1.2 Процесс социализации личности. Процесс социализации


Глава 1 Социализация как процесс

Социализация - процесс развития социальной сущности человека, который происходит под влиянием среды при усвоении им социального опыта, ценностей, накопленных человечеством.

Понятие ввел американский социолог Ф.Г. Гиддингс («Теория социализации», 1887 г.) как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». В социологии социализация изучалась с позиций таких дисциплин, как социология личности, социология молодежи, социология девиантного поведения и социального контроля.

В ХХ веке бурное развитие получила социальная педагогика, занимающаяся проблемами включения человека в социальную среду.

Социализация - междисциплинарное понятие:

Философия рассматривает понятие социализации предельно широко как процесс развития человеческой общности и индивида.

Психологи считают, что социализация - процесс и результат освоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, получаемого в деятельности и общении.

Социологи понимают под социализацией исполнение человеком социальных ролей. Социальные роли могут быть позитивными (гражданин, семьянин, труженик, потребитель и др.) и негативными (бродяга, вор, грабитель и др.).

    1. Социализация: понятие, классификация

В практику научных исследований понятие социализации вошло в конце 40-х - начале 50-х годов XX века (А. Парк, Д. Доллэрд, Дж. Кольман и др.). Для исследователей, занимающихся проблемами социализации, характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов.

Школа символического интеракционизма (Дж. Мид, Д. Хорке, Д. Джосома, Л. Колберга, Т. Кемпера, Т. Ньюкома и др.) исследует социализацию как результат социального взаимодействия людей.

Представители гуманистической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу) понимают социальное развитие личности как самоактуализацию «Я-концепции».

Психоанализ подходит к пониманию девиантного поведения (негативного хода социализации) как к результату постоянного противоречия бессознательного и сверхсознательного.

Особенности становления молодежи как социальной и возрастной группы рассматриваются в трудах М.Х. Титмы, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Ю.Г. Волкова, и др.

Вопросами социально-психологического направления в развитии молодежной проблематики занимались И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.

Исследованием и прогнозированием социальных потребностей молодежи занимались И.В. Бестужев-Лада, В. Магун и др.

Проблемы современного общества, связанные с кризисом и вытекающими отсюда проблемами молодежи и процесса ее социализации, освещались в многочисленных научных публикациях, авторами которых являются Г.Е. Зборовский, А.Г. Антипьев, Э. Раска, А. Яковлев, М.А. Слюсарянский, В.Н. Стегний, Е.С. Шайдарова и др.

Не смотря на широкую распространенность термин «социализация» не получил единого (однозначного) толкования среди представителей различных наук.

Е.В. Змановская определяет социализацию как процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм».

Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям»1.

Польский социолог академик Т. Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.

«Социализация пишет И.С. Кон, - близка русскому слову воспитание», значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».2

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»3.

2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»4

3) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе».5

4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».6

5) Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.7

Социализация включает три взаимосвязанных процесса:

- Социальную адаптацию - это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;

- Индивидуализацию - активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;

- Социально-психологическую интеграцию - постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.

Содержание данных процессов представлено на схеме 1.

Схема 1. Структурно-динамическая модель социализации.

Социальная адаптация (+)

Социально-психологическая интеграция (+)

Индивидуализация (+)

Усвоение культурных норм

Понимание и принятие норм

Идентификация с культурными нормами

Развитие индивидуальных смыслов и ценностей

Интериоризация знаний, знаков и средств деятельности

Научение в процессе общения и совместной деятельности

Соответствие субъективной картины мира и реальности

Самореализация в познании и конструктивной деятельности

Обучение взаимодействию с другими людьми

Развитие навыков сотрудничества и разрешения конфликтов

Самоценность, равная ценности другого человека

Опыт привязанности и близких отношений

Типизация свойств и стандартизация действий

Гибкость, оптимизация индивидуального стиля

Самоконтроль поведения

Рефлексия, самопознание, саморегуляция, саморазвитие

Социальная активность личность

Согласование общественных интересов и личных целей

Целевая регуляция

Осознаваемые потребности и бессознательные мотивы

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

- стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;

- относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;

- относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;

- более или менее сознательного самоизменения человека 20, с. 22.

studfiles.net

Глава 1 Социализация как процесс

Социализация - процесс развития социальной сущности человека, который происходит под влиянием среды при усвоении им социального опыта, ценностей, накопленных человечеством.

Понятие ввел американский социолог Ф.Г. Гиддингс («Теория социализации», 1887 г.) как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». В социологии социализация изучалась с позиций таких дисциплин, как социология личности, социология молодежи, социология девиантного поведения и социального контроля.

В ХХ веке бурное развитие получила социальная педагогика, занимающаяся проблемами включения человека в социальную среду.

Социализация - междисциплинарное понятие:

Философия рассматривает понятие социализации предельно широко как процесс развития человеческой общности и индивида.

Психологи считают, что социализация - процесс и результат освоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, получаемого в деятельности и общении.

Социологи понимают под социализацией исполнение человеком социальных ролей. Социальные роли могут быть позитивными (гражданин, семьянин, труженик, потребитель и др.) и негативными (бродяга, вор, грабитель и др.).

    1. Социализация: понятие, классификация

В практику научных исследований понятие социализации вошло в конце 40-х - начале 50-х годов XX века (А. Парк, Д. Доллэрд, Дж. Кольман и др.). Для исследователей, занимающихся проблемами социализации, характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов.

Школа символического интеракционизма (Дж. Мид, Д. Хорке, Д. Джосома, Л.Колберга, Т. Кемпера, Т.Ньюкома и др.) исследует социализацию как результат социального взаимодействия людей.

Представители гуманистической психологии (А.Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) понимают социальное развитие личности как самоактуализацию «Я-концепции».

Психоанализ подходит к пониманию девиантного поведения (негативного хода социализации) как к результату постоянного противоречия бессознательного и сверхсознательного.

Особенности становления молодежи как социальной и возрастной группы рассматриваются в трудах М.Х. Титмы, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Ю.Г. Волкова, и др.

Вопросами социально-психологического направления в развитии молодежной проблематики занимались И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.

Исследованием и прогнозированием социальных потребностей молодежи занимались И.В. Бестужев-Лада, В. Магун и др.

Проблемы современного общества, связанные с кризисом и вытекающими отсюда проблемами молодежи и процесса ее социализации, освещались в многочисленных научных публикациях, авторами которых являются Н.А. Аитов, Г.Е. Зборовский, АГ. Антипьев, Э. Раска, А. Яковлев, М.А. Слюсарянский, В.Н. Стегний, Е.С. Шайдарова и др.

Объектом исследования является социальная группа молодежи, в частности молодые люди 14-18 лет. Мы ограничились этой возрастной группой, поскольку именно она является вершиной при переходе с одной стадии на другую - от детства к зрелости. Молодежь (14-18 лет) является специфической социальной группой, для которой характерен сложный процесс интериоризации - экстериоризации социальных норм и правил (в ходе социализации) в условиях быстроменяющегося общества.

Предметом исследования являются процесс социализации социальной группы молодежи и факторы, его определяющие под воздействием социально-экономических преобразований общества.

Не смотря на широкую распространенность термин «социализация» не получил единого (однозначного) толкования среди представителей различных наук.

Е.В. Змановская определяет социализацию как процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм».

Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям»1. Польский социолог академик.

Т. Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.

«Социализация пишет И. С. Кон, - близка русскому слову воспитание», значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».2

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»3.

2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»4

3) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе».5

4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».6

5) Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.7

Социализация включает три взаимосвязанных процесса:

  1. социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;

  2. индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;

  3. социально-психологическая интеграция - постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.

Содержание данных процессов представлено на схеме 1.

Схема 1. Структурно-динамическая модель социализации.

Социальная адаптация (+)

Социально-психологическая интеграция (+)

Индивидуализация (+)

Усвоение культурных норм

Понимание и принятие норм

Идентификация с культурными нормами

Развитие индивидуальных смыслов и ценностей

Интериоризация знаний, знаков и средств деятельности

Научение в процессе общения и совместной деятельности

Соответствие субъективной картины мира и реальности

Самореализация в познании и конструктивной деятельности

Обучение взаимодействию с другими людьми

Развитие навыков сотрудничества и разрешения конфликтов

Самоценность, равная ценности другого человека

Опыт привязанности и близких отношений

Типизация свойств и стандартизация действий

Гибкость, оптимизация индивидуального стиля

Самоконтроль поведения

Рефлексия, самопознание, саморегуляция, саморазвитие

Социальная активность личность

Согласование общественных интересов и личных целей

Целевая регуляция

Осознаваемые потребности и бессознательные мотивы

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

  • стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;

  • относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;

  • относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;

  • более или менее сознательного самоизменения человека.

studfiles.net

Процесс социализации личности

Традиционно процесс развития личности в отечественной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией и воспитанием человека.

Социализация личности — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В общем понимании социализация есть процесс присвоения социального, т. е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум три трактовки: как общечеловеческое, как общественное, как коллективное. В понятие же «социализация» заложено определенное измерение-отношение: личность и социальная среда. Сущность процесса определяется тем, что стоит за этими отношениями.

Понятие социализации было введено в 1940-е гг. в работах Дж. Дол-ларда и П. Миллера. В разных научных школах оно получило свою интерпретацию.

• Адаптация или приспособление (Б. Скинер, Э. Торндайк, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. П. Блонский). Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности.

• Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация — перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей и т. д. общества (Э. Дюркгейм). Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта, полагают А. Бандура, Б. Бернштейн, Ф. О. Джиринг.

• Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой — процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность — общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).

В настоящее время в отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: «Изменяющаяся личность в изменяющемся мире».

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с формированием обобщенного образа действительности, но это нечто большее, чем простое когнитивное образование. Характер же вторичной определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Вторичная социализация включает в себя и поведенческий компонент.

Степень, уровень, особенности социализации являются определяющими моментами в характеристике личности. Процесс социализации осуществляется в семье, социальных институтах общества, а также в различных неформальных объединениях. Вместе с тем социализация не может рассматриваться как механистическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта, отмечает А. А. Реан. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности выносят из сложившихся ситуаций различный социальный опыт, что является основой для развития другого процесса — индивидуализации. На этом положении, по мнению А. А. Реана, основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.

Б. Ф. Ломов полагает, что в развитии личности диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его дела, делает своим достоянием. Это развитие личности и есть ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир.

Таким образом, при рассмотрении проблемы развития личности возникают противоречия, связанные с соотношением социализации и индивидуализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Именно в процессе социализации человек обретает свою истинную индивидуальность. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Обосновывая три грани социализации личности, А. Г. Асмолов выделяет прежде всего грань индивидуализации, отражающую «основной генетический закон культурного развития», грань интимизации, отражающую переход от «мы» к «я» или проблему самосознания личности, и грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.

По К. Юнгу, каждому индивидууму свойственно стремление к индивидуализации или к саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой» или самореализации, процесс, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом.

Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также со-деятельности с другими людьми.

Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог.

В общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Процесс осознания человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным элементом его личностной зрелости. Включение человека именно в те сферы жизнедеятельности, для которых он обладает необходимыми задатками, предполагает хорошую обучаемость, успешность, превышающую средний уровень. Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной во взрослом возрасте. Длительное следование «не своим» путем приводит к разрыву между сознательным поведением и потребностями, заложенными в потенциал развития. Этот разрыв может субъективно выражаться в появлении дисфорических переживаний и повышенной нервно-психической напряженности. Ошибки в выборе субъективно-оптимального жизненного пути являются неизбежными и в этом смысле даже нормальными. Преодоление жизненных кризисов ведет к более полному и точному пониманию «своего» пути, переживанию осмысленности своей жизни и удовлетворенности ею.

psyera.ru

1.2 Процесс социализации личности

Основной путь формирования личности человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает разверну­тый перед ним мир человеческой культуры, воплощенный в пред­метах производственной, и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализа­цией личности, то есть ее развитием в процессе усвоения ею накоп­ленного человечеством социального опыта, воплощенного в раз­личных проявлениях культуры, и цивилизации.

Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности, не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека.

Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении [5, с. 174].

2. Стадии, способы и средства социализации личности

2.1. Стадии процесса социализации

Выделяют следующие стадии социализации:

  1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

  2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

  • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

  • изменение себя, "стать как все";

  • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

  1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям [1, с. 219].

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса.

Социальная зрелость личности – это, прежде всего ее определенное психическое состояние, соответствующий уровень развития ее чувств и мышления, а также ее способность к социально-полезным видам деятельности, способность нести ответственность за свои дела. Одни люди достигают социальной зрелости в относительно раннем возрасте благодаря своим широким познаниям и активному включению в различные виды деятельности. Другие намного позже. Третьи и в позднем возрасте проявляют социальную незрелость. Достижение социальной незрелости отнюдь не означает приостановку ее развития, которое продолжается всю жизнь. Расширяются и углубляются ее разнообразные знания и опыт, совершенствуются способности, навыки и умения к различным видам деятельности, развиваются ее моральные и эстетические качества, ее индивидуальность.

С точки зрения общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоению социальных ролей [4, с. 86].

Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, браться, сестра, другие родственники, друзья семьи, сверстники, учителя. Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну - две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, тогда употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация – сфера межличностных отношения, а вторичная сфера социальных отношений. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

У младенцев складываются более или менее тесные отношения со взрослыми, которые о них заботятся, – это родители, братья и сестры, родственники, приходящие няни, друзья семьи. Эти люди становятся основными агентами социализации в жизни ребенка.

В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают влиянии дополнительные агенты социализации: учителя, воспитатели в летних лагерях, врачи, новые приходящие няни. В это время не только растет количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Всё больший упор делается на овладение мыслительными и познавательными навыками; ребенок учится употреблять буквы и числа, осваивает сложные системы правил. Когда дети достигают зрелости, главными агентами социализации могут стать для них не родители, а сверстники.

studfiles.net

что это такое, этапы, стадии, агенты, факторы

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода): 

  1. Ранний: детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний: молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Видео: Социализация личности

gopsy.ru

Сущность процесса социализации. Факторы социализации — Мегаобучалка

Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе социализации. Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни знания, умения и навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями как «воспитание, обучение, развитие личности». Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами: целенаправленное обучение, воспитание и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных социально желательных стереотипов поведения, качеств личности. Случайные социальные воздействия также имеют место в социальной ситуации.

Ребенок социализируется не пассивно, принимая различные воздействия, а переходя постепенно от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен только в том случае, когда у него сформированы и существуют потребности. Если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществят свою воспитательную деятельность, то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.

Активность ребенка будет либо полностью подавлена и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться делать скрытно и т.п.)

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции»(НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). Если ребенок не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский Л.С. показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. ВПФ – речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.

Развитие психики осуществляется посредством двух процессов:

социализации; - саморазвития, саморазвертывания личности. Личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу (принятые нормы, правила). У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. Когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, но могут, тем не менее, быть отдельные противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения – это может стать причиной того, что человек задумывается, «переживает», рефлексирует по поводу какой-то своей личной проблемы. Такое переживание способно привести к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.

Социализация –многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни: стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.

Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, которая является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, проходящей в 3-х основных сферах:

• Деятельности – расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

• Общения – расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

• Сознания – формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации и социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально-значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости и уникальности.

Основными институтами социализацииявляются: (по мнению А.В. Мудрика) – семья, - образование, - культура, - религия. Институты – это исторически сложившиеся формы организации жизнедеятельности людей, т.е. это общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических способов социализации:

1. Идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группой, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола.

2. Подражание – является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков).

3. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.

4. Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация - облегчение).

5. Конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов выделяют 4 психологических механизма социализации:

- имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

- идентификация – усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

- стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

- чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первые 2 механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами в процессе социализации люди учатся тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация – это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через конформное поведение.

С позиций отечественной психологии социализация характеризуется как расширенное влияние совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в условиях воспитания и обучения), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.

В детском возрасте у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы социального взаимодействия, моральные социальные нормы.

При изучении социального развития детей исследователи выделяют три основных процесса обеспечивающих социальное научение: - классическое обусловливание; - инструментальное обусловливание; научение в результате наблюдения. Классическое обусловливание представляет собой процесс при котором в результате научения условный стимул связывается с безусловным. Инстументальное или оперантное обусловливание наблюдается тогда, когда ребенок случайным образом выполняет правильно (или неправильно) какой-либо элемент поведения, причем такое поведение подкрепляется с помощью поощрения. В результате третьего процесса дети научаются чему-либо, наблюдая и воспроизводя то, что видят.

А. Бандура предложил 4-х ступенчатую модель научения и воспроизведения. На первой ступени доминирует внимание, поскольку для того, чтобы произошло научение, ребенку необходимо обратить внимание на образец. На второй ступени осуществляется сохранение; при этом интерпретируя поведение другого человека ребенок использует имеющиеся познавательные навыки или категории и сохраняет в памяти эту информацию. Эффективность данной стадии частично зависит от уровня когнитивного развития ребенка. На третьей ступени осуществляется использование информации, сохраненной в памяти ребенка, таким образом происходит моторное воспроизведение. Еще одной составляющей, обеспечивающей социальное научение являются мотивационные процессы, которые определяют будет ли осуществлено какое-либо действие. На четвертой ступени наблюдение следствий поведения другого человека окажет сильное влияние на желание воспроизводить это поведение.

Путем социального научения в процессе развития ребенка формируется, в частности, половое самосознание, которое представляет собой включения биологического пола и культурных ассоциация в самовосприятие и поведение ребенка. Данный процесс объединяет несколько компонентов: половую идентичность, понимание социальных ожиданий в поведении мужчины и женщины, усвоение поведения, соответствующего половой принадлежности. Половая идентичность включает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.

К 3 годам дети уже хорошо различают пол окружающих людей, знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются различные требования. В этом возрасте дети начинают понимать и более абстрактные психологические составляющие половых стереотипов.

В разных психологических направлениях существуют определенные точки зрения на проблему формирования половых стереотипов. Представители психоанализа считают, что дети воспринимают половой стереотип через процесс идентификации с родителями того же пола. Этот процесс начинается в возрасте 4-5 лет.

Представители теории социального научения придерживаются мнения, что типичному для пола поведению обучаются также, как и другим формам поведения, т.е. путем инструментального обусловливания и наблюдения.

Сторонники теории когнитивного развития полагают, что ранее полоролевое научение связано с более общими изменениями в когнитивном развитии. Исследования в рамках этого направления показывают, что дети очень рано, почти независимо от семейного окружения, узнают о половых стереотипах, наблюдая поведение взрослых.

Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка. Психологически процессы самооценки и формирования «Я-концепции» имеют значительные отличия. «Я-концепция», по сути, представляет собой в большей мере набор описательных, нежели оценочных представлений о себе. Часто «Я-концепции» может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка – это понимание человеком своих собственных качеств, а также оценка им этих качеств. Самооценку детей младше семи лет измерить довольно трудно. У маленьких детей есть ожидание успеха в конкретных заданиях, они оценивают себя в каждой конкретной ситуации, но у них отсутствует обобщенная самооценка. Дошкольник собой полностью доволен, кажется себе очень хорошим, и только, спустя некоторое время (к 9-10 годам) у ребенка формируется вполне отчетливое чувство собственной ценности, формируется оценка себя.

Другой важной составляющей развития личности является формирование навыков просоциального поведения. Этот термин используется психологами для обозначения предписываемых в определенной культуре моральных действий, которые можно определить как социально-положительные: щедрость, помощь другому, сотрудничество, эмпатия. Просоциальное поведение детей бывает достаточно последовательным в разных ситуациях, хотя возможны и ситуативные его отклонения.

Наибольшее влияние на ранних этапах социализации оказывает семья. Ж.Ж. Руссо «каждый последующий воспитатель оказывает гораздо меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий». Поведение в семье определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами знаков: неприятие - расположение, терпимость – несдержанность.

В зарубежных исследованиях широко изучались три дисциплинарных воздействия на детей: - использование власти (принуждение), объяснение, лишение родительской любви. Тактика использования власти предполагает насилие, порой физическое наказание, контроль со стороны родителей над желаниями ребенка. Индуктивная техника (объяснение) включает рассуждение, похвалу, объяснение ребенку последствий его действий. Лишение любви предполагает неприятие, игнорирование ребенка, выражение разочарования его поведением.

Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, но и путем соотнесения своего опыта с образом жизни своих родителей.

Социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно в детстве и юности. А.В. Мудрик выделяет три этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Исследования позволяют выделить ряд различий социализации детей и взрослых.

1. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей корректируются базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети – только усваивать их.

3. Социализация взрослых зачастую. Предполагает понимание того, что существует множество «оттенков» проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей строится на подчинении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие критерии, как «более хорошо» или «менее плохо».

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками, социализация детей – в основном на мотивацию их поведения.

Таким образом, социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду, включает в себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества. Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется воспитанием. Воспитание представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида. Основной задачей взрослого является передача ребенку тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным.

 

megaobuchalka.ru

Социализация - это... Что такое Социализация?

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

См. также

Литература

Примечания

dic.academic.ru