Конспект урока по математике "Обыкновенные дроби" (5 класс). Математика тема дроби 5 класс


Как объяснить ребенку дроби: 5 класс

Выходим на битву с домашним заданием по математике! Враг — непокорные дроби. Программа 5 класса. Стратегически важная задача — объяснить ребенку дроби. Поменяемся ролями с учителем и попробуем сделать это «малой кровью», без нервов и в доступной форме. Обучить одного солдата куда легче, чем роту…

ria.ru

Как объяснить ребенку дроби

Не ждите, пока ребенок пойдет в 5 класс и встретится с дробями на страницах учебника по математике. Ответ на вопрос «Как объяснить ребенку дроби» рекомендуем поискать на кухне! И сделать это прямо сейчас! Даже если вашему малышу только 4-5 лет, смысл понятия «дроби» он в состоянии уяснить и даже может научиться простейшим действиям с дробями.

Мы делили апельсин. Много нас, а он одинЭта долька для ежа, эта долька для чижа…А для волка — кожура.

Помните стихотворение? Вот самый наглядный пример и самое эффективное руководство к действию! Объяснить ребенку дроби проще всего на примере еды: режем яблоко на половинки и четвертинки, делим пиццу между членами семьи, разрезаем буханку хлеба перед обедом и т.п. Главное, перед тем, как съесть «наглядное пособие» не забудьте озвучить, какую часть от целого вы «уничтожаете».

  • Введите понятие «доли».

Сделайте акцент на том, что ЦЕЛЫЙ апельсин (яблоко, шоколадка, арбуз и пр.) — это 1 (обозначаем цифрой 1).

  • Введите понятие «дробь».

Апельсин или шоколадку мы делим, можно еще сказать «дробим» на несколько частей.

Покажите ребенку хорошо знакомый предмет — линейку. Объясните, что между числами есть промежуточные значения — части. 

i.ytimg.com

  • Объясните, как записывать дроби: что значит числитель, и на что указывает знаменатель.

Смысл понятия «дроби» и правильную запись легко показать на примере конструктора. В числителе НАД чертой пишем какая часть, а в знаменателе ПОД чертой — на сколько таких частей было разделено целое.

gladtolearn.ru

spacemath.xyz

Обязательно на наглядном примере покажите разницу между дробями с одинаковым числителем, но разными знаменателями.

gladtolearn.ru

На примере 4-х квадратов одинакового размера покажите, как можно разделить их на одинаковое/разное количество частей. Пусть ребенок сам разрежет ножницами бумажные заготовки, а затем запишет при помощи дробей результаты.

gladtolearn.ru

  • Объясните, как записать целое через дробь.

Вспомните квадрат и то, как мы делили его на 4 части. Квадрат — это целое, мы можем записать его как 1. Но как записать в виде дроби: что в числителе, что в знаменателе? Если мы делили квадрат на 4 части, то целый квадрат, это 4/4. Если мы делили квадрат на 8 частей, то целый квадрат это 8/8. Но это все равно квадрат, т.е. 1. И 4/4, и 8/8 — это единица, целое!

Как объяснить ребенку дроби: задаем ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы

Чтобы ученик 5 класса понял тему «Дроби» и научился выполнять вычисления с дробями, заглянем в методику. Нам, родителям, важно понимать, как объясняет детям дроби учитель в школе, иначе мы можем окончательно запутать своего «солдата».

Дробь — это число, которое является частью целого предмета. Оно всегда меньше единицы.

Пример 1. Яблоко — это целое, а половинка — одна вторая. Она же меньше, чем целое яблоко? Половинки делим еще раз пополам. Каждая долька — одна четвертая от целого яблока, и она меньше, чем одна вторая.

Дробь — это количество частей от целого.

Пример 2. Например, в магазин одежды завезли новый товар: 30 рубашек.  Продавцы успели разложить и развесить лишь одну треть всех рубашек из новой коллекции. Сколько рубашек они развесили?Ребенок легко устно посчитает, что треть (одна третья) — это 10 рубашек, т.е. 10 развесили и вынесли в торговый зал, а еще 20 осталось на складе.

ВЫВОД: Дробями можно измерять все, что угодно, не только куски пиццы, но и литры в бочках, поголовье диких животных в лесу, площадь и т.п.

Приводите самые разные примеры из жизни, чтобы ребенок 5 класса понял СУТЬ дробей: это поможет в дальнейшем в решении задач и выполнении вычислений с правильными и неправильными дробями, и обучение в 5 классе будет не в тягость, а в радость.

Как убедиться, что ребенок усвоил, что в записи дробей обозначают числа в числителе и в знаменателе?

Пример 3. Спросите, что значит 5 в дроби 4/5?

— Это на сколько частей поделили.— А что значит 4?— Это сколько взяли.

Сравнение дробей — самая, пожалуй, сложная тема.

Пример 4. Предложите ребенку сказать, какая дробь больше: 3/10 или 3/20? Кажется, что раз 10 меньше 20, то и ответ очевиден, но это не так! Вспомните про квадраты, которые мы разрезали на части.  Если два одинаковых по размеру квадрата разрезать — один на 10, второй на 20 частей — ответ очевиден? Так какая дробь больше?

Действия с дробями

Если вы видите, что ребенок хорошо усвоил смысл записи в виде дроби, можно переходить к простым арифметическим действиям с дробями. На примере конструктора можно сделать это очень наглядно.

Пример 5. 

edinstvennaya.ua

Пример 6. Математическое лото на тему «Дроби».

www.kakprosto.ru

Уважаемые читатели, если вы знаете другие эффективные методики, как объяснить ребенку дроби, делитесь в комментариях. С радостью пополним нашу копилочку дельных школьных советов.

rastishka.by

Конспект урока по математике "Обыкновенные дроби" (5 класс)

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №94

РАЗРАБОТКА

«Обыкновенные дроби.

Представление об обыкновенных дробях»

5 класс

Учитель математики

II квалиф. категории

Литвяк С.А.

2012-2013 уч. год

Тема: Обыкновенные дроби. Представление об обыкновенных дробях.

Тип урока: урок изучение нового материала. 

Цели урока:

образовательные: дать понятие о дробных числах, обыкновенных дробях; учить определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; сформировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, мотивацию практической значимости данной темы, культуру математической речи; 

воспитательные: прививать чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Оборудование:  таблица «Обыкновенные дроби», иллюстрации, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы.

Ход урока:

I. Организация класса к уроку.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и целей урока (создание проблемной ситуации).

Тему нашего урока вы сегодня назовете сами с помощью некоторых подсказок.

Первая подсказка: отгадайте ребус.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕБУС

Ответ: дробь.

Внимание, вторая подсказка:

Загадка: Она бывает барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья (дробь).

Ответ: дроби.

А в математике существуют дроби? Какие дроби вы знаете? (ответы учащихся)

И тема урока: “Обыкновенные дроби”.

А теперь определим цели урока (учащиеся предлагают свои варианты, учитель обобщает).

2. Усвоение знаний.

Мотивация учебной деятельности. В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.

А сейчас с помощью мышек, которые любят сыр, мы узнаем как получаются дроби (с помощью готовых иллюстраций ).

А дело было так: на столе лежала головка сыра.

Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из цветной бумаги со стороной 10 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

1

2

3

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите 3/4 квадрата;

в) Покажите половину квадрата.

После выполнения заданий ученики (можно с помощью учителя) делают вывод: решение некоторых математических задач приводит к необходимости использования, отличных от натуральных , чисел – дробных.

Дальше изложение материала даётся в виде конспекта с записями в тетрадь по следующему плану:

  1. понятие дробных чисел, примеры дробных чисел;

  2. запись обыкновенных дробей;

  3. что показывает знаменатель дроби? Числитель дроби?

  4. чтение дробей.

При объяснении материала используется таблица «Обыкновенные дроби»

III. Закрепление материала.

На первом уроке при изучении темы «дроби», необходимо научить учащихся читать дроби, определять числитель и знаменатель дроби и понимать, что показывает каждый из них. Учащиеся должны запомнить, что при чтении дробей сначала называется числитель, а потом знаменатель. Но когда нужно записать число, которое соответствует части фигуры в виде обыкновенной дроби, то сначала нужно определить чему равен знаменатель ( посчитав количество равных частей на которые разделена фигура), а потом найти числитель ( посчитав количество выделенных среди них частей ).

Решение упражнений: № 651, 652, 653.,657,659.

Игра «Поле чудес».

Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

  1. Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

  2. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

  3. Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

  4. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).

(Ответ: НОТА).

 Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.

IV. Подведение итогов.

1) Что называется обыкновенной дробью?

2) Как записываются обыкновенные дроби?

3) Что показывает знаменатель? Где он записывается?

4) Что показывает числитель? Где он записывается?

На закрепление материала предложить следующую задачу (а если не найдут решение сразу, то задать на дом).

Разделите поровну

Разделите 5 одинаковых яблок между восемью мальчиками поровну.

Сделайте это с наименьшим числом разрезов.

Решение.

Имеем

5/8 = 4/8 + 1/8 = 1/2 + 1/8;

отсюда видно, что четыре яблока надо разделить пополам и только одно яблоко разделить на 8 частей.

Ответ.

4 яблока надо разделить пополам и 1 яблоко разделить на 8 частей.

V. Домашнее задание.

П.22 стр.160-162, № 654,658,660,671* (3-4 ур.)

«попасть в дроби» стр.169

Использовались материалы интернет ресурса.

infourok.ru

Математика, 5 класс, "Дроби"

МОУ СОШ с. Рязанка

Урок математики в 5 классепо теме «Доли. Обыкновенные дроби»

Учебник: Математика 5 класс, /Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, М. «Просвещение», 2013 г

Учитель математикиI квалификационная категория

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»с. РязанкаТурковского района Саратовской области

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Доли. Обыкновенные дроби»

Учитель: Шевцова Надежда ВасильевнаПредмет: математика

Класс, школа, дата проведения урока: 5, МОУ СОШ с. Рязанка, Тип урока: урок «открытия» нового знания

Доли. Обыкновенные дроби

Создать содержательную основу для введения понятия дроби, сформулировать умение нахождения одной доли от целого;

понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;

научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;

уметь записывать и понимать дроби.

Образовательные: сформировать умения записывать, читать, сравнивать доли, обыкновенные дроби.

Развивающие: развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развивать умения преодолевать трудности при решении математических задач.

Воспитательные: воспитывать волю и настойчивость для достижения цели, развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля и самоконтроля.

знать: понятие дроби, доли, половины, трети, четверти.

уметь: записывать, читать, сравнивать.

Личностные: владеть аппаратом знаний по теме: «Дроби», свободно применять их при решении примеров, быть целеустремленным, настойчивым в достижении цели, доводить начатое дело до конца, уметь сотрудничать, работать в команде, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы.

Метапредметные: знать практические аспекты изучаемой темы, применять знания о дробях при решении прикладных, жизненных задач, уметь воспринимать различные способы решения задач, применять индуктивные способы рассуждения, уметь принимать готовую цель на уровне учебной задачи.

Учебник: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, М. «Просвещение», 2013 г

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

3 мин

Подготовка класса к работе.

Устный счет

Круговые примеры

16 ∙4

75:15

5!+3!

64+11

96:6

126 – 30

- Что мы сейчас делаем?

- С какими числами работали?

- Какие действия выполняли?

- А есть ли такие действия, которые мы не можем выполнить? (Слайд 1-2)

Настрой на работу.

Решают круговые примеры.

Отвечают на вопросы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. этап актуализации и пробного учебного действия

7 мин

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию.

Помните мультфильм «Апельсин» 

Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» (слайд 3)

- Какой фрукт делили звери?

- Из чего он состоит?

- А какие дольки в апельсине?

- Значит, что такое доли? (Слайд 4)

- Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну?

- Какую часть получит каждый?

- Вот мы и с вами подошли к теме нашего урока.

Давайте сформулируем тему урока.

А чтобы вам помочь, я задам вам несколько вопросов

В словаре С.И. Ожегова написано так:

Это частые прерывистые звуки, например «барабанная …»;

Определим цель урока: (Слайд 7)

Просмотр мультфильма, отвечают на вопросы

(апельсин)

(Из долек)

(равные)

(Доли – это равные части)

(на восемь)

(одну восьмую)

Определяют тему урока

Доли

Дробь

Формулируют цели урока

Знакомство с понятиями доли, обыкновенные дроби. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения;

5 мин

Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной

Помогите решить задачу.Валя и Вера пригласили на свой день рождения семерых одноклассников. Как им поделить два одинаковых кекса поровну на девятерых? Сколько кекса получит каждый?

Как решить эту задачу? (Слайд 8)

Видите, у нас возникло число «две девятых». Это не натуральное число, но и не доля единицы.

- Так как же образуются доли? (Слайд 9)

- А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки.

Загадка № 1

Сидит в корзине девочка,

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадай загадку?

Тогда скорей ответь

Название этой сказки … (Маша и медведь) 

А дорога – нелегка,

А корзина – тяжела,

Сяду на пенек

Съем я пирожок.

Задача №1: Как пирожок разделить между Машей и медведем поровну?

Какую долю получит каждый? (Слайд 10)

- Долю  в математике принято еще называть половиной.

Слова с приставкой «пол» можно услышать каждый день: полчаса, полкилометра, полбулки и т.д.

Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

Что надо сделать с целым, чтобы получить половину ( полпирога, полгруши …)(Слайд 11)

Но есть и другие употребительные доли. Например, треть, четверть, десятая, сотая, …

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили целое.

Это сумма двух одинаковых дробей. Для чисел, которые являются или долями, или суммами долей, используют общее название – дробные числа. Дробные числа называют и просто дробями. (Слайд 12)

Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на математический язык

Можно поступить так: разрезать каждый кекс на 9 равных частей и разгадать Вале, Вере и каждому гостю по две такие части. Тогда каждый получит две девятых кекса.

(Когда один предмет делится на равные части) 

Выполняют задание

Ответы учащихся

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4.этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения;

7 мин

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите 3/4 квадрата;

в) Покажите половину квадрата.

(Слайд 13)

Учебник стр.159

Как называются доли, получаемые при делении целого на 3, 5, 6, 8 равных частей

На сколько равных частей разделили целое, если в результате получились: четвертые доли, седьмые доли, десятые доли, двенадцатые доли

Какая доля меньше: вторая или третья, четвертая или третья, пятая или четвертая? Объясните, как вы рассуждали. (Слайд 14)

Учебник № 603, 604Наблюдаем и делаем выводы Учебник № 605

Физминутка (Слайд 15)

Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты.

Работают с квадратом

Устная работа

Третья, пятая, шестая, восьмая,

4, 7, 10, 12

Выполняют задание, делают выводы.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5.этап реализации построенного проекта

5 мин

Для записи любой доли используют горизонтальную черту. Её называют дробной чертой. Над чертой ставится единица, а под чертой пишется число равных частей на которое делится целое.

Число внизу, под чертой, показывает, на сколько равных частей делили. Его называют знаменателем дроби. Число вверху, над чертой, показывает, сколько таких частей взяли. Его называют числителем дроби. (Слайд 16-17)

Прочитайте доли. (Слайд 18)

Запишите доли.

Одна семнадцатая, одна шестая, одна десятая, одна четвертая, одна вторая, одна сотая,

Придумайте три доли и запишите их на листочке словами. Предложите соседу по парте записать их цифрами. Проверьте, правильно ли он выполнил задание. (Слайд 19)

Записывают дроби

Самопроверка

Самостоятельная работа

6.этап обобщения затруднений во внешней речи;

5 мин

  1. Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8).

  2. Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4).

  3. 2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2).

  4. Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей – взять 1 долю (1/6). .

  5. Круг, разрезан на 4 части – взять 3/4 круга.

(Слайд 20)

Выполняют задание с последующей проверкой

7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

3 мин

Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) три шестых;

б) одна треть;

в) половина;

г) три четверти;

д) семь десятых;

е) одиннадцать сотых;

ж) одиннадцать сорок восьмых. (Слайд 21)

(Поменялись тетрадями со своим соседом и выполнили проверку):

Все правильно – «5»

Одна ошибка – «4»

Две ошибки – «3» (Слайд 22)

В тетради выполняют математический диктант

8.этап включения в систему знаний и повторения;

5 мин

Прочитайте задание. Что нужно выполнить?

Сколькими способами можно разделить квадрат на три равные части?

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

(Нужно начертить квадрат со стороной 6 клеток, разделить его на 3 доли и закрасить две третьих).

(двумя способами). (Слайд 23)

9. Рефлексия учебной деятельности.

3 мин

-

10. Подведение итогов урока. Д\З

2 мин

Актуализация полученных знаний. (Самостоятельная работа).

Учитель: А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

  1. Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

  2. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

  3. Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

  4. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).

(Ответ: НОТА).

(Слайд 24)

А в музыке есть дроби?

Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.

В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Творческое домашнее задание:

Сделать рисунок три пятых, которого закрашены одним цветом, а две пятых – другим.

(Слайд 26)

Осуществляет самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая начало моей фразы:

Что нового вы сегодня узнали:

  • было интересно:

  • было трудно:

  • теперь я могу:

  • я научился:

  • у меня получилось:

  • я смог:

  • я попробую:меня удивило:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные:умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Список использованной литературы и источников:

infourok.ru

Урок математики с компьютерной поддержкой по теме "Десятичные дроби" (5-й класс)

Разделы: Математика

Тема: «Десятичные дроби» (5 класс).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  • Закрепление полученных знаний, умений и навыков работы с десятичными числами.
  • Воспитание самостоятельности и сознательного отношения к учебе
  • Развитие памяти, внимания, мышления,  интереса к математике.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение 1), листы контроля по вариантам (Приложение 2, Приложение 3).

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

Ознакомление учащихся с темой и целями урока (слайды 1, 2)

II. Устные упражнения

1. Прочитайте десятичные дроби:  (слайд 3)

909,7; 0,55; 145,008; 2,7; 1,08; 0,041; 8,0003; 14,08; 8,3; 6,075; 0,0092

2. Повторение правил выполнения действий с десятичными дробями (сложение, вычитание, умножение,  деление)

Устный счет (слайд 4)

3. Правило округления десятичных дробей

Выполнение задания (слайд 5)

 

85,4973

3,2951

12,4961

до единиц      
до десятых      
до сотых      

4. Математика в Простоквашино (слайд 6)

Помните мультфильм “Трое из Простоквашино”? А как бы эту историю рассказал математик?..(слайд 7) Шарик и Матроскин поссорились и не разговаривают. Сидят в избе, молчат. Скучно… Матроскин придумал для себя развлечение: написал три десятичные дроби и выполняет с ними разные математические действия. Догадайтесь, какие он получил результаты.

 

+0,05

– 0,05

*2

2,7      
0,09      
56,108      

Учитель на доске (на слайде) записывает правильные ответы в три столбика.

Шарик тоже спустился с печки и стал угольком на стене решать свои примерчики. Матроскин как увидел, так и зашипел от возмущения: «Одни неприятности от тебя, лучше бы мы черепаху завели!» И бросился затирать лапкой. Еле Шарик его отогнал. Оглянулся – ничего понять не может. Помогите восстановить Шарику запятые в  решениях. (слайд 8)

Вариант 1 Вариант 2
853 • 4,1 = 349,73; 2,06 • 308 = 6, 3448; 5,08 • 2,26 = 114808; 0,084 • 211 = 0,17724; 103,16 • 0,01 = 10316. 6, 36 • 26 = 16,536; 1,04 • 802 = 8,3408; 10,32 • 1,01 = 104232; 0,79 • 3403 =  2,68837; 5,56 • 0,21 = 11676.

Задания проецируются на доску. Учащиеся работают самостоятельно, затем сверяются.

(слайд 9)

Пришел почтальон Печкин, хотел помирить их. Матроскин послал Шарику телеграмму, но зашифровал ее. Шарик ему тоже ответил шифром. Так они и не договорились. А в это время…

III. Физкульт-пауза (слайд 10)

IV. Решение задач (слайд 11)

Два теплохода движутся навстречу друг другу. Сейчас между ними 185,5 км. Первый теплоход имеет собственную скорость 24,5 км/ч и движется по течению, а второй теплоход имеет собственную скорость 28,5 км/ч и движется против течения. Через сколько часов они встретятся, если скорость течения 2,5 км/ч ? (слайд 12)

Анализ задачи по краткой записи. Решение задачи. Проверка решения – на слайде

V. Самостоятельная работа (слайд 13)

1) Найти значение выражения:

1 вариант. (37,8 * 4 – 111,96) : 12 2 вариант. (87,38 : 17 + 7,36) * 21

2) Заполнить таблицу (слайд 14)

Вместо выражений вписать в таблицу их значения

1,8 + 2,5 2,5 – 1,6 0,3 * 3 4 : 5 0,64 : 4 15 * 0,01
2,7 + 1,6 3,2 – 1,4 6,66 : 6 15* 0,01 1,5 * 6 12,2 : 10
5 + 0,35 3,4 – 0,2 2,7 * 10 12,2 : 10 0,691 * 100 166 : 100

VI. Подведение итогов урока.  Домашнее задание (слайд 15)

Повторить действия с десятичными дробями, готовиться к контрольной работе

Литература:

  1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.Я. Виленкин и др.]. – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.
  2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков – М.: Классикс Стиль, 2005.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-игра в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби»

Урок-игра в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби».

Составила: учитель математики МОУ «СОШ № 15» г. Сыктывкара

Меркурьева Валентина Евгеньевна

Тема урока: Обыкновенные дроби.

Цель: проверка знаний учащимися фактического материала; умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях.

Задачи: в игровой форме обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме урока; воспитывать стремление к активному участию в работе на уроке; воспитывать у учащихся умение совместно работать в коллективе, умение объективно оценить свой труд и труд одноклассников; развивать память, внимание, умение говорить.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

Сегодня на уроке: игра по теме «Обыкновенные дроби» с целью обобщения материала пот данной теме.

  1. Игра (34мин.)

1. Викторина (теоретический конкурс) (5 мин.)

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

  1. Дайте понятие обыкновенной дроби.

  2. Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?

  3. Что показывает числитель обыкновенной дроби?

  4. Какая дробь называется правильной? Приведите примеры.

  5. Какая дробь называется неправильной? Приведите примеры.

  6. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

  7. Можно ли сравнить две дроби с разными знаменателями и разными числителями, если известно, что одна дробь правильная, а другая – неправильная?

  8. Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?

  9. Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?

  10. Дайте понятие смешанного числа.

  1. Сосчитай-ка! (устная работа в форме диктанта) (7 мин.)

Выполняют все учащиеся (каждый в своей тетради).

Вычислите:

1)

2)

3)

4)

Сравните:

1)

2)

3)

4)

Впишите в рамочку нужное число:

1)  = 1

2)  - 1 =

После 4 мин. работы каждый должен сам оценить себя, сравнив свои ответы с правильными.

Оценка «5» - 10 правильных ответов

«4» - 8-9 правильных ответов

«3» - 5-7 правильных ответов

«см» - 4 и меньше правильных ответов

Оценку команде ставит капитан, оценив результаты своей команды.

  1. Конкурс команд (15 мин.)

Каждой команде выдаются по три карточки с заданиями (у команд карточки одинаковые). Время ограничено (8 мин.), решить задания кто-то один не успеет, поэтому задания должны быть разделены между учащимися и проверены.

Когда время закончится, карточки с ответами сдаются членам жюри, у доски проверяются и анализируются ответы.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

  1. Тест (7 мин.)

Каждому ученику выдается карточка с тестом, на которой он отмечает вариант ответа.

Тест №1, №3, №5, …

1) Даны дроби: .

Какие из них являются правильными?

А) Б) В)

2) Какое число стоит между числами

и 1?

А) Б) В) Г)

3) Представьте неправильную дробь в виде смешанного числа.

А) Б) В)

4) Представьте смешанное число

в виде неправильной дроби.

А) Б) В)

5) Вычислите

А) Б) В)

6) Вычислите

А) Б) В)

7) Вычислите число, которое должно стоять в квадрате 2 -  - 1 =.

А) Б) В)

Тест №2, №4, №6, …

1) Даны дроби: .

Какие из них являются неправильными?

А) Б) В)

2) Какое число стоит между числами

и 1?

А) Б) В) Г)

3) Представьте неправильную дробь в виде смешанного числа.

А) Б) В)

4) Представьте смешанное число

в виде неправильной дроби.

А) Б) В)

5) Вычислите

А) Б) В)

6) Вычислите

А) Б) В)

7) Вычислите число, которое должно стоять в квадрате 2 -  - 1 =.

А) Б) В)

По истечении 5 мин. карточки с вариантами ответов для проверки передаются команде соперников.

Учитель на доске открывает ответы к тестам:

Тест №1, №3, №5, …: 1) В; 2) Б; 3) Б; 4) А; 5) Б; 6) А; 7) В.

Тест №2, №4, №6, …: 1) А; 2) В; 3) А; 4) В; 5) Б; 6) Б; 7) А.

Оценка «5» - 7 правильных ответов

«4» - 5-6 правильных ответов

«3» - 4 правильных ответа

«см» - 3 и меньше правильных ответов

  1. Итоги урока (3 мин.)

1. Учитель просит оценить себя и свою группу, в тетради поставить оценку

себе и своей группе и сдать тетради на проверку.

2. Учитель объявляет число баллов, набранных командами (по итогам конкурсов).

3. Учитель благодарит всех за урок.

4

kopilkaurokov.ru

Доли и обыкновенные дроби Математика 5 класс Задания

         Давайте разрежем яблоко на 4 равные части. Эти части в математике называют долями. Яблоко разделили на 4 доли, значит каждая из них, будет называться одной четвертой яблока.

         Длина отрезка АВ равна 6 см. Значит, 1 см составляет (одну шестую) отрезка АВ.          Долю называют половиной, — третью, — четвертью.

         Торт разрезали на 6 долей. На ужин съели 2 доли. Осталось 4 доли торта. Эти четыре доли обозначают: (четыре шестых) торта.          Запись называется обыкновенной дробью. В дроби число 4 написанное сверху черты называют числителем дроби, а число 6, написанное снизу черты — знаменателем дроби.          Знаменатель обозначает, на какое количество частей разделили, а числитель — сколько таких частей взято.

         Так как 1 м = 10 дм = 100 см, то 1 см = м., 1 дм = м         Так как 1 кг = 1000 г, то 1 г = кг         Так как 1 т = 1 000 000 г, то 1 г = т.

        Дроби можно изображать на координатном луче. На рисунке изображены дроби " ' ' ' и "         Отрезок ОА равен единичного отрезка ОЕ.

www.matematika-na.ru

Урок по математике на тему "Обыкновенные дроби" (5 класс)

3.1Урок математики 5 клас

Тема. Підсумковий урок «Звичайні дроби»

Мета:

  • систематизувати й узагальнити знання учнів про звичайні дроби;

  • закріпити практичні навички їх застосування;

  • розвивати вміння працювати самостійно;

  • розвивати логічне мислення учнів, пам’ять, творчу активність, обчислювальні навички;

  • тренувати зорову пам’ять;

  • виховувати вміння працювати в колективі, уважність, самостійність, прищеплювати любов до математики;

  • сприяти розвитку математичної культури учнів.

Тип уроку: узагальнення й систематизація знань учнів.

Обладнання: комп’ютер, проектор, презентація, картки для індивідуальної роботи, малюнки.

Девіз уроку: «знати, мислити, вміти, діяти».

Хід уроку

I. Організаційно-психологічна частина

Учитель.

Ви почули всі дзвінок?

Він покликав на урок.

Кожен із вас вже постарався,

До уроку приготувався.

Тож гаразд, часу не гаймо

І урок розпочинаймо.

Слово «урок» таке звичне й дуже вагоме для нас. Скільки слів можна утворити з його букв! І всі ці слова будуть потрібні нам для успішної роботи на уроці. Складемо словничок слів, що починаються на букви, з яких складається слово «урок».

У - увага, успіх, усмішка…;

P - радість, робота, результат…;

O – охайність, організованість…;

К – кмітливість, команда… .

Сподіваюся, що на нашому уроці на нас чекають усі його складові.

II. Повідомлення теми,мети,завдань уроку

III. Актуалізація опорних знань ,вмінь,навичок

 Гра «Навчаючи-вчусь»

Учні об’єднуються у дві команди «Чисельник» і «Знаменник».

Запитання для команди «Чисельник»:

1. Що означає риска дробу?

2. Що показує знаменник дробу?

3. Який дріб називається правильним?

4. Що таке мішане число?

5. Як додати дроби з однаковими знаменниками?

Запитання для команди «Знаменник»:

1. Що показує чисельник дробу?

2. Який дріб називається неправильним?

3. Як називається число виду ?

4. Як порівняти дроби з однаковими знаменниками?

5. Як відняти дроби з однаковими знаменниками?

 Виконання усних вправ

1.Який дріб зайвий?

2.Виконати дії:

3.Знайди помилку:

4. У році 365 днів. У лютому – 28 днів, а у липні 31 день. Яку частину року складає лютий, а яку липень?

5. а) Виділіть цілу:

б) Запишіть у вигляді неправильного дробу:

IV. Удосконалення вмінь і навичок

 Розшифруйте слово.

Розв’язати рівняння

а) команда «Чисельник»:

б) команда «Знаменник»:

Фізкультурна хвилинка

Присідаємо, коли називаються правильні дроби. Піднімаємо руки вгору, коли називаються неправильні дроби.

 «Сила в єднанні» (робота в групах)

1. У класі 28 учнів, з них каталися на лижах, решта на санчатах. Скільки учнів каталися на санчатах?

2. Мама спекла пиріг. До обіду з’їли пирога, після обіду – пирога. Яка частина пирога залишилася?

3. Із грядки зібрали 21 кавун, що становить кавунів. Скільки кавунів росло на грядці?

 Вправи на картках(тестові завдання)

I рівень

1. Яку частину фігури зафарбовано?

а) 2 ; б) в)

2. Що більше –

3. Серед дробів вкажіть неправильні:

.

4. Яку частину метра становить 5 см:

5. Вкажіть суму дробів

6. Вкажіть різницю дробів

а)1; б) .

ІІ рівень

1. Порівняйте числа:

2. Виділіть цілу та дробову частину неправильних дробів

3. Перетворіть мішані дроби у неправильні.

4. У плівці 24 кадри, з них використали. Скільки кадрів ще можна використати?

ІІІ рівень

1. Обчисліть:

2. Розв’яжіть рівняння:

3. Із грядки вирвали 21 редьку, що становить усієї редьки. Скільки редьки росло на грядці?

V. Історична довідка

(Повідомлення учнів «Виникнення дробів»)

VІ. Корекційна хвилинка

Чим потрібно замінити знак питання?

1)

2)

VІІ. Рефлексія. Метод”Мікрофон”

На уроці я …

Дізнався…

Навчився...

Зрозумів…

Не вмів, а тепер умію… .

VІІІ. Домашнє завдання

1. Повторити теоретичний матеріал з теми «Звичайні дроби».

2. Підготуватися до контрольної роботи.

3. Написати твір або казку, в якій би фігурували звичайні дроби.

infourok.ru