Как выращивают хлеб: посадка и уход за зерновыми культурами. Процесс выращивания хлеба


Как выращивают хлеб - посадка и уход за зерновыми, сбор урожая

Хлеб занимает особое место в жизни человека, еще на Руси он выступал не только в качестве пищи, но и являлся частью духовного развития. Хлеб — это великая ценность, источник жизни и богатство государств всего мира. Среди русского населения наиболее предпочтителен был ржаной хлеб, в начале 20 века его доля составляла более 60%. Для сравнения сегодня этот показатель около 16,5%, однако, на популярности хлебобулочных изделий это никак не отражается, на прилавках магазинов можно увидеть десятки различных наименований продукции, изготовленной из пшеничной муки или отрубей. Однако мало кто задумывался, как выращивают хлеб. Процесс этот сложный и трудоемкий, задействует большое количество рабочей силы и специальной техники.

Из чего делают хлеб?

Неправильно считать, что «кормилицей» является лишь пшеница. Из этого зерна делают пшеничную муку, которая в настоящее время наиболее популярна. Для ее изготовления используются только мягкие сорта зерен и в зависимости от качества исходного материала и технологии обработки конечный продукт разделают на 3 сорта: высший, первый и второй. Мука высшего сорта мягкая и снежно-белого цвета, из нее получаются вкусные и воздушные бисквиты. Продукт первого и второго сорта грубее, имеет серый оттенок, чтобы испечь из такой муки пышный и мягкий хлеб нужно потрудиться.

Сельскохозяйственные предприятия выращивают хлеб как «белый», так и «черный». Черный хлеб, это всем известный «Бородинский», «Дарницкий», «Заварной» и много других торговых названий. Для его выпечки используют ржаную муку, однако, цвет хлебу придает патока или солод. Ржаная мука светло-серого цвета с карамельным оттенком.

Нередко хлеб пекут по рецептуре, которая содержит муку других злаковых культур: ячмень, овес, гречка. Такая мука выступает лишь в качестве дополнительного ингредиента, испечь хлебобулочное изделие исключительно из этого продукта невозможно.

Подготовка к посевной

Зерновые культуры бывают озимые и яровые. Посев озимых культур происходит в конце лета или в начале осени. Считается, что благодаря большому количеству влаги, которое растения получают с талыми весенними водами, урожайность значительно повышается. Кроме того, созревает зерно намного раньше, а благодаря мощной корневой системе посадкам не страшны сорные травы. Однако, озимые сорта менее засухоустойчивы, более требовательны к почве и могут выращиваться только в районах, где зимы мягкие, но снежные. В противном случае урожай может погибнуть.

Яровые сорта — как выращивают хлеб? Если озимую рожь или пшеницу возделывают в центральных и северных районах страны, то яровые культуры преимущественно на юге и на территориях засушливых степей и полустепей (Поволжье, Южный Урал, Казахстан). Еще ранней весной хлеборобы начинают готовиться к предстоящему сезону, и снег на полях не является помехой. Калиброванное полновесное зерно, которое отобрали в качестве семенного материала по осени, тщательно осматривают и проверяют на всхожесть. Отбор проходит только высококачественный материал со следующими параметрами:

  • чистота зерна – 98%,
  • всхожесть – 87%,
  • влажность – 15%.

Помимо зерна, агрономы готовят и технику: тракторы, культиваторы-плоскорезы, комбайны. Ведь выход из строя хотя бы одной машины может существенно сдвинуть сроки выполнения работ.

Как выращивают хлеб работники сельскохозяйственных предприятий? Поля под яровые сорта распахивают еще с осени, каждый год меняя севооборот зерновых культур. Например, у пшеницы слабая и изнеженная корневая система, она чутко реагирует на состав почвы и не всегда способна усваивать питательные вещества. На хорошую урожайность можно рассчитывать, если высадить зерна пшеницы в землю, где ранее произрастала кукуруза, картофель, бобовые, овес и рапса. А вот на полях, где ранее выращивался ячмень, ее сеять не рекомендуется. После пшеницы почва восстанавливается 3 года, если сельскохозяйственное предприятие не выращивает другие культуры, то неиспользуемые поля можно засеять люпином, который является настоящим «зеленым удобрением», способным повысить плодородность почвы.

Весной вспаханное поле разрыхляют культиватором-плоскорезом, это улучшает состояние почвы, делая ее более рыхлой и аэрируемой. Для работы в весеннее время задействуют только гусеничные тракторы, они не так уплотняют почву, как тяжеловесные машины на колесах.

Посев семян и дальнейший уход за всходами

Тем, кто всерьез задумался о том, как выращивают хлеб, интересен будет и сам процесс посадки зерен. Посев яровых культур начинают проводить ранней весной, когда температура воздуха на улице не превышает +3–5 °C. При помощи специальной техники хлеборобы делают узкие бороздки, соблюдая между ними дистанцию в 8–15 см, при этом не забывают и про техническую колею, необходимую для дальнейшего ухода за посевами. Глубина закладки семян — 3,5–5 см. Если погодные условия не позволили провести посев в срок, то глубину посадки уменьшают, чтобы быстрее получить ростки.

Особое значение при выращивании зерновых культур уделяют борьбе с сорняками. Первоначально их пропалывают, через 7–8 дней землю боронят, а как только появляются зеленые всходы, поле обрабатывают гербицидами – специальными химическими веществами, уничтожающими сорные травы.

Как выращивают хлеб, а точнее, злаковые культуры, чтобы получить зерно? Растениям требуется много света, вот почему так важно правильно определить схему посадки для каждого вида. Затеняя друг друга, растения плохо развиваются. К температурному режиму озимые злаковые не столь требовательны, могут вынести как кратковременное похолодание, так и засуху. В процессе выращивания агрономы используют комплексные минеральные удобрения, которые содержат основные питательные вещества: азот, фосфор и калий. Их количество и пропорциональное соотношение зависит от природного состава почвы. Например, чтобы в зернах пшеницы повысить содержание белка и клейковины на стадии колошения используют дополнительную подкормку азотсодержащим удобрением. Если до этого поле было засеяно бобовыми культурами, то долю азота в минеральных составах можно снизить на 30%.

Сбор урожая

Зная, как выращивают хлеб, осталось выяснить, как его собирают. Сбор урожая проводят, когда культура достигает стадии восковой спелости. Влажность зерен должна составлять около 16–17%. В этот момент, главное, не затянуть, иначе зерна будут осыпаться и часть урожая будет потеряна. Сбор пшеницы проводят при помощи комбайна в 2 этапа: сначала ее «валяют», а затем обмолачивают. Важно, чтобы в дни сбора урожая погода была солнечная и сухая. Если идут дожди, то обработку проводят методом прямого комбайнирования, то есть процесс сокращают до 1 этапа. Далее, зерно отвозят на ток, где его тщательно сортируют при помощи специальных станков-веялок. Таким образом, продукт освобождают от примесей мусора. Когда требуемый процент чистоты будет достигнут, зерно отправляют на элеватор или в зернохранилище.

При выращивании зерновых культур человек вкладывает много сил. Урожайность зависит от ряда факторов: качество посадочного материала, погодные условия, набеги вредителей. Ведь во время засухи трудно обеспечить полив растений на поле, протяженностью несколько гектар. Хлеб нужно беречь, относиться к нему уважительно и всегда помнить, что выращивание зерна — это великий труд.

Видео как выращивают хлеб

www.odelita.ru

посадка и уход за зерновыми культурами

Хлеб имеет неоценимое значение в жизни каждого человека. Благодаря этому продукту люди выживали, ведя нескончаемые войны, главной целью которых было завоевание плодородных земель. О хлебе сложены песни, поговорки, пословицы. Недаром народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова», подчеркивая его первостепенную важность. Как выращивают хлеб? Как осуществляется посадка и уход за зерновыми культурами, читайте в статье.

Кто выращивает зерновые культуры?

В старину этим занимались крестьяне-земледельцы. Сегодня человека, выращивающего хлеб, называют хлеборобом. Но это обобщенное название профессии, которой на самом деле не существует, как и вузов, училищ, где можно ее получить. Чтобы полезный продукт оказался на столе, нужно много потрудиться людям разных профессий.

В этом деле важны все этапы работы слаженной команды сельскохозяйственных тружеников:

  • Селекционеров, стараниями которых выводятся новые сорта зерновых культур.
  • Агрономов, которые отслеживают состояние земель, а также семян в зимнее время. Люди данной профессии контролируют вспашку земли. По многочисленным расчетам они определяют дату данной процедуры.
  • Трактористов, занимающихся вспашкой земель, их боронованием и посевом семян.
  • Комбайнеров, без которых не обойтись в уборочную страду. Эти люди на специальных машинах – комбайнах – осуществляют скашивание колосьев, обмолачивание зерна, которое ссыпается в кузов машины и увозится на ток для просушки.
  • Шоферов (водителей), доставляющих зерно на ток, а затем на мукомольные заводы.
  • Пилотов, работающих в гражданской авиации, которые осуществляют борьбу с вредителями зерновых культур.

Хлеб является богатством страны. Его выращиванием занимаются земледельцы, но самой главной фигурой в этом является земля. Прежде чем зерно превратится в буханку хлеба, трудятся люди многих профессий. В настоящее время хлебороба с сохой и рабочей лошадью давно не существует. Многие процессы по возделыванию хлеба выполняют машины.

Выращивание зерновых культур

К данной категории сельскохозяйственных растений относится овес, ячмень, пшеница, рожь. Как выращивают хлеб? Для того чтобы полезный продукт всегда был на столе, нужно хорошо потрудиться специалистам многих профессий. Возделывание зерновых культур следует осуществлять, придерживаясь следующих мероприятий:

  • Нужно провести основную и предпосевную подготовку почвы.
  • Внести необходимые удобрения.
  • Подготовить семена и посеять их.
  • Правильно и регулярно ухаживать за растениями.
  • Вовремя убирать урожай, не допуская потерь.

Посевные сроки

В зависимости от времени посева зерновые культуры бывают озимыми и яровыми. Посев первых осуществляется осенью, яровых – весной. Выращивая зерновые культуры, очень важно определить сроки, когда можно заделывать в почву семена. Если это озимые культуры, до наступления зимних холодов на растениях должно сформироваться три-четыре побега. Поэтому сеять семена нужно в первой декаде сентября, иногда для этого выбирают конец августа. Яровые культуры следует сеять, ориентируясь на состояние почвы. Оптимальным сроком является апрель, середина или конец месяца.

Обработка почвы

Как выращивают хлеб? Прежде чем посеять зерновые культуры, нужно вспахать землю. На ее поверхности не должны оставаться растительные остатки после уборки урожая прошлого года. Это очень важное агротехническое мероприятие, в результате которого почва не подвергается эрозии и в ней сохраняется много влаги. Одновременно со вспашкой в почву вносятся удобрения. Если на поле будут выращиваться яровые культуры, весной проводится боронование почвы, если озимые – культивация.

Как посеять семена?

Посадка зерновых культур осуществляется в подготовленную почву. Посадочный материал должен быть не поврежденным и отвечать требованиям стандарта. Чтобы избежать заражения семян, их протравливают. Выращивание озимых культур осуществляется из прошлогодних семян. После посева посадочный материал нужно прикатать, чтобы произошел контакт с землей.

Как правильно ухаживать?

Чтобы получить высокий урожай, за зерновыми культурами нужно регулярно ухаживать. Для этого следует проводить следующие мероприятия:

  • Защищать растения от поражения болезнями и повреждения вредителями. Для этого поля с посевами зерновых обрабатываются химическими препаратами.
  • Вовремя удалять сорняки, чтобы они не заглушали культурные растения. Для этого используют гербициды.
  • Подкармливать злаки составами, содержащими азот.

Способы уборки урожая

Это агротехническое мероприятие для зерновых культур осуществляется двумя способами:

  • Прямым комбайнированием. Это самый эффективный способ уборки. Проводится при влажности зерна 14-17 %, а также в том случае, когда 95 % всех растений достигли зрелости.
  • Раздельным (двухфазным) способом. Так осуществляется уборка засоренных и созревающих в разное время хлебов.
  • Трехфазным методом, при котором злаки скашивают в валки, подбирают их со всего поля и транспортируют в специально оборудованные помещения для дальнейшего обмолота. Но этот способ используется редко из-за отсутствия машин.

Как раньше выращивали хлеб?

Еще в период каменного века люди заметили, что некоторые растения имеют сытные зерна, которые к тому же можно долго хранить. Ими были злаки в дикой форме: пшеница, рожь, ячмень. Первобытные племена поселялись рядом с такими полями. Со временем люди изобрели инструменты для обработки земли, уборки зерна и его переработки на муку.

Как в старину выращивали хлеб? Сначала подготавливали землю. Эта работа была очень тяжелой. Большая часть территории Древней Руси была покрыта могучими, непроходимыми лесами. Крестьяне сначала выкорчевывали деревья, очищали землю от мощных корней. В слежавшуюся почву не поступал воздух, необходимый для жизни растений. Оживить землю можно было только вспашкой. Крестьяне выполняли эту работу сохой или косулей, которые изготавливали сами.

Плуг появился значительно позже. Он предназначался для подрезания пластов земли и ее переворачивания. После вспашки почву боронили при помощи бороны, которая представляла собой бревно с длинными сучьями. Все комья разбивались, камни крупных размеров удалялись. Земля была готова для использования.

Посев зерна в старину

Началом года на Руси считали весну. От посевных работ зависело, будет грядущий год сытным или голодным. Семена хранили очень бережно, чтобы раньше положенного времени они не прорастали. Больше одного года зерно для посадки не хранили, иначе ему не хватит сил прорасти.

Время посева крестьяне определяли по народным приметам, наблюдая за явлениями природы. Например, если в период разлива рек уровень первой воды был велик, яровые зерновые нужно было сеять рано, если нет – поздно.

День посева считался самым ответственным и торжественным в году. Как выращивают хлеб? Определялся человек, которым первым выходил в поле. Он был босым, надевал праздничную рубашку красного или белого цвета, на груди висела коробочка с семенами. Он разбрасывал их равномерно, читая молитву. Сеяли в основном рожь, так как она была устойчивей к переменам погоды и холодам.

Посевом зерновых культур крестьяне занимались и осенью. Такие злаки называли озимыми и сеяли перед наступлением холодов. До зимы растения успевали прорасти. Если долгое время стояла теплая погода, на озимое поле выпускали скот, который съедал ростки, а растения быстрей укоренялись. В дальнейшем крестьяне полагались на выпадение большого количества снега, который являлся укрытием для посевов. Можно посмотреть, как выращивали хлеб, на картинках ниже. В иллюстрациях к стихотворению Михаила Стельмаха "Жнива" представлен сбор урожая.

Жатва

Очень ответственной порой считалась уборка хлеба. Важно было сделать это вовремя, и чтобы погода была хорошей. Дату жатвы крестьяне определяли, исходя из своих наблюдений. Зерно на зрелость определяли зубами: если оно хрустит, значит поспело.

Уборка зерна требовала больших трудозатрат, поэтому это делали всей семьей. В поле выходили не только взрослые. Как выращивают хлеб, для детей не было секретом. Они с раннего детства были приучены к труду. Если семья не справлялась с работой, звали соседей на помощь. Убирать зерно было нелегко, но эта работа приносила радость людям: процесс сопровождался игривыми песнями. Все работы выполнялись вручную с помощью серпов и кос.

Современным детям, особенно тем, чьи родители не занимаются сельскохозяйственным трудом, помогут узнать, как выращивают хлеб, рассказы. Их написано очень много. Например, «Три калача и одна баранка». Это произведение написал Лев Николаевич Толстой.

Как обмолачивали зерно?

Жатва заканчивалась к середине августа. Колосья, связанные в снопы, увозили с поля для просушки. Для этого использовали:

  • Овин – представлял собой хозяйственную постройку, в которой помещалось до 500 снопов. Сооружение состояло из ямы с печью без трубы и верхним ярусом для складирования снопов.
  • Ригу – постройку, большую по размерам, чем овин. Она была оснащена печью. В ней можно сушить одновременно пять тысяч снопов.

После того как зерно просушили, снопы везли на гумно (участок на земле, огороженный забором). Здесь его хранили, обмолачивали. Это была самая тяжелая работа. По снопам ударяли молотилом, пока в колосьях не останется ни одного зернышка. Обмолотом не всегда занимались сразу. Эту работу можно было выполнять осенью и даже с наступлением зимнего периода. Обмолоченное зерно нужно было провеять. Для этого человек стоял на ветру и ворошил его лопатой. Затем зерно везли на мельницу для перемалывания на муку, из которой хозяйки пекли хлеб, который на Руси всегда считался сокровищем всего народа. Вот почему в нашей стране к хлебу относятся с уважением и почитанием.

fb.ru

Как выращивают хлеб?

Ароматный и вкусный хлеб всегда присутствует на столе. Его с удовольствием едят взрослые и дети. При этом далеко не каждый задумывается о том, как выращивают хлеб.

Такой процесс проходит в несколько этапов и занимает значительное количество времени.

Выращивание и подготовка злаков

Сначала выращивают пшеницу. Чтобы получить хороший урожай, ее засеивают под зиму. Поле под ее выращивание тщательно подготавливают: очищают от сорняков, удобряют и вспахивают. Посев семян производится при помощи специальной техники. После появления всходов пшеницу обрабатывают от вредителей и повторно удобряют. Убирают урожай после того, как зерна полностью созреют и их влажность будет составлять около 17%. После этого пшеница попадает на мельницу, где из нее делают муку.

Дрожжи и закваска

Чтобы получить вкусный и ароматный ржаной хлеб, необходимо использовать закваску. Для ее приготовления применяют дрожжи и молочно-кислые бактерии. Если же планируется выпекать белый хлеб, то, как правило, для него используют только живые дрожжи - из них готовится опара.

Замес теста

На основе закваски или опары замешивают тесто. В него добавляется мука, сахар, соль и подсолнечное масло, а также злаки и отруби, если они предусмотрены рецептом. Замес теста происходит в большой ёмкости - тестомесе. После этого тесто проходит по специальному конвейеру и попадает в чашки, где доходит в течение несколько часов. Как правило, за это время тесто успевает подойти в два раза.

Выпечка хлеба

Готовое тесто на конвейере разделывается на порционные куски. Они проходят формовку и сразу отправляются в печь. Тесто выпекается около 35-45 минут при температуре 98 градусов. На выходе получается ароматный и вкусный хлеб. Вынимают хлеб из печи вручную либо при помощи вакуумных присосок. Хлеб оставляют остывать на некоторое время, а потом раскладывают по паллетам и отправляют на упаковку либо в продажу.

Храниться готовый хлеб может в течение трех суток, лишь некоторые сорта не теряют своей свежести и вкуса на протяжении 10 дней.

Также вам могут быть интересны другие статьи из раздела Правила выращивания.

elhow.ru

Как выращивают хлеб

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.

Задачи:

  • Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;
  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в разное время;
  • Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на механизацию труда;
  • Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
  • Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;
  • Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделиях;

Материал к занятию: Колосья пшеницы, ржи; несколько кусочков ржаного и пшеничного хлеба; картинки с изображением хлебобулочных изделий;

Ход занятия

В-ль: Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:

Он сыплет в мельницу зерно.  Ты назови скорей его.

Дети: Мельник.

В-ль: Правильно, к нам в гости пожаловал наш друг Мельник, встречайте его.

Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Давайте посмотрим ее.

(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб.)

Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?

Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий

Мельник: Молодцы, вы все правильно сказали. А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.

Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать?

Дети: Вспахать землю.

Мельник: Правильно. В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а сейчас им в этом помогают машины.

Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?

Дети: Зерна.

Мельник: (достает пшеничные и ржаные колоски и показывает детям)

В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нем тогда таких как я Будет целая семья.

Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.

Посмотрите, какие еще бывают зерновые культуры.

Раньше люди садили хлеб в ручную, посмотрите как они это делали. А теперь хлеб сажают с помощь. Специальной техники.

По земле сырой и жесткой, Там где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой Зерна, сыпались как дождик, Точно дождик золотой.

Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?

Дети: Потому что люди работали до поздна.

Мельник: Правильно. Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.

Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.

Хлеб созрел. В полях моторы Песню жатвы завели. В степь выводят комбайнеры Полевые корабли.

Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда. Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, а потом обмалывали колосья.

Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.

Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.

(Вращательные движения руками перед собой.)

А теперь вращаем жернова.

Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь). Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук). Получается мука!

 (Показ муки на тарелочке).

А вот водяная мельница. Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных и ветряных мельниц.

А что же теперь делать с мукой? Куда ее везти? Опять на помощь людям приходят машины.

Богатырь – муковоз На завод муку привез.

Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»

Дети встают в круг. Мельник по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.

Мельник: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь продолжим. Что же сначала надо сделать, чтобы приготовить хлеб, булочки, кренделя?

Ответы детей.

Мельник: Правильно. Надо замесить тесто. А какие нужны продукты, чтобы замесить тесто?

Дети: Мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи.

Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.

Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.

Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают Дрожжи тесто раздували. воздух). Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот) Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево) Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста) Разрастись и поднимись! Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево) Тесто зрело и толстело – ох! Ох! Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста) И весёлкой повзбивали.

- Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.

Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины. Ребята, а для чего нам нужен хлеб?

Ответы детей.

Мельник: Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт на нашем столе. Он составляет основу всего питания человека. Недаром говорят: «Хлеб всему голова.»

А вы ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?

«Худ обед, коли хлеба нет.»

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.»

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.»

Молодцы! Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему следует бережно относиться, т.е. не бросать на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените. А сейчас примите от меня угощение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Занятие на тему "Как выращивают хлеб"

Занятие на тему:

"Как выращивают хлеб?"

Занятие подготовила воспитатель

Кульбердина Зульфия Нуритдиновна

2014 г.

Занятие на тему "Как выращивают хлеб?"

Цель: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий, о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России, о том, что его очень трудно вырастить. Закрепить знания детей о различиях города и села.

Наглядно-дидактический материал: Картины с изображением города и деревни, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы и ржи (или картинки), мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый и черный), хлебобулочные изделия.

Ход занятия:

Воспитатель: Вспомните, чем отличается город от деревни? Дети: Разные дома, транспорт, труд людей.

Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?

Дети: Разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно и т. д.

(Перед детьми выставляется несколько картин с изображением города и деревни. Воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть.)

Воспитатель: Вы видите много разных картин. Внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить картины на две группы по какому-то единому общему признаку.

(Дети делят картинки на те, что относятся к городу, и те, что относятся к деревне.)

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет! (Ответ: хлеб.)

Воспитатель: А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый.

Воспитатель: Верно, молодцы! Вот сегодня мы с вами и поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это делают?

Дети: Из муки.

Воспитатель: А из чего получают муку? Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (повтор хором и индивидуально). Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова: "хлеб" и "работа". Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?

(Проводится работа по картинке. Дети все вместе составляют рассказ по серии картин.)

(Перед детьми картина: трактор на поле распахивает землю.)

Воспитатель: Куда мы пришли?

Дети: На поле.

Воспитатель: Что мы видим там?

Дети: Трактор пашет землю.

Воспитатель: Для чего он это делает?

Дети: Чтобы земля была мягкая.

Воспитатель: Кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: А можно сказать землепашец? Землю вспахали, а потом что делают в поле?

(Воспитатель демонстрирует картинку, где люди сеяли зерно.)

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерна проросли?

Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля.

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено?

Дети: Самолет распыляет удобрение на поле.

Воспитатель: Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. (Демонстрация колосков злаковых.) Как выглядят эти растения, кто-нибудь видел? Я вам принесла эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Что можно сказать вот об этом колоске?

(Дети составляют рассказ-исследование по описанию колоска.)

Дети: Он длинный, тонкий, у него очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи тоже длинные.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он?

Дети: Колосок пшеницы короче, толще, усики короткие, а зернышки круглые.

Словарная дидактическая игра с мячом

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову "хлеб":

Назови ласково хлеб (хлебушек).

Крошки хлеба какие? (хлебные).

Квас из хлеба как называется? (хлебный).

Прибор для резки хлеба (хлеборезка).

Посуда для хлеба (хлебница).

Кто выращивает хлеб? (хлебороб).

Кто печет хлеб? (хлебопек).

Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).

Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. И на поле выходят другие машины — комбайны. (Показ картины.) Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер (Повторяют индивидуально и хором.)

Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?

Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовую машину. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается мука.

Воспитатель: Что можно испечь из муки? Как сказать двумя словами?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?

Дети: В булочной.

Дидактическая игра "Узнай на вкус"

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную.

(Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.)

Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий?

Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать их по вкусу?

(Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу.)

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь?

(Ответы детей.)

Воспитатель: "Хлеб всему голова". Почему так говорят? Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно его выращивать, и поэтому вы, ребята, должны с уважением относиться к хлебу.

infourok.ru

Как выращивать хлеб - Пирамидка

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ: «ХЛЕБУШЕК ДУШИСТЫЙ, ТЕПЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ»

 

Корнилова Светлана Васильевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 347 г.о. Самара

sweta_21@mail.ru

 

 

 

 

 

 Скачать Конспект:

 

 

Цель: Закрепить знания детей о том, как выращивают хлеб. Ознакомление с русскими традициями выпечки хлеба. Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Задачи:

— Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях. (Познание.)

— Дать первичные представления о профессии пекаря. Воспитывать уважение к представителям данной профессии. (Познание, социализация.)

— Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека. (Познание, здоровье.)

— Закрепить знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России. (Познание, социализация.)

— Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми. (Социализация.)

— Формировать умение работать с солёным тестом. (Художественное творчество.)

— Развивать воображение, фантазии.

— Развивать такие социально-психологической черты как – терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой. (Социализация, коммуникация.)

— Формировать умение работать сообща.

— Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Возрастная группа: подготовительная

Мотивация: изготовление хлебобулочных изделий для панно и для игры.

Материалы и оборудование:

Ноутбук: Презентация для детей.

Картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни.

Карточки с изображением различных этапов выращивания хлеба.

Солёное тесто.

Приспособления для лепки (доска, стеки, влажная тряпочка).

Ход НОД:

( Дети рассаживаются на стульчики и воспитатель демонстрирует презентацию)

Ребята, я вам сегодня рассажу и покажу как раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и еще много интересного.

У народа есть слова :

“Хлеб – всей жизни голова!”

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе!

Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами.

Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу . Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке . Гостя встречали всегда хлебом и солью.

Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был сытнее пшеничного, белого хлеба.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным.

Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением.

Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь – центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. И называли её ласково "матушка", "кормилица".

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.

Вот он – хлебушек душистый.

Вот он – теплый, золотистый,

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло

В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях – в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки.

Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на “расстойку” чтобы оно забродило и поднялось и уже, после отправляют в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц:

“Без хлеба – нет обеда”

“Хлеб – батюшка, вода – матушка”

“ Хлеб сердце человеку укрепит. Будет хлеб – будет и песня”

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеб хлебу брат.

— О чем мы с вами сегодня узнали?

-ответы детей.

– Ну что ж мы с вами узнали о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб – главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд.

— А вы хотите побывать в роли пекарей?. Ну что ж это возможно, но прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём, наберёмся сил, ведь выпечка хлеба – это процесс сложный и трудоёмкий.

Проводится физкультминутка:

Подрастает зёрнышко – потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет, ветерок его качает, к земле низко прижимает – вот как весело играет!

(Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели.)

– Ну, вот мы с вами и готовы приступить к работе. Итак занимайте свои места. (– Итак, какую же операцию необходимо выполнить сначала? Правильно, замесить тесто.

-Я вам немного помогла и тесто уже замесила. Вам остаётся только сформировать различные хлебобулочные изделия и испечь.

Воспитатель: Приступайте. Вы можете “ испечь” любой хлеб, какой захотите, посмотрите ещё раз на картинки и начинайте. (Дети лепят из солёного теста различные хлебобулочные изделия, воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку.)

– Ну что ж вы все молодцы. Давайте посмотрим, что же вылепил каждый из вас.

(Обсуждение работ детей с показом, отмечая положительные аспекты.)

– Что ж мы вылепили наши хлебобулочные изделия. Что же делаем дальше? Правильно, отправляем в печь. Но печь у нас есть только на пищеблоке, я сейчас отнесу наши поделки в печку, потом заберёт и вам покажем.

Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

(Воспитатель уносит поделки, а через некоторое время приносит и предлагает детям поиграть.) В свободное время поделки необходимо использовать в сюжетно – ролевых играх.

 

 

 

 

piramidka.net

Как наши предки хлеб выращивали

 

 

 

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз. 

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * *• Посеешь в пору – соберешь зерна гору. • Лучше голодай, а добрым семенем засевай. • Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. • Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. • Некогда лежать, когда пришла пора жать. • Ломота в спине, да зато хлеб на столе. 

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь) * * *В поле едет на спине, По полю – на ногах. (Борона) * * *

• Хлеб – батюшка, водица – матушка. • Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. • Появились комары – пришла пора сеять рожь. • Лягушка квачет – овес скачет. 

3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь; На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день. 

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга, Перебей дождя, Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.

ЗАГАДКА

Один льет, Другой пьет, Третий зеленеет Да растет. (Дождь, земля, хлеб) 

4. ЖАТВА

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает. Гуляет серп. На сжатых бороздах Снопы стоят в копнах блестящих… Е. Баратынский * * *Говорило ядреное жито: Не могу я в поле стояти, Колосочки держати. Надо житу стояти В поле копнами, В гумне стогами В клети коробами, А на стол пирогами! * * *• Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса) • Не море, а волнуется. (Поле) • Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп) • Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп) • Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива) • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле) • Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса) • Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) * * *• Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится. • Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь. • Зимой снег рыхлый – урожай обильный. • Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь. • Пахать да боронить – часочка не обронить. • Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку». 

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ 

• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин) • Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин) • Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

* * *• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе. • Ждут летней порою, а жуют холодной зимою. • Не шуба греет, а хлеб. • Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять. • Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. • Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)». • Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай. • Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы. * * *Лады, лады-ладушки, Рада нам хозяюшка, Мы о хлебушке поем, Разговор ведем о том. Убран хлеб, и тише стало, Жарко дышат закрома, Поле спит, оно устало, Приближается зима. Над селом дымки плывут, Люди хлеб в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Хлебом нашим угощайтесь. 

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. «Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!» До того он загордился, вырос кверху бородой. С. Погореловский * * *• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. • Не земля хлеб родит, а небо. • Пересев хуже недосева. • Хата была, да без хлеба беда. • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь. • Без печки холодно, без хлеба голодно. • Не уродится рожь – по миру пойдешь. • Калач приестся, а хлеб никогда. • Каждое семя знает свое время. • До поры до времени не сеют семени. • Сей в пору – соберешь хлеба с гору. • Сей хоть в песок, да в свой часок. • Посеешь в погоду – больше приплоду. * * *• Гречиха любит сухую теплую землю. • За бороною пыль – будет и блин. • Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь. * * *Весь мир кормит, сама не ест. Всю жизнь крыльями машет, А улететь не может. (Мельница) * * *У лепешки, каравая, Сушки, плюшки, пирожка От рождения седая Мать по имени… (мука). 

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю — Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом) * * *Полон хлев бесхвостых овец; Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата) * * *Велика звезда на печи взошла. Без рук, без ног – на гору ползет. Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня) * * *Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь) * * *Купили новенькое, такое кругленькое, Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито) * * *Из-под липова куста Бьет метелица густа. Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют) * * *Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб) * * *Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто) 

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены. 

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

СТИХИ И ЗАГАДКИ 

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо) Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб) * * *Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Г. Виеру * * *Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский * * *В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог) * * *Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! 

В. Бакалдин

Э. Л. Емельянова

Елена Стрельникова Славянская Культура

subscribe.ru