Конспект урока по русскому языку «Подготовка к изложению. Главная и второстепенная информация». Можно ли в этом тексте выделить главную и второстепенную информацию


Выделение в тексте главной и второстепенной информации

Урок русского языка на тему: Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Виды переработки текста. Сокращение текста.

Предмет: русский язык,

тип урока: урок повторение.

Продолжительность:1 урок 45 минут.

Класс: 9.

Цели и задачи. формировать знания о видах переработки текста. Повторить способы сжатия текста. Совершенствовать умение выпускников адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.

Тема: Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Виды переработки текста. Сокращение текста.

Итак, мы продолжаем работать над подготовкой к написанию сжатого изложения в ГИА. Чтобы выполнить задание, вы должны вспомнить способы сжатия текста и закрепить навык вычленения в тексте главной и второстепенной информации. Какие способы сжатия текста вы знаете? Основные способы сжатия текста: исключение и обобщение. При исключении мы выделяем главное с точки зрения основной мысли, затем убираем детали, подробности, примеры, описания, рассуждения, второстепенные факты.

Виды переработки текста. Обобщение. Повторение пройденного материала.

Например, в предложении: Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле. Избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберём их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ. При обобщении необходимо вычленить единичные факты, частные, мелкие вопросы, затем подобрать языковые средства их обобщённой передачи, то есть, сформулировать мысль своими словами. (письменно. На доске 1, ост в тетради. 5 мин)

Работа над основной темой урока

В каждом тексте содержится информация, среди которой есть основная, существенная и второстепенная. Чтобы не ошибиться при работе с информацией, необходимо сначала выяснить основную мысль текста. Так или иначе, мы с вами встречались со всеми указанными видами переработки текста. Однако чаще всего в своей школьной деятельности ученики встречаются с сокращением текста. Когда?( При подготовке к пересказу параграфа). Эта работа станет более продуктивной тогда, когда вы освоите правила сокращения текста.

Советы учащимся Письменно, в тетрадь. - С чего начинается работа над текстом? (С объяснения непонятных и непонятых слов). - Что нужно сделать за этим? Можно карандашом на полях книги выделить смысловые части текста и дать им заглавие. Затем в каждой части подчеркнуть ключевые слова или опорные понятия. Предложения сократить, убирая, например, придаточные части или однородные члены предложения.

Практическое закрепление знаний.

Выполнение практических заданий. запишите текст, вычлените в нём основную и второстепенную информацию, передайте её одним предложением. Работаем все вместе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь- это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

1.Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2.Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых. 3.В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства. 4.В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Итак, чтобы выполнить задание, нам необходимо вспомнить способы сжатия текста (исключение и обобщение) и закрепить навык вычленения в тексте главной и второстепенной информации. При исключении мы выделяем главное с точки зрения основной мысли, затем убираем детали, подробности, примеры, описания, рассуждения, второстепенные факты.

Какова тема текста?

Какая информация содержится в тексте?

(Это текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь-это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь- крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам.)

Что же стало решающим фактором? Какой из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница.

Следовательно, правильный ответ №3: В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные богатства

Рефлексия: о чем мы говорили сегодня на уроке? Какие практические умения вы получили? Что вам показалось легким, а что сложным?

Самостоятельная работа. В текстах, заготовленных дома, Определить тему и идею текста, отметить предложения, в которых передана основная информация.

kopilkaurokov.ru

Клуб "Эрудит" - Определение главной информации предложенного текста

Готовимся к экзамену по русскому языку:

Тема «Определение главной информации предложенного текста»

Примерное решение задания №1

Прочитайте текст и выполните заданий 1-3.

(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2) Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3) Именно (…) в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Ответ: 3, 5

РЕШЕНИЕ задания

    Итак, приступим к разбору данного задания. Оно  не требует от ученика специальных знаний, нужно очень внимательно прочитать предложенный текст. Это задание проверяет ваше умение понимать информацию. Внимательно прочитайте условие: нас интересует фраза «верно передана ГЛАВНАЯ информация». Что такое «ГЛАВНАЯ информация»? Каким слово можно заменить это словосочетание? Главная информация — это главная (основная) мысль текста.

     Главная мысль текста – это сжато сформулированное содержание, реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, это то, что хотел сказать автор. 

      Ваша задача — выбрать те ответы, где в сокращённом тексте сохранена в полном объёме информация. Необходимо соотнести содержание текста с предложенными предложениями и выбрать те, в которых нет фактических ошибок и в которых основная информация не содержит перечислений, дополнительной детализации. 

- Какая информация содержится в предложенном тексте? Ответ: это текст о Сибири, которой Россия в планах экономического развития уделяет большое значение, потому что Сибирь — это огромная территория и крупнейшая сокровищница запасов нефти, газа, угля и т.д. Конечно, последнее утверждение о природных богатствах Сибири более весомое, точнее передаёт основную мысль текста, поэтому правильные ответы будут в 3 и 5 предложениях.

СОВЕТЫ-ПОДСКАЗКИ:

         - переходите к анализу ответов только тогда, когда внимательно прочитаете текст;

         -помните, что предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут противоречить содержанию текста, включать информацию, которой в тексте нет, передавать лишь часть информации, подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной, дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей;

         -чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль. 

 

club-erudite.ru

Конспект урока по русскому языку «Подготовка к изложению. Главная и второстепенная информация»

Цель:

Познакомить с приемами сжатия текста.

Продолжить работу по выделению главной информации в тексте научно-популярного характера и представлению ее в виде тезисов.

Ход урока.

1. Оргмомент. Сообщение цели урока.

Ребята, есть уроки, на которых вы пишете изложения. Назовите виды изложений (подробные, сжатые). Какие умения помогают вам при написании этих изложений?

При написании подробного изложения (запомнить информацию, последовательно ее изложить),

При написании сжатого (умение передать главную информацию, исключив лишнюю; перестроить некоторые предложения).

Какие из них написать сложнее? (сжатые, т. к. нужны определенные умения; при написании подробных – хорошая память)

Существуют определенные приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. (слайд) Сегодня мы будем сжимать текст, используя прием исключения. Сформулируйте цель нашего урока (Учащиеся формулируют цель урока: научиться сжимать текст, используя прием исключения или научиться отделять главную информацию от второстепенной).

2. Изучение нового материала.

 Главная и второстепенная информация (слайд) 

Главная - та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем.

Второстепенная.

повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста.

3. Закрепление. Выполнение практической работы №1 «Отделение главной информации от второстепенной», оценивание работы с помощью критериев.

После выполнения первой части работы спрашиваем, какую информацию текста учащиеся выделили как второстепенную. Заслушиваем 2-3 учащихся, которые читают главную информацию. Затем учащиеся оценивают проделанную работу по критериям.

Выполнение практической работы № 2. («Оформление главной информации в виде тезисов», ее оценивание.

- При работе с текстом (подготовке сообщений) необходимо написать тезисы. Что такое тезис? (см. слайд) (Тезис – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения). Как вы считаете, что нужно учитывать при написании тезисов? Попытайтесь определить критерии написания тезисов (последовательность, точная формулировка, связность предложений). Напишите тезисы на основе главной информации текста. (учащиеся записывают тезисы, затем читают их).

4. Рефлексия, подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: передать главную информацию текста упражнения в виде тезисов. 

Приложение (раздаточный материал)

Главная и второстепенная информация в тексте.

Информация текста.

Техническое задание

Вы получили задание – подготовить краткое сообщение о том, что такое зоопарк, какова его главная цель и основные направления деятельности.

Сообщение надо подготовить, опираясь на нижеприведенный текст. Чтобы ваше сообщение было кратким (100 - 110 слов), выделите в тексте маркером лишнюю (второстепенную информацию).

Текст

Что такое зоопарк? Уникальное место, которое создал человек и где собрал огромное количество самых разных животных. Только в зверинцах можно встретить одновременно зверей, птиц, пресмыкающихся и даже насекомых.

На территориях, как правило, оборудованы специальные помещения: вольеры, загоны, террариумы и аквариумы, где обитают представители фауны. Главная цель каждого зоопарка - с комфортом разместить животных и устроить им жизнь, максимально приближенную к естественным условиям.

Посетители зоопарка разных возрастов могут наблюдать жизнь представителей животного царства разных климатических зон. Кроме того, в зверинцах идет не только просветительская работа, но и работа по охране природы и окружающей среды.

Весь материал - в документе.

videouroki.net

Основная мысль текста

Информационная обработка

Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.

Умение определять основную мысль текста очень важно. От него зависит качество усвоения и скорость понимания текста. Постоянно растущий объем информации заставляет работать с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых текстов, облегчив работу.

В ЕГЭ по русскому языку включено задание, проверяющее ваше умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Это задание А27. Модель задания предполагает выбор тобой такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Тебе необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

Подсказка.

В исходном тексте задания А27 в каждом варианте содержится 3 предложения. Вывод (ответ на вопрос) заключен либо в первом, либо в третьем предложении текста; чаще всего – в третьем.

Разберем задание, предложенное в демоверсии ЕГЭ.

Разбор задания.

Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, основная мысль текста в ответе № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

А28

Чтобы решить это задание, нужно понять смысл текста.

Разбор задания.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанныйтреугольничек.(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес.(5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чемдвухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.(10)Варя сразу наткнулась на главное место.(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всёэто время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую нашачасть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага…(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!– (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые.– (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили событияистекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

https://5-ege.ru/osnovnaya-mysl-teksta/

О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?

1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительныйпоступок.3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказыватьфизическую силу, порой важнее испытание силы духа.4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

Высказывание героя говорит о духовном перерождение автора. Бои здесь не при чем, значит, первый вариант неверный. В тексте нет сожаления героя, поэтому второй вариант ответа не подходит. Автор письма действительно не трус, но эти слова не отражают суть высказывания. Таким образом, верный ответ – №3.Потренируйся.

1. Прочитайте текст.

Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.

2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.

3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.

4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.

2. Прочитайте текст.

В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. Важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.

2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.

3) Сохранение ландшафтов – природного наследия человечества – одна из самых главных задач современного общества.

4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определенным достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.

3. Прочитайте текст.

В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.

2) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.

3) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.

4) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.

Ответы: 1) 1; 2) 3; 3) 2.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Умение выделять главное в учебной информации

I. С у щ н о с т ь п о н я т и я

Главное – это предмет мысли, сущность данной информации. Закономерностью запоминания и сохранения информации является ее «уплотнение», «концентрация», а это естественно происходит при выделении главного в учебном материале, объяснении учителя, рассказе учащихся, кинофильме или другом наглядном пособии. Выделенное и специально зафиксированное главное прочно и надолго сберегается в памяти школьников и может быть при необходимости вновь «развернуто» - с деталями, аргументами, всем «фоном». Выделение главного способствует не только прочному и долговременному запоминанию, но и развитию логического мышления учащихся, так включает в себя многие мыслительные операции: анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, сравнение и конкретизацию. Значит, обучая умению выделять главное, мы обучаем и другим логическим приемам. Ученикам следует показать, что нужно запомнить надолго, что – передать своими словами, а что – только просмотреть. Таким образом, обучение школьников умению выделять главное позволяет достигать образовательных и развивающих целей обучения наиболее естественным и экономным путем при изучении программного материала.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь        д е й с т в и й       п р и

в ы д е л е н и и      г л а в н о г о

1. Определить предмет мысли (о чем идет речь).

2. Найти ключевые слова и понятия.

3. Отделить главное от второстепенного (произвести сортировку материала).

4. Обозначить в тексте (или зафиксировать в процессе слушания) смысловые опорные пункты для краткого пересказа.

5. По этим пунктам кратко пересказать (или записать) главное.

При осмыслении нового материала необходимо сформулировать вопросы типа:

· «О чем идет речь в этом параграфе (статье)?»;

· «Какова главная мысль?»; «Выделите (подчеркните) ключевые слова»;

· «Какие положения являются производными, второстепенными?»;

· «Обозначьте в тетрадях смысловые опорные пункты для пересказа – кому как удобнее: в виде пунктов плана, тезисов, рисунков, схем, формул и т.д.»;

· «Кратко перескажите статью по опорным вехам».

 

express-externat.spb.ru

Главная информация в тексте. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Задание 1

Главная информация в тексте

Задание 1. Информационная обработка письменных текстов

Текст для выполнения заданий 1—3

(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Справочная информация

Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией.

Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст, это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.

Обратите внимание:

предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут

противоречить содержанию текста,

включать информацию, которой в тексте нет,

передавать лишь часть информации,

подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,

дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.

Такие предложения для ответа не подходят.

Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые

в кратком виде передают все основные компоненты содержания,

чётко формулируют доминирующую мысль.

Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы:

О чём этот текст или фрагмент текста?

Что в нём сообщается?

Какова главная информация?

Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием. Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.

Совет Переходите к анализу ответов только после того, как внимательно проанализируете и хорошо поймёте текст.

Текст 1

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.

Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной. (Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.

2) Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.

3) Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.

4) Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.

5) Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.

Текст 2

Книга Этторе Ло Гатто представляет собой непринуждённое, спонтанное повествование о жизни и работе не только переводчика, критика и учёного, но и редкого энтузиаста, упорного, возможно, упрямого, который всегда был другом России и русских, где бы он их ни встречал — в Ленинграде, Москве или Париже. Все, о ком пишет Ло Гатто, — известные личности: одни стали знамениты ещё до того, как он с ними познакомился, другие — впоследствии. Имена многих героев книги открылись российскому читателю лишь недавно, так как речь идёт как о деятелях литературы и искусства, остававшихся после революции в СССР, так и эмигрировавших. Ло Гатто всегда считал русскую литературу неделимой, связанной единством языка и единством любви к России, только любовь эта выражалась в разных формах и была пережита по-разному. (Этторе Ло Гатте «Мои встречи с Россией», предисловие Анны Ло Гатто Мавер)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Книга переводчика, критика и учёного Этторе Ло Гатто рассказывает об известных деятелях российской культуры и литературы, многие из которых эмигрировали из СССР после революции.

2) Этторе Ло Гатто, известный переводчик, критик и учёный, встречался со многими русскими деятелями культуры и в России, и за рубежом.

3) Этторе Ло Гатто рассказал в своей книге об известных деятелях русской культуры, с которыми он был знаком и которые представляют единую культуру, независимо от того, остались ли они после революции в России или уехали в эмиграцию.

4) Этторе Ло Гатте, ведущий исследователь русской литературы в Италии, мечтал о том времени, когда произведения русских писателей и поэтов, эмигрировавших за рубеж после революции, разрешат издавать на родине.

5) Этторе Ло Гатто — переводчик, критик и учёный, редкий энтузиаст и друг России .

multiurok.ru

Находим в тексте подтемы. Различаем главные и второстепенные части содержания текста. Составляем план текста

3. Находим в тексте подтемы. Различаем главные и второстепенные части содержания текста. Составляем план текста

20. Прочитайте. Подумайте, что было вам известно и раньше, а что ново в этом тексте.

СКИФСКАЯ ПЕКТОРАЛЬ

На юге Украины и сегодня можно увидеть курганы, которые издавна называют могилами. Самые давние из них насыпаны скифами. Эти курганы – захоронения, а особенно высокие курганы – те, в которых похоронены скифские цари.

Скифы были храбрыми воинами. Взрослые скифы-мужчины не разлучались с оружием и почти всю жизнь проводили на конях. Говорят, что даже скифский царь Атей сам чистил своего коня – настолько скифы ценили, любили этих животных. Их конница не знала на своем пути преград, и под их натиском народы, которые жили в этих степях, вынуждены были оставить обжитые места. Скифы пасли большие стада скота и кочевали с места на место в поисках хороших пастбищ, поэтому у них не было постоянных жилищ.

Представьте себе: на колесах двигался целый город. По степи катились сотни больших и малых повозок, накрытых войлоком. В повозки иногда впрягали несколько пар волов.

В таких повозках было и жилище, и кладовые, и мастерские. Ведь все необходимое для жизни – одежду, оружие, орудия труда, различные бытовые предметы – скифы изготавливали сами.

Скифы не знали письма. Они не оставили

после себя летописей, документов, даже просто надписей на бытовых вещах. Откуда же мы знаем о том, как они жили, как выглядели? Оказывается, рассказы о скифах сохранились у других народов, которые общались с ними, – прежде всего у греков. Не менее важны те находки, которые археологам посчастливилось добыть при раскопках1 степных курганов.

Одна из самых замечательных находок – золотая царская пектораль, найденная в кургане Толстая могила на Днепропетровщине украинским археологом Борисом Мозолевским. Об этой находке писали газеты, журналы во всем мире.

Действительно, это необыкновенная вещь. Вес пекторали – больше килограмма. Пектораль состоит из трех ярусов, которые по форме похожи на месяц. На них мы увидим чудесно выполненные изображения растений, животных, сцены из жизни людей.

Вот, например, двое раздетых до пояса мужчин шьют одежду из меха, растянув ее за рукава. Слева и справа от этой центральной сцены стоят кобылицы с жеребятами и коровы с телятами. А за ними фигуры двух молодых скифов. Юноша справа сидит на корточках и доит овцу. Лицо его серьезное, внимательное. Юноша слева держит амфору одной рукой, а другой приготовился заткнуть ее пучком травы. Именно так в те давние времена сохраняли молоко от скисания. И это лишь некоторые из сцен, изображенных на пекторали.

Эти сцены – будто окошки, сквозь которые можно увидеть жизнь скифов.

Вот какие замечательные курганы есть в наших краях!

1 Раскопки – это процесс поиска остатков прошлого путем снятия верхнего культурного слоя и исследования того, что сохранилось на глубине.

Это интересно!

Древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до н. э., писал, что скифы направили персам, с которыми воевали, “послание”, состоявшее из живых лягушки, мыши, птицы и пяти настоящих стрел. Один из приближенных персидского царя Дария расшифровал это примерно так: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дарий не поверил в это. Но мудрец оказался прав: персы потерпели поражение от скифов.

21. Поработайте в парах. Расскажите друг другу, что было известным, а что новым для вас в прослушанном тексте.

22. Запишите предложение, выпишите слова парами.

Замечательную скифскую пектораль раскопал украинский археолог.

Археолог (что сделал?)…

23. Прочитайте о том, как построен текст из упр. 20.

В тексте “Скифская пектораль” говорится о скифах, которые жили в степях у Черного моря (это тема текста). В тексте есть вступление, основная часть и заключение.

В основной части можно выделить меньшие части. У каждой из них есть своя тема. Ее называют подтемой – подчиненной темой. Все подтемы вместе раскрывают общую тему. Так, в данном тексте можно выделить такие подтемы:

1) скифы – храбрые воины;

2) кочевой образ жизни;

3) источники наших познаний о скифах;

4) находка из Толстой могилы.

Спишите указанные подтемы. Пронумеруйте абзацы текста “Скифская пектораль” и рядом с каждой подтемой напишите, какие абзацы к ней относятся. Какая подтема раскрывается в одном абзаце? Какая – в нескольких абзацах?

Можно ли считать этот список планом текста? Почему?

24. Перечитайте второй абзац текста “Скифская пектораль”. Обратите внимание, что в нем, как и вообще в каждом тексте, есть части, более важные, а есть части, менее важные по содержанию.

Найдите во втором абзаце то предложение, которое, по-вашему, несет не самую важную для данного текста информацию.

Прочитайте 4-й абзац текста. Как вы оцениваете его по степени важности содержания?

25. Прочитайте весь текст “Скифская пектораль” молча. Следите за тем, как одна подтема сменяется другой, как постепенно вырисовывается увлекательная картина жизни людей из далекого прошлого.

26. Спишите второй абзац или тот, который для вас наиболее интересен по содержанию, проверьте написанное. Правописание каких слов из этого абзаца вы можете объяснить?

27. Почему, по-вашему мнению, нужно обдумывать возможные подтемы перед тем, как начать составлять высказывание? Какие подтемы вы бы придумали к общей теме сочинения

“Быть археологом – это интересно и увлекательно!”. Сформулируйте и запишите их, составьте на их основе устный рассказ, подготовьтесь выступить с ним в классе.

.

school.home-task.com