Что изобрел Кулибин? от shuma_her за 21 октября 2014 (5 фото). Кто такой кулибин и что он изобрел


Что изобрел Кулибин Иван Петрович?

Многие знают о выдающемся русском инженере Иване Петровиче Кулибине. А особо предприимчивым изобретателям не раз приходилось слышать в свой адрес его фамилию: «Ты как Кулибин!» Однако мало кому известно, что из десятка разработок И.П. Кулибин запатентовал лишь единицы. И мир знает нынче, что архитектор Таун построил сверхпрочную конструкцию моста, а вот что изобрел Кулибин ее - не знает.

Личность изобретателя

Иван Петрович родится в Нижнем Новгороде в 1735 году. К удивлению, в его семье не было ученых людей, в связи с чем способности механика-самоучки по праву можно назвать выдающимся талантом!

Семья Ивана существовала за счет мелкой торговли: отец был предпринимателем и старообрядцем, а мать занималась хозяйством и помогала вести бухгалтерию.

С раннего возраста мальчик испытывал большую симпатию к инженерным констукциям и разного рода изобретениям, которых в ту пору в деревнях было не так уж и много. Но пылкий к науке юноша не желал вести бухгалтерские книги и пошел в подмастерье к односельчанину, обучаться слесарному, токарному и часовому делу.

Поднабравшись опыта, Кулибин изготавливает свои первые часы, аналогов которым и по сей день в мире не найти. Крошечное изобретение выполняло функции часов с боем, а также музыкальной шкатулки и миниатюрного театра. Перед произведением искусства нижегородского мастера не смогла устоять сама Екатерина II – он подарил ей часы, а она пригласила Кулибина на работу.

В 1769 году Иван Петрович получает место в Академии Наук, и с этого дня служит верой и правдой во благо Российской науки.

Однако всего лишь немногие изобретения получили патент и по праву принадлежали мастеру. Большинство чертежей и макетов так и остались невоплотившимися мечтами инженера.

Рассмотрим несколько вещей, что изобрел Кулибин, но так и не запатентовал.

Лопастный водяной двигатель

В 18 веке наемный бурлацкий труд был одним из самых распространенных способов перемещения судов против течения рек, а также по мелководью.

Иван Петрович решил избавить людей от мучений и внедрить в пароходное дело инженерную новинку – лопастный двигатель. Принцип его работы основывался на технике передвижения кораблей с помощью якорей и канатов – к сброшенному далеко впереди якорю с помощью каната притягивали судно. И пока к одному грузу корабль «шел», другой бросали дальше - и так по-очереди.

Кулибин усовершенствовал систему. Теперь вместо наемных работников притягивать судно к канату должен был двигатель (он представлял собой 2 колеса с лопастями) с помощью энергии воды. Казалось бы, простая и надежная конструкция, которая сэкономит силы сотням бурлаков, а предпринимателям – сотни денег. Однако даже после успешных испытаний по перемещению корабля с 65-тью тоннами песка финансирование производства так и не было произведено.

К сожалению, это не единственное, что изобрел Кулибин Иван Петрович, но так и не смог наладить выпуск.

Лифт для императрицы

Стареющая Екатерина II с трудом перемещалась по апартаментам Зимнего Дворца. Поэтому Кулибину было дано важно поручение – придумать лифт для самой императрицы.

Лебедочный лифт не отвечал главному условию: крепить канаты к потолку Дворца было категорически запрещено. Находчивый ученый придумал иной механизм, сходный с работой офисного стула или закручиванием гайки: слуга крутил ручку, и саморез, вращаясь во втулке, поднимал и опускал кресло. К сожалению, механический лифт до наших дней не дожил. После смерти Екатерины II за ненадобностью он был заложен кирпичом, а право на авторство по его разработке Кулибину так и не досталось. Он стал еще одним предметом, что изобрел Кулибин, но считать своим детищем не мог.

Мост

Если бы дальновидность Екатерины II не подвела ее в тот раз, то она по праву считалась бы еще и основоположницей мостового дела в Петербурге.

В начале 19 века Иван Петрович разработал крайне устойчивую конструкцию однопролетного моста. Над своим изобретением он трудился целых 30 лет! Несмотря на отсутствие необходимых знаний по математике и физике, он, сам того не ведая, практическим путем открыл новые законы. Огромным преимуществом моста был тот факт, что под ним могли проходить корабли не спиливая своих матч.

Великий Эйлер, проверяя чертежи мастера, был удивлен отсутствием просчетов и ошибок в них. Сам Потемкин выделил денег на строительство модели моста, однако на этом спонсорство закончилось.

И спустя 30 лет знаменитым архитектором моста стал Таун, а не И. П. Кулибин, что изобрел этот мост.

«Дедушка» автомобиля

Среди прочего Иван Петрович изобрел самоходную коляску. По внешнему виду она очень походила на автомобиль, но принцип работы отличался. Коляску можно было смело назвать гибридом велосипеда и повозки, так как в действие ее приводил человек, нажимая на педали. Изобретение некоторое время служило игрушкой для знати, но спонсировать ее производство у нее желания так и не появилось. Чертежи "дедушки автомобиля" канули в Лету, не дойдя до наших дней.

Не стоит путать коляску, что изобрел Кулибин, и велоэкипаж Шамшуренкова. Его изобретение было намного больше и интереснее: места хватало на двоих, а в зимнее время велоэкипаж превращался в сани. Хочется заметить интересное сходство: производством разработки Леонтия Шамшуренкова также никто не занялся, и чертежи его изобретения затерялись.

Первый протез

В начале 19 века Кулибин представил для сотрудников Академии Наук "ноу-хау"! Протез, имитирующий нижние конечности. Первым испытателем конструкции стал Непейцын - он потерял ногу при штурме Очакова, и теперь его военная карьера шла под откос! Однако Иван Кулибин, что изобрел его новую ногу, дал старт и к его новым победам! В итоге Непейцын дослужился до генерал-майора и получил смешное прозвище Железная нога.

Прожектор, система спуска кораблей на воду, оптический телеграф, проект железного моста через Волгу - самый маленький список вещей, что изобрел Кулибин Иван Петрович.

Фото, а также чертежи многих из них, к большому сожалению, не дошли до наших дней. Однако слава и память о таком выдающемся человеке обязательно должна сохраниться в наших сердцах!

fb.ru

Что изобрел Кулибин? (8 фото)

Сегодня, 21 апреля, день рождения великого русского изобретателя, механика Ивана Петровича Кулибина. Предлагаем вспомнить, что придумал и построил наш знаменитый соотечественник.

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение — все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы — забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки — финансировались с превеликой радостью.

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Протез ноги

На рубеже XVIII-XIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин?

— Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.

— Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.

— Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.

— Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.

— Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).

— Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).

— Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.

— Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок — настенных, напольных, башенных.

Часы работы Кулибина:

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Кулибин — самый знаменитый русский изобретатель — История изобретений

В России было много выдающихся изобретателей, но есть имя. мимо которого никак нельзя пройти. Иван Петрович Кулибин настолько впечатлил современников, что его имя стало символом изобретательства и Кулибиными стали называть всех изобретателей-самоучек, создающих какие-то хитроумные устройства, и просто талантливых мастеров. Итак, чем же прославился Кулибин?

Иван Петрович Кулибин

Кулибин родился 10 (21 по новому стилю) апреля 1735 года в селении Подновье вблизи Нижнего Новгорода. Он родился в семье старообрядцев и до конца жизни потом соблюдал старообрядческие традиции. Например, не употреблял алкоголь, не курил, не играл в азартные игры и даже отказался сбрить бороду ради получения дворянского звания. Но вот род занятий он выбрал себе совершенно другой, чем хотел его отец, торговец мукой. С ранних лет его привлекали всякие механические устройства и он пытался их мастерить. Он делал разные механические игрушки, построил модель мельницы, сделал устройство для подачи воды в пруд, чтобы в нём не гибла рыба. Особенно его интересовали часы. Кулибин всячески пытался достать и изучить разные часы и детали для них, искал различные книги, в которых описывалось бы, как изготавливать механические устройства.

Когда Кулибину было 17 лет, он побывал в Москве, где побывал в часовых мастерских и купил различные инструменты. После возвращения В Нижний Новгород он сам взялся за ремонт часов, а после смерти родителей закрыл мучную лавку, а вместо этого открыл часовую мастерскую. Слухи об искусном мастере вскоре распространились по городу, ремонт часов стал приносить неплохой доход. Но быть простым часовым мастером Кулибину тоже не хотелось. Он проявлял интерес с самым разным техническим новинкам, когда ему в руки попали привезённые одним из купцов в Нижний Новгород электростатическая машина, микроскоп и телескоп, Кулибин потратил немало времени, чтобы разобраться в их устройстве и научиться делать такие вещи самостоятельно. Кулибин научился изготавливать линзы и зеркала, в телескоп, собранный им, можно было во всех деталях разглядывать город Балахна, находившийся на расстоянии более 30 километров.

В 1764 году стало известно, что Нижний Новгород и другие города на Волге собирается посетить императрица Екатерина. Купец Костромин, который знал о таланте Кулибина и о том, что тот пытался изготовить часы сложной и необычной конструкции, предложил преподнести эти часы в подарок императрице. Костромин предоставил Кулибину дом и дал денег, чтобы ничто не отвлекало изобретателя от работы. Часы не были закончены в срок, но Кулибин показал Екатерине другие механизмы, когда она прибыла в Нижний Новгород в 1767 году. Лишь через два года часы были готовы и Кулибин с Костроминым отправились в Петербург, чтобы подарить их императрице. Уникальные часы были сделаны в форме гусиного яйца. Они били каждые час, полчаса и четверть часа. Каждый час открывались маленькие створчатые дверцы и внутри под церковную музыку маленькие фигурки показывали сценку из религиозной жизни.

В нем ежечасно растворялись маленькие Царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень. По сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскреси», и двери затворялись.

В полдень часы исполняли сочиненный Кулибиным гимн в честь Екатерины и прочую музыку в разное время дня. Часы были заключены в золотую оправу с множеством завитушек и украшений.

Часы Кулибина сегодня хранятся в Эрмитаже

Екатерина была впечатлена, а Кулибин получил должность механика при Петербургской академии наук. Он стал заведовать академическими мастерскими, став на этом посту преемником Ломоносова.

30 лет Кулибин работал в Академии. Под руководством Кулибина в мастерских было изготовлено огромное число различных инструментов и научных приборов, многие из которых по своему качеству значительно превосходили зарубежные. Микроскопы, телескопы, термометры и барометры, точные весы, токарные станки  и гравировальные машины — всё это и многое другое делали в мастерских при Кулибине.

Придворные и знать часто обращались к Кулибину с разными проблемами, требующими технического таланта, зная, что только Кулибин может их решить. Например, князь Потёмкин однажды купил в Англии сложные механические часы «Павлин». Но везли их в разобранном виде и при перевозки детали были повреждены. Собрать часы у разных мастеров никак не получалось, лишь Кулибин справился с этой задачей. Кулибин чинил и изготавливал сложные автоматы, устраивал яркую иллюминацию и бездымные фейерверки, при помощи зеркал сделал освещение длинного полуподвального коридора во дворце, а также изготовил лифт, на котором Екатерина поднималась на верхние этажи.

Кулибин сделал множество и практически значимых изобретений. К сожалению, многие из них не пошли дальше протопипов и чертежей, т. к. на них не находили финансирования. Вот лишь некоторые из изобретений Кулибина:

На фото прожектор, придуманный Кулибиным. В 18 веке не было ярких источников света, но Кулибин смог сконструировать прожектор с такой системой зеркал, что свет обычной свечи, многократно отражаясь, давал узконаправленный яркий луч. На основе этого прожектора Кулибин предлагал сделать оптический телеграф для быстрой передачи сообщений на большие расстояния, но прототип такого телеграфа, несмотря на положительные отзывы, был отправлен в Кунсткамеру.

Кулибин разработал конструкцию моста через Неву и даже построил его макет в масштабе 1:10, но денег на постройку государство так и не выделило. В проекте моста Кулибин использовал элементы, которые применяются в современных мостах, например, решётчатые арки. Длина моста должна была составить 300 м, значительно больше, чем любые другие мосты того времени, поэтому многие к проекту Кулибина отнеслись скептически, предполагая, что мост рухнет. Тем не менее, расчёты, проведённые уже в 20м веке по всем правилам сопромата, показали, что проект Кулибина был совершенно правильным и мост с запасом выдержал бы планируемую нагрузку.

Ещё одним полезным изобретением, которое оказалось невостребованным, был водоход. В те времена доставка грузов по рекам, если перевозить их приходилось против течения, была трудной работой. Тянули судно вверх по течению обычно бурлаки, в крайнем случае быки или лошади. Кулибин придумал конструкцию судна, которое использовало бы энергию течения воды, но при этом двигалось бы против течения! Длинный канат закреплялся на берегу вверх по течению, а специальный механизм, приводимый в движение водяными колёсами, подтягивал судно при помощи этого каната. Водоход Кулибина обгонял и бурлаков и гребные суда. Несмотря на успешные испытания двух построенных Кулибиным водоходов, чиновники решили, что они слишком дороги и имеют сложную конструкцию, так что водоходы так и не пошли в серию.

Что ещё изобрёл Кулибин?

  • Искусственные протезы с подвижным коленным суставом;
  • Самобеглую коляску с тормозом, коробкой передач, подшипниками и маховиком;
  • Соляную машину для выкачивания рассолов из шахт;
  • Различные станки, сеялки, мельницы и многое другое.

После Кулибина осталось около 2000 чертежей.

Ещё при жизни Кулибин стал знаменитостью. По личному указанию Екатерины II Кулибину была вручена именная золотая медаль на андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину». Поэт Державин называл Кулибина «Архимедом наших дней». А великий полководец Суворов, однажды увидев Кулибина во дворце, устроил целое представление:

Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:— Вашей милости!Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:— Вашей чести!Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:— Вашей премудрости моё почтение!Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и, обратясь ко всему собранию, проговорил:— Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!

Но несмотря на всю завоёванную известность, последний период жизни Кулибина вряд ли можно назвать благополучным. В 1801 изобретатель, устав от работы в Петербурге и разочарованный невниманием к своим проектам, вернулся в Нижний Новгород. Он продолжал работать над изобретениями, пытался внедрить на Волге водоходы, сделал проект железного моста через реку. Умер Кулибин в бедности, в возрасте 83 лет, в конце жизни признавшись, что многие годы тайно работал на проектом вечного двигателя, на которые потратил немалые личные средства. Конечно, вечный двигатель изобретатель так и не построил, но это ничуть не умаляет его таланта.

kakizobreli.ru

Что изобрел Кулибин? от shuma_her за 21 октября 2014 на Fishki.net

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин?

— Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.

— Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.

— Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.

— Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.

— Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).

— Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).

— Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.

— Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок — настенных, напольных, башенных.

Фамилии нарицательные

Фамилия Кулибина стала нарицательной в значении «мастер на все руки». Это не уникальный случай: слова «пульман», «дизель», «реглан», «ватман» и другие также произошли от имен собственных. Чаще всего изобретение просто получало название по имени изобретателя, но фамилию Кулибина сделала именем нарицательным народная молва. Мы собрали еще несколько подобных историй.

Слово «бойкот» произошло от фамилии британского капитана Чарльза Бойкотта (1832−1897), который был управляющим ирландских угодий крупного землевладельца лорда Эрна. В 1880 году ирландские рабочие отказались работать на Бойкотта из-за собачьих условий аренды. Борьба Бойкотта с забастовщиками привела к тому, что люди стали игнорировать управляющего, будто того вовсе не существовало: его не обслуживали в магазинах, с ним не разговаривали. Это явление получило название «бойкот».

Слово «силуэт» появилось благодаря назначению на должность генерального контролера (министра) финансов Франции Этьена де Силуэта (1709−1767). Министром он стал после Семилетней войны, ввергшей Францию в кризис. Силуэт был вынужден обложить налогами практически все признаки богатства — от дорогих штор до прислуги, и богачи маскировали свои состояния, покупая дешевые вещи. Предметы обихода, маскирующие богатство, стали называться вещами-силуэтами, а в середине XIX века такое название получила самая простая и дешевая разновидность живописи — обвод по контуру.

Слово «хулиган» появилось в полицейских отчетах Лондона в 1894 году при описании молодежных банд, хозяйствовавших в районе Ламбет. Их называли Hooligan Boys по аналогии с уже известным полиции лондонским вором Патриком Хулигэном. Словечко подхватила пресса и вознесла его в ранг целого явления под названием hooliganism (хулиганство).

fishki.net

Русский изобретатель Иван Кулибин (биография, изобретения)

Иван Петрович Кулибин - выдающийся русский механик-изобретатель 18-го века. Его фамилия стала нарицательной, "кулибиными" сейчас называют мастеров-самоучек. Иван Кулибин стал прототипом часовщика-самоучки Кулигина - героя пьесы "Гроза" Александра Островского.

Иван Петрович Кулибин родился 10 (21 по новому стилю) апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда (сейчас это селение является частью Нижнего Новгорода) в семье купца-старообрядца. Верность старообрядческим традициям Иван Кулибин хранил всю жизнь: он никогда не курил табак,  не играл в карты, не пил спиртного. Когда Екатерина Вторая предложила Кулибину сбрить свою окладистую бороду в обмен на получение дворянства, Кулибин предпочел остаться с бородой в купеческом сословии.

Портрет Ивана Петровича Кулибина

Иван Кулибин с детства обучился торговле мукой, однако его больше влекли разные механизмы, вроде колокольных часов. Кулибин самостоятельно изучал механику по книгам,в том числе и по сочинениям Михаила Ломоносова. С 17-ти лет Кулибин начал изготавливать поделки своими руками для дома и для продажи: деревянные, а также медные часы с кукушкой, деревянные круги для отливки медных колёс, токарный станок и другие инструменты. На талант Кулибина обратил внимание знакомый его отца, также купец-старообрядец Костромин. Он дал Кулибину деньги на изготовление необыкновенных часов, чтобы преподнести их императрице Екатерине Второй. Попутно с изготовлением часов для императрицы Кулибин сделал электрическую машину и микроскоп. Наконец 1 апреля 1769 года Кулибин и Костромин предстали перед Екатериной Второй с чудо-часами. Часы имели форму яйца, в котором каждый час открывались маленькие двери. За ними виднелся Гроб Господень, по сторонам Гроба стояли с копьями два стража. Ангел отваливал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и двери затворялись. С пяти вечера до восьми утра играл уже другой стих: "Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость". Часовой механизм состоял из более чем 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей, при этом часы были размером всего лишь с утиное или гусиное яйцо.

После этого представления самодельных чудо-часов императрица Екатерина назначила Ивана Кулибина заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук. В течение 17 лет Кулибин руководил мастерскими Академии и воплощал в жизнь свои новые изобретения: 300-метровый одноарочный мост через Неву с деревянными решётчатыми фермами, прожектор, механический экипаж с педальным приводом, "механические ноги" (протезы), лифт, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, оптический телеграф, машину для добычи соли, приспособление для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров и многое другое.

 Проект моста через Неву Кулибина

 

Часы "Павлин" были созданы в 18-м веке английским мастером Джеймсом Коксом и приобретены князем Потёмкиным в разобранном виде. Единственным человеком, кому в России удалось собрать эти часы, оказался Иван Кулибин. Часы "Павлин" по сей день работают и являются одним из самых интересных экспонатов Эрмитажа.

Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила ему трех дочерей. Всего у него было 11 детей обоих полов.

В конце жизни Иван Кулибин увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности 30 июля (11 августа по новому стилю) 1818 года в Нижнем Новгороде. Чтобы собрать деньги на его похороны, вдова Кулибина продала единственные оставшиеся в доме настенные часы.

 

 

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде

 

top-antropos.com

Гениальные изобретения Ивана Кулибина

11 августа ушел из жизни гениальный российский изобретатель, талантливейший мастер-самоучка Иван Кулибин. Его изобретения большею частью были оценены в полной мере лишь после смерти Ивана. Он покинул этот мир в полнейшей нищете, истратив все на бесплодные попытки изобрести вечный двигатель, а для того, чтобы организовать самые скромные похороны, его друзьям пришлось продать часы, висящие на стене в доме мастера, — собранных ими средств не хватило…

Еще в детстве маленький Ваня, родившийся в Нижнем Новгороде, в семье скромного торговца, интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?», — в поисках ответа он разбирает и снова собирает все, что попадает к нему в руки. Любопытство сына влечет за собой приятные последствия для его отца: соседи не могут нахвалиться талантливым ребенком, который в считанные минуты чинит им не только часы, но и заводские машины типа токарных станков. Естественно, папа поощряет детское увлечение, исправно снабжая подростка книгами по физике, химии и другими научными изданиями, какие только он может достать в то время.

Слава Ивана долго не держится в пределах Нижнего Новгорода, она разносится по всей России. Но настоящая известность к нему приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит Екатерине II часы-яйцо. Помимо собственно механизма, заключенного в необычную оболочку, часики отличались секретом: ежечасно в них распахивалась дверца и миниатюрные человечки, искусно выточенные из золота и серебра, начинали танцевать под музыку.

Восхищенная императрица тут же назначает Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербурга, — предыдущий ее глава, специально выписанный из-за границы, не умел и половины из того, что делал Иван. Практичная государыня убивает одним махом двух зайцев: помимо привлечения ко двору талантливого мастера, еще и экономит, — жалованье Кулибина было на 2000 р. меньше. А после ее смерти мастер попадает в опалу: сын императрицы стремится убрать с глаз долой все и всех, напоминающих о Екатерине.

Однако русский гений абсолютно равнодушен не только к деньгам, но и к славе, ратуя лишь за престиж государства: свои изобретения он раздаривал людям. Уже потом, после его смерти, ушлые иностранцы присвоят многие из них, устроив за чертежами мастера настоящую охоту.

Часы с секретом

Вышеописанные часы «с секретом», — самое «громкое» изобретение Ивана, хранящееся сейчас в Эрмитаже. На достигнутом мастер не остановился и создал планетные часы, отображающие фазы Луны и Солнца, а также месяцы.

Оптический телеграф

Оптический телеграф (1704 г.), — все мы слышали о телеграфе Шаппа (1794 г.), передающем телеграммы с помощью комбинаций семафоров, однако метод Кулибина был совершеннее. Он свел в одну таблицу код — систему условных положений семафоров, что существенно повысило скорость передачи сигналов. Наверное, француз не до конца разобрался в чертежах гениального мастера…

Лифт для императрицы

Лифт для императрицы (1769 г.), — прообраз современных, хорошо знакомых нам конструкций.

Фонарь-прожектор

Фонарь-прожектор с параболическим зеркальным отражателем (1779 г.), позволивший увеличить в 500 раз силу света одной свечки.

Водоход

Водоход, — речное судно, которое могло передвигаться против течения.

Арочный мост

Арочный мост (1772 г.), решивший наконец проблему судоходства. Именно метод веревочного многоугольника Кулибина используется в нынешних легких, ажурных и чрезвычайно прочных современных мостах.«Механическая нога», которую Иван создал для потерявшего конечность при Очаковском штурме офицера, послужила основой нынешних протезов.

Экипаж-самокатка

Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина (1791 г.), — его конструкция с коробкой скоростей, тормозом и маховым колесом удивительно схожа с основой ходовой части автомобиля Карла Бенца, изобретенного сто лет спустя.Историки говорят, что идеи Кулибина положены и в основу строительства «Птичьего гнезда», — знаменитого пекинского стадиона. Его имя стало нарицательным, — сейчас способных выдумщиков, которые вносят различные усовершенствования в уже созданные механизмы или придумывают что-то свое, называют любовно Кулибиными. Вот только того патриотизма в них больше нет…

Оцени материал:

Загрузка...

www.officeplankton.com.ua

Кто такой Иван Кулибин и почему он гений? Пророк в своём отечестве.

Старовер с берегов Волги

Имя изобретателя Ивана Кулибина в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос «Кто такой Кулибин?» мало кто может ответить что-то большее, чем «изобретатель». Зато найдётся немало «знатоков», которые расскажут, что слава его якобы «непомерно раздута квасными патриотами советского периода, а на самом деле Кулибин как изобретатель отметился лишь увеселительными аттракционами для знати».

«Нет пророков в своём Отечестве» — это как раз про Ивана Кулибина. Об итальянце Леонардо да Винчи российские обыватели знают больше, чем о своём соотечественнике, чей гений ничуть не менее значим.

Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в семье мелкого торговца-старовера в селении Подновье Нижегородского уезда. К разочарованию отца, сын не проявлял интереса к коммерции, зато тянулся к различным механизмам, в первую очередь, к часам.

Однажды мальчик уговорил купца-соседа позволить ему разобрать немецкие часы, чтобы понять, как они устроены. Разобравшись в устройстве механизма, Ваня собрал собственную копию, которая... не работала. Начинающему изобретателю не хватало навыков и необходимых инструментов.

Часы для императрицы

Но учился Иван быстро, беря уроки у мастеров токарного и слесарного дела. Когда умер отец, Кулибин открыл собственную часовую мастерскую и вскоре обзавёлся богатой клиентурой. Это стало возможным после того, как ему удалось отремонтировать дорогие часы с музыкой и боем, принадлежавшие нижегородскому губернатору.

Кулибину этого, однако, было уже мало. Голова была полна идей, для реализации которых в Нижнем Новгороде не хватало возможностей.

И тогда Кулибин решил создать собственные часы в подарок императрице Екатерине II. На эту работу у изобретателя ушло несколько лет, но результат того стоил.

Часы размером с утиное яйцо были заключены в золотую оправу. Механизм состоял из 427 частей. В них был вмонтирован уникальный театр-автомат, разыгрывавший настоящее представление.

В 1769 году часы были подарены Екатерине Великой, и потрясённая императрица сразу после этого назначила Кулибина руководителем мастерских при Академии наук. Это было то, о чём мечтал изобретатель. В этой должности он проработал последующие 30 лет.

«Шоу» для инвесторов

Ирония судьбы — из всех многочисленных изобретений Кулибина до нас дошли только часы, позволившие ему завоевать расположение императрицы.

Позднее для Екатерины II Кулибин сконструирует и первый в мире лифт, который позволит стареющей государыне избегать подъёма по лестницам Зимнего дворца.

Действительно, и для самой Екатерины, и для многих её приближённых Кулибин создавал вещи, не несущие большого хозяйственного смысла.

Но вызвано это было отнюдь не «легковесностью» самого Кулибина. Просто тогда, как, собственно, и сейчас, финансирование научных проектов во многом зависело от обеспеченных людей, мало что смысливших в серьёзных разработках, зато очень любивших спецэффекты. Поэтому Кулибину, чтобы получить деньги на серьёзную работу, приходилось заниматься «несерьёзными» вещами.

Изобретателю приходилось постоянно бороться со скептическим отношением к себе. «Мужик-лапотник», старовер, непьющий и некурящий, получивший от императрицы разрешение появляться во дворце в русском кафтане и с окладистой бородой, никак не вписывался в представления того времени о большом учёном.

Во многом из-за подобного отношения большинство разработок Кулибина не были реализованы.

Мост над вольной Невой

Самая показательная история связана с кулибинским мостом через Неву.

Существовавшие в то время в Петербурге переправы через Неву были неудобными и непрочными. Кулибин предложил проект однопролётного стационарного моста длиной 298 метров.

Предложенной одноарочной конструкции на тот момент не было аналогов в мире.

Кулибина подняли на смех в Академии наук — мужик, дескать, не знает элементарных вещей и предлагает конструкцию, которая немедленно разрушится.

Для того, чтобы разгромить проект, призвали математика Леонида Эйлера. Прославленный учёный проверил расчёты и пришёл в восторг — Кулибин ни ошибся в своём проекте, он был полностью жизнеспособен! Затем изобретатель создал модель моста в масштабе 1 к 10 и предложил её опробовать всем желающим. Выяснилось, что кулибинский мост способен выдерживать ещё большую нагрузку, чем та, что была необходима для реализации проекта.

Несмотря на всё это, власти не приступили к постройке моста. Первый стационарный мост над Невой появился только через три десятка лет после смерти Кулибина. Когда же кулибинский проект стали изучать в 1930-х годах, выяснилось, что многие его постулаты по-прежнему не утратили актуальности, а целый ряд решений, найденных русским инженером, его коллеги откроют для себя лишь много десятилетий спустя.

Чтобы похоронить изобретателя, продали его часы

Практически аналогичная история сложилась и с «механической ногой» — протезом для инвалидов, придуманным Кулибиным. Первая модель протеза в 1791 году была сделана для поручика Сергея Непейцина, потерявшего ногу при штурме Очакова.

С протезом конструкции Кулибина поручик Непейцин дослужился до генерал-майора, и только посвящённые знали, в чём причина небольшой хромоты генерала.

Однако протез, который мог изменить жизни тысяч русских инвалидов, так и остался единственным, ввиду отсутствия интереса со стороны властей. В итоге первыми серийное производство механических протезов наладили во Франции.

В 1801 году, уже после смерти Екатерины Великой и Павла I, Кулибин подал новому императору Александру I обширный список своих проектов, начиная от оптических приборов и заканчивая речными кораблями, но получил отказ в их финансировании.

После этого Кулибин покинул столицу, вернулся в Нижний Новгород, где провёл последние годы жизни, продолжая работать над изобретениями и борясь с огромным количеством долгов.

После смерти Кулибина в 1818 году родным пришлось продать настенные часы изобретателя — другой возможности получить деньги на похороны не было.

Один за всех

Настоящим наследием Ивана Кулибина стали около 2000 сложных технических документов, начиная от чертежей оптических приборов и заканчивая схемами мостов и зданий.

Кулибин опередил своё время — это не штамп, а реальность. К примеру, второй лифтовый механизм, подобный тому, что создал Кулибин для Екатерины Великой, появился более чем 60 лет спустя. Это же касается и других его оригинальных разработок, которые были реализованы на практике инженерами последующих поколений и, увы, по большей части вне пределов России.

В этом смысле Кулибин очень похож на Леонардо да Винчи, чьи идеи оказывались слишком революционными для современников.

Мы уже говорили о том, что после Кулибина осталось около 2000 сложных технических чертежей. Это на самом деле невероятно, если вспомнить, что никакого инженерного образования у Кулибина не было и быть не могло.

Нижегородский «мужик» Кулибин, в отличие от архангельского «мужика» Ломоносова, не заканчивал университетов, не учился за границей.

В отличие от английских инженеров, благодаря которым Британия получила славу «мастерской мира», Кулибин не имел возможности перенимать передовой опыт у коллег.

Русская наука в те времена только набирала обороты, русской инженерной школы как таковой не существовало.

Там, где английские изобретатели действовали на основе передовых научных разработок и опыта предшественников, Кулибин мог полагаться только на себя самого.

Создавая свои изобретения, Кулибин опытным путём заново открывал те физические законы и свойства материалов, которые сегодня изучают студенты технических университетов.

И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.

Источник: www.aif.ru

ruvera.ru