почему под крестом полумесяц. Под крестом полумесяц почему


почему на некоторых церквях под крестом полумесяц?

Значение креста с полумесяцем

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты) , расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год) , Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в Царственном летописце XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности от Христа и первых веков христианства к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как бы якорь безопасный и крепкий (Евр. 6, 1819). Этот якорь , одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год) , Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год) , храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд в знак того, что первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век) , собор Святой Софии в Киеве (1152 год) , Успенский собор во Владимире (1158 год) , церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

4u-pro.ru

Что означает крест с полумесяцем в основании, как символ?

Кресты на церкви

Человечество всегда желает получить четкие и однозначные ответы на далеко неоднозначные вопросы. И, наверное, одна из самых сложных сфер познания, где сложно добиться безусловной конкретики ответов, это религия и религиозный символизм.

Что мы знаем о купольном кресте с полумесяцем? Что означает этот символ и отличается ли от традиционного купольного креста? Попробуем разобраться.

Крест, как символ присутствовал во многих культурах задолго до появления христианства. Например у язычников, крест был символом Солнца, что близко к христианской трактовке креста, как Солнца истины (в дополнение к олицетворению Спасения, после распятия Иисуса Христа). Поэтому, можно трактовать крест с полумесяцем, как победу Солнца над Луной, т.е. Света над Тьмой или Дня над Ночью. Некоторые же ученые считают, что полумесяц символизирует дракона (змия), побежденного Солнцем Истины.

Есть версия, что полумесяц у основания купольного креста являет собой ладью, лодку, где корабль-Крест является парусом. Сам корабль символизирует Церковь, которая плывет к Спасению. В этом случае имеет место как бы двойной символизм – ведь получается, что только находясь в этой лодке-ладье под сенью паруса Святой Церкви можно обрести Спасение в Царстве Божьем.

А ещё говорят, что полумесяц – это колыбель Христианства, купель для крещения. Здесь усматривается явственное сравнение с Вифлеемской люлькой-яслями, в которой нашли младенца Иисуса. Таким образом, Крест опирается и, одновременно, произрастает из Иисусовой колыбели. Эта версия перекликается с версией о «якоре Веры», ведь в тяжелые моменты жизни обращение и упование на Господа и институт Церкви, как некий мост между людьми и Богом, является единственным якорем Надежды утлого челна человеческой жизни.

На самом же деле полумесяц, так называемая цата, символизировала царскую власть ещё со времен Византии, а крест с цатой, венчающий храмовый купол напоминает о том, что этот Дом принадлежит Царю Царей. Этот символ можно встретить и на иконах святых – Николая Чудотворца, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и других.

Бытует мнение, что крест с полумесяцем в основании символизирует возвышение христианства над мусульманством, такое себе, попрание крестом полумесяца. На самом деле, это не так. Полумесяц стал символом мусульманского вероисповедания лишь в середине минувшего тысячелетия, а изображение креста с полумесяцем на стене известного монастыря Святой Екатерины в Синае относится к VI веку. Так что ни о каком возвышении христианства над мусульманской религией речь не ведется.

Что означает?

1. Крест, как символ жизни?

chtooznachaet.ru

Почему под крестом полумесяц — почему на некоторых церквях под крестом полумесяц? — 22 ответа

Полумесяц под крестом

В разделе Религия, Вера на вопрос почему на некоторых церквях под крестом полумесяц? заданный автором Жизнеспособный лучший ответ это Значение креста с полумесяцемПо своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты) , расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год) , Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18—19). Этот «якорь» , одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.На куполах храма Софии Вологодской (1570 год) , Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год) , храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век) , собор Святой Софии в Киеве (1152 год) , Успенский собор во Владимире (1158 год) , церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

22oa.ru

Русь под знаком Полумесяца (часть 1)

Нам кажется, что мы знаем об истории нашей страны достаточно много, аж еще со времен основания Руси в IX веке. Однако это не так. Не то, что бы древняя история, которая является выдумкой довольно позднего времени, а даже история пятисотлетней давности нам совсем неизвестна. Многочисленные факты противоречат той картине прошлого, которую нам навязывают со школьных учебников. Взять хотя бы факты наличия в нашей культуре традиционно восточных, нерусских и даже - боже упаси - исламских элементов, особенно там, где их быть никак не может. Это - совсем другая история, другая Русь.

Полумесяцы на куполах православных храмов

На многих православных церквях на куполах помещен не просто крест, а крест с полумесяцем. Кажется странным, что символ другой веры венчает верх христианских храмов. Какие же объяснения этому даются?

Оказывается, что интерпретаций полумесяцу, помещенному под крестом много. Наиболее распространенные из них заключаются в том, что полумесяц это:- купель, в которой крестилась Церковь;- люлька Вифлеемская, в которой находился младенец Христос;- чаша Евхаристическая, в которой находится тело Христово;- чаша Грааля, в которую стекала кровь распятого Христа;- церковный корабль, ведомый кормщиком Христом;- образуемый вместе с крестом якорь, удерживающий корабль-храм в Царстве Небесном; - якорь надежды, крестный дар Христа;- древний змий, враг Божий, попираемый Крестом и ногами Христа;- время, над которым возвышается Крест – символ вечности;- поверженный ислам, память военной победы христиан над мусульманами.

Что мы здесь видим? Во-первых, то, что однозначного ответа, чем же является полумесяц под крестом, нет. Во-вторых, они неправдоподобны. Очевидно, что все эти люльки и купели вместе с якорями являются поэтическим отображением самого факта, красивой лирикой, воспевающей Божественное. Жизнь всегда проще, и появление стойкой символики всегда более прозаично.

Что же касается остального, то не может полумесяц изображать ни попираемых христианством врагов, ни, тем более, собственно сам полумесяц – символ ислама. Считается, что он якобы появился на православных куполах после покорения Иваном Грозным Казани. Однако невозможно представить, чтобы главные символы врага возносили на самый верх, пусть даже и с такой интерпретацией. Могла ли оказаться, например, фашистская свастика среди государственных символов Советского Союза, пускай и расположенная под звездой? Конечно же, нет! Даже изображение, не имеющее отношение к этой свастике и лишь отдаленно напоминающее ее, третируется властями, так как вызывает ассоциации с фашизмом.

В-третьих, большая часть вышеприведенных объяснений православного полумесяца дается самой Православной Церковью. И само их количество говорит о том, что ей, кому этот вопрос должен быть понятен лучше, чем кому-либо, ничего, на самом деле, неизвестно. Так откуда же взялся полумесяц?

Полумесяц на вершине главного христианского собора страны – храма Христа Спасителя в Москве.

Заметим, что речь идет только о православных храмах. На католических и протестантских церквях полумесяц ни в каком виде не помещается (поэтому все эти люльки явно надуманы). И это многое объясняет.

Хорошо известно, что православие по ряду своих аспектов ближе к мусульманству, чем к остальному христианству. Об этом даже свидетельствует сходство названий – православие и правоверие, - свойственное только этим религиям. Еще больше эта близость заметна у староверов, то есть древнее православие имело много общих черт с исламом. Это может говорить о том, что раньше, причем не так давно, это была единая религия. Возможно, что ее главным символом был полумесяц со звездой или солнцем. Позже, при расколе, религиозная символика претерпела изменения: у мусульман остался полумесяц, а у православных полумесяц с крестом. Ведь известно, что крест является также и упрощенным символом солнца.

Нечто похожее мы можем встретить в исторических источниках. В них упоминается, что полумесяц являлся символом, принятым в христианском Константинополе. Турки, захватив его в XV веке, переняли у византийцев этот знак, якобы добавив к нему звезду. Другие источники говорят, что полумесяц со звездой уже был символом древнего Византия. Ясно, что здесь какая-то хронологическая путаница, но, при этом, понятно, что полумесяц не является сугубо мусульманским знаком, а изначально существовал в Константинополе.

Но могли ли мусульмане-турки, победив в войне христиан-греков, перенять у них знак полумесяца? Вряд ли победители не имели собственной религиозной символики, да к тому же не придумали ничего лучше, как взять ее у побежденных. Скорее всего, мусульмане и православные не сильно тогда отличались и имели общий религиозный символ, включающий в себя изображение полумесяца. Эта форма правоверного христианства вместе с полумесяцем была тогда и на Руси.

Гербы ряда городов Российской империи включали в себя не только полумесяц, но и полумесяц с крестом, к тому же расположенных точно так же, как и на куполах церквей. Из чего понятно, что крест, охваченный снизу полумесяцем, представлял собой цельный и распространенный символ. Многие гербы остались таковыми и поныне.

Примеры гербов, содержащих изображение креста и полумесяца. Слева направо: герб Конотопа, герб Белозерска и герб Зенькова.

Продолжение следует...

amigooo.livejournal.com

крест и полумесяц. подлинная история

Давно и привычно по умолчанию принято, что крест символизирует христианскую культуру, а полумесяц - исламскую. Но также многие из нас заметили, что на православных крестах присутствует и полумесяц, а то и вовсе такая экзотика, как показана выше. Что это? Бред? Секта? Ошибка? Фотошоп? Вовсе нет, успокойтесь. Это единое целое. Каковым и должно было быть изначально.

Приготовьтесь падать. Итак, во первых: Христа не распяли на кресте. Я уверен, что Иисус был исторической личностью и действительно был распят, но -на столбе, или Т-образной балке!!!Впервые я узнал об этом неожиданно. Волею судьбы оказавшись в Риме на мероприятиях по беатификации (предварительному причислению к лику святых) почившего Иоанна Павла II, я был удивлён огромным количеством присутствовавшего народа с нарочито выставленными напоказ... нет, не крестами даже.. а "символами" на груди

Ксендз Ежи объяснил мне, что это - "самые ревнивые рыцари христовы", францисканцы. А крест у них такой потому, что именно на таком распяли Спасителя, если его вообще распяли. А последователи святого Франциска Ассизского лишь стилизовали форму до соответствия греческой букве "тау", что означает "теос"-"Бог". И несут Имя Бога на груди.Остановимся лишь на том факте, что элита католической церкви - иезуиты, не считают стандартный 4-х конечный крест Распятием.

Дальше. Изначально (а именно - в первые века) - вообще никакой крест не являлся символом христиан. Сначала символом считалась рыба

что по гречески произносилось как "ихтис" и служило аббревиатурой фразы "иисус христос царь иудейский" (т.е.-мессия), а потом обросло и дополнительными толкованиями.

Один из первых христианских мыслителей периода гонений - Марк Минуций Феликс (ум. в нач 3-го в.) выражается предельно ясно: "...что касается креста - то мы, христиане, их вообще не почитаем, нам не нужны они, это вы, язычники, вы, которые поклоняетесь деревянным идолам, вам нужны они.."Такое же отношение к кресту было у всех ранних христиан. Смею предположить даже, что у первых, наиболее ранних из них, такой проблемы вообще не стояло. Ибо Минуций обращается к своим современникам - жителям Римской Империи.

Подытожим важные выводы - культ креста не является исконно христианским. И - культ креста стал подмешиваться в христианство с момента его распространения на север, восток и запад (терр Римской империи и к окружающим варварам). Также, очевидно, крест имел языческое происхождение и массовое применение, иначе в это время на него никто даже не обратил бы внимание.

Кто же ввёл моду на крест в христианстве? Кстати, для нас с Вами "христианство" и "крестианство" звучит единообразно.!? Однако, снова - нет! "Христос" - означает "помазанник" (опять на-греческом, заметьте), но никак не "крест". Так вот, отвлеклись:  3 мая 328 г н.э. императрица Елена, мать Константина Великого (сделавшего христианство государственной религией Империи), совершила паломничество в Палестину. И вот, какая удача! На месте находится крест, на котором распяли Христа! Откуда такая уверенность? Как же - рядом нашли деревянную табличку с надписью "Иисус Назаретянин Царь Иудеи". INRI. (На греческом, ест-но). Ё! Классика! Вот какие чудеса административный ресурс животворящий делает! Часть креста закопали тут же, на Голгофе, и построили церковь, часть - Косте, часть - в Рим (ныне - церковь Креста Господня, там и лежит). Так, именно так, крест и стал самой большой реликвией христианства, её символом, её кодом.

А иначе и быть не могло. Почему?Потому что крест давно уже вошёл на тот момент в обряд христиан. Вошёл стихийно. Естественно, тогда не было ещё унифицированных форм обряда, каждая община справлялась как могла. А могла община лишь выбирая свои, естественные формы.А каковы они были? Если говорить персонально про крест - то это древнейший символ человека. Жёсткий, чёткий, глубокий. Крест - это и "человек", это и "солнце", и "урожай" и "смерть", и "соитие". Всё можно прочесть в нём. Крест применяли всегда и везде.

И этот парень был не первый. В различных культах - от Исландии до Австралии крест присутствует везде.Его рисовали, прицепляли, татуировали и вырезали везде где только можно и во всех известных ныне формах.

Но давайте посмотрим на фактическую часть.а) самой массовой неофициальной религией Империи был митраизм (официальная была Бог=Император)б) крест митраисты рисовали себе на лбу (равносторонний 4-х конечный)

В период гонений на митраизм (а было и такое) на лбу было рисовать опасно, всё равно что мишень, и рисовать на лбу стали только при  обряде посвящения... На что это похоже?

Что ещё мы знаем о митраизме?Единобожие арийского происхождения, мужская иерархия, религия низов, день рождения Бога - 25 декабря, обряд вступления - чаша с водой и кусок хлеба и рисование креста на лбу, священное жертвоприношение быка (из тела произрастёт хлеб, из крови - вино) позже превращённое в обряд простого вкушения собственно хлеба и вина (быков то не напасёшься), также известно, что Митра рождён от богини-девы Коры.Ничего не напоминает?

Так вот, это - то, что мы знаем после сотен лет вычищений упоминаний о данном культе. Поэтому, думаю, не нужно искать более экзотичных объяснений.Безусловно, значительные пересечения христианство (возможно и митраизм) обнаруживает и с некоторыми другими, более древними культами, такими как культы Осириса и Исиды. Всё это транскрибировалось в сегодняшний обряд и символ.По сути, мы сегодня продолжаем в несколько изменённой форме исполнять обряд древнейших дописьменных религий человечества. И это изумительно. Естественно, у императрицы Елены (как и у всего христианства) другого выбора уже не было. Только принять и включить. Так крест пролез и в этот культ.

Но вернёмся к родному православному кресту. Откуда там полумесяц?Этот вопрос волновал ещё Максима Грека, приглашённого в 1515 г Василием III в Россию разбирать архивы "третьего Рима". Здесь, в этом названии, и таится отгадка, которую преподобный Максим, в принципе, мог бы и знать... Давайте посмотрим на государственные эмблемы "второго Рима" к 1515г почившего уже в небытие и давно уже ставшему тогда столицей Османов.Вот до-турецкие:

Крест в сочетании с полумесяцем являлся символом императора Византии и с падением Восточной Римской империи в неизменном виде перекочевал в Московию. Вот и всё.

Почему и как?Ну сказано ведь - "третий Рим, а четвёртому не бывать". Хранитель православия вроде.Символика и сейчас важна, а в древние времена - это почти паспорт легитимности. Это как сейчас переехала бы американская элита вместе с флагом и гербом в Канаду. А США? Да гори там всё огнём, мексиканцы проклятые захватили всё...Так что дела были серьёзные.

Про перекладины на православном кресте - до банальности просто:  русские люди вообще сердобольные очень, и Боженьку стало  жалко,  поэтому подставили ему дощечку, чтоб ногами упирался. Отвечаю, это факт. Кстати, никто ведь больше и не подставил. А верхняя перекладинка - это та, которую императрица Елена нашла, с надписью "INRI". А то вдруг ошибёмся и не тому кресту помолимся, на Голгофе всё-таки троих тогда распяли. Со временем нижняя перекладинка на части крестов покосилась - это требование не обязательное и является теологическим осмыслением ранения Христа. А вот у белорусов и староверов - не покосилась. И никогда не покосится. Эти до конца стоять будут, выдержат. За что я их и люблю.

Но давайте вернёмся к Византию.Символом же самого города издревле являлся полумесяц. Это Очень важно.Именно с падением Константинополя в 1453 г Османской империей был унаследован символ величия - полумесяц (тоже хотели, наверное, регалии присвоить). Так полумесяц появился исламской культуре. 

           

Существует, конечно, и легенда, что в далёком 1299 г владетель крошечного княжества Осман увидел во сне полумесяц, который простирается от одного конца земли до другого. Но факт остаётся фактом -  а) данный символ появился у Османов после завоевания империиб) действительно "от края земли до края" распространили его потомки, завоевавшие пол мира.

До этого мусульманство не имело своего символа. Пророк, а также его последователи, несколько веков использовали простые одноцветные знамёна - обычно белое, чёрное или зелёное, без всяких символов.

Также некоторые люди считают, что Луна (выраженная в виде полумесяца) имеет некоторое особо почитаемое значение в исламе - ведь мусульмане ждут новолуния в преддверии священного месяца Рамадан, однако все богословы однозначно порицают это, ибо это не согласуется с религией, запрещающей поклонение чему-либо кроме Всевышнего.

Почему Византий выбрал своим символом полумесяц - современных авторов как будто вообще не волнует, но у древних - существует немало версий. В том числе и красивая легенда, повествующая о ночной победе. Но всё это далеко. К сожалению, у древних авторов не было Гугла, хотя бы даже на глиняных табличках, а тем более кнопки "картинки", позволяющей взглянуть на культурное наследие с высоты полёта архангела Джибраила.   Вот оно:

                             

С древнейших времён во многих культурах Ближнего Востока изображается полумесяц при похожих сюжетах - царь принимает подать. Это, возможно, и есть знак Царя. Знак власти.Ведь таковым он был и в при династии Сасанидов.Таковым он стал и в геральдике православного императора.Вот и всё.А полагать, что в данных сюжетах описан "ночной шмон" подданных царствующей особы, не представляется разумным.Потому что во многих сюжетах полумесяц изображается рядом с солнцем. Встречаются и полные наборы: луна-солнце-звезда-крест (вавилон 2 тыс до н. э.): 

Все символы сакральны и легко узнаваемы.

Прошли тысячелетия, и мир разделил себе регалии. Востоку - полумесяц, Западу - крест.Что с того и чем это грозит? Да ничем и ничего.Просто когда узнаёшь историю сочетания антагоничных символов на современном церковном кресте, и удивляешься, а потом вдруг видишь кельтскую плиту 2.5 тыс летней давности - с тем же набором - становится не по себе.Ничего не кончается. И ничего не начинается.Это только середина пути.

все картинки - из интернета, всем спасибо, всем зачёт, кроме Лувра и их фотографа, которые не дают бесплатно грузить кентавра касситского периода с крестом и полумесяцем, ну и бог с ними

vkus-vody.livejournal.com

Что означает полумесяц на кресте? | Искусство жить

Опубликовано: 24 Август 2011. Автор: reader

Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы (например, Остробрамской). Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, Евхаристическая Чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Материал взят из издания «Мир с Богом». Издательский центр « Славянское слово».

skarvit.ru

Луна на иконах Богоматери. Зачем месяц на православном кресте.

Вчерашнее обнаружение Луны на иконе Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах зародило во мне ряд вопросов, и я стала копать информацию.

Луна действительно довольно редкое явление на иконах.Хотя у Иоанна Богослова есть такие слова: "Жена, облеченная в солнце, под ногами у Нее луна и на главе Ее венец из двенадцати звезд" (Ап 12:1).

Я нашла лишь три иконы Богоматери, имеющие атрибуты, описанные Иоанном Богословом:

1.Млекопитательница Греция, 1750 г.16х12,4 см.

2. Остробрамская икона Божией Матери (в Храмах Киева и Кракова)

3. И собственно икона Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах.

Аналогию с III арканом Таро – Императрицей я уже проводила. Вероятно, что Луна на карте Императрицы символизирует женское начало, на которую она (Императрица) и опирается левой же (женской) ногой.

Вот классическое изображение III аркана Таро – Императрицы, попирающей левой ногой Луну (из предыдущего поста).

В продолжение темы Луны у меня возник ещё один закономерный вопрос А вот что означает Луна (полумесяц) на православном кресте?

В сети нашла несколько версий:

1) Мусульманская. Луна под Крестом, как символ победы Православия над Мусульманством в период татаро-монгольских нашествий.

Данный вариант не выдерживает никакой критики. Во-первых, татаро-монголы не представляли собой единый народ, не было у них и единой религии. Чингисхан, например, верил в Высшее Небесное Существо, а ислам получил своё распространение лишь при хане Узбеке. Кроме того – татаро-монголы отличались значительной веротерпимостью, потому вопросы религий не были основными.

Кроме того, крест с полумесяцем возник задолго до монголо-татарского нашествия. Такой крест стоит на куполе Дмитриевского собора во Владимире (XII век) например.

2) Языческая. Луна с Крестом как традиционная солярно-лунарная символика, где Крест символ Солнца (вспомнить свастику), символ Мужского начала, а полумесяц – соответственно символ Луны, символ Женского начала. Их сочетание. Только что они делают на куполе православных храмов? На этот вопрос отвечает третья версия.

3) Христианская. Очень многие символы и ритуалы христианской церкви являются не вновь введенными (придуманными церковью), а лишь «воцерковленными» символами предыдущих «верований», наделёнными новыми смыслами и значениями. Эту ситуацию мы и имеем в контексте Креста с полумесяцем, где Крест становится символом Христа, а месяц – символом Богоматери.

Интересно в этой связи, почему купола церкви венчают символ Христа и Богоматери, а не, например, символ Троицы (Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух)? Было бы ведь логичнее?

Может есть какие ещё версии?

Наиболее полной и интересной статьёй по данной теме была статья Б.А. Успенского «Солярно-лунарная символика в облике русского храма».

vse-horosho.livejournal.com