А. Куприн, "Гранатовый браслет": отзывы о книге. Отзыв гранатовый браслет куприн


Гранатовый браслет | Книги | Отзывы

Повесть Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет" - удивительное произведение о любви. И даже удивительнейшее. Почему? Потому что с развитием сюжета меняется отношение к герою. Поначалу воспринимаешь события и относишься к ним так, как это делает главная героиня, Вера Николаевна Шеина. А потом целиком и полностью встаешь на сторону Желткова и принимаешь его поступки и Поступок как верные и необходимые.

Куприн в Гранатовом браслете великолепно показывает человека, который, живя в доме, где подъезд пах мышами, кошками, керосином и стиркой, живя в низкой широкой и длинной комнате, будучи совершенно несимпатичным, вызывает бесконечное уважение силой своей любви, самоотверженностью и отстаиванием своего права любить, даже если он любит замужнюю женщину (к чести Желткова и Куприна стоит отметить, что Веру Николаевну он полюбил, когда она еще была барышней).

Привлекательным для меня героем в повести является муж Веры Николаевны, князь Василий Львович, который с безмерным уважением и сочувствием относится к человеку, который любит его жену и признается в этом: "разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь"; "Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать".

Ну и собственно любовь. Ее в повести "Гранатовый браслет" можно охарактеризовать словами из этой же повести, словами генерала Аносова: "Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость... Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться." Это была "та любовь, о которой мечтает каждая женщина". Но эта любовь прошла мимо героини, в том числе потому, что до определенного момента она была не способно понять и принять такую любовь. Слишком была увлечена внешним.

xn--80avnr.xn--p1ai

А. Куприн, "Гранатовый браслет": отзывы о книге

Прежде чем писать свой отзыв на «Гранатовый браслет», необходимо познакомиться с личностью автора повести и мнением авторитетных литературных критиков. А. И. Куприн – один из выдающихся писателей рубежа веков. Его творчество находится на одной ступени с известными мастерами слова, такими как Толстой, Бунин. Отличительной особенностью купринской прозы является то, что для него на первом месте были сами люди с их способностью чувствовать и совершать великие поступки. Одним из самых чувственных и удивительных произведений писателя стала повесть «Гранатовый браслет», отзывы о которой будут рассмотрены в этой статье.

Личность А. И. Куприна

Куприн был совершенно необычным человеком. Все, чем он занимался в жизни, находило отражение в его творчестве. Книги Александра Ивановича – это своеобразная карта его жизни и наблюдений. Он был противником бессмысленного фантазирования и считал, что если он пишет, допустим, о рыбаках, то и сам должен владеть этим навыком. Все чувства, наполняющие его произведения, являются искренними и естественными, так как взяты им у самой жизни. Многочисленные отзывы о книге «Гранатовый браслет» являются подтверждением того, как хорошо ему удавалось воплощать такую разную палитру эмоций в своих шедеврах. Неспроста современники его называли именно художником. Он пользовался словами, будто красками, рисуя на страницах своих произведений живые и невероятные картины.

Особенности творчества

Много трудностей выпало на долю Александра Ивановича. Он повидал и войну, и неудачи в семейной жизни, завершившиеся разводом. Были и хорошие моменты: настоящая любовь, появление детей, неожиданная и заслуженная слава. Все это было для него своеобразными испытаниями, пройдя которые, он извлек неоспоримую жизненную мудрость. Куприн утверждал, что человек может быть счастлив только тогда, когда его жизнь кипит, когда приходится бороться, добиваться чего-то. Жизнь - это счастье, пусть с муками и тревогами, но именно так можно познать это. Преодолевая трудности и страдания, человек восходит к абсолютному пониманию счастья.

Критик Вронский, анализируя творчество писателя, сказал о том, что одной важнейших черт прозы Куприна является серьезность изображения жизни. Кажется, что для него нет в ней ничего пустого и незначимого. Получила ли повесть Куприна «Гранатовый браслет» отзывы современников заслуженно или нет, мы рассмотрим далее.

Главная тема в творчестве Куприна

Самой главной темой, проходящей красной нитью через творчество Куприна, стала любовь. Она наполняет собой каждое его произведение. Но это не счастливая и безмятежная взаимная любовь, а чувство трагическое, обрекающее человека на страдания. Но при этом она делает человека, одаренного ею, возвышенным и особенным. В отзывах о повести «Гранатовый браслет» можно встретить много весьма противоречивых мнений о возвышенности подобного чувства.

Как создавался «Гранатовый браслет»

Одесса стала тем местом, которое помогло Куприну воплотить свои идеи в «Гранатовом браслете». Именно здесь он начал и завершил свое творение. Сочинение продвигалось с заметными усилиями, но это приносило Куприну неимоверную радость и удовлетворение.

Случай в семье Любимовых

Сюжетом для будущего шедевра послужила реальная история, произошедшая в семье хороших знакомых писателя. Дмитрий и Людмила Любимовы обрели свое воплощение в книге в лице князя и княгини Шеиных. У Людмилы Ивановны был давний поклонник, мелкий чиновник Желтиков, который писал ей письма с объяснениями и присылал подарки. Однажды он подарил ей позолоченный браслет, украшенный небольшим яичком с надписью «Христос Воскресе». После этого муж Людмилы Ивановны был вынужден провести беседу с Желтиковым. Тот взял назад свой подарок и больше не беспокоил супругов.

История эта воспринималась семейством Любимовых как комическая. Желтиков для них был просто сумасшедшим. Но Куприн увидел ее совсем по-другому. В этом комизме он уловил призрак истинной любви. Так родился замысел повести «Гранатовый браслет», отзывы современников о которой были весьма неоднозначны. Рассказ, основанный на этой истории, отличался трагической концовкой. В действительности Желтиков не погиб, а просто исчез из жизни Любимовых.

Краткое содержание повести

Супруги Шеины проводят время на даче. В день рождения княгини здесь собираются гости: сестра, брат и генерал Аносов. Интересна беседа между героями, в которой генерал раскрывает авторскую точку зрения на природу любви. Во время развлечений Вере приносят письмо и футляр. Открыв его, женщина обнаруживает золотой браслет, украшенный гранатами. Из письма она узнает, что подарок ей сделал ее давний тайный поклонник, который начал отправлять ей послания еще до ее замужества. Она просит своего мужа прочесть письмо. О содержании послания узнает и её брат, который приходит в ярость от того, что Вера попала в такую ситуацию и может быть скомпрометирована подобным подарком. Он заставляет князя Василия отправиться вместе с ним к этому поклоннику и потребовать перестать преследовать княгиню.

Переночевав, они приходят в квартиру, где проживает Желтков. Во время беседы Князь чувствует, что стал свидетелем истинной великой любви. Желтков дает обещание оставить Веру в покое и скрыться из города. Он просит лишь позволения написать прощальное письмо для нее.

После рассказа мужа об этой беседе княгиня догадывается, что Желтков собирается наложить на себя руки. Её не покидает ощущение близкой трагедии.

Утром, прочитав прессу, она узнает о том, что ее опасения подтвердились. И Желтков покончил с собой, в газете причиной такого поступка назвали совершенную им растрату. Вечером от него приносят письмо для Веры Николаевны. В нем он восхищается своей возлюбленной и благодарит Бога за то, что он послал ему в награду любовь. Как молитва, рефреном звучат слова, обращенные к любимой женщине: «Да святится имя Твое…».

Вера идет к Желткову, чтобы попрощаться. Находясь в его квартире перед гробом, она вдруг осознает, что мимо прошла огромная и неповторимая любовь, прикоснуться к которой мечтает каждый человек.

Позже в доме Шеиных звучит Лунная соната Бетховена. О ней писал Желтков в своем письме. Вера страдает, слушая музыку, и чувствует, что именно сейчас несчастный влюбленный прощает ее.

Отзывы о произведении «Гранатовый браслет» доказывают то, что Куприну удалось достичь своей цели – показать настоящие сильные чувства.

Отношение Куприна к повести «Гранатовый браслет»

Во время создания повести в одном из своих писем Куприн отмечает, что «Гранатовый браслет» это очень печальная история безумно влюбленного телеграфного чиновника. Куприн стремится вложить в произведение безнадежную любовь.

Для Александра Ивановича это стало самым любимым произведением. Однажды он чуть не принял участие в дуэли из-за спора о том, какой из его рассказов самый лучший. Его собеседник утверждал, что это «Юнкера», Куприн же самоотверженно доказывал, что венцом его творчества является «Гранатовый браслет».

Мнения критиков о повести

В отзывах критиков «Гранатовый браслет» получил много положительных комментариев. Современниками Куприна повесть была принята очень хорошо. А. Волков заметил, что генерал Аносов является посредником автора в передаче его мыслей о сущности любви. Именно в его уста Куприн вкладывает слова о том, что настоящие чувства обязаны быть надрывными, трагичными. Бескомпромиссными. Такими являются чувства Желткова. Он, не надеясь на взаимность, просто боготворит свою избранницу, смиренно принимая испытания судьбы.

А. Н. Афанасьев считал, что такая печальная концовка была необходим Куприну, чтобы показать на ее фоне всю красоту искреннего чувства.

Однако встречались критики, которые в своих работах ставили в вину Желткову то, что он ограничил весь свой мир одной лишь Верой. Из-за этого ему приписывали некую ущербность и духовную бедность.

Отзывы писателей-современников

Отзывы писателей о романе «Гранатовый браслет» в основной массе были восторженные. Среди тех, кто сумел разглядеть в произведении Куприна что-то новое, глубокую трагедию души и чувств, были К. Г. Паустовский и М. Горький. Горький в своем письме к Малиновской сказал после прочтения «Браслета», что этот рассказ знаменует собой начало новой хорошей литературы.

Как бы ни сложилась дальнейшая судьба повести «Гранатовый браслет», отзывы на нее и сейчас вызывают настоящую полемику среди читателей. Кто-то согласен с автором в его теории о трагической любви, а кто-то оспаривает здравый смысл Желткова. Решение принимает каждый сам для себя. Стоит лишь прислушаться, как отзовется в вашем сердце это произведение.

fb.ru

Рецензии на книгу Гранатовый браслет

"Любовь травами не лечится. Овидий

Я не чувствую здесь любви. Равносильно любить книгу, которую заметил на витрине. Ощущаю себя на перепутье. По левой тропе идут читатели, которые видят на страницах любовь. Сильную, настоящую. Другие читатели ступают на тропу повседневности и отгружают старику Куприну кастрюлю с критикой. Они называют любовь в книге наркоманией. А мне повесть и мысль автора понравилась и сформировалась она совсем от другого послевкусия.

По пунктам.

1. Описания. Часто именно в них выражены дополнения к характеру. Вера Николаевна заходит в свой сад (в период бабьего лета), где свисают черные обильные гроздья винограда. Они излучают легкий аромат клубники. Вырисовывается образ зрелой женственности, манящей формы в соку. Еще мне понравилось, как за счет одного взгляда на море, Куприн показывает разность сестер. Вера Николаевна видит в море пустоту, Анна – игру над обрывом. А как сестры ухаживали за седым стариком – наполняли тяжелым, густым вином его тонкий стакан.

2. Вера Николаевна – хозяйка, которая устраивает обед в честь своих именин. Удивительным образом число гостей совпадает с количеством глав в повести. Их ровно 13. Суеверная Вера начинает даже переживать на этот счет.

3. Отсылки. Повар Лука приносит рыбу, которая весит 12 с половиной фунтов. При этом, Куприн именует центрального персонажа Верой и рисует море. Здесь я и решил, что это не оды любви. Я увидел Куприна в новом амплуа. Это перо отдает злостью что ли.

4. Вера Николаевна никогда не читала газет. Потому что не могла разобраться в том языке, которым нынче пишут. Это почти дословно. Т.е. не дело в том, что она не читает газет, о пользе которых можно поспорить, нюанс в том, что она не в состоянии осмыслить актуальную полемику. На лицо закостенелость мышления, аполитичность. Современность для нее, как и море – непонятная пустота. Сюда же. Раскрывая подарок, Вера замечает письмо (как возможный символ нематериального, слово) и золотой браслет. Цитирую писателя: как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.

5. Интригует и внешний вид браслета. В центре светился зелененький камешек. А окружали его – 5 прекрасных гранатов-кабошонов. Думаю, каждый читатель найдет свое, но мне тут видится пять персонажей – Анна, генерал, Василий Шеин, Николай и Желтков. В центре – Вера. Но если расширять мысль, то в центре логичнее расположить ЛЮБОВЬ, окруженную пятью гранатами/персонажами. Стремление, желание прикоснуться…

Итоговые посиделки. Я вижу женщину, за счет которой Куприн тонко язвит. Именуя персонажа Верой, он изображает ее глупой, падкой на чужое мнение, суеверной и попросту бестолковой. Напой ей басню про любовь – она поверит в любовь, расскажи про репку – посадит в саду репку. Отсутствие инициативы у женщины, которая только и делает, что бродит по старым тропинкам в саду, где уже все поглотила осень. И трагедия не в том, что какой-то сумасшедший поверил в свою любовь. Трагедия в том, что мужчина восемь лет благоволил пустоту.

А что касается "трагичной любви". Как говорится, редкий псих признает себя психом. Так и мазохизм с раболепством подается в сиропе трагичной любви. Если уж ты так влюбился в женщину, в ее глаза, в изгибы ее души… - ступай к ней. Только не сиди подобно насекомому, убеждая себя в возвышенностях. Вся проблема в том, что ситуация с трусливым добродетельным невротиком, смешалась с рассказами старого генерала. К слову, я больше чем уверен, этот старик, сказал бы Желткову те же слова. На мой взгляд, не любовь это. Скорее, болезненная вера в Веру.

#флешмоб_Стометровка

readly.ru

Отзывы на книгу «Гранатовый браслет (сборник)»

Хотя сами сталкеры часто утверждают, что их действия продиктованы влечением, любовью или ревностью, по данным психологов, подлинной мотивацией сталкеров является стремление установить контроль над жертвой.

(с) Википедия

Никогда еще выставление оценки на лайвлибе не вызывало у меня такого диссонанса и непримиримого душевного противоречия. Потому что в голове прочно засели школьные установки: любая книга, входящая в понятие "это-же-классика" априори гениальна, и критика по этому поводу не допускается. Даже сейчас, выставляя эти несчастные три звезды, я будто слышу в голове голос учительницы: как же ты, со своими убогими баллами за ЕГЭ по литературе и одним семестром литературного института за плечами, можешь поставить три звезды этому шедевру? Но, раз уж незабвенная Валентина Ивановна не видит этого кощунства, то можно быть честной.

Конечно, я немножко подросла в своих размышлениях, и слог Куприна, два года назад наводивший на меня уныние, теперь кажется плавным и мелодичным. В процессе чтения я действительно наслаждалась тем, как чудесно буквы могут складываться в слова, слова - в предложения, и все это выстраивается в эстетически приятный текст. Я искренне восхищаюсь тем, как чудесно Куприн пишет, и способность оценить эту красоту - уже показатель прогресса с моей стороны (Или дело в том, что я читала по своей воле, а не подгоняемая наступающим ЕГЭ). Но то, о чем он пишет, так и осталось за гранью моего понимания.

Если говорить о том, чего я не нашла в книге - я не нашла в ней любви. Возможно, я не настолько умелый литературовед, чтобы распознать иронию автора, но в отношении Желткова у нас с Куприным мнения разошлись кардинально. Там, где автор устами героев выдавал нам что-то о настоящей любви, я разглядела дичайший сталкинг и манипулирование. Желтков вызывает не то страх, не то раздражение. Бесцеремонный, влезающий в личную жизнь... Серьезно, кому бы понравился навязчивый поклонник, следующий по пятам? По-моему, бесконечные письма, из которых становится ясно, что за вами следят денно и нощно - это не романтично, а по-настоящему жутко.

Через все произведение красной нитью проходит мысль о том, что в любви нет места эгоизму, но в качестве примера выступает мерзкий Желтков, который зациклен только на себе и постоянно требует внимания. В каждом его поступке так и сквозит самолюбование. "Я буду требовать от тебя ответа на письма, хотя ты меня даже не знаешь, а потом любезно позволю не отвечать и назову это великодушием, охохо". Ну, знаете ли! Да что там говорить, он даже из своей смерти устраивает спектакль, вменяя Вере чувство вины. Вот, мол, вы меня не любили, и смотрите теперь, к чему это привело. Более мерзкого поступка, извините уж, и представить нельзя.

А главное, в основе светлого и искреннего чувства лежит не какая-то серьезная причина, нет. Желтков ничуть не знаком с Верой и не интересуется ее личностью. Он, однажды обратив внимание на незнакомку в театре, внушает себе, что бесконечно в нее влюблен, придумывает идеальный образ, который подпитывает больную привязанность, но за этим - ровным счетом ничего. С таким же успехом на месте Веры могла быть любая другая девушка, и он, я уверена, не заметил бы разницы.

И я могла бы смириться с таким сюжетом, если бы автор как-то иначе расставил акценты, но Куприн упорно выдает болезнь за высокое чувство, называя любовью наглость, навязчивость и бесконечное нарушение личных границ. Может быть, сказываются десятки лет, разделяющие нас с автором, но лично мне такая любовь даром не нужна.

mybook.ru