Партия кадетов в годы первой русской революции. Кто входил в партию кадетов


Партия кадетов в годы первой русской революции.

ТОП 10:

Конституционно-демократическая партия (кадеты)

Конституционно-демократическая партия занимала особое место в системе легальных политических партий страны. Ее либеральный характер проявился благодаря сосредоточению в рядах партии цвета российской интеллигенции. В 1902 г . в Штутгарте начал выходить журнал «Освобождение», который редактировал П. Струве. Первоначально возникли те организации: «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Учредительный съезд партии кадетов состоялся 12-18 октября 1905 г . в Москве, на котором две организации слились в одну и получили название Конституционно-демократическая партия.Легальным органом партии стала газета «Речь». В Центральный комитет (ЦК) входили князья Павел и Петр Долгоруковы, Д. Шаховской, академик В. Вернадский, крупные историки А. Корнилов и А. Кизеветтер, экономисты и публицисты -П. Струве, А. Изгоев и др. Руководителем кадетской парши являлся П. Милюков.

Главной идеей кадетской программы было ненасильственное преобразование России по пути либеральных парламентских реформ. В январе 1906 г . на II съезде была окончательно утверждена Программа. Россия должна стать конституционной, парламентской монархией. Были предусмотрена перестройка местных органов власти на началах самоуправления, судебная реформа, самоопределение наций, демократические свободы. В аграрном вопросе — частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп.

29.Партии революционно-демократического лагеря в революции 1905 - 1907 гг. Их программные требования.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Образована в марте 1898 г. на I съезде в Минске. В манифесте об образовании Партии указывалось на преемственность РСДРП по отношению ко всему предшествующему революционному движению в России и на ее связи с международной социал-демократией. На II съезде партии (июль - август 1903 г.) образование РСДРП завершилось принятием программы и устава. Принятая программа состояла из двух частей: программы-минимум и программы-максимум. В качестве ближайших задач РСДРП рассматривала осуществление буржуазно-демократической революции и свержение царизма, установление демократической республики, 8-часового рабочего дня, полное равноправие наций, ликвидацию остатков крепостничества в деревне. В качестве конечной цели программа предполагала победу пролетарской социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. При принятии устава выявились два противоположных подхода к вопросу о структуре и принципах построения партии. В. И. Ульянов (Ленин) выступал за создание централизованной партии с "железной дисциплиной" и строгой иерархией в построении ее структур, выполнением низовыми звеньями партии решений центральных органов. Предполагалось, что партия будет состоять из двух частей - "профессиональных революционеров" и простых членов. На вершине пирамиды - ЦК из трех человек, которым принадлежало право решения вопросов стратегии и тактики между съездами. Другую точку зрения предложил Мартов. По его мнению, от членов партии могло требоваться не членство в одной из низовых организаций с обязательным активным участием в ее работе, а поддержка партии с их стороны (в том числе и посильная материальная). Эта формулировка и вошла в партийный устав. Однако при выборах центральных органов партии (когда часть делегатов ушла со съезда) победу одержали сторонники Ульянова. С этого времени они стали называться большевиками, а сторонники Мартова - меньшевиками. По существу, они представляли собой различные течения в российской социал-демократии. Меньшевики с учетом опыта западноевропейской социал-демократии выступали за отказ от радикальных методов ведения политической борьбы (вооруженного восстания, экспроприации и т. д.). Большевики, наоборот, идеализировали насильственные формы борьбы, считая, что другими методами невозможно будет свергнуть царский режим. В годы первой российской революции, несмотря на принципиальные расхождения по программным и тактическим вопросам, обе части российской социал-демократии объединили свои усилия в борьбе за реализацию партийной программы. Однако, большевистское руководство рассматривало союз с меньшевиками как вынужденную меру. Лидерами меньшевиков являлись Мартова, Мартынов, Плеханов. К февралю 1917 г. признанными лидерами большевиков, кроме Ленина, являлись Зиновьев и Каменев. Партия социалистов-революционеров (эсеров). Партия социалистов-революционеров объявила о себе в конце лета 1900 г. манифеста. Документ носил компромиссный характер, так как главной задачей партии было объединение максимально возможного количества кружков и организаций вокруг единого центра. Центральным органом этой организации стали газета "Революционная Россия" и журнал "Вестник русской революции". Лидеры партии - Чернов, Гершуни, Гоц и др. Активными ее деятелями были также Крафт, Клячко (Родионова), Авксентьев, Чайковский и другие. В числе активистов партии почти с самого начала ее существования был и агент охранки Е. Ф. Азеф. Созданная Боевая организация (БО) эсеров (в ней участвовало до 80 человек) предприняла целый ряд политических убийств: министра внутренних дел Д. С. Сипягина, министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Аполлоновича и др. Эсеровская программа состояла из четырех основных блоков: в первом давалась характеристика капиталистического общества, во втором - международного социалистического движения, в третьем - специфика условий социалистического движении в России, в четвертом излагалась программа действий партии. Программа показывает, что эсеры были сторонниками демократического социализма. Главными предпосылками социализма в России они считали политическую свободу и демократию. Поэтому основными требованиями программы-минимум партии эсеров стали установление политической демократии и "социализация земли". Программа содержала требование введения в России элементарных прав и свобод. В вопросах тактики эсеры оговаривали, что борьба за выполнение программы будет осуществляться "в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности", что предполагало использование всего арсенала форм борьбы, в том числе и политического террора. Февральскую революцию партия встретила в состоянии разброда и ослабления организационных структур. Конституционно-демократическая партия (кадеты). Образована в октябре 1905 г. Основным ядром новой партии стали идеологически и политически родственные представители двух либеральных организаций - "Союза освобождения" и "Союза земцев-конституционалистов". На втором съезде (январь 1906 г.) произошло окончательное оформление новой партии. Он же принял добавление к названию партии - "народной свободы". Началось создание партийных организаций на местах. Лидерами и наиболее видными активистами партии были князья Петр и Павел Долгоруковы, академик Вернадский, Струве, Корнилов и др. Руководителем партии, ее главным теоретиком являлся П. Н. Милюков - известный ученый-историк. Главной в программе партии кадетов была идея плавного реформирования старой политической системы: эволюция самодержавной монархии в конституционную; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей; создание ответственного перед Госдумой правительства; коренная реформа местного самоуправления, суда; введение всеобщего избирательного права; введение всего комплекса демократических свобод (слова, печати, союзов и др.). В вопросах национально-государственного строительства они выступали с позиций унитаризма. В своей программе по национальному вопросу выступали за культурно-национальную автономию, предусматривавшую, преподавание в школах и вузах на родном языке и др. В решении аграрного вопроса кадеты занимали достаточно взвешенную позицию, предлагая искоренить полуфеодальные пережитки. Они допускали возможность отчуждения за выкуп части земель у тех помещиков, которые вели самостоятельное хозяйство, решение аграрного вопроса они предлагали передать в ведение местных земельных комитетов, состоявших из помещиков, крестьян, чиновников. В решении рабочего вопроса кадеты предлагали создать легальные рабочие союзы, которые должны были стать посредниками в трудовых спорах между рабочими и предпринимателями. Они выступали за 8-часовой рабочий день, сокращение сверхурочных работ. В сфере частного предпринимательства кадеты исходили из идеи снятия всех ограничений, установленных государством на его пути. "Союз 17 октября" (октябристы). Организационное оформление "Союза" началось в конце октября 1905 г. С самого начала лидером партии был провозглашен А. И. Гучков. Наряду с ним видное место в "Союзе" заняли его братья Федор и Николай, а также крупный землевладелец и лидер земского движения Шипов, барон Корф, тайный советник Красовский. Тогда же в обеих столицах возникли городские советы партии и районные партийные организации. Географически движение охватывало земские губернии Европейской России с относительно развитым дворянским землевладением. В неземских губерниях и на национальных окраинах влияние октябристов было небольшим. В политических требованиях программа октябристов провозглашала сохранение в стране монархии (но ограниченной "постановлениями Основных законов"), отказ от парламентаризма в его западном виде. Они видели будущий государственный строй России в сочетании власти императора (не только царствующего, но и управляющего) с властью двухпалатного "народного представительства", формируемого в его нижней части (Думе) на основе цензовых выборов (прямых в городах и двухступенчатых в сельских районах), а в верхней - путем назначения половины депутатов царем и избрания второй половины в ходе узкоцензовых выборов. При этом окончательное решение оставалось за верхней палатой. Аграрный вопрос они предлагали решить путем раздачи крестьянам казенных и кабинетских земель. Весьма ограниченными были предложения октябристов в решении рабочего вопроса (они не шли дальше туманных предложений о нормировании предельной продолжительности рабочего дня, об урегулировании сверхурочных работ и др.). В годы революции 1905 - 1907 гг. октябристы солидаризировались с курсом правительства Столыпина, основными положениями его аграрной реформы. После 3 июня 1907 г. начинается распад местных организаций "Союза" (к 1909 г. их число сократилось вдвое). Первая мировая война привела к окончательной дезорганизации "Союза 17 октября". "Союз социалистов-революционеров-максималистов". Группа, возникшая в партии эсеров в 1904 г. и оформившаяся в новую партию на конференции в Або (Финляндия) в октябре 1906 г. Лидерами новой партии стали Нестеров, Соколов, Мазурин и др. Центральный орган - газета "Максималист" (1918). В своих программных документах максималисты шли дальше эсеров, игнорируя понятие буржуазно-демократического этапа революции и настаивая на немедленном осуществлении эсеровской программы-максимум, предусматривавшей одновременную социализацию не только земли, но и фабрик и заводов. Решающую роль в грядущей революции они отводили инициативному меньшинству (заговорщической группе), опиравшейся на трудовое крестьянство. Основными методами борьбы за уничтожение старых порядков считали индивидуальный террор и тотальную экспроприацию. Поддержали большевистский режим в октябре 1917 г.

 



infopedia.su

Кадеты (конституционно-демократическая партия) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

КАДЕТЫ (КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ)

С.А. Степанов

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10а, 117198, Москва, Россия

Статья представляет собой сокращенную версию лекции спецкурса «Политические партии России: 1905-1917 гг.» Автор рассматривает историю возникновения партии кадетов, являвшейся наиболее авторитетной политической партией либерального направления в дореволюционной России. В статье акцентируется внимание на периоде с октября 1905 г., когда была создана партия кадетов, до июня 1907 г., когда правительство распустило П Государственную думу. Анализ кадетской программы и тактических лозунгов позволяет прийти к выводу, что кадеты разделяли реформаторские взгляды. Партия кадетов выступала за постепенную эволюцию самодержавного строя и легальные методы политической борьбы. В отличие от партий радикального толка, кадеты не пользовались большим влияниям в массах.

Конституционно-демократическая партия, или Партия народной свободы (второе название), представляла левый фланг российского либерализма. Кадетов еще уважительно называли «профессорской партией», имея в виду высокий образовательный и культурный уровень рядовых членов и созвездие имен в руководстве партии. Конституционные демократы предложили России проверенные конституционные решения и либеральные ценности, давно привившиеся в парламентских государствах. Однако эти ценности и идеалы оказались невостребованными, что явилось трагедией российского либерализма, основные этапы создания партии кадетов.

Основные этапы создания партии кадетов

Ядром будущей партии кадетов стали две полулегальные организации: Союз земцев-конституционалистов и Союз Освобождения. Обе организации появились в 1903 г. «Союз земцев-конституционалистов» был создан либеральными земскими деятелями для подготовки согласованных выступлений сторонников конституции на земских съездах. Показательно, что главную роль в

этом нелегальном и явно оппозиционном союзе играли люди, принадлежавшие к высшей аристократии - князь Д.И. Шаховской и два брата князья Петр и Павел Долгоруковы, рюриковичи по происхождению, одни из самых богатых землевладельцев России.

«Союз Освобождение» получил название по журналу «Освобождение», издававшемуся в Штутгарде под редакцией П.Б. Струве. Учредителями союза стали два десятка земских деятелей и либеральных интеллигентов, собравшихся под видом туристической группы, осматривавшей красоты Боденского озера в Швейцарии. Среди руководителей союза собрался цвет дворянского либерализма: камер-юнкера и камергеры с прогрессивными взглядами. Но наряду с ними в Союзе был представлен демократический элемент, чьи убеждения отдавали левизной, - недаром при создании «Союза Освобождение» его председатель И.И. Петрункевич произнес характерную фразу: «У нас нет врагов слева». Это были люди, прошедшие подполье, тюрьмы и ссылку. Заместителем председателя Союза стал Н.Ф. Анненский, шурин русского бланкиста П.Н. Ткачева, свидетель на процессе нечаевцев и подозреваемый по делу о покушении на цареубийство. Еще одним освобождением был С.Н. Булгаков, сын священника, под влиянием материалистических идей бросивший духовную семинарию и порвавший с православием, чтобы ровно через тридцать лет принять сан священника.

Благодаря левым элементам «Союз Освобождение» действовал решительно и напористо. На втором съезде Союза в ноябре 1904 г. было решено начать банкетную кампанию. Формальным поводом стала юбилейная дата: празднование сорокалетия судебной реформы, самой либеральной и последовательной из всех реформ 60-х гг. XIX в. На деле банкетная кампания должна была сыграть роль катализатора оппозиционных настроений. По решению «Союза Освобождение» также велась агитация за создание союзов либеральных профессий, что позволяло обойти запрет на существование политических партий. В короткое время в России возникло более десятка союзов: академический, писателей, инженеров, адвокатов, учителей, врачей, агрономов, статистиков. В канун Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. освобожденцы в спешном порядке сформировали единый координирующий центр - Союз Союзов. События, последовавшие за расстрелом мирной демонстрации в Петербурге, поставили на повестку дня вопрос о создании политической партии, которая сплотила бы либералов.

Павел Милюков

Создание такой партии было неразрывно связано с именем Павла Николаевича Милюкова. Он родился в 1859 г. в семье архитектора. Еще в гимназии Павел Милюков проявил склонность к изучению языков, а всего он за свою жизнь овладел восемнадцатью языками. Он проявил себя блестящим студентом и был оставлен на кафедре русской истории. Милюкова часто называют учеником В.О. Ключевского, но он был слишком самостоятельной фигурой, чтобы склониться даже перед таким авторитетом. В своем исследовании «Государственное хозяйство России и реформы Петра Великого» Милюков пришел к выводу, что петровские реформы являлись непрерывной цепью ошибок и реформ и привели к вымиранию пятой части населения страны. Ключевский дал отрицательный отзыв и на публичном диспуте выступил с резкой критикой. Милюкову была присуждена не докторская степень, а только магистерская.

За смелые публичные лекции Милюков подвергся репрессиям. Директор департамента полиции с карандашом в руках штудировал литографированные лекции Милюкова, досье на подозрительного доцента лежало на столе министра внутренних дел. Лишенный права преподавать в России, Милюков был вынужден уехать в Болгарию, где стал профессором Высшей школы. Через несколько лет Милюков вернулся в Россию и вскоре оказался в тюрьме за речь на одном из собраний. Однажды прямо из «Крестов» его доставили в кабинет всесильного министра внутренних дел В.К. Плеве, который предложил арестованному... пост министра народного просвещения. Милюков ответил шутливо, что от министерства просвещения отказывается как от незначительного: «Вот если бы ваше превосходительство предложили мне занять ваше место, тогда я бы еще подумал». Реакцию министра можно было предвидеть: «Я сделал вывод из нашей беседы. Вы с нами не примиритесь. По крайней мере не вступайте с нами в открытую борьбу. Иначе - мы вас сметем!» Милюкова поставили перед выбором: либо ссылка, либо эмиграция. Он выбрал эмиграцию.

Милюков был знаком с лидерами всех революционных партий. По его словам: «Даже Ленин, «сам» Ленин присматривался тогда ко мне, как к возможному временному (скорее «кратковременному») попутчику - по пути от «буржуазной» революции к социалистической. По его вызову я виделся с ним в 1903 г. в Лондоне в его убогой келье. Наша беседа перешла в спор об осуществимости его темпа предстоящих событий, и спор оказался бесполезным. Ленин все долбил свое, тяжело шагая по аргументам противника».

В апреле 1905 г. Милюков возвратился и полностью погрузился в дело создания либеральной партии. Процесс объединения земцев-конституционалистов и освобожденцев протекал трудно, так как между земцами-помещиками и левыми элементами была стена отчуждения. Роль Милюкова в преодолении разногласий была огромной. По складу своего характера он был идеально приспособлен для такой работы. Хорошо знавшие Милюкова единомышленники вспоминали, что «Милюков умел внимательно слушать, умел от каждого собеседника подбирать сведения, черточки, суждения, из которых слагается общественное настроение или мнение». Он умел находить компромисс, а при случае убеждать и понукать сомневающихся.

Программа конституционно-демократической партии

Учредительный съезд кадетов, проходивший с 12 по 18 октября 1905 г., был малочисленным по своему составу. В стране началась всеобщая забастовка и две трети делегатов не смогли добраться до Москвы. Тем не менее съезд провозгласил создание конституционно-демократической партии. Она была позиционирована как «внеклассовая». Были приняты программа и устав партии.

Выступая перед делегатами учредительного съезда, Милюков утверждал, что «наша программа - наиболее левая из всех, какие предъявляются аналогичными нам политическими группами западной Европы». С такой оценкой можно согласиться, если лидер партии подразумевал первый раздел программы, посвященный основным правам граждан. В данный раздел были внесены пункты о равноправии всех российских граждан, без различия пола, вероисповедания и национальности. В программе фигурировало положение об отмене всяких ограничений по сословному или национальному признаку. Программа провозглашала неприкосновенность личности и жилища. Право на

свободу передвижения также нашло свое место в кадетской программе. Каждый гражданин к тому же должен был иметь право выезда за границу. «Паспортная система упраздняется», - в этой короткой фразе выразилось отношение либеральной интеллигенции к столь привычному для российского сердца «паспорту, полицейскому участку и принудительному попечению со стороны старшего дворника» . В государстве, где православие являлось государственной религией, кадеты выступили с проповедью свободы совести и вероисповедания. Кадетская программа провозглашала права на свободу мысли и слова. Не будет преувеличением сказать, что первый раздел кадетской программы являлся квинтэссенцией либеральных идей, своего рода сводом тех надежд и мечтаний, которыми жили несколько поколений русских либералов.

Если раздел о гражданских правах содержал четкие и отточенные формулировки, то раздел о государственном строе производил совсем иное впечатлеие. Милюков откровенно признавал, что при утверждении этого раздела все важнейшие принципиальные вопросы намеренно «были обойдены или затушеваны в программных формулировках». Программа не давала ответа на вопрос, выступают ли кадеты за монархию или за республику. Первый пункт раздела о государственном строе гласил: «Конституционное устройство Российского государства определяется Основным законом». Не предрешая вопроса о монархическом или республиканском строе, лидеры кадетов рассчитывали сохранить в своих рядах сторонников и того и другого направления. Однако рядовые члены партии сравнивали этот пункт программы с цилиндром иллюзиониста: мановение руки - и перед почтеннейшей публикой появляется монархия, еще одна манипуляция - и на сцену является республика. Не прошло и нескольких месяцев, как местные комитеты решительно высказались за монархию. На II съезде партии программный пункт о государственном устройстве был сформулирован более определенно: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией». В таком виде данный пункт оставался неизменным до марта 1917 г., когда VII съезд конституционно-демократической партии принял решение о необходимости введения в России республиканского строя.

Вопрос о народном представительстве также был покрыт пеленой двусмысленности. В программе говорилось, что «партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию». Еще до принятия программы в либеральных кругах жарко дебатировался вопрос о том, каким быть будущему российскому парламенту. Милюков отстаивал однопалатный парламент как более демократический. Его оппонентом выступал профессор государственного права Ф.Ф. Кокошкин, подчеркивавший, что вторая палата должна, подобно американскому сенату, представлять самостоятельные интересы различных частей империи. В итоге каждая из сторон осталась при своем мнение, что и нашло отражение в программе.

Кадетская программа гласила: «Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола». Последнее условие из этого списка означало, что кадеты требуют предоставления избирательных прав женщинам, чего в начале XX в. не было даже в самых демократических государствах.

Правда принятие данного пункта, весьма острого и щекотливого, сопровождалось забавным эпизодом - семейной ссорой (даже «бурей») на учредительном съезде кадетской партии. Милюков пытался убедить съезд изъять пункт о распространении избирательного права на женщин, так как программа и без того перегружена и может пойти ко дну. Против Милюкова выступила его жена и, как и следовало ожидать, вышла победительницей из супружеского спора. Лидер партии остался в меньшинстве.

Кадеты были сторонниками разделения власти по схеме, впервые выдвинутой Шарлем Монтескье и за прошедшие с той поры полтора столетия принятой во многих странах. В кадетской программе говорилось: «Министры ответственны перед собранием народных представителей». Российская практика оказалась весьма далекой от этой декларации. Министры как были, так и остались ответственными только перед императором; высочайшей волей они назначались и ей же смещались В дальнейшем такая конструкция исполнительной власти предопределила постоянный конфликт между правительством и первыми двумя Думами, в которых верховодили кадеты.

Вопрос о третьей ветви власти - судебной был важен для кадетов в силу по крайней мере трех причин. Во-первых, либералы были поборниками правового государства, во-вторых, значительная часть кадетских лидеров были юристами по образованию и роду занятий. Ряд положений, нацеленных на построение правового государства, фигурировал в первом разделе программы. В противовес полицейскому произволу кадеты выдвигали требование, что «никто не может быть подвергнут преследованию и наказанного иначе, как на основании закона». Кадеты считали необходимым отмену «безусловно и навсегда» смертной казни, введение условного осуждение и защиты на предварительном следствии.

Кадеты не хотели расчленения империи. Даже автономное государственное устройство предусматривалось только для двух окраин - Польши, где оно раньше существовало, и Финляндии, где оно продолжало существовать. Всем остальным народам предлагалось культурно-национальное самоопределение, в частности право получения начального образования на родном языке, причем только начального, так как о дальнейшем образовании на национальных языках кадетская программа выражалась с сугубой осторожностью, делая оговорку «по возможности». Русский язык должен был иметь статус государственного - быть «языком центральных учреждений, армии и флота».

Кадеты предлагали увеличить крестьянское землепользование за счет государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель. Камнем преткновения стали частновладельческие земли - главный объект вожделения крестьян. По признанию самих кадетов, аграрная часть их программы содержала такие же намеренно расплывчатые формулировки, как и часть общеполитическая. В программе не был использован термин «конфискация», вместо него фигурировал более нейтральный термин «отчуждение». Не было также оговорено, какие категории частновладельческих земель подлежат отчуждению. Не указывались масштабы предполагаемого отчуждения, об этом говорилось нечто совсем туманное - «в потребных размерах». В программе оговаривалось, что изъятие земель будет осуществляться за вознаграждение «по справедливой», но «не рыночной оценке». Следует констатировать, что аграрная программа кадетской партии одновременно напугала помещиков и разочаровала крестьян.

Оценивая программу конституционно-демократической партии в целом, следует подчеркнуть, что в ней с наибольшей полнотой и последовательностью

были выражены лучшие традиции российского либерализма. Исходной посылкой кадетов была идея реформирования старой государственной власти. Кадеты, в отличие от своих оппонентов слева, выступали против резких насильственных потрясений. Они рассчитывали осуществить свою программу легальными, парламентскими методами, хотя не отвергали возможность политической революции как крайней меры. Политическим идеалом кадетов было правовое государство, построенное по образцу и подобию европейских конституционных государств с широким набором гражданских прав и свобод.

Кадеты предложили либеральный вариант решения коренных вопросов российской действительности. Однако этот вариант оказался одинаково неприемлемым для правых и левых.

Организационная структура партии

Конституционно-демократическая партия задумывалась как легальная организация. Однако с легализацией партии возникли проблемы. Много раз кадетские юристы подавали в министерство юстиции необходимые для регистрации документы, и каждый раз чиновники находили предлог для отказа. Фактически кадеты совершенно открыто и беспрепятственно вели политическую деятельность - созывали съезды и конференции, принимали резолюции, устраивали публичные собрания, печатали в газетах списки своих кандидатов. Но формально кадеты являлись такой же нелегальной партий, как эсеры или большевики. Эта абсурдная комедия разыгрывалась вплоть до падения монархии.

Высшим органом партии являлся съезд, который избирал Центральный комитет, состоявший из двух отделов: Петербургского и Московского. Состав ЦК систематически обновлялся. Член ЦК кадетской партии Ариадна Тыркова вспоминала: «Выборам в ЦК придавали большое значение, общественное мнение за ними следило. Состоять в ЦК считалось немалой честью. Это было своего рода общественное звание, отличие. Новички, впервые попадая на его заседания, смущались, волновались, сначала помалкивали, прислушивались». Заседания Петербургского отдела ЦК происходили в квартире Петрункевича в Басковом переулке. Темные обои и портьеры придавали столовой внушительный вид. За длинным столом свободно помещалось человек 20. На столе расставлено обильное угощение, хрустальные вазочки с вареньем, тарелочки с печеньем, сухариками, булочками, тортами и отборными фруктами, каких в Петербурге ни у кого не было, - они специально присылались из крымского имения хозяина.

Все члены ЦК считались равными. Тем не менее в кадетском руководстве сложилась строгая иерархия, было ядро, переизбиравшееся на каждом съезде, и бессменный лидер - П.Н. Милюков. Товарищ Милюкова по партии князь В.А. Оболенский утверждал, что «ни один из партийных лидеров, если не считать Ленина, не пользовался внутри своей партии столь огромным влиянием и авторитетом, какое имел Милюков».

Численность партии кадетов колебалась в зависимости от времени. Расцвет партии приходился на революционные периоды. По подсчетам исследователя истории кадетов В.В. Шелохаева, общая численность партии в 1905-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек. В 1908-1909 гг. действовало не более 75 губернских и уездных кадетских комитетов (все сельские комитеты распались), а численность партии не превышала 25-30 тыс. человек. В последующий период численность партии неуклонно сокращалась. В 1912-1914 гг. кадетские

комитеты имелись в 51 губернском и уездном городе, а общая численность партии составляла не более 10 тыс. человек. После победы Февральской революции 1917 г. быстрыми темпами начался процесс возрождения местных кадетских комитетов. В марте-апреле 1917 г. в стране уже действовало более 380 кадетских организаций, а общая численность партии опять выросла до 70 тыс. человек.

Конституционно-демократическая партия имела интеллигентский облик. Профессора, учителя гимназий, адвокаты, врачи, журналисты, земские и городские служащие - таков были типичный набор профессий для кадета. Несмотря на большое количество преподавателей высших и средних учебных заведений, в кадетской партии практически не было представлено студенчество. «Молодежи у нас почти не было, - вспоминала Тыркова. - Многие кадетские профессора пользовались исключительной популярностью, но студенты в профессорскую партию не шли. Только в немногих высших школах были студенческие кадетские группы. Студенту надо было иметь и мужества, чтобы в студенческой среде проповедовать кадетизм. Для молодежи мы были слишком умеренны...»

Социальный состав партии кадетов не являлся чем-то неизменным и застывшим. В период революции 1905-1907 гг. в местных партийных организациях было достаточно много мелких торговцев, приказчиков, ремесленников, даже рабочих и крестьян. После поражения революции почти все они отхлынули от партии народной свободы. В 1907-1917 гг. в партии преобладали представители средних городских слоев. После Февральской революции социальный состав кадетов, с одной стороны, демократизировался за счет массового прилива новых людей, а с другой стороны, вобрал в себя бывших членов консервативных партий, сошедших с политической сцены - октябристов, прогрессистов, даже некоторых черносотенцев.

Искушение властью

В октябре 1905 г. только-только созданная партия кадетов получила первый шанс превратиться из оппозиционной в правительственную. Одновременно с опубликованием манифеста 17 октября в высших сферах власти произошли перемены. Председателем Совета министров был назначен С.Ю. Витте, который считал полезным привлечь в состав правительства общественных деятелей. Витте попросил прислать из Москвы делегацию для «взаимного обмена мыслей». Премьер говорил И.В. Гессену, что готов поддержать партию кадетов, «но при одном непременном условии, чтобы она отрезала революционный хвост». Между тем либералы не собирались отказываться от союзников слева. Предварительным условием своего участия в правительстве делегаты назвали созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Витте не принял ультимативных требований. В Зимний дворец для приватной беседы был приглашен и Милюков. Лидер кадетов посоветовал как можно быстрее дать от имени царя конституцию. Последовало возражение: «Народ не хочет конституции!». Милюков только пожал плечами: «Тогда нам бесполезно разговаривать. Я не могу подать вам никакого дельного совета».

Неуступчивость либералов во многом объяснялась неправильной оценкой ими соотношения сил в стране. В условиях, когда антиправительственное движение было еще на подъеме, им представлялось опрометчивым рисковать своей репутацией ради контактов с агонизирующим, как тогда казалось, режимом. Впоследствии Витте с досадой вспоминал: «...В то время общественные

деятели побаивались бомб и браунингов, которые были в большом ходу против власти, и это было одним из внутренних мотивов, который шептал каждому в глубине души: “Лучше подальше от опасности”».

Парламентская деятельность кадетов

Кадеты рассчитывали стать парламентской партией. Проблема заключалась в том, что в России не было парламента. Только в августе 1905 г. было объявлено о созыве законосовещательной, так называемой Булыгинской думы, которая Манифестом 17 октября 1905 г. была превращена в законодательную. Кадеты принимали активное участие в выборах в Думу. Бойкот выборов крайне левыми способствовал успеху кадетов. Избиратели видели в них самую оппозиционную по отношению к правительству партию и отдали им свои голоса. Кадетам удалось провести в Думу 179 своих кандидатов из 478. Они оказались самой многочисленной фракцией и поделили между собой большинство думских постов.

Председателем I Думы был избран член ЦК кадетской партии С.А. Муромцев, товарищами (заместителями) председателя были избраны члены ЦК князь Павел Долгоруков и профессор Н.А. Гредескул, секретарем - член ЦК князь Д.И. Шаховской. Милюков не баллотировался в I и П Государственные думы, так ему под предлогом отсутствия надлежащего ценза было отказано в регистрации. Это не мешало лидеру партии, по словам хорошо осведомленных лиц, дирижировать фракцией «из думского буфета».

Накануне открытия заседаний I Государственной думы в апреле 1906 г. собрался третий съезд кадетской партии, на кагором обсуждалась тактика партии. По мнению ряда делегатов съезда, избранные в думу депутаты должны были «идти до конца, без компромиссов», игнорировать правительство и Государственный Совет', провести кадетскую общеполитическую программу в форме «ультиматума». Весь расчет был на всенародную поддержку. Родичев говорил на съезде: «Дума разогнана быть не может; с нами голос народа». Милюков занимал иную позицию. Отвечая недавним союзникам слева и товарищам по партии, которые грозили власти «двинуть воды Ахеронта» - адской реки, под которой подразумевался стихийный народный бунт, Милюков говорил; «Как ни непрочна на первых порах ткань конституционного правосознания, - эту ткань мы хотим укреплять, а не возвращаться вспять к стихийной силе Ахеронта».

Государственная дума вошла в жесткое противостояние с правительством. Выступая с резкой критикой правительства, кадеты вместе с тем настойчиво искали пути к соглашению с ним. Некоторые царедворцы пытались нащупать точки соприкосновения с либералами. В частности, такую инициативу проявил бывший заведующий полицией империи Д.Ф. Трепов, который после ухода из министерства внутренних дел был назначен дворцовым комендантом -должность чрезвычайно важную в российской иерархии власти благодаря постоянному доступу к императору. В шоне 1906 г. Трепов тайно встречался с Милюковым в отдельном кабинете модного ресторана Кюба. Лидер кадетов изложил требования своей партии: «Пересмотр основных законов, новая конституция, созданная учредительной властью Думы, но с «одобрения государя», отмена Государственного совета - вся эта государственная казуистика вовсе не приводила в священный ужас генерала, чуждого законоведению». Был даже

составлен список кандидатов в министры во главе с премьером Муромцевым и министром внутренних дел Милюковым.

Однако большинство правящей элиты было решительно против рискованных экспериментов с ответственным министерством. И.Л. Горемыкин настаивал на разгоне выборного учреждения, гарантируя спокойствие населения. Утром 9 июля 1906 г. депутаты, явившиеся в Таврический дворец, прочитали вывешенный на крепко запертых дверях манифест о том, что Государственной дума распущена, поскольку они «уклонились в не принадлежащую им область». Дума, избранная на 5 лет, просуществовала всего 72 дня. Первый в российской истории парламентский опыт окончился полной неудачей.

Часть депутатов Думы, в основном кадеты и трудовики, решили не подчиняться указам. Они собрались в Выборге, на территории Великого княжества Финляндского, вне досягаемости русской полиции. Муромцев открыл совещание словами: «Заседание Думы продолжается». Депутаты приняли воззвание, в котором население России призывалось оказывать пассивное сопротивление: не платить налогов и не давать рекрутов правительству. Эти способы воздействия на правительство являлись заведомо неэффективными. Призыв к пассивному сопротивлению, по существу, так и остался словесной угрозой. Единственным результатом Выборгского воззвания стало привлечение к судебной ответственности подписавших его депутатов, в том числе 120 кадетов.

Разогнав Думу первого созыва, высшая власть не решилась ликвидировать этот выборный институт. Правительство П.А. Столыпина, сменившего Горемыкина, назначило новые выборы. Для кадетов они стали нелегким испытанием. С одной стороны, на них обрушились репрессии, изъявшие из их рядов более сотни популярных депутатов, обвиненных в подписании Выборгского воззвания. С другой стороны, кадетская партия потеряла роль основной оппозиционной партии, потому что во вторых выборах приняли участие эсеры и социал-демократы. В результате острой конкуренции со стороны левых партий кадеты потеряли на выборах 80 депутатских мест. Тем не менее они сохранили за собой доминирующее положение во II Государственной Думе. Председателем Думы был избран член ЦК кадетов Федор Александрович Головин.

Тактика кадетской фракции во П Государственной думе сводилась к «бережению Думы». Они прекратили злоупотреблять запросами и сдерживали запросный ажиотаж левых фракций. В результате во II Думу было внесено всего 36 запросов - в десять раз меньше по сравнению с I Думой. Всю зиму кадетские юристы работали над тем, чтобы сделать свои законопроекты более приемлемыми для правительства. Но у правительства Столыпина имелась собственная программа преобразований, главным звеном которого являлась аграрная реформа. Большинство в кадетском руководстве (исключая Маклакова) считало пагубной для России и цели столыпинской реформы и насильственные методы ее реализации. Поэтому кадеты во П Думе отвергли правительственное аграрное законодательство, сохраняли довольно резкий оппозиционный тон при обсуждении других мероприятий царизма, в том числе военно-полевой юстиции. Кадетский оратор Родичев бросил в лицо первому министру фразу о «столыпинских галстуках» и жестом показал затянутую вокруг шеи веревочную петлю. Столыпин вызвал его на дуэль, получил извинение, но с тех пор эти слова стали крылатыми.

Не добившись одобрения своей аграрной реформы, Столыпин взял курс на роспуск Думы и изменение избирательного закона. Кадеты до последней минуты пытались спасти Думу. Поздно вечером на дачу Столыпина, где проходило заседание

Совета министров, была направлена кадетская делегация в составе Булгакова, Маклакова, Струве и Челнокова. По словам Маклакова, премьер-министр был непреклонен: «Разговор об обоснованности обвинения он сразу же оборвал. Не допускал он и мысли об отсрочке для изучения дела: «...Пока мы с вами здесь разговариваем, социал-демократы бегают по фабрикам, подстрекают рабочих». Маклаков вспоминал, что после пустых споров Столыпин как будто перестал притворяться, и откровенно сказал: «Есть вопрос, в котором мы с вами все равно согласиться не можем. Это - аграрный. На нем конфликт неизбежен. А тогда к чему же тянуть?» Министру финансов В.Н. Коковцову запомнился пренебрежительный жест Столыпина, вернувшегося после переговоров на заседание: «Ну, с этими господами не столкуешься!» Утром 3 июня 1907 г. Государственная дума была распущена. Одновременно было введено новое Положение о выборах. Тактика «бережения Думы» не сработала. Как писал в одной из своих статей В.И. Ленин, царь решил «наплевать в рожу кадетским вождям».

Литература

1. Милюков П. Н. Вспоминания: 1859-1917. - Т. 1-2.-М., 1990.

2. Протоколы ЦК партии кадетов: Документы и материалы. - Т. 1. - М., 1996.

3. Стиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории. - М., 1995.

4. Шацилло Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. - М., 1985.

5. Шелохаев В.В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии. 1907-1917 гг. -М., 1991.

6. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996.

CADETS OR CONSTITUTIONAL-DEMOCRATIC PARTY

S.A. Stepanov

The Department of Political Science

Peoples' Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya str., 117198, Moscow, Russia

This article is the declined version of lecture of the special course “Political parties in Russia”. This lecture is devoted to Cadets - abbreviated name for members of the Constitutional-Democratic Party, and also known as the “Party of the People's Freedom”. The article describes history of party from its foundation in October, 1905 to June, 1907, when the government dissolved the Second Duma. Cadet’s program and political slogans give reason to say about their reformist opinions. The Cadet party is the party of the propertied classes; it has no force of arms and no great mass of people. It was the party which stood for evolution of absolute monarchy and legal forms of political struggle.

cyberleninka.ru

Социальный состав партии кадетов, ее лидеры

Количество просмотров публикации Социальный состав партии кадетов, ее лидеры - 2027

После I съезда начался процесс организационного строительства партии кадетов по всей территории Российской империи. Уже в октябре-декабре 1905 г. конституировались 72 партийные организации. Они возникали прежде всего там, где ранее функционировали организации ʼʼСоюза Освобожденияʼʼ и ʼʼСоюза земцев-конституционалистовʼʼ. Основная же масса местных кадетских организаций образовалась в период избирательной кампании в I Государственную думу. Так, в январе-апреле 1906 г. конституировалось уже 274 кадетских комитета. В том же году начали функционировать кадетские организации в Могилеве и Пинске – первые организации партии народной свободы на территории Беларуси.

Согласно второму параграфу устава партии кадетов, её членами могли быть лица, ʼʼпринявшие партийную программу и согласные подчиняться партийной дисциплине, установленной уставом партии и партийными съездамиʼʼ. Необходима была и рекомендация от члена партии. Отмечалось, что кадеты являются ʼʼвнеклассовойʼʼ партией и по своему характеру полностью соответствуют ʼʼтрадиционному настроению русской интеллигенцииʼʼ.

Социальный состав партии кадетов претерпевал изменения исходя из конкретной политической ситуации. В партию кадетов входил цвет русской интеллигенции, а также часть либерально настроенных помещиков, средней городской буржуазии, служащие, врачи, приказчики. В период революции 1905–1907 гг. в местных партийных организациях было немало представителей ʼʼсоциальных низовʼʼ˸ рабочих, ремесленников, служащих, а в сельских – крестьян. Общая численность партии кадетов в 1905–1907 гг. колебалась в пределах 50–70 тыс. человек, а, по данным Департамента полиции, весной 1906 г. эта партия насчитывала около 100 тыс. человек. В организационном отношении партия представляла собой аморфную и неустойчивую политическую структуру, подверженную исходя из политической ситуации значительным колебаниям. Основной источник финансирования ЦК составляли пожертвования более состоятельных членов партии, выручка от благотворительных мероприятий.

После поражения революции партия народной свободы, как и партии левого толка, переживала организационный кризис, который протекал долго и безболезненно. За 1907–1914 г. прекратили свое существование 15 губернских, 50 городских, 132 уездных и 69 волостных кадетских организаций. В единственном числе сохранились кадетские организации в Беларуси, Прибалтике, Закавказье и Сибири, вообще распались в Польше и Средней Азии. Накануне первой мировой войны в партии кадетов было всего 10–12 тыс. человек.

Для периода 1907–1917 гг. характерна тенденция к преобладанию в партии кадетов средних городских слоев, к укреплению её связей с представителями собственно буржуазных элементов˸ либерально настроенных купцов, промышленников, банкиров.

Лидером партии кадетов, её главным теоретиком и стратегом являлся Павел Николаевич Милюков (1859–1943). После окончания классической гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Его учителями были историки с мировым именем В. О. Ключевский и П. Г. Виноградов. В 1892 г. защитил диссертацию на степень магистра истории. Ореол крупного историка и репутация ʼʼкрайне левого революционераʼʼ способствовали росту популярности Милюкова в широких кругах российской и западноевропейской общественности. Будучи за границей, он встречался с лидерами различных политических партий (П. А. Кропоткиным, Е. К. Брешко-Брешковской, В. И. Лениным, В. М. Черновым и др.), а также со многими общественными и политическими деятелями Англии, Франции, США и др. Размещено на реф.рфстран. Милюков был профессором русской истории в Софийском университете, читал лекции по истории общественного движения в Бостонском и Чикагском университетах. Весной 1905 г. после возвращения из-за границы в революционную Россию включился в политическую борьбу, приступил к созданию партии кадетов, с которой связал свою судьбу.

referatwork.ru

Кадеты - программа партии - 1905 г.

   Либерально-буржуазная партия конституционных демократов (кадетов) оформилась в октябре 1905 г. С января 1906 г. имела второе название — п артия народной свободы. Лидеры: П. Н. Милюков, В. Д. Набоков, А. И. Шикгарев, П. Д. Долгоруков, М. М. Винавер, В. И. Вернадский, Ф. Ф'. Кокошкин, Н. Н. Львов, В. А. Маклаков и др. В ходе 000080">гражданской войны •большая часть руководителей кадетов оказалась за границей.

Программа конституционно - демократической партии  

I. Основные права граждан

1. Все российские граждане без различия пола, вероисповедания и национальности равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т. п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускаются только в случаях, установленных законом, и не иначе как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть освобождено или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных -им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона— судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т. п.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их — самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном языке.

II. Государственный строй

13. Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов без различия вероисповедания, национальности и пола.Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.

III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправляющихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собой.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включай полицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с представлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия и осуществления законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены, в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в Царстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинства.

IV. Суд

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие Империи и Великому Княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и Великого Княжества.

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 года, устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; б) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел, устраняется. Судьи наград не получают; в) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; г) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в закон безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежат все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирного суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; д) восстанавливается принцип единства кассационного суда; е) адвокатура организуется на началах истинного самоуправления.

28. Независимо от этого в осуществлении наиболее назревших и бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется безусловно и навсегда; б) вводится условное осуждение; в) устанавливается защита на предварительном следствии; г) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы и переработка проекта гражданского уложения.

V. Финансовая и экономическая политика

30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительные нужды народа.

31. Отмена выкупных платежей.

32. Развитие прямого обложения за счет косвенного; общее понижение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивного подоходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.

34. Соответствующее положение отдельных производств, понижение таможенных пошлин в видах удешевления предметов народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.

35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-землевладельцев, государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение иди пользование, личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

38. Широкая организация  государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта, крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случае передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но неиспользованные к сроку затраты, на улучшение и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласий между арендаторами и землевладельцами. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

40. Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой области и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.

43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзор инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.

45. Развитие охраны труда женщины и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочими и предпринимателями.

47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний с отнесением издержек за счет предпринимателей.

48. Государственное страхование на случай старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.

49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.

VIII. По вопросам просвещенияНародное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этнм осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии ,. и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах, увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной работы высшей школы для широких кругов населения. Свободная организация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно быть увеличено соответственно общественной потребности; плата в них должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования в заведование органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрnofollow>, сыну Софьи Палеолог, он отдал две трети всего государства и всю полноту власти. Василий III (1505 - 1533) был менее энергичным правителем и не таким талантливым политиком, как его отец, но и при нем границы государства продолжали расширяться - были окончательно присоединены Псков, Рязанская и Смоленская земли.

  Российское государство формировалось как многонациональное, но включение в его состав других народов было, как правило, мирным, нередко добровольным и имело для них прогрессивное значение. Внутри страны прекратились разорительные феодальные усобицы. Исчезли пограничные рубежи между отдельными землями. На территории всего государства стали вводиться единая денежная система, единые меры веса, длины. Все это способствовало подъему экономики.

   Образование Российского централизованного государства стало фактом большого международного значения. Россия заняла видное место среди европейских государств. Возрос авторитет России среди западных и южных славян. В Москве находили убежище многие южнославянские патриоты и греки, подвергшиеся у себя на родине гонениям со стороны турецких завоевателей. Российское государство установило постоянные дипломатические связи со многими странами Европы и Азии.

* В 1453 году под ударами турок пал Константинополь. Византийская империя прекратила свое существование. 

 сс. 103 - 107

his95.narod.ru