Урок по русскому языку в 4 классе . Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов и приставок


«Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, -ик в словах, их правописание» 3 класс

Технологическая карта урока

Тема

«Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, -ик в словах, их правописание»

Педагогические цели

  • Образовательные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ек- и–ик-, способствовать развитию орфографической зоркости.

  • Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, самоконтроля и самооценки.

  • Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

  • открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,

  • ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения;

  • уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Личностные результаты

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка

  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

  • проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель урока,

  • проговаривать последовательность действий на уроке,

  • работать по плану,

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний,

  • отличать новое от уже известного,

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Основное содержание темы, понятия и термины

Освоение написания слов с суффиксами –ик, -ек

Образовательные ресурсы

Информационный материал: УМК «Школы России», учебник В.П. Канакина "Русский язык" 3 класс, методическое пособие для учителя.

Интерактивный материал: презентация.

Дидактический раздаточный материал: задания в парах, индивидуальное задание.

Сценарий урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И урок наш начинаем!

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К вам на урок пришли гости. Так давайте начнём наш урок с добрых пожеланий, подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Гимнастика для рук

- А прежде чем открыть тетради, подарим друг другу хорошее настроение:

Соедините ладони перед собой, потрите ими и почувствуйте тепло, а сейчас передайте его частицу своему соседу по парте.

Почувствуйте плечо товарища поддержку, которая вас будет сопровождать на протяжении всего урока. Улыбнитесь друг другу. У вас все получится.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа

- Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? (Чтобы все цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты)

- Всё, что вы назвали – очень важно.

- Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят:

«Внимание - путь к запоминанию.

Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему уроку

- Посмотрите на ряд слов. Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую  мы будем писать на минутке чистописания.

  Норка    дочка      книжка

- Пропишите букву «К».

        К   к к    к к     к  к      

- Кто догадался, какой частью  слова является буква  -к  в этих словах?

- Что такое суффикс?

- Какое значение придает суффикс  - к  этим словам? (уменьшительно - ласкательное)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с

  таким же суффиксом (берёзка, осинка).

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

- Приведите примеры значимых частей слова, которые являются:

1. приставками (Приставки: за, под, по, над, на, пр.)

2. суффиксами( Суффиксы: еньк, очк, ость, чик, ек, ик.)

- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают  суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).

- Молодцы!

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Выполняют письмо

по образцу

- записывают слова, выделяют суффикс, придумывают свои слова с этим суффиксом.

Осуществляют профилактику утомления

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное выполнение дви-жений

Правильное написание

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемная ситуация

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

- Ребята! К нам сегодня на урок пришёл ещё один гость. Это мальчик Витя ученик 3-го класса. При выполнении Д.з. у Вити возникли трудности. Поможем ему?

- Мальчику в данных словах нужно было вставить пропущенные буквы.

       Смел_сть,  бел_нький,  ваз_чка,  ключ_к.

     - Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

     - Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

        Смелость,  беленький, вазочка,  ключ?к.

      - Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).

      - А вы можете сказать, чего нам не хватает для решения этого затруднения? (нужно разобраться, в каких ситуациях пишется суффикс ЕК, а в каких ИК).

Слушают учителя, отвечают на вопросы

-вставляют пропущенные буквы, пытаются объяснить почему у мальчика возникло затруднение.

Анализируют выбор написания буквы и обосновывают своё мнение

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

VI. Открытие нового способа действия

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

- У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

      - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются. (существительное)

     - На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)

     - Разделите слова в два столбика.

     - В каждой паре слов выделите суффикс.

     - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить? (слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е  в суффиксе).  

       Расположите слова в 2 группы.

       Назовите слова 1 группы. Кузнечик       кузнечики             Птенчик        птенчики

      Назовите слова 2группы.

Орешек          орешки

 Горошек        горошки

     - Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении формы слова  гласная суффикса или остается в нем или исчезает).

     - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной и. Гласная и есть в  суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

       А в словах 2 группы что происходит? (гласная е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах  ЕК и ИК?- Суффикс ИК  пишется, если (… при изменении формы слова гласная сохраняется:  кузнечик - кузнечики.)

- Суффикс ЕК пишется, если (… при изменении формы слова гласная исчезает: орешек  - орешки).

Читают слова, отвечают на поставленные вопросы.

-делять слова на группы, объясняют свой выбор

-формулируют правило

Упражнение, беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Видеоролик

Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-жений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Фронтальная. Групповая.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

- Представьте новое знание графически. Это будет ваш «помощник». Он поможет объяснить правописание суффиксов ЕК и ИК всем, кто о нём не знает и поможет в написании слов с этими суффиксами.

Детям выдаётся лист а4 и маркер. Свои рассуждения учащиеся фиксируют на бумаге:

(работа в паре)

         

Далее происходит оценка графических моделей. Учащиеся воспроизводят условия выбора орфограммы и сверяют их со свои работами. Оценивают, у кого точно представлено правило, а у кого есть недочёты.

-представляют графически алгоритм

Работа в паре

Индивидуальна.Практический, словесный.

Письмо, беседа

Учащиеся работают по карточкам, записывая слова в тетрадь, с устным проговариванием своих действий.

-выполняют задание

Используют правило при написании слов с суффиксами –ик, -ек Записывают слова по образцую

Упражнение

V. Контроль

- Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила, выполним задания по уровням.

Индивидуальная работа

1 уровень

Вставь пропущенные буквы.кораблики – корабл..к

цветочки – цветоч..к

уголочки – уголоч..к

гвоздики – гвозд..к

2 уровень

Вставь пропущенные буквы.Замоч..к,корабл..к, хвост..к, уголоч..к, звоноч..к, гвозд..к, дружоч..к.

3 уровень

Вставь пропущенные буквы и разбери по составу.

Нос..к, рот..к,носоч..к, огуреч..к, корабл..к.

-Индивидуальная работа по карточкам

- применение правила при выполнении задания.

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Что вы знали о правописании суффиксов? (что они пишутся одинаково)

- Что нового добавилось к вашим знаниям? (что существуют правила написания некоторых суффиксов)

- В написании какой пары суффиксов можно ошибиться? (в написании суффиксов ЕК и ИК)

- Что нового вы узнали о правописании этих суффиксов? (что в зависимости от того, изменилась ли форма слова во мн.ч. мы выбираем суффикс ЕК или ИК)

- Как вы будете действовать, если встретите слово с такой орфограммой? Что нам может помочь? (будем следовать правилу – алгоритму, поможет нам созданный нами помощник).

- Ну а сейчас посмотрим, смогли ли мы помочь мальчику Вите или нет. Усвоил ли он материал нашего урока? Сможет его применить?

(Просмотр видеоролика «В стране невыученных уроков»)

- Ребята! Смогли мы помочь мальчику? (ответы детей)

- А сейчас оцените себя («Лесенка успеха»)

Отвечают на вопросы

-смотрят отрывок фильма, делают выводы.

-оценивают себя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-гуляция

VII. Домашнее задание.

Фронтальная. Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет домашнее задание, проверяет его понимание всеми учащимися

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное

задание в соответствии с уровнем своего развития

infourok.ru

Тест по русскому языку Правописание суффиксов и приставок 3 класс

Тест по русскому языку Правописание суффиксов и приставок для учащихся 3 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Какая из данных частей слова является приставкой?

1) еньк2) над3) чик4) тель

2. Часть по является приставкой в слове:

1) полёт2) полевой3) порог4) полено

3. Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или суффиксе, нужно:

1) подобрать проверочное слово2) написать слово так, как оно слышится3) вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс4) выучить все слова с приставками или суффиксами

4. Буква а на месте пропуска в приставке пишется в слове:

1) п..обедать2) н..писать3) ..бъяснить4) пр..ехать (станцию)

5. Суффикс -ик в слове пишется, если:

1) при изменении формы слова буква, обозна­чающая гласный звук в суффиксе, исчезает2) слышится звук [и]3) гласный звук в суффиксе находится под уда­рением4) при изменении формы слова буква, обозна­чающая гласный звук в суффиксе, сохраняется

6. Буква е на месте пропуска в суффиксе пишется в слове:

1) ключ..к2) грибоч..к3) еж..к4) луч..к

7. Когда после шипящих пишется суффикс -ок?

1) под ударением2) в безударной позиции3) как слышится, так и пишется4) когда после шипящего слышится звук [о]

8. Вставь в предложения слово гадать с нужной по смыслу приставкой.

Эту загадку я не мог __________.Цыганка предложила __________ по руке.На Новый год нужно __________ желание.

9. Образуй слова с помощью суффикса -ок и за­пиши их.

Друг — __________, снег — __________, пух — __________, паук — __________.

10. Составь из данных слов загадку и запиши ее.

Клубочек, в, спрятался, дубочек, золотой.

2 вариант

1. Какая из данных частей слова является суф­фиксом?

1) еньк2) над3) пере4) от

2. Часть об является приставкой в слове:

1) общий2) обед3) обмотать4) образ

3. Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или суффиксе, нужно:

1) выучить все слова с приставками или суффиксами2) подобрать однокоренное проверочное слово3) написать слово так, как оно произносится4) вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс

4. Буква о на месте пропуска в приставке пишется в слове:

1) з..вязать2) н..писать3) ..бъяснить4) н..дрезать

5. Суффикс -ек в слове пишется, если:

1) при изменении формы слова буква, обозна­чающая гласный звук в суффиксе, исчезает2) слышится звук [и]3) гласный звук в суффиксе находится под уда­рением4) при изменении формы слова буква, обозна­чающая гласный звук в суффиксе, сохраняется

6. Буква и на месте пропуска в суффиксе пишется в слове:

1) карандаш..к2) платоч..к3) бережоч..к4) замоч..к

7. Когда после шипящих пишется суффикс -ок?

1) когда после шипящего слышится звук [о]2) под ударением3) в безударной позиции4) как слышится, так и пишется

8. Вставь в предложения слово бежать с нужной по смыслу приставкой.

От опасного места надо быстро __________.Мне захотелось __________ быстрее.После уроков надо __________ к бабушке.

9. Образуй слова с помощью суффикса -ок и за­пиши их.

Крюк __________, берег — __________, лук — __________, круг — __________.

10. Составь из данных слов загадку и запиши ее.

Рожок, был, кружок, стал.

Ответы на тест по русскому языку Правописание суффиксов и приставок1 вариант1-22-13-34-25-46-27-18. Отгадать, погадать, загадать9. Дружок, снежок, пушок, паучок10. В золотой клубочек спрятался дубочек2 вариант1-12-33-44-35-16-17-28. Отбежать, побежать, забежать9. Крючок, бережок, лучок, кружок10. Был рожок, стал кружок

testschool.ru

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек

Предмет: русский язык

Класс: 3класс

УМК: «Школа России» Образовательная система Школа России,(В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык 3 класс, 1 часть, М «Просвещение» 2016 г,)

Тип урока: урок решения частных задач

Тема: Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек

Конспект урока по русскому языку в 3 классеЦель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Планируемые результаты:Предметные:- учащиеся должны уметь определять, где находится орфограмма;- запомнить написание некоторых приставок и суффиксов;- уметь проверять орфограммы по словарю;- усвоить алгоритм написания суффиксов -ик, -ек.Метапредметные:Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану; оценивают правильность выполнения учебной задачи.Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; учатся классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.Коммуникативные: учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.Личностные: имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль.

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом открыть для себя новые знания.

III. Чистописание.

Составьте из данных слов предложение:

Морозище, ударил середина, в, декабрь

- Это предложение? Докажите.

-Что необходимо помнить, составляя предложение? (Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов)

В середине декабря ударил морозище.

-Каким был мороз? Как поняли? (Суффикс -ищ-)

- Что такое окончание?

- Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания.

- Дайте характеристику предложения.

- Выделите в предложении основу: подлежащее и сказуемое, второстепенные члены, составьте схему и выпишите словосочетания.

Словарная работа:

- Какие слова из словаря вам встретилось в предложении?

III. Самоопределение к деятельности

-Прочитайте слова:

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

-Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)

-В каких частях слова могут быть орфограммы?

-Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

-А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)

Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

1.Наблюдения над ролью приставок в словах

Прочитайте текст.

Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.

-Есть ли среди слов однокоренные? Какой частью речи они являются?

-Выпишите из текста глаголы. Выделите в них корень.

При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)

2.-Какая ещё часть речи служит для образования новых слов?

- Вспомните, на прошлом уроке (Открывается предложение)

Мы отыскали секретик и замочек на ларчике открыли.

- Почему же мы в одних словах пишем  - ик- , а в других пишем -ек-?( Было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.)

- Достаточно ли наших знаний, чтобы объяснить

Попытайтесь сформулировать тему урока и предположить чему мы должны научиться?

-Верно, сегодня на уроке будем продолжать учиться правильно писать суффиксы –ик- и –ек- в именах существительных.

- Определим, сумеете ли вы воспользоваться умением правильно выбирать суффикс для имени существительного.

3.. Работа по учебнику

Найдите упр. 243на стр.125. Прочитайте. Как вы поняли задание?

-Что может помочь в выполнении этого задания?

Работа в паре. Проверка по цепочке.

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?

Слайд Алгоритм 1.Изменить форму слова.2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,Если гласный сохраняется пиши –ИК-.

3.Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.

И проверить сможешь сам свое внимание к словам.

Один ученик предложил такую проверку для слова птенчикНа доске: птенчик – птенцы- Согласны ли вы с ним? Почему?

4.Редактирование слов.

–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно. На доске:

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    

 Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

– Каким правилом следует руководствоваться при написании приставок и суффиксов?

VI Рефлексия.

- Спишите, дополните подходящими по смыслу приставками. (Слайд)

…летел ураган, …бежал первым, …шёл в дом, …ехал из города, …копал яму, …вязала варежки, …шёл друга.

       Самопроверка. (Слайд )

 - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замоч…к, ключ…к, платоч…к, списоч…к, листоч…к. (Слайд )

      Самопроверка. (Слайд )

- Как правильно обозначить безударный гласный в приставке?

- Когда в слове пишется суффикс –ек, а когда  –ик?

VII-Чему научились на уроке?

-Дополните предложения: Я  теперь знаю… .

Я теперь умею… .

Мне было трудно. но я понял… .

-Для чего нам это необходимо правильно писать суффиксы –ик-, -ек?

Обобщение

-Верно,  мы учимся быть грамотными. Ведь грамотность - показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными и  культурными. 

Домашнее задание

Упр. 244

infourok.ru

 Правописание суффиксов и приставок. — Студопедия.Нет

Цель:развивать умения находить орфограммы всуффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в при­ставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ок, -еньк и -оньк.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объ­ясняют их написание.)

— Прочитайте свои рассказы о растениях.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку.)

Дубочек, слоник, носочек, карандашик, домик, ручеёк, садик, столик.

— Выделите в словах суффиксы.

— Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда –ик-?

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Жуч..к, стульч..к, Маш..нька.

— В какой части слов находятся орфограммы?

— Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 244 (с. 126).

— Прочитайте. Это текст? Почему?

— Составьте предложения из слов.

— Какой заголовок можно подобрать к тексту?

— Запишите текст.

— Назовите слова, в которых есть суффикс -ик. (Дождик, ёжик, зайчик.)

— Когда в словах пишется суффикс -ек?

— А в каких словах -ик — это часть корня? (Рябчик, зяблик.)

Упр. 245(с. 127).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Письмо по памяти. Выполнение задания.)

— Что вы заметили? (Во всех словах ударение падает на суф­фикс -ок.)

— А после каких букв стоит этот суффикс?

— Сформулируйте правило.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Расскажите о правописании суффикса -ок.

— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 246(с. 127).

— Прочитайте.

— Образуйте слова по образцу. Запишите.

— Выполните задания.

— Прочитайте пары слов, назовите корни. Что вы заметили? (В корнях слов каждой пары чередуются согласные звуки.)

— Назовите суффиксы в словах.

- Как пишется суффикс -ок?

Упр. 248(с. 128).

— Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделен­ных слов. (Разгулялась — дала себе волю, начала действовать без ограничений. Принакрылась— накрылась, но не полностью (неполнота действия).)

— Пользуясь памяткой 6 на с. 146-147, подготовьтесь к пись­му по памяти.

(Письмо по памяти. Взаимопроверка.)

— Прочитайте слова с приставками, назовите их.

— Назовите слово с двумя приставками. (Принакрылась.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Подберите пять слов с суффиксом -ок.

— Расскажите о правописании слов с этим суффиксом.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 247 (с. 128).

Тема:  Правописание суффиксов и приставок.

Цель:отрабатывать умения находить орфограммы в суффик­сах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в при­ставке или суффиксе на письме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку.)

Вытащил, наварил, осветил, зашил, вылепил, прокричал, покачал, напилил, допустил, заплясал, посмотрел, покраснел.

Облетел, слетел, подпрыгнул, надписал, отводил, открыл, сделал, обвязал, вписал, сбил, сдал, сшил.

— Выделите в словах приставки. Подчеркните гласные и со­гласные в приставках, безударные гласные в корне.

IV. Самоопределение к деятельности

— Выпишите глаголы с приставками.

А потом

Ты покатился и назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

С. Маршак

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите при­ставки.

— Как пишутся приставки? Зависит ли написание приставок от произношения? (Приставки всегда пишутся одинаково.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 249 (с. 128).

— Прочитайте. Сравните приставки в каждой паре слов.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте глаголы и назовите приставки.

— Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.

Упр. 250 (с. 129).

— Прочитайте. Объясните, по какому признаку приставки объединили в группы.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте глаголы, которые вы записали, и назовите при­ставки.

VI. Физкультминутка

studopedia.net

Правописание суффиксов и приставок — Студопедия.Нет

Цели: отрабатывать навыки правописания приставок и суф­фиксов; развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте первую группу слов. Назовите корень и пропу­щенные буквы в приставках.

- Какие глаголы вы образовали?

- Прочитайте вторую группу слов. Назовите корень и пропу­щенные буквы в приставках.

- Какие глаголы вы образовали?

— Прочитайте третью группу слов. Назовите корень и пропу­щенные буквы в приставках.

— Какие глаголы вы образовали?

- Что надо знать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в приставке? (Приставки пишутся всегда одинаково.)

III. Актуализация знаний

- От данных слов с помощью приставок образуйте однокоренные слова с противоположным значением. Запишите по образцу. Приставки выделите.

Образец: входить — выходить.

Открыть, зацвести, прибежать, вышел, налил, внести, уехать, при­цепить.

IV. Самоопределение к деятельности

— От данных слов образуйте слова с приставками за-, на-, над- и запишите их. Подчеркните букву а в приставках.

Бросил, чертил, рисовал, шил, вязал, стучал, нёс, болел, вертел, ду­мал, крыл, тянул, пил, пустил.

- Что надо знать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в приставке? (Приставки пишутся всегда одинаково.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 253 (с. 130).

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Выполните задания.

— Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание.

Упр. 254 (с. 130).

— Прочитайте.

— Найдите слова с орфограммами. В какой части слова они находятся?

- Объясните написание этих слов.

- Пользуясь памяткой 6 на с. 146-147, подготовьтесь к пись­му по памяти.

(Письмо по памяти. Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 256 (с. 131).

— Прочитайте текст.

— Определите тип текста. (Текст-описание.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание.

— Назовите приставки в словах.

2. Упражнения в написании приставок

— От данных слов образуйте однокоренные слова с приставка­ми под-, от-, с- и запишите их. Выделите приставки и кор­ни, подчеркните согласные в приставках.

Образец: рубить - подрубить, отрубить, срубить.

Бежать, смотреть, крутить, прыгнуть, светить, копать, чистить, ле­теть, толкнуть.

— От данных слов образуйте однокоренные слова с пристав­ками о- (об-), за-, по-, до-, вы-, у- и запишите их. Выделите приставки и корни, подчеркните гласные в приставках.

Образец: бегать — оббегать, забегать, побегать, добегать, выбегать, убегать.

Чистить, катить, зеленеть, желтеть, сажать, краснеть, дарить.

VIII. Рефлексия

— Выпишите слова с приставками.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.

А. Пушкин

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите при­ставки.

(Учащиеся по цепочке читают слова и называют приставки.)

— Что надо знать о приставках и суффиксах, чтобы правильно их написать?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 255 (с. 130).

Тема:  Правописание приставок и предлогов

Цель:формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова. В каких частях слов пропущены буквы? Объясните написание слов.

— Найдите название растения. Объясните образование это­го слова. (Подснежник. Образовано от слова снег с помощью приставки под-и суффикса -ник.)

III. Актуализация знаний

— Выпишите слова с приставками. Приставки выделите.

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёп­лое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холод­ный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите, раскройте скобки. Русый заяц (по)бежал (по)полю.

— Как нужно написать по со словом бежал? (Слитно.)

— Докажите. (Это приставка. Приставки пишутся слитно со словами.)

— Как нужно написать по со словом полю ? (Раздельно.)

— Докажите. (Это предлог. Предлоги пишутся раздельно с дру­гими словами.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 257 (с. 131).

— Прочитайте. Какие словосочетания можно составить?

— Выполните задания.

— Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

— Назовите приставки и предлоги.

— Сравните приставки и предлоги в каждом словосочетании. Что вы заметили?

— Какую роль играет приставка в слове? (Придаёт слову новое значение.)

— Какую роль играет предлог? (Служит для связи слов.) Упр. 258 (с. 131).

(Работа в парах. Проверка.)

— Что у вас получилось? (За ушко да на солнышко.)

— Объясните смысл этой поговорки.

— Назовите предлоги.

— Как пишутся предлоги?

— Прочитайте сведения о языке на с. 132.

— Что такое приставка?

— Как пишутся приставки?

— Что такое предлог?

— Как пишутся предлоги?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 259 (с. 132).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Назовите приставки и предлоги.

— Как пишутся приставки?

— Как пишутся предлоги?

2. Упражнение в правописании приставок и предлогов

— Спишите. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

1) Лодка (от)плыла (от)берега. 2) Мальчик (на)шёл (на)дороге монетку. Ц Солнце (за)шло (за)тучу. 4) Всадник (с)лез (с)коня. 5) (По)дорожкам сада (по)бежали мутные ручейки. 6) (До)лагеря мы (до)брались только ночью. 7) Весной (с)брасывают снег (с)крыш. 8) Коля (за)шёл (за)своим другом.

VIII. Рефлексия

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, к которому он относится. Подчерк­ните предлоги, выделите приставки.

1) Воробей забился под... крышу. 2) Ваза сделана из... стекла. 3) Ма­шина подъехала к ... дому. 4) Лось спрятался за ... дерево. 5) Грачи раз­гуливали по ... аллее. 6) Ребёнок отдёрнул руку от ... сковородки. 7) В ... сторожку вбежал лохматый пёс.

Слова для справок: черепичная, синее, кирпичный, ветвистое, липовая, горячая, лесная.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как отличить предлог от приставки?

Домашнее задание

Упр. 260 (с. 132).

studopedia.net

Правописание суффиксов и приставок. - русский язык, уроки

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Оборудование урока: Проектор, экран, ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, для игры «Разведчики», иллюстрация ели, елочных шаров для рефлексии.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Наша группа работала над правописанием _________________. Написание ____________ не зависит от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой ___________________ _______________ или ________________________________________, надо вспомнить как пишется эта ____________________ или проверить её написание по ______________.

Наша группа работала над правописанием _______________________ согласных. ________________________ согласные встречаются в словах _______________________

Написание слов с _________________________________ надо ______________________

Наша группа работала над правописанием _________________. Правописание _______________________ надо ___________________ или проверить её написание по ____________________. В суффиксе _____ при изменении формы слова гласная _____________________. В суффиксе _____ при изменении формы слова гласная ______________________________.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания;

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Проверка домашнего задания.

Выявляет степень усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала.

- Какое задание выполняли дома?

- Назовите слова с приставками.

- Что вы скажите о гласном звуке в приставке?

- Как пишутся приставки?

- Умение определять части слова, находить в словах орфограммы понадобятся вам сегодня на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила.

Упражнение 253. Списать пословицы, вставить подходящие по смыслу приставки.

-Осудит, рассудит, заварил, расхлебывай, заговорил, договаривать.

- Он безударный.

-Всегда одинаково, независимо от произношения.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии;

Познавательные:

- самостоятельное выделение нужных слов и формулирование правил

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;

3.

Чистописание.

Предлагает записать число, дать характеристику согласному звуку.

На доске запись:

ЛлЛ лЛлал ел ол ил

-По образцу напишите букву Лл строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.

-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. Оцените свою работу. (!, +,-)

Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.

Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно».

Регулятивные:

- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма

4.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Лексико-орфографическая работа

Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

На слайде слова:

Ёлочка, холод, ель, захолодало.

- Назовите орфограммы в данных словах.

- Найдите лишнее слово. Докажите свой ответ.

- По какому признаку слова можно разделить на две группы?

- Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень.

- Какая часть слова участвовала в образовании слов?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи будем решать?

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы,

записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы.

Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

5.

Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок

а) Работа над предложением.

б) Работа по учебнику упр. 254

Организует подводящий диалог, уточняет правило правописания приставок и суффиксов.

- Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу:

Большой берёзе жарко летом.

(Слайд 1)

- Как называются слова противоположные по смыслу? Что может помочь в выполнении этого задания?

- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами? Составьте предложение.

-О каком празднике идет речь в этой песне?

Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.

- Прочитайте.

-В какой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание.

- Пользуясь памяткой 6 на стр.146-147, подготовьтесь к письму по памяти.

Самопроверка по учебнику. (!, +, -)

Вступают в диалог, подбирают антонимы, используя словарь.

-Словарь антонимов

-Маленькой елочке холодно зимой.

Находят и отмечают наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Записывают текст по памяти, осуществляют самопроверку.

Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

Познавательные: самостоятельное выделение нужной информации;

развитие умения активно использовать памятки и словари,

Предметные: развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

6.

Работа в группах. Игра «Разведчики»

Организует игру «Разведчики» с учетом ошибок, допущенных учащимися при выполнении предыдущих работ.

Детям раздаются карточки, на которых написано:

ник, в, ист, лес, при, свет, под, ик и т.д.

У капитанов карточки со схемами:

В результате получается 3 группы: «Приставка», «Корень», «Суффикс».

- Вспомним правила работы в группе:

Группой работайте,

Дружно, согласно,

Тогда все получится

Просто прекрасно.

Чтоб работу выполнять,

Нужно всем заданья дать.

Всю работу разделить,

Никого не позабыть.

Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.

- Критерии оценивания работ:

1. Справились с работой.

2. Работа выполнена аккуратно.

3. Содержание соответствует заданию.

4. Выступали грамотно.

Подготавливает предметную среду для каждой группы. Выполняет роль консультанта - фасилитатора.

- Возьмите инструкционные карты и, следуя пунктам плана, начните работу.

Содержание групповой работы (см. Приложение)

Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.

Повторяют правила работы в группе.

Знакомятся с критериями оценивания.

Работают по инструкционной карте.

Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности

Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работают с орфографическим словарём.

При необходимости помощи учителя поднимают знак: ?.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выпол­ненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

Личностные:

-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Познавательные:

умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности;

формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7

Отчет групп.

Самооценка и оценка проделанной работе.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

7

Контроль и оценка знаний.

Работа с ноутбуками.

Организует КОД.

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли ли мы её достичь?

Организует деятельность по проверке знаний с учетом индивидуальных особенностей детей на индивидуальных ноутбуках.

- Выполните проверочную работу в ноутбуках. Оцените свою работу.

Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её.

Подводят итог

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Коммуникативные:

- формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов).

Познавательные:

- самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ;

Регулятивные:

формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

8

Домашнее задание.

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Выбрать одно из заданий:

упр. 256. в учебнике списать, вставив пропущенные буквы,

составить свой текст – описание;

упр. 178 в рабочей тетради

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

9

Рефлексия.

Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакат, который я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает елочке?

- Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то выбирайте красный шарик, а если вам всё понравилось, но не всё получилось, ёщё допускаете ошибки – желтый, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – синий.

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

kopilkaurokov.ru

Урок по русскому языку в 4 классе . Правописание приставок и суффиксов.

ГБОУ гимназия №1048

Конспект открытого урока по теме:

Правописание приставок и суффиксов

4 класс

Подготовила :

учитель начальных классов

Сальникова В.В.

2015-2016 уч. год

Правописание приставок и суффиксов

Цель: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах, развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

Ход урока:

  1. Орг. Момент:

- проверка готовности к уроку

  1. Словарная работа:

Вчера , на одном из этапов урока, мы говорили о правописании удвоенных согласных в словах. Повторим еще раз слова с удвоенными согласными, правописание которых нужно запомнить.

АЛЛЕЯ, ОДИННАДЦАТЬ, МЕТАЛЛ, ПАССАЖИР, РАССТОЯНИЕ,

АППЕТИТ, АККУРАТНО, КИЛОГРАММ, МЕДЛЕННО

( Ученик у доски)

Подчеркните удвоенную согласную.

  1. Самоопределение деятельности.

Постановка задач урока.

- Прочитайте слова. На какие две группы можно их разделить ?

П..бежал, замоч..к, по..скочил, пр..гулка,

ключ..к, дружоч..к.

( слова с орфограммой в суффиксе, и в приставке),

- разделите слова на группы и запишите их

( Ученик у доски)

- какие орфограммы в приставках вы знайте?

( Безударная гласная , правописание некоторых приставок мы запоминали)

- какие орфограммы в суффиксах вы знайте?

(Правописание суффикса - ек ( ик), - окок )

- Сформулируйте тему урока:

Правописание гласных в суффиксах и приставках.

Сформулируем задачи урока.

На уроке мы должны:

  • Вспомнить орфограммы в суффиксах и приставках

  • Научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм

  1. Работа по теме урока:

Работа по учебнику.

Приставки

Упр.100.

- Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

( Приставки, корни, суффиксы)

- Вспомните, что нужно знать о правописании приставок и суффиксов.

( Приставки пишутся слитно с корнями слов)

- Как различить приставки и предлоги?

(Приставки пишутся слитно с корнем слова, а предлоги пишутся со словами раздельно)

Приставки бывают изменяемые и неизменяемые.

- Что вы знай те о правописании гласных и согласных в приставках типа

по-, до-, за-, про-, под-, от-….. ?

- Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, их правописание надо запомнить.

- Используя данные части слова, составьте возможные слова. Выделите в этих словах значимые части слова.

( снежок, белок , беленький, побелка, маленький, белка, подснежник, слоник…..)

-Какую еще значимую часть слова использовали? ( окончание)

Предлог и приставка ( карточка)

Рассмотрите цепочки слов:

(от) резной, (от) грузка, (от) радный

(про) сушка, ( про) книгу, (про)школу

(за) окном, (за) садом, (за) ехал

- Найдите лишние слова. Объясните свой выбор. ( приставка - предлог)

(Ответы: отгрузка, просушка, заехал.)

- Для чего нужны приставки в словах?

- Для чего нужны предлоги в речи?

-Выпишите слова с приставками, обозначьте приставку в словах.

Суффиксы

-ик -ек -ок - онок

- Перед вами с суффиксами. Вспомните , вызывают ли затруднения правописание этих суффиксов в словах.

Как проверить правильное написание этих суффиксов?

Рассмотрим таблицу в учебнике стр. 62.

- Как определить, какой суффикс надо писать в слове: -ик или - ек?

( Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс - ек, а если не выпадает – суффикс – ик)

- В именах существительных можно встретить суффиксы: – ок и -онок. Чаще всего эти суффиксы пишутся после шипящих ( медвежонок, галчонок, мышонок, дружок). Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется -о-?

(- Чтобы правильно написать суффикс в слове, поставим ударение. Под ударением пишется -о-.)

Упр. 103.

Прочитайте.

ДРУГ – ДРУЖОК - ДРУЖОЧЕК

-Как образовалось слово ДРУЖОЧЕК? ( от слова дружок с помощью суффикса – ек)

-Почему в этом слове пишется -ек? ( Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка)

-А как образовалось слово ДРУЖОК ? (от слова друг с помощью суффикса – ок)

- Почему в суффиксе надо писать -О-? ( Буква – о- пишется в суффиксе существительных после шипящих под ударением)

УСТНОЕ объясните правописание следующих слов:

НОЖ – НОЖИК – НОЖИЧЕК

ПЕТУХ – ПЕТУШОК – ПЕТУШОЧЕК

КОВШ – КОВШЕК – КОВШЕЧЕК

  1. Рефлексия:

Обобщим полученные знания . Я предлагаю выполнить небольшой тест.

Тестовая работа:

  1. Приставка – часть слова, которая стоит :

А. перед корнем В. после окончания

Б. после корня Г. После суффикса

  1. Не существует приставки:

А. с- В. з-

Б. в- Г. О-

  1. Укажите случай раздельного написания:

А. (про) студа В. (про) осень

Б. (про) мах Г. (про) дрог

  1. Укажите слово с приставкой с-:

А. (с,з) делка В.( с,з) десь

Б. (с,з) дание Г. (с,з) дание

  1. Суффиксы служат для:

А. связи слов в предложении

Б. Изменения формы слова

В. образования новых однокоренных слов

  1. Укажите слово с суффиксом - ик:

А. ключ…к В. замоч…к

Б. кармаш…к Г. дружоч…к

  1. Подведение итогов урока.

Вспомним, какие задачи мы поставили перед уроком.

  • Вспомнить орфограммы в суффиксах и приставках

  • Научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм

- Оцените свою работу на уроке.

6. Итоги урока:

- Правописание каких значимых частей слова мы повторили?

- Что нужно помнить о правописании приставок? Суффиксов?

- Какое задание вам понравилось?

7. Домашняя работа:

- Записываем в дневники домашнее задание.

Повторить правила правописания суффиксов и приставок.

Упр. 104, с. 63.

Фамилия_________________________________________

Тестовая работа:

  1. Приставка – часть слова, которая стоит :

А. перед корнем В. после окончания

Б. после корня Г. После суффикса

  1. Не существует приставки:

А. с- В. з-

Б. в- Г. О-

  1. Укажите случай раздельного написания:

А. (про) студа В. (про) осень

Б. (про) мах Г. (про) дрог

  1. Укажите слово с приставкой с-:

А. (с,з) делка В.( с,з) десь

Б. (с,з) дание Г. (с,з) дание

  1. Суффиксы служат для:

А. связи слов в предложении

Б. Изменения формы слова

В. образования новых однокоренных слов

  1. Укажите слово с суффиксом - ик:

А. ключ…к В. замоч…к

Б. кармаш…к Г. дружоч…к

infourok.ru