Название старославянских месяцев года. Названия некоторым месяцам в своем календаре наши предки давали


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ МЕСЯЦЕВ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ. Уроки литературы

«БУДУЩИЕ ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВА – 2012»

Секция ЯЗЫКОЗНАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ МЕСЯЦЕВ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ

Гусева Светлана, Сидоров Александр, МОУ «Николаевская ООШ», 6 класс

Научный руководитель: Артемьева Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Николаевская ООШ»

Введение

Все мы пользуемся календарем, который дает нам возможность записывать события в их хронологической последовательности. Отрезки времени, из которых и состоит календарь, надо было как-то называть. И каждый народ подошел к этому по-своему.

Названия месяцев повторяются из года в год, но не все знают, почему январь назван январем, а август назван августом. Откуда же пошли названия современных месяцев? Как звучат древнеславянские названия месяцев, которые использовались нашими предками? Эти вопросы и определили выбор темы нашей исследовательской работы, и мы постараемся ответить на них.

Думаем, что тема нашей исследовательской работы является актуальной, так как все мы каждый день в своей речи используем названия месяцев, дней недели. Считаем, что не мешало бы каждому из нас узнать, откуда пошли эти названия.

Цель работы: Выяснить, как назывались месяцы в славянских языках, откуда пошли современные названия месяцев.

Из истории происхождения слов «календарь», «месяц» [5]

Сейчас все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян. Само слово Календарь произошло от лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца. Календы также служили для отсчёта дней внутри месяца. Первые числа каждого месяца римляне называли календами.

Само слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века. До этого его называли «месяцесловом».

Слов «месяц» произошло от лат. mensis "месяц", "луна". В русском языке слово «Месяц» трактуется как «дитя Макоши» (богини плодородия).

Славянский календарь [5]

Мы сейчас живем по Григорианскому календарю. Но когда-то вся Русь жила своим летоисчислением, своим календарем.

Древнеславянский календарь основан на 16-ричной системе счисления и делит продолжительные промежутки времени на Круги Жизни.

Течение «реки Времени» для наших предков — это вращение 16 часов в сутках, 9 дней в неделе, 9 месяцев в Лете (году).

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Действовавший в России календарь от «сотворения мира» (Коляды Даръ) заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней.

Сейчас григорианский календарь стал международным.

Сегодня в русском календаре, как и во многих календарях мира, год делится на четыре времени года. Далее каждое время года делится на три месяца. Всего в результате такого деления получается 12 месяцев.

Современные и славянские названия месяцев

Современные названия месяцев берут своё начало от древних римлян. Первоначально римский год начинался весной и состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами. Позже некоторые месяцы были переименованы.

Январь: латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса - в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. Славянское название "Просинец" - означает возрождение Солнца. Малороссийское название января «сочень»: после серого декабря, краски природы становятся сочными, яркими. На чувашском языке – карлач.

Февраль: латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа (Фебрус - бог подземного царства мертвых, в который проводился праздник очищения Фебруа, когда живые приносили жервоприношения мертвым, взывая об их покровительстве. ). Славянское названия: "Сечень" - время подсеки деревьев для очистки земли под пашню, "Бокогрей" - скотина на солнце выходит погреться, «Ветродуй» - ветры в феврале холодом секут. Но еще лютует - «Лютень». Называли февраль еще «межень» (межа между зимой и весной). На чувашском языке нарас (нурас) – «новый день», то есть первый день нового года.

Март: латинское: Martius. Назван в честь бога Марса - римский бог войны и покровитель римской мощи. Славянское название "Сухый" - земля сохнет от сходящего снега. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. «Зимобор» – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, «Протальник» – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. На чувашском языке – пуш, то есть «пустой», свободный от земледельческой работы месяц.

Апрель: латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire - открывать. Древнерусские имена месяца апреля были «Брезень», «Снегогон» – ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще – «Цветень», ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна. На чувашском языке – ака, так как в это время начинались посевные работы.

Май: латинское: Maius. От имени древнеримской богини весны Майи.

Славянское название "Травень", "травный" – буйство трав и зелени. Природа расцветает. На чувашском языке – су – приближение лета.

Июнь: латинское: Junius. От имени древнеримской богини Юноны, супруги бога Юпитера, богиня брака и рождения. В старину коренными русскими названиями месяца июня был «Изок». Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца – «Червень», от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. На чувашском языке – сертме.

Июль: латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus - пятый, потому что это был 5-й месяц старого римского календаря, так как год начинался с Марта. У нас в старину он назывался, как и июнь,- «Червень» - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червленый, красный). Месяц этот называется также «Липцем» - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз. На чувашском языке – ута – время сенокоса.

Август: латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н. э. Ранее назывался секстилий от слова sextus - шестой. На севере Руси он назывался «Зарев» - от сияния зарницы; на юге «Серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Также этот месяц славнее называли «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне. На чувашском языке – сурла (серп).

Сентябрь: латинское: September. От слова septem - семь, потому что это был 7-й месяц старого римского календаря. В старину изначальным русским названием месяца был «Рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «Хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмуриться, идут дожди, осень идет в природе. На чувашском языке – аван (овин – строение для сушки хлеба) – в это время сушили зерно.

Октябрь: латинское: October. От слова octo - восемь. Славянское название "Листопад" - ну тут все очевидно. Носил он также название «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе – «грязник», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебник» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту. На чувашском языке – юпа (связано с обрядом, проводимым в этом месяце).

Ноябрь: латинское: November – девятый месяц. Славянское название "Грудень" - от груд замерзшей земли со снегом. Вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. На чувашском языке – чук (связано с обрядом, проводимым в этом месяце).

Декабрь: латинское: December. От слова decem – десять. Славянское название "Студень" - холодный месяц. На чувашском языке – раштав, образовалось от термина «рождество».

Рассмотрев все названия, сложно не заметить, что древнеримский месяц мог получить свое имя в честь какого-либо выдающегося исторического деятеля, праздника, что справляли в нем, особенностей своего «характера», по имени божеств.

В отличие от латинских названий месяцев, посвященных богам, исконно славянские связаны с хозяйственной деятельностью, погодными изменениями, языческими праздниками или другими вполне понятными явлениями.

Сегодня мы, русские, к сожалению, уже не используем славянские названия месяцев, пользуемся латинскими названиями, которые пришли к нам от древних римлян. Между тем, многие славянские языки, например, украинский, белорусский, сохранили свои исконные названия месяцев.

На наш взгляд, славянские названия месяцев нам куда ближе и логичней, нежели латинские заимствования.

Литература

Идельсон Н. И. История календаря. Наука, 1976.

Изд. "советская энциклопедия" Советский энциклопедический словарь, 1982

Этимологический словарь, 2004 г.

С. И.Селешникова «История календаря и его предстоящая реформа»

Идельсон Н. И. «История календаря». Наука, 1976.

Буткевич А. В., Зеликсон М. С. «Вечные календари». Наука, 1984

И. А. Климишин «Календарь и хронология» Изд. "Наука", 1985

Б. А. Рыбаков. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи

http://nfor. org/ Славяне

dazzle. ru Русь Великая: Символика Руси Великой, История Руси, Славянская энциклопедия

http://ru.wikipedia.org/

shdo.net

Происхождение названий месяцев

Каждый год разделен на 4 времени года, а каждое время года на 3 месяца. В итоге каждый год мы проживаем 12 месяцев и каждый из них по своему уникален и ассоциируется для нас с разными событиями. Естественно, что каждый месяц имеет своё уникальное название. А знаете ли вы откуда пошли эти названия? В этой статье мы как раз и расскажем вам про происхождение названий месяцев.

1. Январь. Первый месяц нового года получил свое название в честь древнеримского бога Януса — бога времени, дверей и ворот. Символически это можно расшифровать как «Дверь в новый год».

2. Февраль. Февраль всегда считался самым холодным месяцем в году. Не зря во времена славян он назывался лютень («лютый мороз»). Но сам месяц февраль назван в честь этрусского бога Фебрууса- бога подземного царства.

3. Март. Первый весенний месяц был назван в честь древнеримского бога войны Марса, отца Ромула. Но причем тут весна и бог войны? а при том, что Марс был не только богом войны, а еще и богом землепашцев и сельских тружеников.  Древние славяне называли этот месяц «протальник» из-за того, что начинал сходить снег и появлялись первые проталины.

4. Апрель. Этот месяц опять же был назван в честь древнего бога, а точнее древнегреческой богини Афродиты. В этот месяц все цветет, появляется весеннее настроение, поэтому и у славян этот месяц назывался цветень и березол.

5. Май. Самый теплый весенний месяц был опять же назван в честь богини, а точнее древнеримской богини Майи, которая олицетворяла плодороную землю и расцветающую природу. Славяне называли этот месяц «Травень».

6. Июнь. Первый летний месяц был назван в честь известной древнеримской богини Юноны, которая являлась супругой Юпитера, была богиней плодородия, повелительницей дождя и хранительницей брака. Славяне называли этот месяц изок («кузнечик») или червень.

7. Июль. Самый жаркий летний месяц был назван, как удивительно, не в честь бога или богини, а в честь всем известного Римского императора Гая Юлия Цезаря. До этого Июль назывался «Квинтилий», что означало «Пятый», а пятым он был потому, что раньше год начинался не с января, а с марта.

8. Август. Название этого месяца также пошло от знаменитого Римского императора Октавиана Августа. До этого месяц назывался «Секстилий», что означало (я думаю, что все поняли) «Шестой». Как было сказано ранее, раньше год в римском календаре начинался с марта, поэтому и август был шестым месяцем. Славяне называли этот месяц «Серпень», т.е. время косить траву.

9. Сентябрь. Название пошло просто напросто от слова «Семь» (Septem — September). Я думаю, что здесь можно не комментировать. Всё было сказано выше. Наши предки называли этот месяц «Хмурень» из-за того, что в этот месяц небо начинало хмуриться.

10. Октябрь. Тут всё аналогично. Фантазия кончилось. Число «Восемь» по латыни произносилось как «Octo», отсюда и October (Октябрь), т.е. восьмой месяц.  Славяне тоже называли месят незамысловато — Листопад.

11. Ноябрь. Без комментариев. Novem переводилось как «Девять», т.е. девятый месяц (November).

12. Декабрь. Первый зимний месяц и последний месяц уходящего года! Но назван он был тоже в честь своего порядкового номера «Десятый» (Decem — December).

 

И что мы видим? Первые 6 месяцев были названы в честь древний Богов и Богинь, два летних месяца — в честь древнеримских императоров, а последним четырем не придумали названия, поэтому они носят порядковые номера. Но тем не менее это очень интересная тема и вы теперь знаете происхождение названий всех месяцев.

Смотрите также

Интересные факты о Древнем Риме

webfacts.ru

Блог Юрия Ретромана.Происхождение названий месяцев - Блог Юрия Ретромана.Происхождение названий месяцев

Продолжаем развивать свою эрудицию. В данной статье я поведаю Вам о происхождении названий месяцев. Названия эти повторяются из года в год, но не все знают почему январь назван январем, а август назван августом. Пришло время приоткрыть завесу тайны и узнать почему те или иные месяцы названы именно так. Также рассмотрим древнеславянские названия  месяцев, которые использовались нашими предками до введения римского календаря.

Итак, давным давно в Древнем Риме был разработан солнечный календарь, который состоял из названий, связанных с римскими богами, императорами и просто числами. Именно он и был принят за основу и вытеснил древнеславянский календарь, которым пользовались наши предки много столетий. Существуют разные версии почему это произошло, но основная из них — религиозная. Православная церковь стремилась всеми средствами искоренить язычничество и это сказалось на календаре, а поскольку Русь в те времена тесно контактировала с Византией, то и римский календарь, который она унаследовала от Западной Римской Империи пришелся весьма кстати. Однако, рассмотрим сами месяцы и их названия.

По сути основа календаря, состоящая из 12 месяцев сохранилась, единственное изменение коснулось начало года. У древних римлян первым месяцем был Март.

Март — происхождение названия

Март ( лат. Martius) получил свое название в честь римского бога Марса — бога войны. Римляне почитали данного бога и с приходом теплых весенних дней видимо планировались военные походы, отсюда и название.

Апрель — происхождение названия

Название Апрель происходит от латинского слова Aprilis — раскрытие. В этом месяце раскрывались почки на деревьях. Также существует другая версия происхождения апреля, от лат. apricus – согреваемый солнцем, солнечный. Впрочем, суть от этого практически не меняется.

Май — происхождение названия

Месяц май (Majus) назван в честь римской богини весны Майи. Римляне отождествляли Майю с италийской богиней Майестой, покровительницей плодоносной земли. В этом месяце данной богине приносили разнообразные жертвоприношения.

Июнь — происхождение названия

Июнь (Junius)  – назван в честь богини Юноны. Покровительницы женщин и супруги Юпитера. Хотя бытует мнение, что название Июнь связано с первым римским консулом Юнием Брутом.

Июль — происхождение названия

Месяц июль (Julius)  – назван в честь известного полководца и политика Юлия Цезаря, в принципе он и затеял реформу календаря.  До этого месяц назывался «Квинтилис», что значит «Пятый».

Август — происхождение названия

Август (Augustus)  свое название получил  в честь императора Августа, который внес свои поправки в календарь.  До этого месяц назывался «Секстилис», что значит «Шестой».

Сентябрь  Октябрь  Ноябрь  Декабрь — происхождение названия

Здесь все просто. Данные месяцы просто соответствуют своему порядковому номеру в списке месяцев.

Сентябрь от лат. septem — седьмойОктябрь от лат. octo — восьмойНоябрь от лат. novem — девятыйДекабрь от лат.  decem — десятый

Хотя следует заметить, что попытки придать номерам именные названия совершались неоднократно. Многие императоры стремились увековечить свои имена в названиях месяцев. Какое-то время существовали месяцы Tiberius, Antonius и так далее, однако они не прижились и со временем были преданы забвению.

Январь — происхождение названия

Январь (Januarius) назван в честь римского бога Януса. Да-да, тот самый двуликий Янус, бог всяких начинаний, соединявшим прошлое и будущее, хранитель входов и выходов. Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

Февраль — происхождение названия

Февраль (Februarius) от лат. Februa «праздник очищения». В данный месяц  проводился обряд очищения, искупления грехов. Также название месяца связывают с этрусским богом подземного царства Фебрууса.

Это краткая информация для общего развития, если у кого-то есть желание более детально изучить данный вопрос — могу порекомендовать воспользоваться википедией и узнать о происхождении месяцев более подробно.

Что же касается древнеславянского календаря, то наши предки использовали следующие названия месяцев:

Сечень — от слова «сечь» – рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также «Просинец», по появлению синего неба после долгой облачности.

Лютый — Месяц метелей и морозов.

Березень — время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень — месяц цветения.

Травень — месяц роста трав.

Червень — от слова «червь». Месяц собирания в садах и огородах насекомых-вредителей, в южных местностях время покраснения вишни.

Липень — месяц цветения липы.

Серпень — от слова «серп». Время жатвы.

Вересень — месяц цветения вереска.

Листопад — время пожелтения и начала опадания листвы.

Грудень — от слова»груда» — мерзлая колея на дороге.

Студень — название говорит само за себя.

24 ноября 2011 от Retroman

retroman.ru

Откуда произошли названия месяцев?

Как появился современный календарь, сейчас известно достаточно хорошо. А вот откуда были взяты названия месяцев?

        Как появился современный календарь, сейчас известно достаточно хорошо. А вот откуда были взяты названия месяцев? Известно, что современный григорианский календарь с названиями месяцев является заслугой Древнего Рима. Именно там год разделили на 12 месяцев, каждый из которых получил свое наименование. 

        Январь (лат. Jānuārius mēnsis "Янусов месяц") был назван в честь двуликого римского бога по имени Янус. Название трактуется как «дверь в год». 

        Февраль (лат. Februārius mēnsis «очистительный месяц»). Название происходит от этрусского бога подземного царства Фебрууса. С этим богом был связан праздник Луперкалий, который проходил 15 февраля. По традиции в этот день проводились обряды очищения (februa, februare, februum). 

        Март (лат. Mārtius mēnsis — Марсов месяц) назван в честь древнеримского бога войны Марса. 

        Апрель. О происхождении названия этого месяца существует три версии: 

от латинского глагола aperire — «открывать», подразумевалось, что этот открывает весну, в это время начинали цвести деревья и цветы.

от латинского слова apricus — "согреваемый солнцем".

от Aphrilis. В римской империи этот месяц был посвящен богине Венере, которая соответствовала греческой богине Афродите (также Aphros). 

        Май (лат. mensis Majus — «месяц богини Майи») Название этот месяц получил в честь римской богини плодородия Майи, праздник которой проводился в это время. 

        Июнь (лат. Junius — «месяц Юноны») Самая распространённая версия происхождения названия этого месяца это версия его происхождения от имени римской богини Юноны, жены Юпитера. 

        Июль (лат. Julius — «месяц Юлия») Так как основателем первого календаря (очень близкого к тому, которым мы сейчас пользуемся) Был Юлий Цезарь, а родился он именно в этом месяце, то и месяц был назван соответственно. 

        Август (лат. augustus — «месяц Августа») получил название в честь Октавиана Августа. Этот месяц так назвали немного позднее, этот месяц был самым счастливым за время правления императора. 

        Оставшиеся четыре месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь) были названы номерами, которые обозначали номер соответствующего месяца в староримском календаре. Что интересно, нумерация юлианского календаря была смещена на два месяца назад от древнеримского, поэтому сейчас девятый по счёту месяц — сентябрь называется латинским словом "седьмой", десятый — восьмым и так далее.

econet.ru

Происхождение названий месяцев года

Многим будет интересно узнать, откуда походят названия времен года, почему они называются именно «зима», «весна», «лето» и «осень». Более того, почему каждый сезон делится на три месяца? Почему все двенадцать месяцев имеют такие интересные названия?

(Леонардо Бассано "Январь". В статье используются иллюстрации Леонардо Бассано из цикла "Времена года" Leandro Bassano "From the Series 'The Seasons)

 

На самом деле происхождение времен года очень старинное. Упоминания о названиях были найдены в древних летописях, в которых люди тех времен много говорили о мифических и сказочных существах.

Как появились времена года

Появление названий сезонов года тесно связано с мифической легендой, когда на Земле существовал Первый Народ, то есть животные, растения и небесные тела. В то время власть над всей Землей имели пожилые Солнце и Луна, которые имели двух дочерей. Солнце так жарило Землю, что люди просили небо что-то сделать с этим и навести равновесие.

(Леонардо Бассано "Февраль")

На Земле жили два брата, которые решили приударить за красивыми девушками, но их отцу они не очень понравились. Старик Луна решил наказать братьев за их наглость и подверг сложным испытаниям, в надежде, что те погибнут. Но все случилось наоборот. Старик, желающий помериться силой с молодыми, сам для себя поставил подножку и в результате потерпел поражение.

(Леонардо Бассано "Март")

Когда молодой человек пришел домой, то сделал вид, что не знает, куда подевался старик. Позже, когда он отдыхал на берегу, ему явился Луна и сообщил, что попал на небо, где ему нравится, и он желает туда забрать жену и дочерей. Юноша помог ему в этом. Так одна дочь стала Северной звездой, поскольку попала на север, другая – Южной звездой. Старик со старухой – Луна и Солнце – идут по той дороге, где мы их сегодня видим каждый день.

Таким образом, на Земле восстановился порядок и равновесие, в результате чего появились четыре времени года.

Происхождение названий времен года

Существует и другая легенда. Рассказывают, что когда-то Землей правила добрая волшебница Лирия, которая делила между жителями все поровну. Землю населяли мифические существа: разные феи, лилипуты, единороги, гномы и нимфы. Волшебница имела трех сестер, которые помогали править Землей. Но идиллия длилась недолго.

(Леонардо Бассано "Апрель")

В один день на Землю пришло Зло – ведьма Злюкенферия, которая тайно проникла в жилище сестер и хотела стереть их с лица планеты, чтобы никто о них даже не вспоминал. Может ей это и удалось, если бы сестры не были так сильны. Несмотря на то что ведьма застала их внезапно, сестры все же смогли в последний момент сделать так, чтобы заклинание злой волшебницы обратилось против нее самой.

(Леонардо Бассано "Май")

Таким образом, четыре сестры встречают нас добром каждый сезон, поскольку превратились в Лето, Зиму, Осень и Весну. А такие названия появились от следующих значений весна – подвес оси, осень – опора оси, лето – летание солнца, зима – солнце в яме.

Происхождение названий месяцев года

Названия двенадцати месяцев также имеют свою интересную историю. Зима для нас начинается с Декабря, который в древнем Риме был известен как «десятый», а славянам – как «снежник». Такое название месяца – из-за того, что в это время очень холодно, снежно и морозно. Жители селений практически не выходили из домов, грелись на теплых и жарких печках.

(Леонардо Бассано "Июнь")

Чтобы задобрить двуликого бога Януса, в его честь назвали второй зимний месяц – Январь или «сечень». В то время считалось, что бог соединяет прошлое и будущее, стоит на страже входов и выходов помещений, а главное, охраняет вход в загробную жизнь. Больше всего в него веровали моряки в Италии, которые считали его своим покровителем.

(Леонардо Бассано "Июль")

Считается, что название месяца Февраль тесно связано с Фебруусом, богом подземного царства. В феврале многие искупали свои грехи и очищали свое тело и душу. Это месяц свирепствования метелей, вьюги и морозов, его еще называли «лютый».

(Леонардо Бассано "Август")

С наступление первых весенних дней люди начинали готовиться к военным походам, поэтому первый месяц был назван в честь бога войны – Марса. Сегодня мы знаем его как Март. Древние славяне называли его «березень», земля начинала просыхать от снега.

(Леонардо Бассано "Сентябрь")

С раскрытием первых почек на деревьях, обогревом земли солнечными лучами наступал Апрель, который переводится как «раскрытие». Для многих это был месяц «кветень».

В древнеславянском календаре Май известен, как «травень». Так назвали его в честь весенней властительницы Майи – богини весны.

(Леонардо Бассано "Октябрь")

Июнь происходит от Юноны, которая была богиней и покровительницей всех женщин. Наши предки именовали его как «червень», поскольку именно в это время краснела вишня, а в садах собирались разные насекомые-вредители.

(Леонардо Бассано "Ноябрь")

Июнь - от имени великого Юлия Цезаря. Но славянам он известен как «липень». В это время буйно цветет липа.

От имени императора Август походит название последнего летнего месяца – август или «серпень» – поскольку происходит сбор урожая.

(Леонардо Бассано "Декабрь")

Осенние месяцы имеют названия, которые соответствуют латинским порядковым номерам: семь, восемь, девять. Сентябрь походит от «вересень», поскольку в это время начинает цвести вереск. В октябре начинает желтеть и опадать листва поэтому его называли «желтень». Для ноября были характерны первые заморозки и оледенение дорог, а также падали последние листья – «листопад».

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Д.О.Святский. Календарь наших предков.

В 1700 г., как известно, Петр Великий решил для однообразия с западной Европой перенести начало нового года с 1 сентября на 1 января. «Лета от сотворения мира 7208, октоврия в 20 день царь о праздновании Новаго Года указал, что ныне от Рождества Христова доходит 1699 г., а будущаго января с 1 числа настанет новый 1700 г.

и для того впредь в приказах и во всех мирских делах и крепостях лета писать и числить годы генваря с 1 числа от Р. X. 1700 года». Так совершилась реформа нашего летосчисления. Некоторые наши историки полагают, что была другая календарная реформа, установившая новый год с 1 сентября и отменившая старинный обычай начинать его с 1 марта, существовавший на Руси с древнейших времен; при этом. реформу эту одни относят к середине XIV в., другие к концу XV в. Татищев в своей «Истории Российской» приводит свидетельство якобы из летописи, относимое им к 1347 г.: «Феогност име собор о делах духовных ко исправлению монастырскаго служения и уставиша начало года от сентября 1 числа и списавше список посла князь великий со архимандритом Рождественским в Царьград к патриарху о благословении прося» (IV, 163). Также и в другом месте: «в 1347 при митрополите Феогносте прение о начале года приключившееся на соборе в Москве решено и положено /283/ как церковный, так гражданский год сентября от 1 числа». (1, 67). Карамзин в своей «Истории Государства Российскаго» считал эти указания выдумкой Татищева и ссылался на Новгородскую летопись, где под 1347 г. в действительности сказано глухо: «Князь великий Семен и митрополит послаша во Царьград о благословении». С Карамзиным согласен и новейший историк Е. Голубинский («История Русской Церкви» II, I-я пол. стр. 161 и прим.). Всем, имевшим дело с историей Татищева, хорошо известно, что он иногда фантазировал и добавлял текст летописей своими измышлениями (сравн. наприм., «Астрон. Явл. в русск. лет.» Д. Святского стр. 26 и 63). Но даже если и допустить, что Татищев цитирует текст летописи до нас недошедший, и что перевод мартовского на сентябрьский стиль действительно был произведен в 1347 г., или позднее — в правление Василия Дмитриевича, около 1425 г., как думает это Карамзин (V, стр. 137 и прим. 246), то реформа эта осталась только на бумаге, свидетельством чему могут служить наши летописи — внимательный анализ их с хронологической точки зрения показывает, что как сентябрьский стиль, так и мартовский, встречаются в них задолго до 1347 и после 1425 г. Карамзин и сам, по-видимому, не был уверен, что реформа около 1425 г. была окончательной, п. ч. рассказав о соборе 1492 г., неожиданно прибавляет: «сей собор утвердил, что год начинается в России вместе с индиктом 1 сентября» (VI, стр. 222). Этим прибавлением он смутил митр. Макария, который в своей «Истории Церкви» замечает: «не понимаем, каким образом из этих выражений летописца (т. е. из текста летописи о соборе) Карамзин мог вывести заключение, будто настоящий собор утвердил у нас счисление года с сентября месяца, начавшееся у нас, по словам того же историка, еще в княжение Василия Дмитриевича (1383—1425;». (Макарий VI, стр. 101 прим. 140). О самом соборе 1492 г. следует заметить, что он имел целью разрешить вопрос о продлении пасхалии на восьмую тысячу лет. Дело в том, что с истечением 6999 г. от С. М. в России суеверные люди ждали светопреставления и потому в тогдашних пасхалиях исчисления доводились лишь до этого критического года. Дальше заниматься исчислениями, по верованиям наших предков, не было никакого смысла, т. к. мир наш должен был «преставиться». Но наступил 7000 г. от С. М. — земля осталась целой и невредимой, небесный свод не поколебался, ужасный звук трубы архангела не раздался в поднебесной, жизнь шла своим чередом и заставляла позаботиться о продолжении пасхалии, определявшей собою весь церковный круг переходящих праздников и постов — /284/ и вот, как повествует летописец, «в лето 7000, сиречь начало осмыя тысящи, месяца сентября, повелением великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, того ради снидошася на собор (следует перечисление участников собора) и начаша св. Миротворный круг». Из этого свидетельства летописи, действительно, не видно, чтобы собор занимался реформой календаря с мартовского стиля на сентябрьский. А постановление собора «написати пасхалию на осмую тысящу лет» определяет достаточно ясно предмет его занятий, вызываемый злобой дня. «Паскалия», действительно, была составлена самим митрополитом Зосимою на 20 лет и представлена собору 27 ноября 1492 г. При этом любопытно заметить, что Зосима не доверял вполне своим исчислениям и просил сделать их также епископов Филофея и Геннадия, независимо от него. Филофей Пермский исчислил пасхалию на 19 лет и Геннадий Новгородский — на 70 лет, причем в исчислениях этих, произведенных в три руки, оказалось полное согласие. В наше время покойный Н. В. Степанов, занимавшийся вопросом хронологии и летосчисления наших древнерусских памятников и главным образом летописей, также думал, что собор 1492 г. занимался реформой летосчисления. Он говорит: «В 6999 мартовском году при Иване III гражданское времясчисление церковными мартовскими годами реформировано на гражданское времясчисление церковными сентябрьскими годами; 1 сентября 7000 церковного года, когда 6999 мартовский церковный год, не обрываясь, вступил в свой седьмой месяц, оборвался шестимесячный гражданский мартовский год, и наступило новогодие 7000 гражданского сентябрьского года. Интересно было бы знать, чем руководился Иван III, вводя свою календарную реформу именно в 7000 г. Руководился ли он только потребностью официально объединить счет времени в объединенной Руси, или сюда входили соображения другого порядка... Не руководился ли Иван III желанием ускорить наступление «опасного» 7000 г., чтобы разрушить суеверный страх своих современников? Не внушил ли он этой мысли церковному собору, на котором была санкционирована его календарная реформа? («Изв. Отд. Русск. Яз. и Слов. Акад. Наук» 1908, XIII кн. 2 стр. 92). Однако догадка эта очень остроумная остается все же догадкой, а из текста летописи ровно ничего не видно, как это заметил еще митрополит Макарий в своей «Истории Церкви», чтобы реформа в действительности была провозглашена на соборе 1492 г. Нам кажется, что вообще никакой подобной реформы на Руси не было, и мартовский стиль существовал наряду с сентябрьским, причем первый—в гражданской практике, второй — в церковной. Так как /285/ почти все наши книжники были в то время и церковными ЛЮДЫ?ИИ, то они употребляли в своей практике и тот и другой стиль. Но, несомненно одно, что мартовский стиль был национально-русским, сентябрьский же — новшество, занесенное греками из Византии, на которое наши предки долго смотрели косо, как это видно, например, из замечания в харатейном монастырском уставе Новгородского Софийского собора XII в.: «начаток же сущих книг в первыя сентября месяца есть, в тот бо день начаток всего лета многих ради вин Греком мнится». И только в XIV—XV вв. наши предки приобвыкли к сентябрьскому стилю, окрестили св. Симеона, воспоминаемаго 1-го сентября, «Летопроводцем» и более или менее сроднились с византийским новолетием, перешедшим из сферы церковной жизни в гражданскую.

II

Но что же представлял из себя древнерусский мартовский стиль? Действительно ли год начинался в день св. Евдокии 1 марта? Еще Татищев в своей «Истории Российской» по этому поводу писал: «начало года у нас сперва счислялось от весны, и суще мню согласно с оставшими в идолопоклонстве Сарматы от новолуния по равноденствии, как до днесь Вотяки, Вогуличи, Черемиса и прочая, или по сшествии снега в неверных пределах в первое новолуние сходясь молятся и торжествуют... историки более древнее начало с весны употребляли; как у Нестора и последователей его видно от дня Пасхи год начинали: и хотя они точно о начале года не поминают, но как они в сказаниях не токмо числа месяцов, но дни седмичные и святых упоминают, то оное начало достаточно видимо»... (1,67). Из этого отрывка видно, что по мнению Татищева год у наших летописцев начинался вместе с Пасхой и, следовательно, новолетие колебалось между 22 марта и 25 апреля (пределы празднования Пасхи). В последнее время Н. В. Шляков полагал, что новый год в XI в. у нас начинался с 25 марта. (Журн. Мин. Нар. Просв. 1907 г. Июнь стр. 389). Н. В. Степанов выдвинул новую гипотезу о характере нашего древнелетописного счисления. Он говорит: «Тени наших летописцев давно и настойчиво протестуют против сложившегося мнения о счислении годов в древней Руси с 1 марта; оне с красноречивым молчанием выбрасывают со страниц дошедших до нас памятников ряд дат, наглядно противоречащих сложившемуся у историков взгляду». Этот исследователь, разбираясь в календарно-хронологических факторах наших летописей, пришел к мнению отличному от вышеприведенных. Он полагает, что древнее национально-русское /286/ времясчисление было не солнечное, а лунное и начало года приурочивалось к некоторому моменту (к какой-либо фазе Луны), бывшему в начале фенологической весны. С принятием христианства и началом летописного периода наше времясчисление стало равнодействующей чисто-русского и византийского счета времени, и может быть названо лунно-солнечным, при чем за начало года считалось воскресенье между 1-й и 2-й неделями Великого поста при Пасхе более поздней и Вербное воскресенье при Пасхе более ранней. Ввиду того, что Пасха празднуется в некоторой зависимости от лунных фаз, начало года было близко к полнолунию. Степанов даже думал, что в древнерусском национальном календаре за начало года принималось полнолуние фенологической весны. Свою гипотезу автор строит на целом ряде мест из наших летописей, во многом, действительно, подтверждающих его соображения. Выражения наших летописцев: «настанущу лета мартом месяцем», «в лето 6645 настанущю в 7 марта» были бы совершенно непонятны, если бы год начинался с 1 марта. Но они понятны, если годы начинались иногда в феврале, иногда в марте, в разные его числа. Иногда у летописцев события, датированные первыми числами марта, поставлены в конце данного года. Или, наоборот, год начинается описанием событий совершающихся в течение большого промежутка времени и затем встречается дата одного из первых чисел марта — ясно, что год начался в феврале (подробное изложение гипотезы Степанова см. в его работах, перечень которых приведен на стр. 9 нашего исследования об («Астр. Явл. В русск. лет.»). Таким образом, древне-летописный год не имел определенного твердого начала по юлианскому календарю и начало его колебалось по числам марта, февраля и даже апреля. Степанов называет такой стиль circa-мартовским. Правда, некоторые места летописей приведенные им в доказательство, при более внимательном анализе оказались не подтверждающими его гипотезы (см. «Астр. Явл. в русск. лет.» стр. 96, 97 и 130), но тем не менее, в целом, гипотеза заслуживает большого внимания и с некоторыми поправками может быть принята. Во всяком случае, лунный счет по «небесным» месяцам в отличие от «книжных» — юлианскаго календаря, у нас на Руси существовал очень долго, вплоть до Петровских времен (см. «Изв. Р. О. Л. М.» 1915 г. № 4, стр. 153). Кроме того, любопытно обратить внимание на то, что два праздника русского язычества — Масленица и похороны Ярилы несомненно были связаны с лунными фазами. Это — праздники лунного культа в отличие от Коляды и Купалы — праздников, несомненно, солнечного культа. В то время, как последние постоянны для /287/ юлианского календаря и были связаны с зимним и летним солнцестояниями, первые имеют передвижной характер и следуют за пасхальным кругом, что то же — за фазами Луны. Да и сущность праздников Масленицы и Ярилы, по-видимому, соответствовала в язычестве лунному божеству. Обычай печь блины уже в христианской Руси по свидетельству Сахарова в его «Сказаниях русского народа», сопровождался особым ритуалом: «приготовление первой опары содержалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних... опару готовят из снега на дворе, когда взойдет месяц. Здесь они (стряпухи) причитают: «месяц, ты месяц, золотые твои рожки. Выглянь в окошко, подуй на опару»... Праздник похорон Ярилы, по словам Сахарова, происходил в Воронежской губернии три дня — пятница, суббота и воскресенье Всехсвятской недели и состоял в том, что с плачем несли во гробу и хоронили чучело Ярилы. Это празднество и сопровождавшее его гулянье было уничтожено лишь в XVIII в. епископом Тихоном. Трехдневный характер праздника и элемент похорон в нем сильно напоминают подобные же праздники восточных культов, которые с точки зрения астральной мифологии символизируют трехдневную смерть лунного божества в период «молчаливой» Луны — у евреев или «межимесячий» — в древней Руси, когда Луна не видна около фазы новолуния. Всехсвятская неделя в пасхальном цикле всегда очень близка к новолунию. Кроме circa-мартовского стиля по мнению Степанова у наших летописцев обнаруживается еще другой стиль, названный им ультра-мартовским. Сущность его лежит в другой плоскости и заключается в том, что нумерация годов опережает обычный мартовский стиль на один год. В летописях встречаются целые фрагменты датированные этим стилем, что автор показал очень убедительно. Стиль этот мог возникнуть у наших летописцев при решении ими вопроса, как обозначать русские мартовские годы, переводя их с сентябрьских византийских. В самом деле, летописец приступавший к своей летописи и желавший обозначать годы «по старине», т. е. с марта, а не так. как это «мнилось грекам» — с сентября, должен был стать в тупик, каким номером от С. М. обозначить текущий год? По пасхалистическому календарю идет N-й сентябрьский год, начавшийся уже в истекшем сентябре. Какой номер ему ставить? Номер ли текущего сентябрьского года, или номер грядущего сентябрьского? Так как никаких оснований к какому-либо определенному решению не было, то один поступал так, другой иначе — и в результате получилось — у одного мартовский стиль, а у другого ультра-мартовский. /288/

III

Всем известно, как украинцы и поляки дорожат своими народными названиями месяцев, а последние невзирая даже на счисление по новому стилю, удержали их в своем календаре, но мы русские равнодушно приняли из Византии непонятные для нас названия «Генуарий», «Февруарий», «Септембрий» «Октоврий» и т. д. еще в эпоху начала нашего летописания и постепенно позабыли красивые названия завещанные нам предками. Уже в летописях встречается только одно название ноября груднем. Но в старинных харатейных евангелиях и церковных месяцесловах сохранились и дошли до нас подлинные древнеславянские названия всех 12 месяцев, причем смысл некоторых из этих названий уже был непонятен даже Карамзину, которому понадобилось искать их объяснения. Ниже мы приводим эти названия, сопоставляя их с украинскими и польскими, т. к. между ними много общего, и в дальнейших комментариях привлекаем эти названия как новый и ценный материал для подтверждения гипотезы о характере нашего древнего национального календаря как счисления лунного — по «небесным» месяцам.

  Современные названия                 

Март Апрель                                              Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль

Древнерусские названия

Сухий Березозо'л Травень Изо'к Че'рвень За'рев Рюин Листопад Груден Студен Про'синец Сечень

Украинские названия

Березозол Цветень Травень Червец Липец Серпень Вресень Паздерник Листопад Грудень Сечень Лютый

Польские названия

Marzec Kwiecien Maj Czerwiec Lipiec Sierpien Wrzesien Pazdziernik Listopad Grudzien Stuczen Luty

Древнерусские названия мы привели здесь по трем источникам: 1) из «Истории Госуд. Рос.» Карамзина, где он приводит их по харатейному евангелию XII в.; 2) из «Месяцеслова по церковному обиходу XIII в.» в «Истории Русской Церкви» митр. Макария т. III и 3) из «Сказаний русского народа» И. Сахарова, пользовавшегося Святцами XI в., разными харатейными евангелиями и. между прочими, знаменитым Остромировым евангелием XI в. Во всех этих трех /289/ источниках названия совпадают и разница лишь в орфографии. Ударения расставлены нами по Словарю Даля. Украинские и польские названия приведены по Карамзину. Сухий — название Марта месяца замечательно в метеорологическом отношении, т. к. он считался, по-видимому, самым бедным осадками месяцем. Из Климатологического Атласа Главной Физической Обсерватории видно, что для Москвы и Киева, как и для других станций в районе древней Руси минимум осадков падает на февраль нов. ст. Таким образом, данные метеорологических станций на месяц предваряют древнерусское соответствующее определение. Это может быть объяснено именно тем, что начало года в лунном национально-русском календаре «скользило», по выражению Степанова, по твердому юлианскому календарю и месяц Сухий иногда отодвигался на февраль. У хорват март также назывался Сушец. Березозол — Карамзин сначала думал, что это название Апреля произошло оттого, что славяне жгли березовую золу для щелока в этом месяце. Но на полях его собственного печатного экземпляра «Истории» находим, однако, другое более правдоподобное объяснение, приписанное самим автором: «Березозол — зол для берез: из них выпускают тогда сок». Всем, действительно известно, сколько больших деревьев портится весною в России для добывания березового сока, употребляемого в качестве питья. Травень — Май указывает на пору сенокосов. Изок — смысл названия Июня Изоком совсем был потерян, и лишь Карамзину удалось найти его благодаря одному указанию на древне-русский перевод «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского, где наряду с пернатым царством были упомянуты «изоки». В подлиннике стояло слово tettiz означающее сверчка, цикаду, кузнечика. Таким образом, июнь, звенящий стрекотанием кузнечиков, получил название Изока. Отсюда, по-видимому, происходит русское слово, приводимое в Словаре Даля: изой — веселый, забавный ребенок. Червень — Июль. Карамзин полагал, что название это могло произойти от красных плодов и ягод. Но если принять во внимание название июня у поляков и украинцев Червецом, то более правдоподобным окажется объяснение Даля в его Словаре: «пора сбора червеца в западных губерниях. Червец — насекомое Coccus — кошениль, дающее краску червец». Зарев — Август, мог получить название от утренних холодных зорь или от зарниц — молний без грома, на что указывает Карамзин. Даль в своем Словаре указывает другое происхождение /290/ названия от глагола зареветь — начало рева, течки оленей. Если сопоставить с этим польское название Wrzesien и украинское Вресень — названия сентября, то объяснение Даля будет более правильным. Польское Wrzesien от глагола wrzeszczec — кричать. Кроме того, Сахаров указывает на русское народное название сентября — Ревун. Рюин или Рюен — названия Сентября. Даль тоже производит от глагола рюить — реветь. Карамзин сначала производил это название от глагола рюмить — плакать, указывая на дождливый сезон начинающийся в сентябре («смотреть сентябрем»), но потом, по-видимому, нашел верное объяснение, сопоставив это слово с сербским названием желтника — желтаго деревца Phus cotinus, руем и рюем. Из этого деревца добывается желтая краска и вообще сербы желтое склонны называть подобными же словами, наприм., руино и руево — желтое вино. Наконец, у хорват сентябрь носит название Рувень. Таким образом, желтизна листьев, приобретаемая деревьями в сентябре, могла повести к названию Рюен. Листопад — название Октября, когда в северной России, действительно, этот процесс уже имеет место. Украинское же и польское тождественные названия относятся к ноябрю, т. к. на юге процесс этот запаздывает сравнительно с севером. Зато для сентября там свое название: Паздерник, Pazdziernik от слова pazdzierze — кострики, получающиеся при обработке пеньки. Груден — Ноябрь, по словарю Даля получил свое название от свойства дорог, когда бывает колоть, груда. т. е. замерзшие колеи грязи по дороге. В Лаврентьевской летописи под 6605 г. читаем: «поидоша по грудну пути, бе бо тогда месяц груден, рекше ноябрь». В Польше и на Украине Груднем называется Декабрь, т. к. на юге наступление осени запаздывает по сравнению с севером, как и процесс листопада. У чехов же Груднем назывался эмболимический, добавочный 13-й месяц лунного календаря, как это видно из слов Добровского в его «Slovanka» (I, 72): «ve trech letech prebyva mesic pribytny, hruden. to jest trinacteho mesjce nastani». Н. В. Степанов предполагал существование у наших предков тоже вставочного месяца в период непроездных дорог, когда все сидели дома и не видели месяца на небе,— между ноябрем и декабрем, —носившего название Грудня, и этим объяснял нелюбовь русских к 13 числу, т. к. эмболимический месяц несомненно, вносил большую путаницу в наше народное летосчисление, заставляя начало года «скользить» по юлианскому календарю. Студен — Декабрь, отмечает собою наиболее холодное время года. Из Климатологического Атласа Главн. Физ. Обсерв. /291/ видно, что на всех станциях в районе древней Руси минимум температуры отмечается в декабре нов. ст. Просинец — Январь, по объяснению Добровского в его «Slovanka», происходит от глагола просить. Карамзин не без иронии замечает по поводу этого объяснения: «он не вспомнил о просе, коим издревле питались славяне — это было бы вероятней», и предлагает свое объяснение — от синевы неба. У Даля в Словаре также находим: «просинь—с примесью синевы». По-видимому, наши предки первый месяц после наибольшей в году облачности, когда впервые начинает проглядывать небесная лазурь, называли Просинцем. Из Климатологич. Атласа Главн. Физ. Обсерв. видно, что для Киева и Москвы максимум облачности падает на ноябрь нов. ст. Здесь, как и в отношении марта месяца, данные метеорологических станций предваряют на месяц действительность, что может быть объяснено неустойчивостью лунного календаря по сравнению с солнечным, вследствие чего месяц Сухий иногда отодвигался на февраль, а Просинец на декабрь. Такое смещение было в особенности значительным накануне эмболимическаго года. Это подтверждается также тем, что у чехов и хорват декабрь носит название Просинца, а у хорват и сербов ноябрь называется Студень. Сечень — Февраль, назван так вероятно потому, что отсекал собою старое лето от нового в ту эпоху, когда год начинался о весны. Подтверждением этому может служить польское название stuczen от stykacsie — соприкасаться, примыкать, граничить, но у поляков это название соответствует январю, что уже не имеет смысла, если только не допустить, что оно отнесено на январь уже во время перехода с мартовскаго на январьский стиль. У болгар оба последних месяца в мартовском году называются: Големи Сечко (январь) и Малък Сечко (февраль), т. е. большой и малый сечень. Таким образом, смысл древне-русских названий месяцев показывает, что метеорологические особенности некоторых из них, послужившие поводом к соответствующим названиям, будут совпадать с действительностью только при допущении смещения месяцев по юлианскому календарю вперед, что может быть объяснено только тем, что в древности эти названия относились к лунным месяцам, скользившим по твердому юлианскому календарю.

Оригинал:http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/Sv17_283.htm 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

Название старославянских месяцев года

Очень интересно сравнивать название месяцев современное и старославянское. Латинские имена ничего нам не говорят, а вот в славянских можно заметить черты, которые были знаковыми для наши предков. Июль - страдник, время тяжелой работы в поле, октябрь - свадебник, самое подходящее время для гульбы, а декабрь - лютовей, время холодов. Народные названия помогают узнать о жизни селян, о их наблюдениях, приметах. Традиционный календарь назывался месяцеслов.

Март

Именно с этого весеннего месяца обычно начинался год, и не только у славян, но и у евреев, египтян, римлян, древних греков и персов. Традиционно начало нового года крестьяне связывали либо с началом весенних работ, то есть подготовкой к севу, либо с окончанием уборки урожая. Исчислять время по европейскому образцу приказал Петр Первый.

Называли первый месяц года березень - на юге, сухый - на севере Руси, а также протальник, зимобор, белояр. Объяснение названий месяцев в старославянском календаре простое и понятно интуитивно. Сухый, то есть сухой, осушающий весеннюю влагу. Соковик, березень – именно в это время береза начинала давать сок, набухали почки. Зимобор – первый теплый месяц после морозной зимы, побеждающий зиму. Протальник – начинает таять снег. Называли март также пролетным месяцем, так как весну именовали пролетьем. Известны и такие варианты, как капелюжник, утро года, весновей, весновка, грачевник.

Апрель

Название старославянских месяцев часто связано с наблюдениями за природой. Апрель назвали первоцветом и цветнем потому, что в это время начинает расцветать природа, цвести первые цветы и деревья. Снегогоном, потому что таял последний снег, ручейником - из-за капели и многочисленных ручьев, березенем и березозолом - из-за пробуждения ото сна белых берез. Известны также названия лукавец и капризник, ведь погода в этом месяце бывает весьма переменчива, оттепели сменяются заморозками. Так как месяц приносил первое тепло, именовали его и парильником. Как можно заметить, из-за разницы в климате в одной местности апрель ассоциировался с цветением трав, а в другой - только со сходом снега.

Май

Старославянские названия месяцев года рассказывают нам о том, какие процессы происходили в это время. Самое распространённое наименование мая – травный, травник, так как именно в этом месяце начинается буйный рост растительности. Это третий пролетный месяц. У мая существует и множество народных названий: цветень (начало цветения многих растений), ярец (в честь бога Ярилы), листопук (появление пучков травы и листьев), мур (появляется трава-мурава), росеник (из-за обильной утренней росы).

Июнь

Старославянские названия месяцев года могут и удивить, так как многие слова употреблявшегося языка забыты. Например, чаще всего месяц июнь именовался изок. Так называли распространенное насекомое – обыкновенного кузнечика. Именно в июне их пение можно услышать чаще всего. Ещё одно часто встречающееся название – червень, из-за появления красильных червей. Можно услышать и кресник (от огня, креса), скопид, хлеборост (копит урожай хлеба на весь год). За обилие красок, света: разноцвет, светлояр, розан-цвет, цветущий, румянец года.

Июль

Старославянские месяца соответствовали одному из четырех времен года. Серединой лета был июль, потому его называли макушкой лета. Чаще всего можно услышать имя червен из-за многочисленных ягод и плодов, имеющих красный цвет. Наступает полный расцвет липы, она выделяет сладки липкий сок, поэтому второе распространенное наименование - липень или липец. Страдник – от тяжелых страдных работ на полях, грозник – от многочисленных гроз.

Август

Название месяцев на старославянском языке может отражать занятия крестьян в это время. В августе начинается уборка хлеба, поэтому чаще всего его называли жнивнем или серпенем. Известны названия хлебосол, хлебовень, капустник, разносол. Густарь, густоед – в этот месяц обильно, густо едят. Межняк – как межа, граница между летом и осенью. На севере благодаря яркому сиянию зарницы были в ходу наименования зарев и зорничник.

Сентябрь

Старославянские названия месяцев года и современные могут весьма отличаться. Так, древним русским названием сентября был рюинь или ревун, руен – от осеннего рева оленей и других зверей, возможно, и ветров. Хмурень намекает на изменение погодных условий, пасмурное, хмурое небо, частые дожди. У названия вресень, вересень несколько версий происхождения. На Полесье произрастает невысокий вечнозеленый кустарник, медоносный вереск. В августе-сентябре начинается его цветение. Другая версия гласит, что подобное название могло произойти от украинского слова «врасенец», что обозначает иней, который уже может появляться по утрам. Ещё одно наименование сентября – рябинник.

Октябрь

Название старославянских месяцев часто очень ярко характеризует погодные условия. Можно легко догадаться, что под именем листопад скрывается именно октябрь, месяц, в котором начинается обильное опадание листьев. А сельский житель может узнать его и под другим наименованием – падзерник, ведь именно в это время начинают драть, мять лен и коноплю. Из-за частых дождей и сырой погоды можно услышать ещё одно название – грязник. Заканчивались основные сельскохозяйственные работы, закрома были полны, самое время заключать браки, поэтому из-за многочисленных свадеб – свадебник. Октябрь на Руси нарекали и листобоем, желтнем из-за золотой осени. Он пропах капустой, поэтому – капустник. А ещё хлебник и древопилец.

Ноябрь

Есть в древнерусском языке такое слово – «груд». Это замерзшая со снегом земля, даже замерзшая зимняя дорога называлась грудным путем. Вот и подаривший первые морозы ноябрь чаще всего наименовали грудень, грудный или грудной месяц. Ноябрь богат на имена: листогной, листопад (опадают последние листья, октябрьское золото начинает превращаться в перегной), мочарец (обильные дожди), снеговей и полузимник (от первого снежка в начале месяц переходит к настоящим сугробам и морозам), бездорожник, лета обидчик, запевка зимы, канун зимы, ворота зимы, сумерки года (рано темнеет), солнцеворот (быстро уменьшается день), твердолоб, семерка года, месяц санного первопутка (начинают выезжать на санях).

Декабрь

В холодную пору года так и просятся на язык такие простые и говорящие имена, которыми называли старославянские месяца. Наши предки нарекли декабрь студеным, студнем, стужайлой, стужилой, из-за морозной стужи, обыкновенной в эту пору. Лютует зима-матушка, отсюда и названия лютый, лютовей, лютень. Сугробы уже глубокие – снежань. Одолевают холодные сильные ветра и метели – ветрозим, ветрозвон, заверняй, ознобень, тянуга, заморозь.

Январь

Название старославянских месяцев не всегда явное. Оно может помочь современному человеку немного иначе взглянуть на привычные вещи. Январь у нас ассоциируется с самым разгаром зимы, её серединой. А вот в старину он назывался просинец. В это время погода чаще становится ясной, начинает показываться синее небо, становится больше солнечного света, увеличивается день. Народные названия: перелом зимы, сечень (зима рассекается на две половины), васильев месяц, перезимье. Морозы все ещё сильны и не ослабевают – лютовей, трескун.

Февраль

Название старославянских месяцев может быть одинаковым для разных отрезков времени. Хороший пример – зимние месяцы, особенно февраль. Распространённое славяно-русское название – сечень. Но часто встречалось и снежень, лютый, вьюговей, то есть названия, характерные и для других зимних месяцев. Одно из интересных названий – бокогрей. В теплые деньки скотина покидала хлев, чтобы под солнышком погреть бока. Враль – с одной стороны бочок греет, а с другой – студит. Ещё одно народное название – широкие дороги. Считалось, что именно в феврале лесные животные создавали пары, поэтому месяц могли называть звериным свадебником.

fb.ru