Одежда казаков. Одежда донских и кубанских казаков. Как выглядела одежда казака и казачки. Казак как выглядит


Одежда казаков. Одежда донских и кубанских казаков. Как выглядела одежда казака и казачки

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем – индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или японское кимоно ни с чем не спутать. Так же своеобразны набедренные повязки бушменов, буров и других африканских племен. Интересна и одежда индейцев, и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, коралловых бус, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков – донских или кубанских – тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны традиции, обычаи. Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков – святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня – похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков – не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора – песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Широкие штаны были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником – незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье – кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под это платье-камзол носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку – теплую или легкую – с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное – он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают кубанский казачий хор. Кубанские казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек – заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, - воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени – в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска – вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде – разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.

fb.ru

Казаки на фото конца 19-го – начала 20-го века | Fresher

Донские казаки

Уральские казаки. Начало XX века

Казаки 2-й Кубанской казачьей сотни Собственного ЕИВ (Его Императорского Величества) конвоя.

На праздновании столетия ЕИВ конвоя.

Казаки 1-го Екатеринодарского кошевого атамана Чепеги полка Кубанского казачьего войска

Казаки лейб-гвардии Казачьего ЕИВ полка

Казачья конница 1-го Донского полка. Вильно, 1915 г

Казаки 1-го Полтавского кошевого атамана Сидора Белого полка.

2-ой Оренбургский казачий полк. Варшава. 21 Апреля 1908 г.

Казаки Хоперского округа войска

Терско-Кубанский полк

Петр Громославский, тесть Шолохова

Казаки лейб-гвардии Уральского казачьего эскадрона.

Казаки-загонщики в одном из заповедников на Кавказе

Казаки станицы Засовской, Екатеринодарского отдела, Кубанской области

Казаки ст. Глубокая

Казаки на сборах в Майкопе

Казаки 1-го Кубанского полка Кубанского казачьего войска

Донские казаки

1912 год. Ст. Азовская. Казаки первого Екатеринодарского кошевого атамана Чепеги полка.

3-й Уральский казачий полк. Сотня есаула Любавина

Кубанский войсковой казачий хор

Трубаческая команда 1-го линейного полка. 1 октября 1908 года.

Георгиевский кавалер, терский казак М. А. Белоусов.

Граф Николай Алексеевич Протасов-Бахметев. Н. А. Протасов-Бахметев (1834 – 1907) – наказной атаман Астраханского казачьего войска.

Групповое фото кубанских казаков Кавказского полка.

Донские казаки.

Казаки 1-го Урупского полка ККВ.

Казаки 1-го линейного полка ККВ

Казаки 1-го Екатеринодарского кошевого атамана Чепеги полка Кубанского казачьего войска.

Казаки 2-й Кубанской казачьей сотни ЕИВ конвоя.

Казаки ТКВ 2-го Волгского полка.

Казаки-линейцы.

Казаки-пластуны.

Осетин-казак.

Бухарский казачий полк.

Приказный и младший урядник Волгского полка терского войска.

Казаки станицы Усть-Медведицкой.

Терские казаки 1-го Дагестанского полка.

Терско-Кубанский полк.

Три казака 1-го линейного полка.

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: история, Россия, фотографии

www.fresher.ru

ДОНСКИЕ КАЗАКИ ВНЕШНОСТЬ - как выглядит современная казачка

Я из рода донских казаков. Вот и донские казачки знали это, как никто другой. История донских семей, в которых казачки имели неоспоримый авторитет и сводили с ума казаков. Донские казачки были набожны и религиозны. Да и растет в земле донской почитай что все. С уважением, жена казака из Новочеркасска. Конечно, земли больше, но и обрабатывать ее кому? Казачке. Была замужем за донским казаком — о каком уважении к женщине Вы говорите?

Донские казачки… Самостоятельные, гордые, сильные, но невероятно женственные и манящие. Конечно, из отношения мужчин и складывался характер казачек. Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачки очень правильно понимали силу женского рода и непреклонно соблюдали традиции.

Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Тема любви к матери и жене — одна из главных в казачьих песнях. А уж о любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России.

Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и ещё чем-то церковным», — вспоминал казак Василий Запорожцев из станицы Бессергеневской.

Причём, малышки учились шить и вязать именно магические знаки, защищающие от злых духов. Символика донского казачества имел множество трактовок. В семь лет юные казачки они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым. Кстати, девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия.

Моя прабабушка- Донская казачка, бежали с Дона отдав все в колхоз в 30-х годах. Кто не отдал- поехали в Сибирь

Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали. Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде – для казачки уронить свое человеческое достоинство». И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни. Но это не значит, что казачка переходила границы флирта.

Поэтому и ценили в казачке в первую очередь — работоспособность

Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью».

И вот, уже под конец я поговорила со своим учителем русского и литературы и попросила назвать основные черты донской казачки, опираясь на произведения русской литературы. Страх — и обереги — не были частью жизни, как в России. Не забываю. Казаки — любые русские, украинцы, росиияне любой нации, которым хватило ума не сидеть в крепости у помещика, а уйти на юг и жить свободно. А выходцы с Украины на Дону лет сто назад точно казаками не считались Инфа от бабушки, т.е. из первых рук. Бабушка из Новочеркасска, дедушка с Кубани.

И, конечно, очень проявлено пространство любви в доме женщины. Статья хорошая, но мой взгляд сущность казачки несколько в другом. Если выживал, то только после шестидесяти лет возвращался в станицу на покой. И то учил казачат военному делу. Это я к тому, что ВСЕ хозяйство было на женщине. Вначале казачка все обязанности на отлично выполняет, а потом и свой гонор могла показать. Казаки — те, кто погибли или ушли в Гражданскую, немногие пережили репрессии.

https://youtu.be/L5qoPRyvPOU

Прадед казак, ее муж, имел такой нрав, что папа до смерти вспоминал с содроганием. Казачкам — слава и глубокое уважение на все времена! Спасибо! Ваша статья — одна из немногих ИНТЕРЕСНЫХ И ПОЛЕЗНЫХ в Интернете! Когда я говорю, что я казачка, большинство людей начинают улыбаться и представлять меня в совершенно нелепых нарядах и образах.

Как и многие казачки, я очень люблю этнический стиль в одежде

Хотя бы потому, что большинство казачек — верующие, и это уже не дает нам демонстрировать свое тело всем вокруг. Но это не значит, что казачки не привыкли себя украшать. Мы, казачки, от природы имеем уникальную внешность за счет того, что в нас намешано множество разных кровей.

Разве может женщина совмещаться в себе мужские и женские качества поровну, и оставаться манящей и магнетичной? Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина – бабушка. Говели два раза в году – в Великий пост и на Спас, в августе. В курене у нас полно икон, почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Взрослея, бабушка учила внучку вышивать орнамент к свадьбе, чтобы венчание состоялось под покровом защитных сил, а жених и невеста были горячо любимы друг другом.

Казачки были щедры на милостыню, прикармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Помните, на одном из семинаров я вам рассказывала, как важно женщине держать дом в чистоте? Это отметил историк Г.В. Губарев. Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной.

В основном именно им всё и заканчивалось. Вспомните знак «Инь-Ян», который так любили древние даосы. Нам кажется, что ещё он очень прост и понятен. Но если присмотреться, вы увидите, что в лоне женской энергии инь есть круглый островок энергии ян, и наоборот. То, чему нас несколько лет учили ведические учителя (суть женщины только в служении мужчине и никакой мужской энергии быть не должно) – оставим тем, кто хочет в это вреить.

Этот секрет был в их полноценности, гармоничности, в правильном слиянии стихий. Она была прекрасной женой, при этом умела защитить дом и семью, если это было необходимо. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы.

Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Уверены они в себе очень. Если она с этими задачами справляется, то ей сам черт не страшен. Современные казачки не являются копиями своих прабабушек. Я готовила эту статью почти неделю, изучая множество материала про донских казачек. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде.

Читайте также:

Еще по существу:

  • Польза и вред дайкона Важные для оптимального функционирования обмена веществ амилаза, эстераза и энзимы, которые содержатся в дайконе, идентичны находящимся в организме. Дайкон обладает антисептическим и […]
  • Соски, пустышки Avent Малыши засыпают с этой соской быстро и без проблем. Силиконовые соски Philips Avent предназначены для кормления из бутылочек детей старше 3-х месяцев. Эта модель обладает всеми […]
  • Как приготовить, ингредиенты, состав, время приготовления Спасибо за рецепт..... Рецепт отличный. Спасибо Вам огромное, за теперь уже полюбившийся "семейный" рецепт! Спасибо! Получились как на фото. Все ингридиенты на весах взвешивала, чтобы […]

vesnikasert.ru

Казачьи звания, чины и погоны, сравнение со званиями в армии

Понимание образа казака представлено картиной молодца с лиховатым видом, серьгой в ухе, усами, шашкой и обязательно с папахой на голове. Такой образ прочно сложился благодаря многочисленным произведениям литературы, в которых казачество рассматривалось, как самостоятельный этнос, со своими традициями, культурным наследием, образом жизни. Но не каждый достоверно знает историю зарождения казачества на Руси, а между тем, в ней есть немало интересных фактов.

История русского казачества

Установить происхождение термина «казак» без споров не удается. По этому поводу существуют несколько версий, противоречащих друг другу. Только официальных принято около 18. Все они объединены в две группы, основной идеей которых служит миграционный характер расселения казаков или возникновение нового этноса, как коренной прослойки населения. Мы не ставим перед собой цель изучить подлинную историю зарождения казачества, так как этот процесс был достаточно длительным и связан он со сложным смешением различных родов. Интерес представляет формирование казачьего войска, и здесь необходимо обратиться к истории.

О первых общинах казаков становится известно уже с 15 века. Первоначально они представляли собой группы вольных донских, днепровских или волжских казаков, а уже позднее возникла знаменитая Запорожская Сечь. Истории известны факты о существовании еще и сибирских, а также терских групп. Они занимались охотой и рыболовством, но к 18 веку освоили земледелие. К моменту вступления в воинскую структуру Российской империи казачество стало по-настоящему самостоятельной группой, имеющей доход не только от промысла, но и от получения государственного жалования.

В истории сражений российских войск императорской эпохи отдельная строчка принадлежит именно казакам. Они не только принимали участие в охране государственных границ. В составе экспедиций знаменитых землепроходцев обязательно присутствовали казаки.

В финале Отечественной войны 1812 года, который ознаменовался тем, что российская армия штурмовала французскую столицу, среди населения проводилась мощная агитация, направленная на демонизацию казацких войск. Каково же было удивление рядовых граждан, когда в столицу вошли статные военные, всем своим внешним видом являющиеся символом доблести, чести и справедливости.

Донские казаки и Кубанцы

Все общины разделялись между собой согласно территории заселения:

  • Войска донского казачества были образованы из представителей группы, расселенной по берегу реки Дон. Донцы считаются самыми многочисленными, так как занимали территорию Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Донецкой и Луганской области. Даже территория Калмыкии попадала под заселение донскими казаками.
  • В состав царской армии входили и войска кубанского казачества. Нетрудно догадаться, что география кубанских казаков связана с одноименной рекой. Их территория простиралась от Ростовской области, по Северному Кавказу, до республики Адыгея. Немало военных подвигов совершили кубанцы в рядах русской армии, но прославились они еще и своим культурным наследием, которое в последнее время активно восстанавливается.

Вообще, если заводить речь о состоянии казачества сегодня, то необходимо отметить, что возрождение традиций является практически государственной программой. Об этом не раз заявлял Президент В.В. Путин.

Казачество в XX веке

История российского казачества в 20 веке полна трагических событий. После революции отрицалось все, что хоть каким-либо образом напоминало о монархии, а так как казачество символизировало охрану и неприступность императорского трона, то это сословие было подвержено массовым репрессиям. Как армейская структура, казацкое войско было упразднено, а население подверглось расселению по территории государства, о заключении и расстрелах и говорить не приходится.

Но верность своему Отечеству, оставшаяся в крови потомственных казаков, дала импульс к возрождению. Этот период пришелся на непростое для страны время – время Великой Отечественной войны. На всех фронтах вновь сформированные казачьи части героически сражались за свободу от немецких захватчиков.

Сегодня СКР (Союз казаков России) возрождает казачьи звания чины и погоны, а также порядок их ношения и присвоения. Популяризация казачества не превращает его в модное течение. Здесь чтится приверженность по крови, а не только желание вступить в общину.

Иерархия в казачьем войске

В казачьих войсках встречалось достаточно большое количество различных званий и чинов, во многом потому, что первоначальные они у них были выборные. В их число входили атаман, кантерей, сотник, гетман и десятник. Через некоторое время, если быть поточнее, в пятнадацатых-шестнадцатых веках, появились новые воинские звания, среди которых — покловник, есаул, подъесаул, гетман, атаман и другие. Именно с этого началось развитие систематизации казачьих войск, которое в дальнейшем внесло необходимый вклад в развитие казачества.

С этого момента наборы в казачьи войска начали вестись численностью в 600 человек. «Голова», который занимался набором нужного количества солдат следовал прямым приказам высокопоставленных военных в лице воеводы. Набор велся из «приборов», которые делились на меньшие — сотни. Во главе сотен стояли сотники, под руководством которых находились полусотни. Далее по иерархии следовали десятки, которыми, следовательно, управляли десятники. Каждый управлял своим подразделением в должной мере.

В каждом казачьем поселении распределялись казаки-военные, которые выполняли почти те же обязанности и имели те же права, что и обычные стрельцы. Отряды в казачьих войсках назывались станицами, во главе которых стояли атаманы. При поступлении на службу в тот или иной город, где они в дальнейшем проживали, они подчинялись городскому воеводе, выполняя все его приказы и повеления.

В качестве особняка к этому поселению посылались другие, «сторожевые» казаки, у которых был уже другой управляющий. Их положение было особенно высоким, они считались элитнее даже пятидесятников. В случае же с атаманами, они тоже высоко оценивались, их даже ставили на один ряд с «боярскими детьми», вследствие чего они были удостоены чести получать кроме денег, еще и земельные участки в пределах деревни.

Вследствие «Табеля о рангах», вышедшего из-под пера Петра Великого, в восемнадцатом веке произошли глобальные изменения в казачьих чинах царской армии. Все ранги и чины были упорядочены, распределены в один класс — первый. В конце того же века, произошли изменения и с казачьей военной системой, они были внесены в главный документ и теперь стояли наравне с другими чинами.

В начале девятнадцатого же века, произошли определенные нововведения, вследствие которых казачьи войска были переквалифицированы. Но после того, как монарх Александр Третий ввел данные изменения, в дальнейшем никаких нововведений не предвиделось, лишь в конце девятнадцатого века появляется новое звание — подхорунжий.

Погоны казаков

Хоть казачество и считалось вольным образованием, в рядах войска было установлено строго определенное единоначалие. После внедрения войска в регулярные формирования, воинские звания в казачьих войсках царской армии были приведены в соответствие с офицерскими званиями. До сих пор можно сравнивать казачьи чины и погоны, например, с погонами армии РФ или СССР.

Младшее звание рядового приравнивается к званию казака. Казак носит погоны пятиугольной формы синего цвета. К воротнику погон пристегивается серебристой пуговицей с изображением герба. Определен и полевой вариант погон, он выполнен из сукна зеленого цвета. Лычек или нашивок у казака нет.

Поперек погона приказного, следующего в казачьей иерархии, размещается узкая полоска в виде нашивки, ее часто называют лычкой. В рядах Советской или Российской армии подобный знак отличия присваивается ефрейтору. Звание приказного казак мог получить только спустя определенное время выслуги. В подавляющем большинстве случаев звания были назначаемыми, но некоторые из них избирались общим сходом.

Младший урядник и старший урядник – это чины, которые наделялись теми же полномочиями, что и военнослужащие сержантского состава. На них возлагались организаторские и командные функции при условии наличия соответствующего обучения. Погоны урядника содержат две или три узкие полоски. Известно, что в РА таким способом обозначается звание младшего сержанта или сержанта. Цвет полосок – белый или серебристый.

Старший сержант венчает сержантскую группу войсковых званий. В казачьем же войске такого созвучия нет. Соответствующий ранг имеет вахмистр, на погоне которого красуется одна широкая лычка белого цвета. Если проводить аналогии с войсками царской эпохи, то вахмистр выполнял обязанности фельдфебеля. Основное положение в иерархии остается идентичным. После этого звания начинаются группа офицерских чинов.

Погоны офицера имеют шесть углов. Часть погона, обращенная к воротнику, выполнена в виде трапеции. Как и прежде, он пристегнут пуговицей с гербом, но выполнен уже не из сукна, а из специально переплетенного галуна. Подхорунжий соответствует званию младшего лейтенанта. На серебристом поле выделяется просвет василькового цвета, этот просвет иногда называют полоской. В современной армии один просвет обозначает принадлежность военнослужащего к младшему офицерскому составу. На погоне подхорунжего расположена одна звездочка, которая крепится по оси симметрии. Кант погона василькового цвета.

Завершают данную группу хорунжий и сотник. Если приводить аналогию с современными армейскими званиями, то по статусу и по виду погон эти чины схожи с лейтенантом и старшим лейтенантом. Если сравнивать с царской армией, то сотник соответствовал званию поручик. У этих чинов две звездочки расположены поперек погона, а три звездочки образуют треугольник.

Офицер, который носит звание в казачьем войске соответствующее армейскому званию майора, — это есаул. Его погон не содержит звезд, зато имеет два просвета василькового оттенка. Отличие построения иерархии заключается в том, что предшествующее звание подъесаул относится к младшему офицерскому составу и соответствует капитану, в то время, как две полоски есаула говорят о повышении ранга.

Следующая ступень сопряжена со званием войскового старшины. Здесь еще прослеживается различие, так как на погоне этого офицера расположены три звезды. То есть видно, что отсутствует привычное добавление звезд, как в РА. Это звание соответствует званию подполковника (две звезды с двумя просветами). Восстанавливается единство в звании полковника. Казачий полковник считается пребывающим в том же ранге, что и полковник ВС РФ.

Соответствие званий казачьего войска и званий ВС четко регламентировано для эффективного содействия. Отдельные формирования казачьего войска привлекаются для несения патрулирования и для контроля порядка в местах скопления людей, хотя действуют они под эгидой добровольных организаций.

prizivaut.ru

Одежда казаков. Одежда донских и кубанских казаков. Как выглядела одежда казака и казачки

Новости и общество 12 мая 2014

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем – индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или японское кимоно ни с чем не спутать. Так же своеобразны набедренные повязки бушменов, буров и других африканских племен. Интересна и одежда индейцев, и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, коралловых бус, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков – донских или кубанских – тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны традиции, обычаи. Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков – святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня – похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков – не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора – песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Широкие штаны были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником – незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Видео по теме

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье – кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под это платье-камзол носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку – теплую или легкую – с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное – он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают кубанский казачий хор. Кубанские казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек – заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, - воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени – в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска – вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде – разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.

Источник: fb.ru Еда и напитки Донская селедка: рецепты приготовления. Как солить донскую селедку в домашних условиях?

Донской называют черноморско-азовскую селедку, достигающей в размере 30-40 см. В конце марта-начале апреля у рыбы начинается нерестовая миграция, в результате которой он...

Новости и общество Как выглядела Виктория Романец до и после похудения?

Популярная участница знаменитого телепроекта канала "ТНТ" Виктория Романец не перестает радовать поклонников своими новыми фотографиями в социальных сетях. Виктория делится своими результатами в инстаграме, пытаясь ут...

Новости и общество Екатерина Усманова до и после пластики. Как выглядела Екатерина Усманова до пластики?

Каждая девушка мечтает о том, чтобы хорошо выглядеть и иметь прекрасную фигуру. Кому-то она даётся с детства, а кто-то прилагает огромное количество усилий и благодаря спорту добивается желаемого результата. Одной из ...

Новости и общество Как выглядела средневековая деревня. Типы и разновидности

Подавляющая часть средневекового населения проживала именно в деревнях. В странах Европы подобные поселения были как бы шаблонными, и, если и имелись какие-то различия между ними (в зависимости от стран и городов), то...

Образование Как выглядели пираты в 18 и 19 веках?

Хотя и сегодня в СМИ иногда появляются сообщения о нападении пиратов, например, у берегов Сомали, времена, когда они были хозяевами морей и океанов, давно в прошлом. По вполне понятным причинам о приключениях морских ...

Образование Homo Heidelbergensis, или гейдельбергский человек. Как выглядел и чем занимался гейдельбергский человек?

Интерес к происходящим в древние эпохи событиям не ослабевает до сегодняшнего дня. И это понятно: древнейшие и древние люди, хоть и отличались от нас внешним видом и образом жизни, являются нашими предками. Эволюция н...

Закон Знаете ли вы, как выглядел флаг России раньше? История имперского флага России

История российского флага насчитывает несколько веков. На протяжении столетий знамя видоизменялось, но не переставало осуществлять свои важнейшие функции - служить опознавательным знаком, а также представлять и символ...

Искусство и развлечения Как выглядела Вера Брежнева в молодости? Секреты личной жизни звезды

Вера Брежнева – одна из популярнейших певиц современной российской поп-сцены. Эта женщина обладает сильным и запоминающимся голосом, а также невероятно привлекательной внешностью. Поклонники звезды с удивлением ...

Компьютеры Компьютерная мышь: история создания. Как выглядела компьютерная мышь первая?

Сегодня мышь - необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического пользовательского интерфейса, команды и данные можно было ввести то...

Новости и общество Как выглядела Виктория Романец до пластики

Обаятельная и привлекательная участница знаменитого телепроекта «Дом 2» не перестает удивлять поклонников новыми преображениями. Девушка не скрывает, что очень часто в погоне за красотой обращалась за помо...

monateka.com

«Образ донской казачки, что может быть красивее?» Часть 2

Особенной красотой и силой характера испокон веков до наших дней славятся казачки. Смесь восточных и славянских кровей, особый, вольный уклад жизни в крепостной России… Казачки всегда были необычными женщинами, а их неповторимая красота воспевалась поэтами и художниками.

Жил казак беды не ведал,Полон дом питья и хлеба,Веселился, не скучалДа дивчину повстречал.там на ярмарке воскресной,В толчее казачьей, тесной,Улыбнулась, солнцем бровьИ взорвали чувства кровь

Вот как писал о них, например, знаменитый русский историк Василий Сухоруков: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церьковь».Писатель XIX века Петр Краснов в романе «Домой» описывает казачку: «…казачка. Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».

Конь мой воронойС новой шелковой уздой,Мы поскачем на восток,Где заветный хуторок.Где трава медвяная,Где дивчина славная,Поцелует казакаИ зальется свадебка

А Лев Толстой в произведении «Казаки» такую фразу вложил в уста своего героя: «А я только одного и желаю: … желаю жениться на простой казачке и не смею этого потому, что это было бы верх счастия, которого я недостоин».

Был казак душой не робок,В боевых бывал походах,Лихо шашкою владел,Знал немало славных дел.Но любовь не вражья пуля,Прямо в сердце атакует,Не укрыться, не сбежать,Только грудью принимать

У вольных донских казаков еще в дореволюционные времена даже праздник был особый – День донской казачки. Отмечался он 21 ноября, и уже в ХІХ - начале XX века в этот день стали проводиться балы, главный из которых – донской бал – проходил в собрании Армии и Флота с приглашением казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, а также чиновников, студентов, ученых…

Подождал казак немного,Сердце просится в дорогу,Пресен хлеб, горчит виноИ веселье уж не то.Эх, ты волюшка казачья,Казаки, простите, братья,На прощанье он сказалИ к любимой поскакал

Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову».

Секреты женской силы донских казачек

1. Сила Рода.

Казачки очень правильно понимали силу женского рода и непреклонно соблюдали традиции. Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина – бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой. Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене - одна из главных в казачьих песнях. А уж о любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.

2. Православная вера.

Донские казачки были набожны и религиозны. Сильная вера и молитва перед образами святых защищали женщин от напасти и разных бед. Донские казачки не пропускали ни одной церковной службы в будние дни, не говоря уже о воскресеньях и иных праздниках. Говели два раза в году – в Великий пост и на Спас, в августе. «В курене у нас полно икон, почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и ещё чем-то церковным», - вспоминал казак Василий Запорожцев из станицы Бессергеневской. Традиции. «Бери себе жинку с воли», - гласит казачья пословица. Кстати, обряд венчания возник ещё в шестнадцатом веке, когда семья давала добро на свадьбу, после чего жених и невеста венчались около вербы. Кстати, плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски

3. Женские обязанности.Девочек приучали шить лет с пяти-шести. Причём, малышки учились шить и вязать именно магические знаки, защищающие от злых духов. Символика донского казачества имел множество трактовок. Защитные обереговые орнаменты были тесно связаны со славянскими, очень перекликались. Сначала девочка вышивала защиту Рода, семьи, затем вышивала защитные орнаменты от злых сил, зависти. Взрослея, бабушка учила внучку вышивать орнамент к свадьбе, чтобы венчание состоялось под покровом защитных сил, а жених и невеста были горячо любимы друг другом. В семь лет юные казачки они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым. Например, в праздники на стол подавали дулму с капустой, огурцами или с баклажанами, суп из дикой утки, лизни с гарниром из соленых огурцов, студень, сек, полотки поросенка, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, дрофы и многое другое. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Кстати, девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.

Юные казачки в любых нарядах хороши.

4. Доброта.

Казачки были щедры на милостыню, прикармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи,при постройке хат, и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.

5. Чистоплотность.Помните, на одном из семинаров я вам рассказывала, как важно женщине держать дом в чистоте? Грязный дом (комната) – рассадник негативных энергий. Вот и донские казачки знали это, как никто другой. Это отметил историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде – для казачки уронить свое человеческое достоинство». Помимо ежедневной уборки, курени тщательно мылись снаружи и изнутри к Пасхе, Рождеству и к празднику святых апостолов Петра и Павла.6. Игривость.

Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной. Могла она пококетничать и на улице. Писатель Лев Толстой, описывая в повести «Казаки» жизнь станицы Новомлинской, приводит сцены свободного «не закрепощенного» поведения девушек и женщин. И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни. Но это не значит, что казачка переходила границы флирта. В основном именно им всё и заканчивалось. Донские казачки всегда славились верностью и преданностью не только мужу, но и своему дому, своему клану.

Казаки с мужским характеромВспомните знак «Инь-Ян», который так любили древние даосы. Нам кажется, что ещё он очень прост и понятен. Но если присмотреться, вы увидите, что в лоне женской энергии инь есть круглый островок энергии ян, и наоборот. Женская Ассоциация Yesena всё время пытается напомнить нашим участницам, нашим дорогим женщинам, что женщин с стопроцентно женской энергией почти нет. Каждая из нас имеет мужские качества, и это очень хорошо. Ведь если бы мы были такими черезчур плавными, медленными, растекающимися по древу, разве смогли бы мы делать карьеру, завоевывать авторитет среди коллег, добиваться исполнения наших желаний? А ведь сила воли – это вполне янское качество! То, чему нас несколько лет учили ведические учителя (суть женщины только в служении мужчине и никакой мужской энергии быть не должно) – оставим тем, кто хочет в это вреить. Пред нами же – история. История донских семей, в которых казачки имели неоспоримый авторитет и сводили с ума казаков. Этот секрет был в их полноценности, гармоничности, в правильном слиянии стихий. Наряду с мужественным характером у донской казачки была нежность и домовитость. Она была прекрасной женой, при этом умела защитить дом и семью, если это было необходимо.Редактор «Донских областных ведомостей» Семён Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить своё имущество от степных хищников».Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Красота донских казачекМногие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало».Силой их особенной красоты было смешение славянских черт с чертами горско-степными. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках. Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни. Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз.В 1816 году атаман Платов издал приказ, в котором было сказано: «Пускай верность и усердие их( казачек), а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

1. Внешняя и внутренняя красота

2. Преданность семье и дому, осмысленная покорность мужу

3. Гордость и смирение одновременно

4. Почитание и уважение традиций старшего поколения

5. Чувственная и притягивающая натура женщины

hist-etnol.livejournal.com

Одежда казаков. Одежда донских и кубанских казаков. Как выглядела одежда казака и казачки

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем – индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или японское кимоно ни с чем не спутать. Так же своеобразны набедренные повязки бушменов, буров и других африканских племен. Интересна и одежда индейцев, и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, коралловых бус, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков – донских или кубанских – тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны традиции, обычаи. Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков – святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня – похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков – не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора – песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Широкие штаны были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником – незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье – кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под это платье-камзол носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку – теплую или легкую – с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное – он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают кубанский казачий хор. Кубанские казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек – заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, - воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени – в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска – вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде – разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.

загрузка...

worldfb.ru