СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. Корень приставка суффикс окончание


Состав слова. (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа). Алгоритм разбора слов по составу.

Ответ:

Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, грибок, грибной, грибник – корень гриб-).

Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибной, основа грибн-)

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. ( у дома, к дому,за домом).

Окончание не служит для образования новых слов!

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (прибежал, отбежал, забежал)

Суффикс– это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

(дом, домик, домовой, домище)

Алгоритм разбора слов по составу:

1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.

2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.

4. Укажи приставку.

5. Укажи суффикс.

 

 

Билет№4.

Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

-Как проверить безударный гласный в корне слова?

- Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

- Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Ответ:

-Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

( моря́ – мо́ре, река́ – ре́чка и т.д) .

- Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зелене́ли – зе́лень, зелёный)

- Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.( пена́л, горизо́нт)

 

Билет № 5

Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова

Ответ:

- Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз - морозы, морозный, узко – узенький)

 

 

Билет № 6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Ответ:

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): тростник — тросточка, трость, вестник — весточка, весть.

2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чувствовать .

 

Билет № 7

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Ответ:

- Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я. (подъезд, разъяснил)

Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и( крестьянин, вьюга, соловьи)

 

Билет № 8

Правила переноса

Ответ:

1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.

2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат.

3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.

4.Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.

Билет № 9

Имя существительное. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.

Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия

литературных произведений, газет и журналов,

географические названия)

или нарицательное,

· одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)

или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)

· род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),

· склонение (1,2 или 3).

2) Непостоянные:

· число (ед.ч. или мн.ч.) ( Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь,

а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,

например: каникулы, ворота, ножницы.

У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)

· падеж.

 

Билет № 10

Что такое склонение. Падежи имён существительных.

Как определить падеж имени существительного.

Ответ:

Склонение– это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.

В русском языке 6 падежей:

 

Название падежа Слово-помощник Вопросы
Именительный есть кто? что?
Родительный нет кого? чего?
Дательный дать кому? чему?
Винительный вижу кого? что?
Творительный доволен кем? чем?
Предложный думаю о ком? о чём?

 

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

3. По вопросу и предлогу определить падеж.

 

Билет № 11

Имя прилагательное. Начальная форма.

Морфологические признаки

Ответ:

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета.

Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

Морфологические признаки:

· род ( только в единственном числе)

· число

· падеж

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

Билет № 12

Глагол. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета.

Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

 

2) Непостоянные:

· время ( прошедшее, настоящее или будущее)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

· род ( м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

 

 

Билет № 13

Местоимение. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица - на вопросы кто? или что?

Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.

Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж.

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· род ( м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

 

2) Непостоянные:

· Падеж

При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.

 

Билет № 14

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

Ответ:

Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.

Предложение по цели высказывания бывает:

Повествовательным, в котором о чем- либо сообщают (повествуют);

На улице идет дождь.

вопросительным, в котором о чем то спрашивают;

Ты рано вернешься домой?

побудительным, в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.

Принеси мне тетрадь.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Список слов с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием

Словарь морфемных разборов:разбор слов по составу

Примеры разборов слов, у которых есть все основные морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

  • уборка
  • удивление
  • урожай
  • спутник
  • сумрачный
  • па'водок
  • переводчик
  • переводчица
  • перекличка
  • перелесок
  • переносица
  • переписка
  • перестройка
  • переулок
  • побелка
  • поведение
  • повеление
  • подарок
  • подводник
  • подготовительный
  • подделка
  • поддержка
  • поделка
  • подземный
  • пододеяльник
  • подоконник
  • подорожник
  • подошла
  • подружка
  • подсвечник
  • подснежник
  • поединок
  • помогли
  • помощник
  • поплавок
  • потёмки
  • походный
  • предгрозовой
  • предназначение
  • предназначенная
  • прескучный
  • прибрежный
  • прибыль
  • привратник
  • привычка
  • пригородный
  • пригорок
  • придорожный
  • прикрыли
  • приманка
  • приморский
  • принесли
  • припев
  • пришелец
  • пришкольный
  • пробежка
  • проводка
  • проводник
  • прогулка
  • прописка
  • прополка
  • обвинение
  • обучение
  • объединение
  • объездчик
  • опилки
  • освещение
  • отзывчивый
  • открыл
  • открытие
  • открытый

Смотрите примеры слов с разными морфемами:

Или подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

morphemeonline.ru

Слова с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием Примеры 10 слов

Для анализа структуры слова мы можем использовать несколько вариантов разбора слова. Наряду со словообразовательным разбором слова, помогающим определить основу слова и производные от него слова, существует также морфемный разбор слова, предполагающий выделение в слове его корня, приставки, суффикса и окончания. В данном материале я расскажу, как выполнить морфемный разбор нужного нам слова, а также укажу на характерные особенности проведения подобного разбора.

Осуществляем морфемный разбор слов с примерами

Читайте также: Слова без окончания примеры.

Содержание статьи:

Последовательность действий морфемного разбора слова

Выполнение морфемного разбора слова предполагает следование следующему алгоритму:

  • Разбираемся, к какой части речи относится анализируемое нами слово;
  • Затем выделяем в данном слове его основу и окончание. Для выделения окончания необходимо выполнить склонение нужного слова по падежам. Та часть слова, которая не будет изменяться при склонении, обычно является основой, а изменяемая часть – окончанием. Хотя также бывают ситуации (например, у наречия), когда всё слово будет являться основой без окончания (обычно это бывает тогда, когда слово при склонении не изменяется, например, в случае слов «издали», «тихо» и др.). Чтобы не допустить различных ошибок при выделении основы, почаще заглядывайте в подручный словарь морфем;
  • Проанализируйте, входит ли в основу данного слова приставка и суффикс. Для определения суффикса сопоставьте разбираемое слово с однокоренными словами, это позволит выделить формообразующие суффиксы (т.е. суффиксы, которые образуют формы одного и того же слова, например: – время – времени). Затем определитесь с наличием в слове словообразовательных суффиксов (служат для образования новых однокоренных слов, например: — писать – писа-тель). Если затрудняетесь с поиском суффиксов, не стыдитесь обращаться за помощью к уже упомянутому словарю морфем;
  • Найдите корень слова. Для нахождения корня подберите однокоренные слова – например, гриб – грибной.
  • Теперь отметьте части речи в слове с помощью соответствующих графических обозначений.

Смотрите также: Слова с корнем и окончанием примеры 10 слов.

Особенности работы с источниками при морфемных разборах

Помните, что при работе с морфемными словарями (в том числе и в сети) разбор одних и тех же слов может быть выполнен по-разному, в зависимости от конкретной школы русского языка, и специфики используемой ею методологии. Существенно может отличаться морфемный разбор слова в школе и университете (в ВУЗе уделяют пристальное внимание этимологии слова), потому в университете могут выделять нулевой суффикс, фиксировать наличие нулевого корня и так далее.

Также могут существенно отличаться морфемные разборы одних и тех же слов в различных словарях (например, в словарях под ред. Ефремовой Т.Ф, и под ред. Тихонова А.Н. отличается морфемный разбор слова «благодарность»). Поскольку споры о единственно правильном разборе слова ещё ведутся, необходимо считать верными оба варианта разбора слова.

Порядок морфемного разбора

Примеры слов с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием

Приведём морфемный разбор некоторых слов:

Слово «яблоко»

Часть речи: имя существительноеСостав слова:яблок — корень,о — окончание,яблок — основа слова.

Разбор слова «яблоко»

Слово «каждый»

Часть речи — местоименное прилагательноеСостав слова:кажд — корень,ый — окончание,кажд — основа слова.

Разбор слова «каждый»

Слово «играть»

Часть речи: глаголСостав слова:игр — корень,а, ть — суффиксы,нет окончания,игра — основа слова.

Разбор слова «играть»

Слово «ответ»

Часть речи — существительноеСостав слова:ответ — корень,нулевое окончание,ответ — основа слова.

Разбор слова «ответ»

Слово «работать»

Часть речи: глаголСостав слова:работ — корень,а, ть — суффиксы,нет окончания,работа — основа слова.

Разбор слова «работать»

Слово «гитара»

Часть речи – имя существительноеСостав слова:гитар — корень,а — окончание,гитар — основа слова.

Разбор слова «гитара»

Слово «ель»

Часть речи – существительноеСостав слова:ель — корень,нулевое окончание,ель — основа слова.

Разбор слова «ель»

 

Слово «коллекция»Часть речи — существительноеСостав слова:коллекци — корень,я — окончание,коллекци — основа слова.

Разбор слова «коллекция»

 

Слово «путешествовать»

Часть речи: глаголСостав слова:пут, ше — корни,е — соединительная гласная,ств, ова, ть — суффиксы,окончания нет,путешествова — основа слова.

Помните, что «ть» здесь (и в других аналогичных словах) является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах «ть» отмечается как окончание.

Разбор слова «путешествовать»

Слово «вперёд»

Данное слово может быть как наречием, так и предлогом.

Состав слова:в — приставка,перёд — корень,нет окончания,вперёд — основа слова.

Разбор слова «вперёд»

 

Слово «лучший»Часть речи – слово прилагательноеСостав слова:лучш — корень,ий — окончание,лучш — основа слова.

Разбор слова «лучший»

Перечень сервисов для анализа слов с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием

Также хотели бы обратить внимание читателей на сетевые сервисы, где находятся словари морфем, благодаря которым вы сможете получить информацию о выбранном вами слове:

  • Russkiy-na-5.ru – на данном сервисе размещена база с 2300 слов, для которых вы можете просмотреть морфемный разбор. Просто введите требуемое слово в поисковую строку, и при нахождении данного слова вы получите образец его морфемного разбора;
  • Odnokorennye-slova-k-slovy.ru – данный сайт являет собой справочный ресурс, на котором вы можете просмотреть морфемный разбор большинства слов, а также подобрать к вашему слову однокоренные слова. Работа с сайтом не отличается от аналогов – вы переходите на ресурс, вбиваете нужное слово в строку поиска, и жмёте на кнопку ввода;
  • Morphemeonline.ru – ещё один аналогичный сервис, где имеется внушительная база морфемных разборов слов. Работа с сервисом не отличается от работы с сервисами-аналогами.

Рабочее окно сервиса russkiy-na-5.ru

Заключение

Морфемный разбор слова предполагает следование определённому плану, который был изложен нами выше. Учтите, что специфика результатов подобного разбора может отличаться в зависимости от методологии конкретной школы, дифференциируясь даже в словарях различных авторов. Поскольку споры о правильности того или иного морфемного разбора ещё ведутся, рекомендуем использовать один из имеющихся в словарях вариантов разбора – на базовом уровне он будет считаться правильным в любом случае.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

sdelaicomp.ru

Что такое приставка,корень,суффикс и окончание ???

Что такое приставка,корень,суффикс и окончание ???

  • Приставка, или префикс (от лат. prae впереди, fixus прикреплнный) это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, например: выписать, накинъ, разнести. Приставка не является обязательным элементом слова. Есть много слов различных частей речи, не имеющих приставок, но являющихся базой для образования новых слов с помощью приставок или приставок и суффиксов: думать вздумать, выдумать, додумать, задумать, надуматъ, недодумать; граница заграничный, пограничный, пограничник; вред безвредный, небез-вред-н-ый, обез-вред-и-ть; нет от-не-ка-ть-ся; против напротив; простой за-прост-о, попросту, по-простому, у-прост-и-тъ. При помощи приставок образуются слова той же части речи, что и производящее слово: бежать при-бежать, радостный безрадостный, автор соавтор.

    Корень это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными) . Так, в словах вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ой, под-вод-н-ый, под-водник корень -вод- является общей частью родственных слов. Слова служебных частей речи состоят только из корней: в, для, через, только, но, под, или, либо, уже.

    Суффикс (от лат. suffixus прибитый, приколоченный) это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель мебель-н-ый, земля зежл-ян-ой, медведь медвеж-онок, новый нов-ейш-ий. Суффикс не является обязательным элементом слова.

    Окончание это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание часто называют изменяемой частью слова. Ср. : книга книги книгу. Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

  • Файловый архив для студентов.Все предметы. Все вузы. Войти / Регистрация

    FAQ Обратная связь Вопросы и предложения ВузыПредметыПользователиДобавить файлыЗаказать работу

    Добавил:Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.Вуз:Кемеровский государственный университетПредмет:НЕСОРТИРОВАННОЕФайл:

    / Prakticheskoe_zanyatie_7 / Литневская Е. И / Литневская 244-315.docСкачиваний: 2Добавлен: 20.04.2015Размер: 1.84 MбСкачать

    Яндекс. Директ

    Фотоаппараты Fujifilmmarket.yandex.ru

    Выбирайте с Яндекс. Маркетом. Рекомендации. Отзывы. Актуальные цены.

    Цифровые фотоаппаратыПленочные фотоаппаратыСумки и чехлыШтативы

    Хватит искать офис...xlsurgut.ru

    Выбери свой размер: офисы от XS до L. Аренда от 400 руб/м2. Заселяйся!

    О насСхема проездаКонтактыАрендаторам

    Адрес и телефонСургут

    YotaPhone 2 ждет в корзинеyotaphone.com

    Цена снижена: 21990 р. Успей купить! Смартфон+бампер = колонка JBL за 0 р.

    Купить онлайнМагазины на картеОбзорКредит

    Адрес и телефон

    Аренда торговых помещений в Сочиcre-imeretinka.ru

    Прямая аренда помещений с отделкой от 1000 руб/м2 Все коммуникации

    Онлайн-заявкаПлан объектаИнфраструктураКонтакты

    Адрес и телефонСургут

    1 2 3 4 5 6 7

    Яндекс. Директ

    Распродажа женских сапогwildberries.ru

    Более 3 000 моделей. Скидки до 50%. Постоянным клиентам доп. скидка до 20%

    Сапоги на каблукеСапоги без каблукаСапоги на танкетке

    Штаны спадут за неделю!zsz22.ru

    От этого даже бывалые диетологи были в недоумении...

    Чередование гласных и согласных в морфеме

    Школьная грамматика не предполагает изучения абстрактных и конкретных единиц языка (морфема как минимальная значимая часть языка и морф как минимальная значимая часть слова или словоформы), поэтому значительные сложности у учащихся вызывает проблема отождествления в одну морфему сегментов разного буквенного (фонемного) состава. Формальное различие морфов в составе одной морфемы вызвано нефонетическими чередованиями гласных и согласных, и знание этих чередований позволяет правильно определить состав морфемы (см., например, корневые морфемы в словах люб-ить и любл-ю, кошк-а и кошеч-ка, с-ня-ть и с-ним-ать), особенно если в морфеме представлено чередование одного согласного с двумя, чередование гласного с нулем или чередование более чем одной фонемы.

    Материал по чередованию гласных и согласных входит во все три комплекса, однако он изучается в конце раздела, после изучения способов словообразования; представляется, что более целесообразным было бы обращение с этому теоретическому материалу в начале изучения морфемики.

    В каждом из комплексов представлено достаточное количество чередований, материал сведен в наглядные таблицы и снабжен примерами. Например, в комплексе 2 он выглядит следующим образом.

    При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование отдельных звуков (гласных и согласных) и сочетаний звуков.

    Чередование гласных в корне слова:

    1. о е: воз-и-ть вез-ти; пой пе-ть;

    2. о а: пере-брос-и-ть пере-брас-ыва-ть;

    3. о ы: вой вы-ть;

    4. о е и: с-бор со-бер-у со-бир-а-ть;

    5. о ы у: сох-нутъ за-сых-ать сух-ой.

    Гласные о, е в корне слова могут чередоваться с нулем звука: сон сн-а, день дн-я. Такие гласные называются беглыми.

    Гласные могут чередоваться с нулем звука в приставках и суффиксах: с-рывать со-рвать.

    Чередование согласных в корне слова:

    I. к ч: рук -а руч-к-а;

    х ш: сух-ой суш ить;

    г ж з: друг друж-итъ друз-ей;

    д ж жд: вод-и-ть вож-ак вожд-ени-е;

    II.б бл: люб-и-ть любл-ю;п пл: куп-и-тъ купл-ю;в ел: лов-и-ть

  • части слова
  • Приставка, или префикс (от лат. prae впереди, fixus прикреплнный) это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, например: выписать, накинъ, разнести. Приставка не является обязательным элементом слова. Есть много слов различных частей речи, не имеющих приставок, но являющихся базой для образования новых слов с помощью приставок или приставок и суффиксов: думать вздумать, выдумать, додумать, задумать, надуматъ, недодумать; граница заграничный, пограничный, пограничник; вред безвредный, небез-вред-н-ый, обез-вред-и-ть; нет от-не-ка-ть-ся; против напротив; простой за-прост-о, попросту, по-простому, у-прост-и-тъ. При помощи приставок образуются слова той же части речи, что и производящее слово: бежать при-бежать, радостный безрадостный, автор соавтор.

    Корень это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными) . Так, в словах вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ой, под-вод-н-ый, под-водник корень -вод- является общей частью родственных слов. Слова служебных частей речи состоят только из корней: в, для, через, только, но, под, или, либо, уже.

    Суффикс (от лат. suffixus прибитый, приколоченный) это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель мебель-н-ый, земля зежл-ян-ой, медведь медвеж-онок, новый нов-ейш-ий. Суффикс не является обязательным элементом слова.

    Окончание это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание часто называют изменяемой частью слова. Ср. : книга книги книгу. Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

  • Корень, приставка, суффикс, окончание это морфемы, то есть значимые части слова. Основа это та часть слова, в которую входят все имеющиеся в нм морфемы, кроме окончания. Определения смотрите в моей табличке.
  • Файловый архив для студентов.Все предметы. Все вузы. Войти / Регистрация

    FAQ Обратная связь Вопросы и предложения ВузыПредметыПользователиДобавить файлыЗаказать работу

    Добавил:Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.Вуз:Кемеровский государственный университетПредмет:НЕСОРТИРОВАННОЕФайл:

    / Prakticheskoe_zanyatie_7 / Литневская Е. И / Литневская 244-315.docСкачиваний: 2Добавлен: 20.04.2015Размер: 1.84 MбСкачать

    Яндекс. Директ

    Фотоаппараты Fujifilmmarket.yandex.ru

    Выбирайте с Яндекс. Маркетом. Рекомендации. Отзывы. Актуальные цены.

    Цифровые фотоаппаратыПленочные фотоаппаратыСумки и чехлыШтативы

    Хватит искать офис...xlsurgut.ru

    Выбери свой размер: офисы от XS до L. Аренда от 400 руб/м2. Заселяйся!

    О насСхема проездаКонтактыАрендаторам

    Адрес и телефонСургут

    YotaPhone 2 ждет в корзинеyotaphone.com

    Цена снижена: 21990 р. Успей купить! Смартфон+бампер = колонка JBL за 0 р.

    Купить онлайнМагазины на картеОбзорКредит

    Адрес и телефон

    Аренда торговых помещений в Сочиcre-imeretinka.ru

    Прямая аренда помещений с отделкой от 1000 руб/м2 Все коммуникации

    Онлайн-заявкаПлан объектаИнфраструктураКонтакты

    Адрес и телефонСургут

    1 2 3 4 5 6 7

    Яндекс. Директ

    Распродажа женских сапогwildberries.ru

    Более 3 000 моделей. Скидки до 50%. Постоянным клиентам доп. скидка до 20%

    Сапоги на каблукеСапоги без каблукаСапоги на танкетке

    Штаны спадут за неделю!zsz22.ru

    От этого даже бывалые диетологи были в недоумении...

    Чередование гласных и согласных в морфеме

    Школьная грамматика не предполагает изучения абстрактных и конкретных единиц языка (морфема как минимальная значимая часть языка и морф как минимальная значимая часть слова или словоформы), поэтому значительные сложности у учащихся вызывает проблема отождествления в одну морфему сегментов разного буквенного (фонемного) состава. Формальное различие морфов в составе одной морфемы вызвано нефонетическими чередованиями гласных и согласных, и знание этих чередований позволяет правильно определить состав морфемы (см., например, корневые морфемы в словах люб-ить и любл-ю, кошк-а и кошеч-ка, с-ня-ть и с-ним-ать), особенно если в морфеме представлено чередование одного согласного с двумя, чередование гласного с нулем или чередование более чем одной фонемы.

    Материал по чередованию гласных и согласных входит во все три комплекса, однако он изучается в конце раздела, после изучения способов словообразования; представляется, что более целесообразным было бы обращение с этому теоретическому материалу в начале изучения морфемики.

    В каждом из комплексов представлено достаточное количество чередований, материал сведен в наглядные таблицы и снабжен примерами. Например, в комплексе 2 он выглядит следующим образом.

    При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование отдельных звуков (гласных и согласных) и сочетаний звуков.

    Чередование гласных в корне слова:

    1. о е: воз-и-ть вез-ти; пой пе-ть;

    2. о а: пере-брос-и-ть пере-брас-ыва-ть;

    3. о ы: вой вы-ть;

    4. о е и: с-бор со-бер-у со-бир-а-ть;

    5. о ы у: сох-нутъ за-сых-ать сух-ой.

    Гласные о, е в корне слова могут чередоваться с нулем звука: сон сн-а, день дн-я. Такие гласные называются беглыми.

    Гласные могут чередоваться с нулем звука в приставках и суффиксах: с-рывать со-рвать.

    Чередование согласных в корне слова:

    I. к ч: рук -а руч-к-а;

    х ш: сух-ой суш ить;

    г ж з: друг друж-итъ друз-ей;

    д ж жд: вод-и-ть вож-ак вожд-ени-е;

    II.б бл: люб-и-ть любл-ю;п пл: куп-и-тъ купл-ю;в ел: лов-и-ть

  • Приставка, или префикс (от лат. prae впереди, fixus прикреплнный) это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, например: выписать, накинъ, разнести. Приставка не является обязательным элементом слова. Есть много слов различных частей речи, не имеющих приставок, но являющихся базой для образования новых слов с помощью приставок или приставок и суффиксов: думать вздумать, выдумать, додумать, задумать, надуматъ, недодумать; граница заграничный, пограничный, пограничник; вред безвредный, небез-вред-н-ый, обез-вред-и-ть; нет от-не-ка-ть-ся; против напротив; простой за-прост-о, попросту, по-простому, у-прост-и-тъ. При помощи приставок образуются слова той же части речи, что и производящее слово: бежать при-бежать, радостный безрадостный, автор соавтор.

    Корень это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными) . Так, в словах вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ой, под-вод-н-ый, под-водник корень -вод- является общей частью родственных слов. Слова служебных частей речи состоят только из корней: в, для, через, только, но, под, или, либо, уже.

    Суффикс (от лат. suffixus прибитый, приколоченный) это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель мебель-н-ый, земля зежл-ян-ой, медведь медвеж-онок, новый нов-ейш-ий. Суффикс не является обязательным элементом слова.

    Окончание это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание часто называют изменяемой частью слова. Ср. : книга книги книгу. Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

  • info-4all.ru

    СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

    Тема: СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

    Задачи:

    Образовательные:

    -обобщить и систематизировать знания учащихся;

    -проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; - формировать умение разбирать слова по составу.

    Развивающие:

    -развивать познавательные процессы (внимание, память)

    -формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

    Воспитательные:

    -привитие  интереса к предмету;

    -воспитание у учащихся чувства товарищества;

    Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.

    Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Дети читают составленные тексты на тему «Как я сажал дерево».

    III. Минутка чистописания.

    На доске записана пословица:

    Пруд кормит, а лень портит.

    От бобра бобра не ищут.

    Лось человека не красит.

    Правда глаза полет.

    – Цепочка букв, которую мы будем писать сегодня, состоит из букв, которые помогут исправить ошибки в данных пословицах. Найдите ошибки и назовите буквы, которые войдут в цепочку. (В первой пословице ошибка в слове пруд, нужно написать вместо буквы п букву т. Во второй пословице ошибка в слове бобра, нужно заменить первую букву бна букву д. В третьей пословице ошибка в слове лось, нужно написать вместо буквы с букву ж. В четвертой пословице должно быть слово колет, поэтому вместо буквы п нужно поставить букву к. Сегодня мы составим цепочку из букв т, д, ж, к.)

    – Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

    тджк     джкт     жктд …

    – Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

    IV. Сообщение темы урока.

    Учитель:- Сегодня на уроке мы повторим с вами тему о составе слова.

    -А что входит в состав слова?

    Дети: В состав слова входит: приставка, корень, суффикс, окончание.

    Учитель: А сейчас мы узнаем, как вы усвоили тему.

    - Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на «Остров знаний». На этот остров смогут попасть самые умные, смелые и внимательные ребята. Вы согласны?

    На пути нам будут встречаться преграды, которые мы должны преодолевать, чтобы попасть на остров.

    V.Работа по теме урока.

    -И вот на пути у нас

    1 преграда: «Значимые части слова» (работа на интерактивной доске)

    Учитель: -Что такое корень слова? Выделите в слове «мороз» корень.

    Дети: Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    МОРОЗ

    Учитель: - Что такое окончание? Выделите в слове «морозы» окончание.

    Дети: Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

    МОРОЗЫ

    Учитель: - Что такое приставка? Выделите в слове «заморозки» приставку.

    Дети: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

    ЗАМОРОЗКИ

    Учитель: Что такое суффикс? Выделите в слове «морозный» суффикс.

    Дети: суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

    МОРОЗНЫЙ

    Учитель: - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, чем мы сейчас занимались?

    Дети: Называли значимые части слова и разбирали его по составу.

    Учитель: - Верно, мы разбирали слово по составу. Но посмотрите внимательно, сколько мы из слова МОРОЗ – образовали новых слов.

    - Образование новых слов называется – СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ.

    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это наука, которая изучает строение слова. В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с различными способами образования слов.

    Учитель: Отправляемся дальше. И у нас на пути

    II преграда: «Однокоренные слова»

    Учитель: Какие слова мы называем однокоренными?

    Дети: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

    Учитель: Молодцы! И вот задание: образовать однокоренные слова от слов,

    ХОДИТЬ, БЕЖАТЬ, ЛЕТАТЬ, при помощи приставок У, В, ДО, ОТ, ПОД.

    Дети: убежать, вбежать, добежать, …

    Учитель: Молодцы! Вторую преграду успешно преодолели. Готовы к следующей преграде?

    III преграда: «Разбор слова по составу» (работа по карточкам)

    Подводный, устный, золотое, записка, выход, книга, походный, ночная, быстрый, нагрузка, разбег, вода, подлёдный, длинная, храбрый, наклейка, перелет, окно.

    Учитель: Ребята, третью преграду мы преодолели, теперь нужно немного отдохнуть.

    VI Физминутка.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем отдыхать! (потянуться)

    Спинку бодро разогнули,

    Ручки кверху потянули!

    Раз и два, присесть и встать,

    Чтобы отдохнуть опять.

    Раз и два вперед нагнуться,

    Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

    Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

    Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

    Учитель: отдохнули. Теперь можем продолжать наш путь с новыми силами. И у нас на пути

     

    VII Закрепление изученного материала

    На доске записано стихотворение:

    Кто бы мог предположить?

                     Н..ч..ной п..рой в глуши л..сной

                     М..две..ь (к)дуплу (пр..)брался

                     И сла..кий  мё.. (из)липких сот

                     Уже (д..)стать (с..)брался.

                     Но (з..)др..жал и (за..)жужжал

                     Пч..линый рой от(гнева).

                     – В..рюга, вон! – (вз)л..тев (на)трон,

                     (Вс)кр..чала кор..лева.

                     М..две..ь (в)затылке (п..)ч..сал

                     И молвил (без) укора:

                     – Ну кто бы мо.. предполож..т..,

                     Что я похож (на)вора?

                                                                                  Уолтер Де Ла Мэр

    – Прочитайте стихотворение.

    – Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

    VIII. Итог урока.

    – Чему учились сегодня на уроке?

    – С помощью каких частей слова образуются новые слова?

    – Что такое корень?

    – Для чего служит окончание?

    IХДомашнее задание. 

    infourok.ru

    Разбор слова "пришёл" по составу. Укажите корень, приставку , окончание

    при- приставка шёл- корень

    приставка ПРИ, корень ШЁЛ. нулевое окончание

    Давайте попробуем разобрать. Начинаем с окончания. Очевидно, окончание нулевое. Теперь корень. Подбираем родственные слова. Ушёл, подошёл. Везде "шёл". Это корень. А теперь самое простое. Определить приставку и суфикс. Что стоит перед корнем - приставка, а позади суфикс. Значит, приставка - при, корень - шёл, суфикс - нет вообще потому что после корня и перед окончанием нет ничего, а окончание - нулевое. Потом сказать - разбор окончен!

    Слова пришел, пришла, пришли являются формами прошедшего времени глагола "прийти". При образовании этих форм произошло корневое чередование. Корень -й- (при-й-ти) превратился в корень -ш-. Укажем все морфемы этих глагольных форм. Начнем морфемный разбор с формы единственного числа женского рода "пришла". Это изменяемое слово, в конце вычленим окончание -а, далее суффикс -л- формы прошедшего времени любого глагола ( зна-л-а, краси-л-и, свети-л-о). Элемент при- является приставкой, которая свидетельствует о приближении (при-ехала, при- слонился, при- бежала). На долю корня осталась морфема -ш-. В результате слово "пришла" выглядит вот так: при-ш-л-а - приставка/корень/суффикс/окончание. Аналогично разберем слово "пришли": и- окончание; -л- суффикс; -ш- корень; при- приставка. Форма единственного числа мужского рода имеет точно такой состав, за исключением того, что в корне появился беглый гласный "е", который облегчил произношение скопления согласных (пришл). При-шё-л_ - приставка/корень/суффикс/окончание нулевое.

    и окончание ш корень л суффикс при приставка

    touch.otvet.mail.ru

    Помогите составить слова!!! 1.приставка, корень,суффикс,суффикс 2.корень о(е)корень,суффикс,окончание.

    продвигался приставка - про корень - двиг суффикс - а суффикс - л (показывает на прошедшее время глагола) окончание - нулевое (т. к. мужской род) суффикс - ся (возвратный

    1)ПЕРЕХОДНИК: пере (приставка) , -ход (корень) , -н и -ик (суффиксы) , пере-ход-н-ик, окончание нулевое 2) СТЕНКА: стен (корень) , -к (суфф.) , -а (оконч.) , стен-к-а составить или разобрать? это не сложно, напр. можно разобрать слово расстановочный: рас - стан - ов - оч - н - ый рас - приставка; стан - корень; ов, -оч, -н - суффиксы; ый - это окончание, оно определяется по роду слова, в нашем случае - прилагательное мужского рода, если брать женского, то окончание будет -ая (расстановочн-ая) , среднего рода -ое (расстановочн-ое) . Существительное РАССТАНОВКА будет при разборе: рас-стан-ов-к-а, в зависимости от падежа окончание также будет менятся - расстановк-у, расстановк-и и т. д. =))

    Схеме корень + суффикс + окончание соответствует морфемное строение многих слов русского языка. Обратим внимание, что в заданном слове есть окончание, значит, будем подбирать изменяемые слова, среди которых замечены существительные: добр-от-а, икр-инк-а, земл-як_, стёкл-ышк-о, лес-ок_, дорож-к-а, смеш-инк-а, бумаж-к-а, зайч-онок_, слад-ость_, гор-ени-е, бельч-онок_, мат-ушк-а, солн-ышк-о, выс-от-а, вол-юшк-а, руч-еньк-а, пуш-инк-а, крас-от-а; прилагательные: мор-ск-ой, сует-ли-ый, холщ-ов-ый, марл-ев-ый, милост-ив-ый, дожд-лив-ый, минут-н-ый, крас-ив-ый, волч-ий_, воль-н-ый, корот-к-ий, плат-н-ый; глагольные формы: е-л-а, пе-л-а, работ-а-ют, сид-ящ-ий, пиш-ущ-ий, люб-им-ый, вид-им-ый, верт-ящ-ий.;))))))))))))))))))))))))))))

    touch.otvet.mail.ru