Объект и предмет исследования. Предмет и


предмет - это... Что такое предмет?

ПРЕДМЕ́Т -а; м.

1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо. Увидеть п. Одушевлённый, неодушевлённый п. Обнаружить п. Поднять п. Заинтересоваться предметом. Наткнуться на какой-л. п. Большой, маленький п. Лёгкий, тяжёлый п. Тупой, острый п. Блестящий п. Странный п. Отдельные предметы. Бьющиеся предметы. П. зелёного цвета. П. овальной формы. Свойства предмета. Название предмета.

2. Вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т.п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт. Необходимые предметы. Предметы домашнего обихода. Предметы народного потребления. Предметы роскоши. Предметы экспорта. Производить предметы широкого потребления. Пользоваться предметами личной гигиены. Удовлетворить спрос на предметы первой необходимости.

3. Явление действительности, событие, факт. Судить о многих предметах. Иметь разные точки зрения на один п. Женитьба - п. особый. Ждём специального распоряжения на сей п. (на этот случай, для этого).

4. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Основной п. научного исследования. Возвышенный п. П. разговора. Споры разгорелись вокруг предмета изучения. Отвлечься от предмета обсуждения. Вернуться к предмету рассуждений.

5. Учебная дисциплина в средней школе. Преподавать какой-л. п. Сдавать любимый п. Ввести в десятом классе новый п. Выставить оценку по какому-л. предмету. Успевать по всем предметам.

6. То, что служит объектом, источником какой-л. деятельности, какого-л. состояния или отношения. П. для подражания. П. зависти. П. насмешек. П. любви. Стать предметом критики. Эта ссора - п. моих тревог.

◁ На какой предмет? в зн. нареч. Зачем? для чего? На какой предмет заготовлены новые бланки? На предме́т чего. в зн. предлога. Для чего-л., с целью чего-л. Поставьте кого-л. здесь на предмет охраны. Предме́тный (см.).

* * *

предме́т

(в логике), всё, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.

* * *

ПРЕДМЕТ

ПРЕДМЕ́Т, в логике — все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.

Энциклопедический словарь. 2009.

dic.academic.ru

Объект и предмет исследования

Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.

Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:

Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:

Н. Е. Яценко считает, что

Подводя итог, можно составить рабочие описание понятий «объект» и «предмет исследования».

Объекты изучения могут быть:

  • материальными,
  • нематериальными.

Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, наоборот, события еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.

Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя который, мы узнаем целостность объект, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.

Это очень четко раскрывается при изучении существующих в той или иной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.

Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.

Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

Различие между объектом и предметом исследования

Разграничение объекта и предмета - это гносеологическая проблема. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.

Отличия между объектом и предметом появилось в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.

Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.

В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой либо специфической науки.

Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.

Случается, что объект и предмет исследования формируются почти тождественно, но такой подход является не вполне правильным.

Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.

spravochnick.ru

ПРЕДМЕТ - это... Что такое ПРЕДМЕТ?

ПРЕДМЕ́Т

предмета, м. [перевод. латин. objectum — брошенное перед кем–н.].

1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как субстанция, как вместилище каких–н. свойств и качеств (книжн.). Предметы внешнего мира. «Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим… и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы.» Гоголь. На закате все предметы казались окрашенными в золотисто–розовый цвет. Имя существительное — грамматическая категория слов, понимаемых как обозначение предметов. В слове “белизна” — качество выражено в категории предмета.

|| Вещь, обслуживающая ту или иную потребность, составляющая принадлежность какой–н. области материального быта, движимого имущества. Предмет домашнего обихода. Предмет широкого потребления. Предметы первой необходимости. Предметы роскоши.

2. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена деятельность познания. «От важных исходя предметов, порой касался разговор и русских иногда поэтов.» Пушкин. Предмет спора. Предмет научного исследования. Избрать себе что–н. предметом для занятий.

3. чего. То, что служит материалом, источником деятельности чего–н., что питает собой что–н. «Да нельзя ль увидеть мне Филлиду эту, предмет и мыслей, и пера, и слез, и рифм…» Пушкин.

|| Источник тех или иных чувств и переживаний, то, что внушает к себе то или иное отношение. Он служил предметом насмешек для товарищей. Предмет постоянных забот. Предмет любви. Предмет увлечения.

4. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе (устар.). «Милые предметы (женщины), которым… писали втайне вы стихи, которым сердце посвящали.» Пушкин. || Возлюбленный или возлюбленная (из выражения: предмет любви; простореч. фам.). «— Без нее (любви) все–таки скучно… А как есть предмет, так то ли дело!» А.Островский. «Ваш предмет теперь у меня сидит; она собирается домой.» А.Островский.

5. Какой–н. цикл знаний, образующий особую дисциплину преподавания. Он преподает у нас два предмета — физику и химию.

❖ На предмет чего (канц.) — с такой–то целью, для того–то. Представить куда–н. документы на предмет получения пособия. На (сей, этот, тот и т. д.) предмет (канц. и разг. шутл.) — для этого, того; об этом, том. На сей предмет у него имеются определенные инструкции. На сей предмет он уже позаботился. На тот предмет, если (канц.) — в случае, если (будет то–то). Иметь в предмете кого–что — иметь в виду кого–что–н., думать о ком–чем–н. «У нас теперь не то в предмете: мы лучше поспешим на бал.» Пушкин. «У меня в предмете был человек, то–есть, я вас скажу, просто первый сорт,» Тургенев.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

dic.academic.ru

Значение слова ПРЕДМЕТ. Что такое ПРЕДМЕТ?

ПРЕДМЕ́Т, -а, м.

1. Всякое конкретное, материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо, Одушевленный предмет. Неодушевленный предмет. □ Встав с постели, Аркадий раскрыл окно — и первый предмет, бросившийся ему в глаза, был Василий Иванович. Тургенев, Отцы и дети. Уже начиналось утро… --- Воздух заметно посерел, и в нем стали обозначаться отдаленные предметы: кусты, деревья, столбы. Березко, Мирный город. || Вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т. п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт. Предметы домашнего обихода. Предметы народного потребления. Предметы первой необходимости. Предметы роскоши. □ В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны», и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет. Л. Толстой, Детство. [Матросы] целые дни проводили в суете, запасаясь углем, снарядами, машинным маслом, съестными продуктами и другими необходимыми предметами. Новиков-Прибой, Шалый.

2. Явление действительности, факт. — Мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моем присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще. Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете? Тургенев, Отцы и дети. [Себастьян] удивился, какие полярные точки зрения на один и тот же предмет могут существовать у разных людей. Казакевич, Дом на площади.

3. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Предмет научного исследования. Предмет лекции. Предмет разговора. □ Обязан истинный поэт Для вдохновенных песнопений Избрать возвышенный предмет. Пушкин, Египетские ночи. Предмет истории есть жизнь народов и человечества. Л. Толстой, Война и мир.

4. То, что служит объектом, источником какой-л. деятельности, какого-л. состояния или отношения. Предмет для подражания. Предмет зависти. Быть предметом насмешек. □ Выкуп посессионных заводов владельцами --- будет последним словом того безумного хищения, предметом которого служил Урал в течение последних полутораста лет. Мамин-Сибиряк, От Урала до Москвы. Бесшумно пролетела вещая птица щур, предмет жадных мечтаний моих, — вот бы поймать! М. Горький, В людях.

5. чей. Разг. устар. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе. [Анна Антоновна:] Ваш предмет у меня теперь сидит; она собирается домой, так вы погодите, я ее здесь проведу. А. Островский, Не в свои сани не садись. [Дононов:] Я сам читал его письма к своему предмету… Чего он там ей не пишет, жуть! И песня, и еще нечто подобное. Погодин, Сонет Петрарки.

6. Круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания. У меня были превосходные способности, и, совсем перестав учиться, я схватывал предметы на лету, в классе, на переменах, и получал отличные отметки. Короленко, История моего современника. Кроме русского языка, арифметики и других предметов, которые были у нас в прошлом году, теперь прибавляются еще география, история и естествознание. Носов, Витя Малеев в школе и дома.

На этот (тот, сей и т. п. ) предмет — на этот (тот, сей и т. п.) случай.
На какой предмет? — зачем?, для чего?
На предмет чего ( в знач. предлога) — для чего-л., с целью чего-л. Место несчастного происшествия огородить и на предмет охраны поставить будочника. А. Н. Толстой, Пути культуры.
Быть в предмете у кого; иметь в предмете кого-что ( устар.) — иметь в виду кого-, что-л., думать о ком-, чем-л. [Арбенин:] У других на свете Надежд и целей миллион, У одного богатство есть в предмете, Другой в науки погружен. Лермонтов, Маскарад.

kartaslov.ru

предмет - это... Что такое предмет?

Морфология: (нет) чего? предме́та, чему? предме́ту, (вижу) что? предме́т, чем? предме́том, о чём? о предме́те; мн. что? предме́ты, (нет) чего? предме́тов, чему? предме́там, (вижу) что? предме́ты, чем? предме́тами, о чём? о предме́тах

1. Предметом называется объект материального мира, который имеет форму, цвет и иные свойства.

Лёгкий, тяжёлый предмет. | Тупой, острый предмет. | Бьющиеся предметы.

2. Предметом называют вещь, свойства которой не являются важными, существенными в какой-либо ситуации.

Если собака по команде нашла предмет, то она должна взять его и принести хозяину.

3. Предметом называется основной элемент в определённой системе отношений.

Предмет и содержание договора. | Юридическое лицо в соответствии с договором обязано принять предмет лизинга за определённую плату.

4. Предметом называют обиходную вещь, которая используется кем-либо с какой-либо целью.

Необходимые предметы. | Предметы домашнего обихода. | Предметы интерьера.

5. Предметом называют вещь, которая относится к какой-либо категории.

Предметы роскоши. | Предметы экспорта. | Производить предметы широкого потребления.

6. Предметами первой необходимости называют вещи, без наличия которых какая-либо деятельность или жизнедеятельность не является полноценной или осуществимой.

Удовлетворить спрос на предметы первой необходимости.

7. Предметом называют какое-либо конкретное явление действительности.

Судить о многих предметах. | Иметь разные точки зрения на один предмет. | Женитьба — предмет особый. | Природа — это предмет чувств.

= событие, факт

8. Если кто-либо имеет какие-либо мысли, соображения и т. п. на какой-либо предмет, то это означает, что этот человек обдумал какую-либо проблему.

9. Предметом называется тема, общее содержание чьей-либо мысли или речи.

Основной предмет научного исследования. | Возвышенный предмет. | Предмет разговора. Что-либо стало предметом спора между кем-либо.

10. Предметом называется учебная дисциплина в средней школе.

Общеобразовательные предметы. | Предметы гуманитарного, естественно-научного, экономического цикла. | Преподавать какой-либо предмет. | Выставить оценку по какому-либо предмету. | Изучить предмет.

11. Предметом называется то, что служит источником какой-либо деятельности, какого-либо состояния или отношения.

Слыть предметом для подражания. | Быть предметом чьей-либо любви. | Стать предметом критики. | Что-либо стало предметом чьей-либо зависти. | Кто-либо превратился в предмет чьих-либо насмешек.

12. Предметом называются фактические данные, обстоятельства, установленные путём исследования имеющихся материалов.

Предмет антропологии, психологии. | Каждый род судебной экспертизы имеет свой предмет.

13. Если кто-либо делает что-либо на предмет чего-либо, то это означает, что этот человек совершает какое-либо действие с определённой целью.

Поставьте кого-либо здесь на предмет охраны.

• предме́тный

dic.academic.ru

Понятия "предмет" и "вещь". Специфика рассмотрения вещи в философии дизайна.

Курашвили Валерия, 596 гр.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Понятия «предмет» и «вещь».
  3. Специфика рассмотрения вещи в философии дизайна.
  4. Смысловые характеристики вещи.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

1. Введение.

Выбор темы обоснован её актуальностью. Вся жизнь человека связана с вещами и предметами. Для меня представляет большой интерес, что же такое «вещь» и «предмет». Их понятия, схожесть и различия. А так же рассмотрение вещи в философии дизайна, как в её отношении  к человеку, так и во взаимодействии её с природой. Хотелось бы рассмотреть те вещи, которые обитают рядом, осветить вещный смысл. «Можно задуматься о разуме и душах вещей, о памяти вещи, о её судьбе, её кончине или бессмертии; о союзе между человеком и вещью или об их нередкой борьбе за главенство; о вещах-злодеях, вещах-героях, святых вещах» [3,стр. 16]. Большое количество вещей, которые нас окружают, никак не укладываются в теоретических дисциплинах, изучающих вещи. Вещь обладает особым лирическим смыслом, он увеличивается тогда, когда утрачивается технологическая новизна и эстетическая привлекательность вещи. Необходимо постичь в вещах их особый, нефункциональный смысл, который не зависит ни от стоимости, ни от назначения, ни даже от их достоинств.

2. Понятия «предмет» и «вещь».

Очень важно провести разграничение определений «предмета» и «вещи». В качестве дополнения предмету необходимо нечто неодушевленное, а вещи - одушевленное. «Предмет» обычно «чего», а «вещь» всегда «чья». Вещь не как объект воздействия, а как принадлежность какого-либо субъекта. Предмет и вещь примерно то же что индивидуальность и личность: предмет - лишь возможность или основа вещи. Предмет превращается в вещь лишь тогда, когда наступает его духовное освоение, это напоминает то, как индивидуальность превращается в личность в ходе своего саморазвития. Так же «предмет» можно расценивать как что-то сделанное руками, а «вещь» как какой-либо поступок. На древнерусском языке - "вещь" обозначало "дело", "поступок", "свершение", "слово". В каждом предмете есть что-то "вещее", что-то человеческое. «Для вещи четких технологических критериев нет, вернее их недостаточно при определении её сущности, многое зависит от условий её использования, особенностей владельца, культурного контекста. Вещество природы становится предметом, попадая под воздействие человека. Именно эта, активно - деятельная, преобразующая сторона отношения человека к чему-либо им создаваемому, подчеркивается в понятии «предмет»: предмет возникает в процессе преобразования мира и для дальнейшего преобразования. » [2. стр. 45]. Предмет возникает благодаря усилиям человека, сопровождает его, несет в себе информацию создателя и пользователя. Предмет так же может быть как материальным, так и идеальным (предмет познания), вещи не могут быть «идеальными». Но не стоит разделять и противопоставлять «предмет» и «вещь». Порой одно и то же может называться предметом либо вещью, особенно если учесть, что становление вещи начинается с процесса опредмечивания, преобразования её при помощи человека. «Опредмечивая себя, человек овеществляет материю, фиксирует в ней себя и свою жизнь. » [2. стр. 46]. «Предмет» - это то, что отчуждено от человека, то, что нужно осваивать. Вещь становится для нас как что-то материальное, но не отличаемое от вещества природы, связанное с существованием человека и жизнью его в культуре. «Вещь» как сосуд, в котором есть нечто человеческое. Вещь обладает особой лирической сущностью, эта сущность способна сживаться с человеком, все больше раскрываться, тогда другие свойства вещи становятся менее важными, обесцениваются, устаревают. «Вещь» - одушевлена, «вещь» как освоенный предмет, «предмет» - неосвоенная вещь (Хайдеггер). В процессе использования вещи происходит расшифровка информации, если расшифровки не происходит, то вещь остаётся предметом. Смысловое наполнение вещи базируется, с одной стороны, на ее культурной принадлежности, с другой - на индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Вещь становится текстом, содержащим информацию для человека лишь в том случае, если он знает и понимает ее культурную основу. Содержание «текста» вещи, ее смысл наполняется по мере развития способности человека к ее прочтению. Знаковый характер вещей определяется с учетом их свойств отражать в человеческом сознании объективные связи и отношения между предметами и явлениями действительности: истинности-ложности, реальности-ирреальности, известности-неизвестности, возможности-невозможности, зависимости-независимости, определенности-неопределенности. Таким образом, вещь, зарождаясь в голове человека, проходя через его руки, теряет свою омертвелость. Это обстоятельство позволяет рассматривать вещь как синтезирующий продукт культуры. «Важно понять красоту и смысл вещи, отпечаток божественной личности на ней... «вещь» как отражение. » [3, стр. 23].

3. Специфика рассмотрения вещи в философии дизайна.

«Вещь есть необходимость. Это означает, что вещью мы называем только востребованный предмет, то есть такой, который нужен данному человеку в данный момент времени и точке пространства. Тогда, в процессе распредмечивания, он становится вещью. Предмет - энтелехия вещи. Вещь - предмет, реализовавший себя. » [2, стр. 88]. Я согласна с тем, что «вещь» - это востребованный предмет, ведь если вещь становится не нужной человеку, перестает быть необходимой, она остается предметом. От античной максимы «человек есть мера всех вещей» до современной аксиомы «вещь как мера человека» проходит сложный процесс нравственного, гуманистического, общекультурного развития человечества. Как элемент культуры, как результат человеческой деятельности вещь - явление, имеющее сложную природу: она выступает не только как материальный продукт, но и как феномен, несущий в себе духовный смысл. Движение от предметной природности в сторону культурной вещественности отражает преобразующий характер человеческой деятельности. И это закономерно, поскольку вещь как отражатель человеческой деятельности, поведения и общения людей. Вещи влияют на многообразие форм социальной жизни, видов деятельности, создают предметную среду - вторую природу. Вещественный слой есть нечто большее, чем сумма составляющих его элементов. Вещь в современном понимании представляется как живая форма деятельности человека. Небезызвестно, что жизнь - это абсолютная форма для всего живого. Но в определенных культурных условиях возможно возникновение жизни вещи за счет ее контакта с человеком. Вещь преодолевает саму себя и становится объяснением общей эволюции культуры. Возможность соответствующего взгляда на вещь открывает теория ценностей. Знаковая и информационная трактовка вещей также позволяет извлечь культурологическую информацию о человеке. Вещь является сложным понятием, которое включает в себя непосредственно воспринимаемые физические свойства, так и ее культурные, метафизические смыслы. Вещная среда традиционно рассматривается как результат человеческой деятельности, как потребляемый объект. Но в системе отношений человека и вещи, как элемента материально-духовного мира, первый выступает не только как субъект, формирующий свою среду обитания, но и как объект, изменяющийся под ее воздействием. Возможно и такое, человек считает, что он владеет вещью, а на самом деле вещь овладевает им. Иногда используемая вещь может привести человека к духовной и даже физической гибели. Может быть, в этот момент вещь становится личной, накладывая при этом определенный отпечаток. «Личная» вещь может выражать внутренний и духовный мир ее владельца и отражать его общественное положение, статус, отношение к окружающим людям, к обществу в целом. Вопросы, связанные с пониманием и объяснением роли вещественного в жизни человека в разные периоды были поставлены в трудах Платона, Аристотеля, Т. Л. Кара, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Й. Шеллинга, К. Маркса, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, М. Фуко, И. Хезинга, К. Ясперса. Отечественное философское наследие на изучаемую проблему также велико. Вещь как часть среды, материально, предметно освоенного мира. Вещи как элементы материальной культуры образуют хронологические, технологические последовательности, которые отражают движение человеческой мысли. Вещь может быть связана с культом, традицией, ритуалом. Ей присуще материальное и духовное начало, она является отражением философии народа, его менталитета. Изучая вещи того или иного народа, мы может узнать об их особенностях, взглядах. Вещь многогранна сама по себе. Вещь как механизм наследования образа. Воспроизведение движения в процессе использования вещи совмещает пласты времени, возникает как ответ на определенную потребность, удовлетворяя эту потребность, вещь является вещью. В качестве дополнения необходимо что-то одушевленное, ведь вещь всегда чья-либо. Одушевление вещи должно быть осмыслено. Процесс одушевления вещи происходит тогда, когда она духовно осваивается. Но, по мнению Хайдеггера, процесс одушевления происходит в момент возникновения вещи. С этим можно согласиться, так как в процессе создания той или иной вещи, мы вкладываем в неё частичку себя.  «Вещь - это часть бытия, а не только элемент культуры. » [2, стр. 49].

По Хайдеггеру вещь самобытна и самостоятельна. «Что такое чаша? Мы говорим: емкость; нечто приемлющее в себя что-либо другое. Приемлющее в чаше - дно и стенки. Это приемлющее можно в свою очередь тоже взять за ручку. В качестве емкости чаша есть нечто такое, что стоит само по себе. Самостояние характеризует чашу как нечто самостоятельное. В качестве самостояния чего-то самостоятельного чаша отличается от предмета. » [2, стр. 49]. Чтобы понять предмет, разгадать его, необходимо признать его самостоятельнось и потом оценивать. Вещь, всегда толкает к каким - либо определенным действиям, сначала ты должен признать её самостоятельность, а затем познавать её смыслы, давать ей оценку. Также Хайдеггер считает, что индивидуальность вещи происходит до функционально её использования. Каждая вещь индивидуальна сама по себе. «Вещь есть необходимая самостоятельная сущность, полнота бытия которой раскрывается только в отношении с человеком и через него. » [2, стр. 52].

Можно выделить два класса вещей созданных человеком - «производственные» и «ритуальные». Ритуальными здесь называются те вещи, которые заключают в себе художественную выразительность. «Отталкиваясь от этого разделения, мы придем к дифференциации утилитарного и ценностного: стул и трон, ведро и священный сосуд. » [2, стр. 47]. Такое разное отношение человека к вещам было во все времена. Также в отношениях той или иной культуры  к вещи, могут быть более общие закономерности. Ещё два вида вещей выделяет М. С. Каган, это вещи «игрушки» и художественные произведения. Интересно то, как вещь становится игрушкой, и когда она может быть художественным произведением. Мне кажется, что для вещи «игрушки» не может быть каких-то глубоких смыслов, их и не должно быть. При её создании смыслам не уделяется большого значения. Игрушка - вещь, служащая для игры, а игра - это развлечение, следовательно, для развлечения не нужны глубокие смыслы. Вещь «игрушка» не может быть художественным произведением. Художественное произведение заключает в себе более глубокие, более ценностные смыслы, оно более знаково. Также в большей степени удовлетворяет требования эстетического вкуса, художественное произведение более образно.

4. Смысловые характеристики вещи.

Необходимо выяснить те значения, которыми может быть наделена вещь, как для отдельного человека, так и для культуры в целом. При неизменяемой форме и функции, вещь может приобретать разную значения, потому как она является носителем не только своей информации, но так же может отсылать нас к другим предметам и явлениям. В процессе общения людей в культуре знак и значение сливаются, образуют смысл той или иной вещи. ««Смысл» есть нечто, выступающее идеальным явлением по отношению к знаку и вместе с тем не сводимое к субъективным образным представлениям или эмоциям отдельного индивида. » [2, стр. 159]. У одной и той же вещи возможны несколько смыслов, это может зависеть от обстоятельств её восприятия. Единой теории знаковости вещей не существует. Различные смысловые аспекты были рассмотрены Г. Земпером (связь вещи с «историческим прообразом»), Дж. Нельсоном (вещи, «далекие» и «близкие» человеку), Ф.Т. Мартыновым (вещь как концентрация традиций, образа жизни, ценностей культуры, сформировавшей дизайнера), Г. Кнабе (социальный, духовный, социологический смысловые уровни вещи), М. Эпштейном («лирический голос» вещи), И.В. Коняхиной (утилитарно-функциональный, эмоционально-личностный, историко-культурный, культурно-символический смысловые аспекты), В. Ароновым (введение терминов «генотип» и «фенотип» вещи). Для анализа смысловой структуры вещи используется более детализованная схема, которая формируется исходя из потребностей человека.

1. Витальные смыслы: а) Онтологический смысл - основой исследования может выступать теории бессознательного З. Фрейда и К. Г. Юнга. «Дизайн может достичь соответствия структуры предмета структуре и особенностям человеческого восприятия, «просвечивания» вещи сквозь ее предметность. » [6]. б) Функциональный смысл - удовлетворяет потребности, соответствует эргономическим и антропометрическим показателям.

2. Экзистенциальный смысл, связанный с индивидуальными ассоциациями вещи, его содержание невозможно предвидеть полностью, потому, как смыслы появляются в ходе освоения, старения вещи.

3. Социальные смыслы. а) Знаковый смысл. С помощью вещи определяется то или иное социальное положение её владельца. Иногда знаковость может быть недостаточно определенной. б) Актуальный смысл. Происходит оценка вещи с точки зрения моды. Примером может служить тот факт, когда нефункциональная вещь приобретается лишь из-за соответствия её модным тенденциям.  Этот смысл  является основой для распространения модных вещей, массовости, внедрения в повседневную жизнь. Тема старения вещей здесь тоже актуальна.

4. Духовные смыслы. а) Культурно-исторический смысл - предполагает представление об исторических корнях, «прообразе» вещи, а также об ее исторической ценности. «Вещь может нести на себе отпечаток того или иного культурного символа, знание которого может перевести смысл в разряд творческих формообразующих принципов, придавая тем самым космический масштаб творчеству дизайнера. » [6]. б) Духовно-ценностный - отношение вещи и человека как элемент культуры. «Вещь несет информацию о видении мира и месте в нем человека, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях, эстетических ценностях, художественных идеалах. » [6]. Этот смысл может быть близок знаковому, но у него более индивидуальный подход. в) Художественно-образный смысл. Вещь выступает как носитель какого-либо образа. Но если художественно-образный смысл выходит на первый план, функциональность вещи снижается.

Все смыслы вещи приводятся к определенному единству, также они не должны отрицать друг друга. Вещь тогда будет более содержательной и выразительной, когда связи её отдельных элементов будут более систематичными и концептуальными. Такая целостность приводит к индивидуальному стилю вещи, к её большей востребованности, к гармоничному взаимодействию с человеком.

5. Заключение.

Создание вещей в системе дизайна можно рассматривать как продолжение и развитие процесса поиска телесно-духовного соответствия человека и вещи. Вещная среда обычно рассматривается с точки зрения антропологического подхода. Но в системе отношений человека и вещи, человек выступает не только как субъект, который формирует жизненную среду, но и как объект, который изменяется под воздействием материально-культурной среды. Вещь как зеркало, она отражает индивидуальные способности, знания, вкусы, развитие культуры и цивилизации, различные технологии и методы, отношения культуры с природой. «Вещь открывается для нас как нечто сугубо материальное, но отличное от вещества природы, не сводимое к совокупности своих технологических характеристик и функциональных качеств, связанное с человеческим существованием, жизнью человека в культуре. » [2, стр. 47]. Когда мы обитаем в мире вместе с вещами, мы чувствуем себя более защищенными. Вещь как часть бытия, она не может быть только элементом культуры. Мир вещей как продолжение человека в природе. «Человек фиксируется в вещи, поэтому окружающими она рассматривается, как и он сам» Вещь ценится не сама по себе, а за то, что она выступает знаком. Вещи, как и люди, имеют свое неповторимое лицо, свою свободу.

6. Список литературы.

     

  1. Быстрова Т. Ю. - «Вещь в дизайне». Екатеринбург, УГАХА, 1999.
  2. Быстрова Т. Ю. - «Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна». Екатеринбург, изд-во Уральского Университета, 2001 - 288 стр.
  3. «Мир вещей». Москва, изд-во «Аванта+», 2003 - 443 стр.
  4. Хайдеггер М. - «Время и бытие». Москва, изд-во «Республика», 1993.
  5. Эпштейн М. - «Реалогия - наука о вещах». «Декоративное искусство», 1985, № 6.
  6. www.taby27.ru
  7. www.topos.ru

www.taby27.ru

Объект и предмет исследования - это... Что такое Объект и предмет исследования?

 Объект и предмет исследования определенная социальная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование. Выделение же определенного фрагмента этой реальности диктуется наличием социальной проблемы, т. е. необходимостью разрешения социального противоречия. Определение О. и п. и. является первым шагом в разработке его программы (и непременной составляющей последней), вычленении проблемы и основывается на методологии классификации общественных наук, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. О. и.-это проблемная ситуация, «сфокусированная» в конкретном социальном явлении, процессе, отношении, сфере общественной жизни. Под объектом в конкретном социологическом исследовании понимаются реальные социальные процессы или явления, а также социальные отношения, содержащие противоречие и порождающие проблемную ситуацию. В социологическом нссдедсванпи объект может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект.

Социологи выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые для них представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования. П. и.-наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие изучению с помощью социологических методов. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научнопознавательных и практических целей. В качестве таковых выступают закономерности функционирования и развития различных социальных общностей (классов, наций, групп, коллективов) как субъектов определенных социальных отношений, образующих социальную сферу общества. Явление, ставшее предметом социологического исследования, понимается как тотальность, целостность, изучаемая во всех своих определяющих зависимостях и социальных комплексах, в своем функционировании и динамике. А поскольку объект это то, что содержит в себе социальное противоречие, то предмет выражает именно те его (объекта) свойства и стороны, которые наиболее рельефно «оттеняют» данное противоречие, представляет, образно говоря, «полюс социального противоречия».

Например, если объектом социологического исследования выступает читательская аудитория газеты, то предметом могут стать структура, направленность, интересы, ориентации, ожидания, предпочтения, мотивы, потребности данной аудитории и ее поведение по отношению к данной газете. Вместе с тем вывод о том, что в предмете коренятся «полюса соци ального противоречия», можно сделать лишь в результате проведенного социологического исследования. На начальном же этапе, при составлении программы П. и. определяется прежде всего для уточнения угла зрения, интересующего исследователя.

Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.

  • Общество
  • Объекты репрезентации

Смотреть что такое "Объект и предмет исследования" в других словарях:

  • Объект и предмет исследования — определенная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование. Определение объекта и предмета является первым шагом в разработке  программы исследования. Объект исследования может изучаться …   Экология человека

  • ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — объект социологич. исследования определенная соц. реальность, не зависящая от исследователя; предмет свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т. е. в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Предмет исследования — та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • Предмет общей теории государства и права — социально правовая и государственно правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение… …   Элементарные начала общей теории права

  • ОБЪЕКТ — (лат. objectum, от objicere ставить пред чем). Предмет нашего наблюдения; то, что дано в познании или на что направлена познавательная деятельность. В грам. дополнение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — ОБЪЕКТ (от лат. objectum – предмет) ИССЛЕДОВАНИЯ. То, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая самостоятельная наука имеет свой О. и. Для методики как науки О. и. является процесс обучения и овладения языком. Знания об… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • объект —   предмет исследования, изучения; предмет, на который направлено какое либо действие …   Справочный коммерческий словарь

  • объект — 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Объект — (от лат. objectum  предмет): В Викисловаре есть статья «объект» …   Википедия

  • ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — – если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то  под  предметом познания имеют  в  виду  конкретные аспекты  этой  области действительности, на которые направлено непосредственно… …   Философия науки и техники: тематический словарь

Книги

  • Региональная экономика. Основы теории и методы исследования (Бакалавриат и Магистратура). ФГОС, Глушкова Вера Георгиевна, Курнышев Валерий Васильевич. Изложены основы теории и методы исследования региональной экономики. Отражены предмет и объект исследования, научные принципы и факторы размещения производительных сил, особенности и… Подробнее  Купить за 1017 руб
  • Сетевые взаимодействия. Предмет исследования и объект моделирования, В. И. Тищенко, Т. И. Жукова, Ю. С. Попков. В настоящей книге представлены избранные теоретические и научно-прикладные результаты, полученные лидерами сформированного в Институте системного анализа РАН нового научного направления… Подробнее  Купить за 768 руб
  • Сетевые взаимодействия. Предмет исследования и объект моделирования. Основная модель сетевых взаимодействий в открытой информационной среде виртуальные сообщества, Тищенко В.И.. В настоящей книге представлены избранные теоретические и научно-прикладные результаты, полученные лидерами сформированного в Институте системного анализа РАН нового научного направления… Подробнее  Купить за 712 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Объект и предмет исследования» >>

sociological_guide.academic.ru