Валеология: задачи, основы и принцип формирования науки. Наука о здоровье человека


это наука о здоровье. Валеология как наука: ее цели и содержание

С давних времен человек понимал, что самое важное в жизни каждого разумного существа - здоровье. Без него не нужны будут ни богатства, ни почести, ни слава. Именно поэтому профессия врача - одна из самых древних, уважаемых и востребованных в истории человеческой цивилизации.

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

  • медицина;
  • философия;
  • социология;
  • биология;
  • психология;
  • культурология.

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология - это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Что такое валеология?

Так что же это за наука такая - валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: "valeo" или "valere" - быть здоровым, и общеизвестного "logos" - учение, изучать.

Вот и получается, что валеология - это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Предмет и объект изучения

Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:

  • физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
  • человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.

Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.

То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств. Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.

Цели этой науки

Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:

  1. Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
  2. Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
  3. Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.

Задачи валеологии

Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:

  • исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
  • оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
  • стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья. Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.

Методы валеологии

Валеология - это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?

  1. Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
  2. Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель - в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
  3. Эксперимент (чаще всего педагогический). Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
  4. Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
  5. Математические методы. Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
  6. Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).

Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался "модой на здоровье". То есть теперь вести ЗОЖ - это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием "Здравствуй, наука валеология!"

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни. Валеология - наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.

Межпредметные связи

Мы уже упоминали, что валеология - наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.

  1. Физическая культура и спорт.
  2. Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
  3. Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
  4. Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
  5. Экономика.
  6. Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
  7. История.
  8. Политология.
  9. Право.

Очевидно, что валеология - очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют. Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология - наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

Обобщение

Итак, подведем итог. Валеология - это наука о ЗОЖ, о комплексных мерах, которые необходимо применять для сохранения собственного здоровья, его укрепления и профилактики заболеваний.

Это своего рода раздел медицинской науки, направленный на формирование сознания у людей относительно значимости собственного и общечеловеческого здоровья. Данная наука имеет свои задачи и цели, методы исследования, которые помогают ей добиваться положительных результатов.

fb.ru

Валеология, как наука о здоровом образе жизни

Немалую часть жизни человек посвящает познанию самого себя. За тысячелетия на многие вопросы до сих пор не найдены ответы, связанные с человеческой сущностью. Главная основополагающая полноценной жизнедеятельности – здоровье. До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах. Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.

Что такое валеология – общая информация

Сегодня существует несколько определений понятия валеология.

  1. Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
  2. Совокупность знаний о здоровом образе жизни.

Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.

Это важно! Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.

Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.

Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.

Это важно! Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.

Особенности формирования здорового образа жизни

Аспекты здорового образа жизни, прежде всего, направлены на увеличение рождаемости и правильное воспитание подростков. Сегодня правильно жить – это модно, поэтому молодежь посещает специальные коучинги, где проходит обучение и познает способы поддержания здоровья и методы его восстановления.

Мода на здоровый образ жизни поддерживается на мировом уровне. ВОЗ дала определение понятию «здоровье» — состояние абсолютной физической, социальной и психологической гармонии. Особенно актуально применение основ валеологии в детских дошкольных учреждениях, на этапе становления и формирования личности. В этом возрасте намного проще привить ребенку понимание правильной, гармоничной жизни. Если ребенок усвоит девиз: «Мой выбор – здоровье», в будущем это позволит избежать многих болезней.

Научная концепция

В концепции валеологии здоровый образ жизни – это умение организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям и сохранять жизнедеятельность. К такому эталону должен стремиться каждый человек. Для достижения поставленной цели наука использует теоретические и практические инструменты. Мотивация к здоровому образу жизни подкрепляется физическими упражнениями, саморазвитием, правильным питанием, отказом от вредных привычек.

Это важно! С наукой о гармоничной личности неразрывно связано понятие «велнес», которое в переводе означает – благополучие.

Наука подразделяется на две большие категории:

  • общая;
  • отраслевая.

Миссия общей валеологии – формирование законов, методов и инструментов гармоничной жизни.

Отраслевая валеология рассматривает человеческое здоровье в комплексе с другими науками. Данное научное направление делится на несколько отраслей:

  • психологическая;
  • семейная;
  • педагогическая;
  • спортивная.

Каждое направление имеет свой объект, методология и определенные задачи. Общим объектом для всех направлений является здоровый человек и человек, который находится на этапе предболезни.

Это важно! Предболезнь – возникновение патологических процессов, которые могут привести к ухудшению состояния человека. Речь идет о процессах, развивающихся вследствие сокращения резервов организма.

Валеология использует целый набор методик и технологий, направленных на своевременное обнаружение проблемных ситуаций и их устранение. Используя специальные научные методы – статистические, логические – можно вывести человека из патологического состояния предболезни.

Это важно! Валеологические методики и технологии по своей сути являются профилактикой заболеваемости.

Конечно, валеологические принципы можно применить и к уже заболевшему человеку. Речь идет о вторичной профилактики заболеваемости.

Важность применения научных принципов подтверждается положительными результатами. Регулярное оздоровление в соответствии с валеологическими принципами позволяет:

  • увеличить резервы здоровья;
  • предупредить развитие патологии;
  • активизировать процессы самооздоровления.

Методологические валеологические принципы

  1. Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
  2. Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.
  3. Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.

Это важно! Человеческое здоровье в валеологии носит природный характер, а не медицинский. Это означает, что беседа на тему валеологии заключается в привлечении людей к гармоничному, правильному образу жизни.

Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:

  • работать над укреплением здоровья;
  • работать над улучшением собственного уровня жизни;
  • стремиться к адаптации в обществе;
  • исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.

О валеологии и гигиене

Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.

Сравнительная характеристика Валеология Гигиена
Предмет науки Человеческое здоровье, изучение функциональных возможностей и резервов организма, способы воздействия на них. Изучение взаимосвязи между внешними факторами и человеческим здоровьем.
Объект науки Человек – здоровый и в состоянии предболезни. Внешние факторы, воздействующие на организм, человек.

Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.

Это важно! В последние годы исследования специалистов в области гигиены основываются на оценке факторов, которые непосредственно формируют здоровье.

Домыслы и мифы

Некоторые люди ошибочно полагают, что валеология – это борьба за здоровый образ жизни. Однако понятие «образ жизни» включает множество направлений – физическую культуру, эмоциональное состояние, финансовое благополучие, уровень культурного развития, достижения в карьере. Валеология – формирует принципы такого образа жизни, при котором здоровье укрепляется и приумножается.

Сегодня все чаще звучат лозунги – мы выбираем здоровый образ жизни. Не удивительно, что молодая наука валеология, которая по сути находится на стадии становления, уже популярна во всем мире.

Фундаментом для ее популяризации стали разнообразные аспекты:

  • экология;
  • анатомия;
  • социология;
  • физическое воспитание;
  • гигиена;
  • психология;
  • педагогика.

Сегодня девиз: «Мы выбираем гармонию и здоровье» — это не просто громкие слова, а необходимостью досконально изучить свой организм, чтобы чутко реагировать на любые патологические изменения.

Мифы о здоровом образе жизни:

  • болезни даются за грехи;
  • все болезни наследственные;
  • причина болезни – общение с энергетическими вампирами;
  • болезни из-за плохих отношений с родителями;
  • все болезни – это наказание за ошибки, допущенные в прошлой жизни.

Подобных домыслов огромное количество, но валеология помогает правильно формировать отношение к собственному здоровью и гармоничной жизни.

Если вы за здоровый образ жизни, обратите внимание на такую науку, как валеология. А вот такая книга о Валеологии пусть будет всегда под рукой. Она поможет вам познать себя, свои резервы и возможности. Мода на здоровый образ жизни охватывает весь мир, будьте в тренде и следуйте модным тенденциям.

Как оздоровить организм с помощью собственных ресурсов – смотрите на видео.

Полезные статьи

myself-development.ru

ВАЛЕОЛОГИЯ – НАУКА О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА — МегаЛекции

Е.Н. Скипор (Минск)

Настоящее время ставит перед человеком сложные задачи и требования, вытекающие из характерных черт развития современного общества, наиболее общей тенденцией формирования которого является значительное ускорение темпов его социально-экономического развития, заставляющее его членов быстро адаптироваться к условиям своей жизни и деятельности. В связи с этим обществоведы и философы утверждают, что характерными признаками текущего периода являются экологические проблемы, изменения характера трудовых отношений, прогрессирующая социальная нестабильность и рост темпов урбанизации. На основании всего этого становится очевидным, что наши современники оказались в ситуации весьма далёкой от условий жизни того мира, к которому люди когда-то были приспособлены.

Находясь в таком положении, человечество пытается сохранить свой духовный, физический и научный потенциал, формируя нужные социальные институты и широко используя для этих целей интеллектуальное наследие. Внедрение передовых технологий и быстрые темпы технических, социальных и экологических изменений в мире, предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья и жизни людей, являясь испытанием их биологической природы. При этом они постепенно снижают их функциональные резервы и нарушают механизмы саморегуляции человеческого организма.

Здоровье – самая большая ценность и основное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций, один из критериев его потенциала. Тем не менее, увеличившиеся в последние годы возможности медицины не в состоянии радикально изменить состояние здоровья людей в планетарном масштабе, которое продолжает ухудшаться. По данным ВОЗ, за последние 20 лет, число больных и инвалидов в мире неуклонно растёт, а среди причин смерти человека выделяется группа хронических заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические и т. д.), которые имеют выраженную психосоматическую направленность.

В развитых странах мира значимость данной патологии, как причины гибели людей, составляет около 80 % всех случаев смерти, и, несмотря на некоторые достижения в этой области, которые стали причиной реализации многолетних национальных и региональных программ профилактики, общая тенденция в этом направлении остаётся неизменной. Согласно экспертам ВОЗ к началу нового века количество злокачественных новообразований среди населения развитых стран ещё более увеличится, а число больных сахарным диабетом будет удваиваться каждые 15 лет и составит от 4 до 7 % их общей популяции, симптомы хронического бронхита будет иметь до 20 % взрослого населения Земли. И, тем не менее, по-прежнему, главные позиции в лечении и вопросах контроля над состоянием здоровья людей принадлежат клинической медицине. Во второй половине прошлого столетия распространение получила эпидемия хронических неинфекционных заболеваний, и стало очевидным, что для достижения приемлемого положения в состоянии здоровья людей всё большее предпочтение следует уделять другой стратегии – охране здоровья практически здорового человека.

Здоровье человека – это сложная категория, являющаяся результатом взаимодействия индивида с окружающей его социальной средой, условий его существования, мотивов жизнедеятельности и мироощущений. Сохранение и укрепление здоровья – это, по сути, проблема управления здоровьем, которая состоит из следующих формальных этапов:

· накопление исходной информации о состоянии здоровья субъекта;

· моделирование и реализация регулирующих здоровье программ;

· сравнительный анализ полученной информации, используя принцип обратной связи, формирование выводов и отдалённых прогнозов.

Истинное положение традиционной медицины не позволяет составить научно-обоснованной программы по управления здоровьем людей. Создание нормальных условий жизнедеятельности, за которые отвечает гигиеническая наука, – это пассивно-оборонительный путь профилактики, в то время как активная позиция в этом вопросе не может быть реализована без определения паттерна индивидуального здоровья человека.

Сущность этой проблемы в медицине не анализировалась до появления валеологии. Авиценна и Гиппократ выделяли несколько градаций здоровья, а Гален предложил понятие “третьего состояния”, являющегося, по своей сути, переходным между здоровьем и болезнью. В середине прошлого столетия С. Павленко и С. Олейник изложили и обосновали положение о механизмах здоровья и способах воздействия на них. Научное направление, выдвинутое ими, получило название санология – учение о противодействии болезням. В его основе заложен динамический комплекс защитных и приспособительных программ, которые активизируются при воздействии на организм любого рода стрессовой ситуации. Значительный вклад в становление этой проблемы внесли представители военной медицины, занимающиеся обеспечением лиц, работающих в экстремальных условиях.

Основоположником науки о здоровье человека на современном этапе её развития считается Н.И. Брехман, разработавший методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов и их практическое применение в фармакологии, он пришёл к выводу о необходимости изменения всей сущности и стратегической линии здравоохранения, назвав новое теоретическое направление валеологией или наукой о здоровье.

Вторым по значимости центром развития этой науки стала Украина, где её формирование связано со спортивной медициной, обладающей наиболее крупным в медицине банком данных о состоянии функций здоровых людей. Новое научное направление получило заслуженную положительную оценку в ряде образовательных ведомствах стран СНГ и было введено в программу обучения педагогических вузов как новый учебный предмет.

Внедрение в практику новых методов позволит в перспективе изменить всю систему контроля над состоянием здоровья людей. Сейчас уже очевидно, что всеобщая диспансеризация была не способна решать стоящие перед ней задачи в связи с имеющими методологическими нарушениями, лежащими в её основе, а не в силу грандиозных экономических затрат. Она была направлена на выявление как можно большего числа болезней и ориентирована не на прогноз, а на определение состояния здоровья людей в виде нозологического диагноза. Лечебный процесс при существующем положении происходил без учёта социально-психологических и биологических особенностей каждого пациента, что привело к отсутствию личной заинтересованности здоровых людей в обследовании и контроле над состоянием своего здоровья.

Валеологические технологии, включающие комплекс оздоровительных средств, требуют, для своего осуществления, интегральной оценки уровня здоровья человека, включая коррекцию его образа жизни. Внедрение новых методов воздействия на человеческий организм потребует совершенно иной организации здравоохранения, развития сети соответствующих учреждений, обоснования их функций, оснащения и кадрового обеспечения. В качестве ведущего инструмента решения этих задач выступает концепция скрининга (просеивание) – выявление групп риска среди практически здоровых людей с последующей инициацией мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития болезни.

Валеология – не альтернатива нозологической медицине, а дополнение и расширение её границ. Это теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида с использованием медицинских технологий и парамедицинских практик. Валеология, как и любая другая наука, имеет свой предмет научного познания, объект приложения усилий, методологические основы, а также цели, задачи и методы их решения.

Предмет валеологии – индивидуальное здоровье человека и принципы его развития. Специфика человека состоит в том, что все его биологические потребности удовлетворяются им через функционирование физиологических систем, которые, по своей сути, являются субстратом для выражения его социальной сущности. Болезнь – патологический процесс, преобразующий через сознание индивида его социальный и физический статус. Больной человек теряет оптимальные связи с окружающей его социальной средой, а также самостоятельность в реализации своих наиболее значимых жизненных установок. Здоровье – это абстрактно-логическая категория, описываемая различными модельными характеристиками, из которых более правомерной является та, что основана на альтернативе “здоров или болен”. Здоровье – это динамическое состояние субъекта, которое даёт возможность осуществлять огромное число функций при минимальном расходовании биосубстрата, а адаптационные возможности субъекта – мера способностей, позволяющая сохранять оптимальный уровень его жизнедеятельности даже в неадекватных условиях среды.

При рассмотрении категорий здоровье и болезнь следует учитывать тот факт, что между ними имеется переходное третье состояние или состояние предболезни, характеризующееся рядом таких субъективных проявлений, как периодически повторяющиеся недомогания, быстрая утомляемость, психо-эмоциональная возбудимость, заметное снижение работоспособности и т.д.

Детальное исследование этого состояния позволило установить, что, помимо понятия предболезни, оно имеет и другое, характер которого можно определить как не проявленный патологический процесс. Такое состояние у субъекта может развиться и без изменения силы действующего негативного фактора, а в связи со снижением резервных возможностей его организма. Переходной границей от здоровья к предболезни является тот его уровень, когда уже нет возможности компенсировать или устранить происходящие в организме изменения, следствием чего является формирование тенденции к развитию патологического процесса.

Пагубность ситуации состоит в том, что формирование предболезни и начальных форм заболевания проходит без активного контроля со стороны специалистов и проведения тех превентивных мероприятий, которые могут предотвратить развитие негативных последствий. Вследствие этого, главный объект валеологии – здоровый человек и человек, находящийся в третьем состоянии, а широкое внедрение её технологий даёт возможность выявлять лиц с определённого рода нарушениями в состоянии здоровья, и, используя методы оздоровления, выводить их за рамки предболезни. Всё это может применяться и в отношении больных людей, приводя к совершенствованию процессов саногенеза и расширению естественных резервов человеческого организма. При этом восстанавливается его способность к саморегуляции, компенсируются последствия “поломки” и разрывается тот порочный круг, который и приводит к развитию патологического процесса.

В основе валеологии – феномен жизни. Биохимическая сущность всего живого вносит неоценимый вклад в становление его целостности, а любая биологическая структура способна не только сохранять свою организацию, но и совершенствоваться. Степень упорядоченности биологической системы определяется уровнем гомеостаза и возможностью его восстановления при различных внешних воздействиях. Вещественные и энергоинформационные потоки, а также характер и сила возмущающих влияний на биологическую систему поддаются научному анализу, что позволяет оценить степень её устойчивости и уровень здоровья субъекта.

Методологическая основа валеологии образована рядом принципов:

- здоровье человека – независимая социально-медицинская категория, которой необходимо управлять, а её сущность оценивается качественными и количественными показателями;

- между здоровьем и болезнью существует переходное состояние или предболезнь (третье состояние): при этом здоровье можно рассматривать как общую категорию, а болезнь как частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеют место его дефекты;

- в валеологии для оценки состояния здоровья человека используют интегративный или системный и холистический или целостный подходы, а методы воздействия – преимущественно естественные.

Основными задачами валеологии являются:

· разработка представлений о сущности здоровья, а также построение диагностических моделей его прогнозирования;

· количественная оценка уровня здоровья, характеристика качества и образа жизни людей, а также внедрение систем мониторинга за состоянием их здоровья, создание индивидуальных программ оздоровления;

· формирование “психологии здоровья” индивида и мотивации к её реализации в целях укрепления здоровья, профилактика болезней и оценка эффективности проводимых оздоровительных программ.

Индивидуальное здоровье человека – это ведущая категория, которая базируется на представлениях о гармоничности биоэнергоинформационной системы, каковой он и является. Этот показатель биологической системы, а также хорошая адаптированность её к внешней среде, позволяет говорить о жизнеспособности индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности. Здоровье – это не просто отсутствие болезни, а такое положительное и главное охотное выполнение тех обязанностей, которые жизнь возлагает на человека.

 

 

Используемая литература:

1. Апанасенко Г.Л. О безопасном уровне здоровья человека // Асклепион. – 1996. – № 1. – С. 11 – 14.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология как наука // Валеология, 1996. – № 1. – С. 1 – 4.

3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани здоровья и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.

4. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию. – Киев.: Здоровья, 1991. – 246 с.

 

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

НАУКА О ЗДОРОВЬЕ. Законы здоровья

НАУКА О ЗДОРОВЬЕ

О болезнях написан миллион научных трактатов и популярных брошюр, изданы тысячи энциклопедий, словарей и справочников, но до сих пир не создано даже элементарного! руководства по культуре здоровья.

Если бы речь шла о машине, которую мы получили в подарок или купили, то уход за ней можно было бы поручит" механику; собственное же здоровье ни занять, ни купить нельзя ни за какие деньги, бесполезно просить кого-либо следить за ним.

Между тем в самом организме человека заложены тончайшие и точнейшие механизмы для моментальной пeрeстройки и приспособления при любой новой информации," которую его клетки беспрестанно получают извне и передают изнутри в течение каждой секунды жизни. Человеческий организм обеспечен такими поразительными внутренними факторами, которые способны заменить любую аптеку, обеспечить самолечение, самовосстановление и даже самосовершенствование. Об этом писали многие замечательные ученые, в том числе великий физиолог И.П. Павлов.

А кто изучает правила? Здоровье — это правила, а болезнь — исключение. Увы! Мы знакомы с исключениями больше, чем с правилами. Зная эти механизмы и факторы, человек мог бы поддерживать свое здоровье сам. Но чтобы плодотворно заниматься чем бы то ни было, прежде всего надо этому учиться.

Существует ли наука о здоровье?

Пока я не знаю ни одного медицинского института, где бы преподавали такой предмет. Будущие врачи изучают самые различные и нужные для лечения науки: физиологию, анатомию, патологию, цитологию, гистологию, генную инженерию и т. д., при этом перед ними стоит конкретная цель — убрать болезнь, т. е. отклонение от здоровья.

Когда я тяжело заболела и мне сказали, что моя болезнь неизлечима, то я, как и всякий человек на моем месте, не могла с этим смириться. Мне пришлось перечитать огромное количество медицинской литературы, познакомиться и испробовать на себе советы известных целителей и рекомендации разных оздоровительных систем. С огромным уважением и интересом я читала книги наших ученых и всемирно известных врачей, но радикально и вполне реально встать на ноги, избавиться от тромбофлебита, защитить меня от рака и других заболеваний мне помогла лишь Система здоровья японского профессора Кацудзо Ниши. До сих пор я не устаю удивляться, как удалось одному человеку — Кацудзо Ниши — так гениально обобщить колоссальный объем знаний, накопленный человечеством не только в медицине, но и в области химии, биохимии, физики, философии, инженерной мысли. Как догадался он подойти к здоровью человека не со стороны отклонений от здоровья — болезней, а со стороны самого здоровья, т. е. того, что человеку присуще от рождения, что даровано самой Природой? Все эти обширные знания профессор К. Ниши талантливо свел в свои знаменитые Шесть правил здоровья.

Было время, когда люди умирали от эпидемий чумы, холеры, гриппа и других инфекционных заболеваний. И кто-то, имени которого мы уже не помним, подсказал людям: "Кипятите воду!", "Мойте руки перед едой!", "Мойте овощи и фрукты кипяченой водой!" Когда эти простые правила стали привычкой, многие инфекционные болезни исчезли. То же произойдет, если все мы введем в стереотип своей жизни Шесть правил здоровья Системы Ниши, начнем выполнять требования, касающиеся полноценного питания, ежедневно давать своей коже "дышать" свежим воздухом, "проветривать" клетки нашего организма, применять контрастные водные процедуры, научимся держать свои эмоции под контролем. Всему этому учит Система здоровья Ниши. Именно благодаря ей я из обреченного на гибель существа превратилась в здорового, полного творческих сил человека. Мои единомышленники постоянно подтверждают мой опыт. Это все больше и больше убеждает нас в мысли, что Система здоровья Ниши и является наукой о здоровье.

На чем же основано такое заключение?

Любая наука имеет общие признаки!

Первый из них состоит в том, что законы науки не придуманы, не сочинены, они существуют в реальной действительности и существовали еще до того, как кем-то были открыты и предложены. И они продолжают действовать независимо от того, знают ли о них люди или не знают, нравятся они кому-то или нет, собираются ли их выполнять или отвергают. Законы Жизни действуют помимо нашего знания и не подчиняются воле людей.

Как и всякая другая подлинная наука, правила Системы здоровья Ниши не выдуманы, не сочинены, а открыты всей практикой человеческой жизни и научного творческого поиска многих ученых мира — всего того, что существовало в научной мысли до создания этой Системы. Она носит имя своего автора, потому что именно японский ученый Кацудзо Ниши собрал, проанализировал и экспериментально проверил 70 тысяч, научных источников, касающихся не болезней, а здоровья, т. е. того нормального состояния, которое человеческому организму свойственно. Тщательно отобрав все необходимое и отбросив все лишнее, несущественное, Кацудзо Ниши предложил Шесть правил здоровья, выполнение которых дает организму человека здоровье, гармонию, способность к адаптации в любых экстремальных условиях. Все Шесть правил основаны на незыблемых Законах Жизни.

Второе качество любой науки прекрасно сформулировал наш великий математик Николай Иванович Лобачевский: "Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука, должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения".

Шесть правил здоровья: правила полноценного питания, воздушные и водные контрастные процедуры, психологический настрой, создание гармонии всех конструктивных и деструктивных сил в организме — стали прочным основанием Системы здоровья Ниши.

Эти правила, построенные на законах физиологии человека, Законах самой Жизни на Земле. Они обязательны для всех людей всех стран, времен и народов и должны войти в повседневную практику любого человека, который хочет быть здоровым. Не секрет, что все долгожители, здоровые люди и даже животные, сами того не подозревая, подсознательно соблюдают Законы Жизни, заложенные в Систему здоровья Ниши.

Третья важная черта, свойственная любой науке, состоит в том, что всякая подлинная наука возникает, существует и развивается для удовлетворения нужд человеческой практики.

Это также полностью относится к Системе здоровья Ниши. Ее рождение вызвано страданиями человека, обреченного на безвременное умирание. Известно, что сам Кацудзо Ниши родился больным ребенком. Крупные специалисты считали, что он едва ли доживет до 20 лет. Однако уже в 9 лет мальчик поставил себе цель — стать здоровым. К 44 годам он создал для себя Систему здоровья. Ее цель была очень высокой — усовершенствовать, развить защитные силы человека, данные ему при рождении, таким образом, чтобы он мог жить как можно дольше — активно, гармонично, творчески и счастливо. Благодаря титанической работе человеческой мысли, опыту и его постоянной проверке, благодаря. тщательному отбору Кацудзо Ниши смог создать вначале для себя, а затем передать другим Систему здоровья. Так была заложена основа практического использования научных знаний, накопленных человечеством за всю его историю в области здоровья, появилась наука о здоровье, столь необходимая человечеству.

Четвертое качество: если кто-то пытается применить науку, игнорируя условий ее применения, и потому приходит к неудаче, это не опровергает науку, а лишь доказывает, что пострадавший не знает обязательных условий, при которых ее можно использовать.

Это в равной мере относится и к Системе здоровья Ниши. Для плодотворного ее применения необходимы обязательные условия: правильное выполнение — Шести правил здоровья (дважды в день для здоровых и несколько больше для больных) водных и воздушных ванн, естественною питания и главное — сознательное, ясное понимание уже открытых наукой Законов Здоровья. Необходимы также Вера, Терпение, Воля, Желание в стремлении овладеть Системой здоровья.

К сожалению, к Системе здоровья Ниши начинают прибегать лишь тогда, когда физиологические резервы организма на исходе. При этом, вместо того чтобы сосредоточиться на Системе, ее начинают "обогащать" всем, чем можно, думая "улучшить" что-то. Это и есть недоверие, непонимание, которое часто кончается фатально. Чтобы излечиться, надо знать причину заболевания, а это как раз и предусмотрено в Системе здоровья. Ее главное отличие от любых других систем и академической медицины заключается в том, что она направлена на уничтожение причин, способных вызывать болезни. Доверяя целительным силам организма, повышая их уровень, Система здоровья Ниши обеспечит успех в исцелении любых заболеваний,

Пятая черта подлинной науки сформулирована И.П. Павловым: "Настоящая законная научная теория должна не только охватывать весь существующий материал, но открывать широкую возможность дальнейшего изучения и, позволительно сказать, безграничного экспериментирования". Это естественно вытекает из того, что самая простая истина, полученная самым простым индуктивным путем, всегда неполна, ибо опыт всегда не закончен.

Иными словами, наука не может стоять на месте, она излагает такие законы и истины, которые могут быть немедленно использованы на практике, но и такие, которые требуют для претворения в жизнь дальнейшего уточнения и конкретизации. Именно поэтому в состав науки входят как установленные истины, так и гипотезы, что и дает возможность ее развития.

И эта черта характерна для Системы здоровья Ниши. Она на многие десятилетия опередила научные открытия, к которым только сейчас приходит генная инженерия.

В 1996 г. вышла в свет книга польского ученого Казимежа Платровича "Верни себе здоровье, или Лечение восстановлением информации". Идеи этой книги давно осуществляются Системой здоровья Ниши, в ее Шести правилах. Но Шесть правил Ниши были созданы не в 90-х, а уже в 20-х годах нашего столетия. Новый взгляд на кровообращение, на гломус, на диетологию, на профилактику и лечение рака делают эту Систему неотъемлемой частью общей культуры человечества.

Шестой признак любой науки состоит в том, что науку можно знать, ею можно владеть более или менее, но ее нельзя знать полностью и до конца. Эксперимент продолжается всю жизнь.

Однако видеть в любой науке" возможность ее дальнейшего развития не значит отрицать достоверность того, что уже достигнуто ею. Относительность истины, как известно, но отменяет ее объективности. А вот объективную истину можно знать достоверно. А значит, ее надо изучить, ее открытия — вводить в практику своей повседневной жизни; ее методы — доводить до автоматизма. Только так человечество сможет овладеть искусством здоровья, передавая свои нормы в наследственной прединформированности последующим поколениям. И только так может человек овладеть искусством жить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Валеология как наука о здоровом образе жизни

Содержание статьи

Современный квалифицированный преподаватель должен иметь валеологическое образование, фундаментом которого являются принципы гуманности, прогнозирования, целостности, научной обоснованности и постоянства.

Основой валеологической культуры педагогов служит наука валеология.

Валеология (от латинского «valeo» – «быть здоровым») – молодая интегративная наука, постигающая средства и закономерности, направленные на формирование, восстановление и укрепление здоровья каждого человека с использованием разнообразных оздоравливающих методик и технологий.

Формирование здоровья подразумевает комплекс действий, направленных на оптимизацию рождаемости, роста и воспитания подростков.

Восстановление здоровья предусматривает следование правилам здорового образа жизни (в валеологическом аспекте), а также меры, направленные на возврат утерянного здоровья (оздоровление) и сохранение его на прежнем уровне.

Укрепление здоровья включает его преумножение с помощью оздоровительных процедур и тренировок.

Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено, как достижение состояния абсолютного морального, физического и социального благополучия, а не только устранение болезней и отсутствие физических недостатков, это особенно важно, особенно когда валеология применяется в детских садах и школах, на этапе становления детей как цельных личностей.

В концепции валеологии здоровье представляет собой умение человеческого организма сохранять свою работоспособность в изменяющихся условиях окружающей среды. Это своего рода эталон, которого необходимо достичь.

Таким образом, валеология включает в себя теоретические и практические инструменты управления всеми аспектами здоровья человека – физическое, психологическое и духовное состояние, его место в обществе.

Валеология подразделяется на общую и отраслевую.

Задачей общей валеологии является формирование обобщенных научно обоснованных законов образа жизни здорового человека.

Отраслевая валеология изучает здоровье в контексте с другими науками. Существует психологическая, медицинская, семейная, педагогическая, спортивная валеология и т. д.

Как и любая отрасль науки, валеология имеет свой предмет, объект для изучения, методы, методологические основы, цели и задачи.

Предметом науки валеологии является индивидуальное здоровье человека, резервы здоровья, функции его организма и возможности их регулирования и коррекции.

Объектом валеологии выступает здоровый во всех аспектах человек и человек, находящийся на стадии предболезни.

Предболезнь – риск ухудшения здоровья вследствие патологических процессов, протекающих независимо от действия внешних факторов, в результате сокращения резервов здоровья.

Среди методов, применяемых валеологией – статистические, логические приемы и метода, комбинаторика.Благодаря валеологическим методикам и технологиям существует возможность своевременно обнаружить людей, нуждающихся в укреплении здоровья. Применив методы оздоровления, происходит выведение их из стадии предболезни. Таким образом, валеологические технологии служат фундаментом первичной профилактики заболеваемости.

Кроме того, валеологические технологии применимы и к уже заболевшему человеку. В этом случае проявляется аспект вторичной валеологической профилактики болезни. Непосредственное применение приемов оздоровления ведет к увеличению резервов здоровья, возобновлению функций саморегуляции и самовоспроизводства, предупреждению последствий болезни и ее распространения по организму.

Методологические основы валеологии построены на таких принципах:

  1. Здоровье понимается как независимая социально-медицинская категория, которую можно описать качественно и количественно. Задачей валеологии является формировать, сохранять и укреплять здоровье.
  2. Переходу из стадии здоровья в стадию предболезни предшествует определенное состояние. При этом здоровье – более обширная категория, в то время как болезнь и предболезнь – довольно узкие понятия.

Болезнь и предболезнь – состояние здоровья, при котором его резервы снижаются или появляются некоторые нарушения или повреждения.

  1. Подход к рассмотрению человеческого здоровья в валеологии интегративный, системный, применяемые в ней методы носят не медицинский, а по большей части природный характер.

Таким образом, главной целью валеологии как науки становится оздоровление человеческого организму путем привлечения людей к здоровому образу жизни.

Перед валеологией стоят задачи: укреплять здоровье, благоприятствовать улучшению уровня жизни индивида, способствовать его адаптации в обществе, исследовать закономерности формирования и сохранения индивидуального здоровья.

Многие сравнивают валеологию с гигиеной. Несомненно, общее у них есть, но все-таки это две разные науки. Предметом валеологии выступает здоровье индивида, функции его организма и возможность воздействовать на них. А предмет гигиены – изучение взаимосвязи между внешними факторами (природными и социальными) и здоровьем человека. Объектом валеологии выступает здоровый человек и человек в «третьем состоянии» (предболезни). Объект гигиены – внешние факторы и человек. Таким образом, гигиена идет от внешней среды к человеку, а валеология, наоборот, от человека – к среде.

Хотя стоит заметить, что последние исследования гигиенистов построены на несвойственном им инверсионном подходе – от оценки здоровья они перешли к оценке обуславливающих его факторов.

Бытует ошибочное мнение, что валеология – это наука о ведении здорового образа жизни. Но образ жизни – это широкая социальная группа, которая включает не только отсутствие вредных привычек и занятия спортом, а и финансовую состоятельность, профессию, уровень образования, степень культуры человека и многое другое. Изучение влияния образа жизни на здоровье – предмет социальной гигиены. А валеология лишь вырабатывает принципы образа жизни, благодаря следованию которым происходит формирование, восстановление и укрепление здоровья.

Молодая наука валеология сейчас находится еще в стадии становления. Фундаментом для ее развития стали: экология, биология, анатомия, психология, социология, физическое воспитание, педагогика, гигиена, безопасность жизнедеятельности человека.

Необходимость валеологических знаний обусловлена тем, что при их отсутствии человек может неправильно понимать свое здоровье и кидаться из одной крайности в другую – укреплять его с пугающим фанатизмом или забросить формирование и укрепление здоровья из-за страха навредить себе.

Отсутствие знаний в области валеологии порождает множество домыслов и мифов касательно некоторых заболеваний, например:

  1. Церковный миф – все болезни даны мне за мои грехи.
  2. Психогенетический миф – все мои психические болезни достались мне по наследству.
  3. Биоэнергетический миф – я болею оттого, что «энергетические вампиры» вытягивают мои жизненные силы.
  4. Психоаналитический миф – все болезни из-за того, что мои отношения с родителями сложились неудачно.
  5. Кармический миф: болезни сейчас – это кара за грехи в прошлой жизни или грехи моих предков.
  6. Социоцентрический миф – я заболел потому, что выполнил свое предназначение на Земле и перестал быть нужным.
  7. Астрологический миф – я заболел, потому что так «расположились звезды».

Подобных мифов множество. А благодаря валеологии подрастающее поколение может правильно сформировать свое представление о здоровье, ценить его и относится к подобным домыслам скептически. Формирование здоровья – категория, в которой нет места предположениям и догадкам, это серьезная проблема современного общества, которая требует серьезного и целостного подхода к решению, как самим человеком, так и профессионалами в своей области – медиками, учеными, педагогами, работниками социальных служб.

living-health.ru

Валеология – наука о здоровье

Валеология – наука о здоровье

Тезисы IV Медицинской конференции. Киев. 2012 г.

Здоровый образ жизни с продукцией ASTER

«Лучше быть богатым и здоровым,

чем бедным и больным»

Павлюнина Людмила Дмитриевна,

кандидат медицинских наук, фтизиатр,

гирудотерапевт, валеолог,

врач-консультант компании ASTER,

г. Смоленск, Россия

     Наука валеология – это наука о здоровье. Это наука, которая изучает адекватное реагирование человеческого организма на быстро меняющиеся реалии окружающей среды. Валеология направлена, в основном, на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

     Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-конструктивным», связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. Роль врача в таком случае принципиально изменится. Врач, который «лечит болезни» - становится «конструктором здоровья», а «медицина болезней» - станет «медициной здоровья».

     По определению ВОЗ, «здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не просто отсутствие болезней и физических аномалий. До 50-х годов ХХ века в этом определении было дополнение – «состояние, сопровождающееся получением удовольствия от жизни».

     Валеология, как наука, нацелена на то, чтобы настроить человека на здоровье, счастье, гармонию и красоту, а также на здоровый образ жизни и мысли о таковом.

     Наука валеология ставит вполне решаемые задачи.

1. Помочь человеку сформировать систему знаний о здоровье, а также о факторах, которые влияют на сохранение и укрепление здоровья.

2. Реально осознать ответственность каждого человека за поддержание своего здоровья.

3. Ознакомить с научными основами здорового образа и стиля жизни.

4. Ознакомить с валеопрактическими технологиями.

5. Помочь подобрать каждому человеку адекватную его организму оздоровительную систему. Систему, которая будет учитывать особенности каждого, а именно: его конституции, уровень развития физических качеств, функциональную подготовленность и состояние здоровья.

      Говоря о принципах здорового образа жизни, хочется обратить внимание на тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья»:

1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страданий, живи по законам природы, разума и меры.

2. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.

3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.

4. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия.

5. Получай в любви радость и наслаждение. Живи по законам любви.

6. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься, значит, ты здоров.

      Залогом сохранения здоровья является здоровый образ жизни. Человек, который не будет любить жизнь, не будет бороться за полноценное духовное и физическое долголетие, то такому человеку не помогут никакие лекарства и никакие рецепты.

      Современная западная медицина условно рассматривает человека как биосоциальную систему с пирамидальным принципом построения. При этом выделяет в этой пирамиде 2 уровня: низший – физическое тело и высший – психика или сознание. Болезнь, которая поражает физическое тело, приводит к угнетенному состоянию сознания, формируется соматоневроз. С другой стороны, ситуации, изначально травмирующие психику, приводят к дистрессу (затяжному стрессу), следствием которого являются нарушения иннервации и питания определенных органов. В результате, вторично формируются соматические заболевания (например, язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда и др.).

     При этом восточная медицина выделяет 4 уровня: физическое тело, меридианальную систему, эмоции и психику. Каждый высший уровень оказывает влияние на низший уровень. Болезнь, в представлении медиков востока, чаще зарождается в недрах разума. Негативные мысли, а также неправедные поступки нарушают гармонию эмоций, которые в свою очередь приводят к нарушению циркуляции энергии, но каналам организма, лишая при этом определенные органы жизненной силы, следовательно, болезнь реализуется на материальном уровне, трансформируясь в патологию физического тела.

      Так как валеология – наука о здоровье, при этом уместно обратить внимание на такое понятие как «профилактика».

      Профилактика («prophylaktikos» – предохранительный) – это термин, который обобщает комплексы различного рода мероприятий, которые направлены на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

     В зависимости от состояния здоровья, а также наличия факторов риска заболеваний, можно выделить 3 вида профилактики.

     Первичная профилактика – это система мер, которые направлены на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска на развитие заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, полноценное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т.д.)

      Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на функциональные системы организма) приводят к возникновению, обострению, а также рецидиву заболевания.

      Третичная профилактика – это комплекс мероприятий по реабилитации больных, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности. Цель третичной профилактики социальная (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовая (возможность восстановления поведенческой активности) и медицинская (восстановление функций органов и систем организма) реабилитация.

      Уточним, что из перечисленного находится в круге вашего влияния?

Вакцинация? Да. Рациональный режим труда и отдыха? Да (если хватает средств на жизнь). Физическая активность? Да (без чрезмерной активности на даче с раннего утра до глубокой ночи в определенной позе). Полноценное качественное питание? Вот здесь большой вопрос. Так как наша пища изобилует чуждыми для организма ксенобиотиками. В пище, в первую очередь, недостаточно цинка, селена, меди, марганца и хрома. Но в то же время в пище избыток кадмия, свинца, мышьяка, ртути, аммония. Хронический дисбаланс микроэлементов приводит к серьезным изменениям функций организма, ослаблению иммунитета, сбою в работе нейроэндокринной системы, психоневрологическим расстройствам, онкологическим и воспалительным поражениям органов.

      К примеру, избыточный вес связан с дефицитом хрома, марганца, цинка, йода. Если этот баланс не будет восстановлен, то все попытки похудеть и удержать вес будут проблематичными.

      Если в организме дефицит того или иного химического элемента, продукты не помогут. Невозможно съесть за день 10 кг кокосов, для того чтобы получить суточную дозу селена! Весь цивилизованный мир давно перешел на БАДы. 85 % японцев пьют добавки, 70% израильтян, 65% американцев. И чем выше уровень жизни по стране, тем больше требуется микроэлементов.

      По словам Лайнуса Полинга, лауреата Нобелевской премии по химии в 1954г., Нобелевской премии мира в 1962г.: «Здоровым организмом можно считать только тот, у которого все ферментные системы находятся в хорошем сбалансированном виде. Наступит время, когда врач будет лечить не язву, артрит или геморрой что часто является лишь следствием, а первопричину – дефицит магния, калия, селена, цинка, хрома…».

     Почти все ведущие специалисты, имеющие отношение к здоровью населения, сошлись во мнении: биологически активные добавки являются частью правильного здорового питания человека и полноценное питание в XXI веке невозможно без их употребления.

     В человеческом организме около 70 триллионов клеток и каждую секунду они нуждаются в микроэлементах. Проведенные исследования показали, что микроэлементозы представляют в наше время проблему национального масштаба. В целом около 2/3 взрослых и 3/4 детей относятся к группе риска по гипоэлементозам, то есть дефициту от одного до нескольких микроэлементов одновременно.

     Если человек с пищей недополучает хотя бы селен и/или цинк, сразу это место в клетке занимает токсичный металл антагонист: алюминий, свинец, кадмий. Чтобы предупредить накопление токсичных металлов в организме, надо только вовремя ввести селен и цинк в свой рацион.

     Продукция компании ASTER уникальна по сбалансированности состава и биодоступности активных веществ. Важнейшие ее составляющие – спирулина, морской жемчуг, высшие грибы кордицепс и линчжи, гинкго-билоба, уди, зеленый чай – полноценны по своему составу, то есть. содержат все необходимые минералы, витамины, ферменты и другие биологически активные вещества, которые в свою очередь обеспечивают огромные адаптационные возможности живых существ, позволяющие им жить и размножаться в изменяющихся условиях внешней среды. Выращенные в экологически чистых регионах Китая и переработанные по самым современным и щадящим технологиям в соответствии с международными стандартами GMP и ISO 9001, они снабжают организм человека и его братьев меньших всеми необходимыми для питания клеток компонентами. Именно поэтому они универсальны. Их систематическое употребление – это полноценное питание и качественное очищение организма одновременно, потому что действуют они по принципу ионообменника – нужные ионы вводят, а ненужные выводят.

       Идеальное сочетание прекрасных интегрирующих формул Тибетской медицины, которые созданы по современным технологиям, денежного и доступного маркетинг-плана, профессионального руководящего состава компании, а также великолепной системы обучения в компании ASTER дает любому человеку блестящий шанс быть здоровым, богатым и счастливым.

kordiceps.com.ua

Валеология — новая наука о здоровье души и тела

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 26Следующая ⇒

Человечество, различные совокупности людей, наконец, каждый гражданин в отдельности на всех этапах общественного развития стремились и стремятся не только к возможно большей длительности своей жизни, но и к более богатому качественному ее содержанию.

Важнейшее условие самореализации человека во всех сферах деятельности — высший уровень его психосоматической организации. Рассматриваемые в широкой панораме социального бытия все стороны человеческой деятельности и жизни:

? производственно-трудовая;

? социально-экономическая;

? политическая;

? семейно-бытовая;

? духовная а также проведение досуга и получение образования, — все это в конечном счете определяется уровнем здоровья.

Валеология — новая наука о творении здоровья души и тела. Она направлена на поддержание стабильной жизнедеятельности организма. Цель ее — определить качество здоровья и взять эти данные на вооружение.

Многоплановая связь между здоровьем и благосостоянием, характеризуемая причинно-следственными отношениями, обуславливает необходимость разностороннего изучения здоровья в рамках комплексных исследований уровня жизни населения. Как считает академик А.Д. Адо, все болезнетворные факторы оказывают свое воздействие через социальную природу человека, его ближайшее и более широкое окружение.

Важнейшее направление таких исследований — количественный и качественный анализ влияния на состояние здоровья различных факторов, характеризующих условия и образ жизни людей. Теоретический поиск в области факторов здоровья имеет огромное практическое значение в связи с необходимостью разработки оздоровительно-профилактического прогноза и программ. Первостепенная значимость данного направления обусловлена, таким образом, его непосредственной связью с решением конкретных задач социальной политики государства, направленных на сохранения и укрепление совокупного потенциала здоровья населения, на всестороннее развитие психосоматических способностей каждого человека. Это один из коренных вопросов политики в обществе.

Очевидно, что стратегия формирования положительных характеристик здоровья индивида должна строиться в рамках представлений о существовании «факторов риска» нарушения здоровья и развития тех или иных заболеваний. Следует отметить отсутствие точных оценок между ростом уровня здоровья, продолжительности жизни, снижения заболеваемости и смертности и изменениями отдельных показателей уровня жизни и народного благосостояния. Это, в свою очередь, осложняет определение первоочередности осуществления таких мер воздействия на здоровье людей, как совершенствование условий труда, повышение уровня развития здравоохранения и т.д.

Большой практический интерес представляет исследование отдельных компонентов благосостояния под углом зрения «валеологического ресурса». Для этого необходимо исследовать главные компоненты благосостояния, включая материальные и духовные запросы, по степени их влияния на качество здоровья. Необходимо провести сравнительный анализ условий жизни отдельных групп населения, различающихся по показателям здоровья и болезней.

Практическая значимость таких исследований заключается в том, что их результаты могут послужить основой рекомендаций, дающих определенные ориентиры социальной политики. Таким образом, те или иные социально-медицинские и экономические мероприятия могут получать приоритет по критерию сохранения здоровья.

Валеологические уровни здоровья

Для валеологов больных людей нет. Для них все люди здоровы, но качество здоровья — разное. Н.М. Амосов говорил: «Помогите мне подсчитать количество здоровья у людей!»

В зависимости от количества и качества здоровье всего населения можно разделить на 7 уровней.

Последний, седьмой валеологический уровень здоровья можно назвать «реанимационный». На этом уровне велики проблемы как физического, так и психического здоровья. Человека надо изолировать и спасать его жизнь.

Предпоследний, шестой уровень здоровья можно условно назвать «опасен для жизни». На этом уровне идет накопление болезней, некоторые даже будут сокращать жизнь. Например, острое респираторное заболевание «бьет» по почкам. Городское население по результатам обследований валеологов находится, в основном, на этом уровне.

Пятый уровень можно условно назвать «опасен для здоровья». Здесь накапливаются болезни, но и здоровье тоже накапливается. Человек обладает низкой работоспособностью. На этих низких уровнях наблюдается реакция на выживание по типу млекопитающих, у которых опасности вокруг, а значит, надо много видеть и слышать. У людей наблюдается подрагивание мышц, им трудно сохранить внимание, детям — трудно усидеть на месте. Так, например, отек носа — это реакция рептилий: организм платит за ту ответственность, которую человек на себя возложил. Родители «бьют» на честолюбие, загружают детей, поднимают престиж образования, вовлекают их в более интенсивный процесс обучения и в результате — насморк.

Четвертый уровень — «уровень стабилизации». Это стадия ремиссии. Болезни есть, но они не проявляются. Организму хватает собственных сил, чтобы адаптироваться к окружающей среде. На этом уровне повышается работоспособность, велика антистрессовая защита. Цель исследований валеологов — вывести все население на этот четвертый уровень. Это реальный уровень. На этом уровне, например, живут спортсмены при грамотном тренере.

Третий уровень — это «уровень полнейшей реализации. планов и способностей человека». На этом уровне происходит адаптация к доминирующему роду деятельности.

Первые два уровня связаны с развитием у человека неординарных способностей, возможностей целительства и т.п.

Переход с более низкого уровня на более высокий возможен. Ориентация коры головного мозга на выживание идет через обучение, через самосовершенствование. Чем больше знаний, — тем крепче здоровье. Прием повышения уровня здоровья — повышение культуры движения, проведение «минуток здоровья». Среди способов перехода на более высокий уровень здоровья, используемый грамотными тренерами, можно выделить следующие:

1. Очень строгий режим.

2. Регулярная физическая нагрузка.

3. Адекватное питание: оно включает расчет калорий, содержащихся в различных продуктах, нормирование белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.

4. Релаксация, т.е. снятие напряжения (спортсмены обучаются релаксации до и после соревнования, хороший пример релаксации — расслабление после зарядки).

5. Постановка цели, причем чем выше эта цель, тем лучше. Установлено, что те, кто ставил «планку» высоко, хоть чего-то да добился; поставившие цель стать олимпийским чемпионом, как минимум стали чемпионами города.

ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Эмоции

Личность формируется и проявляется во взаимоотношении с окружающей средой. Особое значение в этой отражательной и познавательной деятельности, регулировании ее поведения занимают эмоции. Это тот внутренний механизм, при участии которого внешние раздражители превращаются в мотивы; создаются оптимальные условия для приспособления организма к окружающей среде и нормального функционирования организма, направленного на познание среды и ее творческое преобразование. Вполне правомерно поэтому утверждение, что своеобразие личности в значительной степени определяется особенностями ее эмоционального реагирования.

Эмоции расцвечивают нашу жизнь, определяя степень активности человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, влияют на здоровье.

На характер эмоций влияют архитектура города, состояние жилых помещений, мебель, предметы обихода, одежда, окружающая нас природа, выполняемая нами работа, различные моральные и материальные факторы. Но особенно большое действие на эмоциональную сферу оказывают люди, среди которых мы живем, работаем, отдыхаем, наши взаимоотношения с этими людьми, умение активно корректировать состояние собственных эмоций.

Французское слово emotion произошло от латинского emoveo, что означает «потрясаю», «волную». Со временем значение этого слова несколько изменилось и сейчас можно сказать, что эмоция — обобщенная чувственная реакция, возникающая на разнообразные по характеру сигналы, обязательно влекущая за собой изменения в физиологическом состоянии организма. Эмоции — это реакции человека или животных на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувственности и переживаний. Эмоциями, или чувствами, называют психические состояния, отражающие субъективное отнвшение индивида к окружающей среде в зависимости от возраста и внешних воздействий,

Читайте также:

  1. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  2. I. Логика мышления и наука логика
  3. I.4.6. «ГЕРОИ» КИНО: «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК», «НОВАЯ ВЕЩЬ»
  4. IV. Правила установления контроля души
  5. IX. СТРОИТЕЛЬСТВО, БОДИБИЛДИНГ ТЕЛА, ХАРАКТЕРА, УМА, ПАМЯТИ.
  6. VI . Инвентаризациядуши (Хочу, могуи должен)
  7. XI. Здоровье личности и народа
  8. XXIII. МЕДИТАЦИИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОСВЕТЛЕНИЯ МОЗГА, НЕРВОВ, ТЕЛА И ОРГАНОВ.
  9. А о том - кто же на самом деле , по Духовным Законам Бога , является Мужем и Женой , я уже говорил в другой моей статье - « Фарисейство - как раковая опухоль тела Христова .» . . .
  10. АВТОРСКИЙ УЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА И СОЗНАНИЯ
  11. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении: Государственное и муниципальное управление — наука и искусство.
  12. Активность и Ньютоновы тела: дорзолатеральный случай

lektsia.com