Информационный процесс: примеры. Информация и информационные процессы (информатика). Процесса пример


Бизнес-процесс: основные понятия и определения

Автор: Bлaдиcлав Анaтoльeвич Гaгаpcкий, независимый консультант по управлению, эксперт в области оптимизации и регламентации бизнес-процессов и анализа издержек, преподаватель программы МВА АНХ при Правительстве РФ.

 

Бизнес-процесс — это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат.

Потребитель может быть как внешним, так и внутренним по отношению к организации. Внешний потребитель — это потребитель, который не входит в состав данной организации, а внутренний — тот потребитель, который находится в рамках данной организации.

Важно знать потребителя бизнес-процесса потому, что именно он явным или неявным образом задает требования к процессу и может оказывать влияние даже на сам факт существования конкретного процесса.

Если мы рассматриваем в качестве примера предприятие, производящее шины, то производство шин — это бизнес-процесс, причем основной для данного предприятия. Почему? Производство шин (как процесс) включает в себя множество взаимоувязанных операций, потребляет определенные ресурсы (сырье и материалы, электроэнергию, труд персонала и т. п.) и выдает определенный результат потребителю — готовую шину. Потребителем для этого процесса будет одна или несколько оптовых торговых фирм, которые организуют распределение товара до конечных потребителей.

Другой пример бизнес-процесса — закупка сырья для производства тех же шин. Такой процесс также соответствует данному выше определению, но потребитель конечного результата процесса будет внутренним — это производственные цеха предприятия, в которых готовят резиновую смесь, обрезинивают металлокорд и т. д.

Результат бизнес-процесса — это самая наиболее важная его составляющая. Деятельности без результата не бывает; иначе это не деятельность, а бесцельное времяпрепровождение. Без достижения результата (причем с требуемыми потребителю характеристиками) деятельность бессмысленна. А от того, как процесс выстроен, зависят в том числе и издержки этого процесса.

У бизнес-процесса должен быть единый менеджер, который управляет процессом и отвечает за его результат. На практике часто бывает (это характерно для крупных компаний), что у бизнес-процесса есть так называемые владелец и менеджер процесса. Обе эти фигуры отвечают за результаты, но при этом владелец процесса обладает полномочиями изменять сам порядок выполнения процесса, а менеджер процесса осуществляет оперативное управление. Чтобы это было более понятно, эти различия проиллюстрируем на примере.

Есть процесс «Материально-техническое обеспечение». Менеджером процесса является начальник отдела снабжения — должностное лицо, непосредственно участвующее в процессе и отвечающее за результат. Владельцем же процесса является заместитель генерального директора по закупкам — фигура вышестоящая и, что называется, «с весом». Знать, кто является менеджером и владельцем процесса, надо как минимум потому, что именно у этих людей потребуется собирать информацию о текущем состоянии процесса и согласовывать с ними предполагаемые изменения.

Существует некоторое количество классификаций бизнес-процессов. Мы приведем две из них. Более подробная детально отражает нюансы процессов, а более краткая обычно применяется консультантами при комплексном описании бизнес-процессов предприятий.

Итак, более подробная классификация бизнес-процессов имеет следующий вид:

  • основные процессы;
  • сопутствующие процессы;
  • вспомогательные процессы;
  • обеспечивающие процессы;
  • управляющие процессы;
  • процессы развития.

 

Основными бизнес-процессами являются процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. Так, для завода древесно-стружечных плит и деталей (ДСП и Д) основным бизнес-процессом является производство ламинированной древесно-стружечной плиты.

Сопутствующие процессы — процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующей основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода. Так, для автотранспортного предприятия процесс ремонта стороннего транспорта на собственной ремонтной базе является сопутствующим процессом.

Вспомогательные бизнес-процессы — процессы, предназначенные для обеспечения выполнения основных БП и поддержания их специфических черт. Так, для ТЭЦ или ГЭС вспомогательным бизнес-процессом является процесс ремонта производственного оборудования.

Обеспечивающие бизнес-процессы — процессы, предназначенные для жизнеобеспечения всех остальных БП и ориентированные на поддержку их универсальных черт. На предприятиях любой отрасли это процесс финансового обеспечения деятельности, процесс кадрового обеспечения, инженерно-технического обеспечения и т. п.

Бизнес-процессы управления — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого БП и бизнес-системы в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий.

Бизнес-процессы развития — это процессы совершенствования производимого товара или услуги, технологий, модификации оборудования. Например, это проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в машиностроении, процесс технического перевооружения в электроэнергетике и т. п.

Более простая классификация бизнес-процессов состоит из следующих типов:

  • управляющие процессы;
  • основные процессы;
  • вспомогательные процессы.

 

При этом, чтобы не путаться в определениях, проще показать, как эти две классификации соотносятся между собой (табл. 1).

 

Таблица 1. Соответствие классификаций бизнес-процессов.

Подробная классификация Простая классификация
Основные процессыСопутствующие процессы Основные процессы
Вспомогательные процессыОбеспечивающие процессы Вспомогательные процессы
Управляющие процессыПроцессы развития Управляющие процессы

 

Хотелось бы сразу подчеркнуть, что эти процессы можно классифицировать не только таким образом. В реальной практике встречались, например, отдельно процессы взаимодействия с клиентами. Выбор классификации не столь принципиален, важно лишь понимать, зачем вообще нужна классификация. Дело в том, что в деятельности компании можно насчитать как минимум несколько десятков бизнес-процессов. Чтобы их как-то структурировать, и вводят определенные классификации.

С классификациями вообще все не так однозначно. Классический пример — процесс «Управление персоналом». К какому из типов по простой классификации его отнести? Ответ на этот вопрос будет неоднозначный. Процесс управления персоналом, если его проанализировать, состоит из ряда относительно независимых подпроцессов.

Так, подпроцесс «Подбор персонала» явно относится к вспомогательным, поскольку при его реализации снабжаются все процессы организации ресурсами — сотрудниками. А вот подпроцесс «Планирование штатного расписания» следует отнести к управляющим, поскольку он задает, по сути, план набора персонала, т. е. создает некоторое управляющее воздействие для службы набора персонала. Примерно аналогичная ситуация будет с бухгалтерским учетом. Подготовка установленной бухгалтерской и налоговой отчетности — это обеспечивающий процесс. А подготовка первичных документов, из которых и собирается отчетность, — это вообще не процесс, а отдельные процедуры в основных бизнес-процессах.

Классификация бизнес-процессов помогает определить, как именно можно выделять конкретный процесс из общей массы.

Основные процессы мы выделяем исходя из результата, ценного для потребителя. Вспомогательные процессы мы выделяем по ресурсу, которым они снабжают компанию. Наконец, управляющие процессы мы выделяем по объекту, над которым осуществляется управляющее воздействие.

При этом важно не допускать классической ошибки: не выделять бизнес-процессы по принципу деятельности конкретного подразделения. В подавляющем большинстве случаев бизнес-процессы являются сквозными для организации, т. е. затрагивают несколько подразделений. Ведь подразделения не могут не взаимодействовать друг с другом, так как являются элементами одной системы. А это взаимодействие и есть, попросту говоря, бизнес-процессы.

Логично задаться вопросом: существуют ли универсальные модели бизнес-процессов, и если да, то какие они? Ответ также будет неоднозначен — и да, и нет.

С одной стороны, каждая организация имеет свою специфику деятельности, свою продукцию и услуги, определенных поставщиков и покупателей, действует на определенной территории, в определенном правовом поле и т. п. Поэтому говорить о типовых бизнес-процессах нельзя. На любой набор типовых бизнес-процессов можно привести контрпример, показывающий, что такой типовой набор будет неприменим к какому-либо конкретному предприятию.

С другой стороны (и многие консультанты по бизнес-процессам об этом знают), можно говорить об определенном типовом наборе бизнес-процессов применительно к отдельно взятой отрасли, в определенном регионе, в определенном временном промежутке. Причем все равно конкретная реализация бизнес-процессов будет несколько отличаться от типового набора.

Для наглядного описания бизнес-процессов компании на верхнем уровне используют так называемую карту процессов. На ней отображаются процессы верхнего уровня компании и показываются ключевые связи между ними. Как правило, процессы на карте подразделяются по типам в соответствии с выбранной классификацией. Карта процессов дает лишь общее представление о процессах компании, но для выявления издержек, связанных с процессами, ее явно недостаточно.

 

Получить практические навыки стратегического управления, и научиться обеспечивать выживание компании в долгосрочной перспективе вы можете с помощью курса «Стратегический менеджмент»:

Стратегический менеджмент: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

www.elitarium.ru

Примеры бизнес-процессов

  1. Библиотека
  2. Бизнес-процессы
  3. Примеры
  1. Описание бизнес-процесса
  2. Пример бизнес-процесса в EPC
  3. Пример бизнес-процесса в BPMN
  4. Пример бизнес-процесса в IDEF

Приведенные в статье примеры бизнес-процессов упрощены в ознакомительных и учебных целях и не могут быть внедрены в действующие системы управления бизнес-процессов без дополнительной детализации. Моделирование бизнес-процессов производится в рамках этапа описания процесса управления бизнес-процессами, результатом которого является модель. В качестве примера будет смоделирован бизнес-процесс "Управление проблемами" (Problem Management).

Описание бизнес-процесса

Бизнес-процесс управления проблемами предназначен для оперативного обнаружения проблем, устранения неполадок и принятия мер для устранения появления таких проблем в дальнейшем. Ниже приведена последовательность выполнения работ для получения результата бизнес-процесса.

Начало бизнес-процесса Информация о вновь зафиксированных проблемах поступает по двум каналам:
  • Service Desk
  • Система мониторинга
Выполнение бизнес-процесса
  1. Информационная система с функционалом "Система принятия решений" собирает информацию о вновь зафиксированных проблемах, категоризует проблему, устанавливает приоритет и сохраняет её в информационной системе обработки проблем.
  2. Администратор информационной системы обработки проблем назначает ответственного исполнителя заявки на устранение проблем
  3. Ответственный исполнитель устраняет проблему и по окончанию фиксирует результат в заявке
Окончание бизнес-процесса Результатом исполнения бизнес-процесса является фиксация результата решения проблемы

Пример бизнес-процесса в EPC

Бизнес-процесс смоделирован в EPC-совместимой нотации с помощью сервиса визуального моделирования bpsimulator.com. Чтение модели производится сверху вниз.

Основным преимуществом нотации EPC является её универсальность использования для различных целей моделирования бизнес-процессов предприятия. Например по такой модели можно составить требования не только к потоку работ (workflow) бизнес-процесса, но и сформировать, например организационную структуру для выполнения таких бизнес-процессов в организации. Сервис позволяет производить импорт блок-схем бизнес-процесса напрямую из файлов vsdx визуального редактора Visio.

Пример бизнес-процесса в BPMN

Бизнес-процесс смоделирован в BPMN нотации с помощью сервиса моделирования бизнес-процессов bpmn.io. Чтение модели производится слева направо.

Модели бизнес-процессов в нотации BPMN легко имплементировать в существующие информационные системы управления потоком работ workflow tool. Этот стандарт описания бизнес-процессов активно развивается и расширяется.

Пример бизнес-процесса в IDEF

Бизнес-процесс смоделирован в IDEF нотации с помощью сервиса графического сервиса gliffy.com. Чтение модели производится слева направо.

По моделям в нотациях IDEF0, IDEF3 удобно анализировать процессы трансформации состояний объектов и субъектов бизнес-процессов. Так же этот стандарт удобен для анализа всех внешних воздействий на процесс, приводящих к тому или иному результату выполнения бизнес-процесса.

На показанных примерах бизнес-процессов прослеживается схожесть используемых объектов нотаций моделирования, таких как функции и связи между ними. Но отличия в нотациях связаны с целью их использования в сферах применения процессного управления компании.

Стотри так же:

www.bpsimulator.com

11. Перечислите основные свойства процесса. Приведите примеры для основных процессов.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей.

Ключевыми свойствами бизнес-процесса является то, что это конечная и взаимосвязанная совокупность действий, определяемая отношениями, мотивами, ограничениями и ресурсами внутри конечного множества субъектов и объектов, объединяющихся в систему ради общих интересов с целью получения конкретного результата, отчуждаемого или потребляемого самой системой.

Ресурсы — информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес-процесса.

Вход бизнес-процесса — ресурс, необходимый для выполнения бизнес-процесса.

Выход бизнес-процесса — результат (продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса.

Владелец бизнес-процесса — должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса.

Процессный подход к управлению организацией – подход, основанный на формировании сети бизнес-процессов организации и последующего управления этими процессами по методике PDCA(Plan-Do-Check-Act), включая мониторинг удовлетворенности клиентов и внутренний аудит процессов.

Наименование

Проектирование

Сервисное обслуживание

Владелец процесса

Главный инженер проекта

Начальник сервисной службы

Вид процесса

Основной

Основной

Ресурсы

Компетентный персонал; Персонал;

Оргтехника, программное обеспечение; Автотранспорт, техника и механизмы

Нормативная документация; Технические регламенты и НД

Средства связи. Средства связи.

Средства измерения и контроля

Входы процесса

Нормативные требования; Графики сервисного обслуживания

Требования заказчика, Рекламации от потребителей

сформулированные в договоре Технологическая документация;

ПСД от заказчика; Материалы

Выходы процесса

Согласованная и утвержденная ПСД;

Конструктивные элементы и объекты строительства в эксплуатации, соответствующие требованиям

Исполнительная документация

Акты выполненных работ

Акты освидетельствования устранения дефекта

studfiles.net

Карточка процесса. Пример бизнес процесса на предприятии

Последнее время, в поисковых запросах часто встречается вопрос о том, что такое карточка бизнес-процесса. В данной статье вы не только найдете пример карточки бизнес процесса на предприятии, но еще увидите образец заполненной формы, пояснения к атрибутам карточки и сможете скачать форму для дальнейшего использования.

Что такое карточка бизнес процесса?

  • Карточка это краткая характеристика бизнес процесса по ключевым атрибутам.
  • Наиболее важным разделом является «Границы бизнес-процесса».
  • Карточку можно использовать для первичного сбора информации о процессе. При этом, вы можете просто попросить владельцев заполнить форму. Правда до этого вы должны знать список всех процессов компании и определить их владельцев.
  • Карточка бизнес процесса не должна быть объемной и содержать большое количество информации — 2 страницы это максимум, 1 идеально.
  • В дальнейшем, карточка используется в качестве краткого описания в системе описания бизнес-процессов.

Пример карточки бизнес процесса

Образец заполненной карточки бизнес процесса

Пояснения к атрибутам карточки

Продукты и клиенты процесса / Тип продукта

  • Основной — тот продукт ради которого существует бизнес процесс
  • Второстепенный — другие продукты, которые появляются в результате процесса

Продукты и клиенты процесса / Тип клиента

  • Внутренний — клиентом является кто то внутри компании
  • Внешний — внешний клиент компании

Входы и поставщики процесса / Тип входа

  • Основной — вход, без которого процесс не может быть выполнен
  • Вспомогательный — прочие входы, которые поддерживают процесс

Входы и поставщики процесса / Тип поставщика

  • Внутренний — поставщиком является кто то внутри компании
  • Внешний — поставщик это внешняя организация или человек

Ресурсы процесса / Тип ресурса

  • Расходные материалы — это то, из чего вы делаете продукты процесса. Например — мука, кабель, бумага и т.д.
  • Инструменты — то, что вы используете для того чтобы производить продукты. Например — нож, кусчачки, миксер и т.д.
  • ИТ системы — информационные системы. Например — 1С.
  • Оборудование — прочее оборудование. Например — стол, компьютер и т.д.

Ресурсы процесса / Источник — в качестве источника можно указать процесс или место получения. Лучше первое.

Участники / Роль — понятие роли я буду раскрывать в дальнейшем, но смысл следующий — каждый сотрудник, вне зависимости от должности, выполняет несколько ролей. При этом в процессе сотрудник именно выполняет роль а не реализует должность. Например в процессе описания бизнес процесса, один сотрудник может выполнять роли интервьюера и аналитика.

Основные показатели процесса / Источники данных — укажите откуда появляются данные для расчета показателя.

Существующие ограничения, риски, проблемы — кратко опишите ограничения, которые влияют на процесс. Например объем тары может являться ограничением в процессе Подготовка продуктов к отгрузке.Риски — это то, что может произойти и повлиять на процесс. Например риск не выхода сотрудника на работу.Проблемы — укажите основные сложности, с которыми приходится сейчас сталкиваться в процессе.

Управляющие документы — укажите основные документы, которые влияют на процесс. Например к таким документам относятся ГОСТы, законодательные акты, внутренние распоряжения, политики и т.д.

Форму карточки бизнес процесса, вы можете скачать по ссылкам:

[wpdm_package id=’807′]

[wpdm_package id=’808′]

Нужно проверить правильность заполнения карточки бизнес-процесса? Напишите мне письмо, щелкнув по этой ссылке. Я свяжусь с вами.

 

rzbpm.ru

Пример - процесс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Пример - процесс

Cтраница 1

Пример процесса, в котором дезактивация, возможно, обусловлена только термическим спеканием, рассмотрен в работе [7.33] применительно к высокотемпературному катализатору конверсии оксида углерода. Профили, полученные для двух значений времени работы, показаны на рис. 7.21; они свидетельствуют, что дезактивация имеет место по всему слою, что вызвано медленным термическим спеканием.  [1]

Пример процесса, в котором результирующая устойчивость синхронных двигателей зависит не только от их собственных параметров, но и от особенностей самозапуска асинхронных двигателей, показан на рис. П-1 для части одного из химических предприятий. Соотношение между суммарной мощностью синхронных и асинхронных двигателей в рассматриваемом случае составляет 1: 3; каждый из двигателей, показанных на рис. П-1 о, эквивалентен группе однотипных машин.  [2]

Примеры процессов, экспериментально наблюдаемые скорости которых определяются скоростью стационарного диффузионного потока, многочисленны.  [3]

Примеры процесса регулирования и автоколебаний даны на фиг.  [4]

Пример процесса чистого размножения ( § 3 и 4) показывает, что вероятности перехода Plk ( t), определяемые дифференциальными уравнениями Колмогорова, не всегда дают в сумме единицу.  [5]

Многочисленные естественнонаучные примеры процессов Маркова, в том числа процессов рождения и гибели, можно найти в книге В.  [6]

Примеры процесса изготовления деталей, когда для формовки используется штамп с резиновым пуансоном показан на фиг.  [7]

Примеры процессов переработки информации, цель которых заключается в подготовке данных для принятия решений или для подготовки информации к размышлению, можно было бы умножить, но, по-видимому, и сказанного достаточно для того, чтобы читатель представил себе предмет обсуждения.  [8]

Примеры процессов многоэтапного поиска приведены в Доп.  [9]

Примеры процесса изготовления деталей, когда для формовки используется штамп с резиновым пуансоном, показан на фиг.  [10]

Пример процесса вытяжки коробчатых деталей показан на фиг.  [11]

Примером процесса, полностью удовлетворяющего1 этому требованию, может служить хлорирование пентана и гидролиз хлористых амч-лов в амиловые спирты. Именно поэтому на основе этого процесса, детально рассмотренного выше, в США возникла крупная отрасль химической промышленности.  [12]

Примером процессов такого типа служит изученная Пеппе-ром [28] полимеризация стирола под влиянием хлорной кислоты в дихлорэтане, для которой установлены следующие особенности. При обычных концентрациях мономера полимеризация протекает при 25 со взрывной скоростью. Проведение процесса в изотермических условиях возможно только при [ М ] 0.3 и [1] 0.001 моль / л, но и при этой концентрации мономера полимеризация идет с очень большой скоростью; время, необходимое для достижения 50 % конверсии, составляет - 2 мин. Реакция, которая завершается полным исчерпанием мономера, имеет 1 - й порядок по мономеру почти до 100 % - и конверсии, причем скорость процесса пропорциональна начальной концентрации кислоты. Все это позволяет считать константу скорости полимеризации, получаемую непосредственно из эксперимента, константой реакции роста.  [13]

Примерами процессов второй группы являются передвижение шара по строго горизонтальной плоскости или качание маятника без трения.  [14]

Примерами процессов второй группы являются передвижение шара по горизонтальной плоскости или качание маятника без трения.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

примеры. Информация и информационные процессы (информатика)

Вся история развития человеческой деятельности неразрывно связана с развитием средств накопления, передачи и обработки информации. Очень важным для жизни каждого человека и общества в целом есть сохранение данных. Еще в глубокой древности люди столкнулись с необходимостью сохранения сведений.

Термины и определения

Информация - это сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальным устройством.

Носитель - это физическая среда, на которой или внутри которой можно зафиксировать сведения.

Хранилище данных - это записанная на внешних носителях информация, которая предназначена для длительного хранения и постоянного использования. Основные характеристики: объем, надежность, время доступа (время поиска необходимых сообщений), наличие защиты информации. В современных условиях для сохранения материалов используют различные технические средства.

Информатика - это наука о данных и процессах в природе и обществе, методы и средства получения, хранения, обработки, передачи, использования и управления процессами.

Информационные технологии - это совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения, передачи и защиты сведений.

Информационный процесс: примеры в системах

Рассмотрим такую знакомую всем искусственную систему, как библиотека. В ней осуществляется по меньшей мере четыре основных информационных процесса:

  • хранение - книги и другие печатные материалы расположены в помещении библиотеки;
  • поиск - когда читатель заказывает книгу, библиотекарь должен отыскать ее;
  • передача - представленные в книге сведения, передаваемые читателю;
  • обработка - когда в библиотеку поступает новая литература, данные о которой заносят в каталог; читая, читатель обрабатывает данные, тем самым и происходит информационный процесс.

Примеры таких же процессов мы можем наблюдать и в технической системе, скажем, в системе мобильной связи. Одним из важнейших является процесс использования данных, благодаря которому удовлетворяются информационные потребности систем и их элементов.

Информационная система - это элементы (оборудование, программное обеспечение, данные) которые, взаимодействуя между собой, предоставляют пользователям нужную информацию как тот или иной информационный процесс. Примеры использования сегодняшних информационных систем можно встретить повсюду: на предприятиях, в банках и учреждениях. Они помогают осуществлять учет, предоставляют сведения работникам и обеспечивают работу промышленного оборудования (автоматических линий, станков и т. д.).

Обучение основам информационных технологий

Для примера будет рассмотрена учебная тема "Информация и информационные процессы" (последние формулируются в виде требований к знаниям и умениям учеников).

Ученики должны знать понятие информационных технологий; названия и назначения основных систем программного обеспечения.

Также учащиеся должны уметь зафиксировать предметную область и ее объекты, выбрать и подобрать (или разработать) методы для решения данной задачи в конкретной предметной области.

На всех этапах развития общества подобные технологии использовались для обеспечения обмена данными между людьми, отражали соответствующий уровень и возможности использования систем регистрации, хранения, обработки и передачи данных, тем самым развивался информационный процесс.

Примеры в информатике задач по освоению школьного курса:

  • ознакомить учащихся с понятием информационных технологий;
  • сформировать понятие о технологии как о совокупности методов, средств и приемов, что используются для решения задач в конкретной предметной области;
  • овладеть основными навыками работы с персональным компьютером;
  • показать роль и место информационных технологий в современном обществе.

Методика обучения информационным технологиям

Основные знания по изучению информационных технологий – это компьютерная информация, информационные процессы. 8 класс средней школы - это начальный уровень получения этих умений. Отметим основные пункты по методике получения таких знаний.

  1. Использовать классификацию информационных технологий с целью выбора для изучения программных средств и технологий решения задач по конкретным предметным областям.
  2. Разработать систему упражнений для решения задач из разных предметных областей.
  3. Необходимо выделить основные дидактические единицы для обучения новых технологий.
  4. Использовать информационные технологии и процессы для изучения программных средств единого интерфейса. Инструментальные средства, которые не основаны на графическом интерфейсе пользователя (GUI от английского Graphic User Interface), имеют командную структуру, в основе которой лежит иерархическое меню.
  5. Целесообразно сразу знакомить учащихся с терминами: что такое информация и информационные процессы, информатика, ознакомить их с профессиональными инструментальными средствами для того, чтобы обеспечить практическую значимость знаний.
  6. При обучении информационно-комуникационным технологиям желательно использовать информационные модели.
  7. Основным методом обучения должен быть метод целесообразно отобранных задач и метод демонстрации примеров на основе широкого использования интерактивных технологий.

Информационная модель

Информационная модель - это описание объекта или процесса, в котором указаны их некоторые типичные свойства и характеристики, важные для решения конкретной задачи. Математическое моделирование сегодня является существенным фактором в различных сферах человеческой деятельности: в планировании, прогнозировании, управлении, при проектировании механизмов и систем. Изучение реальных явлений с помощью таких моделей, как правило, требует применение вычислительных методов. При этом широко используются: теория вероятностей и математической статистики, информатика, вычислительный и математический информационный процесс. Примеры моделирования, целью которого является получение численных значений параметров процесса или явления, очень многочисленны: аналитические, вычислительные, имитационные.

Методика ознакомления учащихся с понятием модели

Содержательная линия моделирования рядом с линией информационных процессов относится к основам курса информатики. Вместе с тем не следует считать, что эта тема носит лишь теоретический характер и отделена от всех других тем. Программирование информационных технологий - СУБД, табличные редакторы и другие - следует рассматривать как методы для обработки информационных моделей. Целесообразно отметить, что формирование у учащихся правильного понимания содержания решения задач - одна из важных целей изучения курса информатики, которая достигается постепенно. Понятие модели непосредственно связано с понятием объекта. Но в реальности не существует точного определения. Вводя это понятие, можно просто отметить, что в жизни человека окружают различные проявления живой и неживой природы, которые можно называть объектами человеческого внимания.

Идеи и методы структурного программирования

Использование методов структурного программирования формирует навыки четкого соблюдения дисциплины труда при конструировании алгоритмов, что в значительной степени способствует развитию логического мышления учащихся уже на ранних этапах изучения основ алгоритмизации. Важно показать ученикам, что указание о выполнении и получении решения некоторой задачи можно рассматривать как отдельное поручение, которое представляет искомые результаты и будет предоставлено как определенное значение, которое зависит от входных данных. Поскольку не каждое упражнение учащимся может быть выполнено, то возникает необходимость подать его в виде некоторого конечного упорядоченного набора указаний о выполнении простых действий, что также приведет к искомым результатам. Важно, чтобы ученики, анализируя специально подобранные примеры, пришли к выводу, что степень детализации поставленных задач зависит от набора операций, которые может выполнить исполнитель алгоритма.

Учебный алгоритмический язык

К важным вопросам методики обучения основам алгоритмизации относится выбор метода программирования для изучения в средних учебных заведениях. Обучение в школе должно вестись на основе специально созданного языка. При этом не только усваивается словарь и набор грамматических правил, но также открываются пути к новому стилю мышления. Вопрос подбора языка программирования, рассматривался в работах многих ученых, где предлагались различные пути того, каким методом осуществлять учебный информационный процесс. Примеры в информатике методов по изучению этого предмета следующие:

  1. При решении научных и производственных задач.
  2. На машиноориентированных языках.
  3. Освоение конкретных языков программирования и схем.
  4. Обучение на основе специально разработанного учебного алгоритма.

Практика показала, что ни один из первых 3 путей не оправдывает себя в условиях изучения общеобразовательного предмета информатики, так как они не решают задачи формирования основ информационной культуры учащихся. Поэтому для решения познавательных задач учебного курса необходимо совместить основные идеи каждого из предложенных путей.

Средства для обработки информации

Процесс информационного обеспечения средствами для анализа информационных объектов есть использование прикладных программ, которые созданы специально для такой обработки. Можно предложить ученикам следующую ​​схему обучения:

  1. Демонстрация с помощью конкретных примеров характеристик возможностей использования среды.
  2. Анализ объектов, типов сообщений, способы их представления, способы получения результатов обработки сообщений.
  3. Ознакомление с основными составляющими интерфейса среды.
  4. Правила работы со встроенной справочной системой.
  5. Знакомство с основными функциями и режимами работы среды.
  6. Изучение конкретной программы (по отдельной схеме).
  7. Теоретическое обобщение основных режимов работы и функций среды.
  8. Теоретическое обобщение на уровне основных указаний.
  9. Выполнение аналогичных задач в другой среде подобного назначения.

Система визуального программирования

При каждом событии формы и элементы управления могут некоторым образом "реагировать" в соответствии с написанным кодом, который создается пользователем для каждого объекта отдельно. В таком процессе необходимо детально описывать каждый шаг. Одним из недостатков этого стиля является то, что тот, кто составляет проект, должен все записать сам. В программировании, ориентированном на реакцию на события, вместо детального описания каждого шага автор должен указать, как следует реагировать на различные события (или действия пользователя), к которым, например, можно отнести выбор указания, щелчок кнопкой мышки, перемещение мышки и др. На одно событие можно предусмотреть некоторую реакцию, другое - просто проигнорировать. При этом создается не одна большая программа, а несколько, которые состоят из набора взаимосвязанных процедур, управляемых пользователем.

Методика изучения среды визуального программирования

Одной из причин низкой успеваемости большинства учащихся есть медленная адаптация к информационной нагрузке. Большой объем материала по различным учебным предметам приводит к тому, что значительное количество учеников не может его усвоить. Улучшение ситуации возможно в частности за счет выбора подходов к обучению. Один из таких подходов основывается на построении в мышлении детей "модели" предмета каждой науки. Это предусматривает выполнение таких умственных действий, как поиск закономерностей, нахождения аналогий, поиск иерархической зависимости между объектами, сравнение и т. д. Одним из средств формирования интеллектуальных умений и различных типов мышления учеников можно считать изучение объектно-ориентированного программирования. Такой подход предполагает новое понимание процессов вычислений, а также структурирования данных в памяти компьютера. В ориентированном подходе введено понятие объекта, содержащего в себе "знание" о сущности реального мира. Предмет или совокупность предметов имеет важное функциональное значение в данной области. Создавая такой объект в системе, ученик должен выделить в нем существенные для использования проблемы, знать и уметь использовать любые информационные процессы. Тест или экзамен при этом должен проводиться на способность формирования или применения на практике умения сравнивать, выделять главное, обобщать.

fb.ru

Пример - обратимый процесс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Пример - обратимый процесс

Cтраница 1

Примеры обратимых процессов: движение планет, незатухающие колебания маятника, упругий удар, цикл Карно.  [1]

Примерами обратимых процессов могут служить незатухающее движение маятника, течение жидкости без трения и другие явления, часто рассматриваемые в физике. Все эти процессы или сами но себе периодичны, или могут быть совершены в обратном направлении без того, чтобы в телах, участвующих в них, либо в окружающей эти тела среде остались какие-либо изменения.  [2]

Примером обратимого процесса могут также служить незатухающие колебания, совершаемые в вакууме телом, подвешенным на абсолютно упругой пружине. Через каждый период скорость колеблющегося тела и его положение относительно Земли полностью повторяют те значения, которые они имели во время каждого предыдущего колебания.  [3]

Примером обратимого процесса могут служить незатухающие колебания, совершаемые в вакууме телом, подвешенным на абсолютно упругой пружине. На рис. 12.4 изображены положения колеблющегося тела в различные моменты времени. Система тело и пружина-консервативная. Поэтому ее механические колебания не вызывают изменения энергии хаотического ( теплового) движения частиц системы.  [4]

Примером обратимого процесса могут служить незатухающие колебания, которые совершает в вакууме тело, подвешенное на абсолютно упругой пружине. На рис. 11.1 показаны положения колеблющегося тела в разные моменты времени. Система тело - пружина является консервативной.  [5]

Примером обратимого процесса второго типа может служить восстановление хинона в гидрохинон.  [6]

Приведите пример обратимого процесса ( процесс Б), при котором газы могут перейти из начального состояния в то же конечное состояние. Имеются по крайней мере два пути, когда температура газа изменяется обратимо.  [7]

ЕД Примером обратимого процесса могут служить незатухающие колебания, которые совершает в вакууме тело, подвешенное на абсолютно упругой пружине. На рис. 11.1 показаны положения колеблющегося тела в разные моменты времени. Система тело - - пружина является консервативной. Ее механические колебания не вызывают изменения энергии теплового движения частиц системы.  [8]

Примером обратимого процесса с адсорбцией деполяризатора может служить реакция восстановления азобензола в гидразобензол. Реакция сопровождается бензидиновой перегруппировкой, азобензол способен адсорбироваться на поверхности электрода.  [9]

Следовательно, при изменении направления процессов, проходящих последовательный ряд таких бесконечно близких состояний, можно не только вернуть систему и окружающую ее среду в первоначальное состояние, но и заставить их ( систему и среду) совершить в обратном направлении точно те же изменения, что и при прямом процессе. Примером обратимых процессов может служить адиабатическое расширение или сжатие идеального газа. Однако этот процесс может быть обратим лишь при условии полной тепло-изолированности системы и бесконечно медленного изменения объема и давления газа, необходимого для быстрого выравнивания температуры. Изотермическое расширение или сжатие идеального газа тоже может быть обратимым процессом при условии немедленного теплообмена с окружающей средой, необходимого для сохранения постоянства температуры. И адиабатический, и изотермический процессы обратимы при условии бесконечно медленного их протекания и исключения трения. Таким образом, понятие об обратимости процесса вводится в целях установления стандарта для сравнения реальных процессов.  [10]

Примером обратимого процесса с адсорбцией деполяризатора может служить реакция восстановления азобензола в гидразобензол. Реакция сопровождается бензидиновой перегруппировкой, азобензол способен адсорбироваться на поверхности электрода.  [11]

Всякий происходящий в природе процесс является или обратимым или необратимым. Примером обратимых процессов являются все чисто механические и электромагнитные процессы; если эти процессы протекают в обратном направлении, то начальное состояние снова полностью восстанавливается. Пример необратимого процесса дает, как мы видели, процесс возникновения тепла при трении; другие примеры будут приведены ниже.  [12]

Следовательно, при изменении направления процессов, проходящих последовательный ряд таких бесконечно близких состояний, можно нг только вернуть систему и окружающую ее среду в первоначальное состояние, но и заставить их ( систему и среду) обратно пройти в точности те же изменения, что и при прямом процессе. Примером обратимых процессов может служить адиабатическое расширение или сжатие идеального газа. Однако этот процесс может быть обратим лишь при условии полной теплоизолированности системы и бесконечно медленного изменения объема и давления газа, необходимого для быстрого выравнивания температуры. Изотермическое расширение или сжатие идеального газа тоже может быть обратимым процессом при условии немедленного теплообмена с окружающей средой, необходимого для сохранения постоянства температуры.  [13]

Для стандартизации последующих измерений необходимо начать работу с получения и обработки полярограмм - обратимых электродных процессов. Примером одноэлектронного обратимого процесса может служить система Т1 - амальгама таллия ( фоновый электролит К.  [14]

Все ли процессы в природе обратимы. Приведите известные вам примеры обратимых процессов.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru