Лирические музыкальные произведения. Лирика в музыке это


Что такое лирика?

Лирика – слово, довольно сложно поддающееся определению. Согласно словарям, лирика в повседневном смысле – это такое настроение человека, когда эмоциональные элементы преобладают над разумными. Свое особое значение термин "лирика" нашел также в литературе и музыке.

В этой статье расскажем подробнее, что такое лирика.

Лирика в повседневной жизни

Как мы уже сказали выше, согласно словарям, лирика – это преобладание эмоционального над разумным, некая чувствительность, однако данное определение очень скупо описывает всю глубину данного термина.

Слово "лирика" многогранно. Так, довольно распространенное выражение "лирическое настроение" описывает состояние человека романтичного, влюбленного, эмоционального, а вот во фразе "оставьте лирику", слово "лирика" говорит о возвышенных, пространных рассуждениях, причем, эти рассуждения совсем не обязательно ведутся о любви и романтике. Для таких рассуждений весьма характерны обороты вроде "если бы".

Лирика в литературе

Лирика – один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой. К лирическим жанрам относят оду, элегию, эпиграмму и т.д. Также лирикой называют совокупность произведений этого рода, например, сборник лирики.

Смысл лирической литературы в том, чтобы отразить жизнь посредством чувств, впечатлений, переживаний и мыслей отдельного персонажа – лирического героя. В центре художественного  внимания – образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания. 

Массу лирических стихотворений подарил миру величайший русский поэт А. С. Пушкин, среди известнейших: "Я вас любил…", "Зимний вечер", "Пущину" и т.д. А. А. Ахматова также радовала публику изобилием лирических произведений – "Я научилась просто, мудро жить…", "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе". Знаменитым лириком был и С. А. Есенин – "Гой ты, Русь моя родная", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Письмо матери". Любой поэт, т

elhow.ru

Что такое лирика в литературе и искусстве?

Бурное развитие информационных технологий имеет свои негативные стороны. Гуманитарные науки оказываются незаслуженно забытыми, а ведь их название происходит от латинского слова humanus — «человеческий».Далеко не каждый уверенный пользователь сети Интернет сможет дать внятный ответ на простой хрестоматийный вопрос: «Что такое лирика?».

Что означает слово «лирика» и откуда оно взялось?Что такое лирика в литературе?Что такое лирика в музыке?Примеры лирических произведений

Что означает слово «лирика» и откуда оно взялось?

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента — лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).

Что такое лирика в литературе?

Словарь Ожегова классифицирует лирику как род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В словаре Ушакова формулировка несколько иная: там лирика описана как вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта. Существует множество изящных формулировок, но суть у них одна: лирика основывается на человеческих чувствах и переживаниях.Лирика подразумевает искренность и откровенность, открытость чувств и эмоциональную утонченность. Основными лирическими жанрами являются стихотворение, романс и элегия. На первый взгляд эти поэтические жанры не пользуются сегодня высокой востребованностью, но на самом деле это не совсем так.

Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.

Что такое лирика в музыке?

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и рок-музыке.Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Примеры лирических произведений

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты — Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика А. С. Пушкина, которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

• А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».

• Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».

• Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», «Я встретил вас», «Умом Россию не понять», «Осенний вечер», «Тени сизые сместились».Классикой музыкальной лирики являются «Лунная» соната Бетховена, «Сказки венского леса» Штрауса, «Реквием» Моцарта.

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.

www.mnogo-otvetov.ru

Значение слова ЛИРИКА. Что такое ЛИРИКА?

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишен смысла.

Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме — это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нем свое выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия.

Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

kartaslov.ru

Лирическое в музыке | Анна Благая

Скрипка | Статьи о скрипке

 

Лирическое в музыке

 

Лирике свойственна напевность и музыкальность.Опирается на ассоциации,дополнительные интонациии смысловые оттенки. Способнапередавать сложные душевные состояния.На первом плане — нечеткиемерцающие образы,зыбкие речевые конструкции.Подключает к образному мышлению.Часто интонации перемещаютсяв акустическую сферу,значения слов размываются.Лирические высказываниятяготеют к афористичности.В лирике в силу субъективностине важно где, что и когда произошло,а важен отпечаток в душе автора.Пространство и время не имеют значения.

(теория литературы)

 

А. «Лирическое мироощущение»

1.Слово «лирика» можно понимать как в узком, так и в широком смысле, имея в виду глубоко субъективное, одушевленное исполнение какого-либо (чаще романтического) произведения, характеризующееся «сплошным дыханием» в фразировке, льющимся и гибким звуком, постоянно меняющим свою окраску вслед за тончайшими изменениями душевного состояния, передаваемого музыкой.

Все сказанное выше о литературной лирике верно и для лирики музыкальной

(опора на ассоциации, дополнительные интонации и смысловые оттенки; подключение к образному мышлению, способность передавать сложные душевные состояния; помещение на первый план нечетких мерцающих образов, зыбких конструкций. Границы различных конструктивных элементов -фраз – действительно как бы размыты).

В качестве примера приведем тему гадания Кармен из скрипичной фантазии П.Сарасате, где музыкальное воздействие на слушателя обусловлено в основном вышеперечисленными качествами, или скрипичную музыку Кароля Шимановского и, в частности, его Первый концерт, а также «Фонтан Аретузы» из «Мифов».

2. Лирические высказывания могут приобретать различные формы:

- автопсихологическая лирика – предметом является внутренний мир автора. Речь ведется от первого лица (монолог).

Ярчайший образец такого рода лирики- знаменитая «Поэма» Шоссона (к этому названию мы еще вернемся в процессе написания реферата, т.к. оно говорит о многом).

- медитативная лирика – эмоционально насыщенное размышление о чем-либо (лирика чувства, лирика мысли, лирика описания и лирика повествования).

Вспомним такие пьесы, как «Созерцание» Брамса, «Размышление» Массне, «Листок из альбома» Вагнера и т.д., а также традиционно почти все вторые части концертов (например, Брамса, Чайковского…)

Добавим, что лирическое повествование может быть также в форме диалога (т.к. в музыке, например, в симфониях, возможны образования, имитирующие диалог ), обращения к неопределенному лицу, чувства сквозь сюжет (баллада), а также, в силу беспрепятственного проникновения лирики в произведения любого жанра и направления, она может принимать различные смешанные формы, как, например, философская лирика, черты которой явно выражены во вторых частях сольных скрипичных сонат И.С. Баха (особенно – До мажорной и Ля минорной).

Кроме того, лирическими бывают не только целые произведения или даже отдельные их части. Очень часто попадаются лирические эпизоды, темы, — они появляются ненадолго, быстро сменяются противоположными по характеру эпизодами, но определяют собой иногда весь облик произведения в целом.

Такова, например, побочная партия Первого концерта Паганини, да и побочные темы других концертов, в которых данное качество более или менее ярко выражено.

Надо сказать, что в том случае, когда лирическое начало проявляется в произведении эпизодически, это влечет за собой некоторые исполнительские сложности. Дело в том, что лирическое восприятие влечет за собой собственный стиль исполнения, свои методы, часто весьма отличные от тех методов, которыми придется пользоваться в следующем, контрастном эпизоде. Искусство мгновенного переключения – вопрос мастерства, которое приходит далеко не сразу.

Прежде чем перейти к вопросу о практическом претворении лирического начала в музыке, хотелось бы еще упомянуть о том (и это очень важно), что лирика далеко не обязательно проявляется в «медленных» (грубая ошибка) произведениях. С эстетической точки зрения, «Последняя роза лета» Эрнста – подлинный образец настоящей лирики, это лирическая пьеса, так как пассажи в ней являются всего лишь вариациями на замечательную фольклорную песенную тему.

B. О «плюсах» и «минусах» лирического мироощущения применительно к игре на скрипке

Из вышесказанного становится ясной важность для музыканта качества, называемого нами «лирическим мироощущением». Без него музыка теряет силу своего воздействия. Природа настоящего музыканта немыслима без этого качества, без эмоций, без эстетических переживаний.

Однако, есть и оборотная сторона этого явления.

Она заключается в том, что надо постоянно обращать внимание на некоторые проблемы технологического порядка, которые могут возникнуть на разных этапах освоения произведения из-за эмоционального переживания музыки.

Эти проблемы:

- Ритм,

- Интонация (часто становится слегка ниже, однако может и повышаться),

- Артикуляция в пассажах («проговаривание» пальцами левой руки мелких нот).

Остановимся на этом подробнее.

Забота о качестве исполнения

Если первые две неприятности легко устранимы (при должном внимании к ним все быстро проходит и на следующих этапах общения с данным произведением — следующем обращении к нему — не возобновляется), то последняя может серьезно подпортить впечатление от исполнения; кроме того, она может возникнуть в любое время и никто от нее не застрахован.

Это, по большей части, дело психологии.

(Дело в том, что существуют психологические закономерности, касающиеся эмоционального состояния при занятиях. Чувство тревоги, печаль оборачиваются повышенным вниманием к эмоциональной стороне музыки, глубоким проникновением в нее, при этом правая рука часто опускается ниже, чем нужно, и скрипка тоже, человек «наваливается» на нее, что делает звук сдавленным и в дальнейшем оборачивается проблемами в качестве. Наоборот,- удовольствие, оптимизм характеризуются ясным и приятным ощущением в левой, прежде всего, руке, при этом появляется повышенное внимание к технике, удовольствие от успешного решения того или иного трудного места; обе руки легкие, звук очень чистый и прозрачный, далеко несущийся, но после таких занятий несколько пропадает “настоящее” ощущение музыки. Очень интересен, но необычайно неудобен для скрипачей тот факт, что оба эти состояния мгновенно переключаются, превращаются друг в друга, то есть после успешного и приятного во всех отношениях проигрывания концерта или пьесы (на следующий день) можно ждать качественного ухудшения техники, звука, как бы вырывающего силком, из-под спуда, и собственного немного странного ощущения от игры).

Итак, мы упомянули о психологических закономерностях, из которых видно, что «переживание» музыки иногда оказывается неполезным для игрового аппарата скрипача. Однако, к счастью, есть и физиологические закономерности тоже, благодаря которым с потерями в качестве можно бороться.

Должен быть выработан «аварийный запас», комплекс мер, которые когда-нибудь придется осознанно применить, добиваясь от своих рук того или иного качества звучания. Для самонастройки игрового аппарата требуются специальные упражнения, набор которых индивидуален для каждого человека (в соответствии с его психологическими и физиологическими особенностями). Можно только сказать, что большую пользу в данном случае могут принести в основном самые простые движения, просто хорошо выполненные: гаммообразные пассажи одним, двумя пальцами; упражнения Шрадика (все три тетради, но особенно первая и вторая, причем в тех их разделах, где даны упражнения в высоких позициях).

С. Как развить лирические, чисто музыкальные качества

Однако способному человеку устранить легкие неприятности, связанные с чересчур эмоциональным отношением к делу, легче, чем развить кому-нибудь в себе качества, необходимые для глубокого восприятия и одушевленного исполнения музыки. В основном эти качества даются природой.

И все же их можно существенно усилить, если проводить (с самого начала обучения ребенка) осознанную педагогическую политику, обращающую внимание на развитие кантиленного звучания и фразировки, а также на общее психоэмоциональное развитие ученика.

1. Звукоизвлечение

Пожалуй, удачной находкой детской педагогики в России является то, что т.н.«учебные» концерты (Акколаи, Роде, Виотти, Шпор и т.д.), которые играют дети в первых классах специальных школ, почти все принадлежат к романтической музыкальной эпохе, что прекрасно формирует способности к перенесению собственных чувств и ощущений в исполнение произведения. Эта традиция не повсеместна. В Германии, например(по крайней мере, в некоторых городах), наоборот, — проводится строго поэтапное обучение, где изучаемые произведения выстроены в хронологическом порядке, как лекции по истории музыки. Детей учат играть на скрипке с классиков, с Моцарта, что, на мой взгляд, нецелесообразно, т.к. тут уже требуется мастерство, и при этом, что особенно важно, нет простора для полной отдачи эмоций…

Кроме репертуарной стратегии (которую лучше выстроить по «русскому» образцу), полезны этюды на выразительность звучания (например, Крейцер №13,14), представляющие из себя музыкальный материал, построенный или на богатом секвенцировании, или просто таким образом, чтобы требовалась постоянная смена окраски звучания вслед за испытываемыми эмоциями.

2. Фразировка. Отмеченные в самом начале реферата всех видов качества лирического мировоззрения (размытость линий) определяют собой совершенно иной тип фразировки: сплошное дыхание. В методическом отношении важно научить ученика, что мелодия не начинается с движения смычка и не определяется очередными его сменами.

Более того: ни лиги, ни акценты, проставленные редактором нот или же самим автором, ни смена оттенков, даже самая внезапная,- ничто это не может быть «забором», препятствием на пути к истинной музыкальности.

Уже на первых этапах обучения важно приучение к процессу постепенного формирования пластичной фразы, которая не зависит ни от каких внешних (технических или музыкальных) факторов.

(В этом смысле хотелось бы упомянуть такую проблему, как проблема пауз. Она возникает с самых первых лет обучения музыке и часто остается даже на более высоком(консерваторском) уровне. Вспомним 2 сонату Изаи для скрипки соло (особенно части 1,4, — «Наваждение» и «Фурии»): у многих она не получается, т.к. паузы все воспринимают как отъединяющие, а они на самом деле объединяют. Надо уметь мыслить через паузу.

Кстати, 2 часть этой же сонаты Изаи – «Меланхолия» – один из наиболее цельных и уникальных образцов сплошного дыхания в скрипичной литературе. Она обнаруживает родство с фольклорным плачем – абсолютное растворение конструктивных элементов в едином, текучем, индивидуальном начале. На ее примере лучше всего выражено – в широком смысле — понятие «лирического мироощущения»).

D. Дополнение: О музыкальной строфике

Эта чрезвычайно интересная тема стоит специального исследования, мы можем здесь только слегка обозначить ее.

Выше упоминалось о «Поэме» Шоссона и о ее совсем не случайном названии, напоминающем нам о тех временах, когда музыка и поэзия представляла из себя единое целое (поэзия Алкея и Сапфо в Древней Греции). Собственно, тогда она и называлась лирикой.

Теперь музыка- самостоятельный вид искусства, потерявший связь с поэзией. Однако, в целом ряде произведений (в основном, как раз в тех, о которых говорится в данном реферате) остается проблема строфы как единого элемента, организующего музыкальную ткань(без строфического решения некоторых кантиленных эпизодов они растягиваются, при прослушивании их появляется ощущение, что они длиннее, чем написано).

Решается этот вопрос уже на самом высшем музыкальном уровне, и обычно — чисто интуитивным образом.

… Итак, мы рассмотрели комплекс проблем, связанных с лирикой или, можно сказать, с проявлением «музыкальности» в музыке.

При этом мы имели возможность убедиться в том, что они возникают на самых разных уровнях скрипичной игры, начиная с детства и кончая весьма зрелым возрастом, так что, наверное, было бы интересно подумать над этой темой каждому скрипачу.

Анна Благая, 1999 г.

blagaya.ru

Лирические музыкальные произведения | Музыкальный класс

Центром любого лирического произведения являются чувства и переживания человека (например, автора или персонажа). Даже когда произведение описывает события и предметы, это описание проходит сквозь призму настроения автора или лирического героя, в то время, как эпос и драма подразумевают и требуют большую объективность.

Задача эпоса – это описание событий, и взгляд автора в данном случае – это взгляд стороннего беспристрастного наблюдателя. Автор драмы и вовсе лишен «собственного» голоса; все, что он хочет донести до зрителя (читателя) должно быть понятно из слов и действий героев произведения.

Таким образом, из трёх традиционно выделяемых родов литературы – лирики, эпоса и драмы – именно лирика наиболее близка музыке. Она требует умения погружаться в мир переживаний другого человека, которые зачастую носят абстрактный характер, а ведь именно музыка лучше всего способна передавать чувства, не называя их. Лирические музыкальные произведения делятся на несколько типов. Рассмотрим вкратце некоторые из них.

Вокальная лирика

Одним из самых распространённых жанров вокальной лирики является романс. Романсом называют  произведение, написанное на стихотворение (как правило, небольшое) лирического характера. Мелодия романса тесно связана с его текстом, и отражает не только структуру стихотворения, но и отдельные его образы при помощи таких средств, как ритм и интонация Композиторы иногда объединяют свои романсы в целые вокальные циклы («К далёкой возлюбленной» Бетховена, «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха» Шуберта и другие).

Камерно-инструментальная лирика

Камерные произведения предназначены для исполнения небольшим составом исполнителей в небольших помещениях и характеризуются  большим вниманием к личности человека. Эти особенности делают камерно-инструментальную музыку очень подходящей для передачи лирических образов. Лирическое начало в камерной музыке особенно сильно проявило себя в творчестве композиторов-романтиков («Песни без слов» Ф.Мендельсона).

Лирико-эпический  симфонизм

Еще один тип лирического музыкального произведения – лирико-эпическая симфония, которая зародилась в австро-немецкой музыке, и основоположником которой считается Шуберт (симфония C-dur). В такого рода произведениях повествование о событиях сочетается с эмоциональными переживаниями повествователя.

Лирико-драматический симфонизм

Лирика в музыке может сочетаться не только с эпосом, но также и с драмой (например, 40-я симфония Моцарта). Драма в таких произведениях проявляется как бы поверх присущей музыке лирической природы, преобразуя лирику и используя ее в своих целях. Лирико-драматический симфонизм получил своё развитие у композиторов романтической школы, а затем и в творчестве Чайковского.

Как видим, лирические музыкальные произведения могут принимать различные формы, каждая из которых имеет свои особенности и представляет интерес и для слушателей, и для музыковедов.

Автор – Алексей Бочкар

Посмотрите направо – вы видите, как много людей уже вступили в нашу группу в контакте – они любят музыку и хотят общаться. Присоединяйтесь к нас и вы! А ещё… Давайте послушаем с вами что-нибудь из музыкальной лирики… Например, чудесный весенний романс Сергея Рахманинова.

Сергей Рахманинов “Весенние воды”  – стихи Фёдора Тютчева

music-education.ru

лирика - это... Что такое лирика?

  • Лирика — ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… …   Литературная энциклопедия

  • Лирика —     ЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, не от… …   Словарь литературных терминов

  • Лирика — Действующее вещество ›› Прегабалин* (Pregabalin*) Латинское название Lyrica АТХ: ›› N03AX16 Прегалабин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G40 Эпилепсия ›› G62.9 Полинейропатия… …   Словарь медицинских препаратов

  • ЛИРИКА — ЛИРИКА, лирики, мн. нет, жен. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преим. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИРИКА — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество …   Современная энциклопедия

  • ЛИРИКА — (от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры) род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — ЛИРИКА, и, жен. 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина. 3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова

  • лирика — сущ., кол во синонимов: 7 • задушевность (14) • лиризм (10) • миннезанг (1) • …   Словарь синонимов

  • Лирика — (греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает… …   Энциклопедия культурологии

  • Лирика — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное “я” поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… …   Литературный энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Что такое лирика, ее виды

    Лирика – это один из основных литературных родов. В переводе с греческого языка это слово обозначает музыкальный инструмент – лиру. Это связано с тем, что в античном мире поэты свои стихотворения пели под звуки лиры, а не читали. Изображать их тоже было принято с этим инструментом.

    Чтобы лучше понять, что такое лирика, нужно сравнить ее с еще двумя родами литературы: драмой и эпосом. Эпос, в отличие от нее, повествует о жизни человека, о событиях, происходящих с ним. Драма отражает жизнь в переживаниях и поступках героя, то есть в действии, показанном в произведении. Лирика же изображает мысли, чувства и волнения героя не все, а только те, что вызваны конкретными обстоятельствами жизни. Она раскрывает его внутренний мир и тем самым позволяет читателю представить, какие обстоятельства вызвали переживания, которые описываются автором.

    Несмотря на лаконичность, краткость стихотворных произведений, им присущи все черты образного, художественного отображения жизни: элемент вымысла, обобщенность, индивидуализированность, воспитательное значение. Это тоже помогает разобраться более детально в том, что такое лирика. Обобщенность стихотворений проявляется в стремлении передать в переживаниях одного лирического героя переживания, общие для многих, типические. Индивидуализированность проявляется передачей настоящих, живых чувств отдельно взятого человека. Элемент вымысла присутствует в передаче поэтом переживаний, свойственных историческому периоду, в который он живет, его эпохе. Воспитательное значение стихотворных произведений заключается в изображении переживаний, отражающих жизнь в свете царящей идеологии.

    Таким образом, в полной мере понять, что такое лирика, оценить ее значение помогает образ лирического героя в произведении. Как правило, он возникает в представлении читателя после ознакомления не с одним, а с целым рядом стихотворений одного поэта, а еще лучше – со всем его творчеством.

    Рассуждая о том, что такое лирика, невозможно не упомянуть о ее характерной особенности – стихотворной форме. Это обязательный признак любого ее вида. Лирические произведения, облаченные в стихотворную форму, прекрасно передают всевозможные оттенки человеческой речи, ее насыщенность чувствами.

    Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их классификации. Так,  по содержанию стихотворного произведения различают лирику пейзажную, любовную, философскую и др.

    Кроме того, с древних времен выделяют следующие виды данного литературного рода: народная песня, элегия, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

    Например, мадригал. Изначально он представлял собой песенку пастушка идиллического содержания, но постепенно перерос в стихотворение, в котором в шутливом тоне дается преувеличенно положительная характеристика той особы, к которой обращается автор. Поэты конца 18 – начала 19 века еще сочиняли мадригалы, отступая при этом от формы, принятой в старину.

    На пастораль или идиллию похож такой вид поэзии, как эклога. Чаще всего стихотворение писалось в виде небольших диалогов. Нередко оно ставилось на сцене в сопровождении подходящей музыки и танцев.

    Элегии – это стихотворения, полные грусти. Они встречаются в лирике Западной Европы и России до начала 19 века. Их писали М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский.

    Среди различных видов сатирической поэзии выделяется эпиграмма. В небольшом стихотворении содержится злое высмеивание какой-то особы. Хотя изначально этим словом древние греки называли надпись на пьедестале, статуе, посуде и на храме. Написание эпиграмм распространено и у современных поэтов.

    Такие же названия эти виды лирики имеют и в литературе Древней Греции.

    fb.ru