Престольный праздник - что это значит? Важнейшие даты христианского календаря. Праздник престол


Престольный праздник - что это значит? Важнейшие даты христианского календаря

Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание "престольный праздник". Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.

Престольный праздник - что это значит?

Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.

престольный праздник что это значит

Устройство храма

Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:

  1. Алтарная часть.
  2. Средняя часть храма.
  3. Притвор.

Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.

Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.

Престольный праздник - что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.

Обычаи и традиции в храмовый день

 христианские праздники 2017

Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.

 христианский календарь

После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).

день памяти святого пантелеймона

Классификация православных праздников

Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники 2017 года, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:

  • Важность событий (великие, средние, малые).
  • Время празднования (подвижные и неподвижные).
  • Место (общие, храмовые).
  • Тип (Господские, Богородичные, Святых).

Давайте поговорим подробнее о каждой группе.

престольные праздники в августе

Классификация по важности

По значимости христианские праздники 2017 года делятся на:

  • Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
  • Средние.
  • Малые.

Великие или большие праздники.

Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.

храмовый праздник

Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.

  1. Рождество Пресвятой Богородицы. В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
  2. Крестовоздвижение. Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
  4. Рождество Христово. Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
  5. Крещение или Богоявления Господне. Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
  6. Сретение Господне. Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
  8. Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье. Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
  9. Вознесение Господне. В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя - Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
  10. Троица или Пятидесятница. В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
  11. Преображение Господне. На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
  12. Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.

К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.

Классификация по времени

В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.

Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.

Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.

Классификация по месту

Храмовый, престольный праздник - что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.

Общие праздники - это события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.

Классификация по типу

Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:

  • Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
  • Богородичные. Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
  • В честь святых и бесплотных сил. К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа - день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, – дни Ангела.

церковный приход

Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.

Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.

fb.ru

Престольный праздник - что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника :: SYL.ru

Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.

Престольный праздник - что это значит?

В каждом православном храме имеется престол (буквально - особый стол), находящийся внутри алтаря и освященный в честь какого-либо святого или важного события священной истории. Во дни их поминовения и устраиваются храмовые, или, иначе говоря, престольные праздники. В Церкви этот обычай был установлен вскоре после крещения Руси, и на протяжении многих столетий неукоснительно соблюдается. По традиции, в торжествах принимают участие как члены данного прихода, так и гости, съезжающиеся, чтобы разделить общую радость.

Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».

Молебны в домах прихожан

На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».

В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.

Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.

Гулять так гулять!

Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»

Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.

Отличие зимних и летних празднеств

Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.

Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.

Особенности городских торжеств

В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.

К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.

Многодневное веселье

Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.

Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.

Досадные недоразумения

К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.

Праздничная торговля

Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.

С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.

Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.

Возрождение традиции

В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.

В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.

Престольные праздники у западных христиан

В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.

Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.

www.syl.ru

Престольный праздник храма и главные православные праздники

В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви. Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

Первый двунадесятый праздник - 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, то есть Ее день рождения. Икона Рождества Пресвятой Богородицы показывает нам этот важнейший исторический эпизод: святая Анна лежит на одре (кровати) в красных одеждах, рядом святой Иоаким и кормилица, моющая маленькую Деву Марию. Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: они не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы. Богоотцы Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость. Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм, и первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней - также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, - оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка. И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел - по преданию, это был Архангел Гавриил - и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего - но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка - чудо Божие.В этот день особо молятся о даровании детей Матери Божией и Ее родителям.

14 сентября – Воздвижение Креста Господня. После земной жизни Христа и Его Крестной смерти само орудие Его казни - но и оружие человеческого избавления от грехов, Святой Господень Крест был утерян. Известно, что в первые века по Рождении Христовом - их еще называют первохристианскими временами - многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное - в сонме языческих богов обязательно находился и сам император. Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого - царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов - орудий казни - на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена. На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.В этот день особо молятся об избавлении от опасностей, трудностей и горя.

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. С древности его связывают с народной приметой: переходом осени на зиму. Чаще всего в большинстве областей России в этот день выпадает первый снег. В народе говорят, что Богородица Покров расстилает над землей, укрывает ее снегом. Но, конечно, праздник этот установлен в честь другого события: чуда, произошедшего в Византии много веков назад. И сегодня православные христиане с любовью вспоминают его.

Праздник установлен по чуду Х века. Это было тяжелое время для Византии: Константинополь, столица империи, был взят в кольцо язычниками-варварами. Большинство горожан, полагая, что они на пороге страшной смерти, пришли помолиться Заступнице рода человеческого, Богородице, под своды одного из столичных храмов - здесь находилась великая святыня, часть Ее одеяния. Пришел сюда и юродивый Андрей, известный в Константинополе своей праведной жизнью. Изображая безумие ради Бога, живя на улицах, питаясь подаянием и непрестанно молясь Богу, он удостоился видеть многие чудеса Божии. Молясь в храме, святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, увидели, что стены храма как бы раздвинулись и над молящимися явилась Пресвятая Богородица. Она сошла с небес, опустилась перед Царскими вратами на колени и молилась Сыну Своему о спасении несчастных людей. Ее окружали Силы Небесные и все святые, в руках же она держала омофор (покрывало, часть верхней одежды) и словно накрывала им молящихся константинопольцев. Святой Андрей и его ученик вместе увидели это чудесное явление и ужаснулись, не в ночном видении, но воочию увидев давно отошедшую на Небеса Божию Матерь, стоящую, как живая, над ними. Сразу же после богослужения они поведали константинопольцам о видении. Обнадеженные, горожане с твердой верой в спасение разошлись по домам и местам службы. И почти сразу враги-язычники без единого сражения отступили от столицы. Интересно, что праздник празднует только Русская Православная Церковь, а вот в Греции его не празднуют. Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему принято молиться, посещая храм на богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак, заказывать молебны, читать акафист.

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праведники Иоаким и Анна, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией новое чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых - таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им. Вспоминая Введение, люди просят у Господа избавления от грехов, чистоты у Пресвятой Богородицы.

7 января – Рождество Христово. В эту дату празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали - переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было - они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление - возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок - недели между Рождеством Христовым и Крещением.

19 января – Богоявление, или Крещение Господне. На берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически - ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь - но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа. В этот день освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.

15 февраля – Сретение Господне. Когда Младенца Христа принесли в Иерусалимский храм, Богоматери и Иосифу навстречу вышел старец Симеон. Он был одним из 70 переводчиков Библии, в свое время усомнившимся в возможности рождения Сына Божьего от Девы. Бог сказал Симеону, что тот не умрет, пока не увидит родившегося Христа. И вот этот момент настал, и старец, поняв по благодати Божией, Кто перед ним, протянул руки, чтобы взять Богомладенца. Так встретились Ветхий и Новый Завет Бога и человека. Интересно, что кроме иконы Сретения в этот день почитают образ Богоматери «Взыграние Младенца», перед которым молятся о зачатии и благополучном рождении детей. На руках Божией Матери изображен Младенец Христос в необычной позе. Она легко касается Сына Божьего своей щекой, а Он в порыве радости тянет ручки к Лицу Матери, касаясь его и резко закидывая голову назад. Христос был грудным Малышом и, конечно, Он не хотел идти на руки к незнакомому старику Симеону - поэтому и потянулся обратно к Маме. Богословы трактуют эту икону как человеческую сторону Господа, то есть являющую Его естественные для человека чувства и инстинкты.

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот знаменательный для всего человечества день Архангел Гавриил сообщил Деве Материи Благую весть - новость о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. На иконе Благовещения изображены Архангел вместе с Девой Марией. Рука Архангела поднята в благословляющем жесте, а Богородица склоняет перед ним, точнее, перед волей Божией, которую он возвещает, Свою голову. В руке Архангел также держит лилию - символ чистоты Богородицы, пальмовую ветвь - символ доброй вести или дорожный посох - символ его странствий по небу и земле.

Воскресение перед Пасхой – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Праздник называется переходящим, поскольку и праздник Пасхи в христианстве переходит в зависимости от фаз луны (во время земной жизни Христа время исчислялось по новолуниям). Господь входит в Иерусалим, где Его ждут жители для мирского воцарения, желая поддержать Его как военачальника в борьбе против Римского господства. Но Он въезжает в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями - но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» - потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу. Поэтому этот праздник грустен. Все верующие в славянских странах приходят в храмы с вербными ветвями - это первое дерево, которое начинает выпускать почки ранней весной, - а в южных странах люди приходят в храмы с цветами и теми же пальмовыми ветвями. Они означают, что православные люди поистине приветствуют Христа как Небесного Царя, но и напоминают нам, чтобы мы молились о своих духовных победах, а не мирским успехе.

Через 40 дней после Пасхи, в четверг празднуется очередной переходящий праздник – Вознесение Господне. В Священной истории число 40 - срок исполнения подвига (например, 40-дневный пост). И после Воскресения Господь завершил Свое пребывание на Земле на 40-й день. Апостолы после Воскресения они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостолы получили от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца - Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа, и Святого Духа - невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье празднуется Пятидесятница – День Святой Троицы. Исторически в этот день Святой Дух снизошел на апостолов и Богоматерь, пребывавших в Сионской горнице - месте Тайной Вечери - в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него. Богословски смысл праздника - явление силы Святой Троицы.

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас. Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками - апостолами Петром, Иаковом и Иоанном - явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет - евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком - в шоке от увиденного. Молятся в праздник Преображения Господня, обращаясь ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.

Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом - в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой.

28 августа – Успение Божией Матери, праздник, завершающий календарь двунадесятых праздников. Это символический праздник, поскольку на дату в канонических текстах указания нет, преставления ко Господу Богородицы. Архангел Гавриил же возвестил Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. Чудесно, со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы к смертному одру Богородицы, а на следующий день после явления Господа, взявшего на руки Ее душу, тело Матери Господа исчезло. Дева Мария прожила на Земле 72 года.

www.o-vere.ru

Престольный праздник - это... Что такое Престольный праздник?

Престольный праздник. Водосвятие. Первая четверть XX в.

Престо́льный (хра́мовый) пра́здник — праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы[1]. Это праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода (рус.

храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол; укр. празник, храм; болг., макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба; серб. сеоска слава; славон. prostem dani). У русских старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.

Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода. Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. На селе в складчину варилось пиво и готовился общий стол. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. Обычно родственники и друзья ходили друг к другу в гости. Иногда престольные праздники отмечались не один день.

В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день[2].

К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки.

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Праздники православной церкви

Культ местных покровителей и причины его возникновения

Культ святых, как уже было сказано, возник как культ местных покровителей, местных угодников и богов. Некоторые из местных покровителей со временем превратились в общехристианских или общецерковных святых. Однако почитание их прежде всего как местных покровителей и угодников сохранилось до настоящего времени.

Так было на Западе. Так было и на Руси.

Широкое распространение культа святых на Руси началось в удельный период. Процесс образования удельных княжеств привел к раздроблению централизованного государства. Удельные князья всячески старались увеличить свой удел, не останавливаясь перед военным захватом соседних владений. Завоеванный край надо было закрепить за собой. А это лучше всего можно было сделать не силой, а путем идеологический, религиозной обработки населения. Стремясь заселить земли удела, князья сманивали народ отовсюду, и для этого тоже широко использовалась религиозная приманка. Такой приманкой в первую очередь служили святые православной церкви, которых князья объявляли покровителями своего удела. Для большей убедительности князья старались добыть для своего удела какую-либо известную святыню, построить храм повеличественнее и украсить его утварью побогаче, раздобыть «чудотворную» икону или обзавестись мощами какого-либо популярного угодника. При этом они не брезгали никакими средствами.

Так, Андрей Боголюбский, уезжая из Вышгорода в Суздальский удел, забрал с собой «чудотворную» икону богородицы, а несколько позднее, в 1169 г., его рать ограбила все киевские монастыри и храмы и захватила все тамошние святыни. Вслед за князьями стали обзаводиться своими святынями и более мелкие феодалы-помещики. Так насаждался на Руси культ святых покровителей, который использовался православной церковью в целях подчинения своему влиянию верующих людей.

С возникновением централизованного Московского государства начала возрастать роль общегосударственной православной церкви и ее верховной иерархии. Многие местные святые были канонизированы как общецерковные. Широко развернулось строительство церквей. Быстро росли монастыри, как опорные пункты колонизации окраин, базы вооруженной охраны границ Руси и, конечно, как оплот и рассадник православия. На территории русского государства вскоре не оказалось ни одного более или менее значительного населенного пункта, где бы не было церкви. В каждом же более крупном селении их было несколько. Как правило, несколько церквей было на территории каждого монастыря. Такая политика способствовала распространению православной религии на Руси, укреплению ее влияния на верующих. Сеть православных церквей и монастырей опутывала всю страну. В 1914 г. в России насчитывалось 77 767 православных церквей и 1025 монастырей.

Каждая церковь посвящалась какому-либо событию церковной истории или какому-нибудь святому. Много было троицких, христорождественских, Воздвиженских, покровских и тому подобных церквей и соборов.

Формально у каждой церкви был один как бы главный «святой покровитель», имя которого Она носила, но фактически каждая церковь посвящалась нескольким святым или нескольким событиям из церковной истории. В церкви обычно имеется несколько алтарей, посвященных разным святым, главный алтарь посвящается святому, именем которого названа церковь.

Для верующих местный святой был как бы вторым лицом после бога. Он покровительствовал всем верующим, к нему как к своему наиболее доверенному хода-таю и заступнику перед богом обращались с просьбами, нуждами и молитвами.

С XIII в. начал распространяться укоренившийся затем повсеместно обычай праздновать так называемые престольные, или храмовые, праздники.

Престольный праздник — это праздник, посвященный богу, богородице, «чудотворной» иконе или «святому покровителю», именем которого названа церковь или которому посвящен один из церковных алтарей. А так как алтарей в церкви несколько, то и престольных праздников в данной местности, в данной церкви получалось несколько.

В России ежегодно праздновались десятки тысяч таких престольных праздников.

Каждый такой престольный праздник с торжественным богослужением в церкви и пьяным гулянием всей деревни в течение нескольких дней привлекал жителей всех соседних поселков. Стало обычаем посещать родных и знакомых в соседней деревне в дни их престольного праздника. И только, бывало, отгуляют престольный праздник в одном селе, как начинается такой же праздник в соседней деревне, и т. д.

Торжественные богослужения, елейные проповеди, непробудное пьянство в течение нескольких дней отвлекали верующих от работы. И так весной, летом, осенью — в самую горячую страдную пору. В результате хлеб сеяли не вовремя, перестаивали травы на лугах, осыпалось перезревшее зерно, а верующие по призыву церкви праздновали «престол», вымаливали через местного «святого покровителя и заступника» благодать у бога.

Обычай отмечать престольные дни оказался особенно живучим. Он неукоснительно соблюдается верующими и в наши дни.

В живучести этого обычая немалую роль играет заинтересованность духовенства. Массовое поклонение святому, огромный приток молящихся в церковь в дни престольных праздников приносили и приносят духовенству огромные доходы.

Кроме того, массовое участие верующих в престольных праздниках широко использовалось и используется духовенством для религиозной пропаганды. В праздничных проповедях святой выставляется как образец смирения и кротости, как пример, достойный подражания для христианина. Верующим внушается, что в награду за муки и лишения в земной жизни они получат счастливую жизнь в раю, на небе, уготованную им по ходатайству святого покровителя. Тем самым церковь отвлекает верующих от борьбы за построение лучшего будущего на земле.

Рассмотрим несколько наиболее популярных престольных праздников, отмечаемых православной церковью и в наши дни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Престольный праздник | Понятия и категории

Престольный (храмовый) праздник — это праздник православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного православных храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качестве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные ("обещанные", "заветные") праздники.

Уже сами названия — храмовые, престольные — говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех святых угодников православной церкви, в честь которых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церковной традиции престол как бы являет собой "небесное место селения Господа Вседержителя" и одновременно — Гроб Христов, так как на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям главного престола и боковых приделов храма именуются и престольный праздник. Из них около трети соотнесены с основными догматами христианства: Престольные праздники Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к Престольным праздникам и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно около трети православных храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют Престольные праздники во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее — Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и Престольные праздники в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные Престольные праздники чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила — Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка — Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла — Петров день). Среди Престольных праздников во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского — Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

Престольные праздники продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, которые по традиции собираются для празднования Престольного праздника в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церковный приход как локальную экстерриториальную единицу, то в течение 20 века Престольные праздники играли объединяющую роль, укрепляя чувство "духовной оседлости" и любви к отчему краю ("отеческим гробам").

Л. А. Тульцева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 388-389.

ponjatija.ru

Престольный праздник — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Престо́льный пра́здник (хра́мовый пра́здник) — праздник в память события священной или церковной истории, а также святого во имя которого освящён храм или придельный престол храма[1]. Этот праздник отмечается прихожанами отдельного церковного прихода. Поскольку храм может быть многопредельным, то есть иметь несколько престолов (два, три, пять...), освящённых в честь разных событий или святых, то престольных праздников на одном приходе может быть несколько (по количеству престолов). В городах, особенно больших, этот праздник одновременно справляла лишь часть жителей — прихожане одной или нескольких церквей[2].

У старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные домаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 741 день].

Другие названия праздника

рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол; укр. празник, храм; болг. и макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба; серб. сеоска слава; славон. prostem dani[3]

Обычаи восточных славян

Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех приходах, а также прихожанами городских храмов.

Церковный ритуал престольных праздников и в столицах, и в самых отдалённых селениях почти не отличались. В храмовые праздники на селе после праздничной литургии по всем селениям прихода совершался крестный ход с хоругвями и иконами, которые несли так называемые «богоносцы» из числа прихожан[4]. Если приход был небольшим, то иконы проносили по всем деревням ещё и до литургии. В некоторых сельских приходах священник с причтом начинал ходить по домам прихожан и служить молебен перед образом храмового святого за несколько дней до праздника. В городах крестный ход после литургии совершался вокруг храма, иногда между одноимёнными храмами или из близлежащих храмов к «именному», но затем обязательно по территории прихода или вокруг неё.

В небольших городах и в сельской местности во время крестного хода окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и колодцы, реки, поля, домашний скот. Там, где хозяева выставляли у ворот накрытый белой скатертью стол с приготовленной для освящения водой, служили молебен. В отдельных домах по просьбе прихожан служились молебны, за что церковный причт одаривали «кто чем мог» — продуктами, деньгами. Во многих сёлах к праздничной трапезе обычно приступали лишь после того, как в избе побывала «престольная» икона[5].

Обязательным считалось на храмовый праздник принять гостей — родственников, друзей, соседей. До середины XIX века храмовые праздники (часто осенью или зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее продолжительность сократилась до одного-трёх дней. Но если праздник приходился на горячую страду, праздновали один день. При этом в одних сёлах празднование устраивалось с обеда до вечера, в других — с вечера до утра. В Нижегородском уезде одноименной губернии в конце первого десятилетия XX века продолжительность престольных праздников зависела от того, на какой день недели они выпадут, так как в любом случае праздновали до конца недели[6].

К престольному празднику начинали готовиться заранее. Подметали все улицы и дворы. Обновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари и т. п. В городах и в некоторых сёлах вечером накануне и в день праздника плошками с горящими факелами освещали колокольню, храм изнутри или снаружи. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же приводили в порядок дом, старались купить обновы для членов семьи, пекли хлеб и пироги, варили пиво. В некоторых местах варили пиво и готовили стол в складчину на всё село. Во всех семьях, ожидая гостей, закупали необходимые припасы, водку и вино, памятуя о том, что «без блинов не масленица, а без вина не праздник». Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный стол богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин[6].

У крестьян крепко держался обычай в престольный праздник угощать «всякого заходящего в избу» — и земляка, и прохожего, и нищего. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. В городах, как правило, привечали только приглашённых гостей. Родственники и друзья обязательно ходили друг к другу в гости[6].

Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день[3].

Застолье сопровождалось беседами, обменом новостями, пением, а порой и плясками. До середины XIX века значительное место в песенном репертуаре пирующих занимали духовные стихи, псалмы, тропари. На Европейском Севере и в Сибири исполнялись также былины, или, как их называли «старины». Но концу XIX — началу XX веков всюду уже пели «что кому в голову придёт»[6].

Для храмовых праздников были характерны обильное застолье с выпивкой и послеобеденным сном, хождение пирующих по домам родственников и друзей — семьями или компаниями (молодок, парней, стариков), общественные гулянья[6]. Разгульные пиршества и весёлые гулянья в день престола нередко вызывали нарекания со стороны церкви[7].

Во многих местах к престольным праздникам были приурочены базары или ярмарки, которые посещались преимущественно после обеда[6].

Гулянья в престольные праздники из года в год устраивались на одном и том же месте. В зависимости от условий и традиции это могли быть площадь рядом с церковью или прилегающие к ней улицы, околица, высокий берег реки или зелёный луг, загородная роща и т. п. К местам гуляний заранее стекался торговый люд со всякого рода сладостями. Особым спросом пользовались пряники, дешёвые конфеты, орехи, семечки, а также квас с изюмом. Праздничные гулянья обычно затягивались допоздна, а весной и летом кое-где продолжались до рассвета. Главным участником гуляний была неженатая молодёжь и молодожёны[8].

Посвицени у чехов и словаков

Посвицени (чеш. Posvícení, словен. Proščenje — «освящение»[9], морав. Hody) — престольные праздники в Чехии, посвящённые сельскому храму и святому, которому посвящён храм. Проводятся с конца лета до адвента — в воскресенье, ближайшее ко дню святого. У каждой деревни праздник, посвящён своему храму.

Во время празднования храмовых праздников в некоторых областях сохранялись рудименты обрядов, связанных с поминовением умерших. Так, в северовосточной Моравии в этот праздник обязательно ходили на кладбище, а в некоторых местах туда отправлялись торжественным шествием ещё в начале нашего века[10]. В костёле служили особую службу по умершим.

В Моравии организацией праздничных обычаев и забав занимаются старки («старики»), которых выбирает местная молодёжь. На время праздника сельский глава передаёт им так называемое «право». Сам праздник продолжается с воскресенья до вторника: совершается литургия и молебен в храме, нередко проходит шествие в народных костюмах, гулянье под майкой, щедрое застолье, принимают гостей из других сёл. Первые дни праздника «отдают» неженатой молодёжи, а вторник — семейным[11].

Престольные осенние праздники сохранились до настоящего времени. Отмечают их главным образом молодёжь, которая танцует несколько ночей подряд (с пятницы и до понедельника). Религиозный характер праздника остается только в памяти старшего поколения. Сохранилась традиция съезжаться на этот праздник близких и дальних родственников со всех концов страны, особенно это наблюдается в Словакии[9].

Немецкий Кирмес

Кирмес (нем. Кirmes, Кirchtag, Кirchweih) — немецкое название праздника или сельской ярмарки, устраиваемой в этот день[какой?]. Праздник обычно длится от двух до четырёх дней: с воскресенья до среды. В первый день совершается крестный ход в церковь, а затем по деревне и по полям. Далее следовал обед, а вечером были танцы. На следующий день (дни) проводились соревнования в беге и скачках, прыгали в мешке, танцевали вокруг барана, или с флагами, проводились по­единки между парнями и петушиные бои, состяза­лись по влезанию на ярмарочное дерево (Kirmesbaum). В последний день часто устраивался маскарад, в котором участвовали «ослы», «танцующие медведи», косматый «Последний день» — Кеhraus[12].

См. также

Напишите отзыв о статье "Престольный праздник"

Примечания

  1. ↑ [www.edudic.ru/psl/249/ Престольный, или храмовый, праздник] // Словарь церковных терминов
  2. ↑ Александров и др., 1999, с. 601.
  3. ↑ 1 2 Белова, 2009, с. 240–241.
  4. ↑ Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  5. ↑ Александров и др., 1999, с. 601–603.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 Александров и др., 1999, с. 603.
  7. ↑ Тульцева, 1978, с. 40.
  8. ↑ Александров и др., 1999, с. 604.
  9. ↑ 1 2 Грацианская, 1978, с. 193.
  10. ↑ Zibrt, 1889, с. 103.
  11. ↑ Яндова Я. и др..
  12. ↑ Шишкина-Фишер, 2002, с. 259.

Литература

  1. Праздник престольный, сельский / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 240–241. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  2. Богоносец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Грацианская Н. Н. Чехи и словаки // [www.slovnik.org/main/ru/support/Obychai_i_Obriady.pdf Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР]. — М.: Наука, 1978. — С. 185–196. — 296 с.
  4. [www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/index.htm Русские] / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  5. Тульцева Л. А [journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1978/1978_3_Tultseva.pdf Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы)] // Советская этнография. № 3, 1978. — М.: Наука, 1978. — С. 192–195.
  6. Шишкина-Фишер Е. М. [wolgadeutsche.ru/bibliothek/Schischkina_Fischer.htm Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: Практическое пособие для российских немцев]. — М.: Готика, 2002. — 328 с. — ISBN 5-7834-0095-5.
  7. Яндова Я. и др. [www.folklornisdruzeni.cz/vystava-cr-folklorni-velmoc-v-srdci-evropy-putuje-do-sveta/1417227/Vystava%20Folklor_bExpr850_finprew2.pdf Чешская республика: держава фольклора в сердце Европы]. [www.folklornisdruzeni.cz/ Folklorní sdružení české republiky] (2006). [www.webcitation.org/6BVC5crN9 Архивировано из первоисточника 18 октября 2012].
  8. Zíbrt Č. Staročeské výroční obyčeje, pověry, slavnosti a zábavy prostonárodní pokud o nich vypravujií písemné památky až po náš věk. — Praha, 1889.

Ссылки

  • [www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2093/4315.htm Престольный праздник (храмовый праздник)] // РЭМ (ethnomuseum.ru)
  • [dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/11753/%D0%A5%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0%92%D0%AB%D0%95 Храмовые праздники] // Энциклопедия "Русская цивилизация" (dic.academic.ru)
  • [www.kurtamysh.com/p650.htm Престольные праздники вчера и сегодня] (kurtamysh.com)
  • [www.slovarik.net/sovremennaya_entsiklopediya/page/prestolnyie_prazdniki.9493 Престольные праздники] // Современная энциклопедия (slovarik.net)
  • [shyuser.fsay.net/index.php?mod=article&page=prestolnyy_prazdnik Престольный праздник] (shyuser.fsay.net)
  • [www.culture.ru/objects/423 Система съезжих праздников и их музыкальное оформление в Лешуконском районе Архангельской области] (culture.ru)

Отрывок, характеризующий Престольный праздник

– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он. – Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы. Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. – Пожалуйста, Andre, для меня… Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо. – Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.] Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали. – Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь. – Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне? Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою. – Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили . И мне это грустно. Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру. – Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену , и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю… Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову. – Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону. Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась. – Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu'il vous donne l'amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.] – Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду. По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах. – Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза. Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав. Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время. – Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie! Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены. Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор. Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня. Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода. Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся. – Едешь? – И он опять стал писать. – Пришел проститься. – Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо! – За что вы меня благодарите? – За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он. – О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю… – Что врешь? Говори, что нужно. – Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был. Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына. – Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится. – Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю. Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся. – Плохо дело, а? – Что плохо, батюшка? – Жена! – коротко и значительно сказал старый князь. – Я не понимаю, – сказал князь Андрей. – Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь. Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу. – Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания. Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну. – Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда. Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь. – Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу. Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно. – Всё исполню, батюшка, – сказал он. – Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он. – Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын. Старик замолчал. – Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста. – Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся. Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя. – Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета. – Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках. Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил. – Ну, – сказал он, обратившись к жене. И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки». – Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа. Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо. Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло. – Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты. Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате. – Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова. 11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России. С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.

wiki-org.ru