История создания пьесы Гроза Островского. О произведении гроза островского


Островский, «Гроза»: анализ произведения :: SYL.ru

Пьеса Островского "Гроза", анализ которой вы можете найти в этой статье, - известное произведение российского драматурга, написанное в эпоху предреформенного общественного подъема. Впервые оно увидело свет в 1859 году. Это пьеса в пяти действиях, события которой происходят в небольшом вымышленном городке Калинове, расположенном на берегу Волги.

Сюжет пьесы

Пьеса "Гроза" Островского, анализ которой вы сейчас читаете, до сих пор является программным произведением этого автора. Для того чтобы лучше в нем разобраться, обратимся к сюжету.

В центре повествования - семья Кабановых, они живут по домострою. Но при этом руководит всем женщина - Марфа Игнатьевна. Главная героиня - супруга ее сына Тихона, которую зовут Катерина. Она выросла, окруженная любовью и лаской в родной семье, поэтому с Кабановыми чувствует себя некомфортно. Тут царят жесткие нравы.

После того как она стала супругой Тихона, ее жизнь изменилась кардинальным образом. По сути, Катерина стала подневольной. Через несколько лет она влюбляется в племянника Дикого по имени Борис Григорьевич. Правда, и он оказывается самодуром, к тому же жестоким и жадным.

При этом он готов ответить ей взаимностью. Осознавая непростую ситуацию, в которой они оказались, влюбленные устраивают встречи украдкой. Но через какое-то время богобоязненная Катерина признается своему супругу в измене. Да еще и при его строгой и ничего не прощающей матери. После этого ее жизнь окончательно становится совершенно невыносимой. А когда Борис получает приказ уехать в Сибирь, Катерина не выдерживает психологического давления и кончает с собой. Она бросается с крутого обрыва в Волгу.

Обстановка, в которой написана пьеса

Для того чтобы сделать анализ произведения Островского "Гроза", следует вспомнить, в какое время была написана эта пьеса. В России царила предреволюционная ситуация, тучи сгущались практически над всеми сферами общественной жизни.

В основе пьесы "Гроза" Островского, анализ которой вы найдете в этой статье, лежит конфликт между отдельно взятой личностью и окружающим обществом. Причина же банальна, как и всегда. Это социальное неравенство и деньги.

Как и в большинстве других произведений Островского, здесь на первый план выходят темы деспотизма, угнетения человека человеком и лжи. Наибольшей силы этот протест набирает в пьесе "Гроза" А. Н. Островского. Анализ произведения обязательно включает в себя проблему борьбы человека за свои права и свободу, личное счастье, осмысленную жизнь. Эти вопросы и пытается решить драматург.

Конфликт драмы

В пьесе Островского "Гроза", анализ которой мы сейчас делаем, есть ключевой конфликт. Он заключается в том, что сильный и свободный человек оказывается в чуждой ему среде. Он попадает не в свою тарелку, его личность фактически начинают душить. Так и происходит с главной героиней Катериной.

Ее трагедия заключается в том, что девушка чужда семье Кабановых, так как до этого воспитывалась в свободной атмосфере. Она была единственной и любимой дочерью. А в этом мире все строится на лжи и обмане, члены семьи сами не уважают друг друга, все живут в страхе перед Марфой Игнатьевной, боясь чем-то оказаться ей неугодными.

Характеристика Катерины

Даже в кратчайшем анализе "Грозы" Островского необходимо охарактеризовать образ Катерины. Это возвышенная и поэтическая натура, которая восхищается природой и красотой, мечтает о любви. Вот только в ее жизни постоянно встречаются грубые и неотесанные мужланы.

Она всем сердцем пытается проникнуться любовью к мужу, свекрови, но смириться с царящим в семье насилием оказывается не так-то и просто. Самодурство и безгласность, которые царят в доме Кабановых, доводят историю до трагических последствий.

Едва ли не единственной отдушиной для Катерины являлась религия. Потому что книг она не читала, грамоты не знала, а вот церковь погружала ее в прекрасный мир народного искусства и фольклора.

В доме Кабановых она фактически задыхается, тоскуя по искренним и добрым человеческим отношениям. Она не хочет мириться с неволей, в которой оказалась, поэтому начинает придумывать способы, как навсегда покинуть этот опостылевший дом. В то же время она пытается подавить в себе эти чувства.

В сердце женщины происходит серьезная борьба. Читатель застает ее на фоне внутренней напряженной борьбы. Она влюбляется в Бориса искренне и глубоко, но при этом старается всячески подавить в себе живое и побуждающее чувство. Она стремится как можно реже видеться с любимым, от этого сильно страдает.

Образ грозы

В кратком анализе "Грозы" Островского важное место занимает образ самой грозы. Об этом надвигающемся природном явлении говорится еще в первом действии. Но речь идет не только о явлении природы, а и о душевной грозе, которая бушует в самой Катерине.

В мире религиозных представлений, в котором она живет, свои поступки кажутся Катерине страшными и греховными. Женщину пугает грех, между тем живые чувства просыпаются в ней все сильнее и сильнее.

Внутренняя борьба

В ее собственной душе назревает опасный конфликт, о котором обязательно надо сказать в анализе "Грозы" Островского по действиям. Главная героиня признается, что не умеет лгать, на что Варвара возражает ей, что только на этом держится весь дом Кабановых, так что ей придется очень непросто. Но Катерина категорически отказывается принимать мораль "темного царства", в котором оказалась. Уже тогда она прямо говорит, что в крайнем случае готова на решительные меры - выброситься из окна или утопиться в реке.

Катерина признается Варваре, что хотела бы себя переломить, но пока не может. В ее душе идет внутренняя борьба. Она задается вопросом: что значит - переломить себя? Остаться с человеком, который ее не любит и не ценит? Но в доме Кабанихи (так пренебрежительно называют Марфу Игнатьевну все домочадцы) невозможно жить с вольным сердцем и душой. Более того, под влиянием религиозной литературы Катерине кажется, что ее тяга к воле - это искушение, уготованное для нее дьяволом.

Перелом в главной героине

В анализе "Грозы" Островского важно отметить, когда происходит перелом в душе главной героини. В какой-то момент Катерина приходит к окончательному выводу, что ее муж не стоит не только ее любви, но и уважения. Читатель наблюдает последнюю вспышку ее внутренней борьбы.

Сначала она выбрасывает ключ, а сцена свидания открывается затяжной народной песней, в которой подчеркивается весь трагизм любви Катерины к Борису.

Характер Катерины

В результате мы видим, что гроза, которая начала собираться еще в первом действии, к концу пьесы все-таки разразилась над пленницей "темного царства". Но при этом борьба в душе главной героини еще не завершена. Многие литературные критики убеждены, что Катерина - не безответная жертва, а персонаж с сильным и решительным характером, с вольнолюбивым сердцем.

Она решается убежать из дома, не побоявшись будущей вероятной кары. Все это только для того, чтобы проститься с Борисом, который получил приказ направиться в Сибирь. При этом она уже не прячется от окружающих, не скрывает своих отношений с любимым и искренних чувств. Она кричит во весь голос, зовет своего возлюбленного, просит откликнуться.

В этот момент мы убеждаемся, что в действительности Катерина свободна, хотя бы потому, что больше ничем не дорожит, а живет во имя любви, чего раньше себе позволить не могла. В одной из сцен Катерина завидует Борису, называя его вольным казаком. Но на самом деле ее внутренняя свобода намного сильнее, чем у Бориса. Того в действительности сковывает страх перед дядей. Он оказывается недостойным Катерины.

В финале пьесы главная героиня побеждает, наконец, своего внутреннего врага - рушатся ее религиозные представления о мире. Катерина убеждается, что сама вольна выбирать, что ей делать дальше - жить или умирать. Размышляя о предстоящем самоубийстве, она приходит к выводу, что смерть все равно, рано или поздно, придет сама, а жить так, как живет она, нельзя. Ее даже не смущает, что это считается грехом и о ней никто не будет молиться. Катерина уверена, кто искренне любит, тот обязательно помолится.

www.syl.ru

История создания пьесы Гроза Островского

История создания произведения начинается летом 1859 года и вся работа длится всего несколько месяцев. Автор решил написать эту пьесу после путешествия по Волге, которое он совершил.

За основу города Калинова автор брал такие города как Торжок, Осташково и Тверь, а также детали дополнялись из других близлежащих городов, так как Островский был исследователем и перед написанием пьесы он записывал все свои наблюдения касательно жизни русского народа в тетрадь, а потом использовал свои записи в пьесе.

Многие думали, что сюжет "Грозы" был основан на реальных событиях. Якобы жила в Костроме некая Александра Клыкова, тело которой было найдено в Волге. Известно также, что у нее не складывались отношения с свекровью. Девушке было всего 16 лет, в то время, как Катерине из пьесы чуть больше - 19.

И одна, и другая девушки страдали от своих родственников. Им приходилось делать всю грязную работу по дому. В обеих семьях не было детей и, это не последнее совпадение. У обеих девушек были отношения, как говорится, "на стороне": у Александры это работник почты, а у Катерины - Борис.

Однако, действия в пьесе были описаны месяцем ранее, чем это произошло в реальной жизни, так что через какое-то время споры и догадки прекратились. Но от этого история не становится более скучной. Народ даже думал, что автору удалось "предсказать будущее" в своем произведении, от чего ажиотаж вокруг произведения вспыхнул с новой силой.

Если вернуться к героям пьесы, то стоит сказать, что также прототипом главного женского персонажа стала актриса Любовь Косицкая, которая, в дальнейшем воплотила этот образ в жизнь, сыграв его. Отметим, что у Любви Косицкой и Островского был роман, который ни к чему не привел, по причине того, что у обоих были семьи. Актриса родилась в Поволжье и жила там до 16 лет, после чего решила, что нужно что-то менять в своей жизни.

В заключение отметим, что история появления этого произведения Островского очень интересна. В ней присутствует личная драма, которая перемежается со сказаниями, что делает историю невероятно занимательной и трогающей. Это то произведение, которое не оставит равнодушным, после него хочется переосмыслить все свои поступки по отношению к своим близким, ценить их больше и любить.

История создания пьесы Гроза. Дополнительная информация

Премьера пьесы Островского «Гроза» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого Театра. Созданию её предшествовал целый ряд событий, которые, ко всему прочему, обросли мифами в народном сознании.

Александр Николаевич Островский прославился многими пьесами, однако лидирующее положение сохраняет именно пьеса «Гроза». Александр Николаевич был определенным культурным столпом своего времени и внес огромнейших вклад в развитие национального театра. Известно, что написание данного произведения началось летом 1859г и уже осенью, в октябре, пьеса была завершена.

Однако Александр Николаевич не просто так задел тему провинциальной жизни Поволжья, написанию пьесы поспособствовала этнографическая экспедиция, организованная правительством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Островский был одним из участников данной миссии. Не секрет, что Калинов – город вымышленный, собирательный образ городов Поволжья, однако от этого он не теряет своей убедительности.

Во время своего путешествия Александр Островский собирал «живой» материал для создания своего произведения, в этом одна из причин правдоподобности «Грозы». Но не только это, известно, что история главной героини пьесы  повторилась (во всяком случае, внешне) в реальной жизни и в то же время в городе Кострома. Данный факт поспособствовал укоренению мифа в сознании людей, что Островский попросту переписал реальную историю на страницы своего детища, т.к. совпадений действительно много. В той и другой истории девушка спрыгнула со скалы в Волгу, обе были молоды, обеих мучала свекровь и у обеих был бесхребетный муж, неспособный защитить их, обе полюбили другого. Однако у  этой версии есть промах. Реальная история , произошедшая в Костроме случилась месяцем позже, в то время, когда пьеса уже была напечатана.  Впрочем, не вызывает никакого диссонанса факт того, что Островский, будучи опытным писателем, мог выдумать подобную историю на основе нравов и обычаев, что он отметил по ходу экспедиции.

Интересен факт, что сон Катерины  –  это прототип реально записанного сна актрисы Любови Павловной Косицкой, которая, кстати, впоследствии сыграла роль самой Катерины.

История создания пьесы «Гроза» уникальная история, в ней есть и миф, и личная драма, и, что главное, убедительность, вера в происходящее.

10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению История создания пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Лоси Степанова 2 класс

    На картине изображен один из холодных зимних дней. Хмурое и неприветливое пасмурное небо нависает над полем, местами покрытым пожухлой прошлогодней травой, одинокими деревьями и снегом

  • Горький

    Сочинения по произведениям Горького

  • Сочинение Николай Павлович в рассказе Левша Лескова

    Николай Павлович – герой рассказа Николая Сергеевича Лескова «Левша». Николай является братом Александра Павловича. Право на управление государством Николаю первому досталось в наследство от своего брата.

  • Сочинение на тему Поход в лес 5 класс

    Стояли теплые майские деньки. До конца четверти и учебного года оставалось буквально две недели. Все ребята, включая меня, были в предвкушении летних каникул

  • Сочинение по картине Корабельная роща Шишкина 5 класс

    Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались

sochinimka.ru

Островский, Анализ произведения Гроза, План

Анализ произведения

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период об­щественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собира­лась гроза.

В русской литературе гроза издавна была олицетворением борь­бы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.

Н.  А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привыч­ные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Го­голем, Островский выступает как мастер драматургического кон­фликта, реалистически отражающего общественные противоре­чия эпохи.

В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отжива­ющей моралью самодуров и их безответных жертв и новой мора­лью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческо­го достоинства.

Типичными представителями «темного царства» в пьесе явля­ются Кабанова и Дикой.

О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: «Хан­жа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем». Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны власт­ные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекослов­ному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на не­почтительность и непослушание. Островский рисует ее как убеж­денную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена долж­на бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!». Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Ка­банова горько сетует на то, что молодые «ничего не знают, ни­какого порядка», даже «проститься путем не умеют».

Для того чтобы ярче показать опасения «темного царства», Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: «Последние времена, по всем приметам последние».

Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофь­евич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругает­ся с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».

Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слы­вет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: «Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!».

Но в пьесе Островский рисует и таких людей, которые пыта­ются противостоять «темному царству». Таким человеком являет­ся Катерина — главная героиня драмы. Она выделяется среди всех смелостью, открытым характером и прямотой, говоря: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Кроме того, она была очень религиозной. Ге­роиня понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравствен­ный закон. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.

Драма завершается нравственной победой главной героини над темными силами. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точ­ки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении сво­ей души, а о любви к Борису.

Добролюбов назвал «Грозу» самым решительным произведени­ем Островского, так как она знаменует собой близкий конец «са­модурной силе». Ведь даже Тихон над трупом Катерины впервые решается открыто обвинить свою мать: «Маменька, вы ее погуби­ли! Вы! Вы!»

«Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя долее жить с ее мертвящими началами». По мнению кри­тика, в образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения. Он считал образ ее близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

План

1. Разговор Кудряша и Шапкина, из которого мы узнаем о   главных героях пьесы.2. Семейные обстоятельства Бориса.3. Первое знакомство с семейством Кабановых.4. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме.5. Катерина признается Варваре, что любит Бориса.6. Отъезд Тихона.7. Встреча Катерины и Бориса, которую организовывает Вар­вара.8. Приезд Тихона. Покаяние Катерины.9. Последняя встреча Катерины и Бориса.10. Смерть Катерины.

Островский, Анализ произведения Гроза, План

4.9 (97.54%) 195 votes
На этой странице искали :
  • островский гроза анализ
  • гроза островский анализ
  • анализ произведения гроза
  • островский гроза анализ произведения
  • гроза островский анализ произведения
Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Островский "Гроза": анализ произведения / Островский А.Н.

«Гроза» (1859) — одно из вершинных произведений русской и мировой драматургии. В этой пьесе Островского, анализ которой мы проведем, представлен широкомасштабный социально-исторический конфликт, столкновение двух эпох, кризис целого миропорядка, распад патриархальных связей и отношений. Как и в великих произведениях драматургов мирового масштаба — Шекспира, Шиллера, Пушкина,— социально-исторический конфликт неразрывно связан у Островского с конфликтом внутренним, нравственным, происходящим в самой личности. И одна коллизия не существует здесь без другой, они взаимообусловлены. В центре народной трагедии — кризисное, катастрофическое состояние мира и трагические борения в человеческой душе. Все это хотел показать Островский.

«Гроза», анализ которой нас интересует, - произведение, в котором, как и во многих других пьесах Островского, дана развернутая замедленная экспозиция. Диалоги действующих лиц становятся важным средством быто- и нравоописания. Калиновский мир представлен в разных проявлениях. Особенное значение приобретает пейзаж: волжский берег, по справедливому замечанию А. И. Журавлевой, уже в начале первого акта вводит мотив простора, полета, который впоследствии «трагически трансформируется».

Художественно одаренный Кулигин взволнован этой всякий раз поражающей и заново открывающейся поразительной красотой: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу, и все наглядеться не могу!» (д. 1, явл. 1). Кудряш, небрежно бросивший «Нешто!», не испытывает подобного душевного трепета. Он далек от этого высокого упоения чудесами природы, но и он органично существует в этом приволжском природном мире. Волга в пьесах Островского является поэтическим олицетворением стихии русской национальной жизни.

В экспозиции, с одной стороны, представлен широкий (вольный) пейзаж, рождающий у героев чувство полета, с другой — дана удушливая атмосфера города Калинова: произвол, насилие, попрание человеческого достоинства. Калинов рисуется как замкнутый купеческий мир, «темное царство», где властвуют самодуры и льются невидимые миру слезы. «Ругатель» Дикой появляется на сцене в обычном своем качестве — ругает племянника. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!»,— говорит о нем Кудряш.

Произвол Дикого безграничен, обитатели города пасуют и смиряются перед ним. Только приказчик Дикого, Кудряш, похваляясь своей молодеческой удалью и способностью «постращать», рискует говорить с хозяином на его же языке. В Калинове есть еще более страшный самодур, способный, по словам служанки Глаши, «прекратить» даже Дикого. Это Кабаниха, известная всем прежде всего как «лютая свекровь». «Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,— так характеризует ее Кулигин (д. 1, явл. 3).

Главные ценности жизни здесь извращены и перевернуты: Калинов — своеобразный «мир наизнанку». Странница Феклуша лицемерит, когда сравнивает Калинов с «обетованной землей». Борис жалуется Кулигину на то, как ему трудно здесь: «Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак!» (д. 1, явл. 3). «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — заключает Кулигин.

В жизненных позициях калиновских самодуров есть вполне определенные различия. Верно замечено, что Дикой, в отличие от Кабанихи, постоянно заботится о деньгах. Как тип Дикой предвосхищает купцов из «Бесприданницы», хотя и отличается от них крайним невежеством. Дикой — олицетворение ничем не сдерживаемого произвола. Он не может удержаться, чтобы не обругать ни в чем не повинного человека, он тиранствует, глумится над жертвой. Но Островский-реалист показывает жизненно правдивые, многомерные характеры. Даже в Диком может пробудиться какое-то человеческое движение, он способен покаяться на миру.

Кабаниха же страшна тем, что считает себя исполнительницей Закона. В ее доме праведность заменяется мнимым благочестием, любовь — страхом, доверие — формальными запретами. Происходит полная подмена и формализация духовных ценностей.

В центре конфликта пьесы — два сильных женских характера, противостоящих друг другу. Катерина и Кабаниха — обе максималистки (А. И. Журавлева). Максимализм Катерины — в безграничной и высочайшей требовательности к себе (правы исследователи, интерпретирующие «Грозу» как трагедию совести). Максимализм Кабанихи — в ревностном отстаивании старых порядков в их худших проявлениях. В этом она вполне искренна.

Во время своего первого появления на сцене Катерина разговаривает с Кабанихой почтительно и кротко. Более того, она, по замечанию Я. С. Билинкиса, хочет освятить свои семейные отношения высоким именем матери: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит» (д. 1, явл. 5). Кабаниха неизменно сурова, непреклонна, несправедлива в своих упреках невестке. Она «ест поедом», иезуитствует, обвиняет Катерину в том, что та блюдет форму, не испытывая чувств. Последнее как раз отличает саму Кабаниху: это ей важна форма человеческих отношений, соблюдение ритуала, а не суть, не живая их наполненность. Для Катерины мир патриархальности исполнен глубокого смысла и поэзии. «Это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный»,— совершенно справедливо отмечал Добролюбов.

Уходит Кабаниха — жену начинает упрекать Тихон: «Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки!..» (д. 1, явл. 6). Безвольный и слабый муж не способен защитить Катерину. Примечательно, что и он, и возлюбленный героини соотнесены между собой: Борис столь же уступчив, тих и робок.

Катерина, выделенная из среды калиновских обитателей высокой духовностью, как трагическая героиня изначально несет на себе «полный груз страданий» (выражение Б. Эйхенбаума). В процессе развития действия все глубже открывается нам живая и поэтическая душа героини. Знаменитый монолог Катерины: «Отчего люди не летают?» (д. 1, явл. 7) — свидетельствует о сильнейшем порыве к воле, об одухотворенном и остром ощущении прекрасного, о радостном восприятии Божьего мира. Наконец, здесь угадывается своеобразная символика праведности и духовной чистоты. По наблюдению Ю. В. Лебедева, «в сознании Катерины вскрываются глубокие пласты славянской культуры». Согласно древним поверьям, души праведных людей после смерти обращались в птиц, летевших в рай. Варвара реагирует на поэтические грезы Катерины примерно так же, как Кудряш на слова Кулигина: «Я не понимаю, что ты говоришь».

Катерина росла в родительском доме в атмосфере взаимной любви и свободы. «Что хочу, бывало, то и делаю»,— вспоминает она (д. 1, явл. 7). В рассказе Катерины о девичестве патриархальный мир представлен Островским в его лучших чертах, в первозданной целостности и красоте. Катерина воспринимает красоту через веру. В ее религиозных настроениях преобладает захватывающая радость жизни. В воспоминаниях героини о детстве заключен совершенно особый поэтический свет. Ей снятся золотые храмы, необыкновенные сады, поющие невидимые голоса, горы и деревья «не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся» (д. 1, явл. 7). Красота воплощается в образе рая. Ощущения Катерины дают читателю (зрителю) представление об интенсивной жизни ее расцветающей души. А в доме Кабановых она, по ее собственным словам, «завяла совсем». Странницы, посещающие дом Кабановых, совершенно не похожи на странниц из детства Катерины: они рассказывают о людях «с песьими головами», каких-то неслыханных аномалиях природы, пророчат последние времена.

В этой тяготящей Катерину неволе ярко вспыхивает зарождающаяся любовь — как величайшее благо (голубь — «благая весть») и вместе с тем как чувство, которое осознается героиней, замужней женщиной, как запретное и недоступное. Это и чудо, и грех. И упоение, и погибель. Катерина заранее знает: то новое, необыкновенное, что в ней появилось, будет стоить ей жизни. По мере того как собирается гроза, растет и внутренняя тревога Катерины. В ее цельной по природным задаткам личности зарождается и все явственнее обнаруживается мучительное противоречие. В душе героини идет борьба между долгом и страстью (классическая трагедийная коллизия), усиливается сознание того, что грех овладевает ее душой. Слово «грех» становится одним из наиболее употребляемых драмы Островского. Психологическое состояние Катерины обусловлено трагическим раздвоением: обостренным чувством совести и неудержимым своеволием.

Безусловно, правы исследователи, связывающие кризис в душе героини с социально-историческим кризисом патриархальных форм отношений. Современные исследователи А. И. Журавлева и Н. Д. Тамарченко, подходя к «Грозе» с разных позиций, справедливо подчеркивают, что чувства и сознание Катерины не совпадают с традиционными формами быта. Любовь Катерины — избирательна, индивидуальна и романтична. А нравственные устои предопределены патриархальной моралью, ее неукоснительно соблюдаемыми нормами и заповедями, не утратившими для героини глубинного значения, не поставленные ею под сомнение. Катерина изо всех сил пытается сопротивляться зарождающемуся в ней чувству и убеждается, что ей никуда не уйти «от этого греха».

Значительную роль в развитии действия играет сцена отъезда Тихона. Катерина умоляет мужа взять ее с собой, но Тихон ей не опора. Мечтающий хотя бы на две недели избавиться от домашней «грозы», Тихон глух к этому голосу отчаяния. Он ведет себя отстраненно, говоря, что ему не до жены. В сцене с ключом (д. 2, явл. 10) Катерина совершает выбор. Ее монолог заканчивается всплеском страсти: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»

В Катерине ярко выражено личностное начало. Это самобытная натура с сильным природным темпераментом. Ее самозабвенная любовь к Борису (хоть и полюбила она его, как писал Добролюбов, «на безлюдьи») дана в драме на высочайшем эмоциональном накале. Ночь свиданий на Волге полна у Островского невыразимой поэзии и опьяняющей красоты. К речи Катерины, обращенной к Борису, слышится песенный речитатив: «Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски» (д. 3, явл. 3). Борис отвечает осторожно и робко: «Вы сами велели мне прийти». Перед нами классическая для ряда произведений русской литературы ситуация: сильная женщина и слабый мужчина. Катерину любовь приобщает к вечности. Чувства Бориса не столь масштабны. Обратим внимание на то, что интересует Бориса: «Надолго ль муж-то уехал?»

Сцены свиданий Катерины и Бориса и Варвары и Кудряша не случайно поставлены Островским в параллель. Между Варварой и Кудряшом — самый обыденный разговор. Несколько раз автор, изображая Варвару, повторяет ремарку «зевая». Прозаичность Варвары подчеркивает исключительность поэтических и трагичных переживаний Катерины, силу и одухотворенность ее любви. Самое главное в героине Островского как русской женщине — ее живая совесть, бескомпромиссность, высочайшая нравственная требовательность к себе.

Главное событие IV действия — собирающаяся и затем разразившаяся гроза. Во 2-м явлении Дикой и Кулигин разговаривают о грозе и громоотводах. Даже лучший из обитателей Калинова, Кулигин, далеко отстал от жизни: он весь с его литературными пристрастиями и техническими открытиями в XVIII веке. Попытавшись убедить Дикого в необходимости громоотводов, Кулигин смиренно отступает. «Да гроза-то что такое, по-твоему, а?» — спрашивает Дикой. «Электричество», — отвечает Кулигин. Его ответ возмущает Дикого. Гроза внушает калиновцам мистический страх, она — напоминание о нравственной ответственности. Такое представление о грозе восходит к народной поэтической мифологии. Что же значит гроза для Катерины? Пророчества о геенне огненной полусумасшедшей барыни доводит внутреннее напряжение Катерины до последней черты, до прилюдного публичного покаяния. Как точно писал Я. С. Билинкис, «Катерина убеждена, что за неверность Тихону (вот такому, какой он есть!) на нее двинется сама природа и обрушится небо». Вот почему неизбежно ее публичное покаяние. Оно внутренне необходимо Катерине.

С этого момента ее жизнь в доме Кабанихи становится совершенно невыносимой. Тихон, жалеющий Катерину, рассказывает Кулигину о беспросветно тяжелой атмосфере в доме: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» (д. 5, явл. 1). Кабаниха, у которой даже религиозные ценности подменяются чем-то совершенно противоположным, не ведает милосердия и любви, ее мораль беспощадна и сурова.

Тяжкие испытания, которые выпали на долю Катерины, не убили ее живой души, способности любить и сострадать. Любовь по-прежнему осознается ею как высочайшая ценность жизни. Сцена отъезда Бориса перекликается со сценой отъезда Тихона. Сочувствуя Катерине, Борис признается в своей слабости: «Эх, кабы сила!» А Катерина просит прощения у возлюбленного и прощается с ним — уже навеки. Круг одиночества окончательно замыкается.

Н. Д. Тамарченко справедливо подчеркивает, что в «Грозе» нет благополучных семей, состояние кризиса характеризует калиновский мир в целом. За этим у Островского стоит обобщение всероссийского масштаба. В русской трагедии Островского, написанной в предреформенный период, жизнь показана в состоянии крайнего напряжения, социального и нравственного перелома, эпохального сдвига. На этом завершим анализ произведения "Гроза" Островского.

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. - СПб.:"Паритет", 2001

classlit.ru

История создания "Грозы" Островского. Анализ произведения "Гроза"

«Гроза» А.Н. Островского – значительное и мощное произведение русской литературы второй половины девятнадцатого столетия. Оно приковывает к себе внимание интереснейшими событиями, происходящими в пьесе, и своей непростой проблематикой. Сама драма не раз была экранизирована, пользовалась значительным успехом у зрителей. Образ города Калинова, в котором происходит действие, символизирует собой заколдованный замкнутый круг, из которого невозможно вырваться, не изранив души и сердца.

История создания «Грозы» Островского

И. С. Тургенев отзывался об этом произведении весьма положительно, с особенным трепетом и восторгом подчеркивал огромный писательский талант А.Н.Островского. История создания «Грозы» Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период пятидесятых – шестидесятых годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему – домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.

Годом написания драмы считается 1859-й, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших театрах Москвы и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Грозы» Островского показывает, что произведение максимально полно отразило общественно-политическую мысль того времени.

Смысл названия

Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, которое случается также и при ожидании грозы как природного явления: везде царит духота, не хватает свежего воздуха. Настолько же мучительна жизнь городских обывателей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашней тирании. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, слушать голос собственного сердца. В изображении таких характеров настоящим мастером оказался А.Н. Островский («Гроза»). История драмы максимально подчеркивает невозможность решить проблему мирным путем и тщетность таких попыток.

Композиционно-идейная составляющая

Драма состоит из пяти действий, причем между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу условно можно разделить на четыре части: мучительное ожидание, сопровождаемое томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Множество споров у исследователей вызывает гибель Катерины. Смогла бы она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Грозы» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, потому он и наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа.

Действительно, гибель Катерины предрешена. Если бы она не погибла по собственному решению, то ее задавили бы жестокие нравы, царящие в городе Калинове. Ей пришлось бы сломать свою свободолюбивую натуру и подстроиться под порядки общества. Все ее внутреннее существо, душа противились этим порядкам. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Катерины – вольная птица, которую она отпускает на волю.

Катерина

Проникновенно рисует непростую картину жизни главной героини Островский («Гроза»). Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина утратила связь с родными и потеряла свободу. Оттого ей так одиноко и тошно в доме Кабановых, оттого она никак не может привыкнуть к его устоям, предается воспоминаниям о былом: «Такая ли я была? Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле!»

Сильна или слаба главная героиня? Был ли у нее выбор? Что явилось решающим событием, подвигнувшим ее к самоубийству? Невозможность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому действию. Мы видим, что самоубийство совершается от отчаяния, это не обдуманное и хладнокровное решение, однако оно намеренное. По отношению к самой себе, своим мечтам героиня совершает слабость, в то время как обществу, которое ее осуждает, она не покорилась и самоубийством подчеркивает свою индивидуальность характера.

«Тёмное царство»

Сюда можно отнести представителей старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди уже никогда не изменятся: в них настолько укоренились старые привычки и мировоззрение, что они находят смысл жизни в том, чтобы поучать молодых, ругать современные нравы.

Дикой получает удовольствие, когда тиранит своих домашних: никто слова ему поперек сказать не смеет. Он недоволен буквально всем, и никто ему угодить не может. Кабанова (Кабаниха) навязывает свою волю сыну и невестке, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от своей собственной.

Тихон Кабанов

Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, слабый и безвольный человек. От маменькиного слова ни на шаг не отойдет, самостоятельного решения принять не в силах. Беззащитным, трусливым рисует его Островский. «Гроза», характеристика героя свидетельствует об этом, подчеркивает приспособленческие качества характера Тихона и его полное растворение под волей матушки.

Варвара, сестра Тихона

Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Ее девизом является утверждение: «Делай что хочешь, но так, чтобы шито-крыто было».

Особенно ее никак не выделяет Островский. «Гроза», анализ произведения свидетельствует об этом, всячески противопоставляет своевольную натуру Варвары и чистоту души Катерины. Варвара добивается своего хитростью и вольнодумством, а Катерина во всем предпочитает правду.

Борис

Племянник Дикого, живет у него в доме из милости. Молодой парень привык слушать выражение недовольства и наставления своего дядюшки, но если быть внимательными, то можно увидеть, как глубоко ранят его укоры Дикого, насколько ему неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле власть имеющего Дикого как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, господствующих в городе Калинове.

Образы в «Грозе» Островского не отличаются особенным многообразием: Кабаниха, Дикой, Варвара, Тихон, Борис - все, как один, умеют приспосабливаться. Одни подавляют, другие подчиняются. Им всем противопоставлена Катерина – молодая женщина, сохранившая в себе цельность натуры и силу духа. Таким образом, оказывается весьма неоднозначным произведение «Гроза». Островский оправдывает Катерину за ее слабость в том, что она жертвует своей жизнью, но наделяет ее мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, а гибель России, ее невозможность жить по старым порядкам, которые приводят к краху, изображает автор.

4u-pro.ru

Краткое содержание пьесы "Гроза" Островского по действиям: краткий пересказ (по главам) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Краткое содержание пьесы "Гроза" Островского по действиям (краткий пересказ драмы)

События пьесы происходят в середине XIX столетия в городке Калинов на берегу Волги.

Действие 1Жители города слышат, как жадный и злой купец Дикой ругает своего племянника Бориса. Когда Дикой уходит, Борис признается своему знакомому Кулигину, что он терпит ругань Дикого ради наследства. Борис и его сестра получат наследство дядьки Дикого, если будут во всем его слушаться.

Оставшись один, Борис думает о Катерине Кабановой - замужней женщине, в которую он влюблен.

В это время на прогулку идет купчиха Кабаниха с дочерью Варварой, сыном Тихоном и его женой Катериной Кабановой. Кабаниха упрекает сына в том, что тот, женившись, перестал любить мать, как прежде. Тихон успокаивает мать, и та уходит. Сам Тихон идет в гости к Дикому. Варвара и Катерина остаются вдвоем. Катерина признается Варваре, что она любит другого человека, а не своего мужа Тихона. Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее. Действие 2 Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает. Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом. Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса.

Действие 3 В гости к Кабанихе приходит ее кум - купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали.

Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться.   

Действие 4 Проходит десять дней.

Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно.

Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел.

Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее. Мимо Катерины проходит "полусумасшедшая барыня", которая внезапно называет Катерину грешницей. Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом.

Действие 5

Тихон встречает на улице Кулигина и рассказывает ему новости: Варвара убежала из дома с Кудряшом, Катерина ведет себя странно, Дикой отправляет Бориса в другой город на три года.

Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать, Кабаниха, не позволит этого, а он во всем слушается матери.

Тут же Тихон слышит от служанки, что Катерина ушла из дома. Тихон идет ее искать.

Тем временем Катерина идет по городу и видит Бориса. Он прощается с ней, так как ему нужно ехать в Сибирь по делам по приказу дядьки Дикого. Они прощаются. Убитая горем Катерина говорит себе, что хочет умереть.

Кабаниха, Тихон Кабанов и другие герои ищут Катерину по городу. Вдруг Катерину находят в речке. Тихон хочет бросится в воду, чтобы спасти ее. Но Кабаниха останавливает сына. Она обещает проклясть его, если тот бросится спасать жену. Наконец тело Катерины выносят на берег. Тихон бросается к мертвой жене и винит во всем мать, Кабаниху.

Это было краткое содержание пьесы "Гроза" Островского по действиям (по главам): краткий пересказ драмы.

www.literaturus.ru

Анализ пьесы "Гроза" Островского и ее героев (Дикой, Кабаниха, Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Кулигин) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Дикой и Кабаниха. Художник С. В. Герасимов
В этой статье представлен анализ пьесы "Гроза" Островского и ее героев, таких как Дикой, Кабаниха, Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Кулигин.

Статья представляет собой отрывок из книги С. З. Бураковского "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.Смотрите: Все материалы по пьесе "Гроза" 

Анализ пьесы "Гроза" Островского и образов героев

Анализ героев пьесы "Гроза"

...сочинения Островского ... главными мотивами их является не только самодурство, но и вообще живое воспроизведение тех бытовых начал, которые сохранились в русской жизни, как наследие старины. Эти же мотивы составляют основу и драмы „Гроза", но они представлены здесь гораздо полнее и рельефнее, в особенности самодурство, которое является в драме в более отвратительном и ужасающем виде. Действие драмы происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги.

Из слов Кулигина, одного из действующих лиц "Грозы", мы узнаем, каковы нравы, господствовавшие среди купечества этого города: "Жестокие нравы, сударь...".

Когда Кулигин предлагает устроить громоотвод, купец Дикой, твердо убежденный, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на самоучку-механика, называет его разбойником; когда же он в свое оправдание приводит стихи Державина, то расходившийся самодур грозит отправить его за эти слова к городничему. <...>

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в обращении с людьми, являются в драме две превосходно обрисованные личности: купец Дикой и Кабаниха.Анализ образа Дикого

В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. Когда городничий заикнулся было на счет жалоб мужиков, то Дикой наивно ответил: 

"...Стоит ли ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то мужиков перебывает; вы то поймите, не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо..."  Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду: "...Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все... Говорю, что разбойник, и конец! Что-ж ты судиться что ли со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Хочу — помилую, хочу—раздавлю..." Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело.  Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.

Правда, Дикому пришлось, как он сам об этом рассказывает, поклониться в ноги мужику, которого он изругал, собираясь к исповеди; но это уважение к закону чисто внешнее: пройдет время говенья, и всякому мужику опять будет плохо от самодура. Требования и действия Дикого основаны, таким образом, на одном лишь личном произволе.

Анализ образа Кабанихи

Нечто иное мы видим в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя", и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.

Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.

Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:

"...Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только. Так-то вот старина-то и выводится..." Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле.

Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.

Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать.

Тихону, рыдающему над трупом Катерины, она грозно и с полным бессердечием говорит: 

"...Полно! об ней и плакать-то грех!.." Анализ образа Тихона

Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.

Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест словами: 

"...Маменька, вы ее погубили? вы, вы, вы!.."  Анализ образов Варвары и Кудряша

Не похожи на Тихона его сестра Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.

Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.

Такою же простотою отличается и Кудряш, выражающий свои чувства вполне откровенно: заподозрив Бориса в ухаживании за Варварой, он, полный негодования, угрожает перервать ему за это горло; но с жалостью и человеколюбием относится к тому же Борису, когда узнает, что тот полюбил замужнюю.

Анализ образа Катерины

Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.

Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность:

"...Отчего люди не летают так, как птицы?.." Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.

Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит. <...>

Катерина вышла замуж, будучи еще почти ребенком; она не любила Тихона, да, может быть, и не понимала вовсе этого чувства. Очутившись в новой обстановке, Катерина не могла найти в ней ничего утешительного для себя, сердце же ее искало искренней и глубокой любви, к которой решительно был не способен ее забитый матерью муж.

Она влюбляется в другого молодого человека, в Бориса Григорьевича, но, будучи верна нравственным законам окружающего ее быта, признает это чувство грехом. С этого момента в ее душе поднимается глубокая внутренняя борьба. У ней является желание избавиться от греха и быть верной женой: она ищет опоры в муже, просит его взять ее с собой в Москву, наконец, когда тот отказывается, умоляет его взять с нее какую-нибудь страшную клятву, чтобы успокоить ее душу.

Тихон однако остается хладнокровным и безучастным к мольбам жены, занятый исключительно одною мыслью — поскорее уехать и пожить на свободе. Свекровь ест поедом Катерину, и в ней Катерина, конечно, тоже не могла найти никакой нравственной опоры. По отъезде Тихона, оставшись одна, Катерина задумчиво говорит: 

"..Ну теперь тишина у нас в доме воцарилась! Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет, все бы я сидела с ними да забавляла их..." У нее является мысль взять чужих детей; но мысль эта, конечно, не могла осуществиться, так как Кабаниха решительно не позволяла бы брать к себе в дом приемышей.

Предоставленная самой себе, не находя ни в ком сочувствия, Катерина предается своему чувству к Борису и, под влиянием уговоров Варвары, назначает ему свидание. Но и во время свидания она все-таки испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, предавшись чувству любви, она в то же время сознает его греховность, называет Бориса своим врагом и даже высказывает желание умереть.

В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными.

И вот, когда Тихон возвратился, Катерина делается сама не своя: она вся дрожит, мечется по дому, точно чего ищет, не смеет глаз поднять на мужа и наконец, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.

Понятно, что если бы Кабаниха и другие простили Катерину, то она сумела бы подавить в себе личные порывы и навсегда привязалась бы к мужу; но вместо прощения ее встретили побои со стороны мужа и злобные укоры свекрови. Не в силах будучи выносить ежеминутных упреков, Катерина в каком-то забытьи уходит из дома и, встретившись снова с Борисом, который должен уезжать в Сибирь, умоляет его взять ее с собой; но и Борис, как прежде Тихон, отказывает ей.

Лишившись последней опоры, всеми оставленная, Катерина наконец решается покинуть навсегда тот мир, где она не нашла себе не только сочувствия, но и обыкновенной терпимости: она бросается в Волгу.

Внутреннее состояние Катерины перед этим решительным шагом прекрасно изображено поэтом в... последнем ее монологе:

"Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно..."  Таков характер главного действующего лица пьесы. Добролюбов в своей статье, по поводу Грозы, говорит, что самоубийством Катерина выразила протест против „темного царства" старых начал.

Но это несправедливо. Катерина сама более, чем кто-нибудь (слова Е. Макарова), переполнена верованиями этого старого мира и гораздо справедливее может быть рассматриваема, как яркое олицетворение его бытовых и религиозных начал. Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений—это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры.

Последним определяющим мотивом ее смерти точно также служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. Любовь приводит к роковому концу далеко не в одной области самодурства и в ней далеко не чаще, чем в других.

Общий закон человеческой природы таков, что сердце не может ручаться за себя ни при каких обстоятельствах. Как бы ни были разумны люди и свободны их убеждения, как бы далеко ни отогнали мы от себя старое зло насилия и неволи, пока будет живо в человеке его сердце, будут продолжаться своею чередою нежные идиллии и потрясающие драмы любви.

Островский, как художник, в изображении Катерины оставался верен началам русской народности и человеческой психологии и был совершенно чужд тому сатирическому замыслу, который приписал ему талантливый критик, вопреки ясному содержанию драмы.

Анализ образа Кулигина

Если искать в драме протеста против злых элементов "темного царства", то его скорее мы найдем в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одною лишь натурою, а всецело отдается идее, поглощающей в нем все личное.

Сопоставление образов Катерины и Варвары

Драма „Гроза", по словам И. А. Гончарова, бесспорно, занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. Прежде всего она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины — все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца.

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто.

Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров, — одни давали бы произведению Островского первое место в драматической литературе.

О героях пьесы "Гроза"

Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною полнотою и верностью.

Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности, — до ханжи Феклуши. Автор дал целый, разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей.

Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и сами лица, им говорящие."

(из книги С. З. Бураковского "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)

Это были анализ пьесы "Гроза" Островского и ее главных и второстепенных героев: Дикого, Кабанихи, Катерины, Тихона, Варвары, Кудряша и Кулигина.

Смотрите: Все материалы по пьесе "Гроза" 

www.literaturus.ru