Сарафан, как элемент русского народного костюма. Народный сарафан детский выкройка


Шьем русский народный сарафан своими руками. Начинаем с создания выкройки для него

2014-05-21T08:52:41+04:00

Автор:

21.05.2014

Русский народный сарафан - это очень красивый наряд, и пусть мы не носим подобную вещь в повседневной жизни, но некоторые элементы русской национальной одежды часто можно увидеть в современной моде. Сегодня мы сошьем с вами русский народный сарафан.

Национальный сарафан включает 6 деталей (по два элемента уходят на боковые детали, передняя и задняя половинки) и подклад до бедер. При пошиве наряда вытачки на груди и спине необходимо строчить одновременно с подкладом, а на боковых сторонах все строчки выполняем на талии, тем самым выделяя ладный силуэт. Сзади русско-народного сарафана, посередине спинки, делается складка до талии, а потом уже наряд идет свободного кроя. Выполнить оформление всего наряда, применяя украшение, а центр русского сарафана, моделирующий пристежку, можно декорировать интересными пуговками. Примерно материала уйдет по выкройке на национальный сарафан и кокошник – 800 см шелка и вискозы на сарафан, 300 см бязи на подклад, 300 см шелка на рубашку, 400 см бязи на нижнюю юбку.

Национальная одежда остается популярной при использовании в театральных спектаклях, на концертах и у людей, которые занимаются проведением мероприятий. Для всех этих людей будет полезна статья, как сшить русский сарафан своими руками.

Русский сарафан носят и в наше время, только немного изменили фасон. Простота модели и применение различных тканей по оттенку и текстуре дают право носить такой фасон и для работы, и для отдыха. Но в статье подробнее рассмотрим выкройку старинного русского сарафана. Для этого нам требуется:• Плотный одноцветный ситец, сатиновый материал – 250 см и шириной 110 см • Яркий материал с меленьким узором 200 см и шириной 90 см• Украшение (кружевная ткань или тесьма) 1000 см• Бумага, чтобы начертить выкройку• Сантиметровая лента

Этапы работы:

1. Для начала необходимо снять с себя мерки спины и груди. На бумаге нарисовать личную выкройку, исходи из своих замеров.

Берем материал из ярких алых цветов и вырезаем элементы нашего сарафана. Получится кокетка и лямки задуманного наряда. Оставшийся цветной материал требуется нарезать на полоски шириной 7 см, чтобы потом выполнить оформление сарафана. 2. далее вырезаем 2 трапеции из одноцветной ткани. Высота трапеций зависит от выбранной длины сарафана. Длина основания внизу 110 см, вверху выполните разным. Сзади полотно необходимо сделать на 5 см больше, чем ширина спинки, перед на 8 см. 3. прострачиваем боковые детали кокетки, обрабатываем каким-либо украшением ее верх. 4. в центре переда прострочите для отделки цветную ткань. Скрепите ее одновременно с украшением, располагая по вдоль строчки.5. прошейте боковые детали переда и спинки изделия. Низ необходимо отделать полоской из цветного материала по вдоль строчки с украшением. 6. прострочите кокетку и низ изделия. С помощью утюга погладьте все строчки с изнаночной стороны. Лямки сверните напополам, прошейте их, распределяя украшение по краю. Погладьте лямки и откорректируйте их положение и длину наряда, когда примерите на себя. Пришейте лямки к кокетке.

Кокошник можете сделать по следующему принципу:

Итак, наш русский народный сарафан готов!

svoimi-rukami-club.ru

Как сшить русский народный сарафан?

Не только знаменитые имена и значимые события составляют основу национальной истории любого народа. Отличается она и национальной одеждой, которая есть у всех без исключения. И если в большинстве случаев она так и остается просто декоративным элементом для выступлений и представления в музеях, то русский народный сарафан сегодня становится всё более популярным в качестве повседневной одежды.

Несмотря на популярность, купить его не так просто, да и стоит он немало,  но если Вы хотите иметь такой сарафан, сшейте его сами.

Выкройка русского народного сарафана

  • Для построения выкройки нужно снять 3 мерки: длина от плеча до груди, обхват груди, длина от груди до пола. Затем построить большой прямоугольник. Его ширина должна равняться полуобхвату под грудью, а высота – длине изделия. Необходимо также оставить по 4 см на припуски для швов.
  • Далее сделать выкройку верха. Нужно начертить трапецию, высота которой равняется длине от верха груди до линии, где начинается подол сарафана, закруглить её боковые стороны под проймы. Затем построить выкройку бретели любой ширины. Длина её должна равняться размеру от плеча до начала груди, умноженный на 2 с добавлением припусков на швы. Выкройку следует перенести на ткань, после чего вырезать по 2 детали.

  • Для выкройки русского народного сарафана по старинному способу шитья понадобится 8 м шелка вискозы – для сарафана, 5 м полотна – рубаха, 4 м белой бязи – нижняя юбка, 3 м белой бязи – подкладка, 3 м шелка маркизета – рубашка.
  • Классический русский народный сарафан состоит из 6 частей с подкладкой до бедер. 2 части идут на бока, перед и спину. Все швы в боках зашиваются по талии, на груди и спине – вытачки вместе с подкладкой. По центру спины, сзади, складка до талии зашивается, а затем идет свободно. В виде застежки ряд стеклянных цветных пуговиц обычно проходит по центру. Отделка сарафана представляет собой простое кружево с фигурной тесьмой. 
  • Рубашка для сарафана по подолу вышивается. В бока рукавов и рубахи вводятся снизу клинья. Рукав, выкроенный из прямого полотнища, у плеча собирается несколько раз и, накладываясь, образует короткое плечо. У кисти рукава вырезаются зубцами, затем собираясь на резинке, образуют оборки. Застежки и ворот рубашки отделываются белой фигурной тесьмой и узким кружевом.   

Русский сарафан для девочки

  • Начните процесс шитья с выбора материала, обратив внимание на яркость и качество ткани. Русский сарафан должен выглядеть одноцветным, ярким или быть с орнаментным рисунком. Если подобрана рубашка для сарафана, ткань можно подобрать под её отделку. Теперь можно приступать к построению выкройки сарафана. Для этого измерьте рост девочки от пола до подмышек. Эта мерка станет длиной сарафана, но для девочки наряд сшейте не в пол, как для взрослых, а выше на несколько см.

  • Измерьте обхват груди и увеличьте размер в 2,5 р. Эта мерка станет шириной юбки. Если хотите сделать сарафан расклешённым книзу, сшейте его из 4 частей, которые расширяются к подолу.   
  • После этого раскроите остальные части. Начертите кокетку, нарисовав полосу, длина которой  совпадает с обхватом груди с прибавлением с каждой стороны по 6 см. Её ширина составляет от 10 до 12 см. Лямки выкройте шириной 10 см, а длиной 40 см. Лишние части при примерке отрежьте. Боковые швы прошейте, а края обметайте. Первый шов расположите сзади, но не прошивайте его до конца, оставив небольшое место для застежки. Края застежки подогните и от края на 1 см в виде буквы «П» перевернутой прошейте. 
  • По верху юбки сарафана сделайте строчку крупными стежками. Её нужно стянуть так, чтобы длина стала меньше длины кокетки на 4 см. Складки распределите равномерно. Кокетку пришейте и выровняйте по центру. После этого стык должен быть в районе застежки. Вместе с верхним срезом юбки края кокетки обметайте.  
  • Загните кокетку в 2 р., таким образом, чтобы прошить с изнанки торцы. После выверните их и, подогнув свободную сторону кокетки, вручную приметайте. Затем прошейте на швейной машинке. Чтобы шов получился ровным, изнаночную сторону кокетки можете перед этим пришить потайными стежками. Подол обметайте и подбейте. Пуговицу пришейте на кокетку и на другой стороне сделайте петлю.
  • Лямки по длине сшейте с изнанки и выверните. К переду пришейте их так, чтобы край изнутри оказался спереди. Сарафан наденьте на девочку и определите длину лямок, отрезав лишнее. Лямки пришейте сзади ближе к центру, так они не будут падать с плеч. Отделайте его декоративными оборками, атласными лентами по подолу, по лямкам и верху. 

Сарафан в русском стиле

Вам понадобится 2,5 м при ширине 110 см сатина и однотонного ситца, 2 м шириной 90 см – цветной ткани в мелкий рисунок, 10 м кружева, бумага для выкройки, сантиметровая лента. Для начала измерьте ширину груди и спины. Постройте на бумаге выкройку с учетом этих размеров.

  • Вырежьте из цветной ткани по 2 детали, который станут лямками и кокетками сарафана. Из остатков ткани вырежьте ленты шириной 10 см, их можно использовать на отделку. Выкройте 2 трапеции из однотонной ткани и определите их высоту, учитывая нужную длину сарафана. Верхнее основание трапеции постройте разным, а длину низа равным 110 см. Также переднее полотнище должно равняться 8 см, а заднее быть больше ширины спины на 5 см. Боковые части кокетки сшейте, обработав верхнюю часть тесьмой.
  • Проложив цветную ленту по центру передней части и тесьму вдоль шва, пришейте их вместе. Боковые части заднего и переднего полотнища сшейте. Обработайте подол цветной отделочной лентой вместе с тесьмой, проложенной вдоль шва. Подол отгладьте. Прострочите крупным стежком верхнюю часть полотнищ, собрав по ширине нижней части кокетки «в кулиску».
  • Кокетку сшейте вместе с нижней частью сарафана. Все швы с изнанки прогладьте и обработайте. Сложите пополам лямки, прострочите и проложите тесьму по краю. Лямки прогладьте и, надев сарафан, отрегулируйте их местоположение. После чего пристрочите к кокетке. Ваш русский народный сарафан готов.

Читайте также:

Если хотите приобрести для своего гардероба уникальную одежду, которая не оставит ни одного мужчину равнодушным, сшейте русский народный сарафан. Это исконно русская одежда всегда занимала особое место в гардеробе каждой женщины и сегодня вновь возвращается в моду. Разнообразный стиль выкроек, красивые ткани, декоративные элементы украшения – всё это поможет обладательнице сарафана в русском стиле с легкостью создать воздушный и женственный образ.

ladyspecial.ru

Выкройки русских народных сарафанов

Русский сарафан был важной частью жизни женщин на Руси. По крою, тканям и украшениям сарафана можно было безошибочно определить семейный и социальный статус женщины, ее возраст и местность, откуда она родом. В этом материале мы расскажем об основных видах сарафанов и подскажем, как их сшить своими руками.

Русский сарафан и кокошник - самые узнаваемые детали традиционного костюма славянских народов, проживавших в Российской империи. Первые упоминания этого слова есть в летописях XIV века, впрочем, тогда этот предмет одежды носили мужчины. Сарафаном называли широкий, расклешенный книзу кафтан. В этом нет ничего удивительного: само слово sarapa или sarapai предположительного иранского происхождения, переводится буквально как "одетый с головы до ног" и означает мужскую одежду с рукавами.

Несколько столетий спустя эта деталь одежды стала полностью женской. При этом популярность сарафанов настолько выросла, что они стали вытеснять во многих губерниях традиционную поневу - расшитую ткань, которую крестьянки носили, обернув вокруг бедер.

Первые известные исследователям сарафаны на Руси были "глухими" и косоклинными. Наиболее древние образцы напоминали туники. Изделие состояло из одной детали, согнутой пополам, к которой по бокам были пришиты прямые отрезы ткани или несколько косых клиньев.

Сарафаны шили из самостоятельно сотканных материалов, окрашивали также в домашних условиях. Большая часть сарафанов до XIX века были натурального цвета, неокрашенные. С развитием фабричного производства в Российской империи крестьяне стали закупать яркие разноцветные ткани и шить одежду из них.

Сарафан, как и другие детали русской одежды, был наполнен символами, важными для крестьянина. Края изделия (как и края русской рубахи) украшались сложными вышивками, в которых были зашифрованы знаки, оберегающие владелицу сарафана от дурного глаза, колдовства, злых духов. На спине сарафанов до наших дней сохранилась необычная деталь, которая называется в народе "лягушка" или "вилка". Форма этого элемента действительно напоминает распластанную лягушку - символ деторождения, плодовитости, богатства. Женщины верили, что такой амулет убережет женское здоровье, спасет от бесплодия, сделает детей здоровыми.

Мы подготовили для вас выкройки русских народных сарафанов и видео мастер-класса по изготовлению русского косоклинного сарафана.

 Видео

 

Мастерская Ангел производит множество вариантов русских сарафанов - для взрослых женщин, и для девочек. Некоторые модели - стилизованые, они адаптированы для сценических выступлений - хореографических номеров, спектаклей, народных гуляний. Часть моделей - приближены к аутентичным. При их создании художники Мастерской учитывали цвета, элементы отделки, мотивы вышивки и крой, характерные для той или иной местности. Отдельное место в коллекции сарафанов от Мастерской Ангел занимают изделия, выполненные по мотивам традиционных русских народных росписей - Гжель, Хохлома, Городецкая роспись и т.д.

Купить русский сарафан можно, зайдя в соответствующий раздел сайта.

master-angel.ru

Русский сарафан: как сшить. Видео

В современной европейской культуре находится место и народным праздникам. А это значит, что умение шить традиционные костюмы снова востребовано. Народная одежда идет всем. Русский сарафан подчеркнет изящество худенькой девушки, а толстушку сделает стройнее. Дополните его рубахой с богатой вышивкой и настоящими вологодскими кружевами, роскошным кокошником – и на празднике вы будете просто неотразимы.

Содержание статьи:

Русский сарафан сшить

Фото: Shutterstock

Раскрой сарафана

Традиционная одежда шьется чаще всего без выкройки, и это понятно, ведь шить ее должна была уметь любая женщина. Изначально русский сарафан шился из нескольких полос, поскольку отрез чаще всего имел небольшую ширину. Сейчас в магазине можно найти яркую хлопчатобумажную ткань любой ширины, так что крой можно при желании упростить. Сделайте лекало для кокетки. Измерьте обхват торса над грудью. Сантиметровая лента должна проходить через подмышки, параллельно полу. Разделите эту мерку пополам. Если у вас нормальная осанка, обе детали кокетки будут иметь одинаковую длину.

Для сутулой фигуры на пару сантиметров увеличьте заднюю часть, для перегибистой – переднюю

Ширина кокетки - 12 см. Постройте на бумаге прямоугольники с нужными размерами. Положите детали так, чтобы длинные стороны располагались горизонтально. По нижним сторонам обеих деталей отложите в сторону центра по 0,5 см с каждой стороны. Соедините верхние углы с этими новыми точками прямыми линиями. Задняя деталь готова, ее осталось только обвести. Переднюю деталь нужно немного достроить. Найдите середины горизонтальных линий и соедините их прямой, продолжив ее на 1 см вниз. Это отметку соедините с нижними углами плавной кривой. Лекало готово. Вам понадобится по 2 детали кокетки. Если сарафан будет на подкладке, внутренние части обеих деталей сделайте из подкладочной ткани. Задняя часть кокетки заканчивается почти на линии талии, так что можно ее сделать и шире.

Пошив летнего женского платья

Бретели и подол

Выкроите 2 прямоугольника для бретелек. Ширина их должна быть в 2 раза больше готовой детали, плюс по 1 см с каждой стороны на припуски. Полотнища сарафана представляют собой сшитые вместе полоски ткани. Кромки можно не обрезать. Вам нужно знать длину изделия от низа кокетки до низа. Классический сарафан шьется из 7 полотнищ – 3 спереди и 4 сзади. Задние полотнища намного короче передних, поскольку кокетка располагается ниже примерно на 20 см. Если сарафан на подкладке, подкладочная ткань должна быть той же ширины, что и основная.

Сборка народного сарафана

Сшейте 3 длинных полотнища для переда. Соберите вместе и полотнища задней части. Сшейте обе заготовки. По верхнему срезу прошейте детали швом «вперед иголку» и сделайте сборки. Сложив попарно детали кокетки изнаночными сторонами наружу, сострочите переднюю и заднюю половинки. Сложите детали кокетки попарно, лицевой стороной внутрь. Сметайте и сострочите верхний шов, выверните детали и заутюжьте швы. Подогните края открытых срезов внутрь на 0,5 см и тоже заутюжьте. Выверните кокетку на изнаночную сторону, сметайте и стачайте боковые швы. Вложите основную часть сарафана между слоями кокетки и аккуратно вметайте, укладывая красивыми сборками, а затем втачайте.

Если есть подкладка, сшейте ее так же, как и внешнюю часть, прошейте по верхнему краю и вложите между слоями кокетки вместе с основной частью так, чтобы совпали верхние срезы

Примерьте, что у вас получилось. Сшейте бретельки, приколите их к верху кокетки и отрегулируйте длину. Наиболее удобен вариант, когда бретельки пришиваются под углом к середине задней части кокетки. Вторые их концы пришиваются над молочными железами. Обработайте низ и украсьте ваш сарафан.

Также интересно почитать: шьем юбку для фламенко.

История моды: что носили русские женщины до ХХ века

www.wday.ru

Culture and art

Выкройка русского народного костюма

Косоклинный распашной сарафан

Косоклинный распашной сарафан, или сарафан со швом спереди (клинник, косоклинный, семиклинный, костыч, сукман, кашемирник, кошто), — второй тип народного женского сарафана.Форма сарафана трапециевидная, состоящая из двух полотнищ, спереди соединенных посередине застежкой на пуговицы или швом. Форма сарафана дополнялась полотнищем по спинке и клиньями разной величины и отличалась по принципу сужения и расширения. Отмерив нужную величину размера верха изделия, полочки и спинки, лишнюю ткань срезали и дополняли ею низ изделия.

ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ КОСОКЛИННОГО САРАФАНА ПРИ ШИРИНЕ ТКАНИ 1 М 40 СМРазмерные признаки фигуры (мерки): длина изделия; От I, От II, Шг, Шс — заданная величина размера 17—20 см, ШПр — вычисляема. Длина изделия — от линии От 1 до нужной длины, чуть ниже щиколотки.1. Берем 2 длины изделия ткани шириной 1м 40 см.2. Полочка:• определяем центр, прокладываем цветной нитью или мылом• от центра влево и вправо откладываем вытачку по 1 см или 1,5 см, прокладываем линию• определяем ширину груди, откладываем Шг влево и вправо от вытачки• определяем глубину проймы, из конечных точек ширины груди вниз откладываем 6-7 см, влево и вправо проводим линии• опр I — (Шс 20 см + Шг) = : 2 =• из конечных точек проймы с левой и правой стороны проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани• деталь полочки вырезаем ножницами, лишнюю ткань в форме клина переворачиваем и прикладываем к боковой стороне детали полочки, таким образом расширяя форму полочки в трапециевидную.3. Спинка: второе полотнище ткани• определяем центр полотнища• определяем высоту и ширину лямкодержателя Н=4—5 см, ширина 3—4 см; ширина лямкодержателя определяется в зависимости от ширины лямок• от центра спинки откладываем 17—20 см (поделив пополам) влево и вправо• из конечных точек спинки проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани• вырезаем деталь спинки, лишняя ткань в форме треугольника — клина переворачивается и прикладывается к боковому шву изделия, т.е. к детали спинки 98• бретели: определяем длину и ширину бретелей, вырезаем верхнюю и нижнюю деталь бретели, бретель дополняется прокладочной деталью, которая вкладывается между двумя основными деталями4. Крой подклада сарафана.Косоклинный сарафан по народным традициям пошива изделия дублировался, в основном дублировалась полочка. Спинка не дублировалась, поскольку она имеет более сильное расклинение, чем полочка. Сарафан можно дублировать двумя способами:Первый способ, когда дублируется вся полочка и линия низа сарафана так называемым «оподольником» высотой 12—15 см.Второй способ дублирования сарафана заключается в обработке сарафана подкладочной тканью (ситец, холст) до линии талии. Крой подклада производится по тем же принципам кроя, который присутствует в сарафане.Все линии среза, бретели, верхняя часть сарафана — полочки и спинки, линия низа изделия — обрабатываются цветным руликом.Материалы для пошива сарафана: шелк, шерсть, полушерсть.Подкладочные материалы: ситец, бязь, холст льняной.Материалы для декоративного оформления: ленты золотистого цвета, жаккардового переплетения, пуговицы круглые на ножке, шнур для петель, тесьма орнаментальная или одного цвета. Цветной рулик (бейка).

РУБАХА ТУНИКООБРАЗНОГО ПОКРОЯ

Крой рубахи производится на ширину холста— 40 см. Туникообразная рубаха состоит из центрального полотнища, состоящего из двух длин, равных длине изделия, боковых полотнищ рукавов и клиньев.

Крой рубахи1. Эскиз.2. Предварительный расчет.3. Размерные признаки.Длина изделия; длина рук; обхват шеи.Крой центрального полотнища: берем 2 длины холста, равных длине изделия (Д.изд.)Полотнище холста перегибаем пополам, одна часть полотнища приходится на полочку, другая на спинку.Находим центр полотнища, влево и вправо (по горизонтали) откладываем по 8—9 см, по вертикали от центра откладываем к спинке — 4 см, к полочке 8—9 см. Оформляем горловину плавными линиями и делаем разрез по полочке (пазуха).Крой рукавовБерем три длины полотнища, равных длине рукава, длине рук.Две длины полотнища оставляем цельными, третью длину разрезаем пополам и надставляем к двум предыдущим полотнищам. Ширина рукава — 40 см (ширина холста) и 20 см дополнительного полотнища.Ширина рукава составляет 60 см.Крой лотнищ боковых полотнищДлина боковых полотнищ туникообразной рубахи составляет:длина изделия —ширина рук — 30 см, длина боковых полотнищ 90 см. Ширина полотнища — берем две длины холста (боковых полотнищ), равных 90 см, каждое разрезаем 90—20 см, прилегают к рукаву и центральному полотнищу в боковой части (с левой и правой стороны).Крой клиньевТрадиционным решением формы клиньев является квадрат и треугольник. Клинья могут быть цельновыкроенными или со швом. Для цельновыкроенного клина используем квадрат 17×17 см или 15×15 см.При пошиве один клин по диагонали перегибаем попалам, одна часть приходится на спинку, другая на полочку.Крой обтачки.Обтачка кроится по диагонали. Ширина обтачки 1,5 —2 см.

НАРОДНАЯ ЖЕНСКАЯ РУБАХА БЕЗ ПОЛЯКОВНародная женская рубаха без поликов изготовлена из тонкого льняного полотна, шириной — 65 см. Крой рубахи решен по принципу составной, (составная — составлялась из двух различных материалов, фабричных тканей и холста домашнего производства).Рубаха без поликов включает стан, станушку, рукава, клинья.Стан — нижняя часть изделия, состоит из двух деталей, длиной — 75 см, шириной — 65 см.Станушка — рукава — для решения рукавов использованы 2 длины льняного полотна, длиной 40 см,шириной 65 см /40×65 см/.Дополняют ширину рукава 2 куска ткани, размерами 40×15 см, общая ширина рукава составляет80 см.Клинья — цельновыкроенные, 2 детали для спинки и полочки, размерами 8×15 см.Кокетка — 2 детали, спинка — длина 28 см, ширина — 50 см /28×50 см/. Полочка — длина 23 см,ширина 50 см. Разница в 5 см длины кокеток дается для посадки изделия и оформления горловины.Этот метод позднего решения, наблюдаются и такие варианты, когда кокетки кроят одной длины.Особенности рубахи без поликов.В народном крое рубахи без поликов ширина кокетки почти всегда меньше ширины стана /ширина кокетки 50 см, ширина стана 65 см.При соединении эти детали рубахи имеют выступообразную форму, выступ на «стане» является местом %для расположения поликов, которые заменяют рукава.Горловина и рукава в рубахе без поликов собираются в мелкие складки, горловина обшивается обтачкой1,5—2 см, рукава манжетом 6—7 см.Рубаха без поликов имеет вышивку, по стану проходит композиция бордюрного построения, высотой в 4,5 см, вышивка — «роспись». Орнамент зооморфный с исключением растительного мотива /птица + дерево/. Станушка: рукава /основные полотнища/, обтачка и манжеты вышиты гладью и «крестом», сетчатого и линейного раппортов. Орнамент геометрический: восьмиконечные и четырехконечные розетки.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫСборник (повойник) — головной убор замужней женщины. Форма головного убора состоит из 2 деталей: донца и очелья. Очелье выполняется из сатина, донце на твердой основе (картон, холст, парча, метонить) вышивается золотой или серебряной нитью. Орнамент растительный «древо жизни». Головной убор изготавливается на подкладе, материалом которого служит ситец набивной. Подклад выкраивается так же, по тем же принципам, что и повойник. Донце и очелье подклада сшиваются, вставляются в головной убор, закрепляются по верхней линии вокруг донца воздушными петлями. Линия низа повойника вместе с подкладом обрабатываются косой бейкой другого цвета и тона.Построение головного убора. Описание кроя. Размерные признаки головы (мерки): О. (обхват) головы — … Ш. (ширина) лба — Очелье: по горизонтали откладываем О. гол. — …, по центрально- осевой линии высота детали 8—9 см, высота может быть меньше или больше.Высота очелья в затылочной части меньше на 2—3 см, т.е. от центральной части детали заужаются. Детали очелья кроятся так: одна из основной ткани, другая из подкладочной.Донце — овальной формы, по центрально-вертикальной линии составляет высоту 21 см, по горизонтальной 14,5 см. Детали донца кроятся из основной, прокладочной и подкладочной ткани.Карельский женский головной убор — «Сорока» Форма головного убора мягкая, вытянутая, в виде завязанного платка.«Сорока» состоит из 2 деталей: донца и очелья.Очелье: центральная часть головного убора, выполняется из красного сатина и вышивается желто-оранжевыми нитками, геометрическим орнаментом. Рисунок орнамента подчеркивается черной нитью.В декоративное оформление очелья входили поэтки. К очелью, к центральной части, пришиваются кусочки дорогостоящих тканей (бархат, шелк).Продолжают форму очелья завязки, которые выполняются из сатина другого цвета и тона.Донце — верхняя часть головного убора — выполняется из дорогостоящих фабричныхматериалов: шелка однотонного или с цветным рисунком. Головной убор подшивается ситцевым подкладом.Подклад кроится так же, как и верхняя часть головного убора. Нижняя линия головного убора «сороки» обрабатывается цветным руликом.Построение формы женского головного убора «Сорока».Размерные признаки (мерки):О. (обхват) головы — …, Ш. (ширина) лба — …Очелье: по горизонтали откладывают О гол. — 57 см, находим центр, определяем высоту очелья 9 см. Отмечаем ширину лба (ширину и высоту центральной части головного убора). Ш.— 13 см, h — 7,5 см.На концах детали определяем высоту завязок 5—7 см, точки соединяем.Донце — имеет длину 40—41 см по центрально-осевой линии, вверху детали в области очелья ширина составляет 5—6 см, линия донца закругляется и имеет овальную форму, внизу ширина детали — 20 см.

culture-art.ru

Выкройка: русский сарафан для девочки

Несмотря на то что современные технологии стремительно развиваются, люди всё чаще стараются возвращаться к старинным традициям и нарядам. Многие дошкольные учреждения используют в своих торжествах и утренниках мотивы народного творчества. Для того чтобы самостоятельно изготовить национальный женский костюм, обязательно нужна выкройка. Русский сарафан, созданный таким образом, получится максимально реалистичным и настоящим.

История национального наряда

На протяжении более пяти веков он был основным видом одежды для русских женщин всех слоев населения. Немного позже такой костюм стали разделять на деревенский и городской. Общим у всех традиционных нарядов было то, что для его изготовления требовалась выкройка. Русский сарафан выглядел следующим образом. Это была длинная рубаха до пола, состоящая непосредственно из безрукавного платья и юбки.

Чаще всего основным цветом выбирали красный или его оттенки. Голову принято было покрывать специальным кокошником, украшенным позолотой, жемчужинами или серебром. Традиционная выкройка сарафана русского народного была создана таким образом, чтобы наряд был максимально комфортным и практичным. Свободный и широкий крой позволял легкое и нестесненное передвижение.

К сожалению, в последнее время такие наряды практически не встречаются в повседневной жизни. Используются они в основном только для выступлений на сценах театров, концертных залов, а также у людей, которые профессионально занимаются проведением мероприятий и праздников различного вида.

Как он должен выглядеть

Традиционный женский наряд изготавливался из натуральной ткани, украшенной ручной вышивкой, а также красивыми узорами. Чаще всего использовали геометрические, абстрактные, растительные и животные мотивы. Для вышивки принято было брать нити красного, зеленого, желтого, синего цвета. Если в основе использовалась правильная выкройка, русские сарафаны имели довольно красивый и оригинальный вид.

Типы и виды сарафанов

Русский народный женский костюм имеет четыре основных типа.

  • Туникоподобный глухой косоклинный наряд является наиболее древним, грамотная выкройка русский сарафан позволяла создать с цельным передним полотнищем. Такую одежду изготавливали из самодельного текстиля черного или красного цвета. Платье этого образца пользовалось широкой популярностью у женщин всех губерний России.
  • Распашной сарафан с основным центральным швом состоит из трех полотен ткани, два из которых располагаются спереди и один сзади. Наиболее востребованными такие наряды стали в 19-м веке в южных губерниях страны. Текстиль для изготовления принято было использовать холщовый или шерстяной. При желании прибавить тепла или жесткости применялась дополнительная подкладка. Платье такого типа имело довольно красивый и убранный верх.
  • Модель прямого или круглого кроя считается одним из наиболее практичных и применяемых фасонов среди русских женщин 19-го века. Выкройка сарафана русского народного этой модели имела вид очень расклешенной юбки со сборкой в районе груди. Место тканевых складок украшалось нашивкой. Наряды для ежедневного использования изготавливались из текстиля клетчатой расцветки. Торжественные варианты шились из более дорогой ткани, которая декорировалась вышивкой, лентами, бахромой.
  • Модель с лифом является разновидностью прямого платья. Для изготовления этой модели обязательно требовалась выкройка. Русский сарафан создавался из двух частей: расклешенной юбки, облегающего лифа. Застегивался он спереди при помощи пуговиц или крючков. Наиболее востребованным такой вариант был в центральных частях страны.

Где купить сарафан для девочки

Приобрести женский традиционный сарафан для девочки можно в магазинах женской одежды. Поскольку разновидностей и типов национальных нарядов очень много, важно подобрать максимально подходящий наряд, который будет идеально сидеть на ребёнке. Приобрести платье можно и в интернет-магазине, этот способ шоппинга набирает всё большую популярность.

Чтобы создать свой оригинальный наряд, рекомендуется воспользоваться услугами профессиональной швеи, которая выполнит работу с учетом всех пожеланий и требований клиента. В качестве образца для неё можно использовать выкройки русских сарафанов для девочек, которые желательно самостоятельно подыскать в интернете или в журналах по шитью. В таком случае удастся изготовить наряд, который точно понравится и подойдет ребенку, поскольку будет изготовлен с учетом его физиологических параметров, а также личных пожеланий.

Делаем всё своими руками

Чтобы создать русский народный наряд своими силами, необходимо запастись подходящим текстилем, швейной машинкой и желанием. Простая выкройка русского народного сарафана должна изготавливаться из плотной бумаги, поэтому очень важно найти довольно большие полотна. Размеры определяются таким образом: измеряются обхват груди, талии, ширина спины и груди, а также длина бретелек и общая длина платья. Затем все размеры переносятся на бумагу, расчерчивается схема натурального размера, по которой будет шиться готовое изделие.

Создание дополнительных деталей наряда

Для создания национального наряда требуется не только непосредственная выкройка. Русские сарафаны обязательно должны дополняться кокошником и простой рубахой. Это позволит придать модели более гармоничный образ, соответствующий старинному наряду. Головной убор можно изготовить из картона или пластика, украсив его бусинами, лентами или тесьмой. Держаться он будет с помощью бантов, завязанных сзади на затылке.

Просторную рубаху рекомендуется шить из светлой натуральной ткани. Её длина не должна опускаться ниже уровня бёдер. На краях рукавов делаются небольшие сборки. Место застежки можно декорировать кружевами или лентами.

Русский народный сарафан является не только национальным достоянием народа, но и отличным способом привить детям любовь к старинным традициям своей родины. Девочка, одетая в яркий и красочный наряд, способна украсить своим внешним видом любое торжество. И сама малышка почувствует себя частью традиций и национальной гордости.

fb.ru

Сарафан, как элемент русского народного костюма

    

Автор публикации:

искусствовед Дедкова Нина Николаевна

 

Историческая справка

Сарафан – собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.  В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII – XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

 

Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.

 

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

 

Н. Солонинкин. "Хоровод". Миниатюра. 1992г. Федоскино.

 

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем хоровод девушек, одетых в "гарусники" – сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках – больших коробах из липы.

 

Типы сарафанов

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

  • туникообразный глухой косоклинный;
  • косоклинный распашной или с центральным передним швом;
  • прямой круглый или московский; прямой с лифом;
  • прямой с лифом на кокетке (полуплатье).

 

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

 

 

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

 

    

Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.

 

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

 

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

    

Праздничная одежда. Первая половина XIXв. Тверская губерния. Государственный исторический музей.

 

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

 

   

Праздничная одежда. Начало XIXв. Север России. Государственный исторический музей.

 

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

 

    

Праздничная одежда. Конец XVIII - начало XIXвв. Север России.Государственный исторический музей.

 

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные – из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных – металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

 

  

Сарафан. Начало XIXв. Олонецкая губ. Российский этнографический музей. г.С.-Петербург.

 

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

   

Одежда крестьянки. Конец XIXв. Архангельская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

 

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

 

   

Праздничная одежда. Конец XIX - начало XXв. Вологодская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

 

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой".

 

   

 

4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом.  Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа.  Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

 

 

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

 

Посмотреть каталог готовых выкроек сарафанов, детских сарафанов, женских юбок, брюк, блузок и топов.

 

Читать другие статьи

Рубахи в русском народном костюме

Выбор одежды в зависимости от Вашего цветотипа внешности

Выход в свет - вечерняя мода

Съемные аксессуары - изысканное дополнение Вашего образа

Баска - модный тренд сезона

Одежда для типа фигуры ГРУША - рекомендации стилистов

Как правильно снять мерки - общие правила

Как правильно выбирать трикотажные полотна - консультация профессионалов

xn-----6kcbhq4ahbzhhis7n.xn--p1ai