Нимфы - повелительницы природы в мифологии. Нимфы лимнады


Нимфы | Волшебная планета

Когда-то давно, ещё несколько столетий лет назад, на блоге мною была написана статья про дриад. Логичным дополнением стало бы написание после них ещё и про нимф в общем, как очень схожих волшебных существ. Ведь дриады – это нимфы, которые любят деревья. Тогда я это не сделал и сейчас самое время исправить это ужасное допущение. Так кто же это такие – нимфы? В мифологии древних греков так называли олицетворения стихийных сил в виде девушек. Причем под стихийными силами в данном случае следует понимать не просто управляемый воздух, огонь, воду, но и рост деревьев, течение воды и много чего другого. Если рассматривать их с несколько иной точки зрения, то нимфы могут быть классифицированы как духи деревьев, ручьев, цветов, полей и множества иных объектов, недоступных для понимания античному человеку. Буквально название «нимфа» можно перевести как «невеста». Увидевшие этих прекрасных существ часто слепли, а то и умирали. Но не все. С некоторыми из людей они вступали в связь, общаясь с ними, а то и отдаваясь великим героям и прекрасным юношам. Современным исследователям удалось установить имена свыше полутысячи этих волшебных существ!

Согласно легендам древней Греции, самые первые нимфы (мелиады) появились из капель крови, которые текли из оскопленного Урана. Их из крови породила Гея (Земля-матушка в древнегреческой мифологии). Постепенно возникали и другие нимфы. Так, океаниды – это дочери Тефиды и Океана. Нереидами называли дочерей Дориды и Нерея. Очень часто их имена указывают на их определённое качество или свойство. Также многих нимф «создали» боги Олимпа или же просто могущественные духи. Соответственно, и жили они буквально где придётся. Так, их можно было встретить и на лугах, и в пещерах (как тут не вспомнить нимфу Эхо), и в ручьях, и в деревьях, и на цветных полянах, и рощах, и лесах. Греки верили, что источники, которые выходят из-под земли, служат убежищем для нимф-спутниц бога-целителя Асклепия. Они могли врачевать, исцелять и даровать здоровье при употреблении воды из таких источников. Мы то сейчас знаем, что многие источники целительные благодаря содержанию определённых химических комбинаций, а греки пробовали пояснить такую особенность мифологическим образом.

Также многие нимфы выступали и в качестве судей. Довольно распространённой была практика, когда соплеменниц или соплеменников, а то и горожан, что подозревали в нарушении определённых законов отдавали на суд этих существ. Делали это следующим образом – на табличке писали имя человека, бросали её в водоворот и смотрели – пойдёт ли она под воду, поплывёт по течению или же она будет выброшена на берег. Причем считалось, что нимфы могут вынести несправедливое решение в тех случаях, если к ним не было проявлено должное уважение. Одним из самых страшных наказаний считалось «насланное» безумие. Но в речах такого человека многие одновременно старались и отыскать смысл, который, как они считали, нимфы хотят им передать. Из-за этого возникла и прочно укоренилась мысль о том, что безумцы – это носители знаний, что скрыты от других людей. Немало это поспособствовало возникновению прорицателей и прорицательниц. В дальнейшем этот общественный «институт» нашел выражение в юродстве. Возвращаясь к теме нимф – их возможность прорицать будущее можно рассмотреть на примере дельфийского оракула. Так, первоначально на этом месте был оракул Геи, потом Дафны (одна из самых известных и могущественных горных нимф) и только потом здесь организовался уже дельфийский оракул. Кстати, считалось, что гаданию их обучил Аполлон, а многие из них стали матерью для знаменитых (по грецким меркам) предсказателей. В качестве примера таковых можно привести Тиресия, который является сыном нимфы Харикло. Правда это характерно уже для более позднего общества.

За что же «отвечали» нимфы ещё? Они могли ещё повлиять на плодородие полей и лугов, следили за обилием пчел, ростом стад, деревьев и прочее. У всего, что не можно было понять – был свой дух. Стоило только древнему греку выйти за черту города, как ему сразу же начинали слышаться голоса нимф и в жужжании пчел, и в шелесте листьев на деревьях, и в звучании ручейков. Эти духи вели размеренную весёлую и не агрессивную жизнь (как правило). Их было легко обидеть и заставить плакать. Нимфы довольно часто старались держаться подальше от нежелательных и неприятных людей и других могущественных существ. И не удивительно – ведь нимфы были смертными существами, хоть и долговечными. Так, стоило источнику иссякнуть или дереву засохнуть – так умирала и красавица-нимфа, которая обитала здесь. В некотором роде нимфы обозначают хрупкость самой природы и к ним, соответственно, следовало относиться с вниманием и бережностью.

Чтобы задобрить этих духов им строили святилища, посвящали пещеры и гроты, а также приносили жертвенные подарки в виде молока, масла, вина, телят и коз. Самое старое святилище (из рукотворных), которое сбереглось до наших дней, находится в южной части афинского Акрополя и датировано примерно седьмым веком до нашей эры. А пещеры, холмы и реки называли в их честь явно задолго до него. Для олицетворения прелестей природы и передачи её волшебного шарма в искусстве их изображали молодыми красивыми девушками, у которых прекрасные волосы, уборы из цветов и венков. Для отображения их веселого нрава их часто изображали в позе танца, обнажая их ноги и руки, и в завершении картины – скульпторы и мозаики древности распускали их волосы. Поэты и певцы, желая заслужить их благосклонность и прославить волшебную красоту, воспевали их в своих творениях. Часто по отдельным деталям можно было догадаться, кто же изображен. Так, наяды держали у своего лона раковину или сосуд. Ореады изображались задумчивыми, сидя на высокой скале. Напеи, живущие в долинах и лимнады, обитающие в озёрах и болотах, тоже имели свои отличительные особенности.

И ещё хочется написать несколько слов о любви древних греков видеть буквально под каждым камнем нимф. Так, кроме упомянутых ранее жительниц морей, источников, озёр и болот, в воображениях людей они жили ещё и в горах (их называли орестиады), рощах (их именовали альсеидами), деревьях (это рассмотренные ранее дриады и гамадриады), и даже для отдельных пород деревьев вроде упомянутых в начале статьи мелиад (они облюбовали ясень). Вот такими разнообразными они были. Часто желая сделать им комплимент и подчеркивая их изящество, благосклонность, изящество, прелесть и красоту нимф их называли харитами (это три богини радости и веселья, обозначение которых переводится как «изящество»).

Кстати, ещё немного о их влиянии на человека. Считалось, что нимфы могут буквально преображать любого. Они могли подарить вдохновение для творчества и активной деятельности. Также они могли насылать на людей и одержимость, что в некотором роде можно рассматривать как ослабленное безумие. Человек в таком случае часто исступленно плясал, также казалось, что он приобретает знания нимф – мог видеть сквозь землю, понимать языки растений и птиц, создавать невиданные произведения. Если же способности человека получали значительное развитие, то считалось, что ему покровительствуют особенные духи – музы. Кроме этого, многие нимфы были спутницами олимпийцев – сами богов древней Греции. Чаще всего их воспринимали как свиту Артемиды, Пана и Диониса, но, как ранее уже говорилось, они водились и с другими богами. Шаловливые нимфы, к примеру, любили Гермеса, весёлого и задорного бога путешествий и торговли. Те, которые путешествовали по миру вместе со своими божественными покровителями часто занимались и соответствующими деяниями вроде пряжи, тканья, охоты, гаданий и веселья. Владение древними мудростями, а также тайнами жизни и смерти было уделом многих из них. Так, кроме упомянутой выше Дафны можно вспомнить ещё и о Менте – возлюбленной Аида, бога подземного царства мёртвых. Их собеседники рангом пониже – это сатиры. Нимфы являются весьма близкими родственницами славянских русалок и различных духов полей, лесов, болот, озёр и ручейков.

www.volshebnaya-planeta.ru

Кто такие нимфы и как они выглядят?

Легкие и игривые, прекрасные сказочные создания - нимфы. Такими их видели древние греки. Их дом – вся природа: горы, леса, реки, поля. Все дышит, бурлит, клубится благодаря их неугомонным стараниям. Они в каждом шепоте ветра и журчании ручья - божественные духи матери Земли.

Кто такие нимфы?

Нимфа это – в переводе с греческого дева, невеста. Родителями нимф считаются бог громовержец Зевс и Гея (Земля). В давние времена, люди очень бережно относились к природе, считая ее живой во всех проявлениях и формах. Нимфы – древнегреческие низшие божества, покровительствующие тому источнику природы, в котором они поселились. На первоначальном этапе, у духов не было имен, но некоторые из них оказали сильное влияние на жизнь богов и людей, что стали известными. В основном, нимфы именовались по названию ореола их обитания.

Как выглядит нимфа?

Нимфа – дитя природы, не терпящая суеты и людных мест. Люди знали, где живут нимфы, но мало кто из смертных видел воочию, как выглядят девы природы, да и существовало поверье: увидеть резвящуюся нимфу простому человеку можно ослепнуть, а если она при этом нагая, то ждала неминуемая смерть. Сказочные нимфы - очень нежные и хрупкие создания. В источниках древнегреческой мифологии описана внешность нимф:

  • юные полуобнаженные или обнаженные красавицы;
  • длинные ниспадающие ручьем волосы разных оттенков, в которые вплетены цветы, ракушки или веточки деревьев;
  • кожа белая, розовая или зеленоватого оттенка;
  • чаровницы, своим взглядом и нежным переливчатым смехом очаровывающие человека.

Какие бывают нимфы?

Древние греки связывали прекрасных дев природы с их местом обитания и деятельностью. Какие есть нимфы:

  1. Нереиды – морские девы.
  2. Океаниды – океанические духи.
  3. Лимнады – нимфы болот и озер.
  4. Наяды – дивы рек и источников.
  5. Ореады, Орестиады и Агростины – нимфы гор и ущелий.
  6. Нанен, Напеи – девы долин.
  7. Альсеиды – нимфы рощ.
  8. Дриады, Гамадриады – древесные девушки.
  9. Гиады – духи дождя

Лесные нимфы

Лес живет своей тайной жизнью и в сознании древних людей сильные и могучие вековые деревья, в особенности дубы и ясени, выделявшиеся на фоне всех остальных были вместилищем прекрасной души дриады. Лесная нимфа тесно связана с жизнью своего дерева, и если дриада может выбирать другое дерево после его гибели, то гамадриады (низшие нимфы) умирали вместе с уничтоженным деревом. В Древней Греции вырубка векового дерева считалась богохульством и каралось смертью. По легенде, нимфа леса Орсиноя родила от Гермеса козлоногого Пана, ставшего для греков богом дикой природы и пастушества.

Нимфа рек и озер

Речная нимфа существо капризное и нежное. Наяды селятся в ручьях, мелких речушках и источниках, не живут в стоячей воде. Хрупкие создания, которые могут погибнуть при иссушении источника или его запруде. Люди, почитавшие водную стихию, старались всячески умилостивить дев воды, для этого строили святилища и нимфеи (комплексы с фонтанами). По берегам рек и озер оставляли хлеб, сосуды с молоком, сыры, приносили в жертву животных. Наяда Сиринга, спасаясь от приставаний пана, превратилась в тростник, но бог срезал его и сделал прекрасную свирель услаждавшую слух.

Морская нимфа

Нимфа моря на полотнах античных художников изображается с морской раковиной у лона. Нереиды – дочери почитаемого греками бога Нерея, покровительствующего морским путешественникам и нимфы Дориды. По разным источникам, их насчитывалось от 50 до 100. Олицетворение спокойной морской стихии – нереиды ведут размеренную жизнь, водят хороводы на дне моря, ночью могут выходить на поверхность земли и петь, танцевать вместе с нимфами суши. Известные морские нимфы:

  1. Галатея – ее история несчастной любви воспета поэтом Филоксеном в произведении «Циклоп». Нереида полюбила Акида, сына нимфы Семитиды, но циклоп Полифем, также сильно влюбленный в Галатею, в гневе оторвал от вулкана Этны скалу и придавил несчастного. Опечаленная нимфа превратила кровь своего возлюбленного в реку Акид.
  2. Амфитрита – жена владыки морей Посейдона. Почиталась греками наравне с мужем и изображалась вместе с ним в колеснице запряженной тритонами.
  3. Панопея – морская дива, к которой обращались моряки во время сильных штормов, для обретения покровительства и защиты.

Небесные нимфы

Нимфы это - вся красота природы, одухотворенная людьми. Небесные девы Плеяды являются дочерьми Титана Атланта и нимфы-океаниды Плейоны. Первоначально они служили богине охоты Артемиде, сопровождали ее в поездках. В более поздний период, древние греки трансформировали их в небесных нимф. Их имена, навечно запечатленные в одноименном названии созвездия Плеяд:

  • Майя;
  • Стеропа;
  • Электра;
  • Тайгета;
  • Альциона;
  • Келено;
  • Меропа.

Существуют различные мифы о превращении сестер:

  1. Плеяды, опечаленные участью Атланта держать на себе весь небосвод, решили покончить самоубийством, чтобы быть рядом с любимым отцом.
  2. Атлант, участвовавший в битве против богов, был повержен и в наказание был навечно осужден подпирать собой всю тяжесть небесного свода. В отсутствие титана, охотник Орион стал преследовать и домогаться его дочерей. Плеяды обратились за помощью к богам, и Зевс пожалел их, обратив в семь голубей с условием, что те будут носить ему небесный напиток – амброзию.
  3. Другой миф повествует, что от преследований Ориона, Зевс помог Плеядам – обратил их в созвездие, и Орион был наказан превращением в созвездие Ориона, в облике которого он преследует Плеяд, но так и не настигнет их никогда.

Нимфы гор

Горы, гроты, ущелья и пещеры являются домом еще для одного рода нимф - Орестиад или Ореад. Горные дивы изображаются сидящими в раздумье на скалах, покровительствуют рудокопам и пастухам. Известная представительница ореад прекрасная нимфа Эхо, по легенде проклятая владычицей Олимпа – Герой. Жена Зевса уличила Эхо в том, что та отвлекала Геру, пока супруг развлекался и изменял ей с нимфами. Гера лишила ореаду голоса, и та не могла говорить первой, а лишь вторить последние звуки слов тех, кто разговаривал.

Нимфы - мифология

Низшие божества нимфы не бессмертны в отличие от богов, но продолжительность их жизни может достигать до 7000 лет, что в представлении человека выглядит как бессмертие. В мифологии, прекрасные девы природы, являясь ниже по рангу богов, все же сотрудничают с ними, оказывают на них свое влияние и участвуют в божественных пирах и советах. В союзах между нимфами и богами рождаются герои, новые боги и мифологические сущности. Греки наделяли нимф различными сверхспособностями:

  • справедливые (не всегда) вершительницы судеб;
  • покровительницы пастухов и скота;
  • обладающие властью наделять людей даром предвидения и поэзии;
  • предсказывали будущее;
  • исцеляли раны;
  • насылали безумие, слепоту или бешенство на тех, кто жесток с природой.

Нимфы в славянской мифологии

Славянская нимфа в русском фольклоре - это русалка, водяница или вилия. Эти древние духи природы в отличие от древнегреческих нимф - не совсем дружественны и часто откровенно враждебны к людям. При жизни девы познали горькую участь: были загублены мужчинами, преждевременно умерли, не дожив до свадьбы. Русалки были связаны у славян с культом плодородия, и существовал праздник Русалии, считалось в эти дни русалки и водяницы водят хороводы - работать в поле нельзя, так как в гневе они могли затоптать все посевы.

Нимфа в греческой мифологии

Нимфы Древней Греции оказывали огромное влияние на богов, иногда заменяли им матерей, другие становились женами и боги прислушивались к их мнению – с природой не поспоришь. Самыми главными считались нимфы водных источников и это понятно – вода источник жизни. Нимфы, прославившиеся и запечатленные в греческой мифологии:

  1. Киносура – стала кормилицей Зевса, скрывшегося у нее на горе Крит во время преследований отца Кроноса. Зевс, испытывая чувство благодарности поместил ее на небосвод в виде созвездия Малой Медведицы.
  2. Дафна – миф об Аполлоне и нимфе Дафне один из самых популярных и любимых греками. Светоносный бог Аполлон подвергнул насмешке Эрота с его луком и стрелами, за что тот решил его проучить и поразил стрелой любви к горной деве Дафне, а ее сердце поразил стрелой неприятия. Аполлон, сгорая от чувств, начал преследовать нимфу и Дафна взмолилась матери Гее, чтобы та поменяла ее облик – так появилось лавровое дерево. Бог света, в память о любимой провозгласил лавр своим священным древом. На статуях античных скульпторов – лавровый венок один из атрибутов Аполлона.
  3. Додонские нимфы (гиады) – воспитали и вскормили бога виноделия и всякой растительности Диониса. В благодарность, Дионис попросил волшебницу Медею сделать их вечно юными. В другой версии, Зевс поместил их на небосклон в виде рассеянного звездного скопления Гиад. В современной Греции, до сих пор принято считать, что как только скопление Гиад становится видимым – это начало сезона дождей.

 

womanadvice.ru

Нимфы

Nymph — английское написание слова «Нимфа» Nymphae — написание слова «Нимфы» на латыни Νύμφες — греческое написание слова «Нимфы» Девы юные — вариант перевода слова «Нимфы» Невесты — вариант перевода слова «Нимфы» Юные девы — вариант перевода слова «Нимфы»

Нимфы — в древнегреческой мифологии семейство женских божеств природы, живших в горах, лесах, морях, источниках; воплощение живительных и плодоносных сил земли. Каждая нимфа — это покровительница определенного объекта или явления природы, его душа и воплощение. Верно и обратное — практически каждый природный объект или явление (от родника и цветов до дождей и морских волн) имеет свою нимфу.

Нимфы — это персонажи самого архаичного пласта мифологии, связанного с хтоничными силами плодородия, с землей и влагой во всех их проявлениях. В этом смысле сестрами и коллегами эллинских нимф будут апсары, богинки, валькирии, вилы, дивожены, русалки и многие другие. Пасторальный образ трепетной нимфы, пугливо купающейся или игриво убегающей от похотливого сатира — это уже совсем позднее напластование, сквозь которое лишь изредка пробивается древнее лицо нимф, которые старше самих олимпийцев; которые обладают древней мудростью, тайнами жизни и смерти; которые наводят на человека безумие и бешенство (νυμφόληπτοι), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение; которые предсказывают будущее и исцеляют болезни; которые могут растерзать на кровавые клочья мяса или даровать поэтическое вдохновение; которые сводят с ума и оделяют своей благосклонностью (не важно, титанов ли, олимпийцев или простых людей, хотя последних иногда со смертельным исходом).

Воспоминания о дикой природе нимф находят свое отражение во множестве мифов, связанных с их мстительным характером: нимфы ослепляют и обращают в камень, а то и просто могут растерзать в кровавые клочья тех, кто не вовремя попался им на пути. Олимпийская религия с трудом потеснила нимф с пьедесталов эллинского поклонения. Воспоминания об этом находим в рассказах, например, о том, что Аполлон установил свой алтарь на месте жертвенника ореаде (174) или о том, что нимфы являются свитой разнообразных богов: здесь тебе и воспитавшие Зевса нимфы с Иды, и ореады-агростины Артемиды, и лампады Гекаты, и нисейские нимфы Диониса (равно как и вакханки), и морские нимфы-нереиды Посейдонова царства…

В общем, нимфы в Элладе были везде и издревле. Они признавались древнейшими божествами и самими древними греками. По Геродоту, они вообще относились к дотититаническому поколению — без мужского участия были рождены Геей сразу после Урана:

Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных; Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных..

Гесиод «Теогония», перевод В.В.Вересаева

Иными словами, нимфы старше не только Океана, Мнемосины, Зевса, они древнее даже Кроноса-времени. Правда, это утверждение верно не для всех нимф, ибо их семейство крайне велико и разнообразно: родов, видов и подвидов нимф существует множество, хотя и провести границы между ними бывает весьма сложно.Здесь нужно небольшое отступление. Проблемы с выделениями видов нимф вызваны как поэтическими вольностями переводчиков, так и особенностями текстов самих древнегреческих авторов. И эллины, и латиняне часто писали, скажем, не «альсеиды», а «нимфы бессмертные, жизнь проводящие в рощах прекрасных», не «ореады», а «владелицы гор крутоглавых» или не «пегая» либо «креная», а «нимфа источника». Последний пример особенно показателен в том смысле, что типологически «нимфа источника» вообще-то уже не просто нимфа, но наяда, которая по происхождению может быть океанидой. Такая генерализация названий родов и видов до наименования семейства в формате «нимфа чего-то конкретного» ясности в вопрос не привносит, конечно, но пенять поэтам — глупое дело.

Второй момент — переводческая традиция. В русскоязычной практике не принято выделять какие-то особенные виды нимф. Максимум: наяды, нереиды, океаниды, ореады да дриады с гамадриадами. Причем без особых пояснений. Чаще же обычно «нимфы полей», «болотные нимфы» и так далее. В англоязычной традиции, складывается такое впечатление, имеет место обратная закономерность — «больше нимф волшебных и разных». И появляются всевозможные хилиаи, илерои и прочие странные названия.

Поэтому вернемся непосредственно к самим нимфам.

Итак, первыми Гея породила нимф, которые «Νυμφέων, αἳ ναίουσιν ἀν᾽ οὔρεα βησσήεντα». Не поэтический, а буквальный перевод здесь говорит нам о нимфах, населяющих покрытые лесами горы (Oὔρεα — «горы»; βησσήεις — «изрытый лесистыми ущельями, лесистый»), то есть об ореадах.

Это первый род нимф. Если верить Гесиоду, за ними были рождены, хотя и разными способами, еще два рода: мелии и океаниды.

Мощных Эриний она родила и великих Гигантов С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих, Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем. … Это — лишь самые старшие дочери, что народились От Океана с Тефией. Но есть и других еще много. Ибо всего их три тысячи, Океанид стройноногих.

Гесиод «Теогония»

Хотя в тексте Гесиода мелии помещены раньше океанид, дочери Океана и Тефиды были рождены раньше нимф ясеней. Это следует из того факта, что как минимум одна из океанид (Фелира) была возлюбленной Кроноса и зачала от него кентавра Хирона. И коль мелии появились из крови отрезанного детородного органа Кроноса (и даже спустя годы после того), приоритет в рождении здесь должен принадлежать океанидам.

Как это ни парадоксально для современного человека, океаниды считались воплощениями потоков пресной воды, которая, по мысли древних греков, со всех сторон проникала в землю и сочилась из ее пор: родниками и ручьями, подземными (аидовыми) реками и небесными тучами. Поэтому видов океанид была масса, но основным видом были конечно наяды — божественные сущности текучей пресной воды. В роде наяд есть свое видовое деление: нимфы родников — кренаи и пегаи, нимфы ручьев и рек — потамии, нимфы озер — лимнады, нимфы болот — элеиномы.

Специфическим родом нимф, относящимся и к наядам, и к океанидам были нимфы царства Аида. В латинской традиции их иногда именую Авернскими нимфами (Nymphae avernales ). Свое название они получили в честь Авернских долин — варианта названия преисподней, одним из входов в которую считалось Авернское озеро в Италии. Эллины же называли нимф преисподней лампадами (Λαμπάδες), видя в них спутниц Гекаты.

В семействе нимф-океанид особняком от наяд стоят нимфы облаков и туч — нефелы, нимфы легких ветров или бризов — ауры и нимфы влажных полей-лугов лимониады. Также есть целая череда океанид, которые не имели практически никакого отношения к водной стихии, воплощая некие достоинства и рожая детей (а равно и чудовищ) для богов и титанов.

Мелии, нимфы ясеня, рожденные из крови оскопленного Урана, по всей вероятности, дали начала такому роду нимф, как дриады во всем его многообразии. Своего рода переходным звеном между ореадами с их лесистыми горами и покровительницами деревьев дриадами являются альсеиды — нимфы священных рощ. Альсеиды стоят несколько особняком, потому что дриады являют собой существ, связанных скорее с одним деревом (собственно дриады — с дубом или любым другим могучим, но отдельно стоящим деревом, мелии — с ясенем, кареаи — с орешником, птелеаи — с вязом и так далее) и скорее с культурным пространством (ампелои — дриады винокрадных лоз, секеи — фиговых деревьев, а мелиады — так вообще признаются покровительницами не только яблонь, но и всех фруктовых садов и даже овечьих стад), а ореады все-таки к горам привязаны, к дикому пространству. Получается, что альсеиды священных рощ — где-то между и выше простых деревьев и горных лесов, за счет сакральности своих рощ они как бы ближе к богам.

Но это с олимпийской точки зрения. Для простого эллина нимфы — это его соседки, которые хоть и непредсказуемы порой, и пошутить могут жестковато (да и наказать за провинность), но в целом очень даже хорошие девчата. Они и прядут, и ткут, и песни поют чудесно, и пляшут на лугах отменно. Ну и, чего тут таить, с людьми мило общаться могут, если настроение есть. Причем, могут не только на лугу час другой вместе покувыркаться, но и любовь может случиться, и детишки.

Бестиарий

shuwany.rs

Нимфы — воплощение природы из греческого пантеона

Нимфы в переводе с латыни — «невесты». Это малые природные божества из древнегреческих мифов, предстающие как красивые девушки, каждая из которых являлась олицетворением различных живительных и плодоносных земных сил, природных объектов и явлений. Все они — покровительницы конкретных объектов или природных явлений, воплощающих их душу.

В статье:

Нимфы — общие сведения

Нимфы — самая обширная мифологическая группа, ведь только океаниды, нимфы солёных вод, насчитывают не менее трех тысяч дев. Древние греки верили в их существование, приписывая морям, рекам, источникам, гротам, горам, рощам и лугам природных хранительниц. Их делили на разные подвиды согласно местам обитания. Зачастую у них были собственные имена.

Ореады и агростины — горные обитательницы; лесные и древесные — дриады и гамариады; наяды — хранительницы пресноводных источников; нереиды, океаниды, даяды — морские духи, обитающие в солёных водах. Напеи — хранительницы долин, лимнады — обитательницы и защитницы болот и озер, альсеиды — духи рощ. Плеяды — небесные. Отличали отдельно мелиад — нимф ясеня. Главными среди божественных природных созданий считались обитательницы вод, пресных и соленых. Античные лексикогафы указывают, что «нимфа» переводится как «источник».

Едва ли не самой известной представительницей является ореада по имени Эхо, которая не имела своей речи, но могла повторять чужую. Когда в горах после громкого звука слышится эхо, это голос нимфы. Если верить легендам, все острова и долины когда-то были населены нимфами.

Древние греки совмещали свое видение мистического мира с реально существующими природными объектами. Древнегреческие поэты не описывали природу с восторгом и придыханием, как современные литераторы, ведь в те времена природа не имела абстрактного облика — нимфы всех обличий олицетворяли её, говорили голосом природы.

Урожайность лугов и полей зависела от их воли. Дадут ли пчелы урожай мёда, возрастут ли стада скота, народится ли зерно — за все это тоже отвечали они. Культ природы был построен на культе нимф. Чаще всего те были благосклонны и одаривали людей своими милостями. Но невежду, совершившего преступление против природы или не проявившего должного уважения, наказывали безумием. Греки боялись потери разума больше других казней, ведь безумец мог обратиться против своих близких. Но иногда безумцев, покалеченных рассудком, могли считать отмеченными даром нимф. Считалось, что некоторые природные духи могли поделиться частью своей мудрости со смертными. Такие люди обретали великую мудрость, познавали тайны природы. Они могли врачевать с помощью особых трав и просить у божеств за других людей.

Нимфы и боги

Боги обитали на горе Олимп, а нимфы предпочитали жить в лесах, рощах, полях. Но они могли покидать свои обиталища, когда их вызывали Олимпийцы на пиры, охоту или по иным делам. Нимфы могли жить как простой жизнью духов природы, так и веселиться среди высшего общества бессмертных.

Судьба малых богинь определялась их видом. Кто-то обитал в лугах, лесах и болотах, храня их от вторжений, а кто-то входил в свиту Олимпийских богов. Нимфы нередко состояли в романтических отношениях с богами и младшими божествами, героями, а порой и особо понравившимися им людьми. Многие герои древнегреческих мифов были рождены от нимф, как, например, знаменитый Ахиллес, сын Фетиды. Чаще всего союзы богов и нимф оказывались краткосрочными, однако случались и долгие связи. Например, нереида Амфитрита стала супругой бога морей Посейдона. Благодаря браку она стала почитаться как морская богиня. Матерью Афины Паллады была океанида Метида, бывшая супругой Зевса до его женитьбы на Гере.

Большинство легендарных созданий бессмертны, но для дриад, проживающих в деревьях, отмерен срок жизни такой же, как и у их места обиталища — дерева. К наядам, живущим в реках, ручьях и озерах также приходила смерть, если их обиталище пересыхало или зарастало тиной. Дольше всех жили ореады, ведь разрушение гор — крайне медленный процесс.

Нимфеум

Святилища, посвященные малым богиням, назывались нимфеумы. Находились они в глубоких гротах и пещерах, где царил мрак. Жертвами им служили ягнята и козы, телята и коровы, молоко, мёд, вино и масло. В зависимости от вида нимф изменялся вид жертв. Такие места, как начала ручьев, гор и рек, истоки, считались у греков священными. Гомер описал нимфеум на Итаке, доме Одиссея. Философ Порфирий в своем труде «О пещере нимф» истолковал его как центр космических сил.

На фресках, картинах, мозаике, в скульптуре нимф изображали прекрасными обнажёнными или полуобнаженными девами. У них всегда были распущены волосы — элемент природной, эротичной красоты. Смертным девушкам запрещено было распускать волосы, в отличие от духов природы. Нимфы украшали себя венками из цветов, часто танцевали. Ореад зачастую показывали задумчивыми девами, проводящими дни на скалах.

Нимфы как воплощения природы

Природные духи — очень древние существа, которые появились еще на заре человечества. Наиболее древние из них — это мелиады, или мелийские нифмы. Когда Хронос оскопил своего отца Урана, кровь бога упала на землю, и из неё родились первые девы ясеня. Океаниды — потомки бога морей Океана и Тефиды, нереиды — дочери Дориды и Нерея. Все океаниды воплощают то или иное качество морей, их силу, своеволие, непредсказуемость. Гесиод перечислил их в своей «Теогонии».

Океаниды

Некоторые источники, питаемые подземными водами, имеют целебные свойства. Потому нимфы стали входить в свиту бога-врачевателя Асклепия, получили дар лечить и исцелять. Несмотря на легкомысленный вид и легкий нрав, они хранили древнюю мудрость, знали тайны жизни и смерти. Дельфийский оракул сменился оракулом Геи, а после — Дафны, горной нимфы.

С самой древности люди гадали на воде — у источников, рек, ручьев. При нарушении законов существовала казнь водой — человека бросила в реку, чтобы нимфы, неподкупные и справедливые, решили его участь. Иногда гадали по воде — бросали в водоворот покрытую письменами табличку. В зависимости от того, тонула ли табличка, выплывала ли, или ее выбрасывало из водоворота, предсказывали судьбу человека. Зачастую Аполлон обучал нимф умению гадать. Нередко прорицатели и оракулы называли духов природы своими матерями — тот же Тиресий считал, что его породила нимфа Харикло.

Грубость и неуважение земные богини карали, как и Олимпийские небожители, безумием. Но безумцев могли почитать как прорицателей, уважаемых и почитаемых. Пифии дышали галлюциногенными парами, исходящими из земных расселин, впадая во временное безумие и предсказывая будущее. Одержимость считалась высшим состоянием, помогающим безумцу обретать сверхъестественные слух, зрение, разбирать язык зверей и слушать птичью речь.

Легенды о нимфах

Известна история, согласно которой в роду Поэбия мужчина совершил большой грех — он срубил дуб, где обитала гамариада. Дева напрасно умоляла его остановиться и не уничтожать ее обиталище. За это преступление на весь род было наложено проклятье. Для искупления вины на месте срубленного дуба возвели алтарь и принесли жертвы, смягчившие гнев нимфы.

Гамадриада

Когда рубили дуб в священной роще Деметры, богини всего живого, по коре текла человеческая кровь, а ветви побледнели, как кожа умирающего. Кровь принадлежала нимфе, жившей в стволе дуба. Перед смертью она прокляла убийцу — он стал чувствовать голод, который ничем не мог утолить.

Пугливая гамариада Сиринга обратилась в тростник, убегая от бога-сатира Пана. Столь же печальна участь нимфы Менты, возлюбленной наложницы Аида, которого приревновала Персефона, превратила в мяту и растоптала. Многие небожители и герои сыграли печальную роль в судьбах прекрасных нимф. По легендам, прославленный Геракл, чтобы добыть яблоки из сада гесперид, соблазнил одну из сестер и с ее помощью выкрал заветные плоды. А нимфу бросил — она ему была больше не нужна.

Древние греки почитали спутниц богов, извечных дев, красивых, как сама природа. По сей день их изображения встречаются на полотнах знаменитых художников, которые работали над мифическими и религиозными темами. Изображали их и в скульптуре. Звучат посвященные волшебным созданиям темы в музыкальных произведениях, создаются театральные постановки. Нимфы отнюдь не забыты в двадцать первом веке.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Google+

grimuar.ru

Нимфы | Mythological Creations | FANDOM powered by Wikia

Нимфы

Основное имя

Нимфы

Альтернативные имена

Нимфаи

Происхождение

Греческая мифология

Места обитания

Горы, леса, моря, источники

Вид

Божества природы

    Нимфы — в древнегреческой мифологии семейство женских божеств природы, живших в горах, лесах, морях, источниках; воплощение живительных и плодоносных сил земли. Каждая нимфа — это покровительница определенного объекта или явления природы, его душа и воплощение. Верно и обратное — практически каждый природный объект или явление (от родника и цветов до дождей и морских волн) имеет свою нимфу.

    Нимфы — это персонажи самого архаичного пласта мифологии, связанного с хтоничными силами плодородия, с землей и влагой во всех их проявлениях. В этом смысле сестрами и коллегами эллинских нимф будут апсары, богинки, валькирии, вилы, дивожены, русалки и многие другие. Пасторальный образ трепетной нимфы, пугливо купающейся или игриво убегающей от похотливого сатира — это уже совсем позднее напластование, сквозь которое лишь изредка пробивается древнее лицо нимф, которые старше самих олимпийцев; которые обладают древней мудростью, тайнами жизни и смерти; которые наводят на человека безумие и бешенство, посылают пророческий дар и исступленное вдохновение; которые предсказывают будущее и исцеляют болезни; которые могут растерзать на кровавые клочья мяса или даровать поэтическое вдохновение; которые сводят с ума и оделяют своей благосклонностью (не важно, титанов ли, олимпийцев или простых людей, хотя последних иногда со смертельным исходом).

    Воспоминания об их дикой природе нимф находят свое отражение во множестве мифов, связанных с их мстительным характером: нимфы ослепляют и обращают в камень, а то и просто могут растерзать в кровавые клочья тех, кто не вовремя попался им на пути. Олимпийская религия с трудом потеснила нимф с пьедесталов эллинского поклонения. Воспоминания об этом находим в рассказах, например, о том, что Аполлон установил свой алтарь на месте жертвенника ореаде или о том, что нимфы являются свитой разнообразных богов: здесь тебе и воспитавшие Зевса нимфы с Иды, и ореады-агростины Артемиды, и лампады Гекаты, и нисейские нимфы Диониса (равно как и вакханки), и морские нимфы-нереиды Посейдонова царства...

    В общем, нимфы в Элладе были везде и издревле. Они признавались древнейшими божествами и самими древними греками. По Геродоту, они вообще относились к дотититаническому поколению — без мужского участия были рождены Геей сразу после Урана.

    Иными словами, нимфы старше не только Океана, Мнемосины, Зевса, они древнее даже Кроноса-времени. Правда, это утверждение верно не для всех нимф, ибо их семейство крайне велико и разнообразно: родов, видов и подвидов нимф существует множество, хотя и провести границы между ними бывает весьма сложно.

    Проблемы с выделениями видов нимф вызваны как поэтическими вольностями переводчиков, так и особенностями текстов самих древнегреческих авторов. И эллины, и латиняне часто писали, скажем, не "альсеиды", а "нимфы бессмертные, жизнь проводящие в рощах прекрасных", не "ореады", а "владелицы гор крутоглавых" или не "пегая" либо "креная", а "нимфа источника". Последний пример особенно показателен в том смысле, что типологически "нимфа источника" вообще-то уже не просто нимфа, но наяда, которая по происхождению может быть океанидой. Такая генерализация названий родов и видов до наименования семейства в формате "нимфа чего-то конкретного" ясности в вопрос не привносит, конечно, но пенять поэтам — глупое дело.

    Второй момент — переводческая традиция. В русскоязычной практике не принято выделять какие-то особенные виды нимф. Максимум: наяды, нереиды, океаниды, ореады да дриады с гамадриадами. Причем без особых пояснений. Чаще же обычно "нимфы полей", "болотные нимфы" и так далее. В англоязычной традиции, складывается такое впечатление, имеет место обратная закономерность — "больше нимф волшебных и разных". И появляются всевозможные хилиаи, илерои и прочие странные названия.

    Поэтому вернемся непосредственно к самим нимфам.

    Итак, первыми Гея породила нимф, которые "Νυμφέων, αἳ ναίουσιν ἀν᾽ οὔρεα βησσήεντα". Не поэтический, а буквальный перевод здесь говорит нам о нимфах, населяющих покрытые лесами горы (Oὔρεα — "горы"; βησσήεις — "изрытый лесистыми ущельями, лесистый"), то есть об ореадах.

    Это первый род нимф. Если верить Гесиоду, за ними были рождены, хотя и разными способами, еще два рода: мелии и океаниды.

    Хотя в тексте Гесиода мелии помещены раньше океанид, дочери Океана и Тефиды были рождены раньше нимф ясеней. Это следует из того факта, что как минимум одна из океанид (Фелира) была возлюбленной Кроноса и зачала от него кентавра Хирона. И коль мелии появились из крови отрезанного детородного органа Кроноса (и даже спустя годы после того), приоритет в рождении здесь должен принадлежать океанидам.

    Как это ни парадоксально для современного человека, океаниды считались воплощениями потоков пресной воды, которая, по мысли древних греков, со всех сторон проникала в землю и сочилась из ее пор: родниками и ручьями, подземными (аидовыми) реками и небесными тучами. Поэтому видов океанид была масса, но основным видом были конечно наяды — божественные сущности текучей пресной воды. В роде наяд есть свое видовое деление: нимфы родников — кренаи и пегаи, нимфы ручьев и рек — потамии, нимфы озер — лимнады, нимфы болот — элеиномы.

    Специфическим родом нимф, относящимся и к наядам, и к океанидам были нимфы царства Аида. В латинской традиции их иногда именую Авернскими нимфами. Свое название они получили в честь Авернских долин — варианта названия преисподней, одним из входов в которую считалось Авернское озеро в Италии. Эллины же называли нимф преисподней лампадами, видя в них спутниц Гекаты.

    В семействе нимф-океанид особняком от наяд стоят нимфы облаков и туч — нефелы, нимфы легких ветров или бризов — ауры и нимфы влажных полей-лугов лимониады. Также есть целая череда океанид, которые не имели практически никакого отношения к водной стихии, воплощая некие достоинства и рожая детей (а равно и чудовищ) для богов и титанов.

    Мелии, нимфы ясеня, рожденные из крови оскопленного Урана, по всей вероятности, дали начала такому роду нимф как дриады во всем его многообразии. Своего рода переходным звеном между ореадами с их лесистыми горами и покровительницами деревьев дриадами являются альсеиды — нимфы священных рощ. Альсеиды стоят несколько особняком, потому что дриады являют собой существ, связанных скорее с одним деревом (собственно дриады — с дубом или любым другим могучим, но отдельно стоящим деревом, мелии — с ясенем, кареаи — с орешником, птелеаи — с вязом и так далее) и скорее с культурным пространством (ампелои — дриады винокрадных лоз, секеи — фиговых деревьев, а мелиады — так вообще признаются покровительницами не только яблонь, но и всех фруктовых садов и даже овечьих стад), а ореады все-таки к горам привязаны, к дикому пространству. Получается, что альсеиды священных рощ — где-то между и выше простых деревьев и горных лесов, за счет сакральности своих рощ они как бы ближе к богам.

    Но это с олимпийской точки зрения. Для простого эллина нимфы — это его соседки, которые хоть и непредсказуемы порой, и пошутить могут жестковато (да и наказать за провинность), но в целом очень даже хорошие девчата. Они и прядут, и ткут, и песни поют чудесно, и пляшут на лугах отменно. Ну и, чего тут таить, с людьми мило общаться могут, если настроение есть. Причем, могут не только на лугу час другой вместе покувыркаться, но и любовь может случиться, и детишки.

    Современное использованиеПравить

    • В честь нимф назван астероид (875) Нимфея, открытый в 1917 году.

    В популярной культуреПравить

    • Американский мультсериал "American Dragon: Jake Long".
    • Сериал "Зачарованные".
    • В мультфильме "Hercules".
    • В ранобэ Horizon In The Middle of Nowhere Грейс О`Мэлли является нимфой.
    • В манге Monster Musume Кии является нимфой.
    • В игре Valkyrie Crusade присутствуют нимфы.
    • Игра Forgotten Realms.

    ru.mythological-creations.wikia.com

    Нимфа (мифология) Википедия

    Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты) — божества природы в древнегреческой мифологии в виде девушек, олицетворяющих различные живительные и плодоносные силы Земли, природные объекты и явления. Каждая нимфа — это покровительница определённого объекта или явления природы, его душа и воплощение.

    Мир нимф в древнегреческой мифологии один из самых обширных: одних только океанид — нимф водных потоков — три тысячи.

    Мифы

    По верованиям древних греков нимфы жили в морях, реках, источниках, в гротах, на горах, в рощах и на лугах. Они разделялись на классы сообразно с тем, какие места населяли. Имели наименования, согласно классу и часто собственные имена.

    Нимфы гор назывались ореадами и агростинами[1], нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы водных источников — наядами, нимфы моря — нереидами. Одна из самых известных нимф — горная нимфа Эхо, способная лишь повторять чужие слова; это её голос мы слышим в горах и пещерах в ответ на свой громкий крик или фразу.

    Для древних греков нимфы были одновременно и реальными объектами природы и прелестными божественными созданиями.

    В произведениях древнегреческих поэтов нет восторженных описаний природы, свойственных современной литературе, потому что сама природа для них не была чем-то абстрактным — она имела облик нимф и их голоса. Например, исходя из того, что нимфы рек и ручьёв отвечали за плодородие полей и лугов, за обилие пчел, за рост стад домашних животных, древний грек, выходя за городские ворота, в звучании ручьев, в шуме деревьев, в жужжании пчел и даже в мычании коров слышал голоса именно нимф. Культ нимф был культом природы.

    Обычно нимфы были милостивы и благосклонны к человеку. Но могли и наказать тех, кто совершил преступление или не проявил к ним должного уважения. Тогда они насылали безумие и это наказание было страшнее многих других. Но порой в несвязных выкриках и словах безумного его соплеменники находили частички мудрости, что позволяло им рассматривать того как прорицателя, с которым нимфы делятся тайнами о силах и деяниях природы.

    Жили нимфы вдали от Олимпа в своих лесах, полях и пещерах, но часто посещали его, будучи вызванными туда кем-либо из Олимпийских богов ради какого-то дела, но чаще для развлечений. Таким образом, нимфы вели как примитивно-бытовой природный образ жизни, так и изысканно-утонченный светский. Обычно, всё определялось классом, к которому принадлежала нимфа. Кому-то суждено было охранять луга, леса и болота, а кто-то входил в эскорт Олимпийцев. Нимфы часто вступали в половую связь с богами, другими божествами, героями, а иногда даже людьми, поэтому они стали родителями многих персонажей древнегреческой мифологии. Большинство половых контактов было кратковременным, но были и долгосрочные союзы. Так нереида Амфитрита, став женой владыки морей Посейдона, заняла очень высокое положение и почиталась как богиня. Аналогично возвысилась океанида Метида — первая супруга самого Зевса, зачавшая от него Афину.

    Нимфы — долгоживущие создания, вплоть до бессмертия, хотя есть исключения — дриады, нимфы покровительницы деревьев, умирающие вместе со своим деревом, а также наяды, нимфы рек, ручьев и озёр, которые умирали если их водный объект пересыхал.

    Люди посвящали нимфам гроты и пещеры, делали там святилища. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино.

    Изображались нимфы в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек с распущенными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих. Ореады часто представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

    Другие нимфы:

    В честь нимф назван астероид (875) Нимфея, открытый в 1917 году.

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Кондрашов А. П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — ISBN 5-7905-3697-2.

    Литература

    • Обнорский Н. П.,. Нимфы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Nymphae // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
    • Нимфы / А. А. Тахо-Годи // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 219—220.
    • Нимфы / Стрелков А. В. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 54. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6.

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Нимфы Википедия

    Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты) — божества природы в древнегреческой мифологии в виде девушек, олицетворяющих различные живительные и плодоносные силы Земли, природные объекты и явления. Каждая нимфа — это покровительница определённого объекта или явления природы, его душа и воплощение.

    Мир нимф в древнегреческой мифологии один из самых обширных: одних только океанид — нимф водных потоков — три тысячи.

    Мифы

    По верованиям древних греков нимфы жили в морях, реках, источниках, в гротах, на горах, в рощах и на лугах. Они разделялись на классы сообразно с тем, какие места населяли. Имели наименования, согласно классу и часто собственные имена.

    Нимфы гор назывались ореадами и агростинами[1], нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы водных источников — наядами, нимфы моря — нереидами. Одна из самых известных нимф — горная нимфа Эхо, способная лишь повторять чужие слова; это её голос мы слышим в горах и пещерах в ответ на свой громкий крик или фразу.

    Для древних греков нимфы были одновременно и реальными объектами природы и прелестными божественными созданиями.

    В произведениях древнегреческих поэтов нет восторженных описаний природы, свойственных современной литературе, потому что сама природа для них не была чем-то абстрактным — она имела облик нимф и их голоса. Например, исходя из того, что нимфы рек и ручьёв отвечали за плодородие полей и лугов, за обилие пчел, за рост стад домашних животных, древний грек, выходя за городские ворота, в звучании ручьев, в шуме деревьев, в жужжании пчел и даже в мычании коров слышал голоса именно нимф. Культ нимф был культом природы.

    Обычно нимфы были милостивы и благосклонны к человеку. Но могли и наказать тех, кто совершил преступление или не проявил к ним должного уважения. Тогда они насылали безумие и это наказание было страшнее многих других. Но порой в несвязных выкриках и словах безумного его соплеменники находили частички мудрости, что позволяло им рассматривать того как прорицателя, с которым нимфы делятся тайнами о силах и деяниях природы.

    Жили нимфы вдали от Олимпа в своих лесах, полях и пещерах, но часто посещали его, будучи вызванными туда кем-либо из Олимпийских богов ради какого-то дела, но чаще для развлечений. Таким образом, нимфы вели как примитивно-бытовой природный образ жизни, так и изысканно-утонченный светский. Обычно, всё определялось классом, к которому принадлежала нимфа. Кому-то суждено было охранять луга, леса и болота, а кто-то входил в эскорт Олимпийцев. Нимфы часто вступали в половую связь с богами, другими божествами, героями, а иногда даже людьми, поэтому они стали родителями многих персонажей древнегреческой мифологии. Большинство половых контактов было кратковременным, но были и долгосрочные союзы. Так нереида Амфитрита, став женой владыки морей Посейдона, заняла очень высокое положение и почиталась как богиня. Аналогично возвысилась океанида Метида — первая супруга самого Зевса, зачавшая от него Афину.

    Нимфы — долгоживущие создания, вплоть до бессмертия, хотя есть исключения — дриады, нимфы покровительницы деревьев, умирающие вместе со своим деревом, а также наяды, нимфы рек, ручьев и озёр, которые умирали если их водный объект пересыхал.

    Люди посвящали нимфам гроты и пещеры, делали там святилища. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино.

    Изображались нимфы в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек с распущенными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих. Ореады часто представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

    Другие нимфы:

    В честь нимф назван астероид (875) Нимфея, открытый в 1917 году.

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Кондрашов А. П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — ISBN 5-7905-3697-2.

    Литература

    • Обнорский Н. П.,. Нимфы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Nymphae // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
    • Нимфы / А. А. Тахо-Годи // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 219—220.
    • Нимфы / Стрелков А. В. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 54. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6.

    Ссылки

    wikiredia.ru