Подробно о том, как настроить балалайку на народный строй. Народный строй балалайки


Подробно о том, как настроить балалайку на народный строй

Сегодня мы поговорим о том, как настроить балалайку на народный строй. На Руси этот музыкальный инструмент известен уже на протяжении нескольких столетий. Из деревни балалайка перекочевала в состав академических оркестров. Наши бабушки и дедушки точно знали, как настроить балалайку на слух. Их опыт может стать наглядным примером. На самом деле, чтобы из балалайки зазвучали несложные народные наигрыши, совершенно необязательно проходить обучение в консерватории или музыкальной школе.

Устройство балалайки

Чтобы понять, как настроить балалайку, следует разобраться в принципе ее работы. Современный музыкальный инструмент такого типа имеет три основные части. Первая – это особый треугольный корпус. Его передняя часть называется "дека". Задняя сторона склеена из деревянных сегментов. На деке имеется резонаторное окошко. Иногда его называют голосником. Вторая часть инструмента - это гриф. На нем располагаются лады. Третьей частью является головка. На ней закреплен колковый механизм. Именно посредством этого элемента можно решить вопрос о том, как настроить балалайку. По правилам нижний порожек и верхний должны находиться на равном расстоянии от 12-го лада. Именно на этом месте струна условно делится пополам.

Правила

Переходим к практическому решению вопроса о том, как настроить балалайку. Для начала следует знать, что в настоящее время существуют два основных подхода к решению этого вопроса: деревенский (также его называют «гитарный») и академический. До конца девятнадцатого века не существовало единого понятия о том, как следует производить настройку инструмента. Деревенские музыканты исходили из собственных предпочтений, а также традиций, которые бытовали в определенном месте. Балалайка превратилась в концертный инструмент в конце девятнадцатого века благодаря усилиям Василия Андреева – великого музыканта. Этот человек ввел в практику академический строй. Он предполагает, что пара верхних струн устанавливается в унисон ноте «ми». Далее за ориентир берется нота «ля». Она необходима для нижней струны, которую следует устанавливать на кварту выше.

Народный строй

Данный вариант имеет некоторые отличия. В этом случае настройка производится по трезвучию. Следует отметить, что первая нота в нем может быть любой. Такой подход невероятно удобен. Особенно это касается случаев, когда требуется подстроить балалайку по другим инструментам для гармоничной игры в составе деревенского оркестра.

После того как первая струна будет выставлена должным образом, можно переходить к остальным. Алгоритм в данном случае не слишком сложен. Зажимаем вторую струну в третьем ладу. Поочередно подтягиваем и ослабляем ее. Тем самым добиваемся унисона с первой струной, которая является открытой. Переходим к следующему этапу. Третью струну зажимаем на четвертом ладу. Настраиваем по открытой второй. Для удобства можно использовать тюнер, гармонь, гитару, пианино либо другой инструмент, который способен выдать необходимые ноты.

Теперь вы знаете, как настроить балалайку.

fb.ru

Подготовка балалайки к занятиям. Натяжка струн. Настройка балалайки. Видео.

Подготовка инструмента к занятиям

Натяжка струн:

При игре на балалайке используют металлические, жильные и капроновые струны. Первую струну чаще всего делают из металла (толщиной 0.28-0.30 мм.), но можно поставить и жильную (нейлоновую или капроновую). Две другие - чаще всего жильные или капроновые - толщиной 0.9-1.0 мм.

Струну петлёй надевают на головку кнопки, затем через нижний порожек, подставку и верхний порожек протягивают к колковой механике. Здесь струна один-два раза обвивается вокруг стойки колка, затем один раз продевается сквозь отверстие, а оставшийся конец дважды обвивается вокруг струны. После этого струна натягивается вращением колка.

Установка подставки:

На инструментах фабричного производства место подставки на деке обычно указывают специальной меткой. Но если она отсутствует, её место можно найти самостоятельно. Для этого следует измерить расстояние от верхнего порожка до 12 лада, после чего такое же расстояние отмерить от 12 лада по направлению к корпусу и в этом месте на деке установить подставку. Подставка должна быть плотно подогнана к поверхности деки.Правильность определения места для подставки можно проверить сравнив звук струны зажатой на 12 ладу и флажолета в этом же месте.

Настройка инструмента:

Настройку нужно начинать с первой струны, предварительно подстроив её под какой-нибудь инструмент (ля первой октавы баяна, аккордеона или фортепиано, под первую(тонкую) струну семиструнной гитары, прижатую на 7-м ладу, под открытую вторую струну мандолины или домры), на слух или по камертону.

Затем вторая и третья струны подстраиваются к первой так, чтобы, будучи прижатыми на 5-м ладу, они звучали с ней одинаково.

При таком строе (Академический строй) первая струна носит название «Ля», а вторая и третья - «Ми».

Существует множество других строев, но наибольшее распространение получил именно Академический. Большинство нотных записей написаны для игры в этом строе.

Народный строй

Этот строй называют народным, деревенским, гитарным, мажорным, любительским.

  • Первая струна (самая тонкая, нижняя) натягивается произвольным образом, чтобы при игре не провисала и не цепляла лады, но и не очень сильно, чтобы не лопнула и не резала пальцы.
  • Вторая струна, зажатая на третьем ладу, должна звучать как открытая (незажатая) первая.
  • Третья струна, зажатая на четвёртом ладу, должна звучать как открытая вторая.

Если сыграть арпеджио сверху вниз по всем струнам, получим мажорное трезвучие (4 полутона между первым и вторым звуками, 3 полутона между вторым и первым). Именно поэтому строй и называют мажорным.

На нашем сайте в разделе с нотами есть немного табулатур для народного мажорного строя (+видеозаписи исполнения различных мелодий).

Если никак не удается добиться чистоты строя (инструмент не строит), то причины чаще всего заключаются в следующем: неточно расположена подставка для струн, струны плохо закреплены на колке, деформирован гриф, неточно размечены лады на грифе, струны низкого качества.

Следует помнить, что вновь поставленные струны перед настройкой необходимо тщательно оттянуть пальцами правой руки (большим — сверху, остальными — снизу), так как в противном случае они длительное время будут понижать строй. Нейлоновые струны оттягиваются в двух местах: за подставкой у нижнего порожка и на грифе возле верхнего; металлическая — у 19-24-го ладов.

Остались вопросы? — Задайте их на нашем форуме.

balalaika.org.ru

Балалайка. Руководство пользователя

Разновидности балалаек

Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым. 

_______________

Настройка балалайки

В разных областях России существуют различные способы народных настроек балалайки. Самые популярные разновидности - гитарный (русский), балалаечный и минорный строй. Помимо народных настроек есть стандартный академический строй для профессиональных музыкантов - квартовый (андреевский) E E A. Всего известно более десяти способов настройки балалайки. 

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.  

Варианты гитарного строя: 

D F# A (высокий) 

C E G (низкий)

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя: 

E E A (высокий) 

D D G (низкий)

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар. 

 Примеры редких настроек: 

1. Минорный - D F A / A C F2. Разлад - D E G3. Обратный - E G С

Настройка парных струн

Некоторые музыканты используют в своей практике многострунные модели балалаек: 4-, 5- и 6-струнные. Для таких балалаек с парными (двойными) струнами существуют два варианта настройки. Вариант 1 - парные струны настраиваются в унисон друг к другу. Вариант 2 - парные струн настраиваются в октаву между собой. Выбирая второй вариант следует установить одну из парных струн более крупного диаметра.

Кобылка - подставка под струны

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

_______________

Струны для балалайки

Академическая балалайка: используются наборы из двух синтетических  струн (нейлон или карбон) и одной стальной струны. Допустимы отклонения в диаметрах струн в пределах 0,01-0,03 мм - это зависит от требований самого исполнителя и акустических особенностей балалайки. Некоторые исполнители производят специальную подшлифовку синтетических струн. Ориентир по диаметрам струн 1.0-1.0-0.3 мм.  

Традиционная балалайка: используются металлические струны. Выбор диаметра струн зависит от типа настройки инструмента. Для аккордовых настроек (гитарный, минорный, скрипочный и др.) требуются струны трёх разных диаметров. Для двухголосых настроек (балалаечный, цыганский и др.) требуются струны двух разных диаметров. Ориентир по диаметрам струн .014-.012-.010 дюймов.

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Различные способы настройки балалайки требуют разных наборов струн. Аккордовые настройки (мажорные, минорные) требуют трёх разных диаметров струн. Двухголосые настройки (квартовые, квинтовые и др.) требуют двух разных диаметров струн. Характерная закономерность такова: чем ниже строй балалайки, тем больше диаметры струн. Например, популярный вариант гитарного строя C E G (до-ми-соль) требует набора струн относительно большого диаметра (например .016-.013-.011 дюймов). И наоборот, чем выше строй балалайки, тем меньше диаметр. При несоблюдении этих простых правил, исполнитель может испытывать значительные неудобства при игре, а инструмент может терять яркость звучания. Отметим, что часть исполнителей используют все струны одного диаметра для всех типов настройки - это характерно для крестьянской музыки. Некоторые исполнители выбирают струны отталкиваясь от своей манеры игры, например, при мягком звукоизвлечении используют относительно тонкие диаметры струн. 

Уход за струнами для балалайки  

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту "плавающего" неуверенного строя и тусклого звучания.

_______________

Устройство балалайки

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.

Внутренние элементы конструкции балалайки обозначены в различных профессиональных изданиях, посвящённых изготовлению щипковых музыкальных инструментов - в справочниках, учебниках, методических пособиях и т.д.

______________

Особенности ухода за балалайкой

Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.

________________

      

История балалайки

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать" (в восточнославянских диалектах также – "шутить"), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках. 

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века. 

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016

Тексты: Мануфактура БалалайкерЪ. Любое копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения владельца.

www.balalaiker.ru

практические советы и рекомендации :: SYL.ru

Кто изобрёл балалайку, до сир пор неизвестно. Первые упоминания о ней приходятся на начало 18 века. Известно только то, что инструмент появился на Руси и является народным.

Балалайка - народный инструмент

Играя на балалайке, пели частушки, рассказывали пословицы и уже тогда знали, как настроить балалайку, делали это на слух. Звукоизвлечение происходит путём бряцания - прохождения указательным пальцем по струнам снизу вверх и обратно. Звук, который издаёт инструмент, негромкий, но очень звонкий и красивый. Уже в середине 19 века известный в те времена музыкант В. Андреев усовершенствовал балалайку для того, чтобы звучание было ещё лучше. Освоить игру на ней несложно, если знать, как правильно настроить балалайку. Сейчас она является оркестровым и ансамблевым инструментом, но может звучать и сольно.

Устройство балалайки

В наше время разновидностей балалайки немало: секунда, контрабас, альт, бас, прима и другие. Но все они устроены одинаково. Нижняя часть инструмента - корпус в форме треугольника. Он состоит из задней части - сегментов, склеенных между собой, и передней части - деки. Материалы разные: бук и ель соответственно. На деке расположено резонаторное окошко для лучшего звучания. От корпуса отходит гриф, на нём размещены лады. Заканчивается гриф головкой, на которой присутствует колковый механизм - здесь крепятся струны. Прежде чем узнать, как настроить балалайку, следует запомнить, что верхний и нижний порожки должны располагаться на равном расстоянии от 12 лада, то есть струна делится в этом случае ровно пополам.

Балалайка имеет три струны. Они могут быть как жильными, так и металлическими. Многие знают, как настроить балалайку под 6 струн гитары. Но такой строй, как и минорный, практически не используется. Самый популярный - это народный или балалаечный строй.

Настройка балалайки

Как настроить балалайку на народный строй или академический так, чтобы звучание было максимально чётким, без посторонних звуков? Конечно, раньше на Руси играли и настраивали инструмент на слух, исходя из личных соображений, до тех пор, пока балалайка не стала участвовать в оркестрах и ансамблях. Здесь уже нужны определённые правила, чтобы инструмент звучал гармонично.

Согласно введённому Андреевым академическому строю, струны балалайки настраиваются так: первая, нижняя струна должна издавать ноту ля, а вторая и третья - ноту ми. Всё в первой октаве. Причём, если тонкую, первую струну оставить свободной, а две другие прижать к пятому ладу, они должны звучать в унисон. Перед тем как настроить балалайку, следует учесть, что потребуется фортепиано или баян.

В народном строе балалайки присутствует трезвучие. Но на открытых струнах играть при таком строе не слишком удобно. Но можно. Для того чтобы именно так настроить балалайку, понадобится тюнер или фортепиано. Первую струну настраивают на ля, затем зажимают её в третьем ладу и путём ослабления или натягивания второй струне присваивают ноту ми, прижимают потом её на четвёртом ладу и настраивают третью струну на ноту до.

Почему балалайка не держит строй

Помимо вопроса о том, как настроить балалайку, часто возникает проблема: инструмент не держит строй. Причин тому может быть несколько:

  • плохо затянутые струны - следует подтянуть;
  • балалайку настраивали путём ослабления струн - рекомендуется перенастройка с использованием натяжения;
  • неисправные колки - нужно заменить на новые;
  • лады на грифе расположены неровно - обратиться к мастеру;
  • сам гриф искривлён - инструмент нуждается в ремонте;
  • дека стала выпуклой или, наоборот, вогнутой - нужна помощь специалиста.

Важно помнить, что балалайка при грамотном настрое, правильном хранении и должной эксплуатации долго будет радовать музыканта и окружающих красивым звучанием.

www.syl.ru

Подробно о том, как настроить балалайку на народный строй

Искусство и развлечения 15 октября 2016

Сегодня мы поговорим о том, как настроить балалайку на народный строй. На Руси этот музыкальный инструмент известен уже на протяжении нескольких столетий. Из деревни балалайка перекочевала в состав академических оркестров. Наши бабушки и дедушки точно знали, как настроить балалайку на слух. Их опыт может стать наглядным примером. На самом деле, чтобы из балалайки зазвучали несложные народные наигрыши, совершенно необязательно проходить обучение в консерватории или музыкальной школе.

Устройство балалайки

Чтобы понять, как настроить балалайку, следует разобраться в принципе ее работы. Современный музыкальный инструмент такого типа имеет три основные части. Первая – это особый треугольный корпус. Его передняя часть называется "дека". Задняя сторона склеена из деревянных сегментов. На деке имеется резонаторное окошко. Иногда его называют голосником. Вторая часть инструмента - это гриф. На нем располагаются лады. Третьей частью является головка. На ней закреплен колковый механизм. Именно посредством этого элемента можно решить вопрос о том, как настроить балалайку. По правилам нижний порожек и верхний должны находиться на равном расстоянии от 12-го лада. Именно на этом месте струна условно делится пополам.

Правила

Переходим к практическому решению вопроса о том, как настроить балалайку. Для начала следует знать, что в настоящее время существуют два основных подхода к решению этого вопроса: деревенский (также его называют «гитарный») и академический. До конца девятнадцатого века не существовало единого понятия о том, как следует производить настройку инструмента. Деревенские музыканты исходили из собственных предпочтений, а также традиций, которые бытовали в определенном месте. Балалайка превратилась в концертный инструмент в конце девятнадцатого века благодаря усилиям Василия Андреева – великого музыканта. Этот человек ввел в практику академический строй. Он предполагает, что пара верхних струн устанавливается в унисон ноте «ми». Далее за ориентир берется нота «ля». Она необходима для нижней струны, которую следует устанавливать на кварту выше.

Народный строй

Данный вариант имеет некоторые отличия. В этом случае настройка производится по трезвучию. Следует отметить, что первая нота в нем может быть любой. Такой подход невероятно удобен. Особенно это касается случаев, когда требуется подстроить балалайку по другим инструментам для гармоничной игры в составе деревенского оркестра.

После того как первая струна будет выставлена должным образом, можно переходить к остальным. Алгоритм в данном случае не слишком сложен. Зажимаем вторую струну в третьем ладу. Поочередно подтягиваем и ослабляем ее. Тем самым добиваемся унисона с первой струной, которая является открытой. Переходим к следующему этапу. Третью струну зажимаем на четвертом ладу. Настраиваем по открытой второй. Для удобства можно использовать тюнер, гармонь, гитару, пианино либо другой инструмент, который способен выдать необходимые ноты.

Теперь вы знаете, как настроить балалайку.

Источник: fb.ru

Похожие материалы

Интернет Подробно о том, как настроить «Плей Маркет» на «Андроид»

Сегодня мы решили поговорить о том, как настроить «Плей Маркет» на «Андроид» для того, чтобы появилась возможность загружать различного рода приложения. На самом деле этот вопрос возникает сраз...

Еда и напитки Подробно о том, как пожарить кальмары на сковороде

Как пожарить кальмары на сковороде, знают немногие хозяйки. Ведь большинство из них приобретают уже готовые морепродукты в масле или другом маринаде. Однако существуют и такие кулинары, которые предпочитают самостояте...

Здоровье Подробно о том, как сломать палец на руке или ноге

В жизни возникают разные ситуации, и нередко выходом из них становится такая мы...

Интернет Подробно о том, как подавать объявления на "Авито"

Доска объявлений "Авито" занимает лидирующее место среди своих конкурентов. Преимуществ у этого сервиса на самом деле существует большое количество, и, пожалуй, самым главным из них является бесплатность в использован...

Искусство и развлечения Подробно о том, как настроить укулеле

Если вы хотите играть джаз, регги и фолк, то не обойтись без специальной гитары – укулеле. Ее достаточно просто освоить, если у вас есть базовые навыки игры на обычной шестиструнной гитаре. Многих новичков пугае...

Искусство и развлечения Подробно о том, как петь караоке на компьютере через микрофон

Караоке – это одно из самых достойных и поистине приятных развлечений для большинства людей, вне зависимости от их возрастной категории. Пением можно заниматься в дружеском кругу, где присутствует желание прояви...

Компьютеры Подробно о том, как устанавливать скины на TLauncher

Сегодня мы расскажем, как установить скин на "Майнкрафт". Лаунчер TLauncher нам в этом поможет. Играть с изначальным скином вскоре становится скучно. Эту проблему можно решить благодаря его замене на собственный.

Компьютеры Подробно о том, как устанавливать моды на «Террарию»

Игра «Террария» в настоящее время весьма популярна, и это неспроста. Ведь в ней действительно много интересных возможностей. Также здесь имеется увлекательный геймплей. Если вы являетесь активным участнико...

Компьютеры Подробно о том, как установить карту на «Террарию»

Сегодня мы расскажем, как установить карту на «Террарию». Речь идет о двухмерной песочнице, которая имеет огромный случайно генерируемый мир, полный сокровищ, а также монстров и тайн.Описание

Компьютеры Подробно о том, как установить игру на Windows Phone

Сегодня мы поговорим о том, как установить игру на Windows Phone. Распространено мнение, что данная платформа поддерживает только приложения из официального магазина. Но это не так.Обход правил

monateka.com

Балалайка

балалайка, балалайка музыкальная Струнный щипковый музыкальный инструмент, хордофон Диапазон (24 лада) и строй балалайки прима Родственные инструменты Связанные статьи

Балала́йка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет корпус треугольной формы, струн — три. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцание — удары пальцем по всем струнам одновременно.

Балалайка — один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Название инструмента
  • 3 Конструкция
  • 4 Строй
    • 4.1 Квартово-унисонный
    • 4.2 Квартовый
  • 5 Семейство балалаек
  • 6 Распространённость
  • 7 Балалаечники-виртуозы
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Радиопередачи
  • 11 Ссылки

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

Название инструмента

Картина П. Е. Заболотского «Мальчик с балалайкой» (1835). Форма корпуса балалайки была изначально округлой.

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

Домра, русская семиструнная гитара (для балалайки с народным строем)

Русский оркестр В. В. Андреева

 Балалайка на Викискладе
в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Конструкция

Длина балалайки составляет от 60—70 см (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII—XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы, состоящий из отдельных (6—7) сегментов. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a1 (ля1) Первая
2 e1 (ми1)
3 e1 (ми1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.

Интервалы между соседними струнами: a1{ч.4}e1{ч.1}e1 (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D{ч.4}A{ч.4}E.

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15-тью ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Семейство балалаек

Балалайка контрабас

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане.

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a1, e1, e1 435—450 675—685 19—24
Секунда d1, a, a

d1, a, e

475—490 745—765 15
Альт a, e, e

a, e, H

490—535 800—820 15
Бас d, A, E 750—780 1120—1160 18
Контрабас D, A1, E1 1100—1180 1600—1700 16—17

Распространённость

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5—7 лет (в зависимости от возраста учащегося), в среднем учебном заведении 4 года, а в высшем — 4—5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Балалаечники-виртуозы

  • Амиров Шаукат Сабирович
  • Андреев Василий Васильевич
  • Архиповский Алексей Витальевич
  • Белинский Дмитрий Геннадьевич
  • Блинов, Евгений Григорьевич
  • Воинов, Леонид Иванович
  • Вязьмин, Николай Николаевич
  • Горбачев Андрей Александрович
  • Зажигин Валерий Евгеньевич
  • Ельчик, Валерий Анатольевич
  • Калинин, Дмитрий Анатольевич (балалаечник, дирижёр)
  • Клепалов, Юрий Михайлович (балалаечник, композитор)
  • Клещенко Алексей Леонидович (балалаечник квартета Exprompt, солист Карельской госфилармонии)
  • Михель, Роман Сергеевич
  • Налимов, Семён Иванович (выдающийся мастер струнных русских народных инструментов)
  • Нечепоренко, Павел Иванович
  • Данилов, Александр Степанович
  • Прошко, Николай Викентьевич
  • Рожков, Михаил Федотович
  • Сенин Игорь Илларионович
  • Трояновский Борис Сергеевич (1883—1951)
  • Феоктистов, Борис Степанович
  • Фомин, Николай Петрович (композитор, сподвижник В. В. Андреева)
  • Урбанович Владимир Георгиевич

Примечания

  1. ↑ РГАДА, ф. 229, oп. 1, ед. хр. 189, л. 159
  2. ↑ Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — С. 67.
  3. ↑ Історичний словник українського язика / Під ред. Є. Тимченка. — К.-Х.: «Державне видавництво України», 1930. — Т. Зошит 1: А — Глу. — С. 52.
  4. ↑ Денис Павлов. О некоторых проблемах строя балалайки в исполнительской практике
  5. ↑ 1 2 Комаров Н.А., Федюнин С.Н. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — С. 114—116. — 272 с. — ISBN 5-7088-0195-6.
  6. ↑ Блинов Евгений Григорьевич

Литература

  • Соколов В.Ф. Русская народная балалайка. — М.: Советский композитор, 1962. — 115 с.
  • Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 83—89, 162. — 280 с.
  • Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. — М.: Музгиз, 1931. — С. 37—39, 43—45. — 47 с.
  • Имханицкий М. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. — 320 с.
Статьи
  • Балалайка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иванова С. В. К вопросу о расширении образно-интонационной сферы в музыке для балалайки второй половины XX столетия // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 10 - Искусствоведение.
  • Иванова С. В. Эволюционная модель становления балалаечного исполнительства в контексте развития музыкальной культуры Оренбуржья // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 10 - Искусствоведение.
  • Купфер М.А. Слово о балалайке // Наука и жизнь : журнал. — 1986. — № 8. — С. 97—101.

Радиопередачи

  • Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР: Балалайка (1979).

Ссылки

  • Всё о русской балалайке
  • Игра на балалайке в псковских традициях (culture.ru)
  Струнные музыкальные инструменты Смычковые Щипковые Ударно-струнные Ударно-клавишные Щипково-клавишные Фрикционно-клавишные Прочее
Альт • Баритон • Виола да гамба • Виолончель • Гудок • Контрабас • Крота • Никельхарпа • Октобас • Ребаб • Ребек • Ротта • Скрипка • Сука • Фидель • Хардангерфеле • Эсрадж
Ангелика • Арфа • Балалайка • Банджо • Бандура • Бузуки • Вамби • Гитара • Гусли • До́бро • Домбра • Домра • Думбыра • Дутар • Канклес • Каннель • Кантеле • Киннор • Кифара • Кобза • Комуз • Лира • Лютня • Мандолина • Пандури • Пипа • Ребаб • Сямисэн • Тар • Торбан • Уд • Укулеле • Цитра • Чонгури
Цимбалы • Чанг • Янцинь
Клавикорд • Пианино • Рояль • Фортепиано
Вёрджинел • Клавесин • Мюзелар • Спинет
Колёсная лира
Гриф • Лад • Мензура • Плектр • Порожек • Смычок • Струна • Струнодержатель • Штрихи
Духовые музыкальные инструменты • Ударные музыкальные инструменты • Электронные музыкальные инструменты
  Русские народные музыкальные инструменты Ручные гармоники Струнные Духовые Ударные Коллективы

Гармонь (Ливенская • Саратовская • Хромка) • Баян

Балалайка • Гудок • Гусли • Домра • Семиструнная гитара

Брелка • Русская волынка • Жалейка • Колюка • Кугиклы • Пыжатка • Рожок • Свирель • Свистулька • Сопель

Бубен • Бубенец • Гусачок • Дрова • Коробочка • Колотушка • Ложки • Накры • Пастуший барабан • Рубель • Трещотка

Андреева • Осипова • ВГТРК • «Онего» • «Россия»

балалайка, балалайка википедия, балалайка из картона, балалайка инструмент, балалайка картинки, балалайка музыкальная, балалайка прима, балалайка слушать, балалайка тройка, балалайка фото

Балалайка Информацию О

Балалайка Комментарии

БалалайкаБалалайка Балалайка Вы просматриваете субъект

Балалайка что, Балалайка кто, Балалайка описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Балалайка — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Балалайка

Струнные щипковые

Основные сведения

Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалайек очень различная: от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля». Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Балалайка известна с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствована В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Происхождение

Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент” — “eine Laute”, в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского — “балалайку”, чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте.

В восьмидесятых годах образовался кружок любителей игры на балалайках. В.В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить балалайку из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели. Гриф, по указаниям г. Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По образцу обыкновенной балалайки, г. Пасербским построены Б. трех различных форматов, который составляют пропорциональные уменьшения и увеличения обыкновенного типа. Таким образом были построены балалайки: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная балалайка), альт и бас — увеличенные балалайки. Все эти балалайки трехструнные. Строй их — изменен. Строй пикколо — е, е, а (во второй октаве), примы — е, е, а (в первой октаве), альта — е, а, е (в малой октаве), бас строится октавой ниже альта.

Устройство

«Деревенская» балалайка довольно сильно отличалась от усовершенствованной балалайки Василия Васильевича Андреева. По его указаниям балалайка была укорочена (общая длина стала составлять 600 – 700 мм). Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Деку Андреев предложил делать из ели, а заднюю часть – из бука, в результате чего корпус балалайки приобрёл лучшие резонансные свойства.

Балалайка, такая, как она существует сейчас, состоит из трех главных частей:

1 – корпус (или как он называется по-старому – кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть.

2 – гриф, на котором располагаются лады.

3 – головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки.

Передняя часть корпуса балалайки – дека. На ней находится резонаторное отверстие, или голосник, или просто «окошко». Над окошком располагается панцирь. Он служит для того, чтобы защищать деку от ударов во время игры. На многих балалайках панциря нет, и в основном эти инструменты рассчитаны на учеников детских музыкальных школ (вместо панциря на них в верхней части деки просто какой-нибудь рисунок – ягодка или цветочек).

Известные исполнители и коллективы

Рожков МихаилКонов ВладимирДанилов МихаилТрояновский БорисНечепоренко ПавелШалов АлександрОсипов НиколайДмитрий КалининИванец Юрий

Великорусский оркестр В.В.АндрееваМолодежный русский оркестр «Северсталь»Русский оркестр «Серебряные струны»Русский оркестр «Перезвоны»Оркестр русских народных инструментов имени Н.ОсиповаОркестр русских народных инструментов «Метелица»Оркестр русских народных инструментов «Сибирь»Оркестр русских народных инструментов «Тула»

Ансамбль «Арт-Контраст»Ансамбль «Скоморохи»Ансамбль «Кристалл-Балалайка»Ансамбль «Колокола России»

Сколько струн должна иметь балалайка, и как они должны быть настроены

Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и т.д. — для игры по нотам не употребляются.

Первую струну балалайки нужно настроить по камертону, по баяну или по фортепиано так, чтобы она давала звук ЛЯ первой октавы.

Вторую и третью струны нужно настроить так, чтобы они давали звук МИ первой октавы.

Таким образом, вторая и третья струны должны быть настроены совершенно одинаково, а первая (тонкая) струна должна давать тот же самый звук, который получается на второй и на третьей струнах, если их прижать на пятом ладу. Следовательно, если у правильно настроенной балалайки вторую и третью струны прижать на пятом ладу, а первую струну оставить открытой, то все они при ударе или щипке должны давать один и тот же по высоте звук — ЛЯ первой октавы.

Подставка для струн при этом должна стоять так, чтобы расстояние от нее до двенадцатого лада обязательно равнялось расстоянию от двенадцатого лада до верхнего порожка. Если же подставка будет стоять не на месте, то на балалайке нельзя будет получить правильных звукорядов.

Какая струна называется первой, какая второй и какая третьей, а также нумерация ладов и ме стонахождение подставки для струн обозначено на рисунке — «Балалайка и наименование ее частей».

Советы по выбору, уходу и игре на балалайке

Каким требованиям должен удовлетворять инструмент

Учиться играть нужно на хорошем инструменте. Только хороший инструмент может дать сильный, красивый, певучий звук, а от качества звука и от умения им пользоваться зависит художественная выразительность исполнения.

Хороший инструмент нетрудно определить по его внешнему виду — он должен быть красивым по форме, построен из доброкачественных материалов, хорошо отполирован и, кроме того, в частях своих отвечать следующим требованиям:

Гриф балалайки должен быть совершенно прямым, без искривлений и трещин, не очень толст и удобен для его обхвата, но и не слишком тонок, так как в этом случае под влиянием внешних причин (от натяжения струн, сырости, изменений температуры) он может со временем покоробиться. Лучший материал для прифа — черное дерево.

Лады должны быть хорошо отшлифованы как сверху, так и по краям грифа и не мешать движениям пальцев левой руки.

Кроме того, все лады должны быть одной высоты или лежать в одной плоскости, т. е. так, что-бы положенная на них ребром линейка касалась их всех без исключения. При игре на балалайке струны, прижатые на любом ладу, должны давать чистый, недребезжащий звук. Лучший материал для ладов — белый металл и никелин.

Колки для струн должны быть механические. Они хорошо держат строй и допускают очень легкую и точную настройку инструмента. Надо следить за тем, чтобы шестерня и червяк в колках были в порядке, сделаны из доброкачественного материала, не стертые в резьбе, не ржавые и легко поддавались поворотам. Та часть колка, на которую накручивается струна, должна быть не полая, а из целого куска металла. Отверстия, в которые пропускаются струны, должны быть хорошо зашлифованы по краям, иначе струны быстро перетираются. Костяные, металлические или перламутровые головки червяка должны быть хорошо к нему’ приклепаны. При плохой приклепке эти головки будут дребезжать во время игры.

Дека, построенная из хорошей резонансовой ели с правильными, параллельными мелкими слоями, должна быть плоской и ни в коем случае не вогнутой внутрь.

При наличии навесного панцыря следует обратить внимание, чтобы он был действительно навесным и не касался деки. Панцырь должен быть фанерованный, из твердого дерева (чтобы не покоробился). Его назначение — предохранить нежную деку от ударов и разрушения.

Следует заметить, что розетки вокруг голосника, по углам и у нижнего порожка являются не только украшениями, но также предохраняют наиболее уязвимые части деки от повреждений.

Порожки верхний и нижний во избежание их быстрого изнашивания должны быть сделаны из твердой породы дерева или из кости. При повреждении .верхнего порожка струны ложатся на гриф (на лады) и дребезжат; при повреждении нижнего порожка струны могут попортить деку.

Подставка для струн должна быть сделана из клена и всей своей нижней плоскостью плотно соприкасаться с декой, не давая никаких просветов. Подставки черного дерева, дубовые, костяные или из мягких пород дерева не рекомендуются, так как они ослабляют звучность инструмента или, наоборот, придают ему резкий неприятный тембр. Высота подставки также имеет существенное значение; слишком высокая подставка хотя и увеличивает силу и резкость инструмента, но затрудняет извлечение певучего звука; слишком низкая — увеличивает певучесть инструмента, но ослабляет силу его звучности; техника же извлечения звука облегчается чрезмерно и приучает балалаечника к пассивной, невыразительной игре. Поэтому подбору подставки необходимо уделить особенное внимание. Неудачно подобранная подставка может ухудшить звучание инструмента и сделать его неудобным для игры.

Кнопки для струн (около нижнего порожка) должны быть сделаны из очень твердой породы дерева или кости и прочно сидеть в своих гнездах.

Струны для обыкновенной балалайки употребляются металлические, причем первая струна (ЛЯ) по толщине такая же, как первая гитарная, а вторая и третья струны (Ми) должны быть немного! толще первой.

Для концертной балалайки лучше всего пользоваться для первой струны (ЛЯ) первой металлической гитарной струной, а для второй и третьей струн (Ми) — или второй гитарной жильной струной, или толстой скрипичной струной ЛЯ.

От подбора струн зависит чистота строя и тембра инструмента. Слишком тонкие струны дают слабый, дребезжащий звук; слишком же толстые или затрудняют игру и лишают инструмент певучести, или, не выдерживая строя, рвутся.

Закрепление струн на колках производится так: петлю струны надевают на кнопку у нижнего порожка; не допуская перекручивания и изломов струны, осторожно кладут ее на подставку и верхний порожек; верхний конец струны дважды, а жильную струну и больше — обматывают вокруг кожа справа налево и затем только пропускают через отверстие, и после этого поворотами колка настраивают струну надлежащим образом.

Петлю на нижнем конце жильной струны рекомендуется делать следующим образом: сложив струну так, как показано на рисунке, накладывают правую петлю на левую, а высунувшуюся левую петлю надевают на кнопку и затягивают ее вплотную. Если струну понадобится снять, достаточно пот(януть ее слегка за короткий конец, петля ослабнет и легко снимется без изломов.

Звук инструмента должен быть полным, сильным и обладать приятным тембрам, лишенным резкости или глухоты («бочковатости»). При извлечении звука из неприжатых струн он должен получаться длительным и затухать не сразу, а постепенно. Качество звука зависит, главным образом, от правильных размеров инструмента и качества строительных материалов, подставки и струн.

Отчего во время игры бывают хрипы и дребезжания

а) Если струна слишком слабо или неправильно прижата пальцами на ладах. Прижимать струны на ладах нужно только те, которые следует, и перед самыми ладо выми металлическими порожками так, как это изображено на рис. №№ 6, 12, 13 и т.д.

б) Если лады не равны по высоте — одни из них выше, другие ниже. Необходимо лады выровнять напильником и подшлифовать шкуркой. Хотя это и несложный ремонт, все же его лучше поручать мастеру специалисту.

в) Если лады от времени протерлись и в них образовались углубления. Требуется такой же ремонт, как и в предыдущем случае, или же замена старых ладов новыми. Ремонт может выполнить только квалифицированный мастер.

г) Если колки плохо приклепаны. Необходимо их подклепать и укрепить.

д) Если низок верхний порожек или под страной у него образовался слишком глубокий прорез. Необходимо заменить новым порожком.

е) Если низка подставка для струн. Необходимо поставить более высокую.

ж) Если подставка неплотно стоит на деке. Необходимо ножом, рубанком или напильником выровнять нижнюю плоскость подставки так, чтобы она становилась на деку плотно и между ней и декой не образовывалось никаких щелей и просветов.

з) Если в кузове или деке инструмента образовались трещины и щели. Необходим ремонт инструмента мастером специалистом.

и) Если отстали (отклеились от деки) пружины. Требуется капитальный ремонт: вскрытие деки и подклейка пружин (тонких поперечных планок, приклеенных с внутренней стороны к деке и контробичайкам инструмента).

к) Если покоробился и касается деки навесной панцырь. Необходимо панцырь ремонтировать, фанеровать или заменить новым. Временно, чтобы устранить дребезжание, можно проложить в месте соприкосновения панцыря и деки тонкую деревянную прокладку.

л) Если струны слишком Тонки или слишком низко настроены. Следует подобрать струны надлежащей толщины, а инструмент настроить по камертону.

м) Если жильные струны перетерлись и на них образовались волоски и заусеницы. Следует изношенные струны заменить новыми.

Отчего струны фальшивят на ладах и инструмент не дает верного строя

а) Если подставка для струн стоит не на месте. Подставка должна стоять так, чтобы расстояние от нее до двенадцатого лада обязательно равнялось расстоянию от двенадцатого лада до верхнего порожка.

Если струна, прижатая на двенадцатом ладу, не дает чистой октавы по отношению к звуку открытой струны и звучит выше, чем следует, подставку нужно отодвинуть дальше от голосника; если же струна звучит ниже, то подставку, наоборот, следует подвинуть ближе к голоснику.

Место, где должна стоять подставка, на хороших инструментах обычно отмечено маленькой точкой.

б) Если струны фальшивые, неровные, плохой выработки. Следует заменить струнами лучшего качества. Хорошая стальная струна отличается присущим стали блеском, сопротивляется сгибанию и сильно пружинит. Струна из плохой стали или железная не имеет стального блеска, легко сгибается и плохо пружинит.

Особенно плохой выработкой страдают жильные струны . Неровная, плохо отшлифованная жильная струна не дает верного строя.

При выборе жильных струн целесообразно пользоваться струномером, который можно сделать самому из металлической, деревянной или даже картонной пластинки.

Каждое кольцо жильной струны осторожно, чтобы не помять, просовывают в щель струномера, и, если струна на всем своём протяжении имеет одинаковую толщину, т. е. в щели струномера доходит в любой своей части всегда до одного и того же деления, — значит, она будет звучать верно.

Качество и чистота звука струны (помимо ее верности) зависят также и от ее свежести. Хорошая струна имеет светлый, почти янтарный цвет и при сжимании кольца пружинит, стремясь принять первоначальное положение.

Хранить жильные струны следует в восковой бумаге (в которой они обычно и продаются), подальше от сырости, но и не в слишком сухом месте.

в) Если лады неправильно расположены на грифе. Требуется капитальный ремонт, который может выполнить только квалифицированный мастер.

г) Если гриф покоробился, вогнулся. Требуется капитальный ремонт, который может выполнить только квалифицированный мастер.

Отчего струны не держат строй

а) Если струна плохо закреплена на колке и выползает. Необходимо тщательно закреплять струну на колке так, как это указано выше.

б) Если фабричная петля на нижнем конце струны плохо сделана. Нужно самому сделать новую петлю или заменить струну.

в) Если новые струны еще не обтянулись. Надев на инструмент новые струны и на строив, необходимо их обтянуть, слегка прижимая большим пальцем к деке недалеко от подставки и голосника или оттягивая осторожно вверх. После обтяжки струн инструмент необходимо тщательно настроить. Обтяжку струн следует производить до тех пор, пока струна не будет сохранять точной настройки, несмотря на обтягивания.

г) Если инструмент настраивать, ослабляя натяжение струн. Настраивать инструмент надо подтягивая, а не ослабляя струну. Если струна настроена выше, чем нужно, лучше ослабить ее и подстроить правильно, вновь ее подтягивая; в лротивном случае струна во время игры обязательно понизит настройку.

д) Если колки не в порядке, сдают и не держат строй. Следует заменить испорченный колок новым или попробовать при настройке крутить его в обратную сторону.

Отчего струны рвутся

а) Если струны плохого качества. Следует тщательно выбирать струны при покупке.

б) Если струны толще, чем требуется. Следует пользоваться струнами такой толщины и сорта, которые на практике оказались наиболее подходящими для инструмента.

в) Если слишком длинна мензура инструмента, вледует пользоваться специальным подбором более тонких струн, хотя такой инструмент нужно рассматривать как производственный брак.

г) Если слишком тонка (остра) подставка для струн. Следует пользоваться под ставками нормальной толщины, а прорезы для струн подшлифовывать стеклянной бумагой (шкуркой) так, чтобы яе было острых краев.

д) Если отверстие в колках, в которое просовывается струна, имеет сли шком острые края. Необходимо выровнять и сгладить края маленьким трехгранным напильником и по дш лифов ать шкуркой.

е) Если струна при развертывании и надевании помята и на «ей получились изломы. Развертывать и натягивать струну на инструмент ‘надо так, чтобы изломов и перекручиваний струны не получалось.

Как сохранять инструмент

Тщательно храните свой инструмент. Инструмент требует к себе внимательного отношения. Не держите его в сыром помещении, не вешайте против или около открытого окна в сырую погоду, не кладите его на подоконник. Впитывая в себя вла-ту, инструмент сыреет, расклеивается и теряет звук, а струны ржавеют.

Держать инструмент на солнце, близ отопления или в слишком сухом месте также не рекомендуется: от этого инструмент рассыхается, дека и кузов лопаются, и он приходит в полную негодность.

Играть на инструменте надо сухими и чистыми руками, иначе на грифе у ладов под струнами скопляется грязь, а сами струны ржавеют и лишаются чистого звука и правильного строя. Лучше всего после игры протирать гриф и струны сухой чистой тряпочкой.

Для предохранения инструмента от пыли и сырости его надо держать в чехле, сшитом из брезента, с мягкой подкладкой или в футляре из картона, обшитом клеёнкой.

Если удастся приобрести хороший инструмент, и он со временем потребует текущего ремонта, остерегайтесь его подновлять и «наводить красоту». Особенно опасно снимать старый лак и покрывать новым лаком верхнюю деку. Хороший инструмент от такого «ремонта» может навсегда потерять свои лучшие качества.

Как нужно сидеть и держать балалайку во время игры

Играя на балалайке, следует сесть на стул, поближе к краю так, чтобы ноги в коленях были согнуты почти под прямым углом, а корпус держался свободно и достаточно прямо.

Взяв балалайку за гриф в левую руку, положите ее кузовом между колен и слегка, для большей устойчивости, сожмите ими нижний угол инструмента. Гриф инструмента несколько отстраните от себя.

Локоть левой руюи во время игры ни в коем случае не прижимайте к туловищу и не отводите его чрезмерно в сторону.

Гриф инструмента должен лежать немного ниже третьего сустава указательного пальца левой руки. Ладонь левой руки к грифу инструмента прилегать не должна.

Посадку можно считать правильной:

а) если инструмент во время игры сохраняет свое положение даже без поддерживания его левой рукой;

б) если движения пальцев и кисти левой руки совершенно свободны и не связаны «поддерживанием» инструмента;

в) если посадка вполне естественна, производит внешне приятное впечатление и во время игры не утомляет исполнителя.

История балалайки

Глубины веков

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Популяризация балалайки

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку.

Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета.Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Балалайка в наши дни

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Видео: Балалайка на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

eomi.ru