Мойры – богини судьбы: имена и задачи. Лахесис богиня


Богини судьбы - три сестры Мойры

Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры - это богини судьбы.

Первоначально в представлении древних греков судьба воплощалась в каком-либо неодушевленном предмете - фетише, являвшемся носителем жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра - одного из участников знаменитого похода аргонавтов - была заключена его матерью в головне, оставшейся от жертвенного костра: мать, чтобы погубить своего сына, вынула головню и бросила её в огонь, где она сгорела, вызвав, соответственно, мучительную смерть самого Мелеагра.

Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.

Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-мойрах. Архаические мойры были дочерьми Никты - богини ночи, породившей также смерть (Танатос), сон (Гипнос), возмездие и отмщение (Немезида), легкокрылую радугу (Эрида) и вечера (Геспериды).

Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами - разрыв нити означал смерть.

По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.

Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото.

При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека.

Атропос - мойра будущего. Это она перерезала ножницами нить человеческой жизни, обрывая её. Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой. В этом случае он рассматривался как Мойрагет - «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка.

Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали».

...Издревле данный закон или власть беспредельно благаяМойра одна эту жизнь наблюдает - из высших блаженных,Снежный Олимп населяющих, - боле никто, кроме окаЗевса, что все совершенно, - и всё, что у нас происходит,Ведает Мойра и всепостигающий разум Зевеса.Дщери благого отца - о Лахесис, Клото и Атропа!Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях... (Орфей)

Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».

В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая и удачи Тихе, которой было характерно неустойчивость и изменчивость жизни.

В римскую эпоху Мойрам соответствовали три богини судьбы - Парки (Parcae): Децима (Лахесис), Нона (Клото), и Морта (Атропос).

А также почитайте:

Древняя Агора

Древняя Агора города Афин располагается у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Фиси́он»

Святилище Афродиты

По дороге в Элевсину, в 11,5 км от Афин, а, точнее, не доезжая 8,5 км до Элевсины - в черте муниципалитета Хайдари, район Афе́ас Скараманга́

www.grekomania.ru

Мойры – богини судьбы: имена и задачи

С древних времен подмечено, что век у всякого человека складывается особенным образом, не похоже на других. Принято было верить, что руководят этими процессами боги, никак не меньше. Люди описывали их и пытались договориться, чтобы выпросить долю получше. Греки считали, что их за руку ведут Мойры – богини судьбы. Это три сестры, стоящие в сторонке от общего Пантеона. Давайте познакомимся с ними поближе, может, пригодится кому в жизни.

Мойры – богини судьбы

Довольно показателен тот факт, что при формировании понятий о роке людьми руководил страх. Они боялись неведомой силы, довлеющей над ними. Ни избавиться от нее, ни как-то повлиять на то, что предначертано, казалось невозможным. Кстати, нынешние мыслители недалеко ушли от людей древности. Говорят все то же, судьба каждого члена общества предначертана еще до рождения, от нашей воли зависят только мелочи.

Древние люди связывали свои представления о будущем поначалу с материальными объектами. Например, судьба могла заключаться в камне или головешке от костра. Разбив этот предмет, можно было забрать чужую долю. С развитием абстрактного мышления, образ богов становился сложнее. Высшие существа обретали черты, характеры, наделялись волей, целями и обязанностями. Так и возникли в общем представлении Мойры – богини судьбы. Это представительницы темного мира, невидимые для людей, но держащие в руках жизнь и счастье каждого. Относились к ним почтительно и боязливо. Это доказывает тот факт, что изображений Мойр практически не осталось. Древние люди страшились их гнева пуще, чем реальных опасностей.

Три сестры и их родители

С развитием представлений о божествах, высших существ стали окутывать легендами и поверьями. Мойр считали сестрами и изображали (описывали) в виде прядильщиц, бесконечно работающих над нитями судеб. Со временем встал вопрос об их происхождении.

Древняя мифология содержит довольно путаные сведения по этому поводу. Принято считать, что Мойры (богини судьбы) – дочери Зевса и Фемиды. Иногда рассказывали, что сестриц породила Ночь, создавшая также Смерть.

В любом случае Мойры являются полноправными хозяйками доли каждого человека. Без их ведома или согласия невозможно предпринять ничего, от простого сбора урожая, до дальнего путешествия. От рождения до смерти, как считали жители Древней Греции, человека сопровождают Мойры – богини судьбы. Имена этих высших существ: Лхесис, Клото и Атропос. Давайте скажем о каждой пару слов.

О разделении обязанностей

Судьба – понятие довольно обширное. Греки делили ее на три части. Первая определялась еще до рождения. Лахесис отвечала за эту работу. Ее считали дающей жребий. Одни от нее получали безбедную жизнь, другие славу, а большинство населения – тяжкую, трудную долю.

Пришедшего в мир человека сопровождала Клото – прядущая. Она так и выглядит на редких изображениях: женщина, изготавливающая из шерсти нить. Рядом с ней постоянно находится третья сестра – Атропос. У нее в руках книга и ножницы – инструмент Смерти. Эта богиня вольна в любой момент перерезать нить судьбы человека. Она наблюдает за каждым и оценивает его действия. Проявишь непокорность, совершишь ошибку, она тут же примет радикальное решение по поводу твоего земного существования.

Таким образом, Мойры (богини судьбы) наделялись собственными задачами. Интересно, не из этих ли представлений развилась идея разделения труда? Наука такой вопрос не рассматривала.

Мойры (богини судьбы): атрибуты

У каждой из сестер были собственные инструменты, при помощи которых они влияли на долю человека. Лахесис держит в руках веретено (по другим версиям – измерительный прибор). С его помощью она каждому выделяет положенный кусочек нити – судьбы. Греки считали, что происходит это еще до рождения человека. Если хорошо попросить, то можно узнать заранее свой срок пребывания в том мире.

Атрибут Клото – сама нить. Эта богиня создает судьбу, не прерывая процесса прядения. Атропос же контролирует, чтобы никто из смертных не получил лишнего. Ее задача вовремя оборвать нить (ножницами перерезать). Надо отметить, что атрибутику Мойры получили значительно позже того времени, когда их образы окончательно сформировались в обществе.

Рок или судьба – понятия более древние, чем ткачество. С развитием ремесел люди пытались приписать пользование инструментами богам. Таким образом, Мойры и обрели свои атрибуты, которые идеально подходили к сформированным в верованиях задачам. А есть ли на самом деле у вашей судьбы высшие покровители? Как думаете?

fb.ru

Богини Судьбы

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 5.0/5 (2 votes cast)

Во все времена человек желал знать, как сложится его жизнь. Обретет ли он богатство, славу, любовь или же сгинет в безвестности. В наши дни принято обращаться к различным колдунам и экстрасенсам, которые зачастую просто говорят человеку то, что он хочет услышать.

Мировые же религии относятся к предсказаниям отрицательно, видя в этом грех. Но во времена античности и раннего средневековья, когда еще было сильно языческое мировоззрение, люди верили, что их жизнями управляют богини судьбы. У каждого народа они были разные, но деятельность их была на удивление схожа — определять границы пребывания человека в нашем мире.

Нити Судьбы

Жизнь в представлениях наших предков была подобна нитям, проходящим через все бытие. Нить надо было спрясть. А кто лучше женщины справится с этим. Посему в большинстве своем судьбоносные божества принадлежат к прекрасному полу.

Норны

Богини судьбы Скандинаво-Германского эпоса назывались норнами. Три женщины находились около корней мирового ясеня Иггдрасиля, поливая их из колодца Урд. Пока корни древа получают живительную влагу источника, древо продолжало расти, а вместе с ним и весь существующий мир.

Норн звали:

  • Урд (одно имя с источником жизни) — самая старшая из богинь. Предстает в образе дряхлой и немощной старухи. Ее вотчина — прошлое людей и богов.
  • Верданди — дама средних лет. Отвечает за настоящее, за становление, созидание и трансформацию жизни.
  • Скульд — совсем юная девушка. Она определяет будущее, а также отвечает за долги и клятвы.
Норны

Происхождение их туманно. Богини, отвечающие за судьбы как людей, так и богов не имеют родителей. Они вечны как и сама жизнь. Мертвая ведьма Вельва, описывая богу Одину, прошлое и будущее мира, говорит, что Норны возникли из самого источника Урд.

Мойры и Парки

В мифологии древней Греции и Рима богинь судьбы называли Мойрами (Греция) и Парками (Рим). В отличии от северных норн, у Мойр по разным версиям были родители из числа богов олимпийцев. Более ранние источники причисляют их к дочерям богини Ночи Нюкты. В более поздних мифах их родителями становятся Зевс и Фемида.

Мойры

Обязанности Мойр были распределены следующим образом:

  • Клото — прядет нить судьбы.
  • Лахесис — определяет судьбу.
  • Атропос — обрезает нить, даруя смерть.

Первоначально мойр было гораздо больше, чем три. Они были приставлены к каждому живущему человеку. Этакие античные аналоги христианских ангелов-хранителей.

Макошь, Доля и Недоля

В славянской мифологии нити судьбы плела Макошь. Помимо всего, она также являлась богиней плодородия и урожая. Макошь воплощала в себе саму суть женской природы — вынашивание и рождение новой жизни. Имеет помощниц-прях, коих зовут Доля и Недоля. Доля отвечает за то, чтобы связать человека нитями судьбы со всеми его благими делами. Недоля, наоборот, дает обрести связь со всеми злыми и лихими делами, совершенными человеком.

С приходом христианства на Русь, образ богини Макоши трансформировался в святую Параскеву-пятницу. Также некоторые сходства с Макошью имеет такой важный женский персонаж славянского фольклора, как Баба-Яга.

Богини Судьбы, 5.0 out of 5 based on 2 ratings

Смотрите также:

paranormal-blog.ru

Лахесис - это... Что такое Лахесис?

Мойры

Иль Содома. Три мойры. Ок. 1525. Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини. Рим

Мо́йры (греч. Μοϊραι от др.-греч. μοῖρα, «участь, доля», у Гнедича Участь) — греческие [1]богини судьбы. Упомянуты в «Илиаде» (XIX 127) и «Одиссее» (XVII 327; XXIV 29).

Три мойры

Мойры - дочери Зевса и Фемиды [2] (по версии Платона — дочери Ананке [3], есть также версия, что они дочери Кроноса [4]). Первоначально считалось, что своя Мойра есть у всех людей[5]. С развитием олимпийской религии число Мойр было сведено к трем:

  • Клото (греч. Κλωθώ, «Пряха», ) — прядущая (нить жизни). Клото вернула жизнь Пелопу [6], предрекла Афине девственность [7].
  • Лахесис (греч. Λάχεσις, «Судьба») — определяющая судьбу жизни(длину нити). Лахесис наблюдала за родами Лето [8].
  • Атропос или Атропа (греч. Ἄτροπος, «Неотвратимая», — неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Перерезающая нить. [9].

По Гесиоду, их было три — Клото, Лахесис и Атропос; все они (у Гесиода и орфиков) — дочери Ночи [10]. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений. Платон в своей «Республике» изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.

Айса - одна из мойр, дочь Ночи, согласно «Гимну Мойрам» Софокла [11]. Согласно варианту чтения, ее упоминает Алкман [12]. Упоминается в оракулах Сивиллы [13].

Представления о мойрах

Раннее религиозное мировоззрение обозначало этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с древнегреческим выражением Διός αἶσα, «божественное предопределение», часто встречается выражение μοῖρα θέων. Из этого представления возникла вера в богинь-мойр, стоящих особо от других божеств.

Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух мойр). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, мойры называются греч. Μοϊραι κραταιαί (собств. греч. Μοϊρα κραταιή) или греч. Κλωθες βαρεϊαι. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, мойры — сёстры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Далее, мойры — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сёстрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах (греч. θέμιστες), называется, поэтому Мойрагетом (греч. Μοιραγέτης) — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса.

Храм Мойр был в Коринфе [14]. У римлян Мойрам соответствовали Парки.

В литературе и искусстве

Им посвящен LIX орфический гимн. Ахей Эретрийский был автором трагедии «Мойры».

В искусстве мойры изображались по-разному. На греческой вазе Франсуа в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды мойры помещены возле колесницы Гермеса и Майи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр — прялка, свиток, весы. Изображались Мойры обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух [15].

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.169, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.406
  2. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
  3. ↑ Платон. Государство X 617с
  4. ↑ Эпименид, фр.7 Якоби
  5. ↑ Мифологический словарь. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, Ленинград, 1961.
  6. ↑ Пиндар. Олимпийские песни I 26
  7. ↑ Телест, фр.1а Пейдж
  8. ↑ Пиндар. Пеан 12, ст.17
  9. ↑ см. Нонн. Деяния Диониса XII 142.
  10. ↑ Гесиод. Теогония 217-222
  11. ↑ Софокл, фр.1018b
  12. ↑ Алкман, фр.16, 15 Бергк // Примечания А.А.Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.2. С.452
  13. ↑ Флегонт. Удивительные истории, фр.10
  14. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 4, 7
  15. ↑ напр. Catull., LXIV, 305

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Мойры: вечные прядильщицы судеб

Вопросами о судьбе люди задавались задолго до наступления нашей эры. И одним из способов «перевесить» ответственность за собственную участь стала передача обязанности контроля над жизненным процессом мойрам. Что они собой представляют? Кто такие мойры?

Поначалу судьба человека считалась заключенной в определенном предмете: достаточно было его уничтожить – и смерть немедля настигала жертву. К примеру, так случилось с Мелеагром – участником похода аргонавтов и инициатором Калидонской охоты. Его судьба была спрятана в полене из очага: было предсказано, что как только оно догорит, Мелеагр покинет мир живых. В дальнейшем понятие судьбы изменилось. Стали полагать, что ею заведуют отдельные божества, имеющие собственную личность и неумолимо следящие за исполнением предначертанного.

Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.

Мойры: имена сестер

Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:

  • Лахесис (Лахеса) – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое;
  • Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего;
  • Атропос (Атропа, Айса) – Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.

«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.

Мойры: атрибуты богинь судьбы

Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:

  1. Свиток. В него фиксировались судьбы всех живущих в мире, даже бессмертных богов. Ничто не могло изменить записанное – Лахесис строго следила за этим.
  2. Прялка. Приспособление было необходимо для прядения нити. Его обладательница – Клото.
  3. Ножницы. Символизируют одновременно и целое (две соединенные части) и разделение (способность разрезать). Рождение и смерть, жизнь и небытие. Ножницы брала в руки Атропос, чтобы прервать нить.

Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.

Где жили мойры

Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:

  • На светлом Олимпе. Такое жилище соответствует высокому статусу трех сестер, которые, согласно одному из мифов, были дочерьми Зевса, верховного бога, и Фемиды, богини справедливости. Их отца также называли Морием; он ведал, что и кому предопределили мойры. Иногда бог лично взвешивал жребий на весах, желая узнать ответ судьбы.
  • В глубокой пещере. Нередко троицу называют дочерьми Нюкты – ночи, которая также породила эриний, богинь мести. Мойры и эринии – союзницы и сестры. По другой версии, богини-пряхи были детьми Ананке, олицетворяющей рок и отвечающей за неизбежность. В обоих случаях местом, где живут мойры, называли удаленную пещеру в непроходимой чащобе. Самовольно попасть туда не мог никто.

По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.

Мойры и парки – есть ли разница?

Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире. Имена парки получили следующие:

  • Децима – соответствует Лахесис, определяет судьбу;
  • Нона – выполняет работу Клото, выпрядает нить;
  • Морта – забрала себе функции Атропос, обрывает жизнь.

Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.

Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти

В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:

  1. Одинаковое количество и идентичные родственные связи. Три сестры – самая частая ассоциация для богинь судьбы. Тем не менее грайи тоже соответствуют этой характеристике.
  2. Внешний вид. Нередко мойр изображают пожилыми. Грайи же всегда считались уродливыми древними старухами.
  3. Владение информацией о судьбе. И мойры, и грайи посвящены в тайны неизбежного и знают о грядущем.

Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания. Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:

  • Дино (Дейно) – Оса, отвечает за дрожь;
  • Порфредо (Пемфредо, Пефредо) – Буря, в ее зоне ответственности тревога;
  • Энио – Злоба, соотносится с ужасом, иногда считается спутницей воинственного Ареса.

Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны. Грайи легко узнаваемы по таким признакам:

  1. Имеют один глаз на всех и пользуются им по очереди.
  2. Обладают лишь одним зубом, которым им также приходится делиться друг с другом.
  3. Рождаются сразу седыми.

Пока мойры заняты мирным «ремеслом», грайи сторожат горгон. Именно с ними пришлось иметь дело Персею, пришедшему убить Горгону Медузу. Он обманом похитил у сестер глаз и зуб, взамен потребовав волшебные предметы. Сделка удалась – Горгона была убита. Любое божество, так или иначе связанное с судьбой, вызывало интерес и уважение.

Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.

© http://vedmochka.net 

vedmochka.net

Пантеон - Богиня судьбы у греков

Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры - это богини судьбы.

Первоначально в представлении древних греков судьба воплощалась в каком-либо неодушевленном предмете - фетише, являвшемся носителем жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра - одного из участников знаменитого похода аргонавтов - была заключена его матерью в головне, оставшейся от жертвенного костра: мать, чтобы погубить своего сына, вынула головню и бросила её в огонь, где она сгорела, вызвав, соответственно, мучительную смерть самого Мелеагра.

Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.

Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-мойрах.

Архаические мойры были дочерьми Никты - богини ночи, породившей также смерть (Танатос), сон (Гипнос), возмездие и отмщение (Немезида), легкокрылую радугу (Эрида) и вечера (Геспериды).

Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами - разрыв нити означал смерть.

По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.

Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото. При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа.

Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека.

Атропос - мойра будущего. Это она перерезала ножницами нить человеческой жизни, обрывая её.

Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой. В этом случае он рассматривался как Мойрагет - «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка. Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали».

...Издревле данный закон или власть беспредельно благая Мойра одна эту жизнь наблюдает - из высших блаженных, Снежный Олимп населяющих, - боле никто, кроме ока Зевса, что всесовершенно, - и всё, что у нас происходит, Ведает Мойра и всепостигающий разум Зевеса. Дщери благого отца - о Лахесис, Клото и Атропа! Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные, О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях...

(Орфей)

Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».

В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая и удачи Тихе, которой было характерно неустойчивость и изменчивость жизни.

В римскую эпоху Мойрам соответствовали три богини судьбы - Парки (Parcae): Децима (Лахезис), Нона (Клото), и Морта (Атропос).

solnoctis.ru

ЛАХЕСИС - Синонимы русского языка - Русский язык

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛАХЕСИС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛАХЕСИС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:— одна из Мойр, проводящая нить человеческой жизни через все превратности …
  • ЛАХЕСИС в Большом энциклопедическом словаре:в греческой мифологии одна из Мойр, проводящая нить человеческой жизни через все превратности …
  • ЛАХЕСИС в Современном толковом словаре, БСЭ:в греческой мифологии одна из Мойр, проводящая нить человеческой жизни через все превратности …
  • МОЙРЫ ("ДОЛЯ", "ЧАСТЬ") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:в древнегреческих мифах темные, злые невидимые силы, антропоморфные богини судьбы, воплощающаяся в различных материальных либо заколдованных предметах-носителях. Согласно преданиям, мойры …
  • СУДЬБА в Новейшем философском словаре:представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. В древнегреческой мифологии эти силы персонифицировались и выступали, …
  • АНАНКЕ в Новейшем философском словаре:(АНАНКА) (греч. ananke - судьба, принуждение, неизбежность) - в древнегреческой мифологии богиня необходимости, неизбежности. По оси мирового веретена, вращающегося на …
  • СУДЬБА в Словаре постмодернизма.
  • МОЙРЫ в Словаре Мир богов и духов:(Клото, прявшая нить жизни, Лахесис, тянувшая эту нить, Атропос, которая ее обрезала) — в греческой мифологии дочери Зевса и Фемиды, …
  • ФЕМИДА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:— богиня правосудия. Титанида, вторая супруга Зевса. От союза с Зевсом родила Гор и Мойры — богинь судьбы (Клото, Лахесис, …
  • МОЙРЫ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:— три дочери Зевса и Фемиды. Богини человеческой судьбы. Поначалу считалось, что каждый человек имеет свою судьбу — мойру. Так, …
  • ЗЕВС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:— верховный бог. Бог неба, грома и молнии, верховный блюститель справедливости, покровитель молящих и странников. Сын титана Кроноса и Реи. …
  • МОЙРЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:В греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальной предмете — фетише, носителе жизненных потенций. …
  • ФАТОТУМ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:("рок", "предопределение", "судьба") Представление о надличностной непостижимой силе, определяющей судьбу человека или коллектива, которая у Гомера как подчинена богам (в …
  • МОЙРЫ в Большом энциклопедическом словаре:в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный …
  • МОЙРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:в древнегреческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы, следящие за ходом человеческой жизни: Клото прядет нить жизни, Лахесис …
  • МОЙРЫ в Современном энциклопедическом словаре:в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (богини судьбы): Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, Атропос обрезает жизненную …
  • МОЙРЫ в Энциклопедическом словарике:в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (богини судьбы): Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, Атропос обрезает жизненную …
  • МОЙРЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:М́ОЙРЫ, в греч. мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядёт нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в …
  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: СУДЬБЫ БОГИНИ в Словаре Кольера:К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ В античной мифологии, богини, прядущие нить человеческой жизни и обрывающие ее по своему усмотрению. Богини судьбы …
  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: БОГИ в Словаре Кольера:К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, …
  • МОЙРА в словаре Синонимов русского языка:атропа, атропос, богиня, клото, лахесис, парка, …
  • БОГИНЯ в словаре Синонимов русского языка:аврора, аглая, аматэрасу, амфитрита, анаит, анахита, ангерона, аннона, артемида, астарта, астрея, атропос, аура, афина, афродита, ашера, беллона, валькирия, венера, вертумн, …
  • МОЙРЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный …
  • МОЙРЫ в Большом современном толковом словаре русского языка:мн. Три дочери Зевса и Фемиды - богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час …

slovar.cc