члены.

А) Дует ветер.

Б) Корабль плывёт.

В) Синица села.

Г) Ручей бежит.

4. Составь и запиши предложения по вопросам.

А) Где? Что делает? Какой? Что?

Б) Какой? Кто? Что делает? Кому? Что?

В) Когда? Кто? Как? Что сделал? Что?

5. Составь предложения со второстепенными

членами.

А) Интересную книгу.

Б) Старшему брату.

В) Из другого города.

Г) Утром, быстро.

infourok.ru

Что такое распространенное предложение?

Сегодня мы поговорим о том, что такое распространенное предложение и как его отличить от нераспространенного.

Если в обычном предложении кроме грамматической основы (подлежащего и сказуемого) еще есть и второстепенные члены (например: определение, дополнение, обстоятельство), это значит, что перед вами распространенное предложение. Смотрите: «Идет снег.» - это нераспространенное предложение. «Сегодня идет снег.» - предложение, которое распространено обстоятельством. «Снег летит по небу.» - это предложение, распространенное дополнением. «Идет сильный снег.» - предложение распространено определением.

Нераспространенное предложение — это предложение, состоящее только из грамматической основы. Распространенное предложение — это предложение, которое, помимо грамматической основы, содержит еще второстепенные члены предложения (один или больше). 

Мы должны всегда помнить, что грамматическая основа в предложении необязательно только двусоставная – подлежащее и сказуемое. Также она может быть и односоставной, когда в предложении может быть либо подлежащее, либо сказуемое. К примеру: «Лето!» - односоставное нераспространенное предложение. А «Поздний вечер.» - это распространенное предложение, потому что в нем есть определение.

Распространенные предложения бывают неполными. Напомним, что неполными предложениями являются те, в которых пропущено подлежащее или сказуемое, которое довольно легко логически восстанавливается. Рассмотрим пример: «Я люблю калину. Катя - бруснику». Предложение: «Катя — бруснику.» считается неполным (отсутствует сказуемое), но оно является распространенным, потому что «бруснику» - дополнение.

Не путайте понятия «неполное предложение» и «нераспространенное предложение». Еще раз повторим разницу. Неполное предложение - это предложение, в котором отсутствует один из двух важных элементов грамматической основы (или подлежащее, или сказуемое). Нераспространенное предложение - это предложение, в котором отсутствуют второстепенные члены, такое предложение может состоять из полноценной грамматической основы (подлежащее + сказуемое) или только из одного члена грамматической основы (только подлежащее или только сказуемое). Неполное предложение может быть распространенным, а нераспространенное предложение может быть как неполным, так и полным.

elhow.ru

3 класс. Русский язык. Урок 13. ТЕМА. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3 класс. Русский язык.

Урок 13. Тема. Распространенные и нераспространенные члены предложения

Этапыурока

Задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельностьучащихся

I. Постановка учебной задачи

Формулирование учебных задач на основе предположений по названию раздела и тем

– Откройте учебник на с. 26. Прочитайте название темы урока.

– Скажите, что будем изучать, повторять, закреплять в рамках данной темы.

– Проверим ваши предположения. Рассмотрите схему на с. 27.

– В ходе урока обсудим, что составляет предложение, какие члены предложения выделяют, почему члены предложения получили такое название, какие выделяют главные члены предложения, какова их роль, какова роль второстепенных членов предложения

Выполняют задание.

Ответы учащихся.

Выполняют задание.

II. Минутка чистописания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

– Плакали ночью желтые клены: вспомнили клены, как были зелёны.

– Заглавной и строчной букв Е, е, ё.

Выполняют задания.

III. Изучение нового мате-риала.

1. Работа со схемой, с. 27, упр. 38

Работа со схемой «Члены предложения» с целью определения состава предло-жения

– Вернемся к схеме в учебнике на с. 27. Опираясь на сведения схемы, ответьте на вопросы. Каков состав предложения?

– Какие члены предложения выделяют?

– Как вы думаете, почему они получили такие названия?

– Какие выделяют главные члены предложения?

– Какова роль главных членов предложения?

– Какова роль второстепенных членов предложения?

– На какие вопросы отвечает подлежащее? сказуемое?

– На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

– Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

– Главные и второстепенные члены предложения.

Ответы учащихся.

2. Работа по учебнику, с. 27, упр. 39

Упражнение в рас-познавании распространенных

и нерас-пространенных предложений.

Упражнения физкультминутки

– Найдите в учебнике упр. 39. Прочитайте и сравните первое и второе предложения. Определите основу предложений.

– Какое предложение является распространенным? Почему распространенное предложение получило такое название?

– Спишите распространенное предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

– Соотнесите распространенное предложение со схемой и ответьте на вопросы: какой из второстепенных членов указывает на признак предмета? на время действия? на направление действия?

Стрижи что сделали? улетели

↓ ↓ ↓

какие? когда? куда?

↓ ↓ ↓

быстрокрылые давно на юг

Физкультминутка

Выполняют задания.

– В первом и во втором предложениях основа одинакова – стрижи улетели.

– Второе предложение является распространенным.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы

3. Работа по учебнику, с. 28, упр. 40

Упражнение в кон-струировании предложений

– Откройте в учебнике с. 28, найдите упр. 40. Прочитайте слова первой группы.

– Можно ли считать это предложением? Объясните, почему.

– Составьте из данных слов предложение так, чтобы сначала были слова, которые будут в предложении главными членами, потом – слова, которые будут их пояснять.

– Обратите внимание, что в составленном предложении слова не связаны по смыслу. Правильнее составить такое предложение: «Уже прошло красное лето».

– Запишите предложение в тетради. Подчеркните главные члены предложения.

Аналогично проводится работа с остальными предложениями.

– Какой темой можно объединить предложения?

– Лето, уже, красное, пришло.

– Нет. В предложении заключена мысль, слова связаны по смыслу.

– Прошло лето уже красное.

– Подготовка животныхи птиц к зиме

4. Работа по учебнику,

с. 28, упр. 41

Упражнение в рас-пространении предложений второстепенными членами

– Найдите упр. 41. Это упражнение мы разберем устно, а дома вы выполните его письменно.

– Прочитайте. Распространите первое предложение второстепенными членами, используя слова из скобок. С каким из главных членов предложения образует словосочетание каждый второстепенный член?

– Какое предложение получилось?

– Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте к тексту заголовок

Выполняют задание.

– Рыжая белочка сидела на пеньке.

5. Работа по учебнику, с. 29, упр. 42

Упражнение в определении главных и второстепенных членов предложения

– На с. 29 найдите упр. 42. Прочитайте строки из стихотворений. Следующее задание будете выполнять в паре: объясните, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены.

– Выполните письменное задание: запишите одно из предложений по памяти, подчеркните его основу.

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное

Выполняют задание, отвечают на вопрос.

Выполняют задание

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Как различить главные и второстепенные члены предложения?

– Почему члены предложения получили названия главные, второстепенные?

– Какова роль главных членов в предложении?

– Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 28, упр. 41; рабочая тетрадь, с. 13, упр. 28

Отвечают на вопросы

multiurok.ru

Предложения распространенные и нераспространенные – УчМет

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»

Автор разработки:

Алексеева Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»

Цель урока:

Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина «второстепенные члены предложения».

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  • Развивать речь, память, внимание, орфографическую наблюдательность;

Воспитывающие:

  • Продолжать формирование учебной мотивации, прививать интерес к предмету;

  • Воспитывать сознательное отношение к учебе;

Коммуникативные:

  • Продолжить формирование опыта работы в паре;

  • Формировать умение договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща .

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с текстом на каждого ученика, план урока, записанный на доске.

План урока:

  1. Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Перед началом урока пожелайте друг другу добра, улыбнитесь. А теперь соберите внимание (психологический настрой: большой палец зажимается внутрь кулака), я желаю вам удачи!

Эпиграф. слайд 2

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого

«…Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение   ясно, понятно говорить на своем языке».

  1. Проверка д.з слайд 3

(работа 2 детей у интерактивной доски в паре)

  • Итог. Дайте оценку своей работе.

  • (Фронтальная работа.) Упр. 409, назовите грамматическую основу, назовите части речи у слов : Жил-был, Русачок, с Головастиком, лесной, в пруду.

  1. Минутка чистописания.

- На доске записаны буквосочетания.

Запишите эти буквосочетания в тетрадь каллиграфически правильным почерком.

Опу, ушк, пуш, шка слайд 2,3 (и.д.)

  1. Словарная работа слайд 4

  • Кто догадался, с каким словарным словом мы будем знакомиться?

  • Сегодня на уроке знакомимся со словарным словом опушка.

  • Почему это слово попало в словарь?

  • Что обозначает слово?

  • Как вы думаете, это многозначное или однозначное слово?

  • Давайте обратимся к толкованию этого слова.

- Составьте и запишите со словом опушка. слайд 5

А) словосочетание прил. + сущ.

Б) словосочетание сущ. + сущ.

- Как вы думаете, однокоренные ли это слова?

Опушка, пушечный, пушной, пушка, опенки.

Выберите группы однокоренных слов и запишите их.

  1. Повторение знаний о предложении слайд 6

Переходим к повторению пройденного.

  • Какие бывают предложения :

  • По интонации… (восклицательные и невосклицательные)

  • По цели высказывания… (повествовательные, вопросительные, побудительные)

  • По наличию второстепенных членов…

  • Знаем это?

  • Возникла проблема: как различаются предложения с второстепенными членами, и как они называются.

  • Ее и будем решать сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

  • Скажите, а как вы понимаете слово распространить? (увеличить, расширить, сделать обширным, добавить )

  • Вот предложение. Весна пришла. Назовите грамматическую основу.

  • Распространите это предложение.

  • Как вы это сделаете? (добавим второстепенные члены).

  • Какое стало предложение? (распространенное)

  • А что значит не распространить? Оставить все как было.

  • Какое было предложение? (нераспространенное)

  • Сделайте вывод какие предложения называются распространенными? (предложения, где есть второстепенные члены)

  • Какие предложения мы назовем нераспространенными? (предложения, состоящие только из грамматической основы)

  • Давайте проверим наши предположения и прочитаем правило на стр.132

  • Подготовьте ответ на вопросы учебника (работа в парах)

  • Приведите примеры нераспространенных предложений, распространенных предложений.

  • Запишите 1 распространенное предложение, 1 нераспространенное предложение.

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление.

Упр. 411 Устно слайд 8

  • Сколько в тексте предложений.

  • Пользуясь алгоритмом, определите какое предложение по наличию второстепенных членов.

Дайте полную характеристику предложению: невосклицательное, повествовательное, распространенное, грамматическая основа я гуляю

  1. Творческая работа.

  • Прочитайте текст на доске. слайд 9

  • Пришла весна. Солнце рушит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Стала показываться травка. Появятся подснежники. Красив цветок!

  • Из каких предложений он состоит? (Текст состоит из нераспространенных предложений)

  • Вам нравится этот текст?

  • Что бы вы хотели изменить в тексте? (распространить предложения, сделать текст выразительным)

  • Я предлагаю выполнить эту работу с текстом.

  • Прочитайте задание. Какие у вас есть вопросы?

Задание на листочках. Распространите предложения второстепенными членами. Озаглавьте текст. Спишите текст в тетрадь.

Пришла весна. Солнце рушит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Стала показываться травка. Появятся подснежники. Красив цветок!

Слова для справок:

долгожданная, снежные горы, быстрый, с крыш, звонко, душистые, клейкие, на солнечной опушке, молоденькая, скоро, первые, как первый, весенний

  • Прочитайте ваш текст.

  • Сравните его с первоначальным текстом.

  • А каким стал текст? (полным, интересным, содержательным, интересным)

  1. Рефлексия слайд 10

Прочитайте ключевые слова. Подведите итог урока.

  1. Оценивание. слайд 11

Вы хорошо потрудились на уроке и заслужили хорошие оценки.

  1. Д. з. правило стр. 132, упр.4, 5 стр.135-136.

Задайте вопросы по д. з. слайд 12

Итог урока слайд 13

Список используемой литературы:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А

Методические рекомендации для учителя. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010.- 208 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Учебник для 3-го класса. В 2-х ч

  1. Комиссарова Л.Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – Изд. 2-е, перераб.

www.uchmet.ru

Конспект урока русского языка на тему "Распространенные и нераспространенные предложения"

2 минуты

-Ребята, добрый день! (слайд 1)Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок русского языка принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Меня зовут меня Марина Николаевна.

Присаживайтесь.

Откройте тетради, и запишите число, классная работа. (слайд 2)

Приветствуют учителя.

Открывают тетради, записывают с комментариями.

Словесный (слово учителя)

Личностные УУД:

- формирование умения действия смыслообразования, желание выполнять учебные действия.

5 минут

Сейчас мы с вами проведем Блицопрос «Что я знаю о главных и второстепенных членах предложения». Закончите предложения:

1.Слова в предложении называются…

2.Грамматическая основа предложения…

4. В основу предложения входят

5. Подлежащее называется…

6. Сказуемое называется…

7. Подлежащее в предложении подчеркивается…

8. Сказуемое в предложении подчеркивается…

9. Все члены предложения, кроме главных – это …

10. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения, так как…

11.По цели высказывания предложения бывают…

12. По интонации они могут быть…

Молодцы, правильно!

Мы с вами вспомнили всю информацию по теме предложения.

Обратите внимание на слайд. Что на нем представлено? (слайд 3)

Выделите устно грамматическую основу в предложениях.

Постройте схемы этих предложений у себя в тетради.

В чем различия этих предложений?

Проверьте, так ли у вас получилось. (слайд 4)

Ребята, а знаете ли вы, как называют предложения, в которых есть только грамматическая основа?

А предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?

Затрудняетесь ответить?

Сегодня нам предстоит узнать важную и новую информацию. Прочитаем и запомним ее.

- членами предложения

- это главные члены предложения, подлежащее и сказуемое.

- два слова

- о ком или о чем говорится в предложении, и обычно отвечает на вопросы кто? или что?

- что говорится о подлежащем, и обычно отвечает на вопросы что делает? Или что сделает?

- одной чертой

- двумя чертами

- это второстепенные члены предложения

- они выражают главную мысль предложения

- повествовательные, вопросительные и побудительные

- восклицательными и невосклицательными

- предложения

Строят схемы предложений в тетради

- в первом предложении только подлежащее и сказуемое, а во втором еще есть второстепенные члены предложения; второе предложение более красочнее передает речь.

- нет (нераспространенные предложения)

-нет (распространенные предложения)

- да

Открывают учебник, читают правила

Словесный (система вопросов, диалог, беседа)

Фронтальная работа

Наглядный

(электронная презентация)

Метапредметные:

Познавательные:

- формирование представления об особенностях предложений, определении распространенное или нераспространенное предложение, преобразовании распространенных и нераспространенных предложениях

Регулятивные:

- осуществление самооценки;

- развитие умения самостоятельно формулировать тему урока;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;

- развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

15 минут

Откройте учебник на стр. 132 (сто тридцать второй) и прочитайте правила в синей рамке.

А теперь вы можете ответить на эти вопросы? (слайд 5)

(слайд 6) схема

Молодцы!

(слайд 7)Тема нашего урока будет: распространенные и нераспространенные предложения. Давайте попытаемся ответить на вопросы в серой рамке на стр. 132 (сто тридцать второй).

Как вы думаете, что означает слово распространить? Вот предложение: краснела малина. Распространите его. Как вы это сделаете?

Так, хорошо!

А что значит не распространить?

Молодцы, правильно! Приведите примеры нераспространенных предложений.

Молодцы!

А какие предложения чаще встречаются в художественных произведениях – распространенные или нераспространенные, которые дают дополнительную информацию: где было событие, как оно происходило, каким было?

Конечно, вы правы!

С помощью распространенных предложений наша речь становится богаче, ярче. 

1.Как ты думаешь, какие предложения мы чаще употребляем в речи – распространенные или нераспространенные?

2. Как определить, распространённое предложение или нераспространенное?

Хорошо, правильно!

Сейчас мы с вами поупражняемся в определении распространенных и нераспространенных предложений. Обратите внимание на слайд.

На слайде представлены предложения. 1 ряд будет определять нераспространенные предложения, 2 ряд – распространенные предложения. По поднятой руке.

  1. 1.Проходили дни.

  2. 2.Мальчики пришли на речку.

  3. 3.Солнце палило.

  4. 4.Ребята прыгнули в тёплую воду.

  5. 5.Костя заплыл очень далеко.

  6. 6.Мальчики заволновались.

  7. 7.Они забегали.

  8. 8.И тогда Костя поплыл к берегу.

  9. (слайд 8)

1 ряд, почему вы выбрали именно эти предложения?

2 ряд, почему вы выбрали такие предложения?

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

- да, 1. предложения, которые состоят только из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого), называются нераспространенными;

2. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространенными.

- это значит увеличить, сделать более обширным

- нужно добавить второстепенный член предложения: краснела вкусная малина.

- не увеличивать, не расширять, оставить все как обычно

- Наступило утро. Светит солнце. Я гуляю. Собака лает. И др.

- распространенные

- я думаю что распространенные, потому что в своей речи мы часто используем прилагательные и другие части речи для полного выражения наших чувств и эмоций

- нужно выделить главные члены предложения, и если есть второстепенные члены предложения, то значит это предложение распространенные, а если нет – нераспространенное .

- 1 ряд – 1, 3, 6,7.

- 2 ряд – 2, 4,5,8.

- потому что у них есть только главные члены предложения, а значит они нераспространенные

- потому что в них есть второстепенные члены предложения, которые указывают о том, что происходит, где происходит и когда, а значит это распространенное предложение

Словесный (диалог, система вопросов)

Наглядный

(электронная презентация)

Фронтальная работа

Работа в парах

Личностные УУД:

- формирование умения взаимовыручки, старательности, мотивации достижения успеха;

- формирование умения действия смыслообразования, желание выполнять учебные действия.

Метапредметные:

Познавательные:

- формирование представления об особенностях предложений, определении распространенное или нераспространенное предложение, преобразовании распространенных и нераспространенных предложениях

Регулятивные:

- осуществление самооценки;

- развитие умения самостоятельно формулировать тему урока;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;

- развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Предметные:

- развитие умений находите, преобразовывать распространенные и нераспространенные предложения, формирование умений определять грамматическую основу и второстепенные члены предложения в предложении.

18 минут

Сейчас в парах выполните упражнение на стр.133 (сто тридцать третьей) упр. 412.

Прочитай. Используя имена прилагательные, сделай эти предложения распространенными.

Что для этого нужно? Запиши. Покажи графически связь слов в предложении.

Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно

На выполнение задания у вас 5 минут. Записывайте в тетрадь по образцу. Пишите красиво, спинки ровные.

Закончили? Тогда приступим к проверке.

(слайд 8)

Каким получилось первое предложение?

Каким получилось второе предложение?

Каким получилось третье предложение?

Каким получилось четвертое предложение?

Молодцы! Все правильно сделали!

Какую роль играют прилагательные в предложении?

Следующее упражнение 413 (четыреста тринадцатое). Прочитай. Сделай эти предложения нераспространенными. Запиши. Подчеркни грамматические основы. Выполняем его индивидуально, каждый сам. На работу у вас 5 минут.

(слайд 10)

Закончили? Тогда проверяем.

Молодцы, все верно!

Какой вывод мы можем сделать выполнив это упражнение?

Выполняют в парах упр. 412

- определить грамматическую основу и задать вопрос от подлежащего задаем вопрос, например: наступило утро, утро (какое?) летнее.

Выполняют упражнение в парах

- да

- наступило летнее утро, что? – утро (подлежащее), что сделало? – наступило (сказуемое), утро какое? – летнее (прилагательное, второстепенный член предложения).

- высохла утренняя роса, что? – роса (подлежащее), что сделала? - высохла (сказуемое), роса какая? – утренняя (прилагательное, второстепенный член предложения)

- раскрылись красивые цветы, что? – цветы (подлежащее), что сделала? - раскрылись (сказуемое), цветы какие? - красивые (прилагательное, второстепенный член предложения)

- запорхали яркие бабочки, кто? – бабочки (подлежащее), что сделали? - запорхали (сказуемое), бабочки какие? – яркие (прилагательное, второстепенный член предложения).

- украшают предложение, делают нашу речь выразительной, красивой, яркой

Слушают учителя, выполняют упражнение.

- ветер гонит, пойдет дождь, лес шумит.

- из распространенного предложения можно преобразовывать распространенное, выделив грамматическую основу в предложении, которая и является нераспространенным предложением

Словесный (слово учителя)

Наглядный

(электронная презентация, карточки с самостоятельной работой)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Метапредметные:

Познавательные:

- формирование представления об особенностях предложений, определении распространенное или нераспространенное предложение, преобразовании распространенных и нераспространенных предложениях

Регулятивные:

- осуществление самооценки;

- развитие умения самостоятельно формулировать тему урока;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;

- развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Предметные:

- развитие умений находите, преобразовывать распространенные и нераспространенные предложения, формирование умений определять грамматическую основу и второстепенные члены предложения в предложении.

3 минуты

Я раздам вам листочки с тестом. Вам даны предложения, вы должны выбрать правильную характеристику предложения и записать правильный ответ.

  1. Я гуляю – поветсв., невосклиц., с двумя главными членами предложения, нераспространенные. а

  2. Папа купил мне игрушку – повеств., невосклиц., с двумя главными членами предложения и второстепенными членами предложения, распространенное. а

  3. Мы победили! – повеств., восклиц., с двумя главными членами предложения, нераспространенное. в

  4. Артамон цветы принёс Мальвине? – вопросит., с двумя главными членами предложения и второстепенными членами предложения, распространенное.б

Что было трудно изучить, но интересно? Что было непонятно?

Какое задание вызвало затруднение? 

Какими знаниями, умениями овладели?

Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться?

Отвечают на вопросы

- Научились задавать подходящие вопросы от подлежащего и сказуемого и подбирать второстепенные члены для распространения предложения, убирать второстепенные члены и делать нераспространенными.

Словесный (слово учителя, диалог)

Фронтальная работа

Метапредметные:

Регулятивные:

- осуществление самооценки;

kopilkaurokov.ru