Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов. Плюсы и минусы прямых и косвенных налогов


Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги. Преимущества:

1. Экономические – прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2. Регулирующие – в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов

3. Социальные – прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Недостатки: 1. Организационные – прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, т.к. связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского и налогового учета. 2. Контрольные – контроль поступления налоговых платежей требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщика. 3. Полицейские – прямые налоги связаны с возможностью уклонения от их уплаты из-за несовершенного финансового контроля. 4. Бюджетные – прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, т.к. только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена и реальные доходы, но не исключены и убытки, поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником дохода бюджета.

Косвенные налоги. Преимущества: 1. Организационные – для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет, их удержание и контроль не требуют расширения налогового аппарата. 2. Бюджетные – т.к. косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения и его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении. 3. Политические –косвенные налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличивается налогом, то он все равно получает взамен необходимый продукт. 4. Полицейские – налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта, при этом важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов вредных для здоровья и нравственности нации. 5. Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, не требует накопления определенных сумм.

Недостатки: 1. Обременение для многосемейных: фактическая оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. 2. Политические – право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы обычно становится подоходный налог или налог на прибыль. 3. Социально-экономические – отдельные лица уплачивают косвенные налоги не пропорционально своему доходу или капиталу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения. 4. Предпринимательские – косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимателя, т.к. в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

 

Формирование налоговой системы, классические принципы ее построения.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и платежей законодательно закрепленных в данном государстве, принципов, форм и методов их установления, изменения или оплаты; действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Критерии научной обоснованности налоговой системы: 1) системный подход; 2) создание базы; 3) наличие законодательной основы; 4) формирование определенных принципов (экономических, юридических, организационных).

Экономические принципы налогообложения были сформулированы впервые А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 г.).

Экономические принципы: 1. Хозяйственная независимость и свобода налогоплательщика, основанная на праве частной собственности. 2. Справедливость – равная обязанность граждан платить налоги соразмерно своим доходам. 3. Определенность – сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику. 4. Удобность – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство налогоплательщику. 5. Экономия – издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Немецким экономистом Вагнером сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Этические: а) всеобщность налогов; б) неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов; в) соразмерность обложение с платежеспособностью.

2. Принципы управления налогами:а) определенность обложения; б) удобство обложения и взимания для плательщика; в) дешевизна взимания и минимум налогового бремени.

3. Народно-хозяйственные принципы:а) надлежащий выбор источника налогов; б) комбинация совокупных налогов в такую систему, которая обеспечивала бы достаточные поступления в бюджет.

 

Налоговая система Украины, принципы ее построения.

Сегодня приходится признать, что государство без налогов - это утопия. Налоги - основная форма доходов государства в современном цивилизованном обществе.

Формирование собственной независимой налоговой системы Украины начиналось на рубеже 1991-1992 гг. Так, 5 декабря 1990 г. был принят Закон Украинской ССР «О бюджетной системе Украин­ской ССР», а 25 июня 1991 г. - Закон Украинской ССР «О системе на­логообложения». Таким образом, было положено начало созданию в Украине своей автономной системы налогообложения.

В связи с провозглашением независимости Украины и перехо­дом экономики на рыночные отношения с 1 января 1992 г. был введен в действие целый пакет новых законодательных актов по налогообло­жению, в частности «О налоге на добавленную стоимость», «Об акциз­ном сборе», «О налогообложении доходов предприятий и организа­ций» и ряд других.

Принципы построения налоговой системы Украины сформулированы в Законе Украины «О системе налогообложения» от 18.02.97 г. : 1) стимулирование деловой активности; 2) обязательность уплаты налогов; 3) равнозначность и пропорциональность; 4) равенство; 5) социальная справедливость; 6) стабильность; 7) экономическая обоснованность; 8) равномерность уплаты; 9) компетенция; 10) единство подхода; 11) доступность.

Обзор Закона «О системе налогообложения».

Ставки, механизм взимания налогов и сборов и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено настоящим законом, уплате не подлежат.

Изменения и дополнения в настоящий закон и законы о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизме их уплаты вносят не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с нового года.

 

Факторы, показатели и структура налоговой системы.

Факторы: 1. Сложившиеся в стране пропорции в распределении функций между центральными и местными органами государственной власти. 2. Доля налогов среди источников доходов бюджета. 3. Степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

Показатели: I. Экономические:– налоговый гнет, – соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, – соотношение прямого и косвенного налогообложения, – структура прямых налогов, – структура косвенных налогов. II. Политико-правовые:– соотношение компетенций центральных и местных органов власти, – разные налоги, – разные ставки, – разные доходы.

Структура налоговой системы: 1) система налоговых органов; 2) система и принципы налогового законодательства; 3) принципы налоговой политики; 4) порядок распределения налогов по бюджетам; 5) фонды и методы налогового контроля; 6) решение проблем устранения двойного налогообложения и т.д.

Структура налоговой системы Украины:

lektsia.com

Косвенные налоги - преимущества и недостатки

Косвенные налоги представляют собой налоги, которые взимаются с ценой товара в виде своеобразных надбавок. Другими словами можно сказать, что косвенные налоги – это такие налоги на услуги и товары, которые включаются в цену услуг и товаров, а также тарифы. К основным косвенным налогам можно отнести – налог на прибыль, таможенные пошлины,  земельный налог, подоходный налог с каких-либо юридических лиц и налог с продаж.  Таким образом, косвенные налоги характерны тем, что плата идет с того, кто получает услуги или товар, за которые платит.

Налог на добавленную стоимость является самым основным косвенным налогом, а также он представляет собой форму изъятия созданной стоимости, которая входит с состав стоимости услуги или товара. Все косвенные налоги могут подразделяться на два вида:

- индивидуальные налоги, облагаемые на определенные группы услуг и товаров, это могут быть акцизы на высокодоходные товары или на отдельные группы.

-  универсальные налоги, облагаемые на все услуги и товары, исключение составляют такие товары и услуги, которые являются социально-значимыми.

К группе косвенных налогов относят таможенные пошлины. Самой главной особенностью таких налогов можно выделить то, что они перекладывают всю ответственность на конечного потребителя. А также такие налоги хорошо собираются, потому что включены в сам состав цены. Уклониться от неоплаты очень трудно. Поэтому в федеральном налоговом законодательстве на первых местах стоят именно косвенные налоги, а именно НДС и акцизы.

Вообще, в зависимости от источника уплаты налогов, могут рассматривать прямые и косвенные налоги. Прямой налог определяется тогда, когда источник может формироваться от прямого налогоплательщика. А косвенный налог формируется тогда, когда источник уплаты находится в составе совсем других платежей от номинально налогоплательщика, который, осуществляя налоговые платежи, расходов по налогам практически не несет. Таким образом, налог на прибыль прямой налог также представляет собой изъятие из стоимости или дохода имущества. К прямым налогам относят не только налоги на прибыль, но и взносы в федеральный фонд страхования, подоходные налоги, налог на имущество, например, налог на дом, земельный налог, налог на прирост капитала. Еще к прямым налогам относятся налоги на дарение и наследство, налог на операции с различными ценными бумагами.

Прямые и косвенные налоги имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. У прямых налогов самым главным преимуществом считается то, что такие налоги обеспечивают стабильные и непрерывные поступления в государственный бюджет. Прямые налоги – это эффективное средство для целенаправленного воздействия на фактор и спрос распределения доходов, а также обеспечения стабильности. К недостаткам прямых налогов относят открытость. Каждый налогоплательщик очень хорошо видит величину и долю налога, которого с них взимают. Бывают случаи, когда при большом объеме доходов, многие налогоплательщики стремятся к тому, чтобы скрыть свой доход.  Это называется уклонение от уплаты налога.

  К основным преимуществам косвенных налогов можно отнести скрытый характер, люди могут даже и не подозревать, что уплачивают налог. Благодаря тому, что есть косвенные налоги, можно поддерживать на рациональном экономическом уровне стоимость товаров с низкой (или очень низкой) себестоимостью. А из недостатков косвенных налогов можно отнести то, что они могут усиливать неравномерный характер в распределении налогового бремени.

Таким образом, прямые и косвенные налоги могут, как улучшать жизнедеятельность населения и государства, так и ухудшать восприятие жизнедеятельности.

fb.ru

Косвенные Налоги Это

Косвенные налоги – это одна из разновидностей налогов, взимаемых государственным бюджетом. Это сборы, включаемые в стоимость услуг и товаров, реализовываемых организациями. Владелец продукции получает суммы налога на момент ее реализации, а затем перечисляет государству. Связь между государством и плательщиком, таким образом, происходит через объект обложения.

Виды косвенных налогов

Все косвенные налоги можно подразделить по объектам взимания следующим образом:

• таможенные пошлины;• фискальную монополию;• акцизы.

Таможенные пошлины взимаются с некоторых видов продукции, импортируемых через государственную границу. Можно выделить некоторые виды пошлин: импортные, транзитные или экспортные. Они могут устанавливаться в определенном размере, или процентном отношении к стоимости товара.

Фискальная монополия, акцизы

В большинстве стран валовую часть косвенных сборов занимают акцизы – сборы, облагающие услуги, товары, которые производятся частными предприятиями. Часть акцизов устанавливаются на результаты внутреннего производства, а другая часть на импортируемые товары.

Акцизные сборы можно также разделить по способам взимания на универсальные и индивидуальные. Универсальные взимаются со стоимости всего оборота и намного выгоднее для государства. Ими облагаются практически все товары, реализовываемые на территории страны. К универсальным акцизам относится НДС. Он взимается только с определенной части стоимости продукции, именуемой добавленной стоимостью. В нее включается амортизация оборудования, заработная плата, часть производственных расходов, проценты по кредитам.

Фискальная монополия – это закрепленное за государством право реализовывать и производить некоторые товары. В этом случае государство выступает монополистом, продажа осуществляется по определенной цене, в которую включен сам сбор. Монополия может быть полной либо частичной, например, производство алкогольной продукции.

Плюсы и минусы косвенных налогов

Преимуществом косвенных сборов можно считать их скрытый характер. В большей части покупатель даже не подозревает, что уплачивает государству определенный сбор. Именно благодаря косвенным налогам государство может на рациональном уровне поддерживать стоимость товаров с очень низкой себестоимостью.

К недостаткам можно отнести усиление неравномерности при распределении налогового обременения. Для возможности взыскания контролирующие органы ограничивают производителей, вводя некоторые правила реализации и производства продукции.

fms-tula.ru

Косвенные налоги - преимущества и недостатки 🚩 к косвенным налогам относятся налоги 🚩 Налоги

Для государства с развитой экономической структурой косвенные налоги по сравнению с прямыми налогами имеют свои преимущества благодаря увеличению благосостояния населения и росту его покупательской способности.

Регулярность и быстрота поступлений косвенных налогов напрямую зависят от покупательской способности. Эти налоги удобны для потребителя, потому как не требуют определенных накоплений, определяются именно размером потребления конечного продукта при отсутствии принудительного взыскания (хочешь покупать продукт – плати косвенный налог, не хочешь платить налог – не покупай продукт). Кроме того, взыскание и контроль за поступлением этого вида налога не требует расширения штата налоговой службы.

При всех преимуществах косвенных налогов существуют и их недостатки. Самый серьезный недостаток – осуществление налога по принципу самообложения. Плательщик самостоятельно регулирует индивидуальную налогоспособность. Косвенный налог делится на каждого покупателя непропорционально его доходу, вследствие чего повышение ставок на эти налоги становится неподъемным для социально незащищенного малообеспеченного населения.

Косвенные налоги имеют фискальную направленность. Кроме этого, существует необходимость содержания большого количества персонала для осуществления контроля за товаром, который поступает на сегмент рынка, и за его правильным налогообложением. Таможенный сбор требует содержания огромного аппарата таможенной службы для недопущения завоза контрабандного товара в страну, и как следствие, занижения суммы косвенных налогов.

Взыскание косвенных налогов идет вразрез с интересами предпринимателей, ограничивает размеры прибыли, потому как не всегда возможно повысить отпускную цену пропорционально увеличению ставки косвенного налога.

Чтобы с успехом взыскивать косвенные налоги, контролирующие государственные органы стесняют производителей обязательными правилами производства и реализации производимой продукции.

Учитывая все «за» и «против» взыскания косвенных налогов можно подвести итог – косвенные налоги не могут возглавить налоговую систему государства, поскольку не отвечают основным оптимальным требованиям налогообложения. Только рациональное сочетание взыскания косвенных и прямых налогов может создать налоговую систему, которая будет соответствовать фискальным интересам страны и экономическим выгодам налогоплательщиков.

www.kakprosto.ru

1.2. Прямые и косвенные налоги, их достоинства и недостатки

Вся совокупность налогов, функционирующих в цивилизованных странах, может быть классифицирована по множеству признаков. Одной из самых распространенных классификаций налогов является деление их на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики. Это налоги, при уплате которых уменьшается финансовый результат плательщика. Классическими примерами прямых налогов выступают налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие.

В свою очередь прямые налоги могут быть реальными и личными. Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (дома, земля, денежный капитал). При этом финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственно объект налогообложения. Прямые личные налоги – это те, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реальных налогов личное налогообложение учитывает как индивидуальный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном обложении государство становится по существу участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в момент реализации товаров и услуг.

В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика. Примером косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы.

Наряду с этим и сейчас существуют суждения, в соответствии с которыми переложение налогов также не признается определяющим признаком. Отмечается, что в основе деления налогов на прямые и косвенные лежит возможность налогоплательщика переложить их на потребителя его продукции (работ, услуг). Окончательным плательщиком прямого налога (налога на прибыль, на доход, подоходного, на имущество) теоретически является получатель дохода или владелец собственности. Иначе обстоит дело с косвенными налогами. Здесь окончательным плательщиком выступает потребитель товара, на которого перекладывается налог путем надбавки к цене.

Конечно, такая теоретическая раскладка отнюдь не всегда может произойти на практике. При соответствующих экономических факторах прямые налоги также можно переложить на потребителя через механизм роста цен. А при достаточном насыщении товарного рынка косвенные налоги не всегда удается переложить на потребителя, так как рынок может не принять товар по повышенным ценам или принять в меньшем объеме.

Сторонниками косвенного налогообложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар.

Теоретический вопрос о разделении налогообложения на прямое и косвенное, как две его составляющие и об их соотношении между собой, относится к разряду определяющих в науке финансового права в целом и налогового права в частности. Во всяком случае, именно это разделение в первую очередь используется практически всеми исследователями при классификации налогов и сборов, описании налоговых систем.

История развития мировых цивилизаций донесла до наших дней достаточно много сведений о налогах и процедурах их взимания. Одни налоговые конструкции сохранились практически в неизменном виде до наших дней, другие претерпели существенные изменения или были упразднены под влиянием социальных, экономических, политических и других процессов. Соответственно в разные исторические периоды менялись состав и соотношение прямых и косвенных налогов, как источников государственных доходов.

Также нужно отметить, что налоги – это важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением прямых и косвенных налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Если рассматривать материальное содержание прямых и косвенных налогов, то они представляют ту часть национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общественные нужды. При изъятии налогов между государством и плательщиками налогов возникают денежные отношения, затрагивающие существенные интересы участников создания и распределения национального дохода. Интерес государства заключается в изъятии части национального дохода на общегосударственные нужды, мобилизации и распределении этих средств через бюджет.

Таким образом, из всего вышесказанного, сделан вывод, что прямые и косвенные налоги имеют и достоинства и недостатки.

Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги – это более определённый, твердый и постоянный источник доходов бюджета. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платёжеспособностью налогоплательщиков, расходы на их взимание относительно невелики.

К недостаткам прямых налогов можно отнести уклонение от их уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок, а так же то, что финансовое состояние плательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственный объект налогообложения.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как в цене не указано, что в неё включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно. Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия. Момент уплаты косвенных налогов большей частью удобен для плательщиков, так как он совпадает с приобретением каких-нибудь товаров. При помощи косвенных налогов можно привлечь к обложению большие массы плательщиков, которые только с большим трудом и издержками могли бы быть обложены прямыми налогами.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами. Доход от косвенных налогов не имеет такой твердости и устойчивости, как доход от прямых налогов. Это объясняется тем, что сумма поступлений от косвенных налогов определяется всегда только более или менее приблизительно, не на основании твердых данных, а по поступлениям предыдущих лет, вследствие чего часто бывают значительные ошибки и уклонения от сметных предположений.

Таковы главнейшие недостатки косвенных налогов, перевешивающие их достоинства. Тем не менее, ни одна финансовая система не обходится без косвенных налогов. Точнее сказать, большей частью косвенные налоги преобладают над прямыми.

Таким образом, в зависимости от того, что составляет объект налогообложения, и может осуществляться классификация налогов. В первом случае, когда объект налога возникает при производстве материальных благ, имеет место прямое налогообложение, а в последнем, т.е. при их потреблении, – косвенное. В этой связи отдельными исследователями предлагается исходить из того, что объектом прямых налогов выступают доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

studfiles.net

49. Прямые налоги_преимущества и недостатки

49. Прямые налоги: преимущества и недостатки.

Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков. Производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком косвенного налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие получению дохода. Прямые налоги подразделяются

реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика. Реальными(имущественными) налогами облагаются: продажа, покупка или владение имуществом. При этом их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. Например: земельный налог, налог на имущество

личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот.

Различия между личными и реальными налогами сводится к следующему.

1. Реальные налоги не учитывают личное положение налогоплательщика, уровень долгов на имущество, фактически приносимый доход, т.е. лица, владеющие одинаковым имуществом, платят одинаковый налог. При обложении личными доходами учитывается личное положение плательщиков — уровень дохода и члена семьи, сумма долгов и убытков и т.д.

2. Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, а личные — в прогрессивных.

3. Реальными налогами облагается валовой доход (нормативный, как правило), который приносит имущество. При личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.

4. Реальные налоги взимаются по доходу, исчисленному по внешнему признаку, а личные — по фактическому доходу. В основе всех налогов лежит принудительность взимания. Это один из основных признаков налога. Другой признак налога — нет встречного движения стоимости, его неэквивалентность. Третий признак налога — он определен, т.е. заранее, в законодательном порядке фиксируются объект, субъект и ставка налога.

Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец, имущества (дохода).

К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение

В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:

1. Экономические—прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2. Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).

3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее спра-ведливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные — прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, потому что связано с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Контрольные — контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские — прямые налоги связанные с возможностью уклонения от уплаты налогов через несовершенство финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

4. Бюджетные — прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, потому что только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а следовательно, и реальны доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут быть стабильным источником доходов бюджета.

studfiles.net

Преимущества и недостатки косвенных налогов — Студопедия.Нет

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

 

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

 

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

 

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины.

 

В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

 

Второй вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

 

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ; 3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

20. Соотношение прямых и косвенных налогов.

 

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

 

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили - 46%, Боливии - 42% и Перу - 49%. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%).

 

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях

в бюджет и внебюджетные фонды».

 

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом - с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное - с учетом специфики экономического развития России.

 

studopedia.net