Конспект урока по географии на тему "Ориентирование на местности. Азимут" (6 класс). Определите по компасу азимут колодца


Как определить азимут по компасу?

Понятие азимута — одно из основных в ориентировании. Без знания того, что такое азимут и как с ним обращаться, человек не сможет в полном объеме использовать информацию, предоставляемую ему картой и выбрать правильное направление движения при отсутствии ориентиров. Соответственно, уметь определить азимут по компасу, а в лучшем случае — и без него — это необходимый навык для человека, с той или иной частотой бывающего в безлюдной местности.

Азимут позволяет правильно сориентировать карту и выбрать направление движения и определить собственное местоположение.

Далее попытаемся коротко пройтись по основным моментам, которые позволят разобраться в вопросах, связанных с азимутами. А начнем разговор с определения.

Азимут и его виды

Азимут — это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.

Азимут в основном применяется для того, чтобы:

  • осуществлять поиск направления движения по карте и на местности;
  • определять направление на ориентир для того, чтобы нанести его на карту либо наоборот — найти на местности;
  • определять свое местоположение по двум ориентирам.

Азимут бывает двух типов — истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный — относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.

В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.

Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают. Об этом подробно мы рассказывали здесь…

Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.

Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело — с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.

Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное — отнять.

Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол — аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.

Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.

Сближение меридианов — это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.

Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо — то положительным.

Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.

Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.

Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.

Как определить азимут по карте

Рассмотрим способы нахождения истинного и магнитного азимутов по карте. Тут возможны три варианта.

Вариант №1. С помощью транспортира.

Для этого:

  1. Берется стандартная карта.
  2. Карта кладется на ровную поверхность.
  3. На карте выбирается точка, от которой будет откладываться азимут.
  4. Через эту точку простым карандашом проводится еле заметная вертикальная линия.
  5. Выбирается вторая точка, по отношению к которой будет измеряться азимут.
  6. От первой точки ко второй простым карандашом проводится вторая еле заметная линия.
  7. С помощью транспортира по часовой стрелке отмеряется угол между двумя линиями. Результатом окажется истинный азимут.
  8. При необходимости истинный азимут переводится в магнитный.

В ориентировании транспортир — необходимая вещь, и потому его иногда полезно сделать даже из подручных материалов.

Этот вариант хорош, когда под рукой не оказалось компаса. Если же компас имеется в наличии, можно воспользоваться одним из следующих способов.

Вариант №2. С помощью магнитного планшетного компаса.

Для этого способа понадобится компас с прозрачной колбой, на которую нанесены параллельные друг другу линии, расположенные в направлении север-юг. Алгоритм следующий:

  1. Карта кладется на ровную поверхность.
  2. Отмечается точка, от которой будет откладываться азимут.
  3. Выбирается вторая точка, в которую нужно прийти, выходя из первой, или просто необходимое направление движения.
  4. Компас прикладывается боковой рамкой к первой и второй точкам или просто располагается вдоль линии предполагаемого движения. Важно, чтобы нижняя часть компаса при этом располагалась ближе к первой точке, иначе будет измерен обратный азимут, о котором поговорим чуть позже.
  5. Колба компаса вращается до тех пор, пока прочерченные на ней линии не станут параллельны одной из вертикальных линий километровой сетки. При этом северная часть колбы компаса должна быть направлена в сторону северного конца километровой линии.
  6. После того, как все сделано, указатель компаса покажет дирекционный угол. Это значение для удобства дальнейшего использования можно перевести в истинный или магнитный азимут.

Отчасти благодаря простоте этого способа для туристов рекомендуется именно планшетный компас.

Этот вариант удобен для использования почти в любой ситуации, поскольку независим от показаний стрелки магнитного компаса, на работу которой влияют магнитные девиации, о которых будет рассказано чуть позже. Однако он может применяться, только в тех случаях, когда есть данные о магнитном склонении. Если же таких данных нет, можно воспользоваться следующим способом.

Вариант №3. С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты.

Перед тем, как описать этот способ, стоит пояснить, что означает словосочетание «ориентированная карта».

Ориентировать карту — значит расположить ее на горизонтальной поверхности так, чтобы ее северная рамка указывала строго на географический север. Это можно сделать с помощью компаса, если известно магнитное склонение. Однако мы рассмотрим вариант, когда таких данных нет.

В этом случае можно ориентировать карту по сторонам света с помощью ориентира, обозначенного на карте и видимого на местности, при условии, что известно, где в данный момент находится человек, ориентирующий карту.

Рассмотрим пошагово весь процесс ориентирования карты:

  1. Карта располагается горизонтально.
  2. На карту кладется линейка таким образом, чтобы одна ее сторона «прикасалась» одновременно к обозначенным на карте ориентиру и точке, в которой находится человек, например, перекрестью дорог.
  3. Карта располагается на уровне глаз так, чтобы точка стояния человека на карте оказалась ближе к глазу, а ориентир — дальше.
  4. Человек с картой и лежащей на ней линейкой поворачивается так, чтобы линейка оказалась направлена на видимый на местности ориентир — тот ориентир, к обозначению которого была приложена линейка. В этот момент можно говорить о том, что карта ориентирована по сторонам света.

Теперь перейдем непосредственно к описанию алгоритма определения азимута:

  1. Карта ориентируется по сторонам света и располагается строго в горизонтальной плоскости, чтобы стрелка компаса впоследствии могла свободно вращаться внутри колбы.
  2. Магнитный планшетный компас прикладывается к карте так, чтобы его боковая рамка соприкасалась с точкой стояния человека и ориентиром, по отношению к которому нужно найти азимут. Здесь такие правила, как и в предыдущем варианте: нижняя часть компаса должна быть ближе к точке стояния человека.
  3. Колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе, то есть 0° или 360°, что по сути одно и то же.
  4. С этого момента указатель компаса будет показывать магнитный азимут, который при необходимости можно перевести в истинный.

Главный недостаток этого способа — зависимость от магнитных девиаций и движения. Так, например, не удастся воспользоваться этим способом в машине или на морском корабле.

Обратный азимут

Для удобства передвижения по местности во время ориентирования часто пользуются понятием обратного азимута. Это направление диаметрально противоположное «прямому» азимуту, то есть отличающееся от него на 180 градусов.

Обратный азимут при необходимости позволяет вернуться к тому месту, откуда было начато движение, а также может применяться при обходе препятствий.

Представим, что человек движется строго на север. Для того, чтобы ему двигаться по обратному азимуту, он должен повернуться на 180 градусов. Причем без разницы, сделает он поворот по часовой или против часовой стрелки: направление обратного азимута при этом по понятным причинам останется одним и тем же. То есть конкретно для рассматриваемого случая обратным азимутом будет являться направление движения строго на юг.

Как определить азимут на местности

На местности с помощью компаса можно определять азимут на выбранное направление или объект (ориентир), а можно наоборот — по известному азимуту, например, найденному по карте, определить направление на местности. Рассмотрим оба варианта.

Задача №1. Нужно определить магнитный азимут на объект (ориентир).

В этом случае компас располагается в направлении ориентира. Чтобы более точно выставить компас по отношению к ориентиру в некоторых моделях имеются мушка и целик, а также зеркало с прорезью.

После этого колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе (обычно «N» или «С»). Указатель компаса при этом покажет азимут на выбранный объект.

Задача №2. Нужно, зная магнитный азимут, определить направление на местности.

Для этого колба компаса поворачивается до тех пор, пока указатель не укажет на шкале колбы цифру, соответствующую значению магнитного азимута. После этого компас поворачивается в горизонтальной плоскости, пока северная сторона стрелки не совпадет с символом севера на колбе. Как только это произошло, можно утверждать, что компас указывает искомое направление, то есть располагается вдоль него.

Если с помощью компаса понадобится определить обратный азимут, то не обязательно заниматься арифметикой, отнимая или прибавляя к известному азимуту 180 градусов. Куда удобнее и легче просто выбрать направление движения, повернув компас таким образом, чтобы на месте северной стороны стрелки оказалась ее южная сторона.

Аварийный азимут

Аварийный азимут — это направление на какой-либо линейный (например, трасса или железная дорога) или площадной (например, населенный пункт) ориентир, замеряемое с целью выхода к этому ориентиру в случае, если человек заблудился.

Аварийный азимут не может быть отмерян на точечный ориентир (например, колодец или домик лесника), поскольку выйти к такому ориентиру в случае необходимости вряд ли удастся из-за его малых размеров.

Аварийный азимут определяется до выхода на маршрут, например, перед тем, как зайти в лес. Для этого человек становится лицом к ориентиру и замеряет с помощью компаса азимут на него, после чего записывает полученное значение, например, на листе бумаги, который прячет в карман одежды.

Класть записку в рюкзак я бы не рекомендовал, поскольку иногда снаряжение, в том числе и рюкзак, может быть утеряно, например, унесено течением быстрой реки во время переправы.

Но не стоит полностью полагаться на записку. Для перестраховки лучше еще и запомнить полученные значения.

После того как аварийный азимут был определен, записан и сохранен в памяти, можно выходить на маршрут.

На заметку

Определяя аварийный азимут, следует помнить, что линейный объект может сворачивать и менять направление — река может делать изгиб, дорога может поворачивать, линия электропередачи также имеет свои углы. Есть риск, что взяв аварийный азимут перед выходом на маршрут, человек сместится существенно относительно такого поворота, а в случае необходимости выхода на трассу или к реке затем будет идти по азимуту параллельно самому линейному объекту за его поворотом. Поэтому перед выходом на маршрут нужно изучить карту местности, направление линейных ориентиров и масштабы. Если дорога или река тянется примерно в одном направлении десятки километров, а маршрут планируется всего на 2-3 километра, эта информация не существенна. Если же речь идёт о походной группе на маршруте на несколько сотен километров, местность и ориентиры предварительно нужно изучать очень тщательно.

Если по какой-либо причине человек потеряется, и применение различных способов не помогло ему выйти на прежний маршрут, тогда он может воспользоваться аварийным азимутом, двигаясь по которому рано или поздно окажется возле того ориентира, на который был взят аварийный азимут. А уже двигаясь вдоль этого ориентира, человек сможет добраться до того места, откуда начинал свой путь.

Составление маршрута движения по азимуту

Имея в наличии карту местности, часто при планировании маршрута можно обойтись без использования азимутов, например, если на карте видны тропинки, дороги и просеки. В этом случае обычно движение к цели осуществляется по ним.

Однако бывают ситуации, когда без азимутов не обойтись, например, при пересечении пустыни или дикой лесистой местности. Рассмотрим алгоритм действий в таких ситуациях.

Для того, чтобы максимально быстро и точно выйти к заданной цели, очень желательно выстроить маршрут на карте. Важно понимать, что движение напрямик может привести к большой ошибке, а значит человек может попросту промахнуться мимо цели, тем более, если ориентироваться приходится в местности со сниженной видимостью, например, в лесу.

Для того, чтобы уменьшить указанную ошибку, лучше весь путь поделить на отрезки меньшей длины, соединяющие ориентиры, лежащие по пути к цели. Таким образом, подходя к каждому ориентиру, человек будет корректировать свое движение, устраняя ошибку, возникающую при перемещении от одного ориентира к другому.

Путь с переходами между множеством ориентиров будет несколько длиннее, поскольку ломанная линия, соединяющая две крайние точки, всегда длиннее прямой. Однако, и ошибка при этом значительно уменьшится, что в некоторых ситуациях очень важно.

Для планирования «ломанного» маршрута:

  1. На карте находится точка выхода на маршрут.
  2. Находится лежащий по ходу движения ориентир.
  3. От первой точки замеряется азимут и расстояние до середины найденного ориентира.
  4. Возле этого ориентира указывается азимут и длина пути.
  5. Теперь вся процедура повторяется, но в качестве начальной точки берется край найденного ориентира, откуда будет выполнено движение к середине следующего ориентира.
  6. В конце от последнего ориентира, лежащего на пути, замеряется азимут и расстояние на цель и также подписывается.

При желании измеренное расстояние можно перевести в пары шагов и написать цифры рядом с каждым ориентиром. Но это имеет смысл лишь в том случае, когда человек знает длину своей пары шагов.

Хождение по азимуту

Некоторые люди полагают, что ходить по азимуту нужно, непрерывно держа перед собой компас и постоянно отслеживая его показания. Однако такой метод хождения, вопреки ожиданиям, даст большую ошибку и потребует больше времени по сравнению с тем методом, о котором пойдет речь дальше.

Чтобы уменьшить ошибку, следует использовать следующий алгоритм действий:

  1. С помощью компаса по заданному азимуту на местности находится ориентир (например, дерево, куст, какая-нибудь особенность рельефа или сооружение). Чем дальше этот ориентир будет находиться, тем меньше действий придется совершить, и тем точнее будет результат.
  2. Человек идет к выбранному ориентиру. При этом неважно, как именно он будет подходить к ориентиру, главное — не потерять выбранный ориентир и не спутать его с другими. Это удобно, поскольку иногда по прямой дороге к ориентиру лежат труднопреодолимые препятствия (например, колючие заросли или бурелом) поэтому проще и быстрее их обойти, чем пытаться двигаться по прямой напролом.
  3. Подойдя к ориентиру, человек должен стать позади него и повторить операцию с компасом, выбрав новый ориентир.

Иногда в условиях отсутствия природных ориентиров в качестве ориентира может выступать один из участников похода. Для этого он отправляется в ту сторону, в направлении которой указывает человек, работающий с компасом. Когда «живой ориентир» сместился на достаточное расстояние, человек с компасом жестами указывает помощнику, где именно он должен стать, чтобы оказаться как раз на линии направления, определенного по азимуту. Далее все делается так, как если бы пришлось работать с местными ориентирами.

Если же на пути к выбранному ориентиру возникло препятствие, например, крутой холм, из-за которого нет возможности рассмотреть следующий ориентир и на который не получится взобраться, тогда можно воспользоваться одной из двух схем.

Схема №1. Упрощенная.

Это наиболее простой алгоритм действий, позволяющий выйти на прежний путь, обойдя препятствие. Для этого:

  1. На некотором расстоянии от препятствия выбирается направление его обхода и замеряется азимут этого направления. Предположим азимут оказался равен 60 градусам.
  2. Определяется разница между азимутом основного направления движения (предположим, что движение совершалось по азимуту 105 градусов) и азимутом выбранного направления. Получается, что обход препятствия осуществляется слева, а разница в начальном направлении и направлении обхода составляет 105 – 60 = 45 градусов.
  3. Человек начинает двигаться по азимуту 45 градусов, считая шаги, и двигается до тех пор, пока справа не увидит конец препятствия.
  4. Рассчитывается азимут направления возвращения на прежний путь. Для этого к азимуту основного направления прибавляется рассчитанная ранее разница, то есть 105 + 45 = 150 градусов.
  5. Человек начинает идти в новом направлении с азимутом 150 градусов и считает шаги.
  6. Когда это количество шагов совпадет с количеством шагов, сделанных во время смещения с основного пути, движение продолжается по азимуту основного направления (для данного случая — 105 градусов).

В этой схеме также возможен вариант, когда сместившись в сторону, человек не сразу возвращается на прежний путь, а проходит некоторое расстояние по основному азимуту до того. Это может понадобиться в тех случаях, если препятствие вытянуто вдоль основного направления.

Схема№2. Для учета пройденного расстояния.

Это более сложная схема, позволяющая обходить препятствия с подсчетом общего количества шагов. Таким образом, количество посчитанных шагов после обхода препятствия будет равно тому количеству шагов, как если бы препятствия не было вовсе, и человек двигался напрямую.

Для этой схемы:

  1. На некотором расстоянии от препятствия замеряется азимут направления обхода. Предположим, что он будет такой же, как в предыдущей схеме, то есть равный 60 градусам.
  2. Человек движется в этом направлении и считает шаги.
  3. После того, как по правую сторону препятствие «закончится», человек начинает двигаться в первоначальном направлении (пускай, как и в предыдущем случае, это будет 105 градусов) и считает шаги. Посчитанные при движении по основному направлению (105 градусов) шаги прибавляются к тем, что были посчитаны до начала обхода препятствия.
  4. Через некоторое время человек выбирает новое направление — обратный азимут тому направлению, по которому совершался обход препятствия. Для этого случая: 60 + 180 = 240 градусов.
  5. Человек двигается в новом направлении (240 градусов) и считает шаги. В этом направлении человек должен двигаться, пока посчитанное количество шагов не совпадет с количеством шагов, проделанных в направлении с азимутом 60 градусов.
  6. Как только нужное количество шагов пройдено, человек находит направление первоначального движения (105 градусов) и продолжает двигаться по нему, прибавляя шаги к тем, чтобы были сделаны в этом направлении ранее.

Таким образом можно обходить различные препятствия. Однако в некоторых случаях могут возникнуть сложности, связанные в основном с особенностями местности.

Например, может случиться так, что обход препятствия в начале будет совершаться по местности с большим количеством подъемов и спусков, а потом по ровной местности. В этом случае при одинаковом количестве шагов при уходе от основного направления движения и возвращении к нему человек пройдет разное расстояние, а значит сместится в сторону от первоначального пути.

Ошибки и их причины

Основные ошибки, возникающие при ориентировании с помощью компаса, связаны в основном с тремя факторами — магнитным склонением, магнитными девиациями и неисправностью компаса.

Ошибка, связанная с магнитным склонением, появляется в основном, если на карте не указано магнитное склонение, либо человек не умеет делать на него поправку. Также встречаются районы так называемых магнитных аномалий, где магнитное склонение может колебаться в довольно широких пределах, что осложняет задачу ориентирования.

В некоторых ситуациях, когда приходится преодолевать большие расстояния исключительно по азимутам, имеет смысл самостоятельно рассчитать магнитное склонение, используя карту и магнитный компас.

Магнитной девиацией называется отклонение магнитной стрелки от направления магнитных линий Земли. Такие магнитные девиации возникают вблизи различных объектов, обладающих магнитными свойствами, либо из-за протекания поблизости электрического тока.

Так, магнитные девиации могут оказать заметное влияние на показания компаса, приводя к возникновению ошибки, вблизи железнодорожных путей, внутри или возле транспорта, а также, если компас находится возле таких предметов, как рация, мобильный телефон, нож, пила или другой компас.

Неисправность компаса — еще одна причина ошибок, причем не такая редкая, как хотелось бы.

Чтобы проверить компас на исправность, нужно к нему сбоку поднести магнит — стрелка отклонится в сторону. После того, как магнит будет убран, стрелка должна вернуться на прежнее место. После этого следует поднести магнит с другой стороны — стрелка отклониться в другую сторону. Устранение магнита должно привести к возврату стрелки на прежнее место. Если же стрелка не вернулась на прежнее место, то компас можно считать неисправным.

Вместо обычного магнита в полевых условиях вполне можно обойтись ножом или мобильным телефоном, поскольку они в той или иной степени обладают магнитными свойствами, достаточными для тестирования компаса.

Все эти нюансы нужно учитывать, чтобы получить наиболее корректные показания компаса, ведь в том числе и от этого зависит, выйдет ли человек к заданной точке или промахнется мимо нее.

Какой компас брать в поход

На сегодняшний день известно большое разнообразие компасов. Для туристов и других любителей активного отдыха в дикой природе наиболее подходящими являются магнитные компасы и программы-симуляторы компаса для телефонов. Первые показывают направление магнитных линий Земли, а работа вторых основана на определении координат с помощью спутниковых навигационных систем.

Программы-«компасы» для телефонов не реагируют на магнитные девиации и для них не имеет значения магнитное склонение — они всегда показывают направление на географические (истинные) север и юг. Эти программы могут обладать рядом функций, позволяющих их использовать быстрее, более эффективно и с большим комфортом, нежели магнитные компаса. Но есть у этих программ и свои недостатки:

  • телефон может разрядиться, а значит и использовать программу, установленную на телефоне, не получится;
  • программа может «заглючить», а из-за отсутствия Интернета скачать ее заново и переустановить может не получиться;
  • под землей (например, в пещерах) эти программы тоже не будут работать, так как под землю не сможет попасть сигнал со спутников.

В отличие от программ для телефонов, обычные магнитные компаса более пригодны для большинства ситуаций, в которых может оказаться турист или человек, переживший аварийную ситуацию вдали от цивилизации, так как:

  • способны работать годами и не требуют подзарядки;
  • работают даже под землей, поскольку независимы от спутников;
  • могут быть сделаны из подручных средств.

Все это делает их надежными спутниками не только туристов, но и военнослужащих.

Но и среди обычных магнитных компасов встречается множество моделей, отличающихся не только внешним видом и размерами, но и строением. Какой же компас выбрать из всего этого разнообразия?

Из всего разнообразия магнитных компасов я мог бы порекомендовать планшетные жидкостные модели с прозрачной колбой, наличием целика, мушки, зеркала и функции измерения наклона. Желательно, чтобы ключевые обозначения на таком компасе были покрашены светящейся в темноте краской. У таких компасов есть ряд преимуществ перед другими моделями:

  • планшетными моделями удобнее пользоваться при работе с картой;
  • в жидкостных моделях, по сравнению с тем же компасом Адрианова, стрелка быстрее стабилизируется, а значит и работа с ним выполняется быстрее;
  • наличие целика, мушки и зеркала дает возможность сделать измерения более точно;
  • зеркало может быть использовано по прямому назначению, например, для того, чтобы самостоятельно вынуть инородное тело из глаза, а также в качестве сигнального зеркала для подачи сигналов пролетающему самолету или проплывающему кораблю;
  • функция определения угла наклона может помочь в ряде задач, например, приблизительно определить широту местности, в которой находится человек;
  • светящиеся в темноте обозначения дают возможность ориентироваться в темное время суток, если по какой-либо причине воспользоваться фонариком не удается.

Многие модели компасов со светящимися элементами содержат специальную краску, которая в начале поглощает свет от посторонних источников (например, солнечный свет или свет фонаря), а затем сама излучает свет в видимом спектре. Свет от таких моделей поначалу хорошо заметен, но уже некоторое время спустя тускнеет и может быть распознан исключительно глазами, привыкшими к темноте. Так, элементы, покрашенные составом, содержащим алюминат стронция, теряют около 90% яркости уже в первые 60 минут.

В других, как правило, более дорогих моделях компасов, в качестве светящихся элементов используются камеры с тритием, покрытые люминофором. Тритий, распадаясь, возбуждает атомы люминофора, которые, переходя из возбужденного состояния в обычное, излучают свет. Такие компасы светятся в полной темноте без «подзарядки» от посторонних источников света, и полностью «выдыхаются», спустя не один десяток лет, хотя, конечно, на протяжении службы яркость их постепенно снижается. Тут еще важно отметить, что, несмотря на опасения людей, такие компасы безопасны для здоровья.

Компас с тритиевой подсветкой — его показания легко считывать даже в темноте.

При этом не обязательно покупать дорогой компас. В большинстве случаев достаточно недорогого исправного компаса, соответствующего некоторым либо всем приведенным выше критериям.

Подводя итог всему вышесказанному, нетяжело заметить, что умение определять азимут на карте и на местности, а также умение правильно двигаться по нему — один из основных навыков, необходимый для ориентирования. Также становится понятно, что без исправного компаса такой навык будет малополезен.

Посему, для того, чтобы уверенно ориентироваться и снизить до минимума риск потеряться в незнакомой местности, следует придерживаться двух рекомендаций: почаще практиковаться в ориентировании и в работе с азимутами в частности, а также всякий раз перед выходом на маршрут проверять исправность компаса, а лучше двух — основного и запасного.

Автор: Максим Чечетов

Узнайте также:

vijivaka.com

Конспект урока по географии на тему "Ориентирование на местности. Азимут" (6 класс)

Тема: Ориентирование на местности. Азимут.

Цели: Сформулировать представление об ориентирование, азимуте.

Научить учащихся находить азимут.

Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для конкретных географических задач.

Развивать мышление учащихся через решение проблемных ситуации.

Задачи: Называть понятия: горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование, азимут.

Называть :способы определения сторон горизонта, расстояния и направлений на плане местности.

Определять стороны горизонта, расстояния на плане, азимут по компасу.

Тип урока: Комбинированный. Практикум.

Форма контроля: Текущий.

Оборудование: план местности, карта полушарий, компасы, раздаточный материал с топографическим планом, транспортер, атласы.

Дополнительный материал: География для любознательных 6-10 классы. Т. В. Кучер. М: «Дрофа», 1996г.; справочно – информационный материал: «Ориентирование по местным признакам».

План урока:

Структура и содержание урока

Методы и приемы

1.Введение.

-организационный момент;

-постановка задач к проверки домашнего задания.

2. Проверка знаний по теме предыдущего урока.

Задания на знание понятий: масштаб, виды масштаба, виды карт.

Задания на проверку умений.

Задания на проверку практических навыков.

3. Изучение нового материала.

1). Определение темы и постановки задач урока

2). Стороны горизонта.

3). Как узнать направление сторон горизонта на местности.

4). Азимут.

5). Определение направлений по плану.

4. Задание по топографическому плану.

5. Знакомство с компасом.

6. Тренировочная практическая работа.

7. Закрепление материала.

Обобщение (итоги урока).

8. Домашняя работа.

1) П.6, учебника и ответить на вопросы параграфа.

2) Приготовиться к практической работе.

Инструктаж учителя.

Фронтальный опрос.

Инструктаж учителя.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Работа с наглядным пособием.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Применение новых знаний.

Выступление учащегося, инструктаж учителя.

Применение новых знаний

Решение проблемных ситуации.

Инструктаж учителя.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Задания на знание понятий:

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений:

1). Выразите численный масштаб именованным:

1:250 000; 1:1 000 000;

1:1 000; 1:50;

1:25 000.

2). Выразите именованный масштаб численным:

В 1см-100м; В 1см-1км;

В 1см-25км; В 1см-350 км;

В 1см-900км.

3). Начертите прямоугольник 15км на 30км в масштабе в 1см 5км.

4). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10см.

5). Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5мм; 65,1мм; 67,5мм; 75мм. В каком направлении от Москвы изобразил ученик эти города, и каким масштабом он пользовался, если учесть, что С.-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625км, Минск-651км, Харьков-675км, Казань-750км.

Задание на проверку практических навыков:

- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?

- Как перевести именованный масштаб в численный?

- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?

3. Изучение нового материала.

1) Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта.

Итак, какие стороны горизонта вы знаете?

2) Учитель предлагает, начертите схему сторон горизонта,

и вызывает одного учащегося к доске.

- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

3) А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.

Работа проводится в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:

а) по муравейнику;

б) по ветвям одиноко стоящего дерева;

в) по годичным кольцам пней;

г) по таянию снега на крышах, склонах холмов;

д) по Полярной звезде и т.д.

Задача.

Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это.

- Правильно ли направление пути туриста? (ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)

- Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.

- Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).

- Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.

4). – но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Прочитайте в учебнике стр.15, что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)

- Покажите на схеме, где азимут.

- Определите значение азимута с помощью транспортира.

- Выполните задание на определение азимута( рис. 8, стр.15).

- На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.

Нахождение азимута по плану:

а). Определите направление на север.

б). От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

в) Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.

5) Определение направлений по плану:

При изображении направлений на плане условно считают верхний край листа бумаги - северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север) – Ю (юг) (смотрим форзац 1).

Работаем с форзацем 1. Зная, как изображаются направления, можно определить направления на предметы, показанные на плане. Например, в каком направлении от посёлка Елагино находится деревянный мост через овраг? Для выполнения этого задания надо найти центр поселка. Мост расположен снизу от центра, то есть к югу от посёлка Елагино.

4. Задание по топографическому плану

- Вы шли по направлению с азимутом 30, по какому азимуту вы будете возвращаться? (210).

- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3(по форзацу 1).

- Определите азимут до колодца,(учебник стр.16).

- И так, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по этому азимуту с помощью компаса.

5. Знакомство с компасом:

-Выступает заранее подготовленный ученик:

Компас это прибор, указывающие направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках

4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём « на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия « роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

- Познакомимся с правилами работы с компасом:

1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождите, пока компасная стрелка установится.

3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

5. Азимут отсчитываются от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

6. Тренировочная практическая работа

Работа в группах. Нахождение азимута на предметы в кабинете.

7. Задания на закрепление

- Определите азимут на предметы по рисунку.

- Чему равен азимут 1000 ?(280 ).

- Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае? (Стрелка компаса всегда себя ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т.д.)

Обобщение.

8. Домашнее задание:

Параграф 6, вопросы стр.16 с 1-3, приготовиться к практической работе на улице.

Задания для успевающих учащихся:

1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270 ?

А). север;

Б). юг;

В). запад;

Г). восток.

2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 225 ?

А). северо-восток;

Б). юго-восток;

В). северо- запад;

Г).юго-запад.

3. Какому азимуту соответствует направление на запад?

А). 0 ;

Б). 90 ;

В). 180 ;

Г). 270 .

4. Какому азимуту соответствует направление на юго-восток?

А). 45 ;

Б). 135 ;

В). 225 ;

Г). 315 .

infourok.ru

Параграф 7. Ориентирование

 Вопрос 1. Что такое ориентирование?

Ориентирование — определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства.

Вопрос 2. Зачем необходимо ориентироваться на местности?

Ориентирование на местности помогает найти правильный путь, не потеряться.

Вопрос 3. Какие бывают стороны горизонта?

Различают четыре основных стороны горизонта: север, юг, восток и запад. Между ними есть промежуточные стороны горизонта: северо-восток, юго-запад, юго-восток, северо-запад.

Вопрос 4. Как называется прибор, позволяющий определить стороны горизонта?

Компас. Стрелка магнитного компаса позволяет определить направление на север и юг.

Вопрос 5. Какие карты удобно использовать для определения азимута на небольшом участке местности?

Для определения азимута на небольшом участке местности удобнее использовать крупномасштабные карты.

Вопрос 6. Что такое ориентирование?

Ориентирование означает определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Вопрос 7. Какие существуют основные стороны горизонта?

Различают четыре основных стороны горизонта: север, юг, восток и запад.

Вопрос 8. Что такое азимут?

Азимут — это угол между направлением на север и направлением на заданный объект. Азимут определяется с помощью компаса и измеряется в градусах, откладывается по часовой стрелке.

Вопрос 9. В чём измеряется азимут?

Азимут измеряется в градусах. Причём отсчитывать его нужно всегда по часовой стрелке.

Вопрос 10. Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Компас.

Вопрос 11. Как с помощью компаса определяется азимут?

Установите и сориентируйте компас по сторонам горизонта. Теперь нужно наметить направление на интересующий вас объект. На хороших компасах есть специальный прицел (визир), с помощью которого можно определить это направление очень точно. По шкале компаса установите, на какое количество градусов это направление отклоняется от северного. Это значение угла в градусах и будет азимутом объекта. При определении направления, в котором необходимо двигаться, находят впереди какой-нибудь заметный ориентир, направление на него должно совпадать с азимутом. Таким ориентиром может быть куст, отдельно стоящее дерево, озеро, колодец, большой камень — всё, что угодно.

Вопрос 12. Почему азимут отсчитывается от направления на север?

Потому что, стрелка компаса указывает на север, а азимут отсчитывается от стрелки компаса.

Вопрос 13. Какому азимуту соответствует направление на ВСВ?

Азимут направления ВСВ равен 67,3 градусов.

Вопрос 14. Как можно определить азимут по карте без использования компаса?

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы черточка на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии. Далее, уменьшив или увеличив измеренные углы на величину отклонения магнитной стрелки, получим магнитные азимуты.

Вопрос 15. Составьте практическое задание, для выполнения которого необходимо использовать компас.

Используя компас, составь и схематично изобрази дорогу из дома до школы (магазина, стадиона).

Вопрос 16. Используя топографический план местности на форзаце в начале учебника, определите азимут: а) от мукомольного завода на колодец; б) от отметки высоты 151,8 на отметку высоты 129,5.

А) 76 градусов; Б) 251 градус.

Вопрос 17. По какому азимуту нужно плыть, чтобы попасть: а) с острова Мадагаскар на полуостров Сомали; б) с Гавайских островов на остров Тасмания; в) из точки с координатами 10° ю. ш. 160° з. д. в точку с координатами 10° с. ш. 140° з. д.?

А) Северо-запад, 350 градусов. Б) Юго-запад, 205 градусов. В) Северо-запад 325 градусов.

resheba.com

Азимут — Юнциклопедия

Азимут, магнитный и истинный — угол, образуемый в данной точке на местности или на карте направлением на север и на какой-либо предмет. Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в песчаной пустыне или в условиях плохой видимости (ночью, при сильном тумане), когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно. С помощью азимута определяют также направление движения судов в море и самолетов.

Различные величины азимутов. Ориентирование компаса по азимуту. Определение азимута по карте местности.

На местности отсчет азимутов производится от направления стрелки компаса (ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря — от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке — 90°, на юге — 180°, на западе — 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения магнитного азимута компас располагают так, чтобы нулевое деление на циферблате и буква «С» указывали точно на север, т. е. ориентируют компас по сторонам горизонта. Желательно при этом, чтобы компас помещался на высоком пне или на торце вертикально вбитого в землю кола.

Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от нулевого деления, вращают визирное приспособление и наводят мушку на предмет, азимут которого надо определить. Замечают, около какой цифры на лимбе (разделенном на градусы круге) остановился при этом указатель. Отсчет по указателю (в градусах) равен азимуту данного предмета. Если компас не имеет визирного приспособления, его можно заменить тонкой палочкой, которую кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить.

На рисунке показаны примеры определения азимутов на некоторые местные предметы: на вышку азимут равен 0°, на отдельно стоящее дерево — 50°, на дом — 295°.

Движение по азимуту. Иногда бывает необходимо дойти до какого-то предмета на местности и возвратиться обратно. Чтобы знать, по какому азимуту следует идти обратно, надо к найденному азимуту прибавить 180°. Получим обратный азимут. Например, если от моста до дерева следует двигаться по азимуту 50°, то обратно — по азимуту 230° (50° + 180° = 230°). Если при расчете обратного азимута сумма углов окажется больше 360°, то эта величина (360°) отбрасывается. Например, прямой азимут от моста до дома равен 295°, а обратный — 115° (295° + 180° − 360° = 115°).

Случается, что предмет, до которого необходимо дойти по данному азимуту, не виден наблюдателю (за лесом, холмом). Поступают так. Находят по компасу нужный азимут и стараются отыскать в этом направлении какой-нибудь ориентир (высокое дерево, курган, вышку). Убирают компас и двигаются в направлении ориентира. Дойдя до него, снова определяют этот же азимут и продолжают движение. Бывает, что на пути встретилось болото или озеро. Тогда по компасу определяют нужный азимут и стараются отыскать ориентир на противоположной стороне. Затем компас убирают и движутся в обход встретившегося препятствия. Дойдя до выбранного ориентира, по компасу определяют азимут и продолжают движение.

Двигаясь по лесу, компас держат на ладони перед собой так, чтобы нулевое деление все время совпадало с северным концом стрелки.

Определение азимута по карте. Азимут определяют и по карте. Предположим, во время похода краеведам надо пройти от лагеря до сторожки лесника, которая находится в 5 км от него. Для определения азимута по карте пользуются транспортиром. В нашем примере азимут от лагеря до сторожки лесника равен 55°. После того как азимут по карте определен, на местности находят его по компасу и идут в нужном направлении.

Азимутальная съемка. С помощью компаса можно составить план небольшого участка местности. Для этого из какой-то определенной точки (в нашем примере от моста) определяют азимуты до видимых местных предметов, измеряют до них расстояния и данные заносят в таблицу:

От моста Азимут (в градусах) Расстояния на местности (в м) Расстояния на плане (в см)
До дуба 50 200 4
До ветродвигателя 0 300 6
До дома 295 400 8

Затем на листе бумаги ставят точку, от которой определяли азимуты и расстояния до местных предметов; от нее с помощью транспортира откладывают азимуты и в определенном масштабе расстояния до предметов, которые обозначаются принятыми условными знаками.

По таблице рассчитайте, в каком масштабе составляется план в нашем примере.

Азимут истинный определяется по карте как угол между направлением географического меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на предмет. Полюсы географический и магнитный не совпадают. Поэтому существует склонение магнитной стрелки. Оно может быть западным или восточным. При географических работах на местности его приходится учитывать так же, как при работе с картой. Магнитное склонение на данное время указывается за рамочным оформлением карты. Пользуясь этим, можно легко перевести азимуты из магнитного в истинный и наоборот.

yunc.org

Ориентирование на местности. Азимут. 6 класс

Ориентирование на местности. Азимут. 6 класс

Автор: edu1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУССКО-ПОРЕЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СУДЖАНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Конспект урока по теме

«Ориентирование на местности. Азимут.»

(6 класс)

 

 

 

 

Учитель географии

Л.Г.Выдрина

 

с.Русское Поречное

2013 г

 

ТЕМА: Ориентирование на местности. Азимут.

Эпиграф к уроку:Стрелка компаса на север Показала направленье. И по плану ты проверил Путь дальнейшего движенья.                        

Цели и задачи урока:

1.Образовательная:

создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу. определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

2.Развивающая: :    развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.3. Воспитательная:

 развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность, понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.  

Оборудование урока:компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры,  компьютер, мультимедийная презентация

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания

Задания на знание понятий:

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений:

1). Выразите численный масштаб именованным:

   1:250 000;                                 1:1 000 000;

   1:1 000;                                    1:50;

   1:25 000.

2). Выразите именованный масштаб численным:

В 1см-100м;                             В 1см-1км;

В 1см-25км;                             В 1см-350 км;

В 1см-900км.

   3). Начертите прямоугольник 15км на 30км в масштабе в 1см 5км.

   4). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10см.

   5). Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5мм; 65,1мм; 67,5мм; 75мм. В каком направлении от Москвы изобразил ученик эти города, и каким масштабом он пользовался, если учесть, что С.-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625км, Минск-651км, Харьков-675км, Казань-750км.

Задание на проверку практических навыков:

- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?

- Как перевести именованный масштаб в численный?

- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?

2. Изучение нового материала

Лес…вы заблудились…

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Цель нашего урока: Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Давайте вы попробуете самостоятельно назвать мне тему урока. При необходимости учитель уточняет: “Ориентирование на местности. Азимут”.

Презентация   (Скачать презентацию)

Что такое Ориентирование? (Слайд 2).

Слово “ориентир” означает “восток”, отсюда и происходит слово “ориентирование”. В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно – знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

  • Перечислите      способы ориентирования по местным признакам. (Слайд 3–6).
  • Что для      этого нужно знать и уметь? (Стороны горизонта.) (Слайд 7).
  • Что вы      знаете про стороны горизонта? (Основных – 4, промежуточных – 4.) (Слайд      8–9).

Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.

По стране в поход идем –Друга мы с собой берем.Он не даст нам заблудиться,От маршрута уклониться.Нам покажет верный другПуть на север и на юг.(Слайд 10).

Позднее для ориентирования был изобретен прибор – компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. (Слайд 11).

Выступление заранее подготовленного ученика

Компас это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках .4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём « на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия « роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

     - Познакомимся с правилами работы с компасом:

(Слайд 12). 1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождите, пока компасная стрелка установится.

3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

5. Азимут отсчитываются от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.

                                               Прочитайте в учебнике стр.15, что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)

- Покажите на схеме, где азимут.(Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.)

Практическая работа по поиску новых знаний.(Слайд 13).

  • Покажите      стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
  • Как мы      можем узнать точное направление сторон горизонта?
  • Укажите      величину угла на предмет.
  • Мы с вами      определили Азимут.
  • Так что же      такое Азимут?

(Учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – Угол.)(Слайд 14).

Далее учитель проговаривает, а ученики фиксируют в рабочую тетрадь последовательность определения азимута.

(Слайд 15).

Давайте с вами определим азимут на предметы. (Слайд 16).

А теперь немножко усложним нашу задачу, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии.

3.Рефлексия:

Учитель   

- Определите азимут на предметы по рисунку.

                      

- Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае? (Стрелка компаса всегда себя ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т.д.)

(слайд17)

1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?4. С какой стороны на деревьях растет мох?5. С какой стороны муравьи строят муравейник?б. В какой стороне восходит Солнце?

Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

4. Домашнее задание: Слайд 17

Параграф 6, вопросы стр.16 с 1-3, приготовиться к практической работе на улице.

Задания для учащихся:

1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270 ?

А). север;

Б). юг;

В). запад;

Г). восток.

2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 225 ?

А). северо-восток;

Б). юго-восток;

В). северо- запад;

Г).юго-запад.

3. Какому азимуту соответствует направление на запад?

А). 0 ;

Б). 90 ;

В). 180 ;

Г). 270 .

4. Какому азимуту соответствует направление на юго-восток?

А). 45 ;     Б). 135 ;   В). 225 ;   Г). 315

 

sud-rusp.ru

Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту»

Практическая работа №3

«Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту»

Цель: формирование умений определять стороны горизонта с помощью компаса, азимут и направление движения по азимуту.

Оборудование: учебник, компас, атлас, линейка, карандаш, транспортир.

Ход работы

Вариант 1.

1.Определите азимут по плану местности:

А) от школы до колодца

Б) от мест впадения реки Змейка в реку Белую до ж\д моста

В) от точки А до начала болота

Г) от точки В до школы

Д) от точки 20,1 до колодца

Е) от елки до точки В

2. В каком направлении нужно идти, чтоб от точки А добраться до елки?

3. По какому азимуту нужно плыть, чтобы попасть с острова Мадагаскар на полуостров Сомали.

Вывод.

Вариант 2.

1. Определите азимут по плану местности:

А) от школы до точки 20,1

Б) от точки А до ж\д моста

В) от точки В до начала болота

Г) от школы до колодца

Д) от точки 20,1 до елки

Е) от елки до точки А

2. В каком направлении нужно идти, чтоб от точки В добраться до школы?

3. По какому азимуту нужно плыть, чтобы попасть с Гавайских островов на остров Тасмания.

Вывод.

infourok.ru

как определить азимут на местности и на плане?

В учебнике про азимут хорошо сказано. Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке. 1. Для того, чтобы определить азимут на объект по плану местности необходимо установить транспортир таким образом, чтобы его отметка в 0° совпадала с направлением на север. Как правило все планы составляются так, что север находится сверху. После того, как транспортир будет установлен, необходимо отложить на нём направление на объект. В идеале использовать 360-градусный транспортир, в противном случае, если 180 градусов обычного транспортира не хватает, транспортир переворачивается на вторую половину окружности, и к его показаниям прибавляется 180°. Азимут измеряется по часовой стрелке. 2. На местности для определения азимута используют компас. Для определения азимута на предмет по компасу, его нужно установить на ровную поверхность, после чего сориентировать компас по сторонам горизонта. Для этого северный конец стрелки нужно совместить с буквой "С" на шкале. Шкала компаса имеет деления и цифровые значения, с их помощью и определяют азимут. После того, как компас был сориентирован, нужно зрительно отложить на его шкале направление на искомый предмет. У самых простых компасов это делается "на глаз", для более точных, например для компаса Адрианова, имеется особое подвижное кольцо с мушкой и целиком, которое нужно аккуратно повернуть так, чтобы взглянув через целик на мушку был виден искомый предмет, стрелка компаса при этом должна продолжать указывать на северное направление. То числовое обозначение, напротив которого окажется мушка, и будет искомым углом от направления на север - азимутом.

touch.otvet.mail.ru